Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть II.

В годы Великой Отечественной Войны
(1941-1945 гг.)

Глава третья.

Тяжелое испытание (лето и осень 1941 г.)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно и внезапно начала военные действия против нашей страны. Кончился мирный период социалистического строительства, началась Великая Отечественная война.

Более пяти месяцев продолжались ожесточенные сражения на суше, в воздухе и на море в самой тяжелой для нас летне-осенней кампании 1941 г. Враг блокировал Ленинград, вышел на подступы к Москве, овладел Харьковом, значительной частью Донбасса и почти всем Крымом.

Измотав и обескровив в ожесточенных сражениях фашистские войска, Советские Вооруженные Силы заставили их к концу ноября 1941 г. перейти к обороне на всем советско-германском фронте.

Срыв гитлеровского плана «молниеносной» войны был главным итогом кампании.

В ходе летне-осенней кампании 1941 г. важнейшие задачи инженерных частей Красной Армии состояли в обеспечении боевых действий войск в оборонительных операциях. Решались они применением на направлениях главного удара противника во все возрастающих масштабах заграждений, в том числе минновзрывных, маневром последними в ходе боевых действий, особенно на дорогах, активным участием в инженерном оборудовании оборонительных рубежей, приспособлением [77] к обороне населенных пунктов, а также обеспечением переправ и путей вынужденного отхода наших войск на тыловые рубежи. В особо тяжелой обстановке инженерные войска принимали непосредственное участие в боях с врагом.

Выполнение перечисленных задач было связано с рядом трудностей, обусловленных внезапным нападением противника. Важнейшими из них были следующие: отрыв перед войной большого количества инженерных частей от своих общевойсковых соединений и объединений на строительство укрепленных районов; большие потери в первые месяцы войны в людях и средствах инженерного вооружения при крайне ограниченных запасах их в резерве Главного Командования; недооценка некоторыми общевойсковыми начальниками значения инженерного обеспечения боевых действий войск, следствием чего были случаи использования саперов в ходе боевых действий не по прямому назначению.

Огромный размах вооруженной борьбы, развернувшейся с первых дней войны, небывалый и все возраставший объем работ, связанный с решением задач инженерного обеспечения боевых действий войск, недостаточное насыщение соединений и объединений инженерными частями и подразделениями, а также почти полное отсутствие инженерных войск в резерве Главного Командования потребовали с первых же дней войны проведения комплекса организационных мероприятий по развертыванию инженерных войск и ускоренной подготовке для них командных кадров.

Состав инженерных войск и их развертывание

К началу Великой Отечественной войны в составе действующей армии было следующее количество инженерных частей: инженерных полков — 9, понтонно-мостовых полков — 9, отдельных инженерных, саперных и понтонных батальонов (в том числе и войсковых) — 252. В резерве Ставки ВГК в это время было всего 2 инженерных батальона.

Из военно-строительных частей и учреждений в составе действующей армии к началу войны находилось 23 управления начальника строительства (УНС), в составе которых в общей сложности было 120 строительных участков. Организационно они подчинялись Управлению оборонительного строительства НКО СССР. Кроме того, имелось 2 военно-строительных управления и три участка военно-строительных работ Главного военно-строительного управления при Совнаркоме СССР.

Значительная часть этих инженерных и военно-строительных частей была использована на строительстве укрепленных районов по новой западной границе, организованно отойти не смогла, поэтому необходимо было заново срочно и в [78] большом количестве формировать их прежде всего для соединений и объединений действующей армии.

В ходе летне-осенней кампании 1941 г. значительно возросло количество армейских и фронтовых отдельных батальонов (инженерных, саперных и гшнтонных), которые стали основной организационной единицей в инженерных войсках действующей армии в 1941 г. Если на 1 июля 1941 г. их было 20, то на 1 ноября того же года — 178, в том числе в действующей армии — 140. Имевшиеся в составе действующей армии инженерные и понтонно-мостовые полки к этому времени были расформированы.

Кроме создания армейских и фронтовых инженерных частей в ходе летне-осенней кампании пришлось проводить большую работу по организации саперных батальонов вновь формируемых дивизий. С 22 июня по 1 октября 1941 г., в действующую армию дополнительно к имевшимся перед войной в западных приграничных округах 170 дивизиям{77} было направлено свыше 290 дивизий; как правило, в составе каждой из них был саперный батальон двухротного состава.

Вместе с этим проводились организационные мероприятия и в военно-строительных частях.

16 из 23 управлений начальника строительства были переформированы в армейские управления военно-полевого строительства (АУВПС), 2 — обращены на формирование 8-го фронтового управления военно-полевого строительства и 5 — расформированы. Одновременно формируются управления оборонительного строительства армейского и фронтового подчинения, а также управления резерва Главного Командования.

В октябре 1941 г. при НКО было образовано Главное управление оборонительного строительства и начато формирование саперных армий в составе двух — четырех бригад каждая. К концу ноября 1941 г. их было сформировано десять{78}.

Рост количества инженерных и военно-строительных частей, их организационное укрепление и совершенствование, а также огромный объем и разнообразие работ в комплексе мероприятий инженерного обеспечения боевых действий войск уже в ходе летне-осенней камлании потребовали организации единого управления инженерными войсками, внесения ряда организационных изменений, направленных на обеспечение четкого руководства их боевой деятельностью, правильного использования, дальнейшего количественного и качественного роста, внедрения инженерной культуры в войска. Огромную роль сыграл приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г., который потребовал:

— для руководства всеми инженерными войсками и инженерным обеспечением операций учредить должность начальника инженерных войск Красной Армии и при нем — штаб;

— ввести должность заместителей командующих войсками фронта и армии — они же начальники инженерных войск — и учредить небольшие штабы инженерных войск армии и фронта;

— в двадцатидневный срок создать инженерный резерв Главного Командования в количестве 90 батальонов.

Военным советам фронтов и армий в этом же приказе предлагалось привлекать к разработке оперативных планов начальников инженерных войск, требовать использования всех возможностей инженерных войск по их прямому назначению и постоянно иметь инженерный резерв.

Начальником инженерных войск Красной Армии был назначен начальник ГВИУКА генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, а военным комиссаром Главного военно-инженерного управления Красной Армии — бригадный комиссар А. А. Спассков.

Увеличение количества инженерных и военно-строительных соединений, частей и подразделений, а также потери в личном составе потребовали организации подготовки командного и начальствующего состава инженерных войск.

С началом войны подготовка кадров для инженерных войск развернулась в Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, пяти военных училищах и на трех курсах усовершенствования.

Всего в 1941 г. было подготовлено командного и начальствующего состава для инженерных частей и подразделений 18 330 человек, в том числе в Военно-инженерной академии — 2 703 человека, или около 36 процентов общего количества, подготовленного за весь период Великой Отечественной войны.

Важным звеном в развертывании и укреплении инженерных войск, как и всех Вооруженных Сил, были мероприятия по перестройке партийно-политических органов и работы армейских партийных и комсомольских организаций в боевых условиях. 16 июля 1941 г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение о введении института военных комиссаров в Красной Армии. В инженерных частях и учебных заведениях во второй половине июля были введены должности военных комиссаров, а в ротах — должности политических руководителей. Секретари первичных парторганизаций выделяли парторгов ротных парторганизаций, которых утверждал комиссар, а в дальнейшем заместитель командира полка по политической части. Количество коммунистов и комсомольцев в действующих частях значительно выросло как за счет пришедших по общей мобилизации, так и за счет вновь принятых на фронте. [80] Коммунисты и комсомольцы явились той силой, которая сплачивала личный состав частей и подразделений. С началом войны идейно-политическая работа в войсках коренным образом изменилась и была направлена на то, чтобы довести до сознания воинов-фронтовиков задачи борьбы с врагом, необходимость полной и решительной победы над немецко-фашистскими войсками.

Командиры, политработники, все коммунисты частей и подразделений разъясняли воинам, что на полях сражений решается вопрос о том, быть или не быть Советскому социалистическому государству, останутся ли народы Советского Союза свободными или будут рабами фашистов. Они добивались повышения боевой активности войск, бдительности, стойкости, дисциплины и организованности.

Большая работа, проведенная в 1941 г. по формированию инженерных и строительных частей, подготовке командных кадров, перестройке партийно-политической работы и развертыванию производства средств инженерного вооружения для них, а также организации инженерного снабжения позволила в сложных условиях боевых действий лета и осени 1941 г. решить поставленные перед инженерными войсками боевые задачи.

Инженерные войска в ходе военных действий

Главными задачами, которые летом и осенью 1941 г. решали Советские Вооруженные Силы, являлись срыв наступательных планов противника, истощение его сил и создание условий для перелома в ходе войны. По мере развертывания вооруженной борьбы и ввода в сражение свежих сил сопротивление советских войск становилось более упорным и организованным, а темпы продвижения противника замедлялись, наступательные его возможности сокращались.

Рассмотрим кратко особенности боевого применения инженерных войск и характерные задачи, которые они решали [81] в ходе боевых действий по основным стратегическим направлениям.

На северо-западном направлении. В ходе оборонительной операции войск Северного (с 23 августа Ленинградского) и Северо-Западного фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом на ленинградском направлении инженерные части объединений и соединений решали следующие задачи: обеспечивали последовательно отход наших войск (на рубежи река Западная Двина; Псков, Остров, Опочка; Лужский оборонительный рубеж и другие); создавали заграждения на путях возможного продвижения танков противника; руководили строительством и участвовали в выполнении более сложных работ при возведении оборонительных рубежей и укрепленных районов в оперативной глубине; обеспечивали в инженерном отношении подготовку и проведение контрударов наших войск; выполняли работы по войсковой и оперативной маскировке, а также обеспечивали перегруппировку войск; непосредственно участвовали в боевых действиях на поле боя.

При выполнении боевых задач инженерные войска в этот период встретились с исключительными трудностями. Прежде всего во фронтах, армиях и соединениях не хватало инженерных сил и средств, так как многие инженерные части понесли большие потери в приграничных сражениях, а формирование новых требовало определенного времени.

На 10 июля в составе инженерных войск Северного и Северо-Западного фронтов, имевших в общей сложности 7 общевойсковых армий и оперативную группу из инженерных войск (кроме войсковых частей и подразделений), имелось понтонно-мостовых полков — 2; инженерных батальонов — 6; саперных батальонов — 4; понтонно-мостовых батальонов — 5; всего примерно 21 расчетный батальон (один полк принят за три расчетных батальона).

В дальнейшем количество инженерных частей (кроме войсковых) во фронтах северо-западного направления изменялось так: на 1 августа их было — 20, на 1 сентября — 36 и на 1 октября — 42 расчетных батальона.

Приведенные данные показывают, что, хотя абсолютное число инженерных частей армейского и фронтового подчинения росло, количество их на одну общевойсковую армию почти не изменилось и в среднем в эти месяцы не превышало двух-трех батальонов на армию.

Приведем некоторые примеры того, как инженерные части и подразделения обеспечивали в этот период оборону и отход войск на новые рубежи. Обычно отход главных сил дивизии прикрывался арьергардами силой до стрелкового полка каждый. Саперные подразделения, входившие в состав арьергардов, разрушали мосты и другие дорожные сооружения, минировали объезды около них и тем самым [82] не давала противнику сорвать организованный отход оборонявшихся войск.

В частности, подготовка к взрыву восьми мостов через реку Великая на случай отхода наших войск была возложена на 50-й отдельный моторизованный инженерный батальон 1-го механизированного корпуса. К 5 июля все мосты были подготовлены к взрыву электрическим способом, а объезды заминированы. По окончании подготовки мостов к подрыву саперы охраняли их.

На железнодорожный мост в Пскове была выделена команда подрывников во главе с младшим лейтенантом С. Г. Байковым. 8 июля около 16 часов он получил приказ на подрыв моста. Но в это время к мосту с боем пробивалась наша артиллерийская часть, поэтому младший лейтенант Банков решил пропустить артиллерию, потом подорвать мост. На мост вслед за нашими войсками двинулись танки противника. Подорвать мост электрическим способом не удалось, так как в результате обстрела моста противником провода были перебиты. Тогда саперы во главе со своим командиром, идя на самопожертвование, схватив короткие зажигательные трубки, бросились на мост и, перебегая от фермы к ферме, поджигали огнепроводный шнур. Мост вместе с находившимися на нем вражескими танками был подорван{79}.

За героическое выполнение боевой задачи младший лейтенант С. Г. Банков посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, а младший сержант Н. И. Панов и рядовые П. И. Алексеев, А. И. Анашенков, Д. П. Комляшев, Н. К. Никитин и И. И. Холявин награждены орденом Ленина.

Несмотря на ожесточенное сопротивление оборонявшихся советских войск, противник, неся потери, продолжал продвигаться в северо-восточном направлении. Учитывая возможность прорыва гитлеровцев на Ленинград, Ставка привлекла к обороне города с юга часть сил Северного фронта (начальник инженерного управления подполковник Б. В. Бычевский), передав ему полосу от Финского залива до озера Ильмень. Первым естественным рубежом, прикрывавшим Ленинград с юга, была река Луга. К началу боев на Луге строительство оборонительных сооружений еще не было закончено, но сюда уже выдвигались войска Лужской оперативной группы под командованием генерала К. П. Пядышева в составе четырех стрелковых дивизий, трех дивизий Ленинградского ополчения, Ленинградского пехотного училища, отдельной горнострелковой бригады и одного инженерного батальона (34-й отдельный инженерный батальон). К 10 июля группа [83] заняла оборонительную полосу по реке Мшага и участок в районе города Луга.

В организации строительства Лужского оборонительного рубежа, возводившегося силами подходивших войск оперативной группы и местного населения под руководством саперов, большую роль сыграл личный состав Ленинградского военно-инженерного училища.

Лужский оборонительный рубеж состоял из двух полос обороны протяженностью до 175 км и глубиной 10-12 км. Перед передним краем и в глубине обороны устанавливались мины, отрывались противотанковые рвы, устраивались лесные завалы и производилось заболачивание местности. Только на устройстве заграждений были заняты пять саперных, один инженерный, два понтонных и восемь строительных батальонов.

Помимо строительства оборонительного рубежа инженерные части и подразделения действовали в отрядах заграждения, которые были созданы командованием Северного фронта с целью выиграть время на подготовку обороны на Лужском рубеже и направлены главным образом на шоссе Луга — Псков.

Инженерные части и подразделения Северо-Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск В. Ф. Зотов) в период с 14 по 18 июля решали задачу по инженерному обеспечению контрудара войск 11-й армии в районе Сольцы: обеспечивали продвижение войск, прикрывали заграждениями их фланги, закрепляли достигнутые рубежи. Для обеспечения контрудара 11-я армия была усилена тремя инженерными батальонами.

В результате контрудара противник был отброшен на 40 км к западу.

В итоге боевых действий наших войск наступление группы армий «Север» противника 19 июля было остановлено на рубеже реки Луга. Войска получили возможность создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к Ленинграду. [84]

Наряду с устройством заграждений и производством фортификационных работ инженерные части обеспечивали перегруппировку войск и выполняли инженерные мероприятия по войсковой и оперативной маскировке.

8 августа развернула боевые действия немецкая ударная группировка на кингиссепском направлении. Через два дня наступление начали южная группировка на новгородском направлении, вспомогательная группировка на лужском направлении и финские войска, действовавшие севернее Ладожского озера. Положение наших войск стало очень тяжелым.

В период боевых действий советских войск на подступах к Ленинграду их тяжелое положение было облегчено наступлением Северо-Западного фронта, начавшимся 12 августа в районе Старой Руссы. Главный удар наносила 34-я армия с рубежа реки Ловать. Соединения армии к 14 августа продвинулись на глубину 60 км и создали угрозу тылу ударной группировки врага. Однако противнику удалось остановить наступление 34-й армии.

Для обеспечения наступления 34-я армия получила значительное усиление инженерными силами. Ей были приданы 47-й инженерный, 298-й и 299-й отдельные саперные батальоны и 10-е управление военно-полевого строительства. Инженерные части в ходе наступления прокладывали пути, строили мосты и обеспечивали переправу через реки Пола и Ловать. Из состава 47-го инженерного батальона было создано четыре отряда заграждения, два из которых прикрывали фланги армии, а два устраивали минновзрывные заграждения в центре полосы наступления — на направлении главного удара.

В результате напряженных и кровопролитных боев противнику все же удалось продвинуться к Ленинграду и блокировать его с суши. К концу сентября фронт на южных подступах к городу окончательно стабилизировался. Началась героическая оборона Ленинграда.

На западном направлении. Известно, что в результате вероломного нападения фашистских орд на нашу страну на Западном фронте создалось напряженное положение. Под натиском противника соединения фронта отошли к Березине и на ее рубеже задерживали передовые части группы армий «Центр». Особенно упорные бои разгорелись в районе Борисова.

Инженерные войска Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск П. М. Васильев) оказались в тяжелом положении. Подвергшись первым и внезапным ударам противника, инженерные части были вынуждены вступать в напряженные оборонительные бои. стойко сражаясь с врагом. Примером воинской доблести и мужества, проявленных советскими воинами в первые дни войны, служит героическая оборона крепости Брест. [85] В составе её защитников были и воины 33-го инженерного полка. В борьбе с противником наши части, в том числе и инженерные, понесли значительные потери в личном составе и боевой технике. Однако и немецко-фашистская армия, продвигаясь в глубь СССР, несла тяжелые потери.

К концу первой декады июля немецко-фашистские войска, продвинувшись на 350-650 км в западном направлении, устремились к Днепру. 10 июля началось Смоленское сражение, продолжавшееся до 10 сентября 1941 г.

Стойкость советских войск в обороне и их высокая активность при ответных ударах складывалась из сотен и тысяч подвигов отдельных бойцов, командиров и политработников, героических действий подразделений и целых частей.

Достойный вклад в эти героические дела внесли и инженерные части и подразделения, весь личный состав инженерных войск, участвовавших в борьбе с фашистскими захватчиками.

На 10 июля 1941 г. в составе инженерных войск Западного фронта, имевшего 6 общевойсковых армий, кроме войсковых инженерных частей и подразделений находилось: инженерных полков — 1, отдельных инженерных батальонов — 6, отдельных саперных батальонов — 4; всего примерно 13 расчетных батальонов. Дальнейшее изменение количества инженерных частей армейского и фронтового подчинения по фронтам, участвовавшим в Смоленском сражении, видно из следующих данных: на 1 августа их было 36, на 1 сентября — 43 и на 1 октября — 49 расчетных батальонов.

Такое количество инженерных частей на Западном фронте позволяло на каждую армию иметь в среднем по 2-3 батальона, что явно не могло обеспечить потребности объединений, действующих на главнейшем стратегическом направлении, в инженерных войсках, тем более что не все соединения имели свои штатные инженерные части и подразделения.

В этих условиях Ставкой Верховного Главнокомандования были приняты меры по быстрейшему формированию [86] военно-строительных частей, которые включались в состав армий и фронтов и в значительной степени помогли выполнению задач инженерного обеспечения боевых действий наших войск. Кроме того, для оказания помощи инженерным войскам, действовавшим на западном направлении, в конце июня в полосу Западного фронта были направлены из Главного военно-инженерного управления три отряда заграждения во главе с полковниками М. С. Овчинниковым и И. Г. Стариновым и военным инженером 2 ранга В. Н. Ястребовым. В составе каждого отряда заграждения имелось два-три саперных батальона. В задачу отрядов входило прикрытие отхода советских войск установкой минновзрывных заграждений на основных танкоопасных направлениях и производство подрывов важных объектов на путях отхода наших войск. Отряды действовали до середины июля и способствовали замедлению темпов наступления противника, а также нанесению ему потерь при подходе к рубежу рек Западная Двина и Днепр.

Например, только в течение восьми дней — со 2 до 10 июля отряд под командованием полковника М. С. Овчинникова взорвал 51 мост на шоссейных дорогах и подготовил к взрыву 15 крупных железнодорожных мостов{80}.

С этой же целью на усиление инженерных войск Западного фронта (начальник Инженерного управления с 17 июля 1941 г. генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев) Главное военно-инженерное управление в начале июля направило 6 инженерных батальонов, которые имели по 50-70 автомашин, минноподрывное имущество и предназначены были для устройства заграждений и производства подрывных работ. Кроме того, в состав Западного фронта включались и военно-строительные части по мере их формирования.

Обеспечивая контрудары 7-го и 5-го механизированных корпусов, а также соединений 13-й армии в первой декаде июля, инженерные части и подразделения прокладывали пути, прикрывали заграждениями фланги и закрепляли инженерными средствами достигнутые рубежи. В качестве отряда заграждения 13-й армии активно действовал 275-й отдельный моторизованный инженерный батальон.

18 июля 1941 г. Военный совет Западного фронта издал директиву по обеспечению отхода войск. В ней предусматривались выделение в полосе каждой дивизии отрядов заграждений, постройка колонных путей для пропуска отходящих частей, минирование дорог, а также подготовка к разрушению искусственных сооружений на них. Указывалось, что время подрывания мостов на дорогах, кроме основных маршрутов, определяется приказом командиров дивизий, а в отдельных [87] случаях командиров полков, выделенных на особые направления{81}.

Выполняя эти указания, инженерные войска фронта подрывали при отходе мосты и минировали основные направления вероятного продвижения противника, устанавливали отдельные очаги мин на дорогах. На важнейших в оперативно-тактическом отношении объектах устанавливались мины замедленного действия и управляемые по радио фугасы.

В ходе Смоленского сражения инженерные войска решали задачи и по обеспечению наступления советских войск, в частности 21-й армии Западного фронта в период с 13 по 23 июля, контрудара войск Западного и Резервного фронтов в районе Ельни, нанесенного по войскам противника в конце августа — -начале сентября 1941 г.

Обеспечивая наступление войск 21-й армии (начальник инженерного отдела генерал-майор инженерных войск Н. П. Баранов), инженерные части и подразделения армии на паромах из табельных и подручных средств переправили соединения 66-го стрелкового корпуса через Днепр, а после захвата и расширения плацдарма нашими войсками восстановили разрушенный мост в Рогачеве и содержали его. В ходе наступления инженерные подразделения устраивали проходы в заграждениях противника и установкой своих заграждений, прежде всего минновзрывных, прикрывали фланги наступающих войск.

Участвуя в контрударе под Ельней, инженерные части обеспечили форсирование войсками 19-й армии Западного фронта реки Вопь, на которой в ночь на 17 августа было построено и восстановлено десять мостов и оборудовано несколько бродов. При строительстве мостов через реку Вопь особо отличился 111-й отдельный моторизованный инженерный батальон, который под огнем противника построил мосты у деревень Бородулино и Падылище к установленному сроку и без потерь. За проявленные стойкость, мужество и хорошую организацию работ приказом войскам 19-й армии от 24 августа личному составу батальона объявлена благодарность{82}.

Контрудар войск 24-й армии кроме войсковых саперов обеспечивали три моторизованных инженерных батальона (56, 88 и 103-й) и один инженерный батальон (37-й). Сопровождая наступающие войска, инженерные части и подразделения прокладывали колонные пути, строили дороги и мосты, организовали переправу войск.

За стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении четыре прославившиеся в боях дивизии Западного фронта — 100, 127, 153 и 161-я — 18 сентября 1941 г. приказом Народного комиссара обороны СССР [88] первыми среди советских соединений были преобразованы в гвардейские.

Стали гвардейскими и входившие в их состав саперные батальоны. В частности, 278-й отдельный саперный батальон 127-й стрелковой дивизии преобразован в 7-й гвардейский отдельный саперный батальон 2-й гвардейской стрелковой дивизии; 208-й отдельный саперный батальон 153-й стрелковой дивизии — в 10-й гвардейский отдельный саперный батальон 3-й гвардейской стрелковой дивизии; 154-й отдельный саперный батальон 161-й стрелковой дивизии — в 14-й гвардейский отдельный саперный батальон 4-й гвардейской стрелковой дивизии; 90-й отдельный саперный батальон 100-й стрелковой дивизии — в 20-й гвардейский отдельный саперный батальон 1-й гвардейской стрелковой дивизии.

Успеху войск Западного фронта во многом способствовал патриотический подвиг трудящихся Смоленщины. Только в июле и августе на строительство укреплений ежедневно выходили свыше 50 тыс. колхозников, рабочих и служащих.

На юго-западном направлении. В ожесточенных боях первых дней войны войска Юго-Западного фронта нанесли противнику большой урон и задержали его на целую неделю. Замысел врага — окружить главные силы фронта в районе Львова — был сорван. Однако и войска Юго-Западного фронта понесли большие потери и были крайне утомлены непрерывными тяжелыми боями. По приказу Ставки Главного Командования от 30 июня войска фронта были отведены из этого района на рубеж Коростень, Новоград-Волынский, Проскуров.

В середине июля Юго-Западный фронт продолжал вести тяжелые оборонительные бои южнее Полесья, на подступах к Коростеню и Киеву. Южный фронт сдерживал вражеские войска на территории Молдавии.

На 10 июля 1941 г. в составе инженерных войск Юго-Западного и Южного фронтов, имевших в общей сложности шесть общевойсковых армий и одну оперативную группу, из инженерных войск (кроме войсковых частей и подразделений) имелось: инженерных полков — 1; понтонно-мостовых полков — 4; инженерных и мотоинженерных батальонов — 9; понтонно-мостовых батальонов — 8; всего примерно 32 расчетных батальона, что обеспечивало в среднем на армию 4 батальона. На 1 августа их общее количество стало — 35, на 1 сентября — 51 и на 1 октября — 38.

Имевшееся количество инженерных частей фронтового и армейского подчинения позволяло в ходе боевых действий создать в среднем по четыре батальона на каждую армию юго-западного направления. Это несколько выше, чем на [89] северо-западном и западном направлениях, однако и такого количества их было недостаточно для решения задач инженерного обеспечения боевых действий в сложных условиях лета 1941 г.

Инженерные войска Юго-Западного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск А. Ф. Ильин-Миткевич) и Южного фронта (начальник Инженерного управления генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов), как и на других направлениях, обеспечивали отход советских войск и закрепление их на тыловых рубежах для ведения упорной обороны. С этой целью на путях отхода они устраивали заграждения и взрывали мосты; в глубине обороны в полосе Юго-Западного фронта было организовано строительство оборонительных рубежей, на которые были переброшены управления начальников строительств и строительные батальоны; для борьбы с танками кроме мин саперы (как и на других фронтах) широко применяли бутылки с горючей смесью, подразделения саперов входили в состав специальных отрядов истребителей танков.

Большое значение в срыве наступательных планов группы армий «Юг» противника летом 1941 г. имели героическая оборона Киева (11 июля — 19 сентября), Одессы (5 августа — 16 октября) и оборонительные бои советских войск в Коростенском укрепленном районе.

Инженерные войска 37-й армии (начальник инженерного отдела армии полковник А. И. Голдович), которая вела бои за Киев, выполнили большой объем заградительных работ. Только на устройстве заграждений было занято 5 инженерных и саперных батальонов, 2 электророты. Их усилиями перед передним краем и в глубине укрепленного района было установлено около 100 тыс. противотанковых и противопехотных мин, 16 км электризуемых препятствий и устроено большое количество других видов противотанковых и противопехотных награждений. Кроме того, 3 взвода специальных заграждений устанавливали приборы для взрыва на расстоянии, [90] по радио особо важных объектов на Днепре и в Киеве.

Значительную роль в замедлении темпов продвижения противника и срыве его атак сыграли войска 5-й армии (начальник инженерного отдела полковник А. И. Нахебия) и их инженерные части, оборонявшие Коростенский укрепленный район, в составе которых был и 117-й отдельный моторизованный инженерный батальон, приданный 5-й армии. При выполнении боевых задач в период с 26 по 30 июля личный состав этого батальона, как и других частей армии, проявил решительность, смелость и отвагу. Так, например, саперное отделение комсомольца младшего сержанта Ежибаева (3-я рота) под огнем противника уничтожило 5 мостов, подорвало 4 фугаса на дорогах и вышло из боя без потерь. Младший сержант Н. И. Жарков на минированном мосту взорвал бронемашину противника и уничтожил на минном поле 25 гитлеровцев. Будучи окруженным, он взорвал второй мост, а затем вышел из окружения, вынеся из боя тяжело раненного сапера Козлова.

В течение августа гитлеровцы неоднократно пытались форсировать Днепр в полосе Юго-Западного фронта, но безуспешно. Тогда немецко-фашистское командование повернуло значительные силы на юг для удара во фланг и тыл Южному фронту; противнику к 25-30 августа удалось выйти к Днепру. В это время осложнилась обстановка для наших войск и на севере в полосе Центрального и Брянского фронтов.

В этих условиях основной задачей инженерных войск обоих фронтов было обеспечение переправы отходящих соединений на левый берег Днепра. Так, например, в районе Канева переправу войск на левый берег Днепра обеспечивали четыре понтонных, один инженерный и один саперный батальоны. В дополнение к имевшимся автодорожному и железнодорожному мостам понтонеры навели и содержали еще три наплавных моста.

После переправы войска 26-й и 38-й армий приступили к организации обороны левого берега Днепра. Только инженерные части 26-й армии (начальник инженерного отдела полковник Д. Ф. Маркелов) в период с 17 по 29 августа установили на левом берегу 50 690 мин и 60 фугасов, устроили 31 240 кв. м минированных завалов и 16 камнеметов. Кроме того, было установлено 10 тыс. пог. м проволочных заграждений, 900 пакетов МЗП и 165 рогаток. Инженерные войска 38-й армии (начальник инженерного отдела полковник Е. И. Кулинич) приступили к устройству заграждений в конце августа.

Хотя противник и добился известных успехов на юго-западном направлении, но они ему обошлись дорогой ценой. [91]

Он потерял более 100 тыс. солдат и офицеров и столь необходимое для себя время.

Сопротивление советских войск на Украине было героическим. Их поддерживал весь наш народ. Исключительную стойкость проявили киевляне.

За мужество и героизм войск и трудящихся города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Киев в 1961 г. был награжден орденом Ленина, а для участников обороны учреждена медаль «За оборону Киева». В 1965 г. городу-герою Киеву была вручена медаль «Золотая Звезда».

В результате упорных и напряженных боев лета 1941 г. Красная Армия под руководством Коммунистической партии и при поддержке всего советского народа, проявляя мужество и массовый героизм, решила важную задачу, нанеся огромные потери врагу в живой силе и боевой технике, добившись замедления и приостановки наступления немецко-фашистских войск на основных направлениях. Расчеты немецко-фашистского командования на завершение войны до наступления зимы были сорваны. Это был крупный успех советской стратегии, имевший важное военно-политическое значение, в достижение которого значительный вклад внесли и инженерные войска.

В ходе вооруженной борьбы летом и осенью 1941 г. важнейшие задачи инженерных войск состояли в обеспечении боевых действий Красной Армии в оборонительных операциях. Решались они применением на направлениях главного удара противника во все возрастающих масштабах заграждений, и в первую очередь минновзрывных, маневром ими в ходе боевых действий, особенно на дорогах; активным участием в инженерном оборудовании оборонительных рубежей, приспособлением к обороне крупных населенных пунктов, а также обеспечением в инженерном отношении переправ и путей вынужденного отхода наших войск на тыловые рубежи. В особо тяжелой обстановке инженерные войска принимали непосредственное участие в боях с врагом.

Опыт инженерного обеспечения боевых действий войск убедительно показал, что в создании устойчивой обороны, прежде всего от массированных атак танков противника, важное значение наряду с противотанковой артиллерией имеют заграждения всех видов, и особенно минновзрывные, примененные с достаточной плотностью как в тактической, так и в оперативной глубине. Необходим также широкий маневр ими в ходе боя и операции. Начало этим принципам применения заграждений было положено уже в первые месяцы войны. Полученный Опыт обеспечения оборонительных операций инженерные части использовали и развили в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны. [92]

Дальше