Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава тринадцатая.

При наступлении к Одеру и в Восточной Пруссии.

Советские люди связывали наступательные действия Красной Армии в 1945 г. со светлыми надеждами — завершением полного разгрома гитлеровской Германии. [288] Важность целей Висло-Одерской и Восточно-Прусской операций потребовала от инженерных войск особых усилий и проявления невиданного мастерства, доблести и отваги. Саперы и понтонеры полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды. Инженерные войска успешно выполнили задачи по обеспечению наступления с плацдармов за Вислой, прорыва глубоко эшелонированной обороны, включавшей систему долговременных укрепленных полос и модернизированных крепостей. Проявляя неиссякаемую инициативу и массовый героизм, они обеспечили форсирование с ходу ряда крупных водных преград, приняли активное участие в отражении контрударов крупных вражеских группировок и в последовательном уничтожении сил противника, окруженных в укрепленных районах.

Сосредоточение инженерных сил и средств для обеспечения завершающих ударов по врагу

По плану советского Верховного Главнокомандования в начале 1945 г. нашим войскам предстояло одновременно нанести сокрушительные удары на всем фронте. При этом основные усилия сосредоточивались на варшавско-берлинском направлении.

Еще осенью 1944 г. было организовано всестороннее изучение вражеских укреплений и заграждений на территории Восточной Пруссии и Польши. Одновременно проводились мероприятия по укреплению и перегруппировке инженерных соединений и частей и подготовке их к выполнению предстоящих задач.

В октябре 1944 г. в резерв Ставки, нацеленный преимущественно для наращивания усилий на главном направлении, одновременно с шестью общевойсковыми армиями было выведено шесть штурмовых инженерно-саперных бригад из состава войск Ленинградского, 3-го и 2-го Прибалтийских, 4-го и 3-го Украинских фронтов{329}. На этом же направлении находилось до половины количества всех понтонно-мостовых батальонов, имевшихся в Красной Армии, несмотря на перегруппировку понтонно-мостовых частей с целью обеспечения наступления в Венгрии, Заполярье и в Прибалтике{330}.

В интересах успешного обеспечения форсирования водных преград на базе прибывавших из тыла страны тяжелых переправочных парков в этот период продолжался процесс объединения отдельных понтонно-мостовых батальонов в понтон-но-мостовые бригады и полки. В декабре 1944 г. были сформированы 10-я и 11-я понтонно-мостовые бригады, количество понтонно-мостовых полков доведено до одиннадцати. [289] В это же время инженерно-саперные части и соединения на работах по сплошному разминированию освобожденной территории заменялись сформированными осенью 1944 г. восемью отдельными отрядами разминирования и в начале 1945 г, еще двумя такими отрядами{331}.

Проведенные мероприятия повышали возможности инженерных войск по выполнению задач непосредственно в ходе боевых действий, обеспечивали сосредоточение большей части инженерных сил и средств на главном направлении, а тщательное изучение по разведывательным данным вражеской обороны, особенно в октябрьских боях за приграничные районы Восточной Пруссии, позволило вести целеустремленную подготовку к наступлению с учетом конкретных условий обстановки на каждом направлении.

В наступлении от Вислы к Одеру

Между Вислой и Одером немецко-фашистское командование подготовило семь оборонительных рубежей. Вислинский рубеж на фронте Сероцк, Ясло плотно занимали главные силы группы армий «А». Остальные рубежи не были заранее заняты войсками.

Ставка возложила задачу разгрома немецко-фашистских оккупантов в Польше на 1-й Белорусский и 1-й Украинский фронты. Предусматривалось нанесение двух мощных ударов: одного — 1-м Белорусским фронтом — главными силами с магнушевского, пулавского плацдармов и частью сил из района севернее Варшавы в общем направлении на Познань, и второго — 1-м Украинским фронтом — с сандомирского плацдарма на Бреслау (Вроцлав).

В планах фронтовых операций инженерные силы и средства решительно массировались на направлениях главных ударов фронтов и армий. Плотность инженерных войск на этих направлениях достигала на 1-м Белорусском фронте 17 инженерных рот и на 1-м Украинском — 13 инженерных рот на 1 км участков прорыва. Наибольшее количество инженерных частей усиления получили общевойсковые армии, в полосах которых планировался ввод в прорыв танковых армий. На 1-м Белорусском фронте 5-я ударная армия имела 61-ю армейскую, 17-ю штурмовую инженерно-саперные бригады, 61-й и 38-й батальоны 7-й нонтонно-мостовой бригады, 1-й и 7-й гвардейские батальоны 1-й гвардейской моторизованной инженерной бригады{332}. 8-я гвардейская армия была усилена 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой, 63-м и 136-м понтонно-мостовыми батальонами, 166-м инженерно-танковым полком, [290] 71-м и 72-м военно-строительными отрядами. 2-я и 1-я гвардейские танковые армии, вводившиеся в полосах 5-й ударной.и 8-й гвардейской армий, кроме своих армейских моторизованных инженерных бригад (18-я и 17-я моторизованные инженерные бригады) получили на усиление соответственно 4-й и 1-й понтонно-мостовые полки{333}.

Характерной особенностью распределения инженерных сил на 1-м Белорусском фронте (начальник инженерных войск генерал-лейтенант А. И. Прошляков) было выделение всех понтонно-мостовых и подавляющего большинства инженерных частей в армии. Вследствие этого на выполнении фронтовых инженерных задач и в инженерном резерве, без учета специальных инженерных подразделений (маскировочная рота, подразделения разминирования и т. п.), имелось два батальона 2-й штурмовой, батальон 35-й инженерно-саперной, два батальона 1-й гвардейской моторизованной инженерной бригад и подразделения 27-го управления оборонительного строительства{334}.

При распределении инженерных сил на 1-м Украинском фронте (начальник инженерных войск генерал-лейтенант И. П. Галицкий) наряду со стремлением массирования их на направлении главного удара учитывалось большое влияние диагонального начертания реки Одер по отношению к оси наступления. Разновременный выход войск к реке в такой обстановке позволял привлечь на обеспечение форсирования ее каждой армией максимум инженерных сил. Исходя из этого, было решено основную массу понтонно-мостовых частей, в том числе 6-ю и 3-ю понтонно-мостовые бригады, вывести в инженерный резерв фронта и иметь в готовности для маневра с целью обеспечения форсирования Одера армией, которая первой выйдет к реке{335}.

На 1-м Украинском фронте в качестве подвижных отрядов заграждений для прикрытия флангов ударной группировки выделялись 42-я моторизованная инженерная и 16-я штурмовая инженерно-саперные бригады; в 1-м Белорусском — два батальона 2-й гвардейской моторизованной инженерной бригады.

При подготовке Висло-Одерской операции инженерные войска выполнили сложный комплекс мероприятий инженерного обеспечения, создав благоприятные условия для сосредоточения ударных группировок в исходных районах на плацдармах за Вислой и для одновременной атаки переднего края обороны противника без потерь на заграждениях.

Активно и непрерывно действовали инженерно-разведывательные подразделения. [291] Плотность инженерно-наблюдательных постов на 1 км участка, прорыва на 1-м Белорусском фронте достигала 3-4 единиц{336}. На 1-м Украинском фронте было проведено 118. инженерно-разведывательных поисков с выходом в тактическую и оперативную глубину вражеской обороны{337}. Только в 47-й армии 1-го Белорусского фронта за 4 дня до наступления было проведено 45 поисков. Результаты инженерной разведки позволили составить полную картину состояния инженерного оборудования и заграждений противника и помогли определить более целесообразные формы боевого применения инженерных войск и способы выполнения ими инженерных работ.

Инженерные части по планам оперативной и войсковой маскировки подготовили большое количество макетов боевой техники, провели значительные работы по скрытию войск в исходных районах для наступления. Выбор исходных районов для наступления на плацдармах не вызывал необходимости преодоления Вислы, но затруднял достижение оперативной внезапности. Противник постоянно был настороже и ждал наших ударов с плацдармов. Поэтому проведенные по плану оперативной маскировки мероприятия, в том числе и выполненные инженерными войсками, основной цели не достигли.

Большие работы инженерными войсками фронтов были проведены по разграждению плацдармов. Были сняты все минные поля в глубине исходных районов, а в минных полях на переднем крае проделаны проходы. Только на 1-м Белорусском фронте инженерные части сняли и подорвали около 128 тыс. различных мин. На левом крыле 1-го Украинского фронта в конце декабря 1944 г. 42-я моторизованная инженерная бригада установила 58 тыс. противотанковых мин{338}.

При подготовке операции большая часть инженерных войск была занята на дорожно-мостовых работах. На 1-м Украинском фронте на эти работы было привлечено до 80 процентов инженерных сил фронта и армии{339}.

Занятость инженерных войск 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта по видам работ при подготовке операции характеризуется следующими данными: дорожно-мосто-вые работы составили 50 процентов, фортификационные — 10,5 процента, заградительные, разградительные, маскировочные, инженерная разведка и прочие виды деятельности — 39,5 процента. Особенно трудоемкими были работы по строительству мостов через Вислу, на которые в 1-м Белорусском фронте были привлечены 7-я понтонно-мостовая, 2-я штурмовая инженерно-саперная бригады, [292] 1-й и 4-й понтонно-мостовые полки, 7-е управление оборонительного строительства{340}. На 1-м Украинском фронте на дорожно-мостовых работах были заняты не только большая часть фронтовых и армейских инженерных сил, но и полностью три управления оборонительного строительства, а также подчиненные начальнику инженерных войск фронта дорожно-строительные части{341}. Привлечение максимума инженерных сил на эти работы позволило обеспечить своевременную перегруппировку войск в исходные районы для наступления и широкий маневр силами и средствами на плацдармы. К началу операции только для связи с магнушевским плацдармом инженерные войска содержали 21 мост общей протяженностью 7250 м. Инженерные части 1-го Украинского фронта привели в проезжее состояние свыше 1500 км дорог, из них дорог на подъездах к вислин-ским мостам — 232 км, проложили 315 км колонных путей{342}.

В составе инженерных войск 1-го Белорусского фронта действовали инженерные части 1-й польской армии. Значительную помощь инженерным войскам оказывало население освобожденных районов Польши, с высоким патриотическим подъемом выполнявшее трудоемкие работы.

Большое значение в подготовке инженерных войск к наступлению имело целеустремленное и систематическое проведение партийно-политической работы в частях и подразделениях. Учитывая, что наши войска находятся за пределами Родины и им предстоит действовать на территории Германии, в частях и подразделениях проводилось разъяснение личному составу интернационального долга Красной Армии, в том числе и по отношению к немецкому народу, а также проводилась работа по укреплению воинской дисциплины и бдительности. Политотделы бригад организовывали встречи саперов и понтонеров с пехотинцами, танкистами, артиллеристами. Эти встречи помогали воинам инженерных частей лучше познать боевые возможности нашей техники, способствовали успешному выполнению мероприятий инженерного обеспечения.

Наступление 1-го Украинского фронта началось 12 января. Через два дня в операцию включился 1-й Белорусский фронт.

При прорыве вислинского оборонительного рубежа инженерные войска основные усилия направили на разведку, преодоление заграждений и прокладку путей для войск, а на 1-м Белорусском фронте, кроме того, на обеспечение форсирования реки Пилица группой войск, наступавшей с магнушев-ского плацдарма, и Вислы — войсками 47-й армии. Инженерно-разведывательные подразделения выявляли характер и плотности заграждений противника и совместно с группами [293] разграждений успешно обеспечивали продвижение через них частей первого эшелона. Часто саперы-разведчики непосредственно участвовали, в боях. Только инженерно-разведывательная рота 35-й инженерно-саперной бригады при прорыве уничтожила 66 и взяла в плен 145 солдат и офицеров противника.

В ходе наступлений действовало много инженерно-разведывательных групп различного назначения. Например, инженерная разведка водных преград осуществлялась группами саперов из инженерных подразделений, обеспечивавших действия передовых отрядов; разведка путей проводилась саперами, выделявшимися из отрядов восстановления дорог{343}. Четкое согласование действий инженерно-разведывательных групп с инженерными подразделениями, выполнявшими отдельные виды работ, позволяло добиваться наибольшего эффекта и в основном обеспечивало осуществление инженерных мероприятий в темпах наступления.

Группы разграждения в ходе прорыва обороны противника только на 1-м Белорусском фронте устроили 347 проходов в минных полях, сняв свыше 16 тыс. мин. 166-й и 92-й инженерно-танковые полки в ходе атаки проделали 20 проходов, обеспечив по ним преодоление минных полей 2 танковыми бригадами и 7 танковыми и самоходно-артиллерийскими полками.

Обеспечивая форсирование реки Пилица ударной группировкой, инженерные войска 1-го Белорусского фронта навели и построили 22 моста общей протяженностью 1750 м. Наводка понтонных и строительство мостов на жестких опорах осуществлялись со льда, по всей ширине реки. Для рамных опор во льду образовывались проруби, а для наплавного моста взрывным способом проделывалась майна. Успешно была выполнена задача и по обеспечению форсирования 47-й армией Вислы. Пехота и легкие грузы были переправлены по льду, усиленному досчатыми щитами. 16 января, после захвата на левом берегу Вислы плацдарма глубиной 3-4 км, был наведен мост из парка ДМП-42 длиной 460 м.

В полосе 1-го Украинского фронта немецко-фашистское командование стремилось резервами остановить наступление наших войск. Но эти намерения были сорваны вводом в сражение во второй половине 12 января 3-й гвардейской и 4-й танковых армий. Для своевременного их выдвижения привлекались основные силы инженерных войск 13-й и 52-й армий, в полосах которых вводились танковые армии.

Были расширены проходы в минных полях, проложены пути и организована комендантская служба, на флангах рубежей ввода выдвинуты в готовности к действию подвижные отряды заграждений. [294] В последующем, в ходе встречного сражения 4-й танковой армии под Кельце, подвижные отряды заграждений, гибко маневрируя, прикрывали минными полями фланги танковых соединений. На 1-м Белорусском фронте 1-я и 2-я гвардейские танковые армии были введены в прорыв после разгрома оперативных резервов противника общевойсковыми армиями на второй и третий день операции. Наибольшую трудность для обеспечения ввода в прорыв представляло своевременное создание мостовых переходов необходимой грузоподъемности через реку Пилица. Эта задача была успешно выполнена благодаря выдвижению к реке инженерных частей с заранее заготовленными мостовыми конструкциями. Так, для 2-й гвардейской танковой армии к утру 16 января было построено четыре моста, по которым без задержки переправились ее соединения. В постройке этих мостов участвовали 4-й понтонно-мостовой полк, 61, 68, 134-й понтонно-мостовые и 69, 116 и 130-й инженерно-саперные батальоны{344}.

В то время когда ударные группировки фронтов, введя танковые армии, развили наступление, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта освободили Варшаву. Изгнанный из польской столицы, враг успел заминировать оставшиеся неразрушенные здания, а также улицы и площади. Для налаживания жизни в освобожденном городе требовалась большая и самоотверженная работа саперов. Для проведения этих работ Военный совет выделил прославленных минеров 1-й гвардейской моторизованной инженерной бригады и 2-ю и 5-ю инженерно-саперные бригады армии Войска Польского. В тесном содружестве советские и польские саперы к началу февраля 1945 г. завершили разминирование важнейших объектов города. За этот период в городе было снято, собрано и подорвано более 25 тыс. мин, большое количество фугасов, сюрпризов, снарядов и авиабомб{345}. Одновременно проводились работы по разминированию и других освобожденных городов и населенных пунктов Польши.

С 18 января фронты развернули стремительное преследование противника, которое не прекращалось ни днем, ни ночью.

Преследование велось на 500-километровом фронте по всем дорогам сильными передовыми отрядами. Главные же силы двигались форсированными маршами в колоннах. На 1-м Белорусском фронте в передовые отряды танковых и механизированных корпусов выделялось до двух саперных рот, за передовыми отрядами в составе главных сил следовали понтонные и инженерно-сапер.ные части, обеспечивающие переправу войск через реки. [295] Часть инженерных сил действовали в качестве подвижных отрядов заграждений или находилась в резерве.

Инженерные части в ходе преследования самостоятельно или вместе с другими подразделениями захватывали мосты, увеличивая тем самым темпы наступления подвижных соединений. 19 января, например, части 8-го гвардейского механизированного корпуса, выйдя к реке Варта, захватили два исправных низководных моста в районе Унейюв (60 км северо-западнее Лодзи){346}. Саперы быстро разминировали их и организовали переправу войск. Частично разрушенный высоководный мост был восстановлен 133-м гвардейским саперным батальоном.

В ходе прорыва рубежей долговременной обороны померанского и мезерицкого укрепленных районов войсковые и приданные инженерные части проделывали проходы в заграждениях противника и участвовали в штурме оборонительных сооружений. В начале февраля войска 5-й ударной, 8-й гвардейской, 69-й и 33-й армий 1-го Белорусского фронта на ряде участков форсировали Одер в районе Кюстрина и южнее Франкфурта. Для переправы войск через Одер в полосе каждой армии саперами было оборудовано по три-четыре переправы по льду. Хотя лед и был усилен укладкой колейных щитов, начавшееся потепление заставило навести через Одер наплавные мосты. Эти мосты сразу же явились объектом непрерывных атак авиации противника. Понтонеры, несмотря на значительные потери в переправочных средствах, героически обеспечивали бесперебойную переправу резервов и средств боевого питания на плацдармы. Для закрепления плацдармов на западном берегу Одера вслед за передовыми отрядами стрелковых частей и войсковыми саперами была переправлена часть фронтового инженерного резерва — 1-я гвардейская моторизованная инженерная и 2-я штурмовая инженерно-саперная бригады, предназначенные для действий в качестве подвижных отрядов заграждений. Устанавливая мины на боевых курсах вражеских танков, саперы активно помогали отражать контратаки и закреплять захваченные рубежи. К 5 февраля за Одером ими было установлено на танкоопасных направлениях 3 тыс. противотанковых мин{347}.

Обеспечивая преследование противника от Вислы до Одера, инженерные войска 1-го Белорусского фронта построили и восстановили около 150 мостов общей протяженностью почти 8 км и навели 14 понтонных мостов общей длиной 1800 м. Кроме того, было оборудовано до 200 переправ по льду{348}. На заключительном этапе операции инженерные войска [296] приступили к закреплению достигнутых рубежей не только на плацдармах за Одером, но и при обеспечении маневра против померанской группировки врага, осуществляя установку минных полей по прикрытию северного фланга фронта между Вислой и Одером от Быдгоща до Цедена.

Больших успехов в ходе преследования противника на втором этапе операции добились инженерные войска 1-го Украинского фронта. Ударная группировка фронта, с ходу форсировав реку Варта, к исходу 19 января вступила в Силезию. Разведывательные роты 23-й штурмовой и 19-й инженерно-саперной бригад вышли к Варте ранее передовых отрядов и, захватив и разминировав два моста, организовали по ним переправу. Подошедшими инженерными подразделениями было восстановлено еще два моста, разрушенных противником. Это позволило обеспечить переправу 13-й и 4-й танковой армий. Всего на реке Варта инженерными войсками фронта было наведено, восстановлено и захвачено 23 моста, оборудовано 13 бродов и 13 переправ по льду{349}.

При подходе к Одеру инженерные войска фронта были перегруппированы в соответствии со сложившейся обстановкой с целью массирования их в полосах армий, которые первыми выходили к реке. 5-я гвардейская армия, например, была усилена семью понтонно-мостовыми батальонами{350}. 23 января пять полков гвардейцев форсировали Одер по льду и захватили плацдармы на его левом берегу. Уже к 20 часам в этот день понтонерами был наведен 16-тонный мост из парка Н2П, к утру 24 января закончено строительство моста на жестких опорах под грузы 60 т в Эйхенриде, а к исходу дня был готов комбинированный мост во Фрауэндорфе. К тому времени войсковые саперы оборудовали и содержали три переправы по льду и четыре пешеходных моста.

25 января вышла на Одер своим левым флангом 52-я армия. Армейские и войсковые саперы обеспечивали переправу передовых отрядов с артиллерией сопровождения по льду и приступили к строительству мостов. Прибывшие для усиления армии подразделения 6-й понтонно-мостовой бригады уже 27 января построили мост под 60-тонные грузы в районе Ратвица. К этому времени один мост ввели в строй армейские саперы. К началу февраля, несмотря на активность авиации противника, в полосе 52-й армии действовали пять мостов на жестких опорах и пять перепр.ав по льду{351}.

27 января в связи с обозначившимся успехом 4-й танковой, 13-й и 3-й гвардейской армий, а также в связи с реальной угрозой затопления ледовых переправ, так как противник [297] открыл шлюзы на плотинах через Одер, в эти армии были направлены дополнительные инженерные силы, которые обеспечили постройку моста в районе Кебена. Таким образом, своевременным усилением правофланговых армий инженерными частями была обеспечена надежная переправа войск и их сосредоточение на плацдарме севернее Бреслау.

3-я гвардейская танковая армия, завершая совместно с войсками левого крыла фронта разгром силезской группировки противника, в ночь на 30 января в районе Одерхайзера приступила к форсированию Одера. Переправа войск обеспечивалась 125-м понтонно-мостовым батальоном, который уже к утру 31 января навел и содержал наплавной мост под 30-тонные грузы. С завершением работ по наводке моста прибывшие к месту форсирования 207-й инженерный и 27-й понтонно-мостовой батальоны приступили к строительству моста на жестких опорах. Во время строительства противник потеснил к реке наши подразделения и вышел к мосту. Отважные саперы и понтонеры вступили в бой с противником. С 12 до 23 часов 31 января ими было отбито шесть атак противника{349}. В борьбе с неприятелем саперы производили установку мин на боевых курсах танков, подрывали вражескую технику и живую силу на фугасах. Несмотря на превосходящие силы врага, саперы и понтонеры удержали район строительства моста до подхода резервных частей танковой армии. 1 февраля мост вступил в эксплуатацию.

В ходе операции инженерные войска фронта выполнили значительные работы по разминированию дорог, населенных пунктов и по закреплению занятых рубежей. Было снято около 410 тыс. мин, разминировано более 5 тыс. населенных пунктов, в числе которых были крупные города Южной Польши, и в частности Краков. Закрепляя достигнутый успех и обеспечивая ударную группировку от контрударов с юга, инженерные войска фронта установили свыше 131 тыс. мин и до 2 тыс. различных фугасов{353}. Значительные мероприятия были проведены к 3 февраля и по закреплению плацдармов за Одером.

Действия инженерных войск при ликвидации восточно-прусской цитадели германского милитаризма

К началу 1945 г. Восточная Пруссия предстала перед Красной Армией как территория, оборудованная многополосной и глубоко эшелонированной системой долговременных и полевых укреплений, расположенных на выгодных естественных рубежах и усиленных многочисленными и разнообразными заграждениями. [298]

Наиболее развитой в инженерном отношении была оборона полосы севернее Мазурских озер на кенигсбергском направлении, включавшая систему ильменхорстского, летценского, хейльсбергского (с крепостью Кенигсберг) укрепленных районов, связанных между собой системой оборонительных полос и позиций полевого типа. Сравнительно слабее была подготовлена оборона южной части Восточной Пруссии и северной части Польши, особенно на млавском направлении, где советские войска 2-го Белорусского фронта к тому же имели плацдармы за Наревом в районах Сероцка и Рожан.

Характер и система инженерной подготовки района предстоявших действий оказали большое влияние на замысел операции.

Ударная группировка 3-го Белорусского фронта наносила удар в обход с севера Мазурских озер и мощных узлов сопротивления Гумбинена и Инстербурга и далее на Кенигсберг. Войскам фронта предстояло преодолеть до выхода к Кенигсбергу семь оборонительных полос.

Войска 2-го Белорусского фронта наносили главный удар с рожанского плацдарма в общем направлении на Млава, Мариенбург в обход восточно-прусских укреплений с юга и запада и второй удар с сероцкого плацдарма на Бельск, Плоньск. На каждом фронте возникали свои особенности не только в характере действий ударных группировок, но и в задачах инженерного обеспечения и в боевом применении инженерных войск. Для инженерных войск 3-го Белорусского фронта наибольшее значение приобретали задачи, связанные с обеспечением прорыва сильно укрепленных полос долговременного типа и ввода в сражение второго эшелона. Важнейшие задачи инженерных войск 2-го Белорусского фронта состояли в инженерном обеспечении прорыва наревского оборонительного рубежа, ввода в прорыв бронетанковых соединений и их действий при развитии наступления в оперативной глубине.

Разрабатывая планы инженерного обеспечения, начальники инженерных войск фронтов в соответствии с поставленными задачами и условиями обстановки осуществили распределение инженерных сил и определили их назначение. Свыше 60 процентов наличных инженерных подразделений фронтов сосредоточивались на важнейших направлениях. Для усиления армий, действовавших на этих направлениях, выделялись штурмовые инженерно-саперные бригады. На 2-м Белорусском фронте в предвидении форсирования Вислы в 70-ю армию было выделено шесть понтонно-мостовых батальонов. В инженерный резерв фронтов выводились значительные силы. В частности, в инженерный резерв 3-го Белорусского фронта входили 13-я моторизованная инженерная и 8-я понтонно-мостовая бригады. [299] В резерв 2-го Белорусского фронта включались 33-я моторизованная инженерная, 4-я понтонно-мостовая бригады, 5-й понтонно-мостовой полк, 36-й и 104-й понтонно-мостовые батальоны и специальные инженерные подразделения (маскировочные, электротехнические и т. д.){354}.

Плотность инженерных войск в армиях, действовавших на направлениях главных ударов, с учетом войсковых саперных подразделений, армейских бригад и 5-6 батальонов частей усиления достигала на 3-м Белорусском фронте 14 рот и на 2-м Белорусском фронте (без учета военно-строительных отрядов) 17,7 инженерной роты на 1 км участка прорыва фронта.

При подготовке операции инженерные войска использовались централизованно. Их большая часть привлекалась на оборудование путей, строительство мостов и расчистку местности от мин. Трудную задачу представляло проделывание проходов в минных полях. Саперам приходилось извлекать мины из мерзлого, покрытого снегом грунта, и все же они эту задачу выполнили своевременно и обеспечили наступающие войска проходами через заграждения.

Значительные силы инженерные войска фронтов выделяли на ведение инженерной разведки. Только саперами 2-го Белорусского фронта было проведено свыше 570 поисков{355}, в ходе которых была тщательно разведана местность в полосе наступления, характер и плотность оборонительных сооружений и заграждений противника. На 3-м Белорусском фронте саперы одновременно с проведением инженерной разведки поиском производили разрушения заграждений противника на всем фронте, каждый раз меняя участки действий.

В боевой подготовке инженерных частей 3-го Белорусского фронта особое внимание уделялось обучению инженерных подразделений действию в составе штурмовых групп, на 2-м Белорусском — выполнению дорожно-мостовых работ и действию в составе подвижных отрядов заграждений; на обоих фронтах тщательно велось обучение распознаванию и обезвреживанию различных типов минновзрывных заграждений противника.

Партийно-политическая работа в инженерных частях была направлена на разъяснение каждому саперу и понтонеру всей важности и ответственности поставленных задач, на выработку способов их успешного выполнения и повышение бдительности личного состава. На партийных собраниях в инженерных частях 3-го Белорусского фронта выступали бывалые саперы, принимавшие участие в штурме пограничных восточно-прусских укреплений осенью 1944 г. [300] Принимались решения довести этот опыт до всего личного состава подразделений. Коммунисты брали на себя обязательства личным примером отваги и боевого мастерства увлекать за собой саперов и понтонеров. Партийным бюро и агитаторам частей ставилась задача в ходе боевых действий показывать в боевых листках и беседах героические подвиги бойцов и командиров.

Напряженной была деятельность инженерных войск фронтов при обеспечении прорыва вражеской обороны.

На 3-м Белорусском фронте утром 13 января разведывательные подразделения на отдельных участках захватили первую траншею. В ходе артиллерийской подготовки саперы еще раз проверили проделанные в ночь перед наступлением проходы в заграждениях противника перед его передним краем, обозначили их и организовали комендантскую службу. Большая часть групп разграждения привлекалась для проделывания проходов в минных полях перед второй траншеей противника. К началу атаки было проделано по 12-14 проходов на каждую стрелковую дивизию первого эшелона. В 11 часов стрелковые части и танки НПП ударной группировки 3-го Белорусского фронта атаковали противника. Случаев подрыва на минах в проделанных саперами проходах не было. Сразу же за второй траншеей были встречены плотные минные поля летней установки. Несмотря на героизм и упорство саперов, устройство проходов из-за ожесточенных контратак противника и технических трудностей проводилось медленно. Вмерзшие в грунт мины летней установки не всегда обезвреживались тралом. Для дублирования работы тральщиков выделялись саперные подразделения. Медленное преодоление минных полей отрицательно сказалось на темпах прорыва. Успех наступления определился 16 января после расширения фронта наступления и ввода в сражение 2-го гвардейского танкового корпуса.

Бросив на отражение ударов главных сил фронта основные резервы, противник ослабил свою оборону против 39-й армии. В ее полосе и было решено ввести в сражение 1-й танковый корпус и 11-ю гвардейскую армию. Начальник инженерных войск фронта генерал-лейтенант Н. П. Баранов осуществил перегруппировку инженерных частей. Почти 70 процентов инженерных сил было сосредоточено в полосе 39-й армии. Это позволило обеспечить 18 января ввод в образовавшийся прорыв 1-го танкового корпуса, с 19 января — осуществить обоими танковыми корпусами развитие наступления на Велау, а 20 января ввести в сражение с рубежа реки Инстер 11-ю гвардейскую армию. В результате перегруппировки каждый стрелковый корпус 11-й гвардейской армии имел на усилении до трех инженерных батальонов, танковые корпуса — по два инженерных батальона; кроме того, для выполнения армейских инженерных мероприятий 11-я гвардейская армия имела инженерно-саперную бригаду. [301] При обеспечении ввода в сражение и в ходе развития наступления переходы для танков через рвы и другие незначительные препятствия саперы устраивали из конструкций колейных мостов, возимых за танками на салазках{356}.

14 января саперы 2-го Белорусского фронта (начальник инженерных войск генерал-лейтенант Б. В. Благославов) с началом артиллерийской подготовки взрывом ранее установленных зарядов уничтожили мины летней установки, не поддававшиеся разминированию при проделывании проходов в заграждениях противника в ночь перед наступлением{357}, и установили комендантскую службу на проходах. После 15-минутного огневого налета передовые батальоны, используя устроенные проходы, начали атаку. Из-за сложных условий разминирование минных полей в глубине проходило медленно.

Возобновившееся 15 января наступление было встречено упорным противодействием противника. Для отражения вражеских контратак широко использовались подвижные отряды заграждений, которыми было установлено 57 минных полей с общим числом около 3 тыс. мин{358}. Для завершения прорыва 15 января были введены в бой подвижные соединения. В 1-й гвардейский танковый корпус, действовавший в полосе 65-й армии, для обеспечения ввода в бой были выделены 40-й инженерно-танковый полк. 1, 2 и 4-й штурмовые инженерно-саперные батальоны. Боевые действия корпуса в оперативной глубине обеспечивали 5-й и 2-й штурмовые инженерно-саперные батальоны{359}. 16 января 2-й штурмовой инженерно-саперный батальон, вместе с одной из бригад корпуса вышел на реку Соня. У противника в районе Мишево Бельке действовала переправа. [302] Саперы-разведчики внезапным налетом захватили мост, перебив охрану и предотвратив его разрушение. По захваченному мосту после усиления элементов пролетного строения были переправлены все части корпуса, кроме тяжелых танков, для которых был найден и оборудован брод. Так же смело саперы действовали и при обеспечении форсирования рек Вкра и Древенца.

17 января в 15 часов в полосе 48-й армии была введена в прорыв 5-я гвардейская танковая армия, подошедшая к рубежу ввода по четырем маршрутам. Инженерное обеспечение ее ввода осуществлялось штатными инженерными частями (21-я мотоинженерная бригада, 114-й и 193-й минно-саперные батальоны), а также инженерными частями 48-й армии{360}.

Развивая наступление, войска 5-й гвардейской танковой армии 19 января пересекли границу Восточной Пруссии, а 26 января вышли к морю. Успешно действовали и войска других армий. Обеспечивая наступление войск, инженерные части разграждали и оборудовали пути, выполнив огромный объем работ. К 30 января саперы разминировали и восстановили для движедая 4247 км дорог и проложили 1500 км путей{361}. Только для обеспечения наступления 3-го гвардейского танкового корпуса с 16 по 26 января саперам пришлось тщательно проверить на наличие мин свыше 30 км дорог, построить и усилить 4 моста, оборудовать 5 бродов, 11 подъездов к переправам, разобрать 7 баррикад на дорогах. В конце января — начале февраля снегопад и метели сделали многие дороги труднопроходимыми для всех видов транспорта. Для борьбы со снежными заносами на дорогах были привлечены все фронтовые и часть армейских инженерных соединений. В связи с продолжительным снегопадом дороги пришлось чистить по нескольку раз.

Армии левого крыла фронта при наступлении к Висле большую часть инженерных сил привлекли для обеспечения движения. Форсирование войсками 70-й армии Вислы было осуществлено по льду. Лед усиливался укладкой деревянного настила и пропускал грузы до 10 т. После захвата плацдарма части 4-й понтонно-мостовой бригады совместно с 87-м отдельным понтонно-мостовым и 121-м саперным батальонами построили через Вислу мост в районе Раффы{362} под грузы 60 т длиной 525 м. По этому мосту был переправлен 1-й гвардейский танковый корпус и средства усиления армии.

После выхода советских войск к морю 27 января гитлеровцы нанесли контрудар силами восьми дивизий из района западнее Хейльсберга в направлении на Мариенбург, рассчитывая деблокировать свою восточно-прусскую группировку. Но советские войска отбросили врага в исходное положение. [303]

В ходе отражения контрудара активное участие принимали армейские и фронтовой подвижные отряды заграждений, действовавшие на ряде участков фронта от Алленштайна до залива Фриш-Гаф. Всего подвижными отрядами заграждений было установлено свыше 20 тыс. противотанковых мин, на которых враг понес значительные потери{363}. С целью ограничить маневр бронепоездов противника саперы разрушили более 5200 пог. м железнодорожных путей и подготовили к взрыву 27 мостов{364}.

Наиболее активно в составе подвижных отрядов заграждений в ходе операции действовали батальоны 33-й моторизованной инженерной бригады. В период с 14 по 19 января они обеспечивали прикрытие правого фланга 3-й армии и левого фланга 49-й армии. В течение 19-21 января переброшенные на прикрытие правого фланга 48-й армии батальоны бригады установили минные поля против контратакующих соединений противника в районе Псашныш, Женгново, 20-21 января подразделения бригады прикрывали минными полями направление северо-западнее Уздау, преградив пути контратакующему противнику. С 24 по 27 января батальоны бригады вновь действовали в полосе наступления 3-й армии в районе Ортельсбурга. С 28 января по 2 февраля бригада всеми силами участвовала в прикрытии минными полями и электризуемыми заграждениями участков внутреннего фронта окружения в районе Герцогсвальде, Либштадт в полосе 48-й армии. И наконец, в период со 2 по 14 февраля бригада действовала совместно с соединениями 5-й гвардейской танковой армии, прикрывая минными полями и электризуемыми заграждениями районы Тидмансдорф, Толькемитт и Фрауенсбург от многочисленных контратак немецко-фашистских войск, стремившихся вырваться из окружения ударом из района Брауенсберга вдоль автострады на Эльбинг. За время действий совместно с 5-й гвардейской танковой армией бригада установила 24 минных поля и 13 км электризуемых заграждений{365}.

Войска 3-го Белорусского фронта после ввода в сражение второго эшелона развивали наступление на Кенигсберг. 2-й гвардейский танковый корпус вышел в район Норкиттена. Саперы 4-й штурмовой инженерно-саперной бригады, проникнув в тыл противника, заблаговременно повредили взрывную сеть на мосту через реку Прегель. Подошедшие танковые подразделения стремительно ворвались на мост. Противнику взорвать мост не удалось.

Преследуя врага, войска правого крыла фронта 23-24 января вышли к рекам Дайме и Алле, захватив в ряде пунктов плацдармы. [304] Войскам была поставлена задача захватить гидротехнические сооружения у города Фридланд и не дать противнику возможности их разрушить. 28 января эта задача была выполнена. Однако часть затворов водосбросных сооружений плотины противнику все же удалось разрушить артиллерийским огнем. Повреждения были быстро исправлены специально подготовленными саперными подразделениями. Эти же подразделения, освоив управление механизмами гидротехнических сооружений, обеспечили их исправную работу и сохранность наших переправ через реку Алле.

В то время как осуществлялся план захвата гидротехнических сооружений, инженерные части армий, овладевших плацдармами на левом берегу реки Алле и правом — Дайме, обеспечили переправу войск. Мосты строились батальонами 8-й понтонно-мостовой бригады, рамы устанавливались со льда одновременно по всей длине моста, что значительно ускоряло его возведение.

К концу января войска правого крыла фронта преодолели долговременные сооружения хейльсбергского укрепленного района на севере и продвинулись к Кенигсбергу, расчленив окруженную группировку противника на три части. Армии левого крыла к этому времени заняли весь район Мазурских озер.

Группировки противника были окружены в пределах укрепленного района, располагали огромным количеством боевой техники и хорошими внутренними коммуникациями для осуществления маневра, а также имели возможность получать снабжение морем. Условия погоды — туман, а затем наступившая распутица — создавали большие трудности для наступления советских войск.

Напряженные и кровопролитные бои по уничтожению вражеских группировок в Восточной Пруссии, принявшие затяжной характер в связи с отчаянным сопротивлением врага, искусно использовавшего оборонительные сооружения укрепленного района, осуществлялись войсками 3-го Белорусского фронта{366} с 10 февраля по 25 апреля 1945 г. Путь к победе был нелегким. Однако массовый героизм советских воинов, их патриотизм и преданность Коммунистической партии обеспечили прорыв сложной системы укреплений врага и полный его разгром.

В период с 11 февраля по 29 марта войска фронта ликвидировали вражескую группировку, блокированную юго-западнее Кенигсберга. В ходе боев саперы разминировали минные поля противника, действовали в составе подвижных отрядов заграждений, участвовали в штурме долговременных сооружений, напряженно вели работы по обеспечению войск дорогами и колонными путями, разрушали захваченные вражеские укрепления. Разгром кенигсбергской группировки немец-ко-фашистских войск осуществлялся путем нанесения мощных ударов на узких участках с севера и юга по сходящимся направлениям. Кроме войсковых саперных подразделений и четырех армейских инженерно-саперных бригад для обеспечения боевых действий привлекались три штурмовые инженерно-саперные и понтонно-мостовая бригады{367}. Большая часть инженерных войск обеспечивала штурм долговременных и полевых оборонительных сооружений противника.

Перейдя в наступление 6 апреля, войска фронта за трое суток упорных боев прорвали вражескую долговременную оборону и вынудили противника капитулировать. Саперы, действуя в составе штурмовых групп и отрядов, непосредственно участвовали в боях, проявляя исключительное мужество и эффективно используя средства инженерного вооружения. Взрывами сосредоточенных и кумулятивных зарядов у входов и амбразур дотов они лишили противника способности к длительному сопротивлению, иногда уничтожая целые гарнизоны.

В боях за Кенигсберг весь личный состав инженерных войск, участвовавший в штурме крепости, сражался с особым упорством и ожесточением, настойчиво выполняя боевые задачи. Отличились не только отдельные бойцы — рядовые, сержанты и офицеры, но и целые подразделения и части. Характерными в этом отношении были действия подразделений 51-го отдельного гвардейского саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса. Взвод саперов этого батальона под командованием гвардии старшины Н. И. Галибина под сильным огнем противника 6 апреля проделал проходы во вражеских заграждениях, открыв путь наступающим войскам. Но продвижению вперед и атаке форта мешала долговременная огневая точка гитлеровцев. Галибин с тремя саперами под ураганным огнем врага вышел к огневой точке и взрывом уничтожил в ней гарнизон. Ликвидация вражеской огневой точки способствовала взятию форта. 7 апреля при продвижении в глубь вражеской обороны гитлеровцы особенно упорное сопротивление оказывали огнем из здания, закрывавшего путь нашим войскам. Тогда Галибин, выйдя со своим взводом в тыл противнику, сосредоточенными зарядами подорвал это здание вместе с сопротивлявшимися фашистами. Исход боя в этом пункте решили смелые действия саперов{368}. [306] Другой взвод этого же батальона под командованием гвардии младшего лейтенанта А. М. Родителева 7 апреля, участвуя в атаке, достиг огневых позиций зенитных батарей врага. Внезапным налетом саперы захватили 15 зенитных орудий, в рукопашном бою уничтожили 6 гитлеровцев и 5 вражеских солдат взяли в плен{369}. В последующем саперы отразили несколько контратак и удержали захваченные трофеи до подхода частей 33-й стрелковой дивизии. Находившийся в составе группы Родителева сапер гвардии сержант Сатым Нурметов при подходе к зенитным позициям врага вырвался вперед, увлекая за собой других саперов, убил офицера противника и, развернув захваченное орудие, открыл по контратакующим фашистам огонь{370}.

Мужество и отвагу проявили и другие подразделения 51-го отдельного гвардейского саперного батальона. Гвардии старший сержант А. И. Егоров со своим отделением 6 апреля взорвал вражескую долговременную огневую точку, мешавшую нашим наступающим подразделениям, что дало возможность стрелкам обойти форт и вынудить гитлеровцев к капитуляции. В этом бою он, кроме того, лично обезвредил 62 противотанковые мины. 7 апреля саперы во.главе с Егоровым взорвали шестипулеметную долговременную огневую точку вместе с ее гарнизоном, обеспечив успех атаки{371}. Не менее дерзко действовало саперное отделение во главе с сержантом И. Н. Федосовым. В ходе продолжавшегося штурма Федосов первым ворвался в пригород Кенигсберга — Ратсхоф, с группой саперов взорвал два укрепленных здания, уничтожив более 100 солдат и офицеров противника, и 60 взял в плен{372}.

За героизм и умелые действия при штурме Кенигсберга гвардейцам-саперам младшему лейтенанту А. М. Родителеву, старшине Н. И. Галибину, старшему сержанту А. И. Егорову и сержантам Сатыму Нурметову и И. Н. Федосову было присвоено звание Героя Советского Союза. За мужество и храбрость были награждены орденами и медалями действовавшие с ними саперы и многие солдаты, сержанты и офицеры других инженерных частей фронта.

После потери Кенигсберга немецко-фашистское командование пыталось всеми силами удержать за собой Земландский полуостров. Советское командование приняло меры к быстрейшей ликвидации и этой группировки. 13 апреля войска 3-го Белорусского фронта возобновили наступление и после ожесточенных боев овладели городом и портом Пиллау, а затем косой Фриш-Нерунг. 25 апреля была завершена ликвидация восточнопрусской цитадели германского милитаризма. [307] В этих боях особенно отличились саперы 11-й гвардейской армии, которые успешно выполняли задачи по проделыванию проходов в многочисленных заграждениях противника, а участием в штурме оборонительных сооружений активно содействовали успешному завершению операции. В переправе войск 11-й гвардейской армии через пролив Пиллау вместе с кораблями флота активное участие принимали 8-я и 9-я понтонно-мостовые бригады и подразделения больших плавающих автомобилей. За героизм и умелое руководство инженерными войсками при разгроме врага в районе Пиллау и на косе Фриш-Нерунг начальник штаба инженерных войск 11-й гвардейской армии полковник М. Г. Григоренко был удостоен звания Героя Советского Союза.

Завершив разгром противника в Восточной Пруссии, войска 3-го Белорусского фронта получили новые задачи. Часть войск была направлена на усиление 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов перед заключительной битвой за Берлин, а другая часть готовилась к перегруппировке на Дальний Восток.

* * *

В результате успешного осуществления Висло-Одерской и Восточно-Прусской операций Советские Вооруженные Силы разгромили основные силы немецко-фашистских групп армий «Центр» и «А», завершили освобождение Польши и ликвидировали восточнопрусскую цитадель германского милитаризма. Полное освобождение польских земель создало благоприятные условия для проведения социально-демократических преобразований в стране и способствовало дальнейшему укреплению братской дружбы между советским и польским народами, скрепленной пролитой кровью в совместной борьбе против германского милитаризма.

В апреле 1945 г. между Советским Союзом и Польской Народной Республикой был заключен договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. С его заключением был создан единый фронт против германского империализма, против агрессии со стороны любой империалистической державы от Балтики до Карпат. Участие вооруженных сил народов Юго-Восточной Европы в войне против фашистской Германии расширило этот фронт к югу от Карпат до Черного моря.

Подготовка и осуществление наступательных операций от Балтийского моря до Карпат и на глубину до 600 км с прорывом ряда оборонительных рубежей, укрепленных районов и форсированием многочисленных рек потребовали от инженерных войск проведения сложных и разнообразных мероприятий инженерного обеспечения. [308] Несмотря на грандиозность и сложность этих задач, инженерные части и соединения успешно справились с ними. Это свидетельствовало прежде всего о возросшем боевом и специальном мастерстве личного состава инженерных войск, об опытности командиров и начальников, умело проводивших боевую и политическую подготовку личного состава.

Заблаговременное сосредоточение до половины всех инженерных сил, имевшихся в Красной Армии, на обеспечение наступления в Восточной Пруссии и Польше позволило тщательно и своевременно выполнить многочисленные инженерные мероприятия по подготовке операций, создало благоприятные условия для массирования инженерных войск на направлениях главных ударов фронтов.

Достижение высоких оперативных плотностей инженерных войск в армиях обеспечивало их самостоятельность в выполнении важнейших мероприятий инженерного обеспечения и сокращало необходимость в осуществлении перегруппировок инженерных войск в масштабе фронта. Маневр инженерными силами и средствами во фронтах предусматривался и осуществлялся в зависимости от задач и конкретных условий обстановки. Поэтому и инженерные резервы фронтов имели различный состав и численность. На 1-ми 2-м Белорусских фронтах, имевших более глубокие задачи, маневр инженерными силами и средствами осуществлялся главным образом в связи с обеспечением флангов от контрударов противника и при завершении наступления для закрепления захваченных плацдармов. На 3-м Белорусском фронте маневр инженерными силами и средствами проводился с целью усиления армий в ходе напряженной борьбы в укрепленных районах, где имелся наибольший успех, и в связи с необходимостью переноса усилий с одного направления на другое при последовательном уничтожении окруженных группировок противника.

На 1-м Украинском фронте имелись свои особенности в осуществлении маневра инженерными силами и средствами, вызванные косым начертанием течения реки Одер по отношению к оси наступления, приводившим к разновременному выходу войск на Одер. В этих условиях последовательное форсирование Одера войсками армий, разновременно выходивших к реке, было обеспечено широким маневром вдоль фронта сильного фронтового резерва понтонно-мостовых частей и переправочных средств.

Опыт Висло-Одерской и Восточно-Прусской операций показал, что при наступлении с плацдармов, несмотря на тщательное соблюдение маскировочной дисциплины и проведение инженерными войсками в больших масштабах работ по созданию ложных районов сосредоточения и показу отвода войск с плацдармов, советским войскам не удалось достигнуть внезапности наступления относительно направлений главных ударов, [309] так как противник ожидал наступления наших войск с этих участков.

При преследовании противника большая часть инженерных сил использовалась на обеспечении форсирования ряда рек с ходу. Стремительность действий передовых отрядов, в их составе инженерно-разведывательных и гидротехнических групп, часто приводила к захвату мостов, гидротехнических сооружений, срывала планы противника задержать советские войска на рубежах рек и попытки организовать затопление местности.

Продвижение в боевых порядках наступающих войск понтонно-мостовых частей с переправочными парками и инженерных частей с запасами мостовых конструкций и деталей причалов обеспечивало немедленное развертывание и наращивание переправ. В январе и феврале для преодоления рек широко использовались ледовые переправы.

На завершающем этапе борьбы в Висло-Одерской операции основные усилия инженерных войск были сосредоточены на обеспечении форсирования рек, закреплении инженерными средствами плацдармов и участии в отражении контрударов противника.

Восточно-Прусская операция, завершившаяся ликвидацией окруженных группировок, на заключительном этапе характеризовалась участием большой части инженерных войск в штурме укрепленных районов, крепостей и укрепленных городов. Действия инженерных войск по обеспечению родов войск в составе штурмовых групп и отрядов были эффективными, вполне целесообразными и активно способствовали скорейшему разгрому врага.

Отличная боевая выучка и героизм инженерных войск были отмечены в приказах Верховного Главнокомандования награждением личного состава орденами и медалями, а особо отличившиеся были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Только из состава инженерных войск 1-го Украинского фронта было награждено 11 193 человека. Многие инженерные.части и соединения были награждены орденами или удостоены почетных наименований — Варшавских, Келецких, Познанских, Краковских, Силезских, Домбровских, Одерских, Инстербургских, Млавских, Кенигсбергских и других. Особенно отличились понтонно-мостовые соединения и части, среди которых, например, были отмечены 6-я понтонно-мостовая бригада — награждением орденом Красного Знамени, а 7-я понтонно-мостовая бригада и 1-й понтонно-мостовой полк — присвоением наименования Люблинских. Весь личный состав, участвовавший в освобождении польской столицы, был награжден медалью «За освобождение Варшавы», а участники штурма Кенигсберга — медалью «За взятие Кенигсберга». [310]

Дальше