Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Об обозначениях конвоев — названиях маршрутов конвоев и их номерах — см. в приложении I.
{2} Шнорхель — выдвижное заборно-выхлопное устройство (первоначально — всплывающее), позволяющее дизелям работать под водой на перископной глубине (у нас его так и называют — РДП, т.е. работа дизеля под водой, а в обиходе и шнорхелем), а также заряжать батареи и вентилировать отсеки.

Наши словари дают англизированное название устройства — шноркел или сноркел. Многие английские словари поначалу ошибочно относили происхождение этого слова к немецкому Schnörkel (или даже искаженному Snorkel), что означает росчерк — понятно, этот образ не может иметь отношение к устройству. И наши радетели русского языка списали это с английских словарей.

Немецкие толковые словари (например, Meyers Lexicon, Bibliografisches Institut, Leipzig, 1975) сообщают, что устройство называется Schnorchel и происходит от глагола schnarchen — храпеть. Устройство действительно производит звук, похожий на храп, фырканье (особенно когда его захлестывает волна).

В последнее время и английские словари (в частности компьютерная версия The Pocket Oxford Dictionary, Oxford University Press, 1994) также вернулись к правильному объяснению этимологии слова.

{3} Лиланд Ловетт командовал эскадрой, производившей 7 ноября 1942 году высадку англо-американских войск в Северной Африке.
{4} Бен Джонсон, «Рынок новостей». Акт III, сцена 1 (перевод мой — Ю.Б.).
{5} Фьюме, или Риека — порт на территории современной Хорватии.
{6} Или дивизионы. Мы будем пользоваться немецким термином.
{7} Во время написания книги атомные ПЛ только строились.
{8} Заметьте, что это событие предшествовало датируемому 1904 годом и отмечаемому ныне в России дню подводника (19 марта).
{9} «U-9» Веддигена позже погибла, протараненная знаменитым британским броненосцем «Дредноут».
{10} Альфред Хармзуорт, или виконт Нортклифф (1865–1922) — британский издатель и политический деятель.
{11} Так автор пару раз называет Первую мировую войну — как ее именовала официальная Германия.
{12} Город и порт на южном побережье Швеции
{13} В тексте не указана дата морского соглашения. А оно было подписано всего за десять дней до этого события — 18 июня.
{14} На подводных лодках принято говорить «систерна».
{15} По одному из Локарнских договоров 1925 года Рейнская область объявлялась демилитаризованной зоной. 7 марта 1936 года Гитлер расторг договор и оккупировал область. В названии «Первая Пуническая война» чувствуется намек на то, что это только первая война Германии: всего Пунических войн — между Римом и Карфагеном в III — II веках до н.э. — было три.
{16} Подробно о сериях подводных лодок, состоявших на вооружении Германии во Второй мировой войне, см. приложение I.
{17} Это при том, что регулярная немецкая авиация — «Легион Кондор» — участвовала в Гражданской войне на стороне франкистов.
{18} После войны доктор Вальтер и другие немецкие ученые были доставлены в Великобританию и работали несколько лет на компанию «Виккерс-Армстронг лимитед» в Бэрроу-ин-Фернесс, где была спущена на воду первая британская лодка «Эксплорер» с «турбиной Вальтера». Это произошло 5 марта 1954 года — спустя двадцать лет после первых экспериментов Вальтера.
{19} 22 марта Германия захватила Мемельскую область. Это историческое название территории современной Клайпеды (быв. Мемель) с окрестностями. Область была захвачена Тевтонским орденом в XIII веке, после Первой мировой войны была передана Литве.
{20} Город — и поныне остающийся испанским — в бывшем «Испанском Марокко».
{21} На выходе из Ла-Манша.
{22} Авианосец был потоплен подводной лодкой «U-29» 17 сентября 1939 года на западном подходе к Ла-Маншу. Погиб командир и 518 членов команды. В него попали две из трех торпед, выпущенных Шухартом. В функции этого авианосца входила охрана судоходства в этом районе, он должен был компенсировать нехватку кораблей эскорта и самолетов береговой авиации. Тремя днями ранее «Арк Ройал» едва избежал атаки со стороны подлодки «U-36» в этих же водах.
{23} Залив с таким названием находится в южной части острова Мейнленд — самого крупного из Оркнейских островов. Операция имела символическое значение: как указывает далее автор, в этом заливе после Первой мировой войны был затоплен «германский флот высоких широт».
{24} В Скапа-Флоу лодка вошла через плохо охраняемый пролив Керк-Саунд.
{25} Прин принял за «Рипалс», которого не было в Скапа-Флоу, старый авианосец гидросамолетов «Пегас». В обеих атаках был поражен только «Ройал Оук». В последующие пять месяцев флот метрополии вынужден был пользоваться у западных берегов Шотландии якорными стоянками, пока приводили в порядок систему обороны Скапа-Флоу.
{26} «Белфаст» повредил кормовую часть в Форт-ов-Форте 21 ноября 1939 года.
{27} «Нельсон» был серьезно поврежден 4 декабря миной на входе в Лох-Ю. Мины были поставлены за пять недель до этого.
{28} В отличие от находящихся в легком корпусе балластных систерн, путем заполнения и продува которых лодка соответственно погружается и всплывает, упомянутые систерны находятся в прочном корпусе. Носовая и кормовая дифферентные систерны служат для уравновешивания носа и кормы лодки в подводном положении. Торпедозаместительная предназначена для приема воды по весу выпущенной или незагруженной торпеды — чтобы не нарушались плавучесть и дифферентовка лодки.
{29} Так в торпедном деле принято называть капсюль, взрыватель на носу торпеды.
{30} Линия долговременных укреплений, построенных Германией на своей западной границе в 1936–1940 гг.
{31} Описанная здесь охота за «U-9» имела место 25 мая 1940 года у берегов Норфолка, за границей британских минных полей. Эсминцами, участвовавшими в операции, были «Джэкел», «Джэвелин», «Гэллент» и «Джагуар», но они не сообщали о потоплении лодки.
{32} Первая ПЛ — «U-30» — пришла в Лорьян 7 июля 1940 года.
{33} На германских подводных лодках — по крайней мере в начале Второй мировой войны — в надводном положении дежурило несколько матросов с биноклями или подзорными трубами, наблюдавших все стороны горизонта.
{34} Обычно это делается, чтобы заранее проверить и отладить вес и дифферент лодки.
{35} Параван — устройство вроде трала, предназначенное для защиты от якорных мин.
{36} Подводная лодка «Меч-рыба» («Spearfish») была потоплена другой подводной лодкой 1 августа 1940 года в пункте 58°28'с.ш., 1°6'в.д.
{37} Вероятно, это был танкер «Сан-Фернандо», торпедированный и потопленный 21 июня 1940 года.
{38} Потоплен 27 июня 1940 года.
{39} «Ночь длинных ножей» — это 8 и 19 октября 1940 года. Были атакованы два конвоя. Конвой «SC-7» был атакован семью подводными лодками, и между 19 и 21 октября были потоплены 20 из 34 судов. Конвой эскортировался только четырьмя кораблями. Конвой «НХ-79» атаковали 19 и 20 октября пять лодок, из 49 судов были потоплены 12. Эскорт состоял из семи кораблей.
{40} Неизвестно, как считал автор, но 28 от 57 составляет 49,1 процента.
{41} Конвой «НХ-72», состоявший из сорока семи судов, был атакован между 20 и 22 сентября и потерял одиннадцать судов.
{42} Конвой «НХ-90», состоявший из тридцати пяти судов, на самом деле потерял десять судов в результате атак подводных лодок, одно было потоплено с воздуха и одно повреждено.
{43} Это был конвой «ОВ-293», который потерял два судна, еще два были повреждены. «U-47» и «U-70» были потоплены эскортом.
{44} С Лемпом, который в первый день войны ошибочно потопил британский пассажирский лайнер «Атению», связано еще одно крайне важное обстоятельство, повлиявшее на развитие битвы в Атлантике. 9 мая 1941 года его «U-110» подверглась бомбежке, получила серьезнейшие повреждения и была вынуждены всплыть. Команду лодки взял на борт британский корабль. Командир британского корабля хотел протаранить лодку, но затем передумал и приказал взять ее на буксир. Поняв замысел британцев, Лемп бросился в воду и поплыл к лодке, но был расстрелян с корабля. Лодку не удалось дотянуть до базы, она затонула, но с нее были сняты шифровальная машина «Энигма» и шифровальные журналы. Немцы до самого конца войны считали, что «U-110» унесла свои тайны на дно моря вместе с собой и командой. А британцы с июня 1941 года стали читать шифрпереписку между немецким штабом подводного флота и лодками. Так длилось до февраля 1942 года, когда немцы еще более усложнили «Энигму». Но в ноябре 1942 года в Средиземном море была захвачена подводная лодка «U-559» с новой «Энигмой», и расшифровка продолжилась. Вот чем в решающей степени объяснялись многие непонятные автору неожиданности в поведении конвоев и средств охранения. По оценкам британцев, расшифровка немецких сообщений сэкономила Британии не менее 350 судов.
{45} У нас эту книгу — «The Battle of the Atlantic» — и вообще войну в Атлантике называют «Битва за Атлантику», что неверно и в буквальном смысле, и по значению, так как низводит эти события до локальной операции, хотя на карту была поставлена судьба Великобритании, жизнь населения которой целиком зависела от поставок морем, а затем и помощь Советскому Союзу.
{46} Шепке, прежде чем принять под свое командование «U-100», уже успел сделать себе имя на «каноэ», и был представлен к Рыцарскому Кресту 24 сентября 1940 года, а дубовыми листьями был награжден 20 декабря, когда общий тоннаж потопленных им судов превысил 200 000.
{47} Мелкие острова, самые западные из Гебридских.
{48} В январе 1941 года британцы уже начали устанавливать радиолокационные станции на противолодочных кораблях и самолетах.
{49} Это были Канарские острова. Испанское правительство поначалу снисходительно отнеслось к такому нарушению нейтралитета, но под давлением правительства Великобритании, оказанным в июле 1941 года, такие действия прекратились.
{50} Речь идет об атаке, совершенной германским тяжелым крейсером «Хиппер» на конвой «SLS-64» 12 февраля 1941 года, когда были потоплены семь из девятнадцати судов этого шедшего без эскорта конвоя.
{51} Это тоже деталь советско-германского сотрудничества перед самым нападением Германии на СССР. Члены команд германских рейдеров систематически проезжали с дальнего востока через СССР, а советские ледоколы проводили рейдеры северным морским путем.
{52} Конвой «SL-68» состоял из пятидесяти восьми судов. Между 17 и 19 марта 1941 года семь из них были потоплены между 14°30' и 18°16' северной широты. Конвой рассеялся, чтобы избежать дальнейших потерь.
{53} После поражения торпедой с «U-106» линкор «Малайя» совершил переход под собственными парами на Тринидад и затем для проведения ремонта в Нью-Йорк, куда прибыл 6 апреля 1941 года.
{54} Эти суда были потоплены или захвачены в Атлантике в первой половине июня 1941 года.
{55} Действительно, более сотни человек было поднято на борт «Дорсетшира», но в ходе спасания командир получил — или якобы получил — сообщение о том, что замечена подводная лодка, и ушел, оставив более сотни человек на гибель в воде, температура которой была 10 градусов. Высказывалось предположение, что таким образом он решил отомстить немцам за гибель в этом бою гордости британского флота линейного крейсера «Худ», уничтоженного после шести минут артиллерийской дуэли. Из 1 400 человек команды «Худа» спаслись только трое.
{56} Для Великобритании лето 1941 года было, возможно, самым неспокойным за все время войны, потому что объем ввоза в Соединенное Королевство постоянно снижался.
{57} 10 и 11 сентября 1941 года из этого конвоя, состоявшего из 65 судов, было потоплено 16 судов этого конвоя общим водоизмещением 68 000 тонн.
{58} «SC-44» состоял из 54 судов, из которых потоплены были четыре -19 и 20 сентября 1941 года.
{59} Саламин (Саламина, Саламис) — остров у побережья Греции.
{60} Соответственно итальянский порт в Генуэзском заливе и порт под Триестом на территории современной Хорватии (Пула).
{61} Этим французским словом называют обусловленную встречу кораблей в море, а также часто и место встречи.
{62} Подводная лодка «Клайд» была направлена на Тарафал в разведку и пришла туда вечером 27 сентября 1941 года. Это она пыталась торпедировать двумя торпедами «U-68», а позже пыталась таранить «U-67», но сама подверглась тарану и была слегка повреждена. Лодка вернулась в Гибралтар.
{63} Порт на территории Намибии.
{64} «Атлантис» был потоплен крейсером «Девоншир» 22 ноября 1941 года в точке с координатами 4°12'ю.ш., 18°42' з.д.
{65} «Данидин» 24 ноября 1941 года патрулировал в Южной Атлантике, когда был потоплен подводной лодкой «U-124» при больших потерях в личном составе.
{66} «Питон» сам затопил себя при приближении «Дорсетшира» — это произошло 1 декабря 1941 года.
{67} «Спасательная операция, за которую противнику в полной мере следует отдать должное» — так прокомментирована эта операция в официальной британской «Истории войны на море» («History of the War at Sea», Vol. 1, p. 546).
{68} В августе 1941 года «U-570» сдалась самолету береговой обороны и была отбуксирована в Исландию, а позже вступила в строй британского флота под названием «Граф».
{69} По другим данным, лодкой командовал лейтенант Бюргель.
{70} Авианосец «Арк Ройал» был торпедирован 13 ноября 1941 года и затонул утром следующего дня в двадцати пяти милях от Гибралтара, куда его буксировали. На авианосце погиб только один человек.
{71} Линкор «Бархем» был потоплен 22 ноября 1941 года. Значительная часть команды погибла.
{72} Корабль был потоплен 21 декабря 1941 года примерно в пятистах милях к западу от Гибралтара. Конвой, в эскорт которого впервые был включен авианосец, потерял только два грузовых судна.
{73} Буквально: удар в литавры — т.е. нечто неожиданное и громкое, сильное.
{74} Танкер «Норнесс», 9 577 тонн, был торпедирован и затонул в точке 40°28' с.ш., 70°50' з.д. 14 января 1942 года.
{75} «Мелэй» был торпедирован 19 января 1942 года.
{76} Танкер «Кэролайн» был потоплен подводной лодкой 27 марта 1942 года примерно в точке с координатами 36° с.ш., 70°' з.д.
{77} Здесь игра слов — по-немецки Degen означает «шпага».
{78} Коллаборационистское правительство в неоккупированной части Франции со столицей в городе Виши.
{79} Танкер «E.J. Sadler» водоизмещением 9 639 тонн был потоплен огнем этой лодки 22 июня 1942 года в точке с координатами 15°36' с.ш., 67°52' з.д.
{80} Немецкой агентуре в Алхесирасском заливе Испании не составляло никакого труда наблюдать за формированием и выходом конвоев из Гибралтара.
{81} Хотя эсминцы и имели радары, они не всегда шли прямо на лодки потому, что радиолокационный контакт оказывался нечетким на малых дистанциях, а не по причине, названной автором.
{82} «Огни Ли» («Leigh lights») для самолетов были разработаны британской береговой обороной в 1941 году и широко использовались в сочетании с радарами «воздух-море».
{83} Из «Битвы в Атлантике» — издания типографии Ее Величества (Stationary Office).
{84} На тот момент адмирал Отто Цилиакс командовал отделом адмиралтейства, занимавшимся торпедными вооружениями, а адмирал Отто Баккенкёлер ведал вопросами производства военно-морских вооружений.
{85} 13 и 14 октября из 47 судов конвоя «SC-104» было потоплено восемь, 18 и 19 октября — два из 40 судов конвоя «ON-137».
{86} Британские архивы говорят о том, что конвой «SC-107», состоявший из 39 судов, потерял со 2 по 4 ноября 1942 года 15 единиц.
{87} Первыми использовали этот принцип голландцы, одну из подводных лодок которых, оборудованную таким устройством, немцы обнаружили в Амстердаме в 1940 году, после того как вторглись в Нидерланды.
{88} Этот налет британской авиации (28–29 марта) явился первым в осуществлении плана разрушения крупных немецких городов.
{89} Начальник штаба главнокомандующего ВМФ.
{90} Обычно, когда говорят о втором фронте, имеют в виду Европу, высадку во Франции. В данном случае в результате высадки англо-американских войск под командованием американского генерала Эйзенхауэра немцам пришлось воевать на два фронта в Африке.
{91} Из трех перечисленных городов лишь Касабланка находится в Марокко, да и то на атлантическом побережье, а Оран и Алжир — в Алжире.
{92} 91 метр.
{93} На тот момент генерал-адмирал Рольф Карле был командующим северной группой ВМФ со штаб-квартирой в Киле.
{94} Согласно британским архивам, это был конвой «SC-118», состоявший из 61 транспорта плюс девяти сопровождающих кораблей противолодочной обороны, из которых девять судов были потоплены с 5 по 8 февраля 1943 года.
{95} Названия явно позаимствованы у литературного произведения и течения в Германии 70–80-х годов XIX века «Буря и натиск» — «Sturm und Drang».
{96} С 17 по 19 марта потери конвоя «SC-122» составили восемь судов из пятидесяти одного общим водоизмещением в 47 000 тонн. С 16 по 19 марта конвой «НХ-229» потерял четырнадцать судов из сорока общим водоизмещением в 93 500 тонн. Общее число судов, потопленных в Атлантике с 13 по 19 марта 1943 года, согласно британским данным, составило двадцать пять водоизмещением в 168 000 тонн, включая четыре судна, потерянные с 13 по 17 марта конвоем «UGS-6» (южный конвой из США в Средиземное море).
{97} Порт в захваченной японцами британской колонии Малайе (на территории нынешней Малайзии).
{98} «Официальные» германские сведения за март 1943 года оценивали общее водоизмещение потопленных судов в 780 000 тонн, но настоящая цифра составляла около 500 000, что, конечно, было отнюдь не мало. Общий тоннаж потерянных Союзниками судов в этом месяце — по разным причинами и на всех театрах военных действий — составил 693 000 тонн.
{99} Ни одна из лодок не была разрушена в результате бомбардировок баз во Франции, хотя для этого временами отряжались значительные силы. В то же время имелись тяжелые потери у бомбардировочной авиации и среди французского гражданского населения в районе бомбардировочных объектов.
{100} На северо-западной оконечности Испании, на берегу Бискайского залива.
{101} Потери в Бискайском заливе снизились после того, как немцы отказались от хождения группами в надводном положении. Подводные лодки, естественно, оказывались в большей безопасности от авиации, находясь в подводном положении, но время преодоления пути от порта до позиции весьма существенно увеличивалось.
{102} Следует заметить, что немецкие страхи были беспочвенны. Никакой самолет Союзников никогда не пользовался излучениями «Метоксов» для наведения на подводные лодки. Активные радиолокационные станции самолетов были более эффективны для этих целей. Самолеты береговой обороны использовали летом 1943 года станции «воздух-море» «Марк III», работавший в Бискайском заливе на 10-сантиметровой волне, а немецкий радар «Метокс» был не в состоянии регистрировать сигналы на этой короткой волне.
{103} У Карла Деница на подводных лодках погибли два сына и племянник.
{104} Потери лодок в Бискайском заливе упали, как только они перестали пересекать залив группами в надводном положении. Лодки чувствовали себя, естественно, в большей безопасности от атак с воздуха в подводном положении, но время прохождения залива при этом весьма возрастало.
{105} Цифры грубо преувеличены. Документы показывают, что только три эсминца были потоплены и один поврежден. Конвой потерял шесть транспортов. На этой стадии войны ни одна лодка не могла выжидать подтверждения итога своей атаки на корабли эскорта.
{106} Имеется в виду результативная атака подводной лодки.
{107} LuT — это сокращение от немецких слов Lage-unabhängiger Torpedo, т.е. торпеда, не зависящая — в момент выстрела — от взаимного расположения лодки и цели, когда командиру не нужно было «прицеливаться».
{108} Получившее у англичан и американцев название «фоксер» (от англ, fox — лиса; обманывать), это устройство буксировалось за кормой эсминца и отвлекало на себя удар акустической торпеды.
{109} С сентября 1943 по май 1944 года двадцать три лодки пытались проникнуть в Средиземное море. Тринадцати это удалось, шесть погибли во время этих попыток, а четыре отказались от продолжения попыток.
{110} На юге Ирландского моря, на параллели Ливерпуля.
{111} Всё это на севере Британских островов.
{112} Немецкое название г. Гданьска (Польша)
{113} Немецкое название г. Колобжега (Польша).
{114} Немецкое название исторической области в западной части Латвии (Курземе).
{115} Немецкое название г. Щецина (Польша).
{116} План Моргентау предусматривал, прежде всего, децентрализацию и расчленение Германии, интернационализацию Рурской области.
{117} Подводные лодки «U-530» и «U-977» действительно ушли в Аргентину, куда они добрались в июле и августе 1945 года.
{118} В Германии.
{119} Так называли пистолет-пулемет системы Г. Фольмера, хотя Г. Шмайссер вовсе не был его конструктором.
{120} На самом деле это было сделано по просьбе трибунала. А самого Годта не судили как военного преступника.
{121} Дениц был освобожден из Шпандау в 1955 году.
{122} В других источниках вы можете обнаружить несхожие цифры и общего числа лодок, и их потерь, и потерь личного состава, но эти различия не очень существенны.
Содержание