Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава II.

Использование мин русским флотом на Черноморском театре

Черноморский флот в период 1910–1914 гг. превосходил по силе турецкий флот. Однако в 1914 г. ожидалось вступление в строй двух новых турецких линейных кораблей, строившихся в Англии, в то время как постройка русских новых линейных кораблей и крейсеров не могла быть закончена ранее 1915–1917 гг. В силу этого для Черноморского флота предусматривалось три варианта плана кампании:

1) План кампании 1913–1914 гг. исходил из превосходства русского флота над турецким и предусматривал блокаду Босфора главными силами и бой последних с турецким флотом при его попытке выйти в море.

2) План кампании 1914–1915 гг., учитывая наличие новых линейных кораблей в составе турецкого флота, предусматривал бой русского флота на подготовленной позиции и переход в наступление в случае ослабления турецкого флота.

3) План кампании для периода после 1916 г., когда в состав русского флота должны были вступить в строй три новых линейных корабля, предусматривал наступательные действия против Босфора с целью прорыва его.

В соответствии с этими вариантами плана кампаний намечалось и использование мин, а именно: при первом из них — постановки мин у Босфора для его закупорки, а при втором — создание минной позиции у главной базы — Севастополя. [32]

Непосредственно после начала войны с Германией в директивах командующему флотом было указание «избегать явно агрессивных мероприятий, могущих послужить поводом для вступления Турции в войну». В соответствии с этим для флота был выработан план действий, утвержденный ставкой, согласно которому: «флот, сосредоточившись в Севастополе и будучи в постоянной боевой готовности, занимает впредь до новых указаний выжидательное положение, имея негласное наблюдение за турецким флотом при посредстве пароходов, совершающих рейсы между нашими портами и Константинополем».

10–20 августа германский линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» прошли Дарданеллы. Это обстоятельство сразу изменило соотношение сил не в пользу русского флота (см. табл. 8).

Таблица 8. Состав русского Черноморского и германо-турецкого флотов в августе 1914 г.

Классы и типы кораблей Русский Черноморский флот Германо-турецкий флот
количество кораблей вооружение каждого корабля скорость хода количество кораблей вооружение каждого корабля скорость хода
Линейные корабли переходных типов (постройки после русско-японской войны) 3 4–305 мм (12'') 16  —  —  —
Линейные корабли устаревших типов (постройки до русско-японской войны) 2 4–305 мм (12'') 15 2 6–280 мм (11'') 17
Линейные крейсеры современного типа  —  —  — 1 10–280 мм (11'') 27

31 августа командующему флотом было разрешено в случае появления «Гебена» «действовать по усмотрению». В силу этого в сентябре Черноморский флот в полном составе дважды крейсировал в западной части моря, но не встретил турецких кораблей. Однако вскоре после этого была получена новая директива: «не искать встречи с турецким флотом, если он не займет явно угрожающего положения».

Это привело к тому, что до начала войны с Турцией флот оставался в Севастополе, выходя из последнего лишь для учебных целей и не удаляясь от него далее 60 миль.

28 октября командующий флотом получил извещение о намерении Турции начать войну. Флот в это время был сосредоточен в Севастополе, [33] за исключением заградителя «Прут», посланного в Ялту для перевозки в Севастополь войсковой части, канонерской лодки «Донец» и заградителя «Бештау», бывших в Одессе, и заградителя «Дыхтау» с учебным судном «Березань», находившихся в Батуми.

В ночь с 28 на 29 октября в 3 ч. 30 м. два турецких миноносца вошли в Одесскую гавань, атаковали канонерскую лодку «Донец» и потопили ее торпедой.

В 6 ч. 30 м. 29 октября «Гебен» обстрелял Севастополь, сделав несколько залпов по рейду и батареям, которые ему отвечали. Выполняя эту операцию, «Гебен» прошел несколько раз по выставленному крепостному минному заграждению, которое в это время не было замкнуто. Сделано это было потому, что ожидался приход заградителя «Прут». Без разрешения же штаба флота крепостное командование не решалось включить заграждение. Пока испрашивалось это разрешение «Гебен» ушел в море.

Вслед за этим «Гебен» встретил заградитель «Прут», возвращавшийся из Ялты, и обстрелял его. «Прут» был затоплен своею командою из опасения взрыва мин, находившихся на его борту. Таким образом погиб самый большой по количеству принимаемых мин заградитель Черноморского флота вместе с боевым запасом в количестве 720 мин.

На рассвете того же дня турецкими крейсерами были обстреляны Новороссийск, Феодосия и Керчь. 29 октября последовало приказание командующего флотом минировать свои порты, в том числе и Севастополь.

В 15 часов 29 октября флот вышел в море, где оставался в крейсерстве в продолжение трех суток в надежде встретить «Гебена», но этого не случилось.

Во исполнение упомянутого приказания о минировании своих портов, кораблями Черноморского флота были выставлены минные заграждения в Северо-западном районе, у Севастополя, Керчи и Батуми.

С 29 октября по 11 декабря заградители «Дунай» и «Бештау», под прикрытием канонерских лодок «Терец» и «Кубанец», выставили в районе Одесса — Очаков заграждение с общим количеством 1668 мин, причем в течение первых двух недель этим заградителям удалось выставить лишь 550 мин. Остальные мины ставились по мере доставки их заводами из центра. Мины ставились с интервалом 45 м и углублением 3 м. Заграждение состояло из 13 линий, неправильно расположенных относительно друг друга (рис. 6). О том значении, которое сыграло это заграждение, равно как и о его тактических недостатках, будет изложено ниже.

В Каркинитском заливе у Джарылгатской косы было выставлено 200 мин.

Кроме этих (морских) мин, в самом проходе в Днепровско-Бугский лиман, у Очакова, было поставлено крепостное минное заграждение из мин на проводах (инженерного ведомства) с целью не допустить противника выставить заграждение в самом горле пролива.

Против Днестро-Цареградского лимана было выставлено заграждение из 233 мин. [35]

Как указывалось выше, еще до объявления войны Турции, у Севастополя в расстоянии 4–6 миль от «Северной стороны» было выставлено заграждение из мин на проводах (инженерного ведомства).

1 ноября отрядом заградителей «Ксения», «Константин», «Георгий» и «Алексей»{6} была начата постановка минного заграждения у Севастополя, значительно мористее крепостного (рис. 7). Первоначально заграждение состояло, примерно, из 600 мин, но затем оно было усилено, и к середине февраля 1915 г. в районе Севастополя было выставлено около 1750 мин. Постановка данного заграждения планом кампании не предусматривалась, и на него были израсходованы мины из запаса, предназначавшегося для постановок у Босфора. Мины были поставлены с интервалом 45 м.

Кроме того, в декабре 1914 г. и в начале 1915 г. заградителем «Дыхтау» были выставлены оборонительные заграждения в Южно-Кавказском районе: у Батуми, Кабулетт и Поти, где он поставил заграждение в 572 мины в 9 отдельных линий с целью обороны побережья от обстрела крейсерами противника с моря (заграждения 4 и 5, рис. 8).

Для обороны непосредственного подхода к Керчи и прохода в Азовское море в Керченском проливе было выставлено минное заграждение из 550 мин в 4 линии (заграждение 3, рис. 8).

После того как ставкой было получено известие о нападении турецкого флота, командующему флотом была предоставлена полная свобода действий и было указано, что главной задачей вверенного ему флота является воспрепятствование высадке неприятельского десанта, который, по имевшимся сведениям, подготовлялся в Константинополе. Сведения эти, однако, оказались ложными.

Позднее были получены сведения о намерении турок произвести внезапную высадку десанта в районе Одессы, в силу чего флоту было предписано принять меры к противодействию этому.

Для исполнения приказания высшего командования флот приступил к постановке заграждения у Босфора, а также произвел обстрел важных в стратегическом отношении пунктов побережья противника и предпринял периодические крейсерства в поисках противника.

В первый поход в ночь с 5 на 6 ноября с 4 миноносцев типа «Новик» было поставлено заграждение у Босфора из 240 мин (см. рис. 8). Мины поставлены с углублением в 4,3 м (14 фут). Заграждение должно было быть выставлено в 8–10 милях от пролива.{7} Следует отметить, что из числа поставленных мин около 20% взорвалось во время постановки.

В главе 1 указывалось, что при постановке Центральной минной позиции в Балтийском море наблюдалось лишь 11 взрывов мин; при постановке же Передовой позиции было отмечено большое количество взрывов мин. [38]

В районе Центральной позиции глубины местности, в большей ее части, были в пределах от 36 до 74 м (20 до 40 саж.), а иногда доходили до 91 м (50 саж.). В районе же Передовой позиции глубины местности были от 56 до 120 м (30 до 65 саж.). У Босфора эти глубины достигли 180 м (100 саж.) Расследование причин взрывов мин при их постановках показало следующее (дальнейшее изложение составлено со слов П. П. Киткина): «Взрывались мины образца 1912 г., т. е. всплывающие со дна. В пробках клапанов потопления этих мин были «свищи», через которые вода проникала внутрь корпуса мины и сдавливала там воздух. Давление в мине повышалось. Вследствие этого гидростатический диск поднимался кверху, и колокол приходил в опасное положение. При ударе о грунт якоря с миной или от их колебания по пути груз ударного прибора выпадал, бойки спускались, и происходил взрыв мины. Подобное же явление могло быть, если клапан потопления у мины не был довернут до места».

6 ноября была произведена бомбардировка Зунгулдака — порта для вывоза угля из Гераклийских копей.

7 ноября флот возвратился в Севастополь, и в тот же день крейсер «Бреслау» бомбардировал Поти.

18 ноября недалеко от берегов Крыма произошла встреча русских линейных кораблей с линейным крейсером «Гебен». Благодаря туманной погоде и некоторым ошибкам со стороны русских, «Гебену» удалось, после короткой перестройки, выйти из боя, используя свое преимущество в скорости хода. Однако «Гебен» получил попадание 305-мм снаряда, сопровождавшееся разрушениями внутри корабля. Это столкновение указало «Гебену» на необходимость считаться с русским флотом, хотя он и состоял из устаревших кораблей.

18 ноября флот возвратился в Севастополь. 21 ноября крейсер «Гамидие» бомбардировал Туапсе. С 2 по 5 декабря русский флот крейсировал в море, а 8 декабря «Бреслау» в виду Севастополя обстрелял тралящий караван. 10 декабря «Гебен» бомбардировал Батуми.

С 11 по 15 декабря русский флот крейсировал в юго-восточной части Черного моря и вдоль анатолийского побережья, так как имелись сведения о намерениях неприятеля высадить десант в Батуми.

28 декабря была произведена вторая постановка мин у Босфора с углублением 4,3 м. Эту постановку выполнили четыре заградителя: «Константин», «Георгий», «Ксения» и «Алексей», которые шли совместно с флотом до юго-восточной части Черного моря, а далее к Босфору под прикрытием дивизиона миноносцев типа «Шестаков». Постановка мин производилась в темное время, причем заградители маневрировали попарно. Места постановок определялись по глубинам и оказались не вполне точными. Всего было поставлено 670 мин (см. рис. 8), при этом были взрывы мин во время постановок.

Следует отметить, что находившиеся при заградителях миноносцы мешали маневрированию первых. Был случай, когда один из заградителей [39] принужден был стопорить машину, чтобы избежать столкновения с миноносцем; другой заградитель не мог начать одновременно постановки, так как должен был уклоняться от встречи с миноносцем. Выполнив постановку, заградители и миноносцы отошли к NO и с рассветом присоединились к ожидавшим их линейным кораблям.

На поставленных заграждениях через четыре дня, на двух минах подорвался «Гебен», получив одну за другой две подводные пробоины, однако он справился с ними и благополучно дошел до бухты Бейкос в Босфоре, даже без заметного крена и диферента.

Одновременно с постановкой мин у Босфора, чтобы прекратить вывоз угля, предполагалось закупорить Зунгулдакскую гавань посредством затопления пароходов. Эта вторая операция не удалась, вследствие появления у Зунгулдака неприятельских кораблей и возведения турками новых береговых батарей при входе на рейд.

25 декабря «Бреслау» обстрелял встреченные им русские миноносцы.

В первой половине января 1915 г. командующим флотом было получено приказание из ставки прекратить морские сообщения неприятеля с анатолийским побережьем и не допускать высадки турецких войск в этом районе, причем требовалось, чтобы флот возможно дольше оставался в море. К этому времени определенно выяснилось, что сравнительно редкие и периодические крейсерства флота не препятствовали неприятелю снабжать морем его армию, используя порты восточной части анатолийского побережья.

Таким образом была изменена первоначальная директива ставки Черноморскому флоту, в том отношении, что главная его задача из Одесского района переносилась в южную часть моря.

Для исполнения этих приказаний до середины февраля флот блокировал анатолийское побережье, пребывая в море и заходя только на короткие сроки в Севастополь, для пополнения запаса. Во время блокады русским флотом неоднократно обстреливались прибрежные пункты и порт; уничтожались сосредоточенные в последних грузы и разгрузочные средства, а также было потоплено несколько пароходов и большое количество парусных судов. В итоге к концу 1914 г. регулярное сообщение противника с анатолийским побережьем было фактически нарушено.

Весною 1915 г. вступили в строй новые русские подводные лодки, что дало возможность держать по очереди одну из них у Босфора.

Такая деятельность русского флота, однако, не мешала турецким крейсерам периодически выходить в Черное море и обстреливать отдельные пункты русского побережья. Хотя подобные налеты причиняли ничтожные материальные ущербы, но они производили большое моральное действие на сухопутное командование и общественное мнение России.

Из событий, имевших место в это время, следует отметить взрыв 3 апреля на северной части Одесского заграждения турецкого крейсера «Меджидие», который затонул. Команда его была благополучно [40] снята турецкими миноносцами типа «Милет» и доставлена в Босфор. «Гебен» и «Бреслау» в это время находились под Севастополем и, будучи встречены бригадой русских линейных кораблей, уклонились от боя, отступив к Босфору.

Для прикрытия работ по подъему «Меджидие» русскими были поставлены минные банки. Впоследствии этот крейсер был поднят русскими и переименован в «Прут».

В связи в предпринятой англичанами Дарданелльской операцией, в целях воспрепятствования переброске турецких войск из Прибосфорского района в Дарданеллы, русский флот произвел бомбардировки внешних фортов Босфора 25 апреля, 2, 3 и 10 мая.

Во время последней бомбардировки произошел бой между крейсером «Гебен» и русскими линейными кораблями: «Евстафий», «Златоуст», «Пантелеймон» и «Три святителя». Линейный корабль «Ростислав», бывший в этом же районе, участия в бое не принял. Бой продолжался в течение получаса. «Гебен» получил попадания двух 305-мм (12'') снарядов. В русские корабли попаданий не было.

За последний период никаких минных постановок корабли, Черноморского флота не производили. Мины не были использованы для того, чтобы воспрепятствовать неприятельским кораблям выходить из Босфора. Причиною этого было отсутствие мин, так как весь запас последних был израсходован большей частью на оборонительные заграждения, не предусмотренные планом кампании. Промышленность же новых мин еще не дала.

Исключением из этого является постановка 10 июля 1915 г. подводным заградителем «Краб» заграждения из 60 мин (рис. 8). Мины были поставлены в самом горле Босфорского пролива в одну линию, протяжением в милю. Постановка заграждения была вызвана необходимостью прикрыть первое плавание вновь построенного линейного корабля «Мария», который, еще не будучи вполне готовым для боевой деятельности, должен был совершить переход из Николаева в Севастополь для присоединения к флоту.

18 юля 1915 г. в 6 ч. 56 м. крейсер «Бреслау» подорвался на мине на NO от мыса Кара-Бурну, в расстоянии около 10 миль от него. Крейсер шел 18-узловым ходом. Мина взорвалась под четвертой кочегаркой правого борта, которая тотчас же наполнилась водой. При взрыве было убито 8 человек команды. Крейсер принял 642 т воды и малым ходом направился к берегу. Были вызваны канонерские лодки, которые поставили тралы и обеспечили возвращение «Бреслау». Тральщики на фарватере (в 8 ч. 30 м.) затралили одну мину и отвели ее в сторону. Под конвоем двух миноносцев «Бреслау» в 15 часов возвратился и стал в док в Стении.

Одновременно со вступлением в строй «Марии» в составе Черноморского флота увеличилось и число миноносцев типа «Новик» (до 9). Это создало явное превосходство русского флота над германо-турецким, однако недостатком первого оставалась тихоходность его линейных кораблей.{8} [41]

Усиление русского Черноморского флота не изменило в дальнейшем его действий. Попрежнему флот продолжал крейсерство, но имея в своем составе две маневренных группы кораблей: в одну группу входил линейный корабль «Мария» и во вторую — остальные линейные корабли; эти группы в море находились поочередно. Осенью 1915 г. со вступлением в строй второго линейного корабля «Екатерина II» положение не изменилось. Действия флота продолжали ограничиваться обстрелами неприятельского побережья и потоплением торговых судов, преимущественно каботажного плавания, которые уничтожались в большом количестве.

Наряду с главными силами флота, в состав которых входили линейные корабли и миноносцы, действовал Батумский отряд, в составе линейного корабля «Ростислав», более старых миноносцев и вспомогательных судов. Этот отряд был сформирован в конце 1914 г. Он успешно действовал, помогая прибрежному флангу Кавказской армии.

К весне 1915 г. было зарегистрировано 287 мин, выброшенных на берег в разных районах: под Одессой — 31, у Джарылгатской косы — 40, у Евпатории — 6, под Севастополем — 9, у Батуми — 1, в Керченском проливе и его окрестностях — 200. К этому времени для обороны своих берегов русский флот выставил 4290 мин. Таким образом сорванные мины составляли 6,7% от числа поставленных. В Керченском районе было сорвано 36,4%.

Мины срывались с минрепов штормами. Особенно много мин срывалось из числа поставленных на малых глубинах — до 13 м (8 саж.).

Для борьбы с выброшенными на берег минами зимой 1915 г. были организованы специальные минные партии в Очакове, Севастополе, Керчи, Батуми и Одессе. Эти партии должны были приводить сорванные мины в безопасное положение и расследовать каждый случай нахождения мины. Последние разоружались и направлялись в Севастополь.

Прибрежным жителям, не состоявшим на государственной службе, за каждую мину, найденную на берегу или обнаруженную в море, выплачивалось вознаграждение до марта 1,915 г. по 15 рублей, а с марта 1915 г. по 20 рублей.

Весной и летом 1915 г. выбрасывание мин на берег продолжалось, особенно после штормов. В течение октября 1915 г. было зарегистрировано по разным районам 200 сорванных и выброшенных на берег мин.

Во второй половине 1915 г. были получены мины от промышленности, и минное заграждение у Одессы усилили постановкой 1012 мин, с интервалом 45 м и углублением 3 м (10 фут.). Мины были поставлены заградителями (см. рис. 8)

В период времени с осени 1915 г. до середины 1916 г. военные действия на Черноморском театре развивались; однако решительных действий против «Гебена» и «Бреслау» не предпринималось.

Вступление в войну Болгарии повлекло за собой действия Черноморского флота против болгарского побережья.

Батумский отряд поддержал наступление Кавказской армии и оказал ей существенное содействие в занятии Трапезунда. Помощь [42] отряда дала возможность морским путем доставлять снабжение армии, страдавшей от бездорожья.

Русские подводные лодки занимали позиции у Босфора, но не имели случая атаковать неприятельские корабли. Места заграждений, выставленных русскими у Босфора, не были точно определены, вследствие этого подводные лодки не решались подходить близко к горлу пролива.

Линейные корабли, в сопровождении миноносцев, крейсировали в море, производя время от времени бомбардировки Босфора и Зунгулдака.

Германо-турецкий флот усилился подводными лодками. Последние, а также крейсеры «Гебен» и «Бреслау» выходили из Босфора. Крейсеры обстреливали пункты русского побережья и действовали на коммуникационных морских путях русских. «Гебен», по окончании ремонта, вместе с «Бреслау» вышел из Босфора. 1 июля 1916 г. «Бреслау» появился вблизи Дуная. 4 июля оба крейсера бомбардировали Туапсе и Сочи и утопили три русских парохода. А в это время линейный корабль «Екатерина II», на котором находился командующий флотом, стоял в Севастополе с тремя миноносцами типа «Новик» и заградителями. В море, вблизи Севастополя, находился линейный корабль «Мария» с тремя миноносцами. Командующий флотом не принял мер к тому, чтобы отрезать путь к Босфору германским крейсерам, которые были удалены от своей базы на 480 миль; расстояние же от Севастополя до Босфора — 270 миль. Линейный корабль «Екатерина II» вышел в море только через сутки после появления «Гебена» у берегов Кавказа, когда этот крейсер уже подходил к Босфору.

Такая бездеятельность русского флота в итоге вызвала общее недовольство. Общественное мнение России требовало от флота более решительных действий, считая, что Черноморский флот по своей силе значительно превосходит германо-турецкий флот, действовавший на том же театре.

В результате всего этого произошла смена командования Черноморским флотом. Новый командующий получил следующую директиву:

1) Поддерживать господство на море, всеми мерами препятствуя кораблям противника выходить в Черное море.

2) Содействовать боевым операциям частей Кавказской армии в Приморском районе.

3) Обеспечить оборудование продовольственной базы и дальнейший подвоз морем всех видов запасов к частям Кавказской армии, как в Приморском районе, так и в других направлениях, в согласии с соображениями главнокомандующего Кавказской армией.

4) С началом военных действий Румынии в союзе с Россией, прикрывать ее побережье и, в частности, порт Констанцу, принимая меры к возможному содействию операциям русских войск в прибрежном районе западной части Черного моря.

5) Содействовать средствами транспортной флотилии перевозкам по Черному морю грузов для потребностей обороны и войск.

6) Содержать в постоянной готовности отряд транспортов для [43] перевозки одной пехотной дивизии и одной артиллерийской бригады,

7) Подготовить и развить к весенней кампании 1916 г. транспортные и десантные средства Черноморского флота для осуществления самостоятельной десантной операции на побережье, занятом армией противника. Желательно достигнуть возможности поднять и высадить одновременно наибольшее количество войск и, во всяком случае, не менее трех пехотных дивизий и трех артиллерийских бригад с их обозами.

Вновь назначенный командующий Черноморским флотом счел необходимым прежде всего закупорить Босфор, для чего были предприняты минно-заградительные операции в большом масштабе.

Разведка, произведенная подводными лодками и миноносцами, установила следующую обстановку у Босфора:

1) дозорных кораблей у неприятеля нет;

2) световая преграда отсутствует;

3) минные заграждения не поставлены;

4) береговое наблюдение слабое.

В соответствии с этим штаб флота разработал план, в котором были намечены задачи: поставить минное заграждение в непосредственной близости к устью Босфора, с углублением мин — 4,8 м (16 фут.), начиная от самого берега и постепенно добавляя новые линии; поддерживать действительность заграждения, ведя непрерывное наблюдение за ним; артиллерийским огнем с кораблей и бомбометанием с гидросамолетов пресекать попытки вытраливать его. Помехой являлись только артиллерийские батареи, поэтому, ночью возможна постановка с миноносцев.

Подводная лодка устанавливает веху в 12 милях от берега по линии «Босфор — пловучий маяк».

Предполагалось в течение 11 дней поставить 6 линий в 3 очереди. В первую очередь наметили выставить мины возможно ближе к горлу Босфора и затем — мористее. Две подводные лодки должны были давать маячные огни и ставить вехи-ориентиры.

Подводный заградитель «Краб» первым выставил заграждение 31 июля 1916 г. из 60 мин в самом устье пролива.

2 августа началась попытка «закупоривания» пролива минами. В эту ночь миноносцы: «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий» и «Пронзительный» поставили 240 мин двумя линиями против пролива.

5, 9 и 11 августа теми же миноносцами было поставлено еще 600 мин тремя заграждениями к W и Ost от пролива под берегом.

Постановки совершались под прикрытием флота, находившегося в море. Миноносцы, поставив мины, возвращались в Севастополь. Не имея сообщения с берегом, за исключением приемки мин и топлива, они опять уходили к Босфору для продолжения операций «закупоривания».

20 августа, 7 и 16 сентября с миноносцев было поставлено у Босфора 560 мин, вдоль румелийского и анатолийского берегов.

10 сентября 3 миноносца типа «Новик» поставили 180 мин у Варны (заграждение 32, рис. 8).

Период сентябрьских постановок представляет собой интерес по упорству борьбы с непогодой (период равноденственных бурь). 23 сентября [44] два миноносца типа «Новик» вышли из Севастополя на постановку мин у Босфора. На одном из них волною сбросило за борт мину, и она буксировалась, рискуя попасть под корму; с трудом удалось сбросить ее якорь и таким образом освободиться. Затем волной были сброшены еще три мины, из которых одна взорвалась. Пришлось вынимать запальные приспособления. Погода все свежела, и к вечеру оба миноносца выбросили за борт все мины.

В ноябре того же года встал вопрос об усилении основного заграждения Босфора. Предположение командования русского Черноморского флота о возможности артиллерийским огнем линейных кораблей и бомбардировкой с самолетов помешать неприятелю производить тральные работы — практически не осуществилось, так как у неприятеля появились подводные лодки и самолеты, которые могли поддерживать тральщиков.

Чтобы подновить поставленные заграждения, корабли должны были проходить над выставленными ранее минами. Это привело к привлечению к минным постановкам мелкосидящих судов. Первым из таковых был использован тральщик «234» (тип «Эльпидифор»),{9} который 23 сентября 1916 г. поставил 220 мин под берегом у мыса Кара-Бурну Европейского.

Проход турецких судов вдоль анатолийского берега вынудил 3 декабря выставить с двух миноносцев типа «Новик» («Пылкий» и «Дерзкий») заграждение в 120 мин в районе мыса Шили. За три дня до этого миноносцы произвели усиление заграждения у румелийского берега; было выставлено 120 мин.

Наряду с этим командование флотом признало необходимым поставить мины возможно ближе к самому устью пролива, что и было осуществлено. Под прикрытием бригады линейных кораблей «Дерзкий» и два меньших миноносца «Живой» и «Жаркий» 17 декабря 1916 г. подошли к Босфору. В «донесении командира миноносца «Жаркий» об этой постановке говорится следующее: «В 18 часов 17 декабря принял с «Дерзкого» 12 мин, в 19 ч. 42 м. начал постановку мин, затем подошел к «Дерзкому», стоявшему в 6 милях от Босфора; в 20 ч. 24 м. принял опять 12 мин; совместно с «Живым» вторично пошел к Босфору и в 22 ч. 10 м. поставил мины. Пошел опять к «Дерзкому» в 0 ч. 01 м. 18 декабря, приняв в третий раз 12 мин, пошел к Босфору совместно с «Живым» и окончил постановку в 1 ч. 45 м.; после чего пошел к «Дерзкому», который снялся с якоря в 2 ч. 05 м. 18 декабря и направился ко II бригаде линейных кораблей». «Жарким» было выставлено 36 мин и столько же «Живым»; следовательно, всего было выставлено 72 мины.

Из изложенного выше о постановках минных заграждений в районе Босфора следует, что основное заграждение против самого устья пролива было поставлено в августе 1916 г., а затем производилось [45] его усиление и расширение с флангов и вдоль обоих берегов — румелийского и анатолийского.

Несмотря на энергичное минирование Босфора, полного закупоривания пролива достичь не удавалось, но один месяц плавание было стеснено, о чем показывали пленные турки и греки, снимаемые русскими миноносцами с неприятельских каботажных судов.

Полному «закупориванию» Босфора мешал ряд временных артиллерийских батарей, установленных германо-турецкими войсками по побережью, вдоль которого располагались фарватеры, используемые турецкими судами. Однако «Гебен» и «Бреслау» прекратили свои выходы в Черное море.

В 1916 г. вступление в войну Болгарии в качестве противника России и Румынии изменило обстановку на Черноморском театре. Потеря Румынией Констанцы осложнила положение на море. Неприятель получил возможность расширить район базирования своих подводных лодок, используя Бургас, Варну и Констанцу. Германо-турецкие подводные лодки и авиация оттеснили русские корабли от устья Босфора.

Это обстоятельство побудило командование флота наряду с заградительными операциями против Босфора предпринять таковые же против западного побережья Черного моря. Одновременно с этим неприятель также использовал мины для обороны своего побережья.

Для защиты Варны от бомбардировок русского флота болгарами было поставлено небольшое минное заграждение. Последнее было обнаружено русскими тральщиками (помощью фортралов), когда бригада линейных кораблей уже шла для обстрела Варны. На этом заграждении подорвался и погиб русский миноносец «Лейтенант Пущин».

Румыны тоже выставили минное заграждение у Констанцы, недалеко от стенки гавани. На этом заграждении в августе 1916 г. подорвался русский миноносец типа «Новик». Это заграждение, как не достигнувшее целей обороны и стеснявшее плавание своих же кораблей, было убрано по настоянию русского командования.

Ввиду того, что на Констанцу начали базироваться русские корабли, около нее было поставлено 600 мин для обеспечения базирования.

Заградительные операции русских в районе западного побережья Черного моря выполнялись заградителями, миноносцами типа «Новик» и подводным заградителем типа «Краб».

Ввиду большого практического интереса постановки мин «Крабом» в сентябре 1916 г. у Варны приводится подробное ее описание, включая и подготовку к походу.

31 августа 1916 г. «Краб», находясь в Севастополе, начал готовиться к походу. В 13 часов этого же дня, когда было погружено 38 мин, одна из них получила перекос и заклинилась в элеваторе; для того чтобы извлечь мину, пришлось разобрать часть элеватора и у самой мины срубить ведущие ролики. За ночь элеватор вновь собрали, и в 8 часов 1 сентября продолжали погрузку. Каждая мина тщательно проверялась, у некоторых пришлось подкрепить ведущие [46] ролики. К 3 часам были приняты все 60 мин. Установка приборов была следующая: углубление мин — 1,8 м (6 фут.); часовой механизм введен на полчаса, при всплытии — мины опасны.

2 сентября «Краб» подошел к Варне, имея приказание поставить мины на северном подходе к ней, возможно ближе к Евксинограду.

С полуночи 3 сентября задул NNW. С 1 ч. 40 м. до 3 часов был остановлен правый керосино-мотор для осмотра и исправления повреждения; тем временем ветер усилился до 6 баллов, и в 4 часа качка доходила до 50°. Из аккумуляторов вылилась кислота, и в батареях упала изоляция и вышел из действия ряд электромеханизмов. Для уменьшения качки пришлось менять курс. В 4 ч. 40 м. ослабела, вследствие неравномерности нагрузки на качке, цепь Ренольда циркуляционной помпы керосино-мотора. Пришлось держаться под электромоторами до 5 ч. 35 м. Затем час продержались под керосино-моторами.

В 6 ч. 40 м. цепь циркуляционной помпы лопнула — исправить ее было нельзя; правый мотор вышел из действия окончательно. Лодка стала держаться против волны малым ходом под левым кормовым керосино-мотором, находясь по счислению в 60 милях от Констанцы.

В 9 часов вследствие засорения маслопровода перегрелся упорный подшипник левого вала. Опасаясь остаться без двигателей, «Краб» послал радио о помощи на линейный корабль «Ростислав», находившийся в то время в Констанце. В это время ветер дошел до 8 баллов. Подшипник удалось охладить. В полдень, находясь в 11 милях на NO 8° от мыса Шаблер, «Краб» лег на курс N. Так как от постановки заграждения пришлось отказаться, «Краб» сообщил по радио на «Ростистлав», что может итти самостоятельно в Констанцу.

В 13 часов нагрелась задняя группа цилиндров кормового керосино-мотора, — пришлось ее выключить, несмотря на усиленное охлаждение. В 15 ч. 30 м. у маяка Тузла «Краб» встретил высланный ему на помощь миноносец «Заветный» и, идя последнему в кильватер, прошел румынское минное заграждение и вошел в Констанцскую гавань для ремонта. За это время на Констанцу были произведены налеты болгарских гидросамолетов. 4 сентября с 8 до 9 часов во время налета «Краб» лежал на грунте. При налете неприятельских самолетов 7 сентября лодка не успела погрузиться, но к счастью все обошлось для «Краба» благополучно.

9 сентября «Краб» получил приказание поставить заграждение в южном проходе к Варне, ближе к маяку Галата и, во всяком случае, не южнее Али-Бахчи. В помощь лодке был назначен миноносец «Гневный». Ввиду ненадежности керосино-моторов «Краба», он должен был быть подведен на буксире миноносцем к точке, отстоящей от берега на 22 мили (шир. 43°00' и долг. 28°28'). Миноносец затем должен был уйти в море и держаться там, чтобы в 6 часов следующего дня быть опять в том же месте.

Лодка же самостоятельно, сперва в позиционном положении, а затем в подводном должна была итти к месту постановки с расчетом быть там к заходу солнца. После постановки мин лодке надлежало отойти под водой насколько позволит емкость батарей и [47] состояние воздуха внутри лодки. Далее предполагалось, что с темнотой «Краб» всплывет и пойдет под керосино-моторами на рандеву с миноносцем.

10 сентября «Краб» удиферентовался в Констанцской гавани и в 23 ч. 30 м. был готов принять буксир. Ввиду отсутствия на лодке какого бы то ни было буксирного приспособления, буксир был взят сквозь якорный клюз; для быстрой отдачи ввели якорную скобу, закрепив ее на палубе у форштевня. В 1 час 11 сентября буксир был принят, и корабли вышли под проводкой тральщиков. В 5 ч. 30 м. тральщики были отпущены, погода благоприятствовала операции. В 6 часов, находясь в шир. 43° 29' и долг. 29° 00', командир лодки попросил командира миноносца остановиться, чтобы поправить буксир. В продолжение четверти часа команде с большим трудом удалось подобрать буксир, но в это время на «Гневном» поднялась тревога, и он дал сразу большой ход. Буксир рвануло, он обтянулся и, врезавшись в верхнюю палубу, разорвал ее на протяжении 0,6 м. В этот момент с «Краба» был замечен гидросамолет, идущий прямо на лодку. Миноносец огнем своей артиллерии не позволил самолету противника снизиться над лодкой. В это время был отдан буксир на миноносце. Одновременно по правому борту «Краба» упали три бомбы. Буксир, повисши на носу лодки, не давал ей возможности уйти под воду; отдать же его было очень трудно, так как скоба врезалась в обшивку и заклинилась. Гидросамолет сбросил около лодки еще 8 бомб. «Гневный», ходя зигзагами около «Краба», обстреливал самолет, пока тот не улетел. Ни одна бомба не попала в лодку. К 8 часам буксир удалось освободить и передать на миноносец.

Таким образом «Краб» и «Гневный» были открыты противником; операция опять сорвалась, и корабли повернули к Констанце. «Краб» шел самостоятельно. Около 9 часов он снова был атакован неприятельскими гидросамолетами, но лодка успела погрузиться, В 15 ч. 30 м. «Краб» ошвартовался в Констанце.

12 сентября к 16 часам надстройка у «Краба» была отремонтирована средствами Констанцского порта, и для буксировки установлен большой гак. 13 сентября стало стихать. Чтобы избежать атаки самолетов, решено было выходить на постановку из Констанцы вечером. «Гневный» был заменен миноносцем «Звонкий». В 17 ч. 50 м. «Краб» подошел к «Звонкому», но тот не мог справиться с буксиром. Сделанный в Констанце глаголь-гак сломался. На следующий день, т. е. 14 сентября 1916 г., в 17 ч. 30 м. «Гневный», приняв нефть с другого миноносца, повел лодку в море. В 20 часов корабли прошли маяк Тузлу, в двух милях от него, курсом 183°, имея ход в 10 узлов. В 21 час вследствие свежей погоды буксир лопул. 2 1/2 часа провозились над новой его заводкой. 15 сентября к 6 часам стихло. Буксир был отдан. «Гневный» ушел за горизонт. В полдень «Краб» увидел мыс Эмине. Около 15 часов приготовились к погружению. Задул свежий NNW, который быстро развел мелкую волну с мелкими гребешками; было очень пасмурно.

Погрузившись под перископ, лодка шла со скоростью около 3 1/2 узлов, удерживая глубину от 6 до 12 м. В 16 ч. 30 м. командир [48] лодки решил сократить путь и пройти часть его иод предполагавшимся болгарским минным заграждением. В 19 ч. 10 м., находясь в 16 каб. на 161° от маяка Галата при курсе 0°, берег начал окончательно скрываться в вечерней мгле. Затем, приблизившись на 5 каб. и имея под килем ничтожную глубину, «Краб», быстро покатившись вправо, начал ставить заграждение. Минный элеватор заработал, но тотчас же в надстройке послышался лязг железа, и элеватор встал. Уменьшили ход до самого малого, чтобы не выйти из района постановки. Элеватор был включен в обратную сторону, а затем снова на постановку мин. Вначале элеватор имел большую нагрузку (60 ампер вместо 10 обычных), а затем начал работать правильно. В 19 ч. 15 м. вышла первая мина; был увеличен ход. В 19 ч. 15 м. шли курсом 145°.

В 19 ч. 18 м., когда по указателю было поставлена 30 мин, постановку прервали.

В 19 ч. 21 м., идя курсом 225°, возобновили постановку мин. В 19 ч. 28 м. все мины были выставлены, и в 19 ч. 30 м. «Краб» лег на курс 180°. Воздух в лодке совершенно испортился, почему «Краб» всплыл и в течение 10 минут вентилировался через рубочный люк. Кругом было совершенно темно.

В 21 ч. 15 м., находясь в 3 милях от берега, «Краб» окончательно всплыл и начал откачивать балласт, но при этом он имел крен на правый борт, который постепенно возрастал. Оказалось, что правый магазин мин остался на месте. Как впоследствии выяснилось, мина правого магазина при выходе из надстройки заклинилась у кормовых дверей, которые нельзя было закрыть, чтобы осушить надстройку. Когда элеватор сделал большую нагрузку, то скрутился передаточный вал к правому магазину мин, и только благодаря этому освободился левый магазин мин, который и смог быть поставленным.

В итоге было поставлено 30 мин с интервалами по 61 м (200 фут), вместо предполагавшихся 30 м (100 фут.).

Крен в 10° на правый борт и переливающаяся вода в надстройке вынудили командира «Краба» заполнить вытеснитель левого борта, для выравнивания лодки. Под керосино-моторами левого борта «Краб» со скоростью 6 узлов отошел от берега и в 6 часов 16 сентября встретился с «Гневным», который и повел его на буксире сначала в Констанцу, а затем, получив соответствующее приказание по радио, направился в Севастополь, куда оба корабля благополучно прибыли.

7 и 19 ноября с тральщика «234» (типа «Эльпидифор») было выставлено в районе Варны 440 мин. Первая операция обеспечивалась крейсером «Память Меркурия», вторая — миноносцем «Пронзительный». 25 декабря с того же тральщика у Варны было выставлено еще 220 мин.

26 ноября 1916 г. с эсминцев «Пылкий» и «Дерзкий» была произведена постановка 120 мин, а с сетевого заградителя «Эльборус» — постановка сетей в районе Констанцы. Эсминцы поставили мины в период времени с 20 ч. 50 м. до 21 ч. 45 м., после чего встали на якорь. Определяясь по проблескам, подаваемым эсминцами, [49] «Эльборус» поставил одну сеть, второй сети он поставить не смог из-за появившейся зыби.

Главной целью постановки сетевых заграждений была защита линейных кораблей (устаревшего типа) от атак подводных лодок. Линейные корабли II бригады предполагалось использовать для бомбардировки побережья Босфора, куда должна была подойти армия, наступая от Дуная на юг Балканского полуострова. Эта идея появилась у командующего флотом в результате невозможности закупорить Босфор с моря.

Неудачи на Румынском фронте не дали возможности осуществить этот план, равно как и использовать бомбардирский корабль «Синоп»,{10} к которому были приделаны противоминные утолщения.

17 декабря 1916 г. с тральщика «234» было выставлено 220 мин к N от Констанцы для поддержки фланга сухопутной армии «после отхода ее на север от Констанцы.

Далее следует отметить организацию производства минных постановок с мелкосидящих тральщиков-заградителей, которые, кроме своего боевого запаса мин, во время операции принимали мины с заградителей. Последние, таким: образом, являлись пловучими минными базами. Заградитель держался обыкновенно в стороне от места постановки, с таким расчетом, чтобы тральщик-заградитель, поставив свой запас мин, мог подойти к нему за новым запасом и выставить их в следующую ночь. Для охраны придавались миноносцы. Кроме того, к группе таких кораблей присоединялась подводная лодка, для выставления маневренных вех или для непосредственного исспользования ее в качестве маячного судна.

В 1917 г. в состав русского Черноморского флота вошло несколько мелкосидящих заградителей типа «Эльпидифор», однотипных с упоминавшимся тральщиком «234». Наличие этих кораблей дало возможность командованию флотом предпринять заградительные операций против неприятельских баз и, в частности, против Босфора, в тех районах, где уже ранее ставились мины.

Первой такой постановкой была операция 17–18 января 1917 г., произведенная двумя тральщиками «234» и «239» (типа «Эльпидифор»). Тральщики на буксирах были подведены к Босфору двумя заградителями — «Ксения» и «Константин» — при двух конвоирующих их миноносцах. В море, в качестве прикрытия, вышел крейсер «Память Меркурия». Было поставлено всего 460 мин. Постановка выполнена под берегом, для чего пришлось тральщикам проходить через ранее поставленное минное заграждение. Для ориентировки служила подводная лодка.

В мае и в июне 1917 г. был произведен ряд постановок мин с корабельных барказов и катеров в районе Босфора и у Зунгулдака.

18 мая моторными корабельными барказами была произведена постановка малых мин у Босфора, для чего четыре корабельных барказа и один быстроходный катер были доставлены к Босфору на борту крейсера «Память Меркурия». 240 малых мин типа «Рыбка» были приняты на «Гневный» и «Пронзительный». Обеспечивали [50] постановку линейный корабль «Свободная Россия», 2 миноносца и гидрокрейсеры.{11}

Крейсер «Память Меркурия» в 30 милях от входа в Босфор спустил на воду быстроходный катер и 4 барказа. На каждый барказ было погружено с «Пронзительного» по 30 мин. Для размещения мин барказы имели настил и минные пути, а для сбрасывания — забортные скаты. Экипаж барказа состоял из 12–13 человек под руководством командира.

Барказы были взяты на буксир быстроходным катером. Погода благоприятствовала выполнению операции: было пасмурно, на море — штиль.

Около полуночи 17 мая катер с барказами на буксире вошел в Босфор и отдал буксир. Барказы построились в строй фронта и начали постановку в 1–2 каб. от берега. Закончив постановку, они пошли на присоединение к крейсеру, и в 5 часов 18 декабря катер и барказы были подняты на борт «Память Меркурия».

18 мая барказы снова были спущены на воду. Они приняли мины в том же количестве с миноносца «Гневный». С наступлением темноты барказы, буксируемые быстроходным катером, снова пошли, на постановку мин к Босфору. На пути они были обнаружены и атакованы бомбами гидросамолетов противника. Попаданий не было. Считая невозможным выполнить операцию скрытно, командир отряда катеров повернул обратно к крейсеру. Командир «Память Меркурия» отказался от продолжения заградительной операции и пошел в Севастополь.

24 мая «Память Меркурия» с отрядом в том же составе снова пошел к Босфору для продолжения постановки мин. Для прикрытия минно-заградительной операции в море вышла II бригада линейных кораблей и 5 миноносцев.

Не доходя 25 миль до Босфора, крейсер спустил на воду быстроходный катер и 4 моторных барказа. Барказы приняли с «Пронзительного» по 30 мин каждый и были подведены им на буксире к кромке минного заграждения. Затем барказы под собственными моторами пошли к Босфору. Погода благоприятствовала выполнению минной постановки: было ясно, состояние моря — 1 балл.

25 мая около 2 часов все мины были выставлены в Босфоре; постановка продолжалась 25 минут.

На следующую ночь барказы снова приняли такое же количество мин с эсминца «Гневный». Быстроходный катер взял их на буксир и повел к Босфору. Войдя в пролив, барказы построились в строй фронта для постановки. В 0 ч. 22 м. при сбрасывании мин на одном из барказов «Память Меркурия» произошел взрыв, которым были убиты командир барказа и 4 матроса и разрушена корма. На этом же барказе вскоре произошел взрыв второй мины, в результате чего барказ затонул, а оставшаяся в живых команда была подобрана [51] из воды. Взрыв двух мин был услышан с берега, и в направлении взрывов были открыты прожекторы, которые хотя и осветили барказы, но вероятнее всего их не заметили, так как лучи прожекторов на барказах не остановились, а вскоре были перенесены в море. Один из идущих рядом барказов также был поврежден от взрыва двух мин и впоследствии затонул. К крейсеру вернулись только два барказа и быстроходный катер.

Причиной взрыва послужило то обстоятельство, что перед сбрасыванием мин за борт не было обращено должного внимания на состояние сахара. Последний, очевидно, был сильно подмочен брызгами встречной волны, и одна из мин в момент сбрасывания взорвалась от толчка об воду.

Несмотря на эти взрывы операция была доведена до конца.

В период с 13 по 17 июня 4 быстроходные катеры выполнили минную постановку в расстоянии 1 каб. от входа в гавань Зунгулдак. В район постановки катеры были подведены на буксире миноносцами. Каждый катер поставил по 10 малых мин типа «Рыбка».

Мины были выставлены настолько близко от берега, что турецкие часовые окликали катеры голосом. С береговой батареи был произведен один выстрел, снаряд упал между третьим и четвертым катером, но безрезультатно.

В ночь с 17 на 18 июня эсминцы «Пылкий» и «Счастливый» подвели те же 4 катера к Босфору. Последние поставили в глубине пролива 40 мин.

25 июня 1917 г. 4 тральщика типа «Эльпидифор» произвели постановку 880 мин. у Босфора. 20 июля двумя тральщиками типа «Эльпидифор» и четырьмя быстроходными катерами было выставлено 480 мин. Это была последняя минная постановка русского флота в районе Босфора.

В таблице 9 приводятся сводные данные о числе мин, поставленных в активных заграждениях кораблями русского Черноморского флота в течение империалистической войны 1914–1918 гг. с подразделениями по годам и районам постановок. Из этой таблицы можно видеть, во-первых, как неравномерно расходовались мины этим флотом по годам и, во-вторых, как с течением войны перемещались районы использования мин.

По числу поставленных мин первое место занимает район Босфора, что свидетельствует об активном характере минной войны. Самым тяжелым годом для ее ведения был 1915, когда ощущался недостаток в минах. Особенно большой расход мин на активные заграждения относится к 1916–1917 гг. (см. табл. 10 и 11).

На 13 184 минах, поставленных русским флотом в Черном море, погибло 12 германо-турецких кораблей, не считая транспортов; следовательно, на каждый погибший корабль приходится около 1100 мин (табл. 12).

Черноморский флот почти в течение всей войны ощущал недостаток в минах. По ходатайству командующего флотом перед ставкой и морским министерством в конце 1914 г. флот получил из Владивостока 500 мин, из Кронштадта 850 якорных и 400 дрейфующих мин. В 1916 г. из Кронштадтского порта получили еще 1000 мин. [52]

Таблица 9. Сводные данные об активных постановках минных заграждений, выставленных русским Черноморским флотом в войну 1914–1917 гг.

№№ заграждений Время постановки Кто ставил Число мин Район постановки
  1914 г.    
10 5 ноября 4 эсминца 240 Босфор
6, 7, 8 и 9 18 ноября Заградители «Константин» и «Ксения» 123 Трапезунд,
77 Платана,
100 Уние и
100 Самсун
11 21 декабря Заградители «Константин», «Георгий», «Ксения» и «Алексей» 670 Босфор
12 10 июля 1915 г. Подводный заградитель «Краб» 60 Босфор
  1916 г.      
13 31 июня То же 60 Босфор
14 2 августа 4 эсминца 240 Босфор
15 5 августа 4 эсминца 240 Босфор
16 9 августа 4 эсминца 240 Босфор
17 12 августа 2 эсминца 120 Босфор
18 20 августа 2 эсминца 120 Босфор
37{12} 23 августа Заградители «Константин», «Георгий» и «Ксения» 600 Констанца
19 7 сентября 3 эсминца 180 Босфор
32 10 сентября 3 эсминца 180 Варна
33 15 сентября Подводный заградитель «Краб» 30 Варна
20 16 сентября 3 эсминца типа «Новик» и 2 миноносца-уголыцика 260 Босфор
21 23 сентября Тральщик «234» типа «Эльпидифор» 220 Босфор
34 7 ноября То же 220 Варна
35 19 ноября То же 220 Варна
38 26 ноября 2 эсминца и сетевой заградитель «Эльборус» 120 и сети Констанца
22 30 ноября 2 эсминца 120 Босфор
23 3 декабря 2 эсминца 120 Босфор
39 17 декабря Тральщик типа «Эльпидифор» 220 Констанца
24 17–18 декабря. Эсминец и два миноносца-угольщика 72 Босфор
36 25 декабря Тральщик типа «Эльпидифор» 220 Варна
  1917 г.      
25 18 января 2 тральщика «234» и «239» типа «Эльпидифор» 460 Босфор
26 18 мая 4 корабельных моторных барказа 120 Босфор
27–28 25–26 мая 4 корабельных моторных барказа 240 Босфор [53]
32 16 июня 4 катера 40 Зунгулдак
29 18 июня 4 катера 40 Босфор
30 25 июня 4 тральщика типа «Эльпидифор» 880 Босфор
31 20 июля 2 тральщика типа «Эльпидифор» и 4 катера 480 Босфор

Таблица 10. Количество мин, выставленных русским Черноморским флотом в войну 1914–1917 гг., по классам заграждений

Классы заграждений Количество поставленных мин по годам Всего
1914 1915 1916 1917 мин %
Активные 1310 60 3202 2260 6832 51,8
Оборонительные 4190 1562 600  — 6352 48,2
Итого 5500 1622 3802 2260 13184 100

Давая оценку тому, как использовались мины русским Черноморским флотом, необходимо осветить этот вопрос как с оперативной точки зрения, так и с тактической.

Прежде всего следует отметить резкое отличие по оперативному назначению минных постановок, произведенных в первый и второй периоды войны. В первый период, 1914–1915 гг., и в первую половину 1916 г. (до смены командующего Черноморским флотом) мины использовались большей частью для оборонительных целей; во второй период они ставились исключительно как активные. Из общего числа 7122 мин, поставленных за этот период, 5752 мины пошли для оборонительных заграждений; иначе говоря, только около 20% мин было использовано на активные заграждения. Мины, предназначенные по планам для активных заграждений у Босфора, были поставлены у Севастополя. Из-за недостатка мин (на что отразилась и гибель с минами заградителя «Прут»), вследствие их медленного поступления из центра, постановка основного заграждения в районе Одессы растянулась на два года. Постановка Севастопольского заграждения была закончена лишь в январе 1915 г. [54]

Таблица 11. Сведения о количестве мин, выставленных русским Черноморским флотом в войну 1914–1917 гг., с подразделением по годам и районам постановок

Районы постановок Количество поставленных мин по годам Всего
1914 1915 1916 1917 мин %
Северо-западный район Черного моря 1868 1012  —  — 2880 21,8
Район Севастополя 1200 550  —  — 1750 13,3
Керченский пролив 550  —  —  — 550 4,2
Батуми-Поти 572  —  —  — 572 4,3
Анатолийское побережье (Трапезунд, Платана, Уние, Самсун) 400  —  —  — 409 3,0
Зунгулдак  —  —  — 40 40 0,3
Босфор 910 60 19952 2220 5182 39,4
Варна  —  — 870  — 870 6,6
Констанца  —  — 940  — 940 7,1
Число мин 5500 1622 3802 2260 13184  —
Итого в процентах 41,8 12,4 28,6 17,2  — 100

Таблица 12. Потери германо-турецкого флота на русских минных заграждениях, выставленных в Черном море в войну 1914–1917 гг.

Классы кораблей Количество кораблей
погибших на минах подорвавшихся на минах
Крейсеры 1 2
Канонерские лодки 2 2
Миноносцы 1 1
Подводные лодки 4  —
Минные заградители 1 1
Тральщики 3  —
Итого 12 6

Дадим краткую характеристику минных заграждений, выставленных в некоторых районах Черного моря.

Эти заграждения сильно редели, особенно те из них, которые были поставлены на мелких местах: у Днестровоцареградского маяка, на Одесской банке, к югу от Кинбурнской косы. Большая волна при ветрах от SO, S и SW всегда срывала некоторое количество мин. Считалось, что к лету 1916 г. количество мин, оставшихся в заграждениях, составляло не более 60% от выставленного количества [55] мин. Сорванные, плававшие мины представляли опасность как для мореплавания, так и для береговых жителей. Известно несколько случаев гибели на этих минах русских барж и парусников, и был даже случай подрыва транспорта.

Артиллерийская оборона Одесского заграждения возлагалась на один из устаревших линейных кораблей, который стоял в Одесской гавани. При этом была организована перекидная стрельба с наблюдательными пунктами, вынесенными на побережье. Кроме того, на берегу были поставлены сухопутные батареи. Эта оборона являлась слабой; она была установлена лишь с апреля 1915 г. Равным образом было слабо организовано наблюдение за районом минных заграждений, о чем можно судить по тому, что о гибели турецкого крейсера «Меджидие» узнали спустя несколько часов.

В тактическом отношении расположение Одесского заграждения было неудачно. Проходом между ним и берегом могли пользоваться неприятельские подводные лодки. Вследствие этого в сентябре 1915 г. севернее заграждения в районе Дофиновка — Григорьевка неприятельской подводной лодкой был утоплен русский транспорт «Патагония», а в июне 1916 г. там же, на заграждении, поставленном неприятельским подводным заградителем, погиб русский пассажирский пароход «Меркурий».

Крепостное заграждение, выставленное у Очакова, обладало рядом тактических недостатков. Оно состояло из гальванических мин на проводах (инженерного ведомства). Расположение мин в заграждении было таково, что фарватер для прохода своих кораблей обладал крутыми и частыми поворотами и был очень затруднителен для плавания по нему больших кораблей и судов с буксирами. Будучи выключенным, это заграждение предотвращало опасность подрыва своего корабля, проходящего через него, но не гарантировало целости самих мин. В первые же дни войны на этом заграждении подорвался русский пароход. Неудачное расположение мин, усугублявшееся наличием течения, сильно стесняло плавание своих кораблей и транспортов.

Заграждения, выставленные русскими кораблями у Босфора в начале войны (ноябрь 1914 г.), обладали следующими недостатками.

1) Места постановок мин определялись только по счислению. Астрономических наблюдений при этом не производилось. Точное расположение заграждений у Босфора русскому командованию известно не было. В результате этого была стеснена деятельность русских подводных лодок, которые, опасаясь своих мин, должны были занимать позиции далеко от устья пролива и, вследствие этого, неоднократно опаздывали атаковывать входящие и выходящие из него крейсеры и транспорты.

2) Из-за того, что места определялись кораблями, ставившими заграждения, по счислению, значительная часть мин ставилась не точно, на больших глубинах, чем те, на которые были сконструированы самые мины. Это повело к выводу из строя некоторого количества мин во время постановки.

3) В 1915 г. и, в особенности, осенью 1916 г., после штормов в районе Босфора, русские мины срывались с минрепов, и их волной [56] выбрасывало на берег. Сначала турки боялись этих мин и расстреливали их, но затем научились разоружать. Разоруженные мины доставлялись в Константинополь, очищались и приводились в порядок. Предполагается, что турки использовали эти мины для постановок против кораблей противника.

Из общего числа 6000 мин, поставленных за второй период войны (вторая половина 1916 г. и 1917 г.), около 10% было использовано непосредственно для закупорки самого пролива.

О заграждениях, поставленных у Босфора в 1916–1917 гг., может быть отмечено следующее: постановка этих заграждений была начата на расстоянии 15 миль от пролива, постепенно приближалась к берегу и была закончена в нескольких метрах от последнего; поскольку эти заграждения не охранялись непрерывно и не прикрывались артиллерийским огнем кораблей, они не смогли в полной мере выполнить поставленную им задачу — «закупоривания» пролива.

Был только небольшой период с 28 августа по 29 сентября 1916 г., когда, после постановки у Босфора, вблизи берегов на фарватерах, 1200 мин, вход и выход кораблей и транспортов из пролива был приостановлен. Босфор фактически оказался заблокирован минами и сообщение с Зунгулдаком было прервано. Однако после длительных тральных работ фарватеры были очищены для плавания германо-турецких кораблей и транспортов.

Дальше