Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава седьмая.

В Курской битве

Курская битва, являясь одной из важнейших в Великой Отечественной войне и предопределивших неизбежность окончательного поражения фашистской Германии, имеет ту неповторимую особенность, что в ней воюющие стороны для обеспечения достижения поставленных целей стремились максимально использовать военно-инженерные факторы. Решительная и блистательная победа, одержанная Красной Армией над гитлеровскими войсками под Курском, есть вместе с тем свидетельство полного торжества советского военно-инженерного искусства.

В Курской битве значительно возросло боевое и специальное мастерство инженерных войск, особенно в области заблаговременного устройства мощной системы заграждений, минирования на направлениях вероятных ударов вражеских танковых группировок, а также в преодолении заграждений противника и в обеспечении движения наступающих войск.

Дальнейшее совершенствование инженерных войск

Планируя летнее наступление, немецко-фашистское командование решило главный удар нанести в районе Курского выступа. Советской разведке удалось заблаговременно раскрыть наступательный замысел врага под Курском. При наличии таких данных Ставка Верховного Главнокомандования планировала использовать выгодные стороны обороны, чтобы обескровить противника и сохранить силы, а затем перейти в контрнаступление и полностью разгромить вражеские войска, сосредоточенные в районе Курского выступа. В дальнейшем намечалось развернуть наступательные операции на западном и юго-западном направлениях.

В период с апреля по июль 1943 г. в Красной Армии был осуществлен ряд мероприятий, направленных на подготовку непреодолимой обороны и создание условий для организации широкого наступления. Среди них важное место занимали мероприятия по дальнейшему приспособлению организации инженерных войск к условиям и формам вооруженной борьбы.

Практика инженерного обеспечения наступления в зимней кампании 1942/43 г. потребовала выделения значительных инженерных сил для разминирования освобожденных от противника районов. Отвлечение на эти работы в течение длительного времени ряда инженерных частей и соединений значительно [154] ослабляло инженерные силы фронтов в зоне боевых действий и сокращало их возможности по инженерному обеспечению боя соединений.

В связи с этим по указанию Ставки Верховного Главнокомандования уже в феврале 1943 г. было создано пять тыловых бригад разграждения в составе пяти — семи инженерных батальонов разграждения каждая. Эти бригады предназначались для Воронежского, Донского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. В марте была сформирована шестая бригада разграждения. Создание этих бригад позволяло освободить боевые инженерные части от работ по разминированию в тылу и направить их для выполнения военно-инженерных задач в зоне боевых действий. Ту же цель преследовало проведенное в марте формирование батальонов собак-миноискателей.

Готовясь к решающим событиям лета 1943 г., Ставка Верховного Главнокомандования приказала к 30 мая сформировать штурмовые инженерно-саперные бригады. Эти соединения предназначались для инженерного обеспечения прорыва мощных вражеских укрепленных полос. Первые пятнадцать бригад создавались путем переформирования инженерно-саперных бригад в штурмовые. Штурмовая инженерно-саперная бригада состояла из командования, штаба, рот инженерной разведки и управления, пяти штурмовых инженерно-саперных батальонов, роты собак-миноискателей и легкого переправочного парка. Подразделения и части бригады были обеспечены автомашинами для перевозки личного состава. 75 процентов саперов бригады имели стальные нагрудники. Личный состав подразделений обучался в основном минированию и разминированию, подрывным работам, преодолению заграждений и тактике ближнего боя.

В связи с большим некомплектом автотранспортных средств в понтонных частях еще с 1 января 1943 г. началось формирование отдельных автомобильных рот для перевозки переправочных парков из расчета одна рота на фронт.

Весной 1943 г. инженерно-минные бригады РВГК были переформированы в инженерно-саперные бригады РВГК. Это мероприятие проводилось потому, что потребность в узких специальностях — минерах в связи с переходом советских войск в наступление значительно уменьшилась. Одновременно с переформированием инженерно-минных бригад формировались новые инженерно-саперные бригады. Для организации и производства оборонительных работ на тыловых рубежах в 1943 г. во фронтах были созданы фронтовые управления оборонительного строительства.

Наряду с увеличением состава инженерных войск улучшалось и их техническое оснащение. Для проделывания проходов в минных полях и обеспечения боевых действий танковых [155] соединений в июне 1943 г. началось формирование инженерно-танковых полков в составе 22 танков Т-34 и 18 тралов ПТ-3. В июле 1943 г. был сформирован прожекторный моторизованный полк в составе 8 рот. В этом же месяце был сформирован энергопоезд, дававший электроэнергию 600 квт. Поезд предназначался для обслуживания инженерных работ по восстановлению разрушенных противником объектов.

Одновременно с увеличением количественного и улучшением качественного состава инженерных войск большое внимание уделялось совершенствованию форм инженерного оборудования оборонительных полос.

21 марта в войска были направлены «Краткие указания по устройству полевых оборонительных рубежей» начальника инженерных войск Красной Армии, а 27 апреля — «Инструкция по рекогносцировкам и строительству полевых оборонительных рубежей», утвержденная начальником Генерального штаба. В этих документах излагались основные требования по организации полевой обороны общевойсковой армии. Полоса обороны армии включала главную, вторую и армейскую полосы, которые эшелонировались на глубину 35-50 км. Основным требованием, предъявлявшимся к инженерному оборудованию полосы обороны, являлось применение системы траншей и ходов сообщения с площадками для ведения огня из станковых пулеметов, противотанковых ружей и минометов с укрытиями для личного состава и материальной части. Особое внимание в инструкции обращалось на организацию противотанковой обороны и системы огня в сочетании с заграждениями.

2 июля 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ «О применении и преодолении заграждений». В этом приказе подчеркивалось огромное значение умелого применения противотанковых и противопехотных заграждений, и в первую очередь минновзрывных.

Приказ требовал устраивать минные поля против танков глубиной не менее 100 м, располагая мины неправильными рядами на расстоянии 6-10 м одна от другой по фронту при расстоянии между рядами от 15 до 40 м; в составе боевых порядков войск иметь моторизованные саперные подразделения, необходимые для устройства заграждений на путях продвижения прорвавшихся танковых и моторизованных частей противника, а в наступлении — для закрепления занятых рубежей путем быстрого создания минных полей. Этот приказ требовал также с началом наступления в боевых порядках пехоты и танков иметь саперов для разведки минных полей и устройства в них проходов. Ставка Верховного Главнокомандования приказывала создавать высокие плотности минновзрывных заграждений в обороне, организовывать подвижные отряды [156] (группы) заграждений как в обороне, так и в наступлении, а также иметь группы разграждения и сопровождения войск в наступлении.

В оборонительных сражениях на Курской дуге

Переход советских войск к обороне на Курской дуге происходил в условиях отражения сильных контрударов противника. Инженерные работы по созданию глубоко эшелонированной обороны были развернуты в полной мере с 1 апреля, когда окончательно сложилась группировка войск, и продолжались до 5 июля 1943 г.

В ходе подготовки обороны перед инженерными войсками Центрального и Воронежского фронтов, оборонявших северный и южный фасы Курского выступа, были поставлены следующие задачи: вскрыть инженерные мероприятия противника, связанные с подготовкой наступления; создать перед передним краем и в глубине главной полосы обороны сплошные противотанковые и противопехотные заграждения; подготовить заграждения на всю глубину армейской полосы обороны; обеспечить фортификационное оборудование армейских и фронтовых оборонительных полос. Одновременно они должны были подготовить дорожную сеть, мосты и переправы для подвоза, эвакуации и маневра войск в ходе оборонительного сражения; построить сооружения на командных и наблюдательных пунктах, обеспечивающих надежность управления войсками; обеспечить скрытность сосредоточения войск, а также подготовить инженерные части и подразделения для действий в качестве подвижных отрядов заграждений; снабдить войска средствами инженерного вооружения и материалами.

Все эти сложные задачи инженерные войска успешно выполнили под руководством генерал-майоров инженерных войск А. И. Прошлякова (начальник инженерных войск Центрального фронта) и Ю. В. Бордзиловского (начальник инженерных войск Воронежского фронта). В результате огромного труда всех войск при техническом руководстве и непосредственном участии инженерных частей инженерное оборудование обороны на Курском выступе впервые получило достаточно полное развитие. Каждая общевойсковая армия оборудовала главную, вторую и тыловую армейскую полосы обороны. На отдельных направлениях эти полосы дополнялись отсечными и промежуточными позициями и полосами. Каждый фронт подготовил два-три фронтовых оборонительных рубежа, которые на наиболее важных направлениях усиливались мощными узлами обороны. Войска Степного фронта в тылу за Центральным и Воронежским фронтами построили оборонительный рубеж на восточном берегу реки [157] Кшень. По реке Дон на участке Епифань, Богучар был подготовлен государственный рубеж обороны. Инженерные мероприятия на Степном фронте осуществлялись под руководством начальника инженерных войск фронта полковника А. Д. Цирлина.

Всего к началу наступления противника было подготовлено восемь оборонительных полос и рубежей на общую глубину до 250-300 км.

Главной особенностью фортификационного оборудования обороны явилось широкое применение системы траншей и ходов сообщения, на базе которых возводились все другие сооружения. В 13-й армии Центрального фронта, находившейся на угрожаемом направлении и энергично проводившей инженерное оборудование под руководством начальника инженерных войск армии полковника З. И. Колесникова, было построено до 8 км траншей и ходов сообщения на 1 км фронта главной полосы обороны.

Оборона на Курском выступе готовилась прежде всего как противотанковая.

Инженерные войска Центрального и Воронежского фронтов произвели сплошное минирование перед передним краем главной полосы обороны и прикрыли минными полями танкоопасные направления не только в тактической зоне, но и в оперативной глубине. К началу оборонительного сражения в полосе обороны Центрального фронта (300 км) было установлено 237 тыс. противотанковых мин, 162 тыс. противопехотных мин, 146 мин замедленного действия, 63 радиоуправляемых фугаса и 305 км проволочных заграждений. Только в полосе обороны. 13-й армии (32 км), было установлено 50 тыс. противотанковых, 30 тыс. противопехотных мин, около 1 тыс. фугасов, 46 мин замедленного действия, 11 км электризуемых заграждений и 35 км проволочной сети{144}.

В создании системы заграждений главную роль сыграли инженерные соединения РВГК. Особо ответственные работы [158] выполняла 1-я гвардейская инженерная бригада специального назначения. Безупречная работа ее личного состава под руководством командира бригады полковника М. Ф. Иоффе и ее штаба, возглавлявшегося подполковником В. К. Харченко, вполне соответствовала гвардейскому званию, заслуженному еще в боях под Сталинградом. Большой объем работ по устройству заграждений выполнили также 6, 14 и 59-я инженерно-саперные бригады.

В полосе Воронежского фронта (240 км) было установлено 291 930 противотанковых, 306 115 противопехотных мин, 20 426 фугасов, 315 мин замедленного действия, 593 км проволочных заграждений и свыше 490 км противотанковых невзрывных заграждений{45}. В 6-й гвардейской армии этого фронта, где начальником инженерных войск был полковник Е. И. Кулинич, при ширине полосы 60 км было установлено около 90 тыс. противотанковых и 64 тыс. противопехотных мин. При создании системы заграждений на этом фронте основной объем работ был выполнен частями 42-й инженерной бригады специального назначения, 4, 5 и 60-й инженерно-саперными бригадами.

На направлениях ожидаемых ударов плотность минирования достигала в полосе Центрального фронта — 1600 противотанковых и 1 тыс. противопехотных мин, а в полосе Воронежского фронта — 1400 противотанковых и 1200 противопехотных мин на 1 км фронта.

В войсках заблаговременно создавались подвижные отряды (группы) заграждений. Группы заграждений в стрелковых полках имели состав от отделения до взвода саперов с небольшим запасом мин на подводах. Дивизионные подвижные отряды заграждений состояли из 1-2 саперных взводов с 400-600 минами на 2-5 автомашинах или на подводах. В армиях организовалось несколько подвижных отрядов заграждений, обычно в составе саперной роты каждый с запасом от 500 до 1000 мин. Эти отряды обеспечивались автотранспортом.

Так, в 13-й армии имелось 5 подвижных отрядов заграждений в составе саперный взвод — рота каждый. Эти отряды имели 8400 противотанковых и 4100 противопехотных мин, перевозившихся на 23 автомашинах. С переходом противника в наступление в 13-й армии еще 3 батальона инженерных заграждений были выделены для действий в качестве подвжных отрядов заграждений.

В противотанковых резервах фронтов находились: на Центральном фронте — часть 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения, а на Воронежском фронте — 3 батальона из состава 5-й и 60-й инженерно-саперных бригад [159] и из 42-й инженерной бригады специального назначения{146}. Каждый из батальонов имел от 2 тыс. до 5 тыс. мин, до 500 кг взрывчатых веществ и был обеспечен автотранспортом. В армиях и во фронтах создавались резервы мин, в том числе и подвижные.

В период подготовки обороны инженерными и дорожными частями Центрального и Воронежского фронтов было построено, восстановлено и отремонтировано свыше 3 тыс. км дорог и 250 мостов общей длиной около 6500 пог. м.

Большое внимание было уделено войсковой и оперативной маскировке. Только на ложные аэродромы, оборудованные инженерными войсками Воронежского фронта, противник сбросил 140 авиабомб и неоднократно производил обстрел с воздуха{147}.

Напряженная деятельность инженерно-разведывательных подразделений фронтов позволила установить сроки начала вражеского наступления. В конце июня и в начале июля саперы-разведчики обнаружили проделанные проходы в своих заграждениях. Кроме того, инженерной разведкой в полосе 13-й армии Центрального фронта в ночь на 5 июля удалось вскрыть устройство противником проходов в наших заграждениях. При этом показания захваченного в плен вражеского сапера подтвердили имевшиеся данные разведки о том, что противник на 4 часа 30 минут 5 июля назначил начало артиллерийской подготовки.

Высокая результативность в деятельности инженерных частей и подразделений при подготовке обороны под Курском была обусловлена целеустремленной работой командования, политорганов и партийных организаций, сумевших мобилизовать и направить всю энергию личного состава на практическое изучение новых уставов, наставлений и директив, обобщавших накопленный опыт войны, на конкретное и творческое приложение этих знаний для выполнения задач создания непреодолимой обороны на всех участках Курской дуги.

Значительная активизация партийной жизни при подготовке обороны была вызвана перестройкой структуры армейских партийных организаций. Основное звено партийно-политической работы переносилось в батальон. Одновременно с созданием первичных партийных организаций в батальоне вводилось батальонное звено политработников — заместитель командира батальона по политической части, парторг и комсорг{148}.

При подготовке обороны под Курском командиры и политработники инженерных частей большое внимание уделяли [160] проведению бесед в подразделениях о новых методах установки минных полей против тяжелых танков противника, о действиях подразделений в подвижных отрядах заграждений, доводили до каждого командира и бойца Приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 2 июля 1943 г. «О применении и преодолении заграждений». В батальонах 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения на основе предложений бывалых минеров проводилась значительная изыскательская работа по применению комбинированных минных полей, в которых наряду с минами применялись огнефугасы, а также по установке усиленных минных полей, предусматривавших одновременную установку двух мин в одной лунке против вражеских танков «тигр» и штурмовых орудий «фердинанд». Начальники инженерных войск фронтов и армий на сборах войсковых инженеров и командиров инженерных бригад и при проверках хода выполнения оборонительных работ передовой опыт делали достоянием всех инженерных частей и подразделений.

В результате большой и согласованной работы командного и политического состава воины инженерных частей были подготовлены к выполнению задач по отражению вражеского наступления.

Наступление немецко-фашистских войск началось 5 июля. На северном фасе Курского выступа гитлеровцы наступали в полосе обороны 13-й и частично 70-й армий. Непосредственно в боевых порядках стрелковых дивизий первого эшелона 13-й армии находилось до 40 процентов всего количества саперных рот, имевшихся в распоряжении Центрального фронта.

С началом сражения дивизионные подвижные отряды заграждений были выдвинуты по подготовленным путям на передовые рубежи развертывания и немедленно приступили к минированию на угрожаемых направлениях. Армейские подвижные отряды заграждений устанавливали минные поля на боевых курсах танковых группировок противника и приводили в боевую готовность заграждения во второй полосе. За первый день боя в 13-й армии было установлено около 6 тыс. мин и взорвано 14 мостов на путях продвижения противника. Враг потерял на минных полях 98 танков и штурмовых орудий и свыше 2 тыс. солдат и офицеров, из них около 75 процентов на заблаговременно установленных минных полях. Заграждения сковали маневренность танков противника, что давало возможность нашей артиллерии вести по ним более эффективный огонь. Лишь ценой огромных потерь противнику удалось в первый день наступления преодолеть главную полосу обороны, вклиниться на 6-8 км и выйти на участке в 25 км ко второй полосе в районе севернее Ольхо-ватки. [161]

В ходе боев за вторую полосу обороны, продолжавшихся с крайним ожесточением в течение трех последующих суток, происходило наращивание сил и средств. Уже 6 июля инженерные части Центрального фронта установили свыше 9 тыс. мин, взорвали 16 мостов. В этот день на минах подорвалось 88 танков и самоходных орудий противника, из них 65 — на минных полях, установленных в ходе боя{149}. В районе деревни Широкое Болото армейский подвижный отряд заграждений под командованием лейтенанта Н. Заботина на направлении прорвавшихся танков быстро установил минное поле. Когда вражеские танки приблизились к деревне, артиллеристы отсечным огнем с флангов загнали гитлеровцев на минное поле. Из 15 танков 6 подорвались на минах, а остальные повернули назад, неся потери от огня артиллерии{150}.

7 и 8 июля в боях за вторую полосу обороны инженерные войска особое внимание уделили маневру средствами заграждений в районе Понырей и на стыке 13-й и 70-й армий. Усилия инженерных частей не пропали даром. 7 июля на минных полях подорвалось 108 танков и самоходных орудий противника, из них 76 — на минных полях, установленных подвижными отрядами заграждений. 7 июля саперы установили 8 тыс. мин. За этот день подорвалось 98 танков и самоходных орудий противника, из них 68 — на минах, установленных в ходе боев.

В эти дни отвагу и мужество в борьбе с танками врага проявили многие полковые и дивизионные саперы. Так, 7 июля 1943 г., когда танки противника пытались с ходу захватить мосты через реку Снов в районе Понырей, саперы 81-й стрелковой дивизии взорвали мосты на виду у противника. В результате этого атака была сорвана. Когда же противник стал вводить в бой все новые и новые танковые части и соединения, на помощь дивизионным саперам пришли подразделения 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения. Один ее отряд заграждений под командованием старшего лейтенанта коммуниста В. Артамонова, умело маневрируя под огнем противника, 8 июля установил мины на пути движения вражеских танков. Четыре танка подорвались на минах, а остальные пытались обойти минное поле, но попали под фланговый огонь орудий артиллерийско-противотанкового резерва и, оставив на поле боя шесть танков, повернули обратно.

На другом участке в районе Понырей саперы под командованием старшего лейтенанта Е. Иванова в срочном порядке восстанавливали заграждения, частично выведенные из строя сильной бомбежкой вражеской авиации. В ходе работ по [162] установке минного поля прямо на саперов двинулись немецко-фашистские танки. Саперы по команде Иванова развернулись в цепь и приняли бой на заграждениях. Несколько вражеских танков подорвалось на минах, остальные остановились. Тогда по ним открыли огонь наши противотанковые пушки. Автоматчики и саперы противника выдвинулись вперед для проделывания проходов, но огонь саперов Иванова сорвал эту попытку. Атака гитлеровцев захлебнулась. Многие из них подорвались на минах или были сражены огнем.

Однако враг не унимался. Фашисты снова перешли в атаку. Саперы в упорном бою, дошедшем до рукопашной схватки, удержали занимаемую позицию, а контратака стрелков во фланг вынудила противника отказаться от продолжения атаки.

Воспользовавшись паузой, саперы установкой новых минных полей надежно закрепили занимаемые позиции. При отражении вражеских атак саперы-коммунисты Суханов, Ваняшин и Плотников личным примером мужества и отваги увлекали боевых товарищей на подвиг. За умелое выполнение боевой задачи весь взвод во главе со старшим лейтенантом Е. Ивановым был награжден орденами и медалями.

Войска Центрального фронта отразили все попытки противника прорвать вторую полосу нашей обороны. Враг вынужден был отказаться от продолжения наступления. До 12 июля бои носили местный характер. За период с 5 по 12 июля только на минных полях гитлеровцы потеряли 420 танков и штурмовых орудий, 7 бронетранспортеров и свыше 4 тыс. солдат и офицеров.

В ходе оборонительного сражения в полосе 13-й и на правом фланге 70-й армий подвижные отряды заграждений установили около 35 тыс. противотанковых и до 4 тыс. противопехотных мин, взорвали на путях вражеского наступления 40 мостов. Особенно отличилась 1-я гвардейская инженерная бригада специального назначения. Действуя побатальонно и поротно, а иногда и в более крупных группах в качестве подвижных отрядов заграждений фронта и 13-й армии, в период с 5 по 9 июля она подорвала и уничтожила 140 вражеских танков и штурмовых орудий, до 2500 солдат и офицеров, в том числе до 600 человек уничтожила на электризуемых заграждениях. Высокая эффективность применения заграждений бригадой обеспечивалась искусным маневром, фчета-нием ложных минных полей с действительными{151}.

На южном фасе Курского выступа противник наносил главный удар в полосе обороны 6-й гвардейской армии Воронежского фронта из района Томаровки в общем направлении [163] на Обоянь. Вспомогательный удар наносился в полосе 7-й гвардейской армии в общем направлении на Корочу.

И здесь важную роль в обескровливании танковых группировок врага играли инженерные войска. В ходе боев 5 июля противник потерял на минных полях в полосе 6-й гвардейской армии более 60 танков и до 2 батальонов пехоты, а в полосе 7-й гвардейской армии — 7 танков{152}. На переднем крае главной полосы обороны 6-й гвардейской армии в районе Березовки 211-я рота специального минирования под командованием капитана Н. А. Хоменко установила управляемые минные поля. 5 июля они были приведены в действие. На этих минных полях было уничтожено 17 танков, 20 мотоциклов и до батальона пехоты противника{153}.

С 6 по 9 июля враг упорно стремился прорвать оборону 6-й гвардейской армии. На участке шириной 12 км ему удалось выйти к тыловой армейской полосе. Дальнейшие многократные атаки крупными силами танков оказались безрезультатными. Большую роль в отражении вражеских атак сыграли подвижные отряды заграждений из состава 5-й инженерно-саперной и 42-й инженерной бригад. В период с 5 по 11 июля на обоянском направлении было подорвано на минных полях 355 танков противника (из них 29 танков Т-VI «тигр»), 30 штурмовых орудий, 60 автомашин, 7 бронемашин{154}.

Убедившись в невозможности сломить сопротивление войск Воронежского фронта на обоянском направлении, немецко-фашистское командование с 11 июля возобновило наступление на прохоровском направлении, получив некоторый успех.

В районе Мясоедово 11 июля противник атаковал наши позиции, но после подрыва на минах 9 танков вынужден был прекратить атаку. Безуспешной оказалась атака врага и 12 июля в районе Дубравы, только на минах потерявшего 10 танков{155}.

Эффективными методами борьбы против танков противника оказались действия мелких групп саперов, вооруженных гранатами, минами, взрывчаткой. Выбор приемов борьбы этих групп с танками часто определялся саперами непосредственно в ходе боя и сводился в основном к установке мин на пути их движения или к подрыву танков и автомашин гранатами.

12 июля войска Воронежского фронта нанесли контрудар по вражеской группировке в направлении на Яковлево.

С целью обеспечения перегруппировок и сосредоточения войск в исходные районы для наступления инженерные войска фронта отремонтировали дороги, построили и усилили [164] 58 мостов, навели 4 наплавных моста и пропустили через них 680 танков, 1200 автомашин{156}. Обеспечивая наступление, саперы прокладывали пути и прикрывали стыки и фланги средствами заграждений.

Под ударами советских войск южная группировка противника 15 июля была вынуждена перейти к обороне на всем фронте, а на следующий день начать отход. С 19 июля на белгородско-харьковском направлении в сражение включились и войска Степного фронта.

При отходе противник минировал и разрушал дороги и мосты, а также другие важные объекты. С 18 по 23 июля саперами было снято 7448 противотанковых и 873 противопехотные мины. В это же время саперы построили и восстановили 50 мостов общей длиной свыше 1200 пог. м и около 17 км дорог{157}.

23 июля войска Воронежского и Степного фронтов вышли на рубеж, который советские войска занимали до перехода противника в наступление.

В ходе боев за восстановление положения войскам 7-й гвардейской армии удалось с ходу форсировать реку Северный Донец, по западному берегу которой ранее проходил передний край обороны противника. Ввиду того, что противник занимал высокий, правый берег реки, форсирование Северного Донца создало особые трудности для инженерных войск при организации и содержании десантных, паромных и особенно мостовых переправ. Мосты и другие виды переправ находились под огнем пехоты, артиллерии противника и подвергались частой бомбардировке с воздуха. Несмотря на это, саперы и понтонеры обеспечили бесперебойную переправу войск через Северный Донец, а затем и прорыв подготовленной обороны противника на правом берегу этой реки. При обеспечении боев отличились саперы 60-й инженерно-саперной бригады под командованием полковника Д. Ш. Цепенюка, и особенно личный состав 47-го отдельного инженерно-саперного батальона майора И. И. Жемчужникова и 329-го армейского инженерного батальона 7-й гвардейской армии майора А. И. Сычева. Саперы этих частей не только надежно обеспечили переправу войск армии через реку Северный Донец, но и их боевые действия по прорыву вражеской обороны за рекой. Находясь в боевых порядках соединений, саперы проявили себя как надежные боевые соратники наших славных пехотинцев, танкистов и артиллеристов.

При отражении вражеского наступления в период с 5 по 17 июля саперы Воронежского фронта установили свыше 55 тыс. мин. Только на минных полях, установленных [165] подвижными отрядами заграждений, подорвалось 113 танков, 30 штурмовых орудий и 73 автомашины. Общее же число танков противника, подорвавшихся на минных полях, достигало 630{158}.

В контрнаступлении на орловском направлении

Контрнаступление в битве под Курском готовилось задолго до начала оборонительного сражения. На орловском направлении предусматривались одновременные удары войск левого крыла Западного, Брянского и Центрального фронтов по сходящимся направлениям.

В орловском выступе немецко-фашистские войска создали глубоко эшелонированную оборону с развитой системой полевых укреплений и инженерных заграждений. Сосредоточив крупные силы пехоты, танков, артиллерии и авиации, гитлеровцы намеревались защищать «Орловскую крепость» до последного солдата.

Советское командование при подготовке к наступлению уделяло большое внимание тренировке войск, приобретению [166] ими навыков в штурме укреплений, преодолении заграждений, ведении боя в траншеях. Инженерные подразделения и части учились быстро устраивать проходы в заграждениях, преодолевать совместно с другими родами войск укрепления, применять инженерные средства при отражении контратак и обеспечивать закрепление достигнутых рубежей.

Саперы одновременно обеспечивали перегруппировки и сосредоточение войск в исходные районы для наступления и выполняли другие инженерные мероприятия. К началу июля только в полосе Брянского фронта инженерные войска, возглавлявшиеся начальником инженерных войск фронта генерал-майором В. Ф. Шестаковым, проложили и отремонтировали около 700 км путей. Для пропуска боевых порядков войск этого фронта через заграждения в зоне переднего края обороны они проделали 1700 проходов{159}. При устройстве проходов на участке прорыва 11-й гвардейской армии Западного фронта было снято 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин. Проходы проделывались из расчета 2 прохода на стрелковую роту, и 3-4 прохода на танковую бригаду. Новые условия вооруженной борьбы, обусловившие переход к новым методам прорыва глубоко эшелонированной траншейной обороны противника, потребовали и применения новых принципов распределения инженерных войск в тактическом и оперативном масштабах.

Это новое заключалось в дальнейшем повышении плотностей инженерных войск, в использовании штурмовых инженерно-саперных бригад{160} и в перенесении центра тяжести их усилий на период прорыва в тактическое звено.

Так, общая оперативная плотно;сть в 36-километровой полосе наступления 11-й гвардейской армии, где начальником инженерных войск был полковник Н. Т. Держицкий, [167] достигала 2,7, а на участке прорыва в 14 км — 7 инженерных (саперных) рот на 1 км фронта.

В отличие от контрнаступления под Сталинградом, где по опыту 5-й танковой армии подавляющая часть инженерных войск находилась в руках командующего армией{161} и тактическая плотность инженерных войск едва достигала 1 саперной роты на 1 км фронта, в 11-й гвардейской армии подавляющая часть инженерных сил была передана в стрелковые корпуса{162} вследствие чего тактическая плотность инженерных войск выросла до 4,4 роты на 1 км участка прорыва. В распоряжении командующего армией оставалась минимальная часть сил. Лишь с осуществлением прорыва планировалось перераспределение инженерных войск.

К утру 12 июля подготовка к наступлению войск Западного и Брянского фронтов была завершена. Последними перед рассветом закончили работу группы разграждений. Проделыванием проходов в минных полях они обеспечили условия для одновременной атаки переднего края обороны противника. Командиры и политработники инженерных частей позаботились о том, чтобы каждый сапер и понтонер знал задачу своего подразделения и последовательность ее выполнения. В саперных и инженерных ротах и взводах, находившихся на переднем крае в боевых порядках соединений, были проведены короткие митинги, а в понтонных и инженерных частях, сосредоточенных в глубине оперативного построения армий, митинги проводились по батальонам. В последние часы перед боем воины инженерных частей вместе с воинами других частей и соединений говорили об одном — как лучше выполнить боевую задачу и скорее разгромить врага. Тут же, на митингах они подавали заявления с просьбой принять их в партию. Только в одном 348-м армейском инженерном батальоне 3-й армии Брянского фронта накануне наступления было подано 24 заявления{163}.

Утром 12 июля войска Западного и Брянского фронтов атаковали противника. Соединения 11-й гвардейской армии прорвали оборону врага на севере орловского выступа и в первый день продвинулись на глубину до 25 км, создав угрозу тылам гитлеровцев на хотынецком направлении. Брянский фронт наступал 61-й армией на Болхов, а 3-й и 63-й армиями на Орел. С 15 июля в наступление включились войска Центрального фронта. [168]

Враг упорно сопротивлялся. Для развития успеха советское командование ввело стратегические резервы — 11-ю общевойсковую и 4-ю танковую армии в полосе Западного фронта и 3-ю гвардейскую танковую — в полосе Брянского фронта.

Тщательная подготовка инженерных войск, сосредоточение их главных сил на участках прорыва в армиях и беспримерная отвага саперов позволили в целом успешно выполнить задачи по обеспечению прорыва.

Саперы не только обеспечили преодоление развитых заграждений и штурм вражеских огневых точек, но и продвижение боевых средств и прокладывание путей, а установкой минных полей в немалой степени способствовали срыву вражеских контратак. Они самоотверженно вели бои на заграждениях с контратакующими танками противника, захватывали и разминировали дорожно-мостовые и оборонительные сооружения.

Характер действий инженерных подразделений в ходе прорыва виден из следующего примера. Саперы 348-го армейского инженерного батальона 3-й армии Токарев, Аверкин, Козырев и Танищев в ночь перед наступлением заложили под проволочные заграждения противника заряды взрывчатого вещества и одновременно проделали два прохода в минных полях. За 15 минут до начала наступления они взорвали заложенные заряды и, освободив проходы от проволоки, обозначили их вешками. Во время атаки группа саперов — Цуканов, Мацуренко, Аверкин и Тищенко, продвигаясь со стрелками, расчищала им путь, снимая мины, и вместе с пехотинцами выбивала фашистов из траншей. Но как только стрелки заняли господствующую высоту, противник бросил в контратаку пехоту и танки. Саперы во главе с командиром взвода комсомольцем лейтенантом Г. Курносовым получили приказ преградить минами путь вражеским машинам. Под огнем противника отважные воины ставили мины. Вскоре работа была окончена. Контратакующий противник, потеряв пять танков на минах, установленных саперами лейтенанта Курносова, вынужден был остановиться. В этот момент по танкам ударила наша артиллерия. Неся новые потери, враг повернул назад.

Особенно напряженными были бои за прорыв вражеской обороны на болховском направлении. В этих боях при обеспечении пропуска войск через заграждения противника пал смертью храбрых начальник инженерных войск 61-й армии полковник М. Н. Затонский.

В период, когда начинался ввод в сражение армий из резерва Ставки, главные силы инженерных войск фронтов находились на обеспечении боевых действий армий первого эшелона. В этих условиях для обеспечения ввода в сражение [169] танковых армий были использованы немногочисленные фронтовые инженерные резервы. Но так как сил было явно недостаточно для оборудования, путей перегруппировки и выдвижения резервных армий, то на эти мероприятия привлекались и их штатные инженерные силы.

Так, выдвижение 3-й гвардейской танковой армии в выжидательный район и на рубеж ввода обеспечивали 182-й армейский и 740-й моторизованный инженерные батальоны. Они построили шесть мостов через реку Зуша, подготовили маршруты и разминировали рубеж ввода в сражение армии.

С началом боевых действий танковых армий их инженерное обеспечение осуществлялось в основном штатными инженерными силами или они получали усиление. Поэтому саперам пришлось работать с большим напряжением.

Инженерные части и подразделения 3-й гвардейской танковой армии только в первые два дня наступления сняли 500 противотанковых и 840 противопехотных мин{164}. Преодолевая реки Олешня и Оптуха, они оборудовали 73 брода, а на подходах к ним отремонтировали 87 км дорог, уложили 23 пог. км жердевого настила.

С вводом стратегических резервов ожесточенные бои развернулись на всех участках огромного орловского выступа. В ходе упорной борьбы враг вьшужден был начать отход на заблаговременно подготовленный оборонительный рубеж восточнее Брянска.

Продвижению советских фронтов сильно мешали ливневые дожди, сделавшие дороги труднопроходимыми. В этих условиях все усилия инженерных частей были направлены на обеспечение войск дорогами и колонными путями. Об объеме работ, выполненных в эти дни инженерными частями, можно судить по следующим данным. Только инженерные части 3-й армии, возглавлявшиеся начальником инженерных войск полковником Б. А. Жилиным, к 3 августа разминировали и непрерывно поддерживали в проезжем состоянии 220 км дорог, построили через реки Оптуха и Ока 38 мостов общей длиной до 500 пог. м, а на подходах к ним уложили более 10 пог. км жердевого настила. На колонных путях было оборудовано 36 бродов, снято и обезврежено несколько сотен мин{165}. На дорожно-мостовых работах особенно отличилась 57-я инженерно-саперная бригада под командованием полковника И. А. Логинова.

Перед штурмом узлов сопротивления врага в Орле саперы двое суток вели работы по устройству проходов в [170] минных полях. Для участия в штурме города 63-й армии была придана 2-я штурмовая инженерно-саперная бригада. В составе штурмовых отрядов и групп 3-й армии действовали саперы 348-го армейского инженерного батальона. Штурм начался на рассвете 4 августа, а через сутки Орел был полностью освобожден.

Героически сражались саперы за старинный русский город. Используя заряды взрывчатого вещества, они уничтожали укрепленные объекты противника, проделывали проходы в заграждениях и проломы в стенах зданий, устанавливали мины на путях контратакующих и отходящих частей врага.

В боях за Орел при штурме вражеских опорных пунктов особенно отличился личный состав 348-го армейского инженерного батальона под командованием капитана В. Т. Белухи. За мужество и отвагу половина личного состава, участвовавшего в боевых действиях, была награждена орденами и медалями.

В ходе штурма города большую помощь войскам оказывали местные жители. Они помогали вести разведку, находить удобные проходы, помогали в устройстве переправ через Оку. В разгар боя, когда потребовалось срочно восстановить через Оку мост, разрушенный противником, на помощь саперам пришло 300 граждан города. Через шесть часов мост был готов, и по нему началась переправа танков и автомобилей{166}.

После освобождения Орла от немецко-фашистскйх захватчиков 3-й гвардейский батальон минеров провел разминирование города. Было обследовано около 5 тыс. городских объектов и при этом обезврежено и снято до 4 тыс. фугасов, сотни различных мин и сюрпризов{167}.

На завершающем этапе операции инженерные части Брянского и Центрального фронтов прокладывали колонные пути, наводили переправы, обеспечивали закрепление достигнутых рубежей, устанавливая на них десятки тысяч мин. Большие работы проводились и по сплошному разминированию освобожденной от врага территории. К 17 августа инженерные войска Центрального фронта разминировали 1318 минных полей, очистили от мин 221 населенный пункт, сняв и уничтожив 200 тыс. мин, 1500 фугасов и 1310 сюрпризов{168}. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное при этом мужество и отвагу только на Брянском фронте около 20 процентов личного состава инженерных войск было награждено орденами и медалями. [171]

В Белгородско-Харьковской операции

После восстановления положения на южном фасе Курского выступа советское командование приняло решение разгромить вражеские силы согласованными ударами войск Воронежского и Степного фронтов при содействии войск правого крыла Юго-Западного фронта. Главный удар наносился смежными крыльями Воронежского и Степного фронтов из района северо-западнее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага. Одновременно предусматривалось нанесение ряда вспомогательных ударов на других участках фронта.

По решению командующего Воронежским фронтом общевойсковые армии получили следующее инженерное усиление. 14-я штурмовая инженерно-саперная бригада была придана в оперативное подчинение 5-й гвардейской армии; 42-я инженерная бригада специального назначения — 6-й гвардейской армии; 6-я штурмовая инженерно-саперная бригада — 27-й армии; 4-я инженерно-саперная бригада — 40-й армии{169}. Инженерное обеспечение ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейской танковых армий возлагалось на общевойсковые армии.

В состав инженерных войск Степного фронта входили 5, 8 и 60-я инженерно-саперные бригады, 27-я инженерная бригада специального назначения, четыре понтонно-мостовых батальона и другие специальные подразделения. Основная их масса была сосредоточена для обеспечения наступления на направлении главного удара.

Подготовка к наступлению проводилась в сжатые сроки. Инженерные части и соединения Степного фронта, обеспечивая перегруппировку и сосредоточение войск в исходные районы, построили и восстановили 90 мостов общей протяженностью до 1,5 пог. км, оборудовали 62 брода и объезды, проложили 47 км дорог, отремонтировали около 1 тыс. км дорог{170}.

Еще больший объем инженерных работ при подготовке наступления был выполнен на Воронежском фронте. Весьма результативной на этом фронте была деятельность инженерных войск по выполнению мероприятий войсковой и оперативной маскировки.

Инженерные части, применяя в больших количествах макеты боевой техники, умело имитировали районы сосредоточения войск. Ложные районы сосредоточения войск привлекли внимание противника. При тщательной маскировке действительного расположения наших группировок это [172] позволило скрыть от противника намерения советского командования и ввести врага в заблуждение относительно направлений главных ударов фронтов.

На рассвете 3 августа войска Воронежского и Степного фронтов начали прорыв вражеской обороны. В ходе атаки инженерные части и подразделения обеспечивали пропуск боевых порядков войск через заграждения противника, прокладывали колонные пути, а при отражении контратак неприятеля смело маневрировали заграждениями.

Характерным примером мужественных и слаженных действий саперов на Воронежском фронте при обеспечении пропуска войск через заграждения противника являются действия 230-го отдельного саперного батальона 163-й стрелковой дивизии. Взвод саперов этого батальона под командованием лейтенанта П. Гармаша 3 августа 1943 г. под сильным вражеским огнем проделывал проходы в минных полях врага. Саперы этого взвода Мамедов, Моргунов и Паснов, сопровождавшие танки, увидели, что в бензобак первого танка попал снаряд и танк загорелся. Бросившись к нему, саперы помогли танкистам вырваться из горящего танка и спасли их{171}. Оказав помощь боевым товарищам, саперы под прикрытием огня танкистов продолжали успешно выполнять поставленную задачу.

Войска Воронежского фронта уже к исходу первого дня наступления прорвали оборону противника, а введенными в сражение 1-й и 5-й гвардейской танковыми армиями продвинулись на глубину 26 км. Успешно прорвали главную полосу вражеской обороны и войска Степного фронта.

В последующие дни войска ударных группировок фронтов успешно решали поставленные задачи, чему в немалой степени способствовала боевая работа саперов и понтонеров.

Отважно действовали инженерные части, обеспечивавшие переправу войск 7-й гвардейской армии через Северный Донец. Под огнем противника саперы и понтонеры построили три моста через реку и восстановили шесть переправ, разрушенных врагом, открыв соединениям армии путь для штурма укрепленного Белгорода. В середине дня 5 августа немецко-фашистская группировка в Белгороде была разбита. Обеспечивая наступление, инженерные части сняли 48 тыс. мин противника{172}.

Немецко-фашистское командование прилагало отчаянные усилия, чтобы остановить дальнейшее продвижение советских войск. Однако сильные контрудары гитлеровцев в районе Богодухов а и Ахтырки, предпринятые с 11 по 17 августа, были отбиты. [173]

При отражении контрударов врага саперы взорвали железнодорожные мосты в районах станций Богодухов, Высокополье, Левандовка. Подвижные отряды заграждений прикрыли минами танкоопасные направления, ведущие к Богодухову и Ахтырке{173}.

В борьбе против контрударных группировок противника особенно отличились подразделения 6-й и 14-й штурмовых инженерно-саперных бригад, успешно маневрировавших средствами заграждений на наиболее угрожаемых направлениях{174}.

За время отражения вражеских контрударов инженерные войска Воронежского фронта установили свыше 36,5 тыс. противотанковых мин. На минных полях гитлеровцы потеряли 75 танков, 7 штурмовых орудий, 20 автомашин, бронепоезд и другую боевую технику{175}.

13 августа в упорных боях войска Степного фронта вышли к окраинам Харькова. Подготовка к штурму велась в течение четырех суток. Возобновив наступление 18 августа, советские войска к исходу 20 августа овладели рядом узлов сопротивления противника западнее города на левом берегу реки Уды. На этом участке должна была вводиться в сражение 5-я гвардейская танковая армия. Для обеспечения ввода ее в сражение войска 53-й армии весь день 21 августа вели ожесточенные бои с целью форсирования реки Уда и захвата плацдармов на ее правом берегу. В течение ночи саперы и понтонеры построили три моста, а на рассвете по ним двинулись танки.

В ходе обеспечения переправы передовых частей 53-й армии отличился понтонер 19-го понтонно-мостового батальона рядовой И. Кочубей. При постройке моста через реку Уда в районе Гавриловна в ночь на 22 августа были ранены командир роты и командир взвода. Понтонеры остановились в замешательстве. Тогда Кочубей сказал, указывая на горящий Харьков: «Харьков ждет освобождения. Через мост должны пойти наши войска и танки, чтобы освободить родной город. Смелей за работу!» Благодаря мужеству и отваге рядового Кочубея, взявшего на себя командование взводом в критический момент, мост был построен. За этот подвиг рядовой Кочубей был награжден орденом Отечественной войны I степени{176}.

Общий штурм Харькова начался вечером 22 августа. На решительную ночную атаку советских воинов вели ярость и ненависть к врагу, сжигавшему при отходе [174] величественный город, уничтожавшему труд многих поколений русских и украинцев.

Проявляя массовый героизм, умело обходя укрепленные позиции противника и смело атакуя его с тыла, советские войска к полудню 23 августа полностью освободили Харьков от врага.

С вступлением советских войск в Харьков туда были сосредоточены 6, 7 и 40-й понтонно-мостовые батальоны, силами которых к исходу 24 августа в черте города было построено четыре моста. В тот же день части трех инженерных бригад приступили к разминированию города. В районе Харькова ими было снято более 61 тыс. мин и 320 фугасов и сюрпризов{177}.

Всего в ходе контрнаступления инженерные войска только одного Степного фронта сняли и обезвредили более 233 тыс. мин и 1700 фугасов и сюрпризов. Было разминировано 534 кв. км территории и 1640 км дорог{178}.

* * *

Разгром немецко-фашистских войск в битве под Курском был достигнут благодаря мудрому руководству Коммунистической партии и Советского правительства, высокому уровню советского военного искусства, мужеству, храбрости и героическим подвигам советских воинов, а также беспримерным усилиям тружеников тыла.

Важная роль в достижении победы под Курском принадлежит инженерным войскам. Они не только обеспечивали боевые действия войск, но и сами инженерными средствами активно участвовали в них. Особенно наглядно это было продемонстрировано в период оборонительных сражений и при отражении вражеских контрударов в ходе контрнаступления. В боях с врагом саперы истребили сотни вражеских танков и штурмовых орудий.

Они проявили себя как боевые соратники наших славных пехотинцев, танкистов и артиллеристов во всех видах боевых действий.

Видное место принадлежит начальникам инженерных войск, войсковым инженерам и командирам инженерных войск в разработке и применении новых форм инженерного оборудования местности на Курской дуге. Созданная под их техническим руководством развитая система оборонительных полос и позиций с широким применением траншей и ходов сообщения резко повысила устойчивость войск в обороне. [175]

Большую роль в срыве танковых атак противника сыграли заблаговременно установленные саперами минновзрывные заграждения большой плотности, отвечавшие требованиям приказа Ставки Верховного Главнокомандования от 2 июля 1943 г. Они вынуждали врага нести большие потери в танках и сковывали их маневр на поле боя, создавая условия для высокоэффективной деятельности других противотанковых средств.

Широкое применение в битве под Курском нашли подвижные отряды заграждений. Опыт битвы показал, что лучшим способом борьбы с прорвавшимися в глубь нашей обороны танками противника являлись совместные действия подвижных отрядов заграждений с артиллерийско-противотанковыми резервами. Этот опыт был немедленно доведен до всех инженерных войск, и начальник инженерных войск Красной Армии генерал-лейтенант инженерных войск М. П. Воробьев 25 июля 1943 г. потребовал применения его в боях всеми инженерными частями и соединениями{179}.

В контрнаступлении под Курском был сделан значительный шаг вперед в разработке способов применения инженерных войск в условиях преодоления глубоко эшелонированной вражеской обороны.

Инженерные начальники нашли наиболее целесообразные принципы распределения усилий инженерных войск в соответствии с конкретной обстановкой: сосредоточили на период прорыва главные усилия инженерных войск на обеспечении действий дивизий первого эшелона, а после этого переключили основные их силы на обеспечение действий подвижных групп.

В битве полностью себя оправдала бригадная организация инженерных войск по основным отраслям военно-инженерного дела. Она облегчала массированное применение инженерных войск при централизованном управлении, повышала их возможности, упрощала управление инженерными силами в масштабе армии, фронта и всей Красной Армии. Вместе с тем опыт выявил необходимость дальнейшего усиления инженерных войск, повышения степени их моторизации, совершенствования организации в связи с непрерывным усложнением задач инженерного обеспечения, ростом объема военно-инженерных работ.

В битве под Курском инженерные войска наряду с выполнением огромных объемов военно-инженерных работ проявили доблесть и героизм, обнаружили выучку, что было отмечено и высоко оценено советским командованием и признано врагом. [176]

Победе под Курском способствовали советские партизаны, развернувшие активные действия на коммуникациях врага. Только с 21 июля по 8 августа народные мстители Орловской области подорвали свыше 10 тыс. рельсов{180}.

Наивысшего напряжения борьба партизан достигла в первых числах августа, когда они начали «рельсовую войну» в Белоруссии, на Украине, в Смоленской и других областях. За месяц было выведено из строя 170 тыс, рельсов, или свыше 1 тыс. км железнодорожного пути в одну колею{181}. Врагу были нанесены большие людские и материальные потери. Часто на значительные сроки прекращалось движение на железных дорогах, срывались воинские перевозки.

В составе партизанских отрядов было много офицеров, сержантов и солдат инженерных войск Красной Армии. Они в большинстве случаев выполняли обязанности подрывников-диверсантов и командиров диверсионных групп в отрядах, а некоторые наиболее энергичные и инициативные, например капитан А. М. Садиленко в соединении А. Ф. Федорова, были заместителями командиров партизанских отрядов по диверсионной работе.

В тесном взаимодействии с партизанами в тылу врага действовали подразделения батальонов гвардейских минеров, выполнявшие наиболее сложные и ответственные задачи по устройству заграждений и разрушений на коммуникациях врага.

Дальше