Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава четвертая.

В великой битве под Москвой
(30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.)

В конце сентября 1941 г. началась великая битва под Москвой, которая является одним из крупнейших событий второй мировой войны. Она продолжалась более полугода и включает в себя ряд оборонительных и наступательных операций, проведенных советскими войсками.

Состояние инженерных войск к началу битвы. Меры, принятые Главным Командованием Красной Армии по организации инженерных войск, их укреплению и подготовке командных кадров, к началу битвы под Москвой благотворно сказались на их состоянии, количественном росте, формировании дивизионных саперных батальонов, военно-строительных частей и т. д.

Количество инженерных частей армейского и фронтового подчинения, участвовавших в битве под Москвой, последовательно возрастало и по состоянию на 1 февраля 1942 г. выросло в три с лишним раза; это дало возможность иметь на каждую армию в среднем не два — три батальона, как было в первые три месяца Московской битвы, а семь — восемь в период с 1 февраля и до конца операции. Стрелковые дивизии имели к этому времени штатные саперные подразделения.

В битве под Москвой принимало участие в общей сложности от 30 до 50 процентов, а в среднем 41 процент инженерных частей армейского и фронтового подчинения, входивших в состав действующей армии на всем советско-германском фронте, что характеризует степень массирования их на направлении главного удара.

К концу 1941 г. стали поступать в войска минноподрывные средства и другая инженерная техника, изготовленные в период войны, что также положительно сказалось на возможностях инженерных войск в обеспечении боевых действий. Однако средств инженерного вооружения в войсках к этому времени было недостаточно и поступали они в сравнительно ограниченных количествах.

В оборонительных операциях. Еще 18 июля 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ о строительстве оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на волоколамском, можайском и малоярославском направлениях. К концу сентября система рубежей включала Вяземскую и Можайскую линии обороны и Московскую зону обороны.

Вяземская линия проходила в 250-300 км западнее Москвы [93] по рубежу Осташков, Селижарово, Оленине, Дорогобуж, Ельня, Жуковка, Брянск. Она включала в себя предполье глубиной 30-50 км и три оборонительные полосы с отсечными позициями между ними{83}.

Можайская линия обороны состояла из трех полос. Передний край первой полосы, удаленный от Москвы на 120-130 км, проходил по рубежу река Лама, Волоколамск, Ильинское, Детчино, Калуга, Тула. Вторая полоса обороны оборудовалась на рубеже Клин, Дорохово, Высокиничи, а третья — Хлебниково, Нахабино, Домодедово. Такие города, как Клин, Солнечногорск, Наро-Фоминск, Серпухов и другие, превращались в опорные пункты и узлы сопротивления. В системе Можайской линии обороны строились Волоколамский, Можайский, Малоярославский и Калужский полевые укрепленные районы.

Московская зона обороны подготавливалась по решению ГКО СССР от 12 октября 1941 г. и включала полосу обеспечения и два рубежа: основной, проходивший по линии Хлебниково, Сходня, Звенигород, Кубинка, Наро-Фоминск и далее по Пахре до Москвы-реки, и городской, проходивший по окраинам Москвы и в свою очередь состоявший из трех оборонительных полос. К обороне был подготовлен и город.

Кроме того, были оборудованы позиции флангового обеспечения, построенные к северу от Москвы — на восточном берегу канала имени Москвы и к югу от Москвы — на линии Подольск, Серпухов. Общая глубина местности, оборудовавшейся в инженерном отношении для обороны войск на московском направлении, достигала 300 км.

Каждый рубеж или полоса обороны должны были включать в себя систему в основном заблаговременно подготовленных батальонных районов обороны с соответствующим фортификационным их оборудованием, огневые точки и позиции, а также заграждения и пункты управления.

Таким образом, одной из важных задач инженерных и строительных частей в оборонительный период было создание с участием населения Москвы и Московской области оборонительных рубежей.

В частности, Вяземская линия обороны возводилась под руководством командующего Резервным фронтом и его штаба. Выполнение работ производилось Управлением военно-полевого строительства (УВПС), специально для этого сформированным в составе фронта. Начальником УВПС был назначен военинженер 1 ранга Д. М. Афанасьев. Кроме того, для выполнения работ и их материального обеспечения постановлением ГКО были привлечены строительные организации некоторых наркоматов (Главгидрострой, [94] Управление строительством Дворца Советов, Академстрой, трест «Строитель», строительный трест НКВД и др.). Инженерными частями, необходимыми для строительства оборонительных рубежей, ни Резервный фронт, ни Ставка Верховного Главнокомандования в то время не располагали. Так, в составе группы резервных армий из числа инженерных частей армейского и фронтового подчинения имелся только один 538-й минно-саперный батальон, а в резерве Ставки их не было совершенно.

Строительные организации НКВД вместе с населением были объединены сначала в два, а впоследствии в шесть строительных управлений, работавших по заданиям и под контролем Управления военно-полевого строительства фронта, а в октябре для этой цели были сформированы саперные армии.

В двадцатых числах июля полевые части, прибывшие на Можайскую линию, начали возводить фортификационные сооружения и устраивать заграждения, но уже через несколько дней (к концу июля) они были с рубежей сняты, включены в состав Резервного фронта и поэтому много сделать не успели. Для продолжения строительства оборонительных полос были сформированы семь армейских управлений оборонительного строительства из постоянного состава Военно-инженерной академии и призванных из запаса гражданских инженеров и техников. К руководству были привлечены опытные военные инженеры — Г. А. Булахов, П. К. Бузник, В. И. Железных, А. И. Пангксен, Т. И. Понимаш, М. И. Черных и другие{84}. Непосредственными строителями оборонительных рубежей Можайской линии обороны были москвичи. Численность строителей здесь составляла 80-100 тыс. человек.

Работы первой очереди Можайской линии обороны планировалось закончить к 25 октября, а противник подошел к ней 10 октября, когда было подготовлено всего 30-40 процентов оборонительных сооружений.

Руководство оборонительными работами в Московской зоне обороны было возложено на начальника инженерных войск зоны генерал-майора инженерных войск Е. В. Сысоева. Работы вели управления военно-полевого строительства, отошедшие с рубежей Вяземской и Можайской линий, силами рабочих батальонов и местного населения — рабочих фабрик и заводов Москвы и Подмосковья, служащих предприятий и учреждений, учащихся. Один из секторов обороны Москвы (пятый) возглавлял бывший тогда начальником Военно-инженерной академии генерал-лейтенант инженерных войск А. С. Гундоров. По решению Московского областного и городского Советов депутатов трудящихся на строительство [95] оборонительных сооружений было мобилизовано 450 тыс. жителей столицы, в том числе 50 тыс. студентов; 75 процентов мобилизованных составляли женщины{85}.

Важную роль в обороне Тулы, а следовательно, и в обороне Москвы от танковых полчищ Гудериана сыграли оборонительные сооружения как на непосредственных подступах, так и в самом городе, заблаговременно созданные саперами и жителями города под руководством полковника А. И. Прошлякова, бывшего в то время заместителем начальника Инженерного управления Брянского фронта. Из инженерных частей на устройстве заграждений и приспособления Тулы к обороне использовались 70-й инженерный, 5-й и 451-й отдельные саперные батальоны{86}.

Кроме Вяземской, Можайской линий и Московской зоны обороны войска Западного, 24-й и 43-й армий Резервного и Брянского фронтов совершенствовали в инженерном отношении оборону на рубеже соприкосновения с противником. Силами этих войск были построены две полосы на глубину до 30-40 км от переднего края. Кроме войсковых инженерно-саперных частей и подразделений в решении этой задачи принимали участие инженерные части армейского и фронтового подчинения.

Работы по инженерному оборудованию полос обороны проводились под непосредственным руководством начальников инженерных управлений фронтов: Западного — генерал-майора инженерных войск М. П. Воробьева, Брянского — полковника А. Я. Калягина и Резервного — генерал-майора инженерных войск П. М. Подосека.

В целом возведенные укрепления оказали существенную помощь советским войскам, когда в октябре — ноябре 1941 г. развернулись ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками на подступах к столице нашей Родины.

Второй важной задачей инженерных войск как в период подготовки обороны, так и в ходе ее было создание заграждений всех видов, особенно минновзрывных и прежде всего противотанковых.

Только на Вяземской линии обороны инженерные части Резервного фронта установили 81 169 противотанковых и противопехотных мин. Вместе с тем следует отметить, что плотность противотанкового минирования к началу битвы под Москвой, да и в ходе ее, была невелика (150-200 мин на 1 км фронта).

Кроме минновзрывных, проволочных и других противопехотных заграждений были применены и электризуемые заграждения. Ранее они устанавливались на подступах к Луге [96] и на других участках Ленинградского фронта. Под Москвой они были возведены в невиданных до сих пор масштабах — в полосе протяженностью более 150 км на участке обороны Хлебниково, Нахабино, Красная Пахра, Подольск, Домодедово. С помощью системы электропередач и подстанций вся энергетическая мощь Мосэнерго ставилась на службу защиты подмосковных рубежей от гитлеровских захватчиков.

Разработку и организацию всех работ по созданию подмосковного пояса электризуемых, а на отдельных направлениях и минновзрывных заграждений осуществляла группа специалистов ГВИУКА под руководством военных инженеров В. И. Железных и М. Ф. Иоффе. В группу специальных работ входили военные инженеры И. Н. Гуреев, М. И. Ершов, К. В. Зимницкий, Д. С. Кривозуб, М. С. Рошаль, Я. М. Рабинович, И. В. Тихомиров, В. К. Харченко, а также видные специалисты — инженеры системы Мосэнерго — А. И. Галицын, А. А. Кузнецов, Н. С. Лебедев, Г. В. Сербиновский и др. Большую помощь им оказывали и ответственные работники Московского городского комитета партии К. В. Бородин и А. Г. Жуков.

Еще в августе развернулась подготовка водных заграждений. На Волге, в верхнем течении Днепра, на Протве, Гжати, Угре и других реках было построено тринадцать плотин. Работы выполнялись силами местного населения и организациями Главгидростроя под общим руководством группы специалистов — гидротехников из профессорско-преподавательского состава Военно-инженерной академии (генерал-майор инженерных войск И. П. Кусакин, военные инженеры — В. И. Дворяшин, Н. А. И. Севко и др.).

В статье Д. М. Афанасьева и Б. В. Баданина «О некоторых вопросах инженерного обеспечения битвы под Москвой летом и осенью 1941 г.» в качестве примера эффективности водных заграждений приводится такой факт:

«В дни, когда гитлеровцы рвались к каналу Москва — Волга, начальник инженерных войск 16-й армии полковник [97] Ф. М. Савелов был направлен в Яхрому с задачей в случае угрозы их прорыва к каналу открыть шлюзы Яхромского и Икшинского водохранилищ. Когда мотодивизия противника, действовавшая на этом участке, оказалась в непосредственной близости к каналу, шлюзы были открыты, и вода из обоих водохранилищ затопила пойму реки Сестра и все дороги, выходящие к Яхроме. Яхромского моста через канал сумел достигнуть лишь передовой отряд дивизии. Основные же силы ее оказались отрезанными от канала водой, хлынувшей из водохранилища. Наши войска уничтожили танки врага; мост в Яхроме взорвали подошедшие минеры из оперативно-инженерной группы заграждений генерала И. П. Галицкого»{87}.

Большое взимание было уделено установке заграждений на дорогах, ведущих к Москве. С этой целью из слушателей Военно-инженерной академии и курсантов Московского военно-инженерного училища было сформировано 10 отрядов заграждений по 50 саперов в каждом. Руководство действиями было возложено на заместителя начальника Инженерного управления Московской зоны обороны полковника М. С. Овчинникова.

Отряды заграждений подготовили к взрыву все важнейшие сооружения на основных дорогах, установили фугасы на перекрестках дорог и в дефиле, заминировали вероятные пути движения вражеских танков. Для этого было использовано свыше 23,5 тыс. противотанковых мин и большое количество взрывчатых веществ.

В ходе оборонительных операций инженерные части Западного, Резервного и Брянского фронтов принимали активное участие в боевых действиях по срыву танковых атак противника. В этом важную роль сыграли огонь противотанковой артиллерии и минновзрывные заграждения, устанавливаемые саперами на направлениях движения танков противника.

Так, например, 25 октября в полосе 316-й стрелковой дивизии 16-й армии в районе Спас-Рюховского (12 км южнее Волоколамска) 289-й противотанковый артиллерийский полк, 579-й отдельный саперный батальон и рота 42-го отдельного моторизованного инженерного батальона успешно отразили массированную танковую атаку врага. Саперы имели подвижный запас мин (2600) и, взаимодействуя с противотанковым артиллерийским полком, устанавливали их на направлениях движения танков противника. В результате успешных действий артиллеристов и саперов было уничтожено 59 танков врага.

В полосах обороны 43-й и 49-й армий активно действовал подвижный отряд заграждений фронта, состоявший из 246-го отдельного саперного батальона. Батальон передвигался на [98] 14 автомашинах, имел 1 тыс. противотанковых мин и, взаимодействуя с артиллерийскими частями, способствовал нанесению потерь ударным группировкам противника и срыву его атак.

Примером активной обороны, проявления героизма и отваги могут служить также и защитники Тулы. В районе Тулы в октябре сражались ослабевшее в тяжелых боях соединения 50-й армии Брянского фронта. Из инженерных частей в 50-й армии в это время были 5-й отдельный саперный батальон и приданный из состава фронта 573-й отдельный саперный батальон. Вместе с войсками Тулу обороняло все население города, способное носить оружие. Противник подошел к Туле 29 октября. Три дня шли ожесточенные бои, все атаки врага были отбиты. Гитлеровцы потеряли только на окраине Тулы около 100 танков.

Неожиданностью для противника в это время было применение специальными подразделениями наших инженерных войск мин и фугасов замедленного действия и управляемых по радио фугасов. В октябре 1941 г. в тылу противника было взорвано несколько хорошо охраняемых мостов и других важных объектов.

В первых числах ноября наступление противника на Москву, начатое 30 сентября, было остановлено почти на всех направлениях. Оно разбилось о величайшую стойкость и выдержку советских воинов, беспримерное мужество народа, глубоко верившего в победу правого дела. В срыве первого наступления фашистских войск на Москву достойное место принадлежит и воинам инженерных войск.

В середине ноября гитлеровские войска возобновили наступление на Москву. В процессе дальнейшего совершенствования обороны на московском направлении, и особенно во время паузы между первым и вторым наступлением гитлеровских войск, особое внимание было обращено на дальнейшее усиление противотанковой обороны.

В силу недостатка минновзрывных средств, которые являлись наиболее эффективным заграждением против атакующих танков противника, пришлось все в более широком масштабе на подступах к Москве возводить противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, лесные и минированные завалы, противотанковые ежи и надолбы и т. п. Общая длина лесных завалов, возведенных под Москвой, составила 1500 пог. км, а фортификационных противотанковых заграждений — около 600 пог. км.

Непрерывные контратаки наших войск, а также возведенные противотанковые заграждения, сплошные разрушения на дорогах и минные поля резко снизили темпы продвижения танков противника; в начале декабря наши войска остановили [99] наступление немецко-фашистских армий, а затем перешли в решительное контрнаступление.

Большую роль в срыве наступления противника и в изматывании его ударных группировок сыграли две оперативно-инженерные группы по устройству заграждений, созданные по решению Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 г.

Одна из них, под командованием генерал-майора инженерных войск И. П. Галицкого, в составе шести инженерных и саперных батальонов, двух саперных рот и двух мотострелковых батальонов получила задачу прикрывать заграждениями клинское направление, маневрировать средствами заграждения и производить разрушения в случае вынужденного отхода в полосе действий войск правого крыла Западного фронта. Группа действовала тремя отрядами по два батальона в каждом.

Только за вторую половину ноября группой оперативных заграждений было взорвано и сожжено 310 мостов, устроено около 400 завалов на дорогах, установлено более 53 тыс. различных мин и фугасов, в том числе управляемых по проводам, взорвано 500 дорожных фугасов. Действия группы замедляли темпы продвижения противника, вынуждали его танки маневрировать вдоль фронта и подставлять свои борта под огонь нашей противотанковой артиллерии. По неполным данным, на минах, установленных этой группой, подорвалось 408 автомобилей и бронетранспортеров и 43 танка противника{88}.

Успешно действовала на стыке Западного и Юго-Западного фронтов вторая оперативная группа заграждений в составе 9 инженерных батальонов под командованием генерал-майора инженерных войск В. Ф. Зотова. Группа действовала в районах Каширы, Ряжска, Рязани и установила свыше 100 минных полей.

Анализируя опыт применения советскими войсками инженерных заграждений в обороне под Москвой, командующий Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков в донесении Председателю Государственного Комитета Обороны 8 декабря 1941 г. писал:

«Применение противотанковых мин дает все больший эффект. Если за ноябрь месяц с. г., по неполным данным, было подорвано на минах 29 танков и 1 бронемашина, то в период с 1 по 4.12.41 г. только в двух армиях, 5-й и 33-й, подорвалось 17 танков и 2 бронемашины. Это объясняется прежде всего тем, что в последних боях значительно улучшилось взаимодействие с саперными частями на поле [100] боя. Подразделения саперов — истребителей с противотанковыми минами выдвигались на направление движения танков и устанавливали быстро мины иногда в непосредственной близости от танков противника. В бою у деревни Акулово заградительным огнем артиллерии танки были загнаны на минные поля, где и понесли большие потери. Приняты меры к распространению этого опыта взаимодействия во всех армиях фронта»{89}.

В широких масштабах развернулась боевая деятельность войсковых, армейских и фронтовых инженерных частей и подразделений в оборонительных операциях под Москвой. Они строили оборонительные сооружения полевого и долговременного типа; выделяли из своего состава руководителей и инструкторов на оборонительные работы, к которым привлекались стрелковые войска и гражданское население; ремонтировали и прокладывали дороги, а при вынужденном отходе войск разрушали их. Инженерные части и подразделения активно вели борьбу с танками противника и обеспечивали борьбу с ними других войск. С этой целью они широко осуществляли маневр средствами заграждения, минировали местность, действовали в группах истребителей танков, проявляя при этом мастерство, стойкость, самоотверженность и мужество.

Примером этому может служить бессмертный подвиг одиннадцати саперов 1077-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. Это произошло 18 ноября 1941 г.

Батальон пехоты противника с двадцатью танками подошел к деревне Строково (7,5 км северо-восточнее Волоколамска), где находился штаб полка. В распоряжении командира полка в этот момент был только взвод саперов, которому и была поставлена задача занять оборону, окопаться и не пропустить вражеские танки. Саперы под руководством младшего лейтенанта П. И. Фирстова и политрука саперной роты А. М. Павлова выполнили свой долг. Они бутылками с горючей смесью и гранатами уничтожили несколько вражеских танков и десятки гитлеровцев, на некоторое время задержали врага и дали возможность нашим войскам организованно отойти на новый рубеж. Из одиннадцати погибли восемь героев. Младший лейтенант Фирстов и два сапера, тяжело раненные, были взяты в плен и зверски замучены.

Все одиннадцать отважных воинов были посмертно награждены орденом Ленина. Вот эти герои: П. П. Гениевский, Е. А. Довжук, А. Н. Зубков, П. Г. Калюжный, В. И. Матюшин, Д. К. Матеркин, А. М. Павлов, В. И. Семенов, П. И. Синеговский, Г. В. Ульченко и П. И. Фирстов{90}. [101] 316-я стрелковая дивизия 17 ноября была награждена орденом Красного Знамени, а на следующий день переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию. 597-й саперный батальон этой дивизии стал 2-м гвардейским саперным батальоном.

Ожесточенные бои с превосходящими силами противника на истринском направлении под Москвой успешно вели части 78-й стрелковой дивизии, преобразованной в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В составе этой дивизии героически выполняли боевые задачи и саперы 89-го отдельного саперного батальона, преобразованного 26 ноября 1941 г. в 3-й гвардейский отдельный саперный батальон 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

В оборонительных боях под Москвой Красная Армия показала высокие образцы дисциплины, выдержки, невиданный массовый героизм. Десятки частей и соединений, в том числе и инженерных, тысячи бойцов и командиров всех родов войск и среди них саперы, понтонеры, военные строители и инженеры проявили исключительную стойкость в борьбе с врагами.

В контрнаступлении под Москвой и в общем наступлении на западном направлении. К началу перехода в контрнаступление Западного и Калининского фронтов в составе инженерных войск армейского и фронтового подчинения было 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов, а всего 44 батальона. В составе войсковых саперных частей и подразделении к этому времени находились: в стрелковых полках и бригадах — саперные роты, в каждой стрелковой дивизии — саперный батальон. Кроме того, в составе Западного фронта была 1-я саперная армия, имевшая 10 бригад по 8 батальонов в каждой.

В ходе контрнаступления под Москвой, как и во всех зимних наступательных операциях 1941-1942 гг., основными, наиболее характерными задачами инженерных войск было обеспечение прорыва обороны противника и продвижения наступающих войск в оперативной глубине; отражение контратак и контрударов противника; закрепление достигнутых рубежей; разрушение коммуникаций в тылу противника; выполнение маскировочных мероприятий; участие в штурме сильных укреплений и опорных пунктов противника; устройство и содержание путей подвоза и эвакуации и др.

Для выполнения этих задач каждая общевойсковая армия имела в своем составе кроме войсковых саперных частей и подразделений один-два инженерных (саперных) батальона. Армии, действующие на направлении главного удара фронта, получали на усиление два-три инженерных (понтонных) батальона. Фронтовые и армейские инженерные части планировалось использовать и они использовались, как правило, массированно и на направлении главных ударов наступающих советских войск. [102] Саперные бригады 1-й саперной армии использовались главным образом на дорожно-мостовых работах: семь бригад — на правом крыле Западного фронта и три бригады — на левом.

Рассмотрим на примерах некоторых инженерных частей и подразделений, какие конкретные задачи пришлось им решать в ходе контрнаступления наших войск под Москвой.

Обеспечивая наступление войск правого крыла Западного фронта, войсковые, армейские и фронтовые саперы в декабре 1941 г. строили ледяные и мостовые переправы через канал Москва — Волга (саперы рот 71-й и 47-й стрелковых бригад, 244-й отдельный саперный батальон), (участвовали в штурме огневых точек противника, делали проходы в его минновзрывных заграждениях, прикрывали минными полями фланги наступающих войск.

Замечательные образцы мужества и находчивости показали саперы 2-го гвардейского отдельного саперного батальона 8-й гвардейской стрелковой дивизии и саперной роты 17-й стрелковой бригады 7-8 декабря 1941 г. при уничтожении опорного пункта противника в Крюково. В этом бою саперы не только обеспечили проходами в заграждениях противника атакующие части, но и сами активно участвовали в уничтожении отдельных огневых точек врага. Двигаясь по ходам сообщения, отрытым в снегу, они скрыто подползали к окопанным вражеским танкам и взрывали их зарядами ВВ.

С началом отхода войска противника стали особенно широко применять минновзрывные заграждения и всякого рода разрушения. Поэтому в ряде случаев инженерным подразделениям приходилось идти впереди наступающих танков, разведывая и снимая мины противника (146-й отдельный саперный батальон 16-й армии в районе Подпорино, Хованское, Еремеево, что 10 км юго-западнее Крюково).

На левом крыле Западного фронта при обеспечении ночного штурма города Михайлово 7 декабря 1941 г. саперы 607-го отдельного саперного батальона в течение нескольких часов сняли свыше 830 мин.

В последующем, при развитии наступления, благодаря героическим усилиям 103-го отдельного инженерного батальона и 269-го отдельного саперного батальона войска 49-й армии без задержек переправились через реки Протва и Ока, в результате чего создались благоприятные условия для стремительного преследования и овладения с ходу крупным узлом дорог областным центром — городом Калуга.

В ходе преследования противника и при бое за Калугу 20-30 декабря 1941 г. образцы выдержки и умения показали саперы 557-го саперного батальона. Обеспечивая преследование, они в течение трех дней проложили 140 км колонного пути, построили и восстановили шесть мостов. [103] С захватом нашими войсками Калуги, создавая завалы и минируя дороги, 557-й саперный батальон содействовал срыву контратак противника, что лишило его возможности вывести из Калуга военное имущество. Противник вынужден был бросить в Калуге несколько железнодорожных эшелонов, в том числе два эшелона с танками.

Инженерные войска Калининского фронта (начальник инженерных войск подполковник М. Н. Тимофеев) обеспечивали наступление соединений 31-й и 29-й армий.

Ответственную и трудную задачу получил и решил 57-й отдельный понтонно-мостовой батальон — переправить на правый берег Волги под Калинином танки КВ. Замерзшая река не выдержала бы тяжелых машин. Сплошной лед делал невозможным наводку наплавного моста. Тогда понтонеры подорвали лед и в образовавшейся майне навели переправу{91}.

Характер задач, которые решали инженерные части и подразделения советских войск в ходе общего наступления, тот же, что и в период контрнаступления.

За период январь — март 1942 г. инженерные войска Западного фронта, обеспечивая наступление общевойсковых армий, устроили 58 переправ по льду для пропуска танков и артиллерии, проложили 5387 км колонных путей, построили 118 низководных деревянных мостов для пропуска грузов до 60 т, обезвредили и сняли 21 644 мины противника{92}. По мере продвижения вперед наши войска, в том числе и инженерные части, закрепляли занятые рубежи, проводя оборонительные работы и устраивая заграждения.

Таким образом, советские инженерные войска внесли большой вклад в дело разгрома фашистских армий в битве под Москвой и в общее наступление наших войск на Западном направлении.

В ходе обороны наших войск под Москвой и зимнего наступления Красной Армии с новой силой проявился [104] массовый героизм советских воинов. Десятки тысяч бойцов и командиров, в том числе и воинов инженерных войск, награждены орденами и медалями. В боях отличались не только отдельные воины, но и целые соединения и части. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество многим соединениям и частям, в том числе 11 саперным батальонам и другим специальным инженерным частям, было присвоено почетное наименование гвардейских.

Из саперных батальонов армейского подчинения первым звание гвардейского получил 184-й отдельный саперный батальон 7-й армии, преобразованный 30 апреля 1942 г. в 1-й гвардейский саперный батальон этой же армии. Батальоном командовал в то время капитан (в настоящее время полковник) П. А. Кошелев, а комиссаром батальона был политрук А. Г. Ястребов, впоследствии (22 февраля 1943 г.) получивший звание Героя Советского Союза.

За образцовое выполнение заданий правительства по строительству укрепленных рубежей против фашистских захватчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1942 г. орденами и медалями Советского Союза награждены 926 человек. В том числе орденом Ленина — 9, Красного Знамени — 10, Трудового Красного Знамени — 76, Красной Звезды — 63 и «Знак почета» — 196 человек.

Среди награжденных орденом Ленина — начальник инженерных войск Красной Армии генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, орденом Красного Знамени — командующий 5-й саперной армией бригинженер А. Н. Комаровский и другие{93}.

Опыт инженерного обеспечения боевых действий войск в обороне под Москвой показал дальнейшее возрастание роли инженерных заграждений, особенно минновзрывных. Последние стали приобретать оперативное значение. Практика создания и применения оперативных групп заграждения себя оправдала, и ее результаты были использованы и развиты в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны.

В контрнаступлении под Москвой и в ходе общего наступления советских войск зимой 1941/42 г, довольно полно определился комплекс мероприятий инженерного обеспечения наступления и наметились основные тенденции боевого использования инженерных войск. Повысилась инженерная культура в войсках. Инженерные части и подразделения стали применяться более целеустремленно и в основном по своему прямому назначению.

Обеспечивая подготовку войск к прорыву обороны противника, инженерные части и подразделения вели [105] инженерную разведку, устраивали проходы в заграждениях, в исходных районах руководили фортификационным оборудованием позиций пехоты и танков.

В ходе наступления саперы в составе штурмовых групп уничтожали отдельные мощные огневые точки противника, обеспечивали форсирование рек, подготавливали и поддерживали в проезжем состоянии дороги.

Они наводили, строили, оборудовали и содержали переправы через реки Москва, Истра, Ока, Угра, Нара, Руза, Лама и др. Наибольшее распространение в зимних условиях получили ледовые переправы.

Особенно большой объем работ был выполнен инженерными войсками при прокладывании и содержании путей. Частые метели с большим количеством осадков делали дороги труднопроходимыми, а иногда и совсем непроходимыми, особенно для автотранспорта. Только в полосе Западного фронта в среднем за месяц очищалось от снега свыше 4300 км дорог. На дорожных работах во время наступления советских войск использовалось свыше 50 процентов всего состава инженерных войск фронта.

Опыт инженерного обеспечения битвы под Москвой, боевого применения инженерных войск в ней явился важным источником дальнейшего развития советского военно-инженерного искусства.

Дальше