Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава V.

Восточная часть Средиземного моря в период 10–31 августа

Обстановка, создавшаяся в Средиземном море к 10 августа, особенно остро требовала наличия в составе эскадры линейных крейсеров, необходимость в которых, хотя и была меньше намечавшейся нашим первоначальным планом войны, ощущалась особенно резко вследствие обстоятельств, неожиданно принявших совершенно иной характер.

6 августа вступила в силу морская конвенция с Францией, по которой Средиземное море поручалось полному ее попечению.

С прорывом «Гебена» к «Бреслау» все наши броненосные суда, кроме флагманского корабля адмирала Трубриджа Defence, отзывались в Англию, а остающиеся поступали в распоряжение французского главнокомандующего адмирала Буэ де Лапейрера, на которого возлагалась ответственность за изоляцию австрийского флота и охрану британской морской торговли.

В остальных частях света повсюду совместными с Францией морскими операциями руководило британское Адмиралтейство, как, например, в Вест-Индии, где французские крейсеры Conde и Descartes были немедленно переданы в распоряжение адмирала Краддока.

В соответствии с конвенцией французскому флоту предоставлялось право пользоваться в качестве своей передовой базы Мальтой, что совершенно отвечало обстановке, так как с уходом германских судов из Средиземного моря [93] единственным объектом внимания являлся австрийский флот. За Италию можно было не беспокоиться, ее нейтралитет был обеспечен. Однако никакого плана действий на этом театре наметить еще не представлялось возможным.

Австрия уже находилась в состоянии войны с Россией, но еще не выступила открыто против Франции, продолжая свои мирные заверения в Париже.

Хотя французское правительство и сознавало всю неискренность этих заявлений, оно тем не менее допускало их — так откладывался срок неизбежного разрыва, что давало время французскому флоту организовать свою базу на Мальте. Для нас эта обстановка была достаточно трудной, в России же она вызывала самое сильное беспокойство.

Необходимость вывести наши броненосные суда из Средиземного моря была обоснована не только положением в водах Англии, но и рядом других серьезных требований.

Критическое положение на сухопутном фронте во Франции требовало спешной переброски туда египетских и средиземноморских гарнизонов, которые требовалось предварительно доставить в Англию, заменив их двумя дивизиями из Индии.

Отправление последних было назначено на 24 августа, и к этому времени потребовались боевые суда для конвоя транспортов, так как не исключалась возможность встречи их с «Кенигсбергом» и, возможно, с другими германскими крейсерами. 10 августа, еще до начала сосредоточения французского флота на Мальте, адмирал Трубридж получил приказание отделить из состава 1-й крейсерской эскадры Black Prince и Duke of Edinburgh и отправить их в Красное море.

Россия особенно опасалась в этот момент, что Австрия еще до объявления войны Франции направит свой флот в Дарданеллы на соединение с германскими судами, чтобы оказать давление на турок, прорваться в Черное море и заставить Болгарию броситься в объятия Центральных держав. Однако наше Адмиралтейство не придавало реального значения этим опасениям, видя что Италия, отказавшись примкнуть к Центральным державам, начала мобилизацию [94] флота{23}. При таких обстоятельствах представлялось маловероятным, чтобы Австрия оставила свое Адриатическое побережье открытым. Не вполне разделяя опасения России, мы, однако, в стратегическом плане не менее ее желали скорейшего окончания этого неопределенного и тревожного положения.

Поэтому мы поддерживали все русские представления в Париже, настаивая на скорейшем объявлении войны.

11 августа французский посол покинул Вену, и адмирал Лапейрер, только что закончивший перевозку Алжирского армейского корпуса, получил приказание сосредоточить свой флот на Мальте.

На следующий день адмирала Милна, осведомленного о состоявшейся конвенции, поставили в известность, что, будучи старше в чине французского адмирала, он должен вернуться в Англию. Адмирал Трубридж и адмирал Карден (старший морской начальник на Мальте) поступали под начальство французского главнокомандующего.

В полночь 19 августа в дополнение к этим инструкциям была получена телеграмма об объявлении и нами войны Австрии с приказанием адмиралу Милну немедленно идти на Мальту, сдать командование адмиралу Кардену, оставив для наблюдения за Дарданеллами два линейных и один легкий крейсеры под командованием старшего из командиров. Из оставленных легких крейсеров, находившихся там, один предоставлялся для его перехода на Мальту, другой подлежал отправлению в Порт-Саид для охраны путей транспортов, идущих из Индии.

Придя на Мальту 14 августа, адмирал Милн узнал, что за два дня до его прихода французский флот уже собрался здесь, и адмирал Лапейрер с 1-й линейной эскадрой и дивизией крейсеров ушел на присоединение к адмиралу Трубриджу ко входу в Адриатическое море.

На следующий день туда же ушли остальные боевые суда и почти все миноносцы, а 15 августа британские и французские силы соединились. [95]

На созванном совещании флагманов французский главнокомандующий сообщил свой план действий{24}.

Он предполагал на следующее же утро снять блокаду Черногории австрийским флотом. 1-я линейная эскадра под его флагом с миноносцами должна была без огней пройти вдоль итальянского берега до долготы Каттаро, откуда утром идти до берегов Черногории, в то время как адмирал Трубридж с легкими французскими крейсерами произведет поиск от островов Фано до Албанского побережья и этим наведет неприятеля на 1-ю эскадру.

Маневр этот, выполненный в точности, не привел к большим результатам. Были обнаружены лишь небольшой крейсер «Зента» и два миноносца. Последним удалось выброситься на берег, крейсер уйти не мог.

Лишившись хода от первых попаданий с Courbet, он доблестно отказался сдаться и через десять минут, объятый пламенем, взорвался. Его экипаж успел до взрыва спустить шлюпки и добраться до берега.

На ночь адмирал Лапейрер, опасаясь минных атак, повернул на юг.

Произведенная совместная франко-английская операция являлась началом широкого плана главнокомандующего.

Первым препятствием к установлению действительной блокады Адриатики являлось наличие австрийской передовой [96] базы в Каттаро, самом южном из австрийских портов, в тылу которого находилось Черногорское королевство.

Правда, занятие Каттаро требовало больших сил, чем имелось в наличии, но в это время уже существовала вероятность скорого присоединения Италии к державам Согласия. С ее помощью представлялось возможным, имея превосходство в силах, атаковать этот пункт. Был разработан план, по которому предполагалось не только снять блокаду Черногории, но и, войдя в связь с черногорцами, обложить форты Каттаро с суши. Предвидя, как развернутся события войны (так все и произошло), можно было считать, что выгоды от взятия Каттаро будут неисчислимы.

К сожалению, момент вступления в войну Италии тогда еще не назрел, а, кроме того, выполнению этой операции помешали другие важные события, надолго отложившие дальнейшие совместные действия франко-английского флота в водах Средиземного моря.

В полночь на 17 августа адмирал Трубридж получил от Адмиралтейства приказание немедленно идти с Defence, всеми миноносцами и их маткой Blenheim к Дарданеллам, оставив французскому главнокомандующему легкие крейсеры Daublin и Weymouth.

Истинное значение прорыва «Гебена» и «Бреслау» уже сказалось.

Еще до их прихода в Босфор, т. е. 9 августа, наш поверенный в делах заявил протест против допущения вооруженных германских судов в турецкие порты. Турция была особенно оскорблена нашим намерением реквизировать строящиеся в Англии ее дредноуты{25}, поэтому отношения с ней обострились. В день входа германских крейсеров в Дарданеллы был заявлен второй протест против допущения их прохода проливами.

Получив известие о входе «Гебена» и «Бреслау», сэр Эдуард Грей, отлично сознавая, к каким последствиям может привести это событие, немедленно телеграфировал в Каир: «Это означает, — писал он, — что Турция присоединилась к Германии и, возможно, бросится на Египет». [97]

На наши протесты Порта ответила, что крейсеры ею куплены у Германии и перейдут в ведение адмирала Лимпуса{26}, главы нашей морской миссии. Адмирал Лимпус выразил желание оставить свою должность и настойчиво просил Адмиралтейство зачислить его вновь на действительную службу.

Великий визирь, убежденно настроенный против разрыва с нами, просил не отзывать миссию, говоря, что приобретение «Гебена» и «Бреслау» направлено не против России и преследует лишь цель оказать давление на Грецию, дабы добиться возвращения нескольких островов, потерянных в последнюю Балканскую войну. Отозвание миссии он считал равносильным передаче всего дела в руки немцев. Заверения визиря были приняты во внимание, и адмиралу Лимпусу приказали оставаться.

Однако эта уступка не приостановила принятия мер предосторожности. Как только прозвучали слова предупреждения Грея, в Индию послали приказание приложить все старания, чтобы ускорить прибытие в Египет первого эшелона войск (в течение четырех-пяти дней).

Для охраны пути следования транспортов в Красное море направили крейсеры Black Prince, Duke of Edinburgh и Chatham. После получения известий от нашего посольства в Константинополе о непрекращающихся упорных слухах, что Австрия намерена присоединить при согласии Порты к «Гебену» два своих крейсера, было решено усилить блокаду Дарданелл. Адмирал Трубридж получил приказ идти к Дарданеллам и вступить в командование блокирующей эскадрой, оставаясь под начальством французского главнокомандующего.

Поскольку Трубридж был в это время занят в операции с адмиралом Лапейрером, то приказ получил лишь через тридцать часов, когда тучи над Босфором уже достаточно сгустились.

Германские суда не только не поступили в ведение адмирала Лимпуса, но неожиданно сам адмирал и все английские офицеры были заменены турецкими, причем чинам [98] нашей миссии предложили, «если они останутся», продолжать работу, но уже не на судах, а в стенах морского министерства.

Чувствовалась рука немцев, устранявшая в министерстве дружественно расположенных к нам лиц. Не менее сильно чувствовалась она и в Египте. Здесь, как и в Турции, интрига немцев действовала широко, и возникало самое серьезное опасение, что в случае нашей войны с сюзеренной державой — Турцией — «настроение умов» внутри страны окажется для нас критическим.

Мы уже знали, что враждебно настроенный к Англии военный министр Энвер-паша, являясь лишь игрушкой в руках немцев, мечтает о завоевании Египта и что именно с этой целью он хочет использовать европейскую войну.

Мобилизация турецкой армии шла полным ходом, войска в Сирии передвигались к границе Египта. В Красном море войска грузились на портовые пароходы, готовясь к походу через Канал. Мы не имели никаких средств, чтобы помешать их высадке на берегах Суэца. Положение это еще ухудшалось тем, что команды многочисленных немецких пароходов, задержанных в Суэце и Порт-Саиде, состояли почти сплошь из резервистов.

Требовалось принять срочные меры. Крейсеру Black Prince, направлявшемуся в Аден, распоряжением с Мальты было предписано остаться в Суэце, где турецкая канонерка поддерживала непрерывную радиосвязь с Константинополем.

Black Prince вышел в Красное море за два дня до получения этого приказа, и вернуть его удалось лишь благодаря счастливой случайности. Выйдя из Суэцкого залива, он встретил два немецких парохода Гамбург-Американской компании — «Истрия» (4200 тонн) и «Зюйдмарк» (5100 тонн). Задержав пароходы, он со своими призами повернул обратно в Суэц, встретив на пути крейсер Duke of Edinburgh, шедший в Аден и также задержавший приз — пароход «Алтер» (3200 тонн).

Придя поздно вечером 16 августа, командир Black Prince получил новое приказание Адмиралтейства, отменяющее распоряжение с Мальты, так как срочная необходимость в [99] конвое для индийских транспортов не позволяла задерживать крейсер, которому предписывалось следовать по первоначальному назначению. Вместо него для защиты Египта посылался из Адриатики Warrior, который должен был стоять в Александрии, предварительно сходив в Порт-Саид за призовыми пароходами. Chatham {27} из Александрии переместили в Суэц.

Таким образом, от французского главнокомандующего ушли последние из наших броненосных судов. В его распоряжении остались на Мальте лишь Weymouth и Dublin.

Это были первые последствия неудачи с «Гебеном».

Надежды на совместные с французами операции в Адриатике не осуществились; два из наших лучших крейсеров оказались прикованными к месту в момент наибольшей в них необходимости. Мы уже знаем, как отразилось в свое время на активности эскадры адмирала Бетелла в Канале подобное отделение старых линкоров для охраны торговых путей.

Вместе с тем адмиралу Трубриджу, согласно приказанию отправить один из его линейных крейсеров в Гибралтар, пришлось послать туда 20 августа Indomitable. Блокировать Дарданеллы остались Indefatigable (флагман) и Defence.

Между тем в Константинополе, куда поспешил вернуться наш посол сэр Луис Маллет, обстановка складывалась следующим образом: сторонники невмешательства в войну во главе с великим визирем как будто чувствовали под собой более твердую почву, но, с другой стороны, совершенно не исключалась возможность coup d'etat со стороны Энвер-паши при содействии «Гебена» и германской военной миссии, имевшей полный контроль над всей турецкой армией.

Противовесом возможности такого переворота могла стать лишь английская эскадра, но ее присутствие имело только политическое значение; она не смогла бы прорваться [100] за германскими судами, так как минные заграждения Дарданелл находились в ведении военного министра, того же Энвер-паши. Своим присутствием наша эскадра оказывала только моральную поддержку великому визирю и его партии.

Такую поддержку наш посол считал крайне желательной, но одновременно находил важным выяснить, «в какой степени форсирование Дарданелл британским флотом является действительной и необходимой мерой влияния на общий ход войны, если в стране возникнет диктатура Энвера».

Положение в Египте не улучшалось, и опасения за Суэцкий канал усиливались. Войска из Индии и шедшие им на смену территориальные части были уже в пути, и более, чем когда-либо, приходилось думать о том, чтобы их не отрезали.

На срочное представление по этому поводу наших властей в Египте Адмиралтейство приказало Warrior возвратиться в Порт-Саид, а дивизиону миноносцев, находившемуся на Мальте, идти в Суэцкий канал для сторожевой службы{28}. Для охраны пути Мальта — Порт-Саид адмирал Лапейрер отдал в распоряжение адмирала Кардена два последних английских крейсера Dublin и Weymouth, из которых один ему пришлось почти тотчас же просить обратно — для отправки в Яффу для защиты находившихся там русских (паломников. — Прим. ред.), умолявших о помощи. Адмиралтейство, не придававшее большого значения охране пути Мальта — Порт-Саид при блокаде Дарданелл и Адриатики, отправило туда Dublin. По его мнению, предпочтительно было бы отправить оба крейсера на поиски «Кенигсберга», но французское командование с этим не соглашалось, и Weymouth остался в Порт-Саиде, a Dublin, выполнив свою миссию в Яффе, ушел на присоединение к адмиралу Трубриджу.

В Константинополе положение к концу месяца ухудшилось. Дипломатическая борьба сосредоточилась вокруг вопроса о нескольких английских судах, задержанных якобы [101] из-за невозможности прохода через заграждения. Германофильствующая часть Оттоманского правительства делала, что хотела, — точное и определенное приказание великого визиря о пропуске судов выполнено не было.

Экипажи «Гебена» и «Бреслау» не только не покинули столицу, наоборот, количество немецких команд в Константинополе увеличивалось. Большие группы немецких офицеров и матросов, направляясь через Болгарию, прибывали в Турцию. На юге Сирии продолжалось сосредоточение войск, в Красном море энергично действовали турецкие канонерки.

Телеграммы сэра Луиса Малетта предупреждали о необходимости быть в готовности нанести встречный удар в случае начала неприятелем военных действий. Положение, по его мнению, было критическим, но не безнадежным.

Россия выражала крайнее беспокойство — она опасалась за свое господство в Черном море, так как с турецким флотом, укомплектованным немцами и усиленным «Гебеном», приходилось считаться.

Хотя минные заграждения в Дарданеллах под руководством немцев уже были поставлены, 27 августа посол вновь поднял вопрос о прохождении пролива нашими судами. Состоящий при посольстве военный агент считал возможным форсирование Дарданелл, но в своем сообщении добавлял, что если операция по прорыву не будет сопровождаться высадкой значительных сухопутных сил, она не даст никаких результатов.

Посол поддерживал точку зрения агента, предупреждая, что «неудача или же только частичный успех приведут к катастрофическим последствиям».

Свободных войск для совместных действий с флотом мы не имели, и не оставалось другого выхода, как стараться отсрочить время начала военных действий.

Адмиралу Трубриджу нельзя было дать никаких директив, кроме приказа стеречь «Гебен» и атаковать его в случае, если он выйдет.

Для разбрасывания наших сухопутных сил момент был самый неподходящий — положение на главном театре ясно указывало на это. [102]

Наступили черные дни войны. Мы оказались перед реальной опасностью, что уже к концу недели вся организация сосредоточения нашего флота в водах Англии будет нарушена.

Дальше