Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть первая.

Использование мин

Глава I.

Использование мин русским флотом на Балтийском театре

Русский флот правильно учел опыт русско-японской войны в отношении значения мин; при подготовке к следующей войне этому роду оружия придавалась вполне определенная и значительная роль.

В соответствии с этим создавалась необходимая материальная часть мин и корабли для их постановки.

Русский Балтийский флот в период, непосредственно предшествовавший войне, был слабее германского флота — своего вероятного противника (см. таблицу 1).

Таблица 1. Состав флотов России и Германии накануне империалистической войны 1914–1918 гг.

№п/п. Классы и типы кораблей Русский Балтийский флот Германский флот
1 Линейные корабли современных типов (дредноуты) 0 16
2 Линейные корабли переходных типов (построенные после русско-японской войны) 2 5
3 Линейные корабли устаревших типов (построенные до русско-японской войны) 2 17
4 Линейные крейсера современных типов 0 5
5 Броненосцы береговой обороны устаревших типов 0 8
6 Броненосные крейсеры 1 2
7 Броненосные крейсеры устаревших типов 5 4
8 Легкие крейсеры современных типов 0 16
9 Легкие крейсеры переходных типов 2 8
10 Легкие крейсеры устаревших типов 2 10
11 Эскадренные миноносцы современных типов 1 0
12 Эскадренные миноносцы переходных типов 50 140 [6]

Согласно «Плану операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны на 1914 г.», ставилась задача: в течение первых двух недель по объявлении войны не допустить противника в глубь Финского залива, восточнее рубежа Ревель — Поркалаудд (рис. 1), чтобы этим обеспечить мобилизацию войск гвардейского корпуса и петербургского военного округа и дать возможность сухопутным войскам сосредоточиться для отражения десанта. Для достижения этого «планом операций» предусматривалось создание Центральной минной позиции на указанном рубеже и, в случае попытки противника ее форсировать, ведение боя на этой позиции всеми имеющимися морскими силами.

Минное поле являлось основой позиции. Артиллерийское оборудование последней к началу войны было слабое. Южный фланг позиции [7] прикрывался двумя батареями на острове Нарген, одной из четырех орудий 203 мм (8'') и второй из четырех орудий 152 мм (6''); северный — одной батареей из четырех орудий 152 мм (6'') на Поркалаудд (небольшой рейд в шхерах в 20 милях на SW от Гельсингфорса).

Постановка минного заграждения на Центральной позиции входила в план развертывания Балтийского флота и должна была быть выполнена до начала боевых операций.

Заграждение из 2119 мин (рис. 1 и 2) было выставлено минными [8] заградителями «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей»{1} непосредственно перед объявлением мобилизации. Мины выставлялись восьмью линиями с углублением 4,9 м (16 фут.) при минных интервалах 45,7–85,7 м (150–280 фут).

Постановка мин была выполнена в течение четырех с половиной часов. При постановке всплывших мин не было, а из числа поставленных взорвалось 11 мин. Операция прикрывалась флотом, крейсировавшим на меридиане Пакерорта, имея миноносцы в дозоре.

Со 2 по 6 августа миноносцы и тральщики выставили дополнительные заграждения (рис. 2 — малые квадраты 1–5). 2 августа миноносцами было выставлено 200 мин, а тральщиками 311 мин, из них 150 мин выставлено 2 августа, а 161–3 августа. Квадраты 2, 3 и 5 находились на W от ранее выставленного главного заграждения, образуя «усы»; квадрат 1 — на N от этого же заграждения и 4 — на S от него. Углубление мин — 5,5 м (18 фут.).

6 августа миноносцы II дивизиона выставили 4 небольших линии заграждения, длиной по 1–1,5 мили, по 40 мин в каждой, в шхерном районе на N и NO от Центральной минной позиции.

В августе было выставлено 200 охранных мин с патронами Киткина в южной части Центральной позиции на N от Суропа. В августе было выставлено 160 охранных мин с патронами Киткина с западной стороны позиции.

Кроме того, в августе и сентябре в районе тех же шхер Або — Ганге — Юссаре миноносцы выставили 15 небольших линий минных заграждений с общим количеством 290 мин.

Всего за 1914 г. в районе Центральной минной позиции и в районе шхер было выставлено 3440 мин. В октябре после гибели крейсера «Паллада» в Суропском проходе были выставлены мины инженерного ведомства на проводах.

В сентябре и декабре средствами порта для обороны Либавы было выставлено 100 мин.

В первый период войны русские силы Балтийского моря в ожидании боя были сосредоточены в районе Центральной позиции (Ревель — Свеаборг — Поркалаудд).

После постановки 17 августа германским заградителем «Дейчланд» мин в квадрате 39 (рис. 3, заграждение Г. З.) командование русским Балтийским флотом сделало правильный вывод об отсутствии у противника намерения проникнуть в глубь Финского залива. С этого времени отмечается стремление Балтийского флота перейти к активным действиям, которые в итоге вылились в активные минно-заградительные операции в средней и, главным образом, в южной части Балтийского моря.

14 октября была получена директива от сухопутного командования, разрешавшая производство минно-заградительных операций у германского побережья.

Еще до выполнения активных минных постановок у неприятельского [9] побережья миноносцами были произведены минные постановка оборонительного характера у Виндавы и Либавы.{2} 8 октября четыре миноносца полудивизиона особого назначения (типа «Охотник») произвели постановку минного заграждения на W от Виндавы на пересечении обычных курсов следования неприятеля (загр. 1-а). Операция была выполнена скрытно. Было выставлено [10] 2 банки по 50 мин в каждой. Кроме того, два миноносца другого дивизиона выставили 50 мин на SW от Либавы (загр. 2-а).

21 октября южнее Либавы на путях движения германских кораблей миноносцами было выставлено минное заграждение в 192 мины, в 2 линии (загр. 3-а). Операцию выполняли ночью скрытно от противника. Углубление 3 м (10 фут ); минный интервал 91,5 м (300 фут.).

31 октября тремя миноносцами типа «Охотник» было выставлено заграждение из 105 мин на SW от Мемеля (загр. 1). К этому времени неприятелем было выставлено заграждение на W от Либавы, а потому миноносцы шли не вдоль берега, а мористее в обход этого заграждения. Видимость была около 35 каб., погода свежая, бортовая качка доходила до 30°. Назначенный в эту же операцию эскадренный миноносец «Новик» из-за свежей погоды вернулся обратно. Он не дошел 28 миль до места постановки, так как имел бортовую качку до 36°, и мины срывало с походных креплений. Операция обеспечивалась четырьмя миноносцами второго дивизиона.

К утру 1 ноября миноносцы вернулись к Люзерорту и затем через Рижский залив и Моонзунд — в Ревель. Встреч с кораблями противника не было.

5 ноября четыре миноносца типа «Охотник» и эсминец «Новик» выставили заграждение у Мемеля и Пиллау. Операция обеспечивалась четырьмя миноносцами второго дивизиона, шедшими в 8 милях впереди. Погода была свежая, качка доходила до 30°. Торпедные аппараты были установлены в диаметральной плоскости.

Не дойдя немного до точки начала постановки, они заметили на SO слева по курсу два дыма, а затем два силуэта, расстояние до которых было около 30 каб. Миноносцы уклонились от встречи с кораблями противника и начали постановку мин несколько севернее. Миноносцы выставили 140 мин в районе Мемеля (загр. 2), а «Новик» — 50 мин отдельно у Пиллау в Данцигской бухте (загр. 3). Углубление мин — 3 м (10 фут.), минный интервал 45,7 м (150 фут.). Возвращаясь ночью, «Новик» заметил справа на траверзе, на расстоянии 30–40 каб., два неприятельских корабля. Головной из них дал дважды опознавательные ратьером. Не получив ответа, противник открыл прожектор и дал несколько недолетных залпов. Развив полный ход, «Новик» скрылся.

19 ноября минный заградитель «Амур» произвел постановку 240 мин на NW от банки Штольпе, двумя отдельными линиями по 120 мин в каждой (загр. 4.) Операция обеспечивалась крейсерами «Рюрик», «Богатырь» и «Олег», у берегов противника — двумя подводными лодками. Для маскировки «Амур» поднял третью фальшивую трубу. Погода была свежая, в особенности после полуночи. «Амур» вынужден был уменьшить ход до 8 узлов; качка доходила до 15–20°. Рандеву было назначено к S от острова Эланд, откуда корабли пошли обратно. Операция была выполнена успешно и скрытно.

20 ноября тремя миноносцами типа «Охотник» была произведена постановка заграждения тремя банками в 105 мин, на NO от Брюстерорта (загр. 5). Операция обеспечивалась четырьмя миноносцами [11] второго дивизиона; 3 подводные лодки находились у берегов противника. Общая протяженность заграждения — 7 миль. Погода была свежая. У берегов виднелись вспышки прожекторов и огни проходивших судов. Миноносцам удалось выполнить операцию скрытно.

24 ноября «Новик» выставил у маяка Шольпин заграждение в 50 мин, пятью банками по 10 мин в каждой, расстояние между банками — 1 миля (загр. 6). Протяженность заграждения около 5 миль. Углубление мин 3 м (10 фут.). Это заграждение должно было служить продолжением заграждения, выставленного «Амуром» по другую сторону банки Штольпе. Погода была свежая; качка доходила до 17?; был мороз, рельсы, скаты и самые мины сильно обледенели.

26 ноября четырьмя миноносцами первого дивизиона типа «Всадник» было выставлено 100 мин южнее параллели Полангена, в 23 милях от берега (загр. 7).

14 и 15 декабря была произведена постановка мин в районе Пиллау — Данциг — Риксгефт. В состав отряда входили крейсеры «Рюрик», «Адм. Макаров», «Баян», «Олег», «Богатырь» и заградитель «Енисей». Крейсера «Баян», «Олег» и «Богатырь» прикрывали минно-заградительную операцию. Подготовка к этой большой заградительной операции началась с 11 декабря. В район к N от Борнгольма были высланы две подводные лодки.

13 декабря в 12 ч. 30 м. «Рюрик», «Адм. Макаров» и «Баян» вышли из бухты Папонвик; «Олег», «Богатырь» и «Енисей» должны были в тот день выйти из Утэ, но из-за свежей погоды и метели вышли с запозданием.

В походе «Баян» отстал от отряда и 14-го утром донес, что вследствие неисправности в котлах может иметь ход не более 16 узлов. По этой причине он был вынужден отказаться от продолжения операции и вернуться в Утэ.

«Рюрик» 14 декабря поставил к N от Риксгефта заграждение в 120 мин (загр. 8). «Адм. Макаров», отделившись от «Рюрика» на WNW от Риксгефта, выставил 3 банки в 63 мины (загр. 9) и затем вернулся в Утэ.

«Енисей» 15 декабря выставил на параллели Шварцорта (загр. 10) 240 мин, общей протяженностью в 10,5 мили, отдельными линиями с промежутками в 0,5 мили.

Погода благоприятствовала выполнению операции (было пасмурно, видимость 4–6 миль, море спокойное).

Большая минно-заградительная операция была выполнена 13 и 14 января 1915 г. Крейсер «Россия» произвел постановку минного заграждения на N от маяка Аркана на путях сообщения Свинемюнде — Киль, а «Олег» и «Богатырь» на NO от Борнгольма. Эта операция производилась с целью нанесения частичных потерь военному и торговому флоту противника. Для обеспечения операции был назначен отряд крейсеров («Рюрик», «Баян» и «Адм. Макаров»). Операцию, на случай встречи с противником, разработали в трех вариантах. Радиопереговоры были воспрещены. Постановка мин должна была производиться обязательно ночью. [12]

13 января оба отряда крейсеров вышли из Финского залива. Наиболее трудная задача выпала на долю крейсера «Россия», который должен был подойти на N от маяка Аркона. Условия погоды мало благоприятствовали выполнению операции, так как стояла ясная погода. Крейсер шел 16-узловым ходом, встречал большое количество торговых судов, но оставался незамеченным. «Россия» выставила 100 мин (загр. 12), «Богатырь» и «Олег» — по 100 мин каждый (загр. 11). В каждом заграждении мины были выставлены пятью банками с углублением 4,9 (16 фут.).

14 января корабли обоих отрядов в условленное время встретились в точке рандеву, откуда пошли вместе на N.

14 февраля была произведена постановка мин крейсерами «Олег» и «Богатырь» и четырьмя миноносцами типа «Охотник» в районе Данцига. Для обеспечения операции были выделены «Рюрик» и «Адм. Макаров». Крейсеры «Олег» и «Богатырь» и миноносцы приняли мины с ледоколов в Балтийском порту. 13 февраля миноносцы, продвигаясь в битом льду, пришли в бухту Тагалахта. Крейсеры протраленными фарватерами вышли в море. В ночь с 13 на 14 февраля оба отряда должны были встретиться у Готланда. При подходе к маяку Форэ для определения места «Рюрик», на 16-узловом ходу, наскочил днищем на камни и получил пробоину, ввиду чего операция крейсеров была отставлена. Конвоируемый крейсерами, «Рюрик», идя 5-узловым ходом, вернулся 15 февраля в Ревель. Миноносцы же операцию выполнили, поставив заграждение на N от Данцига двумя линиями по 70 мин в каждой (загр. 13 и 14).

Обеспечение операции крейсерами имело особенно важное значение, так как миноносцы, вследствие того что Ирбенский пролив и Моонзунд были покрыты льдом, возвращались в Ревель вдоль берегов островов Эзеля и Даго. Из-за аварии «Рюрика» миноносцы остались без обеспечения. Все корабли благополучно вернулись в Ревель. Скрытности операции благоприятствовало наличие тумана.

Наступление холодов и льда заставило дальнейшие минно-заградительные операции отложить до весны.

* * *

7 мая двумя миноносцами типа «Охотник» и эсминцем «Новик» были выставлены два заграждения в районе Либавы (загр. 15 и 16). Мины были выставлены в две линии — в одной 40 мин, в другой 80 — на вероятных путях следования кораблей противника. Углубление мин — 3 м (10 фут.).

19 июня полудивизионом миноносцев особого назначения в районе маяка Бакгофен было поставлено заграждение из 160 мин в две линии (загр. 17) с углублением 2,4 м (8 фут.) с целью заставить германские корабли ходить в районе Либавы и Виндавы мористее.

29 июня на W от Виндавы, вблизи от берега, полудивизионом особого назначения было поставлено минное заграждение в 160 мин (загр. 18) в 2 линии. Углубление мин — 2,4 м (8 фут.). [13]

17 июля миноносцы девятого дивизиона поставили минное заграждение в 40 мин в районе маяка Бакгофен (загр. 19).

11 ноября крейсеры «Рюрик», «Олег», «Баян» и «Адм. Макаров» выставили 560 мин в две линии на S от Готланда и на Ost от Эланда (загр. 20). Цель постановки минного заграждения — перекрыть главнейшие морские пути, идущие к Либаве от Данцига, Киля и других портов и баз. Минный интервал — около 182 м. Минно-заградительная операция обеспечивалась двумя линейными кораблями и эсминцем «Новик».

6 декабря крейсеры «Рюрик», «Баян», «Адм. Макаров», «Олег» и «Богатырь» поставили на SO от Готланда 700 мин в две линии (загр. 21) с расстоянием между линиями около 3/4 кабельтовых, углубление мин 4,3 м (14 фут.). Постановку мин обеспечивали два линейных корабля и «Новик». Углубление мин — 4,3 м (14 фут.); минный интервал — 135 м.

16 декабря на NW от Виндавы, на путях движения германских кораблей, эсминцы «Новик», «Забияка» и «Победитель» поставили три линии заграждения (загр. 22) по 50 мин в каждой. Углубление мин — 3–3,7 м (10–12 фут.).

18 октября 1916 г. на NW от Стейнорта эсминцы «Новик», «Орфей», «Десна», «Летун» и «Изыльметьев» поставили заграждение в 200 мин пятью небольшими линиями, т. е. каждый миноносец ставил мины отдельно (загр. 23.) Углубление мин — 3,7 м (12 фут.); минный интервал — 61 м (200 фут.).

Итоговые данные об активных минных постановках русского Балтийского флота в 1914–1916 гг. приводятся в таблице 2.

Минные заграждения, поставленные в южной части Балтийского моря, оказались весьма действительными, вследствие расположения их на важнейших путях сообщения германского флота и на фарватерах. Так, например, 17 ноября 1914 г. броненосный крейсер «Фридрих Карл» попал на две мины заграждения у Мемеля и затонул. Высланный ему на помощь из Мемеля пароход «Эльбинг» также попал на заграждение и затонул. 25 января 1915 г. крейсер «Аугсбург» попал на заграждение 11, а крейсер «Газелле» на заграждение 12, у Арконы. Оба крейсера удалось спасти, хотя последний был настолько поврежден, что его не стоило ремонтировать. Летом 1916 г. на заграждении у Мемеля подорвался миноносец «149», подорвались на минах в ноябре 1915 г. и январе 1916 г., но после небольшого ремонта были введены в строй, крейсеры «Данциг» и «Любек».

В течение 1914 и 1915 гг. на русских минных заграждениях погибло следующее количество германских военных кораблей и транспортов: тральщиков — 9; миноносцев — 4; крейсеров — 2; сторожевых кораблей — 1; транспортов — 15 и др.

Приведенные данные неполны. Германцы отмечали, что «успех был бы еще большим, если бы не малое подрывное действие мин. которые в остальном действовали хорошо. Устаревший «Фридрих Карл» после взрыва на двух минах мог держаться еще 5 часов, а малые крейсеры от одной мины не тонули».{3} [14]

Таблица 2. Сведения об активных минных постановках, выполненных кораблями русского Балтийского флота в 1914–1916 гг.

№№ заграждений Время постановки Кто ставил Число мин Район постановки
  1914 г.      
1-a 8 октября Полудивизион особого назначения 100 На параллели Виндавы
2-a 8 октября 2 миноносца 50 На SW от Либавы
3-a 21 октября Миноносцы 192 На S от Либавы
1 31 октября Полудивизион особого назначения 105 У Мемеля
2 5 ноября Полудивизион особого назначения 140 Параллель Мемеля
3 6 ноября «Новик» 50 Пиллау
4 19 ноября «Амур» 240 У банки Штольпе
5 20 ноября Полудивизион особого назначения 105 У Брюстерорта
6 24 ноября «Новик» 50 Маяк Шольпин
7 26 ноября Миноносцы первого дивизиона 100 Поланген
8 14 декабря «Рюрик» 120 К N от Риксгефта
9 14 декабря «Адм. Макаров» 63 К W от Риксгефта
10 15 декабря «Енисей» 240 К N от Данцига
  1915 г.      
11 13 января «Олег», «Богатырь» 200 У маяка Христиансэ
12 14 января «Россия» 100 У маяка Аркона
13 14 февраля Полудивизион особого назначения 70 Меридиан Хела
14 14 февраля Полудивизион особого назначения 70 Меридиан Хела
15 7 мая «Новик» 40 Либава
16 7 мая Полудивизион особого назначения 80 Либава
17 19 июня Полудивизион особого назначения 160 В районе маяка Бакгофен
18 29 июня Полудивизион особого назначения 160 В районе Виндавы
19 17 июля Миноносцы 9 дивизиона 40 В районе маяка Бакгофен
20 11 ноября «Рюрик», «Олег», «Баян» и «Адм. Макаров» 560 К S от Готланда
21 6 декабря «Рюрик», «Олег», «Баян», «Адм. Макаров» и «Богатырь» 700 На SO от Готланда
22 16 декабря «Новик», «Забияка» и «Победитель» 150 На NW от Виндавы
23 18 октября 1916 г. «Новик», «Орфей», «Десна», «Летун» и «Изыльметьев» 200 У Стейнорта
    Итого 4 085 [15]

В 1915 г. Балтийский флот приступил к постановке мин в северной части будущей Передовой позиции — нового оборонительного рубежа, в районе Даго — Ганге (заграждение II, см. рис. 1 и 3). В этот район неоднократно подходили германские крейсеры, что создавала впечатление подготовки операции с их стороны. Полностью новый рубеж был оборудован в 1916 г.

Передовая позиция имела целью:

а) служить передовым рубежом для боя с противником при его намерении прорваться в Финский залив;

б) являться опорою для обороны подступов к Ревелю и к финляндскому побережью;

в) прикрывать сообщение между Або-Оландским и Моонзундским районами, равно как и связь этих районов с главной базой флота в Финском заливе;

г) служить опорой для обороны флангов обоих этих районов;

д) придавать больше устойчивости несению дозорной службы у устья Финского залива.

Для создания Передовой позиции были выполнены следующие минные постановки:

31 июля заградитель «Амур» поставил у о-ва Руссарэ заграждение из 205 мин пятью линиями длиной по 2–2,5 мили каждая. Углубление мин — 3 м (10 фут.); минные интервалы по 91 м (300 фуг.).

14 августа на SSO от Бенгшера заградитель «Ладога» поставил 540 мин в две линии, длиной по 6,5 миль каждая.

Обе минные постановки обеспечивались миноносцами и были выполнены скрытно от неприятеля.

За недостатком мин в 1915 г. на Передовой позиции больше минных заграждений не ставили.

В районе Центральной позиции в течение 1915 г. много мин срывалось с якорей штормами и выбрасывалось на берег. Летом 1915 г. был выделен специальный тральщик для уничтожения мин в районе Центральной позиции, он же наблюдал за выставленными вехами и противолодочными сетями.

В 1915 г. Балтийский флот поставил минные заграждения в районах Рижского залива и Моонзунда (рис. 4).

10 июля II отделение 1-й партии дивизии траления поставило в районе Риги у Усть-Двинска заграждение в 135 мин зигзагом из трех линий.

22 июля заградитель «Амур» поставил в Рижском заливе между Домеснесом и островом Руно 133 мины в одну линию.

Углубление мин — 3 м (10 фут.); минный интервал — 185–275 м. 6 августа канонерские лодки поставили в районе Риги заграждение из двух линий по 50 мин в каждой.

19 августа заградитель «Амур» поставил у южного входа в Моонзунд 150 мин десятью банками по 15 мин в каждой. Общий характер заграждения — зигзаг. Углубление мин — 2,4 м (8 фут.); минные интервалы — 45,7–61 м (150–200 фут.).

В 1915 г. продолжались постановки мин в Або-Оландском районе и начались постановки в Ботническом заливе. [16]

Оборонительные заграждения в этих районах были тесно связаны с северной частью Передовой позиции. Эти заграждения имели целью:

а) прикрытие фланговых направлений в Финский и Ботнический заливы;

б) воспрепятствование десантным операциям противника на финляндском побережье; [17]

в) обеспечение морского сообщения между Швецией и Финляндией.

Кроме того, постановкой минных заграждений в Або-Оландском районе преследовалась цель сузить вход из Балтийского моря в Ботнический залив и тем облегчить борьбу со шведской контрабандой.

Минные операции в этом районе выполнялись минными и сетевыми заградителями, миноносцами и тральщиками. Прикрывались они обычно миноносцами. При выполнении этих заграждений помех со стороны противника не было.

Командование Балтийского флота настаивало перед ставкой и командованием VI армией на минировании всего Або-Оландского района от Гангэ до берегов Швеции. Уже в 1914 г. со шведским правительством велись переговоры о минировании им западной, а русским флотом восточной части Оландсгафского района. Швеция отказалась от постановки мин, мотивируя это тем, что она не участвует в войне. Вследствие этого русский флот, как указывалось выше, в 1914 г. заминировал семью небольшими линиями только район Або — Гангэ, выставив 150 мин.

Осенью 1914 г. в Ботническом заливе были замечены два германских миноносца с минами. Тогда же в районе Бьернеборга взорвались и утонули на поставленных германских минах три парохода.

В том же районе 6 декабря заградитель «Дейчланд» выставил 120 мин. Германцы стремились прервать транзитные сообщения союзников с Россией через Швецию.

Проникновение германского флота в Ботнический залив побудило командование русским Балтийскйм флотом в 1915 г. снова поднять вопрос о защите Або-Оландского архипелага и Ботнического залива.

В течение 1915 г. в Ботническом заливе у проходов к Кристинестадту, Николайстадту и Якобстадту заградитель «Ильмень» выставил 97 мин с углублением 2,13 м (7 фут.) и у Каскэ — 44 мины.

Тогда же заградителем «Ильмень», миноносцами, катерами (теплоходами){4} «4» и «7» в Або-Оландском архипелаге были выставлены заграждения у Логшера и Нюхамна в количестве 569 мин Углубление мин — 2,4–3 м (8–10 фут.); минные интервалы — 45,7 м (150 фут.).

Наиболее интенсивные постановки мин Балтийский флот провел в 1915 г. в Ирбенском проливе, где было выставлено 2179 мин (заграждение III, рис. 1, 4 и 5). Всего в Ирбенском проливе в этом году было выполнено 27 минных постановок.

Наибольший интерес представляет операция 27 августа 1915 г. по заграждению Ирбенского пролива в мористой его части, выполненная [18] четырьмя миноносцами типа «Охотник», четырьмя миноносцами I дивизиона и эсминцем «Новик». Обеспечению операции придавалось особое значение, для чего были выделены линейные корабли «Севастополь» и «Гангут», крейсеры «Олег» и «Богатырь» и 4 эсминца. По плану операции намечалось одновременное затопление пароходов и лайб в Рижском заливе, но вследствие усилившегося ветра оно было отставлено. Отряд прикрытия находился в море, а потому миноносцы не могли откладывать постановки заграждения. Всего было выставлено 310 мин в трех местах:

а) минное поле из 6 линий в 210 мин у банки Чайникова, углубление мин 3,35 м (11 фут.);

б) две линии по 25 мин в каждой с углублением 2,44 м (8 фут.);

в) одна линия из 25 двойниковых ми,н у деревни Гросс-Ирбен; углубление — 2,44 м (8 фут.); это заграждение было выставлено «Новиком».

Миноносец «Охотник» после постановки заграждения подорвался на неприятельской мине, взорвавшейся под кормой. После подводки пластыря миноносец дал ход в 12 узлов и самостоятельно дошел до Куйвасто.

Эта операция была выполнена по плану, и она являлась единственной минной постановкой в Ирбенском проливе, для обеспечения которой были использованы линейные корабли. Во время операции встреч с противником не было.

Канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поставили 100 мин у Риги, вернее у входа в Западную Двину.

Постановка всех этих заграждений и, главным образом, в Ирбенском проливе была вызвана наступлением германцев в Курляндии и занятием ими Либавы и Виндавы. В этих условиях Рижский залив получал значение флангового района сухопутного фронта русских войск. Вход в этот залив был фактически беззащитен, и единственным средством, могущим хотя бы в некоторой степени задержать проникновение кораблей германского флота в Рижский залив, была постановка Ирбенского заграждения, которое защищалось лилейным кораблем «Слава», канонерскими лодками и миноносцами.

8 августа 1915 г., после падения Виндавы, германский флот предпринял прорыв в Рижский залив. Отряд германских кораблей подошел к входу в Ирбенский пролив. Прикрытие составляли 8 дредноутов, 3 линейных крейсера, 5 легких крейсеров, миноносцы и тральщики. Прорывались линейные корабли «Брауншвейг» и «Эльзас», 2 крейсера, большое количество миноносцев и тральщиков. Корабли прикрытия и прорывающиеся шли за тралами. Русские морские силы во главе с линейным кораблем «Слава» препятствовали тралению германских кораблей, и в итоге германский отряд после небольших потерь отошел. 16 августа большое количество кораблей германского флота появилось в северной части Балтийского моря. Одновременно с этим отряд германских кораблей, в составе нескольких линейных кораблей, крейсеров и большого числа миноносцев, стал вести подготовку прорыва в Рижский залив, прикрывая артиллерийским огнем [19] работу своих тральщиков. Русские силы, действовавшие в Моонзунде, были сосредоточены в Ирбенском проливе. Туманная и тихая погода благоприятствовала работе германских тральщиков и в то же время мешала стрельбе русских кораблей. Однако, германцы в этот день не были допущены в Рижский залив, имея подорванными на минах один крейсер и несколько миноносцев.

В ночь на 17 августа два германских миноносца прорвались в Рижский залив, но были на следующее утро настигнуты эсминцем «Новик», в результате боя с которым один из них «V-99» был утоплен, а второму «V-100» удалось уйти.

В течение 17 августа германцы продолжали тральные работы в Ирбенском проливе. В начале этого дня русские морские силы препятствовали тралению противника; мгла, сильно сгустившаяся после полудня, лишила тральщиков возможности продолжать работу. В итоге русские силы отошли к Моонзунду для защиты последнего, и германцам удалось прорваться через заграждение.

В ночь на 18 августа германскими кораблями были настигнуты в Рижском заливе русские канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец». Первая из них была потоплена огнем германских кораблей, а вторая, хотя и скрылась первоначально в темноте, но на другой день была затоплена своею командою, так как ее командир считал себя отрезанным от Моонзунда.

19 и 20 августа германские корабли крейсировали в Рижском заливе и обстреляли Аренсбург, затопив при входе на Перновский рейд три парохода. 21 августа они покинули Рижский за ли».

Эти события показали русскому командованию трудность защиты слабыми морскими силами минной позиции от прорыва ее сильным противником, в особенности в условиях плохой видимости, когда туманная погода фактически свела к нулю действие корабельной артиллерии по тральщикам противника.

В 1915 г. русские решили поставить мины с подводных лодок. Вследствие отсутствия в составе Балтийского флота специальных подводных заградителей, было решено использовать для этой цели подводные лодки.

Первый опыт в этом направлении провели на подводной лодке «Акула». Опыт дал вполне удовлетворительные результаты; в дальнейшем имелось в виду привлечь для этой цели и лодки типа «Барс».

На «Акуле» для постановки мин были сделаны на верхней палубе позади рубки гнезда для 4 мин. Мины располагались по две с каждого борта и крепились к палубе с помощью бугелей. Постановка мин производилась вручную в надводном положении.

В ноябре 1915 г. «Акула», будучи впервые послана для постановки мин в районе Папензе, из операции не вернулась. Командование флота приписало гибель «Акулы» взрыву находившихся на ней мин и на этом основании отказалось на длительный срок (до приспособления для постановки специальных лодок) от дальнейших посылок подводных лодок для минно-заградительных операций.

Точная причина гибели «Акулы» неизвестна. Вероятнее всего, она погибла на германском минном заграждении, поставленном западнее Люзерорта. [20]

В кампанию 1916 г. русский Балтийский флот имел от высшего командования общую задачу: не допускать противника к востоку от главной морской Нарген-Паркаллаудской позиции в Финском заливе, в связи с чем вытекали следующие частные задачи:

1) Прочно удерживать Або-Оландскую шхерную позицию, препятствуя вместе с тем проникновению противника в Ботнический залив и к юго-западному побережью Финляндии.

2). Прочно удерживать Моонзундскую позицию и острова Моонзунда.

3) При первой возможности восстановить ранее занимаемое положение в Рижском заливе, дабы, по восстановлении, всеми силами, сосредоточенными в Рижском заливе, оказать упорное сопротивление проникновению в пролив противника, а в случае прохода его туда — всеми мерами затруднить противнику операции в Рижском заливе.

4) Выполнять возможные активные операции, не идущие в ущерб главной задаче, поставленной флоту, и наносить возможный вред противнику.

5) Действиями в море и у берегов оказывать возможное содействие операциям нашей армии.

Несмотря на то, что от Балтийского флота требовались активные действия, командование последнего все свое внимание в кампанию 1916 г. сосредоточило на мерах оборонительного характера, которые были широко развиты. Самым крупным из этих мероприятий было создание Передовой минной позиции, оборудование которой было начато еще в предыдущем году.

В состав минного поля этой позиции, помимо заграждений, поставленных в северной части в 1915 г., вошло также и заграждение, поставленное «Дейчландом» в августе 1914 г.

В 1916 г. в первую очередь приступили к заграждению южного участка, затем увеличили глубину позиции постановкой 6 линий длиною по 23 мили каждая, и несколько линий длиной от 5 до 8 миль. Эти минные постановки производились преимущественно весною; их выполняли минные и сетевые заградители, миноносцы и тральщики, под прикрытием миноносцев.

Более подробные сведения имеются о большой минной постановке, выполненной в конце мая 1916 г. на Передовой позиции. Предварительно район постановки был обследован тралами. Уже заканчивая работу, тральщики вытралили 6 старых заржавевших мин, очевидно из заграждения, поставленного «Дейчландом» в 1914 г. Вследствие этого план постановки заграждения был изменен. Приняли план начальника дивизии траления, по которому три западные линии заграждений (№№ 1–3) должны бы ли быть выставлены мелко сидящими заградителями «Шексна» и «Молога» и тральщиками 1-го отряда, а три восточных линии (№№ 4–6) — большими заградителями.

25 мая для облегчения ориентировки при постановке заграждения III и VII дивизионы тральщиков обвеховали вешками все 6 намеченных линий. [21]

27 мая заградители «Нарова», «Лена» и «Волга» вышли из Лапвика на постановку. Впереди «Наровы» на линии № 6 шел миноносец «Искусный», впереди «Лены» на линии № 5 — «Ловкий» (с начальником минной обороны) и впереди «Волги» на линии № 4 — «Молодецкий» (с начальником дивизии траления). На «Искусном» или на «Нарове», несмотря на хорошую видимость, перепутали вешки и шли неверным курсом. В результате все три линии, по мере продвижения кораблей, сблизились, причем только линия № 4 была выставлена точно по плану.

Тем временем тральщики и заградители «Молога» и «Шексна» приняли в Лапвике мины с заградителей «Амур» и «Свирь» (каждый тральщик этого типа принимал по 35 мин). Начальник дивизии траления по окончании постановки первых трех линий возвратился в Лапвик. В тот же день в 15 часов он вышел на тральщике «15» вместе с тральщиками «Фугас», «Запал», «Минреп», «Взрыв», «14», «16» к «17» и заградителями «Молога» и «Шексна» на постановку линии № 3.

Постановка была начата в 18 часов концевым тральщиком «15». Шедший впереди него тральщик «17» начал постановку в тот момент, когда у «15» оставалось на палубе две мины, которые и были поставлены в интервале между линиями тральщиков «17» и «15», после чего «15», повернув вправо, лег на обратный курс. Так поступал каждый тральщик, окончивший постановку; он проходил вдоль выставленной им линии с тем, чтобы расстрелять всплывшие мины; пройдя немного на Ost, тральщики попарно возвращались в Лапвик. Каждый четный в строю номер должен был ожидать окончания постановки впереди идущим парным кораблем, чтобы в случае надобности оказать ему помощь; при этом первый держался у второго на траверзе, охраняя его от атак подводных лодок с W.

Такой порядок, не предусмотренный правилами минной службы, был выработан в штабе дивизии траления в силу особых условий. в которых производилась постановка: надлежало выставлять прямые непрерывные линии, причем каждую последующую линию, и в особенности № 1, приходилось ставить в тесном промежутке между своим и германским заграждением, стеснявшими маневрирование. Постановка линии № 3 была закончена в 20 ч. 25 м., и к 2 часам 28 мая отряд возвратился в Лапвик. После короткого отдыха были приняты мины, и в 11 часов отряд вышел на постановку линии № 2.

Головным шел тральщик «16», далее шли заградители «Молога» и «Шексна», «17», «Минреп», «Запал», «Взрыв», «Фугас», «14» и «15».

В этот день тральщики «14» и «15», поставив свои мины, согласно заранее полученному распоряжению направились в Гангэ для приемки нефти. Тральщик «Фугас» (с начальником 1-го отряда) также повернул на N за «14» и «15», чтобы конвоировать их до створа Гангэ.

Таким образом, когда шедший впереди «Фугаса» тральщик «Взрыв» приступил к постановке своих 35 мин, никто не охранял его с W от атак подводных лодок и никто не мог бы оказать ему помощь в случае какого-либо несчастья (взрыв мины). [22]

Тральщики, не поставившие еще мин, ни при каких условиях не должны были нарушать порядок постановки.

Когда повернувшие на N тральщики находились на расстоянии 3 миль, на палубе «Взрыва» при сбрасывании 31-й мины плохо прикрепленный защитник задел патроном за край прорези в кормовом фальшборте и взорвался, в результате чего произошел взрыв мины и тральщик погиб.

29 мая в море было свежо, с 30-го ветер стих, и в 3 часа начальник дивизии траления с девятью кораблями вышел на постановку линии № 1. Постановка была начата в 6 часов и окончена к 9 часам; в 14 ч. 30 м. тральщики и заградители возвратились в Гангэ и Лапвик.

В описанную операцию тральщиками, а также заградителями «Шексна» и «Молога» было поставлено 993 мины образца 1908 и 1912 гг., из которых взорвались при постановке 4, всплыло 3 и утонуло 3.

Всего в 1916 г. на Передовой позиции было выставлено 3963 мины.{5} Углубление мин — 3 м (10 фут.); минные интервалы — 46–61 м (150–200 фут.). Кроме того, в районе, прилегающем к Передовой позиции и в шхерах между Русса,рэ и Ганга, было выставлено 140 мин, восемью банками.

Для защиты флангов Передовой позиции была начата постройка 305 мм (12'') батарей: одной на острове Эре и другой — у маяка Такхона.

2 и 3 октября 1916 г. катерами (теплоходами) «3» и «5» было выставлено заграждение в 136 мин для прикрытия входа в Лапвик.

Одновременно с оборудованием Передовой позиции в течение 1916 г. в большом размере велись оборонительные работы по укреплению Моонзундской позиции, а именно: был углублен главный фарватер до 7,6 м (25 фут.), что дало возможность проводить через него большие корабли в Моонзунд и Рижский залив. Это имело большое значение, так как после заграждения Ирбенского пролива для кораблей с большой осадкой сообщение между Моонзундом и Центральной позицией, а также Финским заливом было отрезано. Далее на полуострове Сворбе сооружалась 305-мм (12'') батарея, имевшая задачу прикрывать Ирбенское минное заграждение. Равным образом устанавливались и другие батареи более мелких калибров на островах Моонзунда. В Рогекюле оборудовалась маневренная база для морских сил Рижского залива.

Минные заграждения в Ирбенском проливе ставились непрерывно в продолжение всей кампании этого года, начиная с апреля до ноября включительно. Было выполнено 50 отдельных постановок:

в апреле было поставлено 567 мин;
в мае 610
в июне  —
в июле 110
в августе 1312 мин.
в сентябре 2423
в октябре 520
в ноябре 398
Итого 5490 мин. [23]

В продолжение кампании 1916 г. в Ирбенском проливе велась непрерывная и упорная борьба за минные заграждения: германцы вытраливали мины в южной части пролива у Курляндского берега, который был ими занят, русские систематически ставили новые мины. Выполнение минных заграждений было связано с большими трудностями, так как корабли, ставившие их, часто подвергались обстрелу береговых батарей, установленных германцами на южном берегу Ирбена. Наиболее подходящими кораблями для выполнения минных постановок оказались сетевые заградители, тральщики и катеры (теплоходы), которые имели малую осадку и могли проходить через ранее поставленные заграждения.

Самолеты обеих сторон, действовавшие в Ирбенском проливе, производили бомбардировку береговых сооружений и кораблей, но без особого успеха.

В начале сентября в Ирбенском проливе германцами производилось усиленное траление под прикрытием крейсеров и миноносцев. Германцы намеревались предпринять активные операции в направлении Рижского залива с целью воспрепятствовать подготовлявшейся десантной операции русского флота на южном побережье. Начиная с 30 августа, германский флот у Виндавы производил большие тральные работы, на которых было занято 36 тральщиков. Последние работали в трех местах вдоль побережья. Германцы тралили успешно, но до конца работу не довели и, имея потери в тральщиках, ушли, узнав, что десантная операция русского флота отставлена. Погода также не благоприятствовала работе тральщиков. Во время этой операции для русских выяснились трудности воспрепятствования тральным работам, производившимся под прикрытием береговых батарей, а также трудность возобновления минных заграждений на протраленных противником пространствах и маневрирования кораблей в ограниченных водных районах.

В тот же период три германских подводных лодки прошли в Рижский залив. Они неоднократно атаковывали русские корабли, но безрезультатно.

В 1916 г. производилось подновление и усиление минного заграждения Центральной позиции, на что было израсходовано 2165 мин. В апреле и мае производилось усиление минного заграждения: было выставлено 11 линий мин длиною 4,5–5,5 миль с внешней стороны, т. е. на запад от основного заграждения, поставленного в 1914 г. Всего за весну 1916 г. было поставлено 1115 мин. Углубление мин — 3 м (10 фут.), минные интервалы — 46–61 м (150–200 фут.).

В ноябре было произведено подновление заграждения, выставленного в 1914 г. Сетевыми заградителями, тральщиками и катерами было поставлено 5 линий, длиною по 14 миль каждая. Всего за осень 1916 г. было поставлено 1050 мин. Углубление мин — 4,9 м (17 фут.), минные интервалы — 122 м (400 фут.).

К этому времени с момента первой постановки Центрального заграждения прошло более двух лет. Минное поле значительно разрядилось. Считалось, что штормами и торосами заграждение ежегодно ослабляется на 25–30%. Следовательно, требовалось его [24] подновить и усилить. Проникновение германских подводных лодок в глубь Финского залива выдвинуло вопрос о постановке мин на позиции и против них, что и было осуществлено в следующем году.

В 1916 г. командование русским Балтийским флотом решило заминировать весь район Оландсгафта до 3-мильной полосы шведских нейтральных вод. Во исполнение этого в ночь с 30 на 31 августа заградители «Ильмень», «Лена», минные транспорты «Кимито» и «Кивима», миноносцы I и II дивизионов и катеры, под прикрытием 6 миноносцев III дивизиона, выставили заграждение из 821 мины. Все выходы кораблей на постановку мин предварительно обеспечивались тралением. Для обеспечения точности постановки мин в определенных местах в качестве ориентиров были выставлены пароходы и моторные катеры с белыми топовыми огнями.

Заградители «Ильмень» и «Лена» с двумя миноносцами для охраны вышли в операцию от острова Корее, а миноносцы I и II дивизионов — от банки Ярамас. Заградители выставили 2 линии заграждения на W от маяка Логшер. Углубления мин — 3–4,4 м (10–14 фут.), расстояние между линиями — 1,5 каб.; минные интервалы по 46 м (150 фут.). Заградитель «Лена» выставил все 280 мин, а «Ильмень» из 280 только 162 мины, вследствие того, что при сбрасывании якорь одной из мин зацепился за кормовой минный скат и задержался, а мина, пока очистили якорь, буксировалась около 10 минут.

Заградитель уменьшил, а затем застопорил ход, отчего получился перерыв в линии около 0,5 мили. Миноносцы и катеры выставили мины в назначенных местах.

31 августа заграждение, частично выставленное заградителем «Ильмень», было продолжено на две мили к маяку Флеткан минными транспортами «Кивима» и «Кимито», под прикрытием миноносцев VII дивизиона.

О постановке заграждения командующим флотом было сообщено в Главное гидрографическое управление, которое 1 сентября объявило для сведения, что «в целях обеспечения свободы мореплавания торговых судов в Ботническом заливе правительство сочло себя вынужденным поставить в ночь с 30 на 31 августа минное заграждение в Балтийском море в районе, ограниченном с запада пределами трехмильной полосы шведских территориальных вод, с севера параллельно 59°54' и с юга — параллельно 59°40'. Правительство слагает с себя всякую ответственность за случайности, могущие произойти со всякими судами, зашедшими в очерченное выше запретное пространство».

В Ботническом заливе в районе Ньюкарлебю и на NW от Снипана в 1916 г. была выставлена 191 мина.

В том же в 1916 г. эсминцами «Новик», «Орфей», «Десна», «Летун» и «Изыльметьев» было поставлено у Стейнорта активное минное заграждение в 200 мин, 5 отдельными линиями (загр. 23, рис. 1). Углубление мин — 3,5 м (11 фут.); минные интервалы — 61 м (200 фут.). [25]

Из боевых действий, имевших место в 1916 г., во-первых, следует отметить проход германских подводных заградителей за Центральную позицию и постановку ими мин в глубине Финского залива (на этих минах подорвались крейсер «Рюрик» и эсминец «Летун»):, во-вторых прорыв германских миноносцев через заграждение Передовой минной позиции для бомбардировки Балтийского порта. Из десяти германских миноносцев X флотилии, прорывавшихся 10 ноября через Передовую позицию, подорвались на минах и потонули 7.

В 1917 г. со стороны русских на Балтийском театре велись работы по сооружению батарей, прикрывающих фланги минных позиций. Была закончена 305 мм (12») батарея на Цереле, огнем которой перекрывалось все Ирбенское заграждение. В районе Передовой позиции были закончены 305 мм (12») батареи у маяка Такхона и на острове Эре. Наконец, из батарей Центральной позиции были закончены: 305 мм (12») батарея на острове Нарген, такая же батарея на острове Вульф; 234 мм (9,2») и 203 мм (8») батареи на острове Нарген; 229 мм (9») — на Суропе и 203 мм (8») — на острове Макилото.

Тогда же производились постановки мин для подновления и усиления минного заграждения Центральной позиции. Было израсходовано 4342 мины. В мае усилили южную часть Центральной позиции в районе на N от Ревеля. Сетевые заградители выставили 1263 мины. Углубление мин — 3,7–4,9 м (12–16 фут.); минные интервалы — 91,5–122 м (300–400 фут.).

В W-ой части Центральной позиции было выставлено 746 мин типа «Рыбка» двумя линиями с углублением 2,44 м (8 фут.) против тральщиков и мелкосидящих кораблей.

В июне для подновления заграждения Центральной позиции было выставлено 595 мин шестью линиями. Углубление мин — 4,9 м (16 фут.); минные интервалы 91,5 м (300 фут.).

Подновление минных заграждений производилось с сетевых заградителей, а также и с катеров, имевших малую осадку.

В августе на Центральной позиции было выставлено 1738 мин., из них 1158 мин против подводных ледок, двумя линиями, длиною по 10 миль каждая. Углубление мин — 18,3 м (60 фут.); минные интервалы — 45,7 м (150 фут.); это были мины образца 1908 г. и типа «Рыбка». Повидимому, на этих минных заграждениях взорвалась одна германская подводная лодка.

Кроме того, в июне 1917 г. на SO от острова Нарген на подступах к Ревелю против подводных лодок было выставлено 300 мин в виде минного поля из четырех линий длиною по 2 мили каждая. Углубление мин — 9,1–18,3 и 27,4 (30–60 и 90 фут.); минные интервалы — 45,7 м (150 фут.). Это заграждение должно было преградить Ревельский рейд от прорыва неприятельских подводных лодок.

Суропский проход на S и SW от острова Нарген в 1917 г. заграждался дважды: сначала были выставлены в W-ой части против надводных кораблей 195 мин тремя линиями, по 2 мили каждая. Углубление мин — 4,9 м (16 фут.), минные интервалы 61 м (200 фут.).

Затем со стороны Ревеля было выставлено 135 мин тремя линиями против подводных лодок. Углубление мин — 9,1–18,3 и 27,4 м

25. [26]

(30–60 и 90 фут.); минные интервалы по 45,7 м (150 фут.). Кроме того, в мае минный заградитель «Волга» поставил 190 мин на S от острова Нарген. Таким образом Ревельский рейд был защищен минными заграждениями от прорыва неприятельских подводных лодок с двух направлений (рис. 2).

В целях обороны Балтийского порта в октябре 1917 г. были выставлены минные заграждения на 3 участках: на NW от Пакерорта, в бухте Роогервик и в бухте Лаххепэ.

На первом участке выставили 411 мин загзагом в шесть линий, длиною 1–6 миль каждая; углубление мин — 3 м (10 фут.); минные интервалы — 91,5 м (300 фут.). На втором участке выставили 150 мин восемью короткими линиями, длиною каждая около 0,5 мили; углубление мин — 1,83–3 м (6–10 фут.); минные интервалы 45,7 м (150 фут.). На третьем участке выставили 160 мин зигзагом в семь линий, длиною 1–2,5 мили каждая; углубление мин — 2,4–3 м (8–10 фут.). Всего в районе Балтийского порта была выставлена 721 мина.

Весною 1917 г. было произведено подновление Передовой позиции, так как за истекший год была отмечена большая убыль мин вследствие свежих погод и ледяных торосов. Подновление заграждения производилось в мае с заградителей «Припять», «Нина» и м «Елена» и катеров (теплоходов) и выразилось в постановке трех линий через все заграждение от Гангэ до Такхоны и затем в усилении южного участка от Некмангрунда до Оденсхольма.

Всего в течение 1917 г. на Передовой позиции было поставлено 2922 мины. Углубление мин — 2,4–3,6 и 4,9 м (8–12 и 16 фут.); минные интервалы 61, 91,5 и 122 м (200, 300 и 400 фут.).

Кроме того, в районе, прилегающем к Передовой позиции, было поставлено 264 мины.

В районе Моонзунда за 1917 г. было поставлено 1086 мин, из них:

а) у южного входа в Моонзунд — 450 мин;

б) между островами Даго — Вормс — Эзель — Моон — 316 мин;

в) в западной части островов Даго и Эзель — 220 мин.

Постановка этих мин была произведена заградителями, миноносцами и катерами.

В Рижском заливе за 1917 г. было поставлено 850 мин, из них: у Пебажа — 290 мин; у Риги — 180 мин; в районе Пернова — 380 мин в трех участках: у Гайнаша, у входа в Перновский залив и внутри Перновского залива; всего было выставлено 11 линий, длиною от 1 до 3 миль; углубление мин 3 м (10 фут).

В течение 1917 г. в районе Ирбенской позиции велась интенсивная минная война с обеих сторон. Русским флотом здесь было поставлено 1866 мин.

Распределение поставленных мин по отдельным месяцам таково:

в мае 620 мин
в июне 402
в августе 624
в сентябре 220
Итого 1866 мин [27]

В Ирбенском проливе мины ставились заградителями, тральщиками и катерами.

В сентябре и октябре германцы предприняли траление Ирбенского минного заграждения; для засорения протраленных германцами фарватеров и районов были использованы сторожевые катеры. Последние были переброшены в Рижский залив в сентябре. Их было два дивизиона. Корпуса катеров — деревянные, водоизмещение около 20 т, скорость хода 24 узла, осадка 1,5 м. Катеры базировались на Менто (у Цереля) и на Рогекюль. Они принимали по 4 мины типа «Рыбка». Для размещения мин на палубе и для их сбрасывания катеры были оборудованы минными рельсами и забортными скатами, но на них не было лага, тахометра; компас был 3'', но плохой, вследствие этого точность минной постановки у них была весьма приближенной.

Обычно катерам ставилась задача: поставить мины ночью в том месте, где днем германцы тралили. На постановку мин посылалось одновременно два катера, которые подходили к району Михайловского маяка и в 8–12 каб. от берега ставили мины. Всего за сентябрь и октябрь катерами было произведено 12 постановок, т. е. поставлено 48 мин типа «Рыбка». При выполнении постановок помех со стороны противника не было. После занятия германцами Моонзундских островов катеры базировались на Гапсаль. В ноябре три катера поставили 12 мин типа «Рыбка» в северной части корабельного фарватера в Моонзунде. Постановка мин была выполнена днем в условиях плохой видимости.

В 1917 г. в Ботническом заливе у Кристинестадта были поставлены четыре небольших линии в 44 мины с углублением 2,4 м (8 фут.).

В Або-Оландском районе за 1917 г. было поставлено 503 мины, из них: на фарватере в Утэ для преграждения входа — 100 мин, у Каске и Нюхамна между отмелями Азарьева и «Компас» — 403 мины, с углублением 2,4–3 и 3,7 м (8, 10 и 12 фут.).

В период с 13 по 19 октября имела место моонзундская операция, в результате которой германцами был высажен десант и заняты Моонзундские острова. Десант поддерживался сильным отрядом германских кораблей, состоявшим из 4 эскадр линейных кораблей с большим числом крейсеров, миноносцев и вспомогательных судов. Русские морские силы, действовавшие в Моонзундском районе, после ряда боевых столкновений с противником, потеряв линейный корабль «Слава» и эсминец «Гром», перешли в Финский залив.

Давая общую оценку использования мин русским Балтийским флотом в войну 1914–1917 гг., следует прежде всего отметить оборонительный характер применения этого рода оружия. Исключением являются лишь активные постановки в южной и средней частях Балтийского моря, имевшие место в течение 1914 и 1915 гг. Как указывалось выше, эти постановки вполне себя оправдали.

Расположение мин в позиционных и оборонительных заграждениях, выставленных русским Балтийским флотом, носили иногда случайный характер, в особенности в Ирбенском проливе. При выработке [28] планов заграждений не предусматривалась возможность их дальнейшего усиления.

В заграждениях не предусматривалось фарватеров, что стесняло морские силы, опиравшиеся на позиции при действиях за внешнюю сторону заграждения. На Центральной и Передовой позициях фарватеры были предусмотрены, только прибрежные. Ирбенская позиция не имела фарватеров вовсе.

В заключение настоящей главы приводятся таблицы 3–7.

Из таблицы 3 можно видеть, как росло из года в год количество мин, выставлявшихся русским Балтийским флотом. К этому надо добавить, что командование требовало еще большего расхода мин, однако, заказы на изготовление мин задерживались промышленностью, главным образом из-за недостатка металла и взрывчатых веществ.

Таблица 3. Данные о количестве мин. выставленных русским Балтийским флотом в войну 1914–1917 гг., с подразделением по районам и годам постановок

№№ районов Районы постановок Количество выставленных мин по годам Всего
1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. мин %
I Центральная позиция:            
а) основное заграждение 2990  — 2165 4342 9497 24,4
б) прибрежные участки, прилегающие к позиции 160  — 136 1541 1837 4,7
II Передовая позиция:            
а) основное заграждение  — 745 3963 2922 7630 19,6
б) прибрежные участки, прилегающие к позиции  —  — 140 264 404 1,0
III Моонзунд и западная часть островов Даго и Эзель  — 150  — 1086 1236 3,2
IV Рижский залив  — 368 380 850 1598 4,1
Ирбенская позиция (Ирбенский пролив)  — 2179 5940 1866 9985 25,6
V Ботнический залив  — 141 191 44 376 1,0
VI Або-Оландский район и северная часть Балтийского моря 290 569 821 503 2183 5,6
VII Средняя часть Балтийского моря 443 630 200  — 1 273 3,3
VIII Южная часть Балтийского моря 1213 1700  —  — 2913 7,5
  Число мин 5096 6482 13936 13418 38 932  —
  Итого (в %) 13,0 16,6 35,8 34,6  — 100 [29]

Из таблицы 3 видно, что около 70% мин было израсходовано на позиционные заграждения большой плотности — Ирбенское, Центральное и Передовое.

Таблица 4. Количество мин, выставленных русским Балтийским флотом в войну 1914–1917 гг. по классам заграждений

Классы заграждений Количество выставленных мин по годам Всего
1914 1915 1916 1917 мин %
Активные 1556 2330 200  — 4086 10,5
Позиционные 2990 2924 12068 9130 27112 69,8
Оборонительные 550 1228 1668 4288 7734 19,7
Итого 5096 6482 13 936 13418 38932 100

Данные, приведенные в таблице 4, свидетельствуют об оборонительном характере минной войны Балтийского флота. На позиционные и оборонительные заграждения было израсходовано 89,3% мин, а на активные только 10,7%.

Таблица 5. Расширение Центральной позиции по годам

Годы Ширина позиции в милях Глубина позиции в милях Углубление мин в метрах Примечание
1914 15 4,5 5–5,5 Ширина позиции считается по фронту
1916 17 10 3–5,5
1917 23 11 2,5–18,3

Минимальное расстояние между Центральной и Передовой позициями было около 35 миль, а среднее — около 40 миль, что допускало развертывание русского флота. Оборудование Передовой минной позиции значительно облегчало миноносцам несение дозорной службы у входа в Финский залив.

Наконец, в таблице 7 приведены сведения о потерях германского флота на минных заграждениях, выставленных на Балтийском театре.

Из таблицы 7 видна эффективность мин как средства борьбы на море. На 38932 минах, поставленных в Балтийском море, погибло 48 германских военных кораблей, не считая транспортов; следовательно, на каждый погибший военный корабль приходится 830 мин. [30]

Таблица 6. Плотность минных заграждений на Центральной и Передовой позициях

Наименование позиций и ширина их 1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. Всего
Количество поставленных мин Количество мин на милю Количество поставленных мин Количество мин на милю Количество поставленных мин Количествомин на милю Количество поставленных мин Количество мин на милю Количество поставленных мин Количество мин на милю
Центральная 23 мили 2990 200  — 150 2165 226 4342 314 9497 410
Передовая 42 мили  —  — 745  — 3963 119 2922 165 7630 200

Примечание. В таблице учтены мины, поставленные в пределах основных заграждений позиций. Мины, поставленные в районах, прилегающих к позициям, не учтены.

Таблица составлена в предположении, что за каждый предыдущий год заграждение ослабляется на 25% от количества мин, поставленных и стоявших в течение предыдущего года.

Таблица 7. Потери германского флота в войну 1914–1917 гг. на русских минных заграждениях, выставленных на Балтийском театре
Классы кораблей Количество кораблей
погибших на минах подорвавшихся на минах
Линейные корабли  — 3
Броненосные крейсеры 1  —
Легкие крейсеры 1 5
Миноносцы 13 7
Подводные лодки 2  —
Тральщики 23 4
Моторные тральщики 5  —
Сторожевые корабли 1  —
Авиатранспорты  — 1
Военные транспорты 1 1
Глиссеры 1  —
Итого 48 21

Данные таблицы 7 являются далеко не исчерпывающими, в особенности в отношении кораблей небольшого водоизмещения. Германцы хорошо отзывались о русских минах. Они находили их конструктивно совершенными. Существенным недостатком русских мин германцы считали небольшой вес заряда (100 кг), следствием чего [31] было недостаточное разрушительное действие мин, в особенности в отношении больших кораблей. С тактической стороны германцы давали положительную оценку русским минным заграждениям. Они считали, что заграждения, поставленные в 1914–1915 гг., были выставлены довольно искусно. Германским тральщикам приходилось работать с большим напряжением по определению границ русских заграждений, так как таковые ставились далеко от побережья (в 12–13 милях и более), что затрудняло нанесение их на карту, а также и потому, что русские ставили заграждения с различными углублениями мин.

В качестве подтверждения оценки германцами русских мин приводим выдержку из книги Эрнста Хасхагена «На подводной лодке», Воениздат, 1937 г. «В начале войны лишь одна мина представляла опасность — мина русская. Ни один из командиров, которым была «поручена Англия», — а мы, собственно говоря, все были такими, — не шел охотно в Финский залив. «Много врагов — много чести» — отличное изречение. Но вблизи русских с их минами честь была слишком велика. Германии, надо прямо сказать, делать там было нечего. Каждый из нас, если не был к тому принужден, старался избегать «русских дел».

Дальше