Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава шестая.

Под Сталинградом и на Кавказе

В грандиозной Сталинградской битве, явившейся одним из наиболее важных исторических этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией, и в битве за Кавказ инженерные войска получили богатейший опыт организации эффективного противодействия вражескому наступлению инженерными средствами в условиях степной и горной местности, [125] опыт обеспечения упорной обороны города при наличии в тылу крупного водного рубежа, сильно затруднявшего маневр по фронту и из глубины. Особенно важным был опыт боевого применения инженерных войск в контрнаступлении. Под Сталинградом инженерные войска, по существу, впервые успешно осуществили важнейшие мероприятия инженерного обеспечения подготовки и ведения наступления крупных группировок, включавших танковые и механизированные корпуса.

Организационное и техническое укрепление инженерных войск летом и осенью 1942 г.

К лету 1942 г. в результате большой организаторской работы Коммунистической партии и Советского правительства, самоотверженного труда рабочих, крестьян и интеллигенции военное производство в СССР значительно возросло. На этой основе и на базе опыта боевых действий, полученного под Москвой, стало возможно улучшение технической оснащенности и организационной структуры Советских Вооруженных Сил и в их составе инженерных войск.

В первой половине 1942 г. была проведена реорганизация Управления начальника инженерных войск Красной Армии (с апреля 1942 г. его начальником был генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев). Начальником штаба инженерных войск стал генерал-майор инженерных войск К. С. Назаров. В Управление начальника инженерных войск входили Управление оборонительного строительства (начальник генерал-майор инженерных войск Б. А. Оливетский), Главное военно-инженерное управление (начальник генерал-майор инженерных войск И. А. Петров), инженерный комитет (начальник комитета генерал-майор инженерных войск Г. П. Чистяков), руководивший разработкой новых средств инженерного вооружения, инженерная инспекция и отдел кадров.

В апреле 1942 г. были сформированы бригады специального назначения, состоявшие из управления, пяти — семи батальонов инженерных заграждений, одного — двух электротехнических батальонов, батальона спецминирования, отряда электрификации и механизации работ и роты управления. Эти сильные инженерные соединения предназначались для минирования и разминирования местности и отдельных объектов, установки управляемых минных полей и телефугасов, устройства электризуемых и других видов заграждений.

В мае 1942 г: было начато формирование крупных понтонно-мостовых частей и соединений. По установившемуся позднее штату (ноябрь 1942 г.) понтонно-мостовая бригада включала управление, три — семь понтонно-мостовых батальонов (чаще четыре), оснащенных парками Н2П и ДМП-42 грузоподъемностью до 50 т. [126] Летом 1942 г. был сформирован тяжелый понтонно-мостовой полк двухбатальонного состава, получивший на вооружение новый тяжелый парк (ТМП) грузоподъемностью до 100 т.

В августе в каждом фронте было сформировано по одному батальону гвардейских минеров. В это же время была создана одна бригада гвардейских минеров пятибатальонного состава в непосредственном подчинении начальника инженерных войск Красной Армии. Эти части предназначались для совместных действий с партизанами по разрушению коммуникаций и важных объектов в тылу противника.

В связи с поступлением различной инженерной техники в войска еще в июне 1942 г. было сформировано одиннадцать отдельных парков инженерных машин резерва Верховного Главнокомандования из расчета один на фронт. Парк состоял из четырех рот: роты дорожных машин, роты мостостроительных машин, имевшей на оснащении копры, компрессоры, лесопильные станки, роты лесозаготовительных машин с лесопильными рамами РПЩ и станками ЛСР и роты позиционных машин с четырьмя экскаваторами и двадцатью мотопилами.

В целях улучшения инженерного обеспечения боевых действий войск Ставка Верховного Главнокомандования приказала к 10 ноября сформировать инженерно-саперные бригады РВГК. Одновременно формировалось несколько инженерно-минных и горно-минных бригад.

Для выполнения отдельных специальных военно-инженерных мероприятий кроме существовавших инженерных частей и подразделений в это же время были сформированы пять отдельных рот фугасных огнеметов, несколько рот полевого водоснабжения, отряд глубокого бурения.

Главным источником новых формирований инженерных войск были саперные армии, которые с весны до осени 1942 г. одна за другой постепенно расформировывались. Тыловые рубежи и полосы во фронтах с лета 1942 г. строились в ОС новном управлениями оборонительного строительства. [127]

Организационные мероприятия повысили удельный вес и роль инженерных войск в Красной Армии, создали условия для массированного применения инженерных сил и средств на решающих направлениях и для маневра ими. Этому способствовали также возросшие темпы и увеличение объема производства промышленностью средств заграждений и переправочных парков и другой инженерной техники.

Одновременно с организационным и техническим укреплением инженерных войск были разработаны и направлены в войска директивы по вопросам инженерного оборудования местности. 5 апреля 1942 г. Генеральный штаб Красной Армии издал «Инструкцию по рекогносцировке полевых оборонительных рубежей». По этой инструкции основой оборонительной полосы считался батальонный район обороны. Для огневых средств предлагалось строить две позиции — основную и запасную. Обороняющиеся войска для защиты от огня противника должны были строить убежища. Количество ложных сооружений рекомендовалось доводить до двух третей от числа действительных.

Большое значение имела директива Ставки Верховного Главнокомандования от 14 октября 1942 г. об обороне населенных пунктов. В этой директиве был подытожен опыт обороны крупных населенных пунктов в предшествующих боях и операциях. В ней рекомендовалось оборону крупных населенных пунктов организовывать по принципу обороны укрепленных районов; каждый опорный пункт приспосабливать к круговой обороне, закрывая все подступы к нему различными заграждениями, прикрываемыми огнем всех видов; обеспечивать в инженерном отношении штурм отдельных укреплений противника.

В героической обороне на берегах Дона и Волги

Отсутствие второго фронта в Европе летом 1942 г. позволило гитлеровцам организовать наступление превосходящими силами на южном участке советско-германского фронта.

В связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск к Сталинграду с начала июня на пространстве между большой излучиной Дона и нижней Волгой инженерные войска в спешном порядке развертывали строительство четырех оборонительных полос полукольцевого начертания, фланги которых упирались в Волгу севернее и южнее города.

Организация работ в июне 1942 г. была поручена прибывшему из района Клина 26-му Управлению оборонительного строительства. В качестве рабочей силы выделялись войска 7-й резервной армии{109}. В это же время по реке Дон от устья реки Иловля вверх по течению до устья реки [128] Подгорная развертывало работу 24-е Управление оборонительного строительства, имея рабочую силу в составе 5-й резервной армии.

Учитывая недостаточность этих мер, советское командование в июне решило перегруппировать для строительства оборонительных рубежей и обеспечения обороны города ряд инженерных частей из 6, 7 и 8-й саперных армий, а также четыре отдельных инженерных батальона, сформированных из саперных рот комендатур оборонительных обводов{110}. В это же время из района Ростова в район Каменска и Миллерово перебрасывалась группа оперативных заграждений резерва Верховного Главнокомандования в составе четырех саперных батальонов под командованием полковника И. Г. Старинова. Кроме того, начальнику инженерных войск Красной Армии было приказано спешно сформировать еще две группы оперативных заграждений и использовать их на этом же направлении.

К 12 июля общая протяженность оборонительных рубежей, на которых под руководством инженерных войск велись работы, достигала 1200 км{111}.

С формированием Сталинградского фронта под руководством генерал-майора А. Ф. Ильина-Миткевича, возглавлявшего в июле инженерные войска фронта, были приняты энергичные меры по дальнейшему расширению масштабов военно-инженерных работ.

Организация оборонительного строительства с широким привлечением войсковых, армейских и фронтовых саперных частей позволила добиться определенных результатов в устройстве заграждений и упрочении обороны в целом. Однако нехватка времени не позволила к началу вражеского наступления создать сплошные оборонительные позиции: оборона была очаговой.

При подготовке и в ходе обороны к минированию были привлечены войсковые саперные части и подразделения: 16-я инженерная бригада специального назначения, девять отдельных саперных батальонов и два минно-саперных батальона{112}. Для устройства заграждений и маневра средствами заграждений в предполье (к востоку от реки Чир) в каждой дивизии 62-й армии 15 июля было организовано по два-три отряда. В состав отряда входили один-два взвода саперов, стрелковая рота, один-два пулеметных взвода, три-четыре противотанковых орудия, подразделения противотанковых ружей, запас мин и бутылок с горючей смесью{113}. [129] Эти отряды были использованы и для минирования местности в ходе боевых действий.

В то время как производилось строительство оборонительных рубежей и минирование танкоопасных направлений, тринадцать понтонных батальонов фронта обеспечивали переправы войск и различных грузов через реки Дон и Волгу. Важную задачу водоснабжения успешно выполняли 80-я рота полевого водоснабжения, 44, 45 и 50-я гидротехнические роты, оборудовавшие большое количество колодцев и организовывавшие в необходимых случаях подвоз и очистку воды.

17-19 июля 1942 г. противник вошел в соприкосновение с нашими передовыми частями, а 23 июля превосходящими силами нанес удар по первой полосе обороны, прорвал ее и стал продвигаться в глубину.

В ожесточенных боях с 6-й армией противника войска 62-й и 64-й армий широко применяли армейские отряды заграждений и дивизионные инженерные резервы, которые выдвигались на угрожаемые направления для минирования узлов дорог и прикрытия флангов и стыков обороняющихся войск, чем сковывали маневр врага и вынуждали его нести потери. Часто саперы сами вели бой с противником на заграждениях, проявляя доблесть и отвагу, защищая до последней капли крови родную землю. При отражении вражеского наступления 27 июля 1942 г. на поле боя пал смертью храбрых начальник инженерных войск 64-й армии полковник Б. Ф. Будилов.

Масштабы применения инженерными войсками заграждений видны из следующих данных. К 30 июля 62-я армия установила 31 тыс. противотанковых и 20 тыс. противопехотных мин{114}. Средняя плотность минирования в полосе армии составляла 345 противотанковых и 217 противопехотных мин на 1 км фронта. Минновзрывные заграждения сковывали маневр противника, замедляли темпы его наступления, но масштабы применения их в целом были еще недостаточными. Нехватало и других противотанковых средств. В этих условиях войска 62-й и 64-й армий не смогли остановить сильную группировку противника.

Чтобы ликвидировать прорыв вражеских войск, вклинившихся в нашу оборону, командующий войсками Сталинградского фронта решил нанести контрудар силами 4-й и 1-й танковых армий. Для обеспечения контрудара с переправой танковых армий через Дон кроме войсковых и армейских саперов были привлечены один инженерный и девять понтонно-мо-стовых батальонов{115}. Только на участке от Ново-Григорьевской до хутора Вертячий через Дон было наведено и [130] содержалось четыре наплавных моста и десять паромных переправ. Несколько мостовых и паромных переправ содержалось также в районах Калача и Нижне-Чирской.

В ходе контрудара (25-27 июля) нашим войскам не удалось восстановить положение. Однако планы противника по захвату волжской твердыни с ходу были сорваны.

С конца июля — начала августа 1942 г. войска фронта развернули напряженную борьбу с противником, наступавшим не только с запада, но и с юго-запада. В этой обстановке Сталинградский фронт был разделен на два фронта — Сталинградский и Юго-Восточный. Начальником инженерных войск Сталинградского фронта (позднее переименованного в Донской) был полковник А. И. Прошляков, а начальником инженерных войск Юго-Восточного фронта (позднее переименованного в Сталинградский), был генерал-майор инженерных войск В. Ф. Шестаков, а затем генерал-майор инженерных войск И. А. Петров.

Во время вражеских атак саперы устанавливали мины на боевых курсах танков противника, часто подбрасывая их прямо под гусеницы. Для устройства заграждений в предполье внешнего (первого) оборонительного обвода на рубеже реки Аксай была использована оперативная группа заграждений в составе 48-го инженерного, 119-го и 120-го моторизованных, а также несколько отдельно действовавших инженерных батальонов.

Большую роль в срыве атак 4-й танковой армии гитлеровцев сыграла оперативная группа заграждений резерва Верховного Главнокомандования под командованием полковника Я. М. Рабиновича. В течение августа эта группа, имевшая 1581, 1593, 1602 и 1615-й саперные батальоны, установила 140 тыс. мин, 80 фугасов, а на путях отхода наших войск подорвала 19 мостов. На минных полях, установленных этой группой, противник потерял 53 танка и много другой боевой техники{116}.

Активные действия инженерных войск вызвали у противника минобоязнь. Однако в этот период силы были далеко неравными. Несмотря на огромные потери, враг продолжал наседать. 12 сентября начались бои непосредственно в Сталинграде. Оборона города была возложена на 62-ю армию. Южнее оборонялась 64-я армия. Перед инженерными войсками 62-й и 64-й армий стояли особенно остро три важнейшие задачи: устройство заграждений перед передним краем и в глубине, а также маневр средствами заграждений в ходе обороны; строительство оборонительных сооружений в опорных пунктах, в том числе приспособление к обороне заводских и жилых зданий; обеспечение переправы войск и грузов [131] через Волгу. Все эти задачи были успешно выполнены. Особенно ярко это видно на примере 62-й армии, где начальником инженерных войск был полковник Г. И. Тупичев, а с октября 1942 г. — подполковник В. М. Ткаченко.

В составе этой армии кроме войсковых саперов имелись следующие инженерные силы: 326-й и 327-й армейские инженерные батальоны, 47-я отдельная рота специального минирования. Ей были приданы 44-й и 107-й понтонно-мостовые батальоны, 119-й моторизованный инженерный батальон, 212-й и 216-й батальоны инженерных заграждений 43-й инженерной бригады специального назначения и 1896-й саперный батальон{117}.

За время обороны в городе, даже при остром недостатке инженерных боевых припасов, саперы 62-й армии устроили около 11 км проволочных заграждений, установили свыше 17 тыс. мин, 82 камнемета, 180 надолб, 165 противотанковых ежей и построили 39 баррикад{118}.

Плотность минирования в октябре составляла около 800 противотанковых и 650 противопехотных мин на 1 км фронта. Повышение плотности минирования явилось очень важным фактором в срыве многочисленных атак противника.

В ходе обороны саперы активно вели инженерную разведку, помогая командованию правильно оценивать обстановку и принимать решения.

Активное участие инженерные войска принимали в приспособлении зданий к обороне, в строительстве огневых точек, убежищ, блиндажей, в отрывке окопов. Всего за период обороны в городе было построено около 2500 различных окопов, 200 дзотов, 37 железобетонных и броневых колпаков, около 450 блиндажей и убежищ и приспособлено к обороне 186 зданий.

Большое упорство и доблесть проявили инженерные части при обеспечении обороняющихся войск колонными путями непосредственно в районах боевых действий.

В ходе напряженных уличных боев единственным местом, где можно было проложить армейскую рокаду, явилась узкая прибрежная полоса между урезом воды и обрывом волжского берега. Но она была изрыта воронками, завалена металлическим ломом, перерезана ручьями и преграждена полусгоревшими баржами, трубами нефтепроводов и обвалившимися с обрывов каменными глыбами. Движение ночью по этой полоске земли было сопряжено с исключительными трудностями. Трое суток, не жалея сил, трудились воины 8-го гвардейского саперного батальона на трассе армейской рокады. Соорудив мосты, засыпав воронки, убрав лом, они [132] создали условия для беспрепятственного подвоза и эвакуации.

Героизм и подлинное мастерство показали саперы и понтонеры при оборудовании и содержании переправ через Волгу.

До подхода вражеских войск к Сталинграду на Волге в районах Дубовки, Рынка и Красной Слободы были оборудованы паромные переправы на баржах с грузовой площадью на 25-30 автомобилей каждая и из имущества тяжелого парка 160-го понтонно-мостового батальона. С нарастанием угрозы городу на переправах работали 44-й и 107-й понтонно-мостовые, 119-й моторизованный инженерный, 326-й и 327-й армейские инженерные батальоны.

В период с 15 по 20 августа у поселка Сталинградского тракторного завода был построен мост общей длиной 1258 м, из которых 466 м были на свайных и ряжевых опорах, а 792 м — на плавучих опорах из парка ДМП. Однако в связи с выходом противника к Волге севернее Сталинграда и появлением его вблизи моста 24 августа эстакадная часть моста была взорвана, а понтонная отведена вниз по течению.

Несколько позже, к 4 сентября, был наведен мост из парков ДМП грузоподъемностью 16 т в районе Бобыли, Купоросное. Однако пользоваться этим мостом оказалось невозможно из-за постоянного воздействия артиллерийского огня противника, и вскоре он был разведен.

Вначале боев за город в полосе обороны 62-й армии действовали четыре основные переправы. С выходом противника на ряде участков к Волге фронт переправ непрерывно сужался, некоторые из них прекращали работу, и трудности в организации переправ через реку постоянно возрастали. 13 сентября в связи с сильным артиллерийским обстрелом, непрерывным авиационным воздействием и выходом противника к Волге в центральной части города была ликвидирована центральная переправа № 1 в районе Красной Слободы, действовавшая с 22 августа. Центральная переправа № 2, содержавшаяся 160-м понтонно-мостовым батальоном также в районе Красной Слободы, несмотря на непрерывное воздействие артиллерийского огня и авиационных бомбардировок, за месяц работы перевезла в обе стороны более 200 тыс. человек, около 100 танков, 190 орудий, большое количество автомобилей и тракторов и до 500 т боеприпасов и прочих грузов. Но и она к 27 сентября была свернута, потеряв до 80 процентов плавающих средств. 20 сентября закончила работу и специальная переправа для перевозки раненых в районе Красной Слободы.

С конца сентября и до ледостава 62-я армия имела одну армейскую паромную переправу в районе завода «Красный Октябрь», [133] начавшую действовать еще 23 августа. Эту переправу содержал 44-й понтонно-мостовой батальон, имея три парома из имущества парка Н2П, три катера, баркас, шесть буксиров, шесть барж и три парохода. До 20 октября на этой переправе было перевезено в обе стороны около 200 тыс. человек, 87 танков, 350 орудий с тягачами, 2300 т боеприпасов, В связи с изменением обстановки и сильным огневым воздействием пришлось на обоих берегах дважды переносить причалы этой переправы в более безопасные места. Продолжительность рейса увеличилась до 3-4 часов. В ноябре расстояние между причалами достигло 22 км. И все же переправа продолжала действовать.

Большие потери переправочных средств большой емкости привели к необходимости организации лодочной переправы. Гребцы армейской лодочной переправы, выделенные из инженерных батальонов, были сведены в шесть отрядов. В отряд входило до шести лодок. Эта лодочная переправа действовала с 26 октября по 12 ноября 1942 г. и сыграла большую роль. Кроме того, почти в каждом соединении были созданы небольшие группы лодочников, которые днем и ночью в любых условиях погоды, презирая смерть, подвозили в Сталинград срочные грузы, эвакуировали тяжелораненых воинов. В особенно сложных условиях работала лодочная переправа между островом Зайцевский и расположением 138-й стрелковой дивизии. Несмотря на потери и огромные трудности, личный состав 327-го инженерного и 107-го понтонно-мостового батальонов своей героической работой обеспечивал регулярную доставку дивизии всего необходимого для ведения боя и эвакуировал раненых.

Умело руководили инженерными и саперными частями и подразделениями командиры. Беззаветным выполнением воинского долга коммунисты вдохновляли товарищей по оружию на ратные подвиги, Здесь, в боях за Сталинград, особенно ярко проявился облик советского командира-единоначальника и солдата-фронтовика, закаленного в тяжелых боях с коварным врагом, солдата, верящего в силу и непобедимость советского оружия, с честью и доблестью выполняющего любое боевое задание.

Среди многих бесстрашных саперов и понтонеров, чей самоотверженный труд обеспечивал переправу воинов и боевых грузов через Волгу, в первых рядах стоит имя гвардейца-сапера коммуниста В. Бирюкова. Саперы, отремонтировав моторную лодку, доверили ее бывалому воину. Моторист В. Бирюков в любое время суток, если этого требовала обстановка, отправлялся в опасный рейс. Искусно маневрируя между разрывами мин и снарядов, он с честью выполнял боевые задания, проявляя бесстрашие и отвагу. [134] Однажды, при совершении очередного рейса, на середине Волги гвардеец-сапер был тяжело ранен. Напрягая последние силы, В. Бирюков привел в Сталинград лодку с взрывчатыми веществами. Это позволило саперам немедленно приступить к устройству фугасов.

С неменьшим напряжением действовали инженерные части по обеспечению переправ через Волгу в полосе 64-й армии, где начальником инженерных войск был генерал-майор инженерных войск Ю. В. Бордзиловский. Армейская переправа через Волгу находилась в районе Бекетовки и состояла из паромов тяжелого парка, нескольких пароходов, барж и лодок. На новом русле Волги в районе Бекетовки дополнительно были организованы еще три пункта переправы, на которых использовался парк Н2П и лодки, обслуживаемые подразделениями 47-го понтонно-мостового, 1581-го моторизованного инженерного и 675-го саперного батальонов. Начиная с 20 сентября в полосе 64-й армии действовали только две переправы: одна на окраине Бекетовки, другая в районе Лесобазы. На этих переправах пароходы и паромы из тяжелого парка работали только ночью, а небольшие суда и паромы из парка Н2П — круглосуточно. На старом русле Волги фронтовые и армейские инженерные части построили мост, имевший эстакадную часть на свайных опорах длиной 288 м и наплавную часть из парка ДМП — 273 м.

Мужественная работа саперов и понтонеров на волжских переправах под Сталинградом поистине заслуживает самой высокой оценки.

Успешному решению задачи инженерного обеспечения переправ через Волгу во многом способствовали боевое содружество саперов и понтонеров с матросами Волжской военной флотилии и речного пароходства, тщательный отбор лодочных расчетов, их стойкость и мужество, хорошо продуманная организация работы на переправах с глубоким учетом конкретных условий обстановки.

Важной и весьма ответственной была деятельность инженерных войск по непосредственному участию в боях на улицах и в развалинах домов Сталинграда. Обеспечивая боевые действия войск в городе, саперы входили в состав штурмовых отрядов и блокировочных групп. Они подрывали развалины зданий, приспособленные противником к обороне, устраивали проходы в его заграждениях, вели подземно-минную борьбу{119}.

Вот один из примеров их действий в городе.

Опорный пункт фашистов в Доме железнодорожников на Пензенской улице как бы врезался в нашу оборону. [135] Было решено подземно-минной атакой уничтожить его. Задача возлагалась на 8-й гвардейский отдельный саперный батальон, которым тогда командовал гвардии майор В. П. Горлов. Отрывку галереи саперы начали из подвала южной части того же здания, захваченного и упорно обороняемого гвардейцами генерала А. И. Родимцева. Четкая работа саперов, особенно головных минеров гвардии старшего сержанта Владимира Дубового и гвардии рядового Тихона Панферова, обеспечила выход галереи в назначенное место. Отрыв галерею, саперы заложили в нее заряд взрывчатого вещества и сделали грунтовую забивку. Детонирующий шнур был выведен в подвал, а электропровод от запала — к оборудованной в соседнем здании подрывной станции. В 2 часа ночи 10 ноября был произведен взрыв, в результате которого на месте дома образовалась огромная воронка. Опорный пункт врага был уничтожен.

Так, не зная усталости, настойчиво и целеустремленно вели боевую работу наши славные саперы, находясь в рядах героических защитников Сталинграда. Вместе с понтонерами они внесли посильный вклад в срыв планов врага по захвату города на Волге.

В героической борьбе с наседавшим врагом их силы непрерывно крепли и множились, а воля мужала и закалялась благодаря целеустремленной и постоянной партийно-политической работе. Политические отделы инженерных бригад, заместители командиров частей по политической части, партийные организации всех подразделений инженерных войск в соответствии с указаниями военных советов фронтов и армий в ходе обороны у берегов великой русской реки проводили конкретную работу по мобилизации саперов, минеров и понтонеров под лозунгом «Ни шагу назад». В самых тяжелых условиях командиры, политработники и рядовые коммунисты и комсомольцы находили время, чтобы информировать саперов и понтонеров о положении на фронте, выпускать боевые листки, посвященные подвигам героев боев, читать письма от родных, призывавшие воинов к жестокой борьбе против фашистских извергов.

Велико было значение страстного слова в воспитании стойкости и упорства у воинов, но самым действенным средством мобилизации их на беспощадную борьбу с врагом был личный пример командиров, политработников, авангардная роль коммунистов и комсомольцев в бою. Личная примерность коммунистов, их инициатива и самоотверженность помогали командирам выходить из самых тяжелых испытаний в ходе минирования на путях атакующих танков врага, при выполнении подземно-минных работ, на переправах и при действиях в составе штурмовых групп. [136]

В обороне на рубежах Кавказа{120}

Одновременно с героической обороной Сталинграда войска Южного фронта с 25 июля 1942 г.. и Северо-Кавказского с 28 июля до начала сентября вели напряженные оборонительные операции против немецко-фашистской группы армий «А», рвавшейся на Кавказ. С 8 августа в борьбу с врагом на рубеже реки Терек вступила Северная группа Закавказского фронта. В сентябре войска Закавказского фронта, объединившие в своем составе все силы, оборонявшие кавказское направление, в упорных боях остановили гитлеровцев на рубеже Главного Кавказского хребта, а затем Черноморской группой отразили троекратные попытки противника прорваться к Туапсе.

Уже в конце лета 1942 г. в связи с крайне сложной обстановкой, определявшейся прорывом врага на Кубань, и неподготовленностью в инженерном отношении предгорий Кавказа для обороны, Верховное Главнокомандование, начальник инженерных войск Красной Армии и его штаб вынуждены были принимать экстренные меры для решительного усиления инженерных войск фронтов кавказского направления. Поток инженерных сил и средств, направленных в Закавказский фронт, где начальником инженерных войск был генерал-майор инженерных войск А. В. Бабин, к 10 октября 1942 г. позволил увеличить инженерные войска этого фронта по сравнению с их численностью на 1 августа в шесть раз{121}. Для оказания помощи в срочном развертывании оборонительных работ на место боевых действий была командирована группа специалистов штаба инженерных войск Красной Армии.

Чтобы представить характер проведенных инженерными войсками оборонительных работ, достаточно отметить, что в период обороны Кавказа было построено оборонительных рубежей тактической емкостью на 88 дивизий, общая протяженность которых по фронту достигала 3570 пог. км. На этих рубежах было возведено около 96 тыс. сооружений различных типов, 1639 км траншей, 661 км противотанковых невзрывных заграждений, 316 км противопехотных заграждений. За это время было установлено около 174 тыс. различных мин и фугасов.

В ходе оборонительного периода битвы за Кавказ выявились особенности применения инженерных сил и средств, определявшиеся специфичностью театра военных действий. [137]

В связи с трудностью подвоза минновзрывных средств инженерные части расходовали их лишь для прикрытия наиболее важных направлений, особенно дорог, и использовали в инженерных резервах для устройства заграждений в ходе боя на угрожаемых направлениях. Широкое применение нашли лесные завалы, каменные барьеры, перекопы полотна дорог, а также механическая порча или сжигание дорожных искусственных сооружений. Устанавливались металлические противотанковые ежи и другие заграждения, восполнявшие недостаток минновзрывных средств.

Особенно острой при обороне в горах была задача обеспечения маневра войск. В ходе обороны инженерными войсками фронтов было построено, отремонтировано и улучшено 1031 км дорог. Большое внимание уделялось службе регулирования и поддержанию путей в проезжем состоянии. На дорогах через перевалы как в начале перевального участка, так и в конце его организовывались посты регулирования и площадки для ожидания транспорта. Посты регулирования поддерживали между собой телефонную связь.

Специфические условия обстановки и особенности театра военных действий предъявили требования к работе начальников инженерных войск и штабов по организации боевого использования частей и соединений, а также контролю за их деятельностью. В начале оборонительного периода в ряде случаев инженерные силы использовались недостаточно целеустремленно. В связи с выявившейся тенденцией децентрализации управления фронт не всегда имел необходимые инженерные резервы.

В ходе обороны недостатки в применении инженерных соединений и частей последовательно устранялись, положительный опыт обобщался. Личный состав инженерных частей обогащался практикой вооруженной борьбы с сильным противником. В процессе боев росла его квалификация. Успеху выполнения боевых задач способствовала широко развернутая работа командиров-единоначальников, политических органов, партийных и комсомольских организаций по воспитанию личного состава фронта в духе ненависти к врагу и беззаветной преданности Советской Родине, по всестороннему обеспечению боевых действий войск с целью разгрома наступающего противника.

В качестве одного из примеров такой работы можно привести деятельность командиров, политических работников, партийных и комсомольских организаций 38-го Комсомольского инженерного полка, командиром которого в тот период был подполковник М. А. Насонов, комиссаром — батальонный комиссар М. И. Демин, секретарем партийного бюро — старший политрук П. Л. Киселев и секретарем комсомольской организации — политрук Л. Д. Кушкис. [138]

Полк действовал вначале в составе 18-й армии Южного фронта, а затем в составе Черноморской группы Закавказского фронта и 9-й армии Северо-Кавказского фронта.

В тяжелые дни обороны Кавказа командиры, партийная и комсомольская организации полка вели большую политико-воспитательную работу среди личного состава. Офицеры полка всегда были с бойцами, жили их жизнью, отдавали много сил и энергии делу воспитания юных воинов.

К осени 1942 г. партийная и комсомольская организации полка насчитывали 312 коммунистов и 700 комсомольцев. К концу 1942 г. ротные парторганизации состояли уже из 30-40 коммунистов, в то время как в 1941 г. в них было всего по 2-3 члена ВКП(б){122}.

Коммунисты и комсомольцы показывали пример мужества, храбрости и воинского умения, вели за собой весь личный состав, а это обеспечивало успешное выполнение полком боевых задач. Подобных примеров было много и в других инженерных соединениях и частях, участвовавших в обороне Кавказа.

Еще в сентябре 1942 г. советское командование приступило к планированию наступательных действий на зиму 1942/43 г. Красной Армии предстояло перейти в контрнаступление под Сталинградом с целью сокрушения главной группировки врага.

Замысел контрнаступления предусматривал окружение и разгром 6-й и 4-й танковой немецких армий. По плану операции главный удар наносили войска Юго-Западного фронта с плацдармов на правом берегу Дона в районе города Серафимович и станицы Клетская и войска Сталинградского фронта из района Сарпинских озер в направлении на Калач. Донской фронт должен был нанести два удара с целью окружения и уничтожения войск противника в малой излучине Дона.

Решительные цели операции, необходимость достижения внезапности удара в условиях открытой местности, выбор исходных районов для наступления на плацдармах за Доном поставили инженерные войска фронтов при подготовке наступления в чрезвычайно сложные условия. Однако целеустремленное применение их главных сил в интересах обеспечения главных ударных группировок позволило успешно выполнить все основные стоявшие перед ними задачи.

В состав инженерных войск Юго-Западного фронта, начальником инженерных войск которого был генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, входили 17, 20, 62-я инженерно-саперные [134] и 15-я инженерно-минная бригады, 42-я и 44-я инженерные бригады специального назначения, 8-й тяжелый понтонно-мостовой полк, два отдельных инженерных и одиннадцать понтонно-мостовых батальонов, две роты полевого водоснабжения, три маскировочные роты, отряд и рота глубокого бурения. Не считая отдельных рот и отрядов, на направлении главного удара действовало двадцать девять батальонов, на других участках — четыре батальона, а в инженерном резерве фронта — три батальона{123}.

Характер инженерного усиления армий ударной группировки фронта и распределения сил виден на следующем примере. 5-й танковой армии была придана 44-я инженерная бригада специального назначения. Три батальона этой бригады предназначались для обеспечения боевых действий войск на внешнем фронте окружения. На усиление 21-й армии была придана 20-я инженерно-саперная бригада. Два батальона 15-й инженерно-минной бригады были приданы 5-й танковой армии, два батальона — 1-й гвардейской армии, а остальные находились в инженерном резерве фронта. Четыре понтонно-мостовых батальона, наиболее обеспеченные автотранспортом, были подготовлены для выдвижения вперед вместе с передовыми отрядами на случай форсирования Дона на направлении главного удара{124}.

Инженерные войска Донского фронта включали 5-ю и 8-ю инженерно-минные бригады, 16-ю инженерную бригаду специального назначения, 12-ю инженерно-саперную бригаду, три отдельных инженерных, два понтонно-мостовых, три саперных батальона, мосто-строительный батальон, две маскировочные, гидротехническую роты, две роты полевого водоснабжения и несколько других специальных подразделений{125}.

Максимум этих сил использовался для обеспечения боевых действий ударных группировок фронта. Согласно плану инженерного обеспечения наступления 65-я армия получила следующее инженерное усиление: два батальона 12-й инженерно-саперной бригады, батальон 16-й инженерной бригады специального назначения, мотоинженерный, два моторизованных понтонно-мостовых и мостостроительный батальоны.

В состав инженерных войск Сталинградского фронта (начальник инженерных войск фронта генерал-майор инженерных войск И. А. Петров) кроме войсковых и армейских инженерных частей и подразделений входило до трех десятков саперных и инженерных, восемь понтонно-мостовых батальонов и ряд специальных подразделений. Из этих сил при подготовке контрнаступления на обслуживание девяти переправ через [140] Волгу было выделено восемь понтонно-мостовых и моторизованный инженерный батальоны, а на подготовку переправ по льду через Волгу — три инженерных батальона. Основные переправы были в районах Татьянки, Светлого Яра, Каменного Яра.

Разминирование исходных районов и усиление минных заграждений на второстепенных направлениях проводили пять батальонов 43-й инженерной бригады специального назначения, два минносаперных батальона и 17-й батальон гвардейских минеров.

Из всех наличных инженерных сил на усиление армий было выделено пятнадцать батальонов. В инженерном резерве фронта находилось три батальона и три отдельные роты. Мероприятия, проведенные инженерными войсками фронтов при подготовке к контрнаступлению, позволили в основном своевременно и скрытно сосредоточить ударные группировки в исходных районах для наступления и этим в значительной мере содействовать успеху наших войск. Только для сосредоточения ударной группировки Юго-Западного фронта через Дон было наведено и содержалось 17 мостовых и 18 паромных переправ{126}, в исходном районе для наступления проложено свыше 800 км различных путей{127}. В целях скрытия перегруппировки войск на пунктах переправ инженерными частями осуществлялся комплекс маскировочных мероприятий. Наряду с действительными переправами строились ложные, часть из которых использовалась в качестве пешеходных мостов.

Над мостами и на подходах к ним устанавливались горизонтальные маски. Эффективность инженерных мероприятий по введению противника в заблуждение видна из следующего примера. При подготовке наступления в ноябре 1942 г. на ложный мост у станицы Еланская противник сбрвсил 200 бомб, в то время как на действительный мост в этом [141] районе он не произвел ни одного налета{128}. Начальник генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Цейтцлер 28 ноября 1942 г. писал в своей директиве:

«Отличительные признаки подготовки русских к наступлению: хорошая маскировка всех частей, принимающих участие в наступлении, в особенности танковых соединений... Всем известна способность русских мастерски скрывать подготовку к наступлению от нашей разведки и наблюдения...»{129}

При завершении подготовки наступления инженерные войска провели большие работы по проделыванию проходов в своих минных полях, а в ночь перед наступлением и в минных полях противника. Только инженерные части Сталинградского фронта в заграждениях противника проделали 64 прохода, обезвредив около 5 тыс. вражеских мин{130}.

Вражеские минные поля находились в 10-15 м от первой линии окопов. Фашисты держали их под многослойным ружейно-пулеметным огнем. От саперов потребовалось исключительное мужество и отвага, чтобы выполнить боевую задачу и обеспечить беспрепятственную атаку переднего края обороны гитлеровцев. И они, воодушевленные наступательным порывом, несмотря на жестокий огонь врага и большие потери, успешно проделали проходы. В ходе работ старший сержант коммунист И. Г. Петров, возглавлявший группу разграждения, был ранен. Отважный командир отказался уйти в тыл, продолжая руководить работами до полного их завершения. Его примеру последовали и другие раненые. Боевая задача была выполнена в срок. Только после второго ранения, когда силы его оставили, командир покинул место работ{131}. Контрнаступление под Сталинградом вылилось в ряд грандиозных сражений, в которых отборная группировка гитлеровских войск была разгромлена наголову. В период с 19 по 30 ноября 1942 г. Красная Армия окружила немецко-фашистские войска; в декабре, развивая наступление, сорвала их попытки вырваться из котла; в течение января 1943 г. ликвидировала окруженную группировку, остатки которой были пленены 2 февраля.

Характер боевого применения инженерных войск при обеспечении прорыва и окружения вражеской группировки наиболее показателен в полосе наступления Юго-Западного фронта. Здесь в составе атакующих частей действовали группы разграждения из расчета одна-две группы по три-пять саперов на стрелковую роту. Вместе с ними организовали свою работу саперы, предназначенные для участия в штурме огневых точек противника. На танках непосредственной [142] поддержки пехоты продвигались группы сопровождения из саперов. Все названные группы комплектовались из полковых и частично дивизионных саперов.

Непосредственно за наступающими передовыми частями продвигались дивизионные саперы и поддерживающие инженерные части. Их задачами являлись расширение проходов, устройство переходов через противотанковые рвы, проклады-вание колонных путей и др. Основные инженерные силы армии ремонтировали и восстанавливали дороги и мосты, снимали или ограждали минные поля, строили пункты управления, оборудовали пункты водоснабжения, устройством заграждений закрепляли захваченные рубежи, прикрывали фланги наступающих войск{132}.

В середине первого дня наступления, когда стрелковые дивизии на направлении главного удара Юго-Западного фронта продвинулись на глубину 3-3,5 км, в сражение вошли танковые корпуса.

Прокладывание путей и разминирование рубежа ввода в прорыв 1-го и 26-го танковых корпусов осуществлялось 218-м и 231-м батальонами инженерных заграждений, находившимися в непосредственном подчинении начальника инженерных войск 5-й танковой армии полковника С. Н. Дугарева. С рубежа ввода Прокладывание колонных путей и оборудование маршрутов было возложено на приданные корпусам 246-й и 247-й инженерно-саперные батальоны. Эти части, вначале выполнявшие свои задачи успешно, постепенно начали отставать от танковых соединений. [143] В связи с этим начальник инженерных войск фронта усилил их автотранспортом из других фронтовых батальонов.

21 ноября начальник инженерных войск 5-й танковой армии придал танковым корпусам для обеспечения форсирования с ходу реки Дон 100-й и 26-й понтонно-мостовые батальоны, а командир 26-го танкового корпуса принял меры для быстрейшего выдвижения танков к Дону и захвата переправ в районе Калача. В передовом отряде подполковника Г. Н. Филиппова, которому удалось внезапно захватить мост через Дон в районе хутора Березовский, находился взвод саперов 247-го саперного батальона. Саперы не только разминировали мост, но и обеспечили последующие действия передового отряда.

При обеспечении форсирования Дона 4-м танковым корпусом в районе хутора Назмищенский начальник инженерных войск 21-й армии полковник Е. И. Кулинич для прикрытия левого фланга развернул миннозаградительный противотанковый отряд армии (одна рота 252-го отдельного мотоинженерного батальона), а для обеспечения переправы выдвинул 19-й понтонно-мостовой батальон{133}. Это позволило корпусу своевременно выполнить задачу и 23 ноября установить связь в районе хутора Советский с 4-м механизированным корпусом Сталинградского фронта.

300-тысячная группировка немецко-фашистских войск была окружена. До 30 ноября, в период образования плотного внутреннего и создания внешнего фронта окружения на устройство заграждений привлекались главным образом батальоны инженерных заграждений. Были приведены в готовность и позднее успешно применены подвижные отряды и группы заграждений. Только 44-я инженерная бригада специального назначения на внешнем фронте окружения к 1 декабря установила свыше 20 тыс. противотанковых и противопехотных мин и на участке Боковская, Чернышевская по реке Чир содержала электризуемые заграждения{134}.

12 декабря вражеские силы на котельниковском направлении обрушили удар по войскам 51-й армии Сталинградского фронта, пытаясь пробиться к окруженным. Понеся огромные потери, гитлеровцы все же не достигли поставленной цели. При отражении ударов противника инженерные части, широко применяя средства минирования, сковали маневр вражеской ударной, группировки и, вынудив ее нести все возрастающие потери в боевой технике, активно помогали нашим войскам срывать ее планы. На котельниковском направлении в ходе отражения вражеских ударов инженерные войска [144] установили 13,8 тыс, противотанковых, свыше 2 тыс. противопехотных мин и 1150 фугасов. Средняя плотность минирования на угрожаемых направлениях достигала 450-500 мин на 1 км фронта.

24 декабря 1942 г. войска Сталинградского фронта сами перешли в наступление, а к 30 декабря разгромили котельниковскую группировку. В ходе наступления инженерные войска фронта своей неутомимой деятельностью обеспечили продвижение наступающих войск, обезвредив 26 тыс. мин.

16 декабря перешли в наступление войска Юго-Западного фронта на среднем Дону.

При подготовке и в ходе этого наступления инженерные части фронта показали возросшее мастерство и оперативность. Встречая минные поля, саперы стремились их обходить и ограждать, не затрачивая времени на их преодоление. Для обеспечения продвижения танковых корпусов через небольшие реки (например, река Богучарка в районе Вервековки и река Чир в районе Вислогубово) использовались заблаговременно заготовленные и возимые конструкции колейных мостов. В ходе преследования многие мосты противника захватывались, саперы, действовавшие в составе передовых отрядов, быстро разминировали их{135}.

Особенно организованно обеспечивали продвижение танковых соединений через реку Богучарка понтонеры 37-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона, которым командовал коммунист капитан Г. Н. Митропольский. Еще при подготовке наступления ими было подготовлено в дополнение к имевшемуся понтонному парку два комплекта колейных деревянных мостов. Заготовленные конструкции, погруженные на автомашины, с началом наступления продвигались с двумя понтонными ротами, которым было поручено обеспечить преодоление танками рек по двум направлениям. И когда передовые танковые подразделения вышли к реке Богучарка в район Вервековки, понтонеры, следовавшие с головными танковыми частями, быстро собрали мосты и обеспечили надежные переправы для танков. Танковые соединения получили возможность стремительно развивать наступление в оперативной глубине.

При отражении контратак подвижные отряды заграждений установили 18,5 тыс. мин. В ходе декабрьского наступления инженерные части Юго-Западного фронта сняли и обезвредили 18 176 мин, фугасов и сюрпризов, построили и отремонтировали 50 мостов, оборудовали 15 переправ по льду, заготовили 10 колейных мостов, построили 1200 км путей, оборудовали 192 водоисточника и построили 124 командных и наблюдательных пункта. [145]

В ходе обеспечения операции «Кольцо» по ликвидации окруженной группировки противника 77 процентов наличных инженерных сил Донского фронта было придано армиям. 65-я армия, в полосе которой были сосредоточены основные усилия фронта, получила на усиление 57-ю инженерно-саперную бригаду, 155, 157 и 159-й батальоны 16-й инженерной бригады специального назначения, 105, 106, 110-й батальоны 5-й инженерно-саперной бригады, 31-й мостостроительный, 9-й понтонно-мйстовой батальоны и 75-ю роту полевого водоснабжения{136}.

В период подготовки и в ходе операции инженерные войска фронта провели большие работы по разминированию местности, дорожно-мостовому строительству и маскировке.

Имитируя сосредоточение крупной ударной группировки войск в полосе наступления 24-й армии, саперы 25-й маскировочной роты и 5-й инженерно-минной бригады в районе совхоза Котлубань изготовили и установили 87 макетов танков, 120 макетов орудий{137}. Ложное сосредоточение танков показывалось также в 66-й и 57-й армиях.

В первые дни наступления саперы 65-й армии (начальник инженерных войск армии полковник П. В. Швыдкой) разминировали 166 минных полей и сняли свыше 10 тыс. мин, создав условия для продвижения наступающих частей. Подобные работы производились затем в 21-й армии, в полосу которой был перенесен основной удар фронта.

При завершении разгрома окруженной группировки в Сталинграде инженерные войска, применяя взрывчатые вещества, уничтожали мощные опорные пункты и отдельные огневые точки противника, проводили разминирование улиц и сохранившихся зданий.

Обеспечивая разгром окруженной группировки, инженерные войска Донского фронта с 10 по 31 января 1943 г. проложили 1004 км и отремонтировали 334 км дорог, построили 39 и отремонтировали 27 мостов, выполнили огромные работы по расчистке дорог от снега. Только 57-я инженерно-саперная бригада расчистила 551 км дорог{138}. На дорожно-мостовых работах было занято свыше половины всех инженерных сил я средств фронта. Среди других видов работ важное место занимала организация преодоления вражеских заграждений и штурма огневых точек. Инженерные части фронта сняли около 32 тыс. мин, фугасов и сюрпризов{139}. Они блокировали и уничтожили 108 дзотов и убежищ противника{140}. Организуя водоснабжение наступающих войск, шесть рот полевого [146] водоснабжения и три гидротехнические роты построили 150 и отремонтировали 170 шахтных колодцев{141}.

31 января воины 329-го инженерного батальона и 38-й мотострелковой бригады в подвалах здания универмага на площади Павших борцов пленили штаб Паулюса.

В ходе контрнаступления, как и в дни героической обороны, в мобилизации воинов всех родов войск и среди них тружеников войны — саперов и понтонеров огромное значение имела целеустремленная, строго соответствующая условиям обстановки партийно-политическая работа. Еще при подготовке контрнаступления под Сталинградом командиры и партийно-политические работники саперных, понтонно-мостовых и других инженерных частей и подразделений сплачивали личный состав, укрепляя его боевой дух, воспитывали бесстрашие и ненависть к врагу, уделяли большое внимание специальному мастерству. Такая работа помогла подготовить воинов в боевом и политическом отношении к новому, решающему этапу Сталинградской битвы. Саперы и понтонеры вложили поистине титанический труд в создание развитой системы путей, переправ, в решение других важнейших инженерных задач в исходных районах для наступления.

В ходе боевых действий бойцы-коммунисты всегда находились на самых ответственных участках — в группах разграждения, в отрядах обеспечения движения танковых соединений, в подвижных отрядах заграждений, в подразделениях, выделенных для наводки и строительства мостов на важнейших путях, — там, где требовались стойкость, отвага, высокое специальное мастерство и саперная сноровка. Быть впереди, вести за собой в самые трудные моменты выполнения боевых задач — высший долг воина-коммуниста перед Родиной. И этот долг коммунисты-саперы и другие воины инженерных войск выполнили в контрнаступлении под Сталинградом с честью и достоинством.

В наступательный период битвы за Кавказ{142}

В результате успешного наступления советских войск в битве под Сталинградом к концу 1942 г. сложились благоприятные условия для разгрома вражеской группы армий «А» и освобождения территории Северного Кавказа от фашистских захватчиков. Выполнение этих задач было возложено на Закавказский фронт и Черноморский флот.

В составе инженерных войск Закавказского фронта (начальник инженерных войск фронта генерал-майор инженерных войск А. В. Бабин) было большое количество [147] инженерных соединений и частей, однако слабой стороной их являлась неудовлетворительная обеспеченность переправочными парками и автотранспортом. К началу наступления инженерные силы были распределены между Северной и Черноморской группами войск. В инженерном резерве фронта оставалось пять понтонно-мостовых и три инженерных батальона.

В ходе наступления в Северную группу войск (начальник инженерных войск группы генерал-майор инженерных войск В. П. Щурыгин) были дополнительно выделены инженерная бригада, парк инженерных машин и отряд глубокого бурения; в Черноморскую группу войск (начальник инженерных войск группы генерал-майор инженерных войск Н. С. Горбачев) были выделены три отдельных инженерных, понтонно-мостовой батальоны, три маршевые роты и рота запасного инженерного полка с легким переправочным парком.

В результате Северная группа войск получила на усиление 34 инженерно-саперных, 3 понтонно-мостовых батальона, 4 роты полевого водоснабжения и 2 легкопереправочных парка. Инженерное усиление Черноморской группы войск составляли 15 инженерно-саперных, 3 понтонно-мостовых батальона и легкий переправочный парк.

Выделенные в группы инженерные части использовались в ходе наступления в основном для усиления армий. Наибольшее инженерное усиление в Северной группе войск получили 9-я и 37-я армии (соответственно 12 и 11 инженерных и понтонных батальонов и по переправочному парку), а в Черноморской группе войск — 56-я армия (10 инженерных и понтонных батальонов и переправочный парк). Другие армии групп имели усиление от 1 до 7 батальонов.

Характеризуя особенности боевого применения инженерных войск в ходе наступательных операций битвы за Кавказ и особенно при организации преследования противника, необходимо подчеркнуть, что для успешного решения задач инженерного обеспечения важнейшее значение имело не столько большое количество инженерных частей, сколько их маневренность, определявшаяся обеспеченностью автотранспортом и инженерной техникой.

Из опыта боевых действий видно, что в условиях горной местности от личного состава требуется большая физическая выносливость, натренированность и тщательная специальная подготовка. Но и наличие инженерных частей с таким личным составом не освобождает все рода войск от инженерной подготовки. Больше того, огромные масштабы работ в ходе битвы за Кавказ выдвинули неотложное требование повысить инженерную подготовку родов войск, а также широко использовать на этих работах местное население.

В наступательных операциях битвы за Кавказ танковые части и соединения использовались для непосредственной поддержки пехоты. [148] Практика инженерного обеспечения их боевых действий, выявила целесообразность прикрепления к ним инженерных частей и подразделений, выделяемых для инженерного усиления, на весь период операции начиная с ее подготовки и до полного завершения.

Несмотря на огромные трудности, вызванные спецификой условий и слабой технической оснащенностью, личный состав инженерных соединений, частей и подразделений в ходе наступательных операций битвы за Кавказ, проходивших с начала января и до 9 октября 1943 г., как и воины всех родов войск, в целом выполнил важнейшие из поставленных задач, проявив массовый героизм, беспредельную преданность своей Родине.

Примером массового героизма, проявленного инженерными частями в наступательный период битвы за Кавказ, может служить боевая деятельность 50-го армейского инженерного и 338-го корпусного саперного батальонов на Малой земле (Мысхако). В условиях полной изоляции с суши саперы совместно с воинами гарнизона создали мощный укрепленный плацдарм, который наши войска удерживали 225 дней.

Маршал Советского Союза А. А. Гречко в книге «Битва за Кавказ» в этой связи пишет:

«И сейчас, рассказывая о героических защитниках Малой земли, нельзя не сказать доброго слова о самоотверженных тружениках войны — саперах. Перешедшим к обороне войскам надо было помогать строить оборонительные позиции, минировать передний край, строить причалы для мотоботов, прокладывать к ним подъездные пути... К сентябрю район Мысхако уже представлял собой хорошо оборудованный в инженерном отношении плацдарм, способный выдержать любые атаки противника»{143}.

* * *

Инженерные войска Красной Армии благодаря улучшению технического оснащения, совершенствованию организационных форм и накоплению боевого опыта сыграли важную роль в разгроме крупнейших группировок войск противника под Сталинградом и на Северном Кавказе. В ходе этих переломных сражений роль и удельный вес инженерных войск в составе Красной Армии возросли. Инженерные части и подразделения применялись с большей целеустремленностью и, как правило, по назначению.

Изменение форм и способов боевых действий потребовало количественного и качественного роста инженерных войск, {143}совершенствовання [149] их организационных форм и тактики действий. От инженерных войск требовалась более высокая маневренность при более гибком управлении ими как в тактическом, так и в оперативном масштабе. В этих условиях саперные армии и отдельные инженерные части уже не могли удовлетворять назревшим потребностям инженерного обеспечения боя и операции. Саперные армии были слишком громоздкими и малоподвижными. Управление же большим количеством отдельных батальонов в ходе операции было чрезвычайно затруднительным, к тому же один батальон не мог выполнить самостоятельно многие инженерные задачи. Поэтому в инженерных войсках в этот период была принята за основу новая организационная форма — бригада. Эта форма облегчала управление инженерными частями через штаб бригады и позволяла с большей уверенностью осуществлять массирование инженерных сил на важнейших участках и направлениях. Бригады создавались различной специализации. В известной мере была улучшена организация инженерных войск за счет создания ряда специальных инженерных частей и подразделений.

В ходе оборонительных операций под Сталинградом и на Кавказе инженерные войска строили оборонительные рубежи, устанавливали заграждения, маневрировали средствами заграждений, приспосабливали к обороне населенные пункты, горные проходы, обеспечивали переправу войск через реки в ходе контрударов и при отходе, подвоз и эвакуацию через Волгу, вели штурмовые действия и подземно-минную борьбу в городе.

Большое значение в инженерном обеспечении оборонительных операций советских войск под Сталинградом имели заблаговременно построенные саперными армиями, управлениями оборонительного строительства и местным населением оборонительные рубежи. Они позволяли войскам организовать устойчивую оборону в короткие сроки. Однако инженерное оборудование полос обороны под Сталинградом до сентября не нашло достаточного развития. Система траншей здесь еще не получила применения. Это произошло вследствие сложности обстановки и коротких сроков организации и подготовки обороны. Инженерное оборудование оборонительных позиций в городе характеризовалось искусным приспособлением зданий к обороне и применением разнообразных средств для создания противотанковых заграждений.

В системе обороны Кавказа заблаговременная подготовка оборонительных рубежей не получила должного развития. Это поставило войска в тяжелое положение и потребовало принятия чрезвычайных мер по немедленной организации широкого оборонительного строительства. Опыт боевых действий [150] в высокогорных районах и на перевалах Главного Кавказского хребта еще раз со всей очевидностью показал, что непроходимыми для вражеских войск являются только такие преграды и рубежи, которые умело подготовлены к обороне и упорно обороняются войсками.

В оборонительных операциях под Сталинградом и на Кавказе происходило дальнейшее совершенствование способов применения и устройства заграждений как в тактической зоне, так и в оперативной глубине. На отдельных участках плотности заблаговременно установленных заграждений повысились до 500 мин и более на 1 км фронта. В горных условиях нашли широкое применение различные виды невзрывных противотанковых заграждений. Вместе с тем опыт показал, что лучшими видами заграждений являются минновзрывные, а достигнутые плотности минирования еще далеко недостаточны.

Большое значение в оборонительных боях под Сталинградом и, особенно, в критические моменты битвы за Кавказ имел маневр средствами заграждений. Даже небольшое количество мин, установленных непосредственно на направлениях движения танков, часто приводило к срыву вражеских атак. Особенно широкое применение для маневра средствами заграждений нашли подвижные отряды заграждений и инженерные резервы дивизий (от взвода до роты), армий (до батальона) и фронта (до бригады) с запасом мин. В боевом применении подвижных отрядов заграждений и инженерных резервов имелись существенные недочеты, которые обусловливались в основном отсутствием радиосредств и недостатком автомашин и минновзрывных средств. В результате этого инженерные части и подразделения не всегда могли своевременно выполнить поставленную боевую задачу.

В контрнаступлении под Сталинградом и в наступлении на Северном Кавказе инженерные войска получили огромный боевой опыт, разработали новые приемы борьбы с противником и использования инженерных средств в бою, научились лучше взаимодействовать с пехотой, артиллерией и танками в различных условиях обстановки. Обеспечивая наступление, инженерные подразделения, части и соединения вели инженерную разведку, устраивали проходы в заграждениях, прокладывали колонные пути, маневрировали средствами заграждений, обеспечивали переправу войск через реки, выполняли мероприятия по оперативной маскировке, обеспечивали войска водой и т. д. Они в основном справились с большими и важными задачами инженерного обеспечения ка» при подготовке, так и в ходе наступления благодаря массированному применению на направлениях главных ударов и централизованному управлению в масштабе армии при поддержке сильными фронтовыми инженерными резервами. [151] Однако следует отметить, что если в период подготовки они выполняли все стоящие перед ними задачи, то в ходе наступления, особенно на Северном Кавказе, как правило, не хватало инженерных сил и средств для выполнения всех инженерных мероприятий.

При прорыве обороны противника характерным было массовое применение групп заграждений и отрядов сопровождения, которые стремились организованно обеспечить преодоление вражеских минных полей и прокладывание путей. Однако в области поиска форм организации сопровождения были сделаны только первые шаги.

Был получен первый массовый опыт по инженерному обеспечению ввода в прорыв танковых и механизированных корпусов. Это мероприятие осуществлялось армейским командованием специально назначенными инженерными частями. Обеспечение же их продвижения в глубине возлагалось на приданные танковым соединениям части — батальоны сопровождения, которые являлись, по существу, отрядами обеспечения движения. Однако недостаточная оснащенность отрядов обеспечения движения, нехватка средств передвижения и несовершенство способов их действий не позволили еще добиться безостановочного продвижения войск в высоких темпах.

В ходе наступления под Сталинградом начальники инженерных войск фронтов и армий сделали вывод о том, что в любых условиях обстановки в дивизии, армии, фронте необходим подвижный отряд заграждений или инженерный резерв, способный к широкому маневру заграждениями.

Устройство и содержание переправ в ходе наступления показали возможность применения на широких реках различных переправочных средств. Вместе с тем опыт показал, что переправа войск через широкие реки требует жесткой централизации руководства и наличия в инженерном резерве фронта большого количества переправочных средств, которые следует использовать сосредоточенно на направлении, где обозначился успех наших войск. Эти требования с большим успехом удовлетворялись при наличии понтонно-мостовых бригад и полков.

Опыт имитации крупного сосредоточения танков и артиллерии и скрытия действительных районов сосредоточения войск в контрнаступлении под Сталинградом оказался весьма успешным и пручительным, сыгравшим важную роль в достижении внезапности. Он нашел широкое применение и развитие в последующих операциях Великой Отечественной войны.

В руководстве боевой деятельностью инженерных войск большую роль играли штабы инженерных войск фронтов и [152] армий, организовывавшие и направлявшие боевое применение инженерных войск по назначению. Своевременную помощь войскам оказывал штаб инженерных войск Красной Армии. В системе управления инженерными войсками большое место занимало личное общение офицеров штабов с войсковыми инженерами и командирами инженерных частей и соединений, широко использовалась служба офицеров связи. На работе штабов инженерных войск отрицательно сказывался острый недостаток средств связи, особенно радиосредств.

Таким образом, опыт, полученный под Сталинградом и на Кавказе, явился одним из наиболее важных этапов в организационном оформлении, боевом становлении инженерных войск и явился той прочной базой, на которой осуществлялось дальнейшее совершенствование их специальной подготовки и боевого мастерства.

Советское командование высоко оценило деятельность инженерных войск в битве под Сталинградом и на Кавказе. Многие инженерные части были награждены орденами, а некоторые стали гвардейскими. Так, например, за отличия в боях под Сталинградом 16-я инженерная бригада специального назначения (командир бригады полковник М. Ф. Иоффе) получила наименование 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения.

Были преобразованы также 119-й отдельный моторизованный инженерный батальон — в 3-й гвардейский отдельный моторизованный инженерный батальон (командир батальона майор А. М. Трахтенберг) и 133-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон — во 2-й гвардейский отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон (командир батальона капитан Г. Н. Митропольский).

Орденом Красного Знамени были награждены 43-я инженерная бригада специального назначения (командир бригады майор И. П. Корявко), а также 26, 44, 103, 107 и 160-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые, 591-й и 700-й отдельные саперные батальоны.

Тысячи саперов и понтонеров были удостоены высоких правительственных наград. Только в Новороссийско-Таманской наступательной операции 1060 саперов и понтонеров были награждены орденами и медалями.

Коммунистическая партия и правительство высоко оценили борьбу советских войск с врагом у стен волжской твердыни и на рубежах Кавказа учреждением медалей «За оборону Сталинграда» и «За оборону Кавказа», которыми награждены все участники исторических битв.

Доблестными подвигами под Сталинградом и на Кавказе инженерные войска Красной Армии покрыли себя неувядаемой славой. [153]

Дальше