13. Конец трех асов (февраль 1941 г.)
В феврале 1941 года три аса-подводника были среди тех, кто возвратился в Атлантику после перерыва на отдых и ремонт. Шепке на «U-100» ушел с родной базы знакомым маршрутом через Северное море и далее вокруг Северной Шотландии. Кречмер на «U-99» вышел из Лорьяна. 20 февраля Прин на своей «U-47» также вышел из Лорьяна после небольшой задержки из-за мелких поломок.
Несколькими днями позже Прин был уже далеко в море и сообщал о вражеском конвое, двигавшемся на запад малым ходом. Из-за самолетов ему пришлось держаться в глубине, и визуальный контакт с конвоем был потерян. Но через пять часов он снова обнаружил конвой, и радиограммы от него поступали всю ночь и на следующий день. Потом вечером он сообщил: «Подвергся атаке глубинными бомбами. Контакт с конвоем потерян. Продолжаю преследование. Пока что потопил 22 000 тонн».
Двумя днями позже он сообщил о новом конвое, направляющемся на северо-запад. Другие лодки, включая лодку Кречмера, подошли и атаковали конвой по темноте. В 4.24 утра 7 марта Прин сообщил о координатах конвоя,{43} курсе и скорости и после этого больше ничего. Когда позже, днем, всем лодкам было приказано сообщить свои координаты, «U-47» не ответила. Матц с «U-70» сообщил о серьезных повреждениях боевой рубки, Эккерманн с подводной лодки «U-A» радировал, что уходит с позиции из-за серьезных повреждений. Кречмер перехватил эти сигналы, перед тем как был вынужден эсминцами уйти на глубину. Когда он погрузился, то слышал взрывы глубинных бомб, которые уничтожали «U-70». Матц и большинство его команды были взяты в плен. До вечера эфир затих. К вечеру «U-99» всплыла со всеми предосторожностями, чтобы получить приказ искать судно, которое было торпедировано ночью. Речь шла о «Терье Викене», плавающей китобойной базе, одном из самых больших сухогрузов мира. Служба радиоперехвата расшифровала радиограмму, сообщавшую, что судно было торпедировано по центру и что быстро поступает вода. И пока судно всё еще держалось на плаву, Кречмеру приказали прикончить его. По пути он слышал базу, вызывающую снова и снова Прина: «U-47», сообщите вашу позицию». Но ответа не было, и с каждым пройденным днем надежда всё больше улетучивалась.
Кречмер напрасно искал «Терье Викена», он увидел только несколько спасательных шлюпок с оставшимися в живых и эсминец, который вынудил его уйти на глубину. Ночью он перехватил сигнал от «U-110», которой командовал Лемп. Лемп радировал о конвое, идущем из Канады на восток и находящемся в районе Исландии. Кречмер немедленно присоединился к погоне, присоединился и Шепке на «U-100». Обе подводные лодки атаковали ночью, набросившись на конвой, словно волки на стадо овец. Кречмер расстрелял все свои торпеды. Оставив конвой, он оказался на Паршивой банке (Lousy Bank), в 180 милях на запад-юго-запад от Фарерских островов.
Тем временем в Керневеле Годт и его офицеры собрались вокруг большой карты. Всем подводным лодкам в районе конвоя, обнаруженного Лемпом,{44} было приказано сообщить свою позицию, но только одна или две ответили. «U-99» и «U-100» среди них не было.
В 1946 году Британское правительство выпустило официальный доклад под названием «Битва в Атлантике»,{45} в котором есть такой отрывок:
«В течение марта 1941 года в Северной Атлантике было уничтожено шесть подводных лодок, и среди них подводные лодки под командой трех командиров-асов. Лодка Прина («U-47») была потоплена глубинными бомбами с эсминца «Вулверин» («Россомаха») 8 марта. В живых не остался никто. 17 марта в 3 часа утра подводная лодка Шепке («U-100»), которую преследовал и подверг атаке глубинными бомбами эсминец «Вэнок», была вынуждена всплыть, протаранена эсминцем и затонула. Сам Шепке погиб, когда нос эсминца врезался в рубку между мостиком и перископом. Полчаса спустя подводную лодку «U-99» Кречмера, который действовал совместно с «U-100», постигла та же судьба в лице эсминца «Уокер». Сам Кречмер остался в живых».
Во время этих событий британская пресса вышла с огромными заголовками: «Подводные лодки Кречмера и Шепке потоплены, Кречмер взят в плен». Вскоре после этого до Керневеля дошла фотография Кречмера, спускающегося по трапу «Уокера». В Германии такую новость трудно было надолго удержать в секрете, и Дениц стал настаивать на ее публикации, но штаб-квартира Гитлера не соглашалась. Только в конце апреля верховное командование объявило о потере этих двух лодок, и только тремя неделями позже лодка Прина была признана погибшей.
Отто Кречмер был вторым командиром подводной лодки, удостоенным дубовых листьев. Он был награжден Рыцарским Крестом 4 августа 1940 года после потопления судов общим водоизмещением 117 000 тонн и британского эсминца «Дэринг». К 4 ноября он достиг отметки в 200 000 тонн, к его победам добавились вспомогательные крейсеры «Лорентик» в 18 724 тонн и «Патрокл» в 11 000 тонн. На момент пленения на его счету было три потопленных британских эсминца и грузовых судов общим водоизмещением 300 000 тонн.{46}
Когда эти потери были подтверждены, сдержанность и отчужденность адмирала передалась его ближайшим коллегам так глубоко они подействовали на него. Он сам продиктовал некролог на Прина, который был издан в качестве приказа по соединению подводников:
«Герой Скапа-Флоу совершил свое последнее боевое дежурство. Мы, подводники, скорбим и отдаем честь ему и его команде... Они стали для нас символом нашей твердой и непоколебимой воли к победе над Англией. В этом духе мы продолжим нашу борьбу».
14. От Гренландии до Фритауна (апрель-май 1941 г.)
Накал битвы в Атлантике не спадал. Когда конвои начали делать широкие обходные маневры через север, подводные лодки следовали за ними до шестидесятой параллели, продолжая топить и повреждать суда. Когда же в северных широтах наступило затишье, подводные лодки перенесли свою активность к юго-западу от острова Рокелл, куда противник снова перебросил маршруты своих конвоев.
Потеря четырех лодок на севере, включая лодки под командованием трех асов, заставила Деница задуматься, не применил ли противник какое-то новое оружие или эти потери были случайными. Командиры лодок, возвращавшиеся с высоких широт, сообщали о необычно сильных эскортах, но ничего не говорили Деницу о каких-либо новых противолодочных средствах.
Анализируя по карте на стене новые предполагаемые маршруты конвоев, адмирал направлял свои лодки двойным охватом в юго-западном направлении далеко в Атлантику, за двадцать пятый меридиан, где можно было ожидать находить более слабое патрулирование и эскорта со стороны противника. Он считал понесенные до этого потери нормальными, но к такому выводу он пришел только после операций подводных лодок до середины апреля в новом районе, когда в течение этого времени они засекли конвой «SC-26», из которого они потопили или повредили за ночь четырнадцать судов. Потом он постепенно переместил их назад в более восточные районы, когда они снова образовали линию патрулирования между Исландией и островом Рокелл и в районе островов Сент-Килда.{47}
Начал ощущаться в полном объеме эффект германской программы строительства подводных лодок, в строй вливались всё новые лодки. Многие офицеры с практическим опытом на «каноэ» назначались на новые, более крупные лодки.
Среди них был Крех, первый и единственный обладатель аквариума на подводной лодке, в котором каждая рыба имела имя коронованной особы или премьер-министра стран, воевавших с Германией. Вильгельмина, красивая и округлая золотая рыбка, нашла свой конец, когда чистили ее аквариум «она упала в трюм, и ее не нашли», в то время как Черчилль маленькая, но темпераментная рыбка-пират приняла участие в трех выходах в море, прежде чем погибнуть, после чего ей были оказаны соответствующие почести: ее заспиртовали в стеклянном сосуде и подвесили под плафоном в кают-компании.
Так звали королеву Нидерландов.
Из тысячи подводников, участвовавших в предыдущих походах, и были сформированы «волчьи стаи», создания которых так добивался адмирал. Ведь только в июле 1941 года число действующих лодок вышло за пределы того количества, которое было в начале войны. И в течение этого года поле боя в Атлантике постепенно передвигалось по широким просторам океана. В начале лета внимание было сосредоточено на северных и восточных районах, с середины лета до осени центр тяжести сражений передвинулся снова к востоку, а от затем до ноября сражения охватывали весь океан вплоть до панамериканской зоны безопасности.
Теперь, однако, когда подводная лодка обнаруживала конвой, командир уже не атаковал его сразу, а следовал за ним по пятам и передавал информацию на базу, а затем подавал сигналы радиомаяка в ожидании других лодок, чтобы вместе начать атаку. Иногда во время этих атак контакт с берегом переходил от одной лодки к другой, если первой приходилось уходить на глубину, спасаясь от эскорта или самолетов. Когда одна лодка была вынуждена выходить из боя, брешь заполнялась другой, и сражение продолжало бушевать, подверженное влиянию таких факторов, как ветер и погода, человеческий интеллект и техническая эффективность.
Англия по-прежнему оставалась в одиночестве, в то время как Соединенные Штаты сохраняли так называемый нейтралитет, который был более похож на неучастие в войне, но американские симпатии к борьбе своих британских кузенов были очевидны для всех. Хитрая формула «плати и вези» была заменена на ленд-лиз, которому суждено было сыграть столь важную роль в этой войне. В своих беседах у камина Рузвельт говорил о гремучей змее, которая должна быть убита прежде, чем она поднимет голову, чтобы ужалить, и шланге, который нужно предоставить соседу, чей дом в огне. Американские суда, оружие и прочие товары устремились в Британию, чтобы возместить ей ее потери в Дюнкерке.
Передача оружия, продовольствия и пр. взаймы или в аренду.
Тем временем британские верфи выпускали все больше и больше корветов и фрегатов, специально предназначенных для сопровождения конвоев-легких, умеренно быстрых и маневренных кораблей, оборудованных самыми последними приборами обнаружения подводных лодок и бомбометами, способные выдержать любой атлантический шторм. И тем не менее ничто не могло отбить охоту подводным лодкам нападать на конвои. Авиабомбы, глубинные бомбы кораблей, осветительные снаряды нового типа, названные «снежинками», пушки, корабли-тараны, мины, гидролокаторы всё это, по существу, были средства, которые уже применялись в Первой мировой войне. Радар, конечно, все еще пребывал в детском возрасте и в оперативном использовании отсутствовал.{48}
По мере того как поступало всё больше подводных лодок большего водоизмещения, стало возможно расширять сферу операций. Дениц начал посылать их к западным берегам Африки, чтобы внезапно ударить там, где концентрация судов была высока, а их защита слаба. Среди первых подводников, оперировавших ниже экватора, были лейтенанты Ёстен и Шеве, командовавших соответственно подводными лодками «U-106» и «U-105».
«U-106» вышла с базы 26 февраля и день за днем она двигалась на юг, проходя мимо множества ярко освещенных нейтральных судов с их национальными флагами, крупно нанесенных на их бортах. Это были главным образом испанские или португальские суда, и подводная лодка не обращала на них внимания. Однажды в полдень на горизонте показались ясные синие силуэты гор, и в эту ночь длинная серая тень лодки проскользнула в испанский порт и ошвартовалась у борта германского грузового судна, которое нашло убежище в этом порту, когда началась война.{49} Всё было готово до мелочей. Лодка еще не успела подойти, а с борта судна уже свисали топливные шланги. Последовали произнесенные шепотом приветствия, звуки шагов по палубе, стук металла о металл. Шланги напружинились, наполнившись топливом. Вниз по вант-трапу на лодку проворно спустился осанистый человек в легком тропическом костюме и желтых ботинках. Это был агент германской судоходной компании, в заботы которого входило думать обо всем свежих фруктах и овощах, свежем мясе, яйцах, хлебе. Теперь же за холодным пивом в жарком отсеке подводной лодки, где находилась кают-компания, он сумел передать и кое-какую полезную информацию.
К рассвету подводная лодка была уже снова далеко в море. Несколькими днями позже Ёстен заметил свое первое судно лайнер с синей трубой, который зигзагами приближался к нему. С трудом ему удалось прочесть его название «Мемнон». Он нанес по судну удар двумя торпедами, и оно за пятнадцать минут затонуло. За следующие несколько дней никто не попался на глаза. Теперь они были уже возле экватора, где в полдень ограждение рубки почти не отбрасывало тени. В день, когда они пересекали линию экватора, из люка боевой рубки на мостик вылезла странная процессия, в которой были Нептун со свитой, прекрасная нереида Фетида. Правда, у нее были слишком волосатые ноги, но неровности тела были соблюдены. Все, как на мирном пассажирском лайнере.
Несколькими днями позже они неожиданно встретили конвой «SL-68», направлявшийся в Англию из Сьерра-Леоне. В порту этой колонии Фритауне и собирались конвои. Видя мачты судов, Ёстен определял свою местоположение, как вдруг свежий северо-восточный пассат принес над водой желтую пелену тончайшей пыли. Они чувствовали ее на своей коже, она хрустела на зубах, садилась на стекла очков, покрывала палубу и мостик. Пыль садилась на пушку, проникала через вентиляционную систему внутрь лодки. И еще она мешала атаке, отметил Ёстен в журнале. Через некоторое время он насчитал эскорт из четырех эсминцев, вспомогательного крейсера и линкора «Малайя». Последний был придан конвою, после того как предыдущий линкор был серьезно поврежден германским надводным кораблем во взаимодействии с подводными лодками.{50} Конвой шел курсом на запад, затем повернул на север, чтобы пройти к востоку от островов Зеленого Мыса. Эстен знал, что «U-105» находится не очень далеко к западу от этих островов, и поэтому послал краткую радиограмму и сигнал радиомаяка, чтобы навести ее на конвой, а сам продолжал «пасти» конвой как мог в условиях пыльного пассата.
Ёстену повезло, что у него оказалась прекрасная штурманская команда в лице капитанов 1 ранга Каменца из компании «Ллойд Лайн» и Вундерлиха из фирмы «Хапаг». Каменц входил в команду известного вспомогательного крейсера «Атлантис» и в прошлом доставил один из его призов в Японию. Вернулся в Германию он через Россию{51} и в соответствии с приказом должен был возвратиться на рейдер. Вундерлих был приписан штурманом на «U-106». Эти специалисты определяли местоположение корабля с точностью до булавочной головки. На «U-105» у Шеве штурманская часть тоже была поставлена отлично, так что несмотря на некоторые технические неполадки с радиосвязью между этими двумя подводными лодками, они были в состоянии не упустить конвой, передавая его от одного другому. Эта операция шла на протяжении 1 200 миль от островов Зеленого Мыса до Канарских и длилась восемь дней восемь дней и ночей. В самом начале этого пути они потопили голландца, попавшегося им по дороге. Временами обе лодки шли рядом и командиры обсуждали тактику ночной атаки, потом они расходились в тумане и вновь устремлялись за конвоем и его охранением в лице эсминцев и массивного линкора «Малайя».
Видимость была прескверной. Всякий раз, когда конвой менял курс, суда исчезали из вида в течение нескольких секунд. Эсминцы неустанно совершали широкие обходные маневры на обоих флангах и то и дело неожиданно появлялись из тумана. Это была длинная игра в прятки, и шла она, пока наконец «U-106» не проникла в середину конвоя в сумерках, когда силуэты судов четко вырисовывались в последних лучах заходящего солнца. Огромные цели перекрывали друг друга, так что залп четырех торпед поразил четыре цели, но не было времени на то, чтобы подтвердить потопления, потому что сразу подошли эсминцы, и вокруг начали рваться глубинные бомбы. Как только шум винтов эсминцев стал удаляться, Ёстен приказал загрузить запасные торпеды, но, когда он всплыл на поверхность, конвой исчез. Он немедленно бросился в погоню, но на полном ходу нос внезапно зарылся в воду и начал тащить лодку в глубину, и только быстрые действия спасли корабль, иначе он мог бы затонуть без посторонней помощи. Вскоре выяснилось, что в легком корпусе в районе емкости, в которую укладывается якорная цепь, появилась трещина и носовая балластная систерна подтравливала воздух. Вначале приходилось продувать систерну каждые двадцать минут, потом, по мере увеличения разрыва, каждые пятнадцать, а там и десять минут.
Ночь за ночью обе лодки не отставали от конвоя, командир которого производил самые немыслимые маневры, меняя курс более чем на 90 градусов на восток, потом на запад и даже на короткое время на юг, затем снова ложась на северный курс. Но всё было напрасно, потому что оба волка продолжали пасти свое стадо. Если одна лодка была вынуждена нырнуть или задержаться например, для загрузки запасных торпед, то другая брала на себя лидерство в преследовании. Сначала «Малайя» отделялся по ночам от конвоя, поскольку в темноте ничем не мог помочь ему и даже превращался в такую же цель, как и грузовые суда, которые эскортировал линкор, но позже потери стали настолько велики, что линкор оставался с конвоем все время. Командир «U-106» видел линкор, перекрытый несколькими судами, производя последнюю атаку. Выпустив две последние торпеды, он слышал взрывы, но у него не было возможности увидеть, куда он попал, но последовал настоящий фейерверк. Линкор начал пускать осветительные снаряды изо всех своих пушек, больших и малых, которые озарили море от горизонта до горизонта, а в середине взорвал ракету, которая прочертила разноцветные полосы во все стороны. Это был сигнал конвою рассеяться последнее средство предотвратить дальнейшие потери. Триумф двух волков был полным. Они потопили десять судов и повредили семь.{52}
Израсходовав все торпеды, они встретились еще раз к югу от Канарских островов, а затем каждая лодка направилась своим путем. «U-106» направилась к судну снабжения «Нордмарк» (под командованием Грау), которое более чем полугода находилось в точке 31° западной долготы и 5° северной широты, пополнив за это запасы не меньше чем сорока пяти германским кораблям. Здесь капитан 1 ранга Каменц перешел на «Нордмарк» и стал ждать, когда подойдет рейдер «Атлантис», a «U-106» заправилась топливом и продовольствием, загрузилась торпедами. Эта лодка получила новые приказ ждать у входа в гавань в Рио-де-Жанейро германский пароход «Лех» и сопроводить его через панамериканскую зону безопасности.
«U-106» возвратилась в Лорьян только в июне, проведя в море четыре месяца. Побитая и покореженная, изъеденная ржавчиной, обросшая морскими водорослями, она устало пришвартовалась рядом со старой плавучей базой «Изер». Только когда Ёстен стал докладывать адмиралу Деницу о походе, он узнал, что одна из его последних двух торпед попала в «Малайю». С пробоиной в носовой части линкор медленно дохромал в сопровождении двух эсминцев через Атлантический океан до Нью-Йорка, где встал на ремонт.{53}
Балансовый отчет о кампании в южных водах давал серьезные основания для удовлетворения. После первых патрулирований в том районе, проведенных подводными лодками «U-A» (капитан-лейтенант Кохаусц) и «U-65» (капитан-лейтенант фон Штокхаузен) в 1940 году, наступил перерыв, потому что подводные лодки в Северной Атлантике могли добиться больших результатов за меньшее время.
Однако отправка ряда больших подводных лодок к западноафриканскому побережью в феврале и марте 1941 года принесла хорошие дивиденды. Для перехода они уходили подальше на запад, затем шли на юг и оставались в акватории Фритауна в течение четырех-пяти недель и затем возвращались на базу. Лодки несли на борту четырнадцать торпед в прочном корпусе и шесть-восемь в легком корпусе, в герметичных контейнерах, рассчитанных на высокое давление. К тому же выяснилось, что достигается большая экономия топлива, если крейсировать на скорости семь узлов, задавая правому дизелю средний вперед и используя правый электромотор как генератор постоянного тока для подзарядки аккумуляторных батарей, в то время как левый электромотор использовать для малого или самого малого хода. Получая топливо, продовольствие и торпеды от кораблей снабжения, подводные лодки могли оставаться в море в течение времени, эквивалентного двум походам подряд, экономя при этом время и топливо примерно на 4 000 миль перехода от базы до района назначения. Судами снабжения были «Шарлотте Шлиманн» и «Коррьентес», которые находились в районе Канарских островов.
Цифры потопленного тоннажа полностью оправдывали эти меры. «U-38» потопила восемь судов, «U-103», «U-105» и «U-124» по двенадцать каждая, «U-106» десять и «U-107» четырнадцать судов. «U-69», 500-тонная лодка, заминировала подходы к Лагосу и Такоради, а также потопила шесть судов. В знак признания их заслуг капитан-лейтенанты Шютце и Либе получили дубовый листья, а лейтенанты Метцлер, Шеве, Ёстен, Хесслер, Винтер и Йохен Мор были награждены Рыцарским Крестом.
Прямым следствием этих атак в далеких водах оказались крупномасштабные поиски, проведенные англичанами. В результате были обнаружены и уничтожены пять германских надводных судов снабжения: «Бельхен», «Эгерланд», «Лотринген», «Эссо» и «Гедания».{54} Это было тяжелым ударом, и пришлось изобретать новые способы снабжения подводных лодок в море. Шли переговоры между германским адмиралтейством и французским правительством Виши относительно Дакара, но никто не мог знать, что решат французы, и Дениц подумал, что безопаснее ничего не ожидать от них.
Единственными судами снабжения, которыми можно было располагать в последующие несколько месяцев, были «Кота Пинанг» и «Питон», но, пока они не достигнут Южной Атлантики, подводные лодки будут полностью лишены возможности пополнять запасы топлива в море. К тому же неизвестно было, сколько просуществуют те два судна. Ликвидация пяти предшественников в далеко отстоящих друг от друга точках посреди Атлантического океана выглядела слишком убедительной, чтобы отбрасывать возможность того, что противник проник в тайны германских военно-морских шифров или имеется провал в системе безопасности. Ввиду этих проблем со снабжением адмирал решил пока что больше не посылать лодок в южные моря, и лейтенант Хардеген на «U-123», который был уже там, получил новый приказ.
Тем временем, поскольку число действующих лодок увеличилось, атаки на конвои в Северной Атлантике продолжались с неукротимой энергией. Между мартом и маем, согласно британским данным, противник потерял 142 судна общим водоизмещением 818 000 тонн в результате действий подводных лодок, а с добавлением потерь от авиации, надводных судом и мин они в целом составили 412 судов водоизмещением 1 700 000 тонн.
В это время Дениц осторожно применял тактику управляемой волчьей стаи, которая началась в осени 1940 года. Он говорил: «Мы должны стоять на одном месте столько, сколько можем там собираться, маневрировать и драться в тех водах. Как только враг усиливает свои защитные порядки настолько, что мы уже не можем образовывать там стаи, нет никакого смысла находиться в тех водах».
Он держал при этом в уме несколько донесений о конвоях, сопровождаемых восемью или более эсминцами плюс постоянным воздушным эскортом, и сопровождаемых далеко на запад. Правда, несмотря на разброс маршрутов конвоев по всей Северной Атлантике, противник не мог избежать концентрации судов в некоторых узловых точках. Одна такая точка Северный пролив уже стала недоступной для атак подводных лодок, так как слишком сильно охранялась, но была другая Ньюфаундленд, где защита была пока еще слабой.
В начале мая группа из пяти подводных лодок, уже находившихся на позициях к югу от Исландии, была переведена дальше на запад, где атаковала конвой и в течение растянутой по времени операции потопила девять и повредила три судна. На усиление группы были направлены еще две лодки, чтобы помочь им усилить возле мыса Фэруэлл (Фарвель) на юге Гренландии, и вся группа стала постепенно перемещаться на юго-запад, где была надежда не еще большее сосредоточение грузовых судов.
Группа обнаружила конвой «НХ-126», прорвалась через его защитные порядки и снова потопила девять судов. Одним из командиров лодок в этой «западной группе» был «Парсифаль» Вольфарт. Это был его первый выход на «U-556». Он уже решил, что пришло время возвращаться на базу, когда заметил еще один конвой, и бросился атаковать его. Он поразил двумя торпедами танкер, и танкер загорелся, после чего конвой спешно изменил курс и все суда выбросили дымовые буи, чтобы прикрыть уход. В общем замешательстве одно судно вышло прямо на линию его торпедных аппаратов и было быстро потоплено. Без торпед и с минимумом топлива Вольфарт продолжил прерванное путешествие к дому.
В этот момент он, как и остальная часть группы, была лишь в нескольких сотнях миль от «Бисмарка», который только что прорвался на просторы Атлантического океана. У «Парсифаля» Вольфарта имелись особая привязанность к «Бисмарку», как мы увидим далее.
15. «Бисмарк» и германские подводные лодки (май 1941 г.)
21 мая 1941 года 40 000-тонный линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» («Принц Евгений») отправились в качестве рейдеров в Атлантику. Еще когда эти корабли были на переходе, их засекли с воздуха, и Великобритания бросила все имеющиеся силы на перехват и уничтожение кораблей. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнайзенау» были уже в Бресте, хотя и пострадали от бомб. Если бы они могли выйти с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном», то у Германии оказалась бы в Атлантическом океане боевая эскадра из трех новейших линкоров и одного тяжелого крейсера. В таком случае вряд ли кто взялся бы сказать, что случилось бы с британскими конвоями, потому что даже могучему британскому флоту было бы трудно дать своим судам сопоставимые по силе эскорты.
Адмирал сэр Джон Тови, командующий британским Флотом метрополии, вполне отдавал себе отчет в опасности и послал все имевшиеся в его распоряжении крупные корабли вдогонку за «Бисмарком» и «Принцем Евгением». Утром 24 мая эскадра, составленная из кораблей «Худ» и «Принц Уэльсский» подошла к немецкой группе, после того как ее обнаружил «Саффолк». Произошел короткий обмен выстрелами, и между мачт «Худа» возник гигантский столб пламени, а через пару мгновений корабль разломился надвое, некоторое время его нос и корма торчали вертикально из воды в облаке черного дыма, а потом исчезли.
«Бисмарку», однако, не удалось остаться невредимым, широкая полоса нефти начала расползаться по его следу. Он продолжил путь в Атлантику, но спустя какое-то время изменил курс и пошел в Сен-Назер для ремонта, оставив «Принца Ойгена» действовать в Атлантике самостоятельно. В ходе дня адмирал Лютйенс, под флагом которого шел «Бисмарк», предложил выставить кордон из подводных лодок поперек его курса, чтобы на него попали его преследователи. Из шести лодок, которые заняли позиции приблизительно в 450 милях к западу от Сен-Назера, две не имели ни одной торпеды и очень немного топлива, но считалось, что само их присутствие может оказаться полезным.
Ни у британцев, ни у немцев не было ясности относительно реального положения дел. Адмирал Лютйенс не знал, что «Саффолк» потерял радиолокационный контакт с «Бисмарком», и еще он не знал, что в течение некоторого времени британские корабли гнались в неправильном направлении под влиянием иллюзии, будто «Бисмарк» взял курс на Норвегию. Считая, что «Саффолк» всё еще имеет радиолокационный контакт с его кораблем, Лютйенс не видел смысла в радиомолчании, и 25 мая направил детальную оперативную сводку. Британцы взяли радиопеленг, поняли свою ошибку и развернули корабли. Поступил приказ произвести воздушную разведку, и 26-го разведывательный самолет «каталина» сквозь дымку и низкую облачность обнаружил темные очертания пробивающегося сквозь шторм корабля «Бисмарк».
Адмирал Джон Тови понял, что ему нечего надеяться настигнуть немецкий корабль, если не убавить ему скорость хода. Свою последнюю надежду он связывал с гибралтарской эскадрой, состоявшей из линейного крейсера «Ринаун», авианосца «Арк Ройал» и крейсеров «Шеффилд» и «Дорсетшир», которым было приказано немедленно выйти курсом на север. Фактически достаточно было бы самолетов авианосца, которые атаковали бы «Бисмарк» торпедами и сбили бы ему скорость, и таким образом главные силы британского флота могли бы догнать «Бисмарк». Эти самолеты были последней картой в руках англичан.
Ветер с северо-запада усиливался, волна становилась всё круче и выше. Погода мешала Вольфарту с его «U-556» занять указанную позицию. Вскоре ему доложили об обнаружении кораблей противника. Вольфарт сыграл срочное погружение и поднял перископ. И вовремя: «Ринаун» и «Арк Ройал» шли прямо на него, их огромные серые массы низко сидели в бушующем море. «Ринаун» порой зарывался носом в воду и затем поднимал в воздух каскады воды, стены брызг закрывали носовые орудийные башни, белое облако окутывало весь корабль. «Арк Ройал» несколько раз погружался в воду так, что казалось, будто вода заливает палубу авианосца. Вольфарт видел самолеты на палубе с включенными двигателями. Корабли были почти над ним, впереди и за кормой. Ему не надо было маневрировать. Всё, что ему нужно было это нажать пусковые кнопки носовых и кормовых торпедных аппаратов но у него не было ни одной торпеды! Такой шанс больше никогда не выпадет сразу линкор и авианосец на прямом курсе, и без эскорта эсминцев, и прямо перед торпедными аппаратами подводной лодки! Но перед пустыми! Этот факт решил судьбу «Бисмарка».
С горечью в сердце Вольфарт вглядывался в две огромные цели, переваливающиеся из стороны в сторону на гигантских волнах. Между «Бисмарком», самым большим и самым современным линкором в мире, и небольшой 500-тонной «U-556» сложились особые отношения: «Бисмарк» стал «крестником» подводной лодки.
За много месяцев до этого «Бисмарк» проводил учения в Балтийском море, а Вольфарт со своей командой также отрабатывал учебные задачи на новой лодке. Как-то лодка проходила рядом с линкором и Вольфарт, обладавший своеобразным чувством юмора, дал на «Бисмарк» флажный семафор: «Лично от командира командиру. Отличный кажется у вас корабль». Командир «Бисмарка», похоже, не вполне оценил юмор, ибо тут же последовал довольно строгий и официальный ответ: «От командира командиру: сообщите имя командира». «Вот, попал! подумал Вольфарт и ответил: «От командира командиру. Попробуйте сами узнать» и скомандовал срочное погружение.
Некоторое время спустя он составил великолепное свидетельство о своем «крестиичестве», выраженное в соответствующих терминах дружественного восхищения, и по этому документу «U-556» брала на себя покровительство над старшим братом и обязывалась опекать его. Вооруженный этим документом, Вольфарт нанес официальный визит командиру «Бисмарка» Линдеманну. Эта дружба между двумя кораблями родилась под смех и шутки. Вольфарт, направляясь в свое первое патрулирование, проходя мимо «Бисмарка», просемафорил на линкор: «Лично от командира командиру. Если вы следуете за мной не беспокойтесь. Я пригляжу, чтобы вам не нанесли вреда».
Но сейчас этого не случилось, и глядя, как корабли противника исчезают в сумраке, он понимал, что без торпед не сможет сдержать своего обещания. Как только противник вышел из поля зрения, Вольфарт всплыл и сразу сообщил: «Заметил противника, один линкор, один авианосец, курс 115°, квадрат сетки координат BE 5382». Это означало 48° северной широты, 16°20' западной долготы. Он пытался следовать за кораблями столько времени, сколько позволяло штормовое море. В девять часов вечера он перехватил радиограмму с «Бисмарка», находившегося в точке с координатами 47° северной широты, 14°50' западной долготы и сообщавшего, что руль вышел из строя от попадания торпеды. Несколькими минутами позже вышло в эфир командование подводного флота: «Срочно. Всем лодкам с торпедами следовать к «Бисмарку» полным ходом». Но о каком «полном ходу» могла быть речь в такую ночь? После полуночи одна подводная лодка сообщила о контакте с кораблями противника, но тяжелые низкие облака и дождь скоро сделали невидимыми вспышки орудийных выстрелов. В течение той ночи «Бисмарк» сдерживал огнем своих орудий атакующие эсминцы. В тот момент «Бисмарк» находился в 420 милях от Бреста вне рабочего радиуса действий люфтваффе.
Приблизительно в 7 часов утра 27 мая адмирал Лютйенс обратился с просьбой, чтобы какая-нибудь подводная лодка забрала с «Бисмарка» вахтенный журнал, и подойти к «Бисмарку» было приказано Вольфарту. Но он не принял радиограмму с приказом, так как был вынужден находиться под водой из-за появления авиации противника. Когда же он всё-таки через час принял приказ, было слишком поздно.
Последний бой «Бисмарка» начался в 8.47 утра, когда линкоры «Родни» и «Кинг Джордж V» открыли огонь по нему. «Бисмарк» третьим залпом накрыл позицию «Родни», но ни один снаряд не попал в цель. Через несколько минут к английским кораблям присоединился «Норфолк». «Бисмарк», легкая, почти неподвижная цель, оказался под сосредоточенным огнем трех кораблей. Сражаясь до конца, он был постепенно разорван на куски. Как только огонь со стороны «Бисмарка» стал ослабевать, «Дорсетшир» подошел к «Бисмарку» поближе, а «Родни»произвел торпедный залп, но торпеды прошли мимо. Приблизительно в десять часов «Бисмарк» прекратил огонь. Хотя он и оставался на плаву, но превратился в груду обломков. Он потерял мачты и трубу, надводная часть корпуса корабля была разрушена и превратилась в решето, безжизненно торчали во всех направлениях стволы орудий, тяжелый черный дым валил изнутри корабля.
Тогда «Родни» с близкого расстояния дал бортовой залп девятью орудиями, снаряды разрывались по несколько одновременно. «Родни» выпустил две последние торпеды, одна из которых попала. Но «Бисмарк» всё еще держался на плаву. В 10.15 британский командующий вывел из боя линкор «Кинг Джордж V», потому что у него было на исходе топливо. При этом он приказал еще раз выпустить по «Бисмарк»у торпеды. «Дорсетшир» выстрелил из аппаратов обоих бортов, и наконец в 10.20 «Бисмарк» лег на борт и пошел на дно со всё еще развевавшимся флагом. Сражение закончилось. Два офицера и более сотни других членов команды «Бисмарка» были подобраны британцами. Подводные лодки прочесывали район сражения в течение целых четырех дней, но нашли лишь трех человек на спасательном плоту.{55}