Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава двенадцатая.

В боевых действиях при освобождении народов юго-восточной Европы

Весной и летом 1944 г. Красная Армия изгнала фашистские полчища из пределов Советского Союза. Страны Юго-Восточной и Центральной Европы неизбежно становились ареной вооруженной борьбы. Советские войска имели твердое указание партии и правительства не вмешиваться во внутренние дела освобождаемых государств, предоставить народам право самим решать свою судьбу. И Вооруженные Силы СССР строго соблюдали этот важнейший принцип ленинской политики.

Борьба Красной Армии против немецко-фашистских войск активно поддерживалась народами стран Юго-Восточной и Центральной Европы. Еще в ходе войны родилась братская дружба и союз между народами, скрепленные кровью советских, польских, чехословацких, югославских, р,умынских, болгарских воинов и венгерских добровольцев, пролитой в боях с гитлеровскими поработителями. [263]

В борьбе за освобождение стран Юго-Восточной Европы инженерные войска получили богатый опыт обеспечения последовательных наступательных операций, проводимых летом, осенью, зимой и весной в высоких темпах, с форсированием с ходу ряда рек, преодолением горных систем, опыт участия в штурме больших укрепленных городов, в отражении контрударов и наступления сильных оперативных группировок противника.

В сражениях под Яссами, Кишиневом и в ходе освобождения Румынии и Болгарии

Инженерные войска 2-го и 3-го Украинского фронтов начиная с апреля 1944 г. почти четыре месяца участвовали в боях местного значения против группы армий «Южная Украина» в северных районах Румынии и восточных районах Молдавии. Широким применением заграждений они сыграли, значительную роль в закреплении успеха и срыве вражеских контрударов, рассчитанных на отдаление линии фронта от границ Румынии.

Вынужденно перейдя к обороне, гитлеровцы усиленно готовили свои позиции на выгодных естественных рубежах.

В августе 1944 г. антифашистская борьба в странах Юго-Восточной Европы достигла большого накала. Советское Верховное Главнокомандование приняло решение безотлагательно организовать наступление на ясско-бухарестском направлении. План операции предусматривал окружение и уничтожение группы армий «Южная Украина» и последующее развитие наступления на юго-запад к жизненно важным центрам Румынии. Войска 2-го Украинского фронта наносили главный удар в промежутке между тыргу-фрумосским долговременным и ясским полевыми укрепленными районами в общем направлении на Васлуй и Хуши. Главный удар войск 3-го Украинского фронта наносился с плацдарма за рекой Днестр из района южнее Тирасполя в направлении на Леово. Вспомогательный удар фронта намечался с форсированием Днестровского лимана.

В связи с необходимостью форсирования Днестровского лимана и преодоления в последующем ряда притоков Дуная в нижнем течении 3-й Украинский фронт получил относительно большие инженерные силы резерва Верховного Главнокомандования: в среднем 18 инженерных рот на армию{289}. 2-й Украинский фронт имел только 10 инженерных рот на армию{290}. При таком усилении плотность инженерных войск во 2-м Украинском фронте, наступавшем в полосе 400 км, достигала 0,8 инженерной роты на 1 км фронта. [264] На 3-м Украинском фронте, наступавшем в полосе 210 км, она была в полтора раза выше.

На 2-м Украинском фронте (начальник инженерных войск генерал-лейтенант инженерных войск А. Д. Цирлин) плотность инженерных войск на участке прорыва была повышена за счет привлечения в состав ударной группировки фронта максимально возможного числа армейских, фронтовых и приданных инженерных частей и военно-строительных отрядов.

В результате на участке прорыва в 16 км удалось получить плотность 12,7 инженерной роты, а в 27-й армии — 8 инженерных рот на 1 км фронта. 6-я гвардейская танковая армия была усилена 5-й инженерно-саперной бригадой и 8-м понтонно-мостовым полком, а 18-й танковый корпус — 44-м отдельным понтонно-мостовым батальоном.

На 3-м Украинском фронте в состав ударной группировки также была выделена основная часть инженерных сил, что позволило получить в 37-й армии, где начальником инженерных войск был генерал-майор А. И. Голдович, на участке прорыва в 6 км — 11,5 роты на 1 км фронта. Главные силы инженерного резерва начальник инженерных войск генерал-полковник инженерных войск Л. 3. Котляр нацеливал на инженерное обеспечение боевых действий оперативной группы 46-й армии{291}, наступавшей на аккерманском направлении с форсированием лимана.

Деятельность инженерных войск при подготовке операции отличалась тщательным учетом специфических условий обстановки, целеустремленностью и новизной методов выполнения инженерных задач.

Для скрытия перегруппировки и районов сосредоточения войск 27-й и 52-й армий 2-го Украинского фронта в условиях открытой местности в течение пяти дней в полосе шириной 20 км фронтовыми саперами было установлено 125 пог км вертикальных масок, 250 тыс. кв. м горизонтальных масок и [265] распятнена местность на площади 90 тыс. кв. м{292}. В ложных районах сосредоточения 25-я маскировочная рота и части 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады установили 350 макетов танков, до 1 тыс. макетов орудий и минометов. На 3-м Украинском фронте в тылу 5-й ударной армии в ложном районе сосредоточения войск инженерные части возвели 5997 ложных сооружений, установили 257 макетов боевой техники и 369 макетов автомашин{293}.

Широта и необычность приемов маскировки способствовали достижению внезапности наступления.

В связи с трудностями водоснабжения войск в исходном районе для наступления на 2-м Украинском фронте армейские саперы и 72-я гидротехническая рота обследовали свыше 2 тыс. источников воды, отремонтировали 400 и 130 колодцев построили заново. Каждая стрелковая рота получила не менее одного водного пункта{294}.

В исходных районах для наступления на реках с частыми колебаниями уровня воды и большими, резко меняющимися скоростями течения инженерные и понтонные части строили высоководные мосты. На 2-м Украинском фронте ими было построено более 130 мостов общей длиной около 3 тыс. пог. м. Высокую специальную подготовку в выполнении этих работ показали части 1-й и 2-й понтонно-мостовых бригад{295}. Саперы и понтонеры 3-го Украинского фронта для обеспечения переправы войск на плацдарм за Днестром содержали 7 мостов и построили 5 ложных мостов.

Большую и ответственную задачу выполнили инженерные части по очистке районов сосредоточения войск от мин, установленных в ходе организации обороны, и по проделыванию проходов в минных полях перед передним краем.

Тщательная и всесторонняя подготовка была завершена 19 августа разведкой боем, в ходе которой саперы уточнили данные о заграждениях противника, приготовившись к их преодолению. В частности, саперы 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады обнаружили массовую постановку минных полей между первой и третьей траншеями противника.

Учитывая реальные возможности инженерных войск и оберегая танки от потерь на минных полях, командующий 37-й армией уточнил задачи войскам. Танки НПП было решено двинуть в атаку только после достижения пехотой третьей вражеской траншеи{296}. [266]

Ранним утром 20 августа 1944 г. после мощной артиллерийской подготовки войска 2-го и 3-го Украинского фронтов перешли в наступление.

С началом атаки инженерные войска группами инженерной разведки вели поиск вражеских минных полей, комендантским нарядом обеспечивали пропуск боевых порядков войск через проходы в заграждениях, группами разграждения обеспечивали продвижение войск через минные поля в глубине вражеской обороны, а личным составом, входившим в штурмовые группы, участвовали в блокировании и уничтожении с помощью взрывчатых веществ огневых точек противника. Одновременно инженерные части уделяли большое внимание разведке и прокладке путей, захвату и оборудованию переправ, чем обеспечивали своевременное наращивание ударов из глубины.

Саперные подразделения, выделенные для обеспечения действий танков КПП, в 37-й армии выдвигались вслед за наступающими подразделениями стрелков, обозначая направление движения танков, а специально назначенные группы саперов сопровождения снимали или подрывали вражеские мины, ставили маяки на проделанных проходах, регулировали движение танков до выхода их на рубеж атаки. После обеспечения пропуска танков через заграждения группы саперов сопровождения выводились из подчинения командиров танковых частей{297}, а инженерное обеспечение боя танков НПП осуществляли только приданные для этой цели саперы.

Участвуя в атаке огневых точек противника, саперы штурмовых групп применяли огнеметы и гранаты, а когда этими средствами не удавалось подавить огневую точку, они завершали штурм подрывом вражеских дотов. За первый день наступления штурмовые группы 27-й армии уничтожили 19, 7-й гвардейской армии — 14, а 37-й и 46-й армий — 35 огневых точек противника. Только 57-й штурмовой инженерно-саперный батальон, действовавший в составе штурмовых групп 61-й стрелковой дивизии 37-й армии, в бою за Плоп Штубей подорвал 12 дотов, уничтожил 112 солдат, 2 офицеров и взял в плен 13 солдат и унтер-офицера противника{298}. Во время штурма саперы показали примеры самоотверженных и инициативных действий. Так, командир штурмовой группы 237-го отдельного саперного батальона 232-й стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта Герой Советского Союза старший сержант А. И. Черкасов первым проник к долговременной огневой точке, мешавшей наступающей пехоте. Черкасов предложил гарнизону сдаться, но враг вел сильный огонь. Тогда саперы под руководством своего командира установили на покрытие дота два кумулятивных заряда и взорвали их. [267] Путь наступающим был открыт{299}.

С завершением прорыва тактической обороны противника главные усилия инженерных войск фронтов были сосредоточены на обеспечении ввода в прорыв подвижных групп и их стремительных действий в оперативной глубине. При обеспечении ввода 6-й гвардейской танковой армии инженерные части 27-й армии (начальник инженерных войск полковник Т. И. Понимаш) проложили до реки Бахлуй четыре маршрута. Выдвинутые к реке с мостовыми конструкциями 7-й, 127-й понтонно-мостовые батальоны и 8-й понтонно-мостовой полк обеспечили устройство мостовых переходов{300}. Саперные части в это время оборудовали дублирующие переправы путем усиления захваченных у противника мостов и проложили пути от реки до рубежа ввода в прорыв. Танковая армия, не задерживаясь, преодолела реку Бахлуй, вышла к рубежу ввода и в высоких темпах продолжала развивать наступление. Четкое распределение функций и хорошая организация позволили успешно обеспечить ввод в прорыв на второй день операции и других подвижных соединений фронтов, которые, выполняя поставленные задачи, 24 августа вышли в район Хуши, окружили главные силы противника и создали условия для дальнейшего развития наступления.

В ходе наступления начальники инженерных войск фронтов и армий основное внимание уделяли включению подразделений инженерных войск в состав передовых отрядов и организации их решительных и инициативных действий. Это позволило своевременно разведывать пути, находить на реках броды, разминировать и ремонтировать захваченные мосты. Основные силы инженерных войск обеспечивали марш колонн главных сил армий и вели работы по созданию и содержанию мостовых переходов на реках. Подвижные отряды заграждений установкой минных полей участвовали в отражении попыток противника вырваться из окружения. Стремительность действий передовых отрядов и инженерно-разведывательных подразделений обеспечила, в частности, разведку бродов и захват мостов через реки Бырлад, Когильник, Ялпух, а в ряде случаев через Прут и Серет.

Характер действий инженерных войск ярко виден на примере обеспечения наступления 6-й гвардейской танковой армии. Передовые отряды инженерно-разведывательными подразделениями 5-й инженерно-саперной бригады 25 августа дерзким налетом, перебив охрану противника, захватили подготовленные к взрыву железнодорожный и автодорожный мосты через реку Серет в Космешти. [268] Подошедший за передовым отрядом 103-й понтонно-мостовой батальон из захваченных переправочных средств оборудовал два парома под тяжелые грузы, а на следующий день из трофейного имущества навел наплавной мост. Действовавшие по соседству передовые отряды 27-й армии к исходу 25 августа захватили подготовленный к взрыву мост в районе Рагоаза{301}. Кроме того, для расширения фронта переправ к исходу 26 августа инженерные части этой армии оборудовали через Серет два брода и восстановили разрушенный противником мост в районе Аджульвеки. Стремительное форсирование реки Серет с ходу и быстрое продвижение за рекой сорвали расчеты противника задержать войска фронта в фокшанском укрепленном районе. Сложились благоприятные условия для развития наступления в центральные районы Румынии.

В более сложных условиях действовали инженерные войска 3-го Украинского фронта, им приходилось обеспечивать форсирование водных преград в обстановке, когда противник успевал взрывать мосты и уводить переправочные средства. Здесь решающую роль сыграло своевременное сосредоточение максимума инженерных сил и переправочных средств на важнейших направлениях, а при форсировании лимана и взаимодействие с' кораблями Дунайской военной флотилии.

Форсирование Днестровского лимана войсками десантного отряда 46-й армии обеспечивали 100, 130 и 123-й понтонно-мостовые батальоны 5-й понтонно-мостовой бригады Героя Советского Союза полковника Б. Д. Номинаса, оснащенные понтонными парками Н2П и имевшие 21 полуглиссер, мотобот, 18 буксирных катеров, 4 катера-дымзавесчика. Кроме того, в распоряжении десантных отрядов находилось 500 десантных складных лодок, 1 1/2 парка НЛП, 1 3/4 паркаУВСА-Зи парк ДМП-41. Для (устройства пристаней было сосредоточено 3 тыс. водонепроницаемых мешков и 500 куб. м круглого леса{302}.

Сосредоточение необходимых средств и отважная работа понтонеров и саперов обеспечили успешную высадку десантов и переправу главных сил группы войск через лиман, а в последующем и наводку понтонного моста 2-м тяжелым понтонно-мостовым полком из парка СП-19 через Цареградское гирло.

Сразу же после обеспечения форсирования Днестровского лимана 5-я понтонно-мостовая бригада и 6-й понтонно-мостовой полк перегруппировались для обеспечения форсирования рек Прут и Дунай в нижнем течении. Туда же сосредоточивались 12-я штурмовая и 44-я моторизованная инженерная бригады{303} после обеспечения форсирования реки Прут главной [269] группировкой фронта в районе Леово и Фильчиул, где на переправах было оставлено 36-е управление оборонительного строительства.

В сентябре войска 2-го Украинского фронта совместно с румынскими войсками освободили почти всю территорию Румынии и вышли на границу с Венгрией и Югославией.

3-й Украинский фронт 5 сентября достиг румыно-болгарской границы. 8 сентября войска фронта вступили на территорию Болгарии. Болгарский народ восторженно приветствовал Красную Армию как свою освободительницу. 9 сентября под руководством Болгарской рабочей партии болгарский народ сверг фашистское правительство и образовал демократическое правительство Отечественного фронта. Вечером 9 сентября боевые действия были прекращены. К концу месяца советские соединения выдвинулись на болгаро-юго-славскую границу. К этому времени здесь развернулись войска новой Болгарской народной армии, поступившие в оперативное подчинение 3-го Украинского фронта.

При развитии наступления в Румынии, носившем ярко выраженный маневренный характер с неожиданными для противника решительными изменениями направлений ударов, особенно отличились инженерные подразделения, действовавшие в составе передовых отрядов 6-й гвардейской танковой, 27-й и 53-й армий и 23-го танкового корпуса. Обеспечивая наступление, они своевременно вели разведку, умело организовывали использование захваченных путей и переправ. В конце сентября, при отражении вражеских контрударов з районе перевалов Трансильванских Альп, активно действовали и подвижные отряды заграждений 6-й гвардейской танковой и 27-й армий, сумевшие установкой мин на основных путях сковать маневр контрударной группировки противника.

Характерной особенностью применения инженерных войск при обеспечении наступления соединений правого крыла фронта в Восточных Карпатах являлось выделение сильных инженерно-разведывательных групп по основным доступным для движения войск направлениям и в обход узлов сопротивления, а также создание сильных дорожно-мостовых отрядов для восстановления разрушений на дорогах к прокладыванич обходных путей и троп. На важнейших путях за дорожно-мостовыми отрядами, обеспечивавшими движение частей первого эшелона, действовали армейские отряды восстановления дорог, каждый в составе не менее одного инженерного батальона. Эти отряды согласовывали свои действия с дорожными частями управления тыла, устанавливая границы участков работ и степень подготовки путей.

Обеспечивая наступление 3-го Украинского фронта, инженерные войска в конце августа — начале сентября вели напряженную работу по переправе главных сил 46-й армии через реку Серет [270] в районе устья реки и войск 57-й и 37-й армий через Дунай на участке Галац, Тульча. До 2 сентября переправу войск в районе Исакчи через Дунай на перевозочных паромах обеспечивали 5-я понтонно-мостовая бригада и 6-й понтонно-мостовой полк. Эти части с помощью 8-й инженерно-саперной бригады 2 сентября навели наплавной мост длиной 877 м под грузы 16 т{304}. Одновременно часть сил 6-го пон-тонно-мостового полка содержала паромные переправы через реку Серет в районе Шендрени. При организации переправ через Килийское и Тульчинское гирло Дуная в районе Измаила и Тульчи саперы 44-й моторизованной инженерной и 12-й штурмовой инженерно-саперной бригад оборудовали и ремонтировали причалы для барж флота и флотилии. После 9 сентября, в связи с прекращением боевых действий, инженерные войска фронта обеспечили марш и перегруппировку соединений фронта к болгарско-югославской границе и через Дунай с переводом части сил (46-й армии, 4-го и 7-го механизированных корпусов) в состав 2-го Украинского фронта, Поучительной особенностью применения инженерных войск при обеспечении маневра сил и средств из одного фронта в другой являлось тесное согласование усилий инженерных войск обоих фронтов и временное переподчинение некоторых инженерных частей, что позволило в каждом случае начатые мероприятия своевременно доводить до конца одними и теми же частями.

Активная и целеустремленная деятельность инженерных войск фронтов при разгроме гитлеровских войск в Молдавии, Румынии и Болгарии, исходившая из глубокого учета конкретных условий обстановки и накопленного боевого опыта, способствовала успешному выполнению задач фронтов.

В боях при оказании помощи словацкому восстанию

В конце августа 1944 г. в Словакии вспыхнуло антифашистское вооруженное восстание. Оказывая помощь братскому словацкому народу, войска левого крыла 1-го Украинского и 4-го Украинского фронтов совместно с 1-м армейским чехословацким корпусом 8 сентября перешли в наступление на дуклинском направлении. Тяжелые кровопролитные бои в Карпатах продолжались до конца октября. Для отражения ударов советских войск гитлеровцы были вынуждены часть сил из района восстания перебросить в район Дуклинского перевала. Воспользовавшись этим, повстанцы отошли в горы, где продолжали партизанскую борьбу.

Характерной особенностью боевого применения инженерных войск при обеспечении наступления в Карпатах по опыту [271] 4-го Украинского фронта (начальник инженерных войск генерал-майор З. И. Колесников) являлось крайне неравномерное их распределение в полосах наступления вследствие решительного сосредоточения на одном-двух основных, узких направлениях наступления армий. На этих направлениях сосредоточение инженерных сил осуществлялось вдоль дорог. На разведку и разграждение путей приходилось затрачивать до 20 процентов и непосредственно на прокладку путей и строительство дорог до 60 процентов наличных инженерных сил.

Постоянная необходимость осуществления маневра потребовала от инженерных войск прокладки новых вьючных троп, колонных путей, улучшения дорог в сжатые сроки и на непродолжительное время эксплуатации. Войсковые саперы обеспечивали быстрое продвижение передовых частей по временным объездам и колонным путям. Армейские и инженерные части усиления строили мосты, грунтовые дороги, улучшали колонные пути. Фронтовые инженерные части (в том числе и военно-строительные отряды) восстанавливали и ремонтировали полотно шоссейных дорог, строили постоянные высоководные мосты, улучшали грунтовые и строили новые дороги.

При постройке дорог применялись два способа организации работ: способ «сдвига» и способ «переката». При способе «сдвига» подразделениям нарезались участки, расположенные один за другим. Впереди идущие подразделения выполняли только первоочередные работы, потребные для пропуска войск (расчисткатрассы от кустарника, корчевка пней), после чего переходили на новые участки пути для выполнения таких же работ. Следующие за ними подразделения занимались усовершенствованием маршрута. Такая организация работ требовала большого количества сил, но часто оказывалась единственно возможной в специфических условиях напряженной борьбы за горные перевалы. При способе «переката» весь маршрут делился на отдельные участки, на которых каждое подразделение выполняло весь комплекс работ от начала до конца и затем переходило на новый участок работ вперед. Такой способ применялся в большинстве случаев. Обеспечение наступления в Карпатах значительно обогатило опыт инженерных войск.

В боях за освобождение восточной части Югославии и ее столицы Белграда

Оказывая помощь братскому югославскому народу, войска 3-го Украинского фронта 28 сентября 1944г. перешли болгар-ско-югославскую границу. Разгромив противника и преодолев Восточно-Сербские горы, советские войска форсировали реку [272] Морава и 14 октября одновременно с югославскими частями подошли к Белграду. После семидневных ожесточенных боев в городе и юго-восточнее его вражеская группировка была наголову разбита, а столица Югославии освобождена. К этому времени союзные болгарские войска освободили город Ниш.

В начале операции на югославской земле боевые действия обеспечивали войсковые саперные подразделения и 65-я армейская инженерно-саперная бригада. Они проделывали проходы в завалах на горных путях, разминировали и ремонтировали дороги и мосты, обеспечивая продвижение наступающих войск. Дерзкими налетами саперы захватывали мосты и переправы.

При подходе передового отряда 93-й стрелковой дивизии к реке Морава в районе Дольни Ливадица инженерная разведка установила, что мост подготовлен к взрыву и охраняется противником. Для захвата моста был выделен отряд во главе с полковым инженером 266-го стрелкового полка старшим лейтенантом И. П. Лысковым. Скрытно выйдя к мосту, отряд решительно атаковал противника. Невзирая на сильный огонь, саперы ворвались на мост; быстро находя заряды, выбрасывали из них капсюли с детонирующим и огнепроводным шнуром. Из некоторых зарядов саперы успели удалить зажигательные трубки, уже запаленные противником. По захваченному мосту переправлялись части 93-й стрелковой дивизии и 5-й мотострелковой бригады.

7 октября в состав наступающих войск вошли 44-я моторизованная инженерная, 11-я штурмовая инженерно-саперная и 5-я понтонно-мостовая бригады{305}. Части 44-й моторизованной инженерной бригады вели дорожно-мостовые работы на основных путях 57-й армии, а один из ее батальонов (218-й) обеспечивал наступление 4-го механизированного корпуса. Батальоны 5-й понтонно-мостовой бригады содержали переправы через реку Морава и организовывали переправу войск через Дунай в районе Видин, Никопол, Сланотрон, Белград, обеспечивая свободу маневра.

8 боях за Белград особенно отличились подразделения 11-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника А. Г. Загребина. Действуя в составе штурмовых групп, саперы-штурмовики и огнеметчики бригады в уличных боях блокировали и уничтожили 63 огневые точки, танк, 2 бронетранспортера, 3 орудия и около 400 солдат и офицеров противника. 250 гитлеровцев было захвачено в плен{306}.

Штурм укрепленных зданий в кварталах, опоясывающих крепость Калемегдан, атаки самой крепости, а позднее и 14-этажного здания гостиницы «Албания» успешно провели [273] саперы 55-го штурмового инженерно-саперного батальона совместно с подразделениями 1-й Пролетарской бригады Народно-освободительной армии Югославии. В боевом содружестве с югославскими бойцами саперы захватили 4 дота, 12 многоэтажных домов и уничтожили несколько десятков гитлеровцев.

В ходе боев за Белград и по мере освобождения города 11-я штурмовая инженерно-саперная бригада проверила около 1500 различных зданий и предприятий, очистив от мин улицы, площади и гавань. Всего было обнаружено и уничтожено около 25 тыс. мин.

После освобождения Белграда советские войска, а в конце октября и болгарские части были выведены из Югославии для наступления в Венгрии, Последними перегруппировывались понтонеры, завершив работы по разминированию и устройству переправ в районе Белграда.

Обеспечивая разгром противника на территории Венгрии

Наступление с целью освобождения Венгрии началось в октябре 1944 г. ударом войск 2-го Украинского фронта на дебреценском направлении.

Инженерные части фронта, обеспечивая наступление в условиях осенней распутицы, выполняли большой объем работ по оборудованию путей подвоза и широко применяли подвижные отряды заграждений при отражении вражеских контрударов. До подхода к рубежу реки Тисса было отремонтировано и построено свыше 420 км гравийных дорог, отремонтировано и усилено 94 моста, восстановлено 70 мостов. В ходе ожесточенных боев с противником на дебреценском направлении непрерывно нарастала активность и расширялись масштабы применения подвижных отрядов заграждений. Уже 8 октября наряду с применением армейских, корпусных и дивизионных подвижных отрядов заграждений был введен в действие фронтовой подвижный отряд заграждений — 149-й моторизованный инженерный батальон с 14 тыс. мин, затем полностью 27-я моторизованная инженерная, а за ней 5-я горная инженерная бригады. Устанавливая мины на дорогах, при возникновении непосредственной опасности инженерные подразделения небольшими силами и средствами стесняли маневр противника. В этих боях на минных полях противник потерял 16 танков и штурмовых орудий, 6 бронетранспортеров и несколько автомашин '.

В период борьбы под Дебреценом войска левого крыла фронта вышли к реке Тисса и форсировали ее на широком фронте от Сольнока до устья. Первыми преодолели Тиссу войска 46-й армии, где начальником инженерных войск был генерал-майор Б. А. Игнатов. Уже 5 октября с передовыми [274] подразделениями армии к реке в районе Нови-Бечей вышла рота 2-го батальона 51-й армейской инженерно-саперной бригады. Саперам в этом районе удалось захватить баржу и 9 лодок{308}.

На этих средствах был организован первый десант в составе стрелковой роты, который захватил плацдарм на правом берегу реки. В ночь на 6 октября саперы переправили усиленный стрелковый полк. 10 октября был наведен наплавной мост из плотов длиной 200 м, обеспечивший переправу всех дивизионных частей. К этому времени Тисса была преодолена уже в шести пунктах. С 13 октября стали прибывать отставшие от боевых порядков переправочные парки. В районе Сегеда было наведено три моста под грузы 16, 20 и 45 т, а переправа тяжелых танков осуществлялась на 60-тонном пароме.

Эти переправы, содержавшиеся в основном 2-й понтонно-мостовой бригадой полковника С. С. Тюлева, обеспечили преодоление реки не только главными силами 46-й армии, но и вводившимися в сражение на этом направлении двумя механизированными корпусами{309}.

В конце октября войска 2-го Украинского фронта нанесли удар непосредственно на Будапешт с востока и северо-востока, а в начале ноября к ним присоединились перегруппированные из Югославии войска 3-го Украинского фронта, которые нанесли удар на Будапешт с юга. Бои не прекращались ни днем, ни ночью до 13 февраля 1945 г., когда было окончательно сломлено вражеское сопротивление в Будапеште.

В декабре 1944 г. на освобожденной венгерской территории собралось Временное национальное собрание, избравшее Временное правительство Венгрии. 28 декабря оно объявило войну Германии. В боях с врагом активное участие принимали группы венгерских добровольцев.

В ходе наступления на Будапешт инженерные войска обеспечили широкоманевренные действия фронтов при проведении ряда последовательных операций в сложных условиях обстановки. В ноябре 1944 г. они обеспечили форсирование реки Тисса войсками правого крыла 2-го Украинского фронта, наступление центральной группировки этого фронта в междуречье Тиссы и Дуная. Тогда же саперы и понтонеры помогали осуществлять перегруппировку войск 3-го Украинского фронта и форсирование ими Дуная. В декабре 1944 г. инженерные части 2-го Украинского фронта обеспечивали форсирование-войсками 46-й армии Дуная южнее Будапешта и одновременно, с саперами 3-го Украинского фронта, боевые действия по прорыву вражеской обороны и развитие наступления с целью [275] окружения немецко-фашистской группировки в районе столицы Венгрии. В январе 1945 г. инженерные войска 3-го Украинского фронта активно действовали при отражении вражеских контрударов. В конце января — в феврале инженерные части фронтов участвовали в штурме Будапешта и содержали переправы через Дунай.

Характерным в использовании инженерных войск при обеспечении форсирования Тиссы армиями правого крыла 2-го Украинского фронта в ноябре 1944 г. было стремление сосредоточенными усилиями наличных армейских инженерных частей и переправочных средств обеспечить высадку десантов на широком фронте с целью захвата плацдармов; в последующем, с подходом понтонных парков, обеспечить переправу главных сил и организацию наступления с плацдармов. Распутица и частые колебания уровня реки оказали большое влияние на решение технических задач. Отставание переправочных парков приводило к необходимости строительства мостов прежде всего на жестких опорах. В качестве основного типа мостов при глубине фарватера реки более 7 м были приняты высоководные и комбинированные мосты с наплавной частью на баржах и плашкоутах. В комбинированных мостах приходилось устраивать удлиненные аппарели для смягчения угла подъема. В 40-й армии, где не было танков, широко применялись мосты на бочках. Понтонные парки использовались для организации паромных переправ или перекрытия разрушенных участков мостов.

Обеспечивая наступление главных сил 2-го Украинского фронта в междуречье Тиссы и Дуная в условиях распутицы, главные силы инженерных войск разграждали пути, восстанавливали их разрушенные участки на направлениях действий танковых и механизированных соединений. Большое внимание они уделяли также содержанию путей подвоза и эвакуации.

Первой форсировала Дунай в Венгрии 57-я армия 3-го Украинского фронта (начальник инженерных войск генерал-майор А. И. Голдович). В ночь на 8 ноября четыре батальона 74-й стрелковой дивизии, обеспечиваемые войсковыми и армейскими саперами, произвели внезапную высадку десантов на правый берег Дуная севернее устья реки Драва. На следующую ночь в районе Ватины началась переправа подразделений 233-й стрелковой дивизии. С захватом плацдармов инженерные части приступили к устройству паромных и мостовых переправ для обеспечения дальнейшей переброски частей и соединений 57-й армии на правый берег. К 23 ноября войска армии соединили небольшие плацдармы в один. При недостатке табельных переправочных средств части 5-й пон-тонно-мостовой бригады осуществляли переправу войск 57-й армии на паромах и только в Ватине навели и содержали наплавной мост длиной 480 пог. м из парка Н2П. [276] Сразу же за наводкой моста понтонеры приступили к замене в нем паромов баржами, деревянными эстакадами, что позволило иметь в работе непрерывно увеличивающееся число паромов для переправы танков, а также создать необходимый резерв переправочных средств{310}.

24 ноября в районе Мохача форсировали Дунай части 4-й гвардейской армии, где начальником инженерных войск был полковник Н. И. Малов. На вторые сутки они повели наступление с целью дальнейшего расширения плацдарма. К концу ноября плацдарм 3-го Украинского фронта за Дунаем имел до 180 км по фронту и 50 км в глубину.

Форсирование Дуная 46-й армией и его инженерное обеспечение представляло собой одно из наиболее сложных и ответственных звеньев в достижении целей будапештской операции. Войска армии на время форсирования получили на усиление 1-ю и 2-ю понтонно-мостовые бригады, 8-й понтон-но-мостовой полк, 62-й понтонно-мостовой батальон и ряд специальных инженерных подразделений. Восточный рукав реки был форсирован после тщательной подготовки в ночь на 22 ноября. Высадка десантов проводилась на фронте 25 км на лодках и понтонах без артиллерийской подготовки и явилась для противника полной неожиданностью. При преодолении электризуемых заграждений противника на острове действия десантов обеспечивались саперами 7-го отдельного батальона электрозаграждений{311}. 23 ноября в районе Эрчи понтонеры навели наплавной мост, а к 25 ноября построили постоянные мосты.

4 декабря в 23 часа в 20-километровой полосе началось форсирование главного русла Дуная. Первым рейсом было отправлено 2686 человек. Высадка началась и продолжалась под губительным огнем противника.

Проявив исключительное мужество и стойкость, саперы и понтонеры к утру переправили от каждой дивизии по два стрелковых полка. В последующем войска на правом берегу встречались непрерывными контратаками, а при переправе на реке — отчаянными бомбовыми ударами авиации и обстрелами артиллерии. Темпы наступления за рекой постепенно снижались. К исходу 6 декабря войска армии захватили плацдарм 18 км по фронту и до 4 км в глубину и были остановлены.

1-я понтонно-мостовая бригада полковника М, А. Насонова с приданным ей румынским понтонным парком и 8-й понтонно-мостовой полк Героя Советского Союза подполковника И. Е. Андзаурова 9 декабря навели мост длиной 624 м через главное русло Дуная в районе Эрчи{312}. [277] Позднее был наведен второй мост в районе Дунапентеле. Войска армии, организовав брандвахту и зенитно-артиллерийское прикрытие мостов, сорвали вражеские попытки вывести мосты из строя. Соединения на Дунае имели надежные переправы.

За беспримерное мужество и отвагу, проявленные при обеспечении форсирования Дуная войсками 46-й армии, звания Героя Советского Союза были удостоены четыре понтонера 1-й понтонно-мостовой бригады: командиры отделений 70-го понтонно-мостового батальона сержанты С. А. Пашкевич и В. П. Кудашов, рядовой понтонер 103-го понтонно-мостового батальона Д. В. Гамов и командир отделения этого же батальона старший сержант И. М. Смирнов, павший смертью храбрых на переправе 4 декабря 1944 г.

20 декабря 1944 г. войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, после перегруппировки и тщательной подготовки, нанесли по флангам будапештской группировки противника мощные удары, 28 декабря завершившиеся окружением вражеской группировки. Успеху наступления активно содействовали инженерные войска, обеспечивавшие преодоление вражеских заграждений, стремительное развитие наступления и закрепление достигнутых рубежей.

Характерной особенностью применения инженерных войск в январе 1945 г. при отражении вражеских контрударов было привлечение всех наличных инженерных сил на устройство заграждений, разрушений, в состав групп истребителей танков и широкий маневр инженерными частями на угрожаемые направления. В 4-й гвардейской армии вся 56-я инженерно-саперная бригада действовала в подвижных отрядах заграждений. 44-я моторизованная инженерная бригада использовалась как фронтовой подвижный огряд заграждений{313}. Для минирования привлекалась и 2-я понтонно-мостовая бригада. Маневр инженерными силами и средствами осуществлялся не только с участием группировок внешнего, но и внутреннего фронта окружения. Так, при прорыве противника в район Бичке 46-я армия для минирования на угрожаемом направлении перебросила с внутреннего фронта шесть инженерных и саперных батальонов.

В январе 1945 г. при отражении трех контрударов противника инженерные войска 3-го Украинского фронта установили 114513 противотанковых, 42274 противопехотные мины, 3770 фугасов, подготовили к взрыву 124 моста, из которых 67 было взорвано. Потери противника на минных полях и от действий групп саперов — истребителей танков за это время достигли 85 танков, 2 штурмовых орудий и 12 бронетранспортеров{314} [278]. На заграждениях, установленных 36-м батальоном электрозаграждений, только 18 января в районе Секешфехервара гитлеровцы потеряли 650 человек.

В период отражения контрударов важной задачей являлось содержание переправ через Дунай, от которых зависело не только бесперебойное снабжение войск, но и своевременный маневр силами и средствами. Начавшийся в конце декабря 1944 г. на Дунае ледоход срывал наплавные мосты, препятствовал движению паромов. Однако героическими усилиями личного состава понтонных и инженерных частей и в этих условиях переправа проводилась бесперебойно. Воинам советских инженерных войск помогали болгарские и румынские понтонеры{315}.

В боях за Будапешт, носивших характер ожесточенных схваток мелких подразделений, особенно активно участвовали саперы 12-й и 14-й штурмовых инженерно-саперных бригад. Включаемые в состав штурмовых групп, они проделывали проходы в заграждениях, баррикадах, проломы в стенах зданий и в заборах, подрывали здания, превращенные противником в огневые точки, а совместно с войсковыми и армейскими саперами устраивали переходы через противотанковые рвы и каналы. Саперы-штурмовики показали высокую выучку, умение смело и решительно действовать под огнем противника, отражать его контратаки.

За беспримерную отвагу, инициативу и бесстрашие, проявленные в боях при штурме Будапешта, трем воинам 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника П. Г. Павлова было присвоено звание Героя Советского Союза — командиру роты 59-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона гвардии капитану Н. Н. Завражнову, командиру отделения 57-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона старшему сержанту Г. А. Забелину и командиру отделения моторизованной инженерно-разведывательной роты гвардии старшине Я. И. Назаренко.

В ходе штурма Будапешта с участием саперов было блокировано и захвачено 839 домов и опорных пунктов, устроено 1700 проломов в баррикадах, заборах, стенах зданий, проделано 1300 проходов в минных полях. При отражении вражеских контратак было установлено 16330 мин{316}. На минных полях, установленных в городе, противник потерял 90 танков и 14 бронетранспортеров{317}. Для нанесения противнику поражения саперы широко использовали трофейные артиллерийские снаряды, выбрасывая их на цели по 15-20 штук с помощью метательных взрывчатых веществ. Всего по противнику саперы 27-й моторизованной инженерной бригады выпустили 1186 трофейных снарядов. [279]

После освобождения столицы Венгрии саперы провели работы по разграждению, а потом и восстановлению переправ через Дунай, создав необходимые условия для проведения восстановительных работ в Будапеште. При разминировании города саперами было проверено и очищено от мин более 4 тыс. км улиц и дорог, 32 моста, 420 промышленных предприятий и десятки тысяч зданий. Было снято и обезврежено около 500 взрывных ловушек и свыше 200 тыс. мин, фугасов, неразорвавшихся авиабомб и снарядов.

В дни, когда завершался разгром немецко-фашистских войск в районе венгерской столицы, гитлеровцы предприняли последнюю попытку сломить волю Д. М. Карбышева, заточенного в лагерь смерти Маутхаузен, расположенный в окрестностях Линца, в Австрии.

Как известно, генерал-лейтенант инженерных войск Д. М. Карбышев был контужен и захвачен гитлеровцами в плен в начале августа 1941 г. при попытке вырваться из окружения во время переправы через Днепр севернее Могилева. Первые месяцы после пленения его содержали в полевых лагерях для военнопленных в Острове-Мазовецком и Замостье. Гитлеровцы предприняли попытку заставить Д. М. Карбышева служить фашистскому рейху, но получили решительный отказ. За твердую антифашистскую позицию, активное участие в деятельности подпольных комитетов и групп Сопротивления Д. М. Карбышев был подвергнут репрессиям, пыткам и каторжному режиму в гитлеровских застенках. Но фашистский террор не сломил волю Карбышева. Он настойчиво продолжал вести антифашистскую борьбу.

Три с половиной года мучили Карбышева в концлагерях Хаммельсбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен, в Нюрнбергской тюрьме и тюрьме гестапо под Берлином, стремясь заставить его изменить Родине. Но советский патриот-коммунист не склонил головы перед фашистскими извергами, не пошел на предательство, предпочитая мучительную смерть измене.

В ночь на 18 февраля 1945 г., при последней попытке сломить дух советского патриота, фашистские палачи зверски умертвили Дмитрия Михайловича Карбышева.

Беспримерный подвиг советского генерала Д. М. Карбышева, совершенный в борьбе с фашизмом, будет служить для всех поколений примером несгибаемой стойкости, выдержки, верности Коммунистической партии, Родине, воинскому долгу и присяге.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту инженерных войск Дмитрию Михайловичу Карбышеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза — «За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне». [280]

Советское государство увековечило память о Д. М. Карбышеве. На месте его казни в Маутхаузене установлен памятник. Сооружен памятник и на родине героя — в Омске. Установлены мемориальные доски в Москве на стене дома, где жил Дмитрий Михайлович, на здании и в мемориальной комнате Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева — учебного заведения, в котором он получил образование, и в здании Центрального Дома Советской Армии, где он выступал с докладами. Бюст Д. М. Карбышева установлен в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Именем генерала-патриота назван научно-исследовательский институт и один из новых бульваров в Москве. О подвиге героя написаны книги. Изданы избранные научные труды Д. М. Карбышева.

В ожесточенной борьбе на балатонских рубежах

Немецко-фашистское командование после потери Будапешта создало в районе озера Балатон крупную группировку войск. Советским войскам удалось установить подготовку гитлеровцами наступления. Войска 3-го Украинского фронта главное внимание уделяли прикрытию участка фронта севернее озера Балатон.

При подготовке обороны инженерные войска основные усилия направили на создание развитой системы заграждений. К началу оборонительного сражения силами войсковых, армейских саперов, 11-й штурмовой и 44-й моторизованной инженерных бригад было установлено 127 153 противотанковые мины, 49,5 км невзрывных противотанковых и 105 км противопехотных заграждений, подготовлено к взрыву 358 мостов{318}. Средняя плотность минных заграждений была ниже, чем в битве под Курском, и достигала 870 противотанковых и 646 противопехотных мин на 1 км фронта. Однако в ходе Балатонской оборонительной операции она стала выше, чем в битве под Курском, и равнялась 2700 противотанковых и 2500 противопехотных мин на 1 км фронта. При подготовке операции большое внимание уделялось созданию и оснащению подвижных отрядов заграждений, имевших на вооружении около 27 тыс. мин{319}, и их непрерывному питанию в ходе операции. В качестве фронтового подвижного отряда заграждений использовалась 12-я штурмовая инженерно-саперная бригада. [281]

Группа инженерных, понтонных и военно-строительных частей, непосредственно руководимая начальником инженерных войск фронта, при подготовке и в ходе обороны содержала переправы через Дунай, обеспечивая боевое питание войск. Особое внимание было уделено содержанию подвесной канатной дороги и бензопровода в районе Бая, обеспечивших подачу грузов через Дунай независимо от капризов погоды{320}.

Готовясь к отражению вражеских ударов, партийно-политические органы провели большую работу среди личного состава инженерных войск. Партийные и комсомольские собрания были посвящены всесторонней подготовке саперов к борьбе с вражескими танками. В решениях собраний особо подчеркивалось значение личного примера коммунистов и комсомольцев в бою. Бывалые саперы и опытные командиры проводили беседы на такие темы, как «Смелому и умелому саперу — вражеский танк не страшен», «Уничтожай вражеские танки минами, взрывчаткой и гранатой»{321}. Политические отделы бригад особое внимание уделяли пропаганде способов борьбы с вражескими танками. Этому вопросу были посвящены боевые листки. В них давались проверенные опытом рекомендации, в частности, как, используя засаду, надвигать с помощью троса под гусеницу танка мину, внезапно закрывать путь минным шлагбаумом, поражать танк гранатами в кормовую часть или стрельбой из трофейных фаустпатронов.

6 марта гитлеровцы перешли в наступление. Десять суток продолжались ожесточенные бои. Заграждения, установленные саперами, сковывали маневр вражеских войск на поле боя, выводили из строя боевую технику противника и создавали благоприятные условия для эффективной деятельности нашей артиллерии и других средств борьбы с танками.

О масштабах и результатах деятельности инженерных войск в борьбе с врагом свидетельствуют следующие факты. В ходе оборонительной операции саперы установили 194 тыс. противотанковых и 190 тыс. противопехотных мин. Из этого числа подвижными отрядами заграждений было установлено 59 855 противотанковых мин. На минных полях в ходе наступления противник потерял 133 танка и штурмовых орудия, 14 бронетранспортеров, 9 орудий, 8 автомашин и около 2500 солдат и офицеров{322}. [282] При отражении вражеских ударов особенно высокую организованность показали инженерные части, действовавшие в полосах 27-й и 57-й армий.

Степень нарастания плотности заграждений на направлениях вражеских атак и потери противника на минных полях по примеру борьбы в полосе между озером Веленце и каналом Шарвиз видны из следующих данных. Если на участке прорыва в полосе 30-го стрелкового корпуса к 6 марта имелось 4600 противотанковых мин, то к 8 марта их было 6420, к 10 марта — 17886, к 12 марта — 23206, к 14 марта — 25502 и к 16 марта — 27060{323}. Возрастали и потери противника в танках на минных полях. К исходу 7 марта противник потерял 12 танков, на 9 марта — 20, на 12 марта — 39, на 13 марта — 45, на 15 марта — 52 танка{324}.

В ходе операции личный состав инженерных войск показал образцы выполнения воинского долга, боевой и специальной подготовки. Коммунисты и комсомольцы всегда были впереди, на наиболее опасных участках.

В боях на венском направлении

Отразив вражеские удары в районе озера Балатон, войска 3-го и 2-го Украинских фронтов 16 марта перешли в наступление на венском направлении.

Характерной особенностью применения инженерных войск на 3-м Украинском фронте явилось обеспечение прорыва вражеской обороны меньшей частью инженерных сил (около 30 процентов наличных){325} в связи с отвлечением их большей части на выполнение мероприятий инженерного обеспечения отражения наступления противника и на содержание переправ через Дунай.

В этой обстановке инженерное обеспечение перегруппировки 6-й гвардейской танковой армии из 2-го Украинского фронта в полосу наступления фронта в начале операции создало такие трудности, преодоление которых оказалось возможным только благодаря привлечению для этой цели инженерных сил из соседнего фронта. В последующем наращивание усилий инженерных войск в интересах наступления проводилось за счет последовательного переключения основных инженерных сил с обеспечения обороны на обеспечение наступающих армий в центре и на левом крыле фронта. Частичная перегруппировка вдоль фронта оказалась возможной только после преодоления гор Баконский Лес, а более полная — непосредственно перед штурмом Вены.

Сосредоточенно применялись инженерные силы на 2-м Украинском фронте. 5-я горная инженерно-саперная бригада в [283] связи с различными сроками перехода в наступление ударных групп фронта сначала использовалась южнее Дуная, в полосе 46-й армии, а затем севернее Дуная. Обеспечивая форсирование с ходу ряда рек, 1-я и 2-я понтонно-мостовые бригады и другие инженерные части в полосах 53-й и 7-й гвардейской армий осуществляли маневр из глубины, а 8-й понтонно-мостовой полк, 21-й и 27-й понтонно-мостовые батальоны из полос этих армий были перегруппированы вдоль фронта в полосу 46-й армии с целью обеспечения преодоления ее войсками Дуная западнее Братиславы. Гибкое маневрирование батальонами 5-й горной инженерно-саперной бригады позволило обеспечить успешное преодоление 46-й армией гор Вэртэшхедьшег, а потом и наступление 1-й гвардейской конно-механизированной группы. Маневр из глубины переправочными средствами и их умелое использование обеспечили за десять дней выдвижение подвижной группы и 7-й гвардейской армии от реки Грон до реки Морава на 150 км с преодолением пяти рек и гор Малые Карпаты.

В боях на подступах к Вене и в самом городе, продолжавшихся в течение пяти суток, саперы приняли самое активное участие. Используя опыт штурма Белграда, Будапешта и других крупных городов, саперные подразделения совместно с пехотой уничтожали вражеские опорные пункты, проделывали проходы в заграждениях, обеспечивали преодоление каналов, захватывали мосты. В штурмовых действиях по овладению Веной особенно отличился личный состав 11-й и 12-й штурмовых инженерно-саперных бригад.

Вот некоторые примеры.

Развивая наступление в Вене, 46-я танковая бригада подошла к Дунайскому каналу. Дальнейший успех ее действий зависел от того, как быстро будут переправлены танки через канал.

Инженерная разведка установила, что три моста через канал противником разрушены. Четвертый мост был заминирован, но еще не подорван.

Саперы решили опередить противника и захватить мост. Выполнять эту задачу пришлось саперному взводу 57-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады, которым командовал лейтенант В. Пантелеев.

Все подступы к мосту простреливались сильным артилле-рийско-минометным и пулеметным огнем. На подходе к каналу противник устроил усиленный проволочный забор и баррикаду.

Лейтенант Пантелеев разделил своих солдат на три группы, каждая из -которых получила определенную задачу. Сначала под прикрытием темноты вперед, по-пластунски выдвинулась группа разграждения младшего сержанта Карпунина. [284]

Саперы скрытно подобрались к проволочному забору и, проделав в нем два прохода шириной по 3 м, направились к баррикаде.

Баррикада находилась в непосредственной близости от моста, и подрывать ее было опасно, так как по детонации от взрыва мог быть разрушен и заминированный мост. Поэтому младший сержант Карпунин приказал разобрать баррикаду. Несмотря на усилившийся огонь противника, бесстрашные саперы приступили к работе. Через 40 минут проход был сделан. Карпунин дал условный сигнал трассирующей пулей. Тотчас же группа прикрытия открыла огонь по мосту, а группа захвата во главе с лейтенантом Пантелеевым бросилась вперед через проделанные проходы. Достигнув моста, командир штурмовой группы сигналом дал приказ группе прикрытия перенести огонь дальше, на берег, занятый противником. Расчищая себе путь гранатами, саперы ворвались на мост и в ожесточенной схватке уничтожили его охрану. Как только мост был разминирован, вперед двинулись танки и артиллерия. Штурм успешно продолжался.

13 апреля, на заключительном этапе борьбы за Вену, штурмовые группы из состава 11-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника А. Г. Загребина во взаимодействии с десантом, высаженным Дунайской речной флотилией, захватили и разминировали мост через Дунай. Саперы 54-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона, стремительно ворвавшись на мост, перерезали взрывную сеть, подведенную к зарядам, а подразделения 55-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона сняли с верхнего строения моста восемь зарядов общим весом до 600 кг.

Обеспечивая наступление на Вену, инженерные войска фронтов выполнили огромный объем военно-инженерных работ. Только в ходе наступления саперы 2-го Украинского фронта построили и навели 13500 пог. м мостов, проверили и разминировали 17530 км путей, разминировали 83 моста и большое количество населенных пунктов, в том числе столицу Словакии Братиславу, сняв и обезвредив при этом около 220 тыс. мин и фугасов. Инженерные войска 3-го Украинского фронта построили и навели мостов общей протяженностью около 6300 пог. м, проложили путей в горно-лесистой местности до 50 км, оборудовали 190 объездов, отремонтировали 315 мостов и 590 км дорог{326}. Инженерные части и соединения этого фронта проверили и разминировали 12620 км путей, сотни населенных пунктов, в том числе столицу Австрии Вену, обезвредив 290 тыс. мин{327}. [285]

В ходе Венской операции крепло и закалялось боевое содружество советских, румынских и болгарских войск. Население освобожденных стран встречало советских воинов как своих друзей-освободителей. Жители Словакии, Венгрии, Югославии и Австрии оказывали помощь советским саперам в выполнении дорожно-мостовых работ и в сборе сведений о минировании. Рабочие судостроительного завода в Будапеште своевременно исполнили заказ по изготовлению тяжелого мостового парка для 2-го Украинского фронта{328}.

* * *

С конца августа 1944 г. до апреля 1945 г. на южном крыле советско-германского фронта Советские Вооруженные Силы добились решающих политических и военных успехов. Осуществлением ряда последовательных наступательных операций были наголову разгромлены противостоящие вражеские группы армий, отражением наступления гитлеровцев в районе озера Балатон и стремительным наступлением на венском направлении сорваны отчаянные попытки немецко-фашистского командования закрепиться в Западной Венгрии и Австрии. Советские войска открыли себе путь с юга к столице Чехословакии Праге.

Советские Вооруженные Силы с честью выполнили свой интернациональный долг, оказав огромную помощь народам Юго-Восточной и Центральной Европы в их освободительной борьбе.

Напряженная боевая деятельность инженерных войск в операциях на южном крыле советско-германского фронта, проявленные ими мужество и отвага были высоко оценены Советским правительством. Тысячи солдат, сержантов, сотни офицеров и генералов инженерных войск были награждены орденами и медалями, а наиболее отличившиеся инженерные части получили почетные наименования Кишиневских, Ясских, Бухарестских, Белградских, Карпатских, Будапештских, Братиславских, Венских и др.

Наибольшей заслугой инженерных войск в Ясско-Кишиневской операции являлось творческое выполнение всей совокупности наиболее сложных мероприятий инженерной подготовки наступления, особенно оперативной маскировки; своевременное переключение главных сил инженерных войск при завершении прорыва на прокладку путей, позволившее без задержки обеспечить ввод в прорыв танковых и механизированных соединений и 6-й гвардейской танковой армии; умелое распределение инженерных сил и средств по элементам боевого и оперативного построения подвижных групп фронтов с выделением усиленных инженерных подразделений в состав передовых отрядов, что давало возможность в массовом порядке [286] захватывать у противника переправы, с ходу в высоких темпах преодолевать реки и сразу же после переправы безостановочно развивать успех в глубину, минуя стадию напряженной борьбы за плацдармы.

В последовательных наступательных операциях, осуществленных на юго-западном направлении, распределение и боевое применение инженерных войск исходило из учета их подготовки и необходимости сосредоточить основные силы на главных направлениях. Понтонно-мостовые части выделялись в основном для обеспечения форсирования рек ударной группировкой фронта, штурмовые инженерно-саперные бригады — для обеспечения прорыва вражеской обороны на направлениях главных ударов и для обеспечения штурма больших городов (Белград, Будапешт, Вена), моторизованные инженерные бригады — для минирования преимущественно при действиях в составе подвижных отрядов заграждений и для разминирования важнейших районов и объектов и т. д.

Характерной особенностью применения инженерных войск при обеспечении наступления в условиях горно-лесистой местности являлось крайне неравномерное их распределение в полосах наступления с решительным сосредоточением на одном-двух направлениях в армиях, главным образом для обеспечения наступления вдоль дорог.

Решительное массирование инженерных сил и переправочных средств осуществлялось на участках форсирования, особенно в ходе преодоления крупных рек. При обеспечении переправы войск через такие реки, как Дунай, устье реки Днестр, действия инженерных войск тесно согласовывались с кораблями флота (флотилий); в таких случаях на инженерные войска обычно возлагалась задача устройства пристаней. При создании мостовых переходов через Тиссу, Дунай понтонеры стремились быстрее заменять мостовые паромы металлических парков баржами, плашкоутами, деревянными понтонами, чтобы иметь необходимый резерв понтонного имущества для организации тяжелых паромных переправ.

Действия подвижных отрядов заграждений, проходившие по преимуществу в конце наступательных операций — в условиях пересеченной местности и в распутицу, при недостатке средств заграждений, — отличались применением небольших минных полей на путях в стесненных местах, непосредственно на направлениях наступления вражеских группировок. Этим достигалась высокая эффективность заграждений при незначительном расходе мин. Только при отражении контрударов гитлеровцев в январе 1945 г. под Будапештом минирование проводилось в широких масштабах. Для установки полей здесь привлекались все наличные инженерные силы.

Подвижные отряды заграждений устанавливали минные поля лишь при возникновении непосредственной опасности, [287] хотя в целом общее количество установленных ими мин по сравнению с другими операциями, проведенными в конце 1944 — начале 1945 г. на юго-западном направлении, значительно возросло.

Опыт Балатонской оборонительной операции показал, что своевременная подготовка оборонительных полос, непрерывная забота о развитии их инженерного оборудования в ходе боев поставила противника перед необходимостью прорыва сплошной оборонительной зоны и привела к краху его наступление. Развитая система заграждений на важнейших направлениях и особенно использование подвижных отрядов заграждений непосредственно на направлениях выявившихся атак сковывали маневр противника, вынуждали его затрачивать время на их преодоление, нести потери, что не только способствовало устойчивости обороны, но и явилось одной из конкретных форм проявления ее активности. Опыт применения подвижных отрядов заграждений во взаимодействии с самоходно-артиллерийскими полками показал, что перед саперами кроме установки минных полей ночью обычно возникали задачи организации постов наблюдения и оповещения о танковой атаке, прикрытия орудий от вражеских групп истребителей танков и т. п. Успешное выполнение этих задач было возможно только в результате заблаговременной подготовки личного состава инженерных подразделений и соответствующего их оснащения.

Поучительность опыта боевого применения инженерных войск в Венской наступательной операции состоит в том, что в ходе боевых действий начальники инженерных войск фронтов стремились осуществить широкий маневр инженерными силами и средствами вдоль фронта и из глубины. Особенно ярко это проявилось в деятельности инженерных войск 2-го Украинского фронта. Маневр осуществлялся с целью создания целесообразной группировки инженерных войск для выполнения очередных, наиболее ответственных задач инженерного обеспечения наступления.

Дальше