Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Становление государственной границы СССР

С возникновением государства рабочих и крестьян партии большевиков и Советской власти пришлось заново решать все вопросы государственного устройства, в том числе и о границе. Вопрос о границах социалистического государства Коммунистическая партия решала исходя из исторически сложившихся экономических, политических, национальных интересов, из принципов суверенитета народов и взаимного добрососедства с 14-ю сопредельными странами.

Политика справедливого устройства государственных границ Страны Советов, добрососедства и мира на границе была разработана В. И. Лениным. Еще до победы социалистической революции в России, когда на повестку дня ставилась задача взятия политической власти и установления диктатуры пролетариата, В. И. Ленин рассматривал вопрос о государственной границе. Он доказывал несостоятельность анархистского лозунга «прочь границы». В докладе на Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) в 1917 г. Владимир Ильич заявил: «Что значит «прочь границы»? Здесь начинается анархия... «Метод» социалистической революции под лозунгом «прочь границы» — это просто каша». В этом же докладе В. И. Ленин обосновал необходимость границ для социалистического государства{5}. Любое государство, в том числе и социалистическое, существует в пределах государственных границ, которые обозначают территориальное ограничение власти, принадлежность государству земных недр и территориальных вод, а также воздушных пространств, [7] лежащих над сушей и территориальными водами.

В своих трудах, написанных до и после победы Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин разработал основные принципы определения и установления государственной границы Страны Советов. Среди этих принципов важное место занимает право наций на самоопределение, вплоть до государственного отделения. Ленин категорически отвергал империалистические методы определения границ, когда более сильное государство путем экономического и политического давления, войны и иными насильственными методами устанавливало и перекраивало границы. «...Аннексия, — писал В. И. Ленин в статье «Итоги дискуссии о самоопределении», — есть нарушение самоопределения нации, есть установление границ государства вопреки воле населения»{6}.

В этой же работе Ленин обратил внимание на демократический принцип определения государствами своих границ, на учет исторически сложившихся условий «согласно воле и «симпатиям» населения». Он особенно выделял мысль о важности волеизъявления народа. Эти требования проходят у Ленина всюду, где речь идет об определении и установлении государственной границы. Уже в упомянутом докладе на Седьмой (Апрельской) конференции В. И. Ленин подчеркивал, что при определении государственной границы необходимо руководствоваться волей самого народа{7}.

Претворяя в жизнь ленинские принципы, и прежде всего право наций на самоопределение, вплоть до государственного отделения, Советское правительство в конце декабря 1917 г. опубликовало декрет о предоставлении Финляндии независимости и признании ее самостоятельным государством.

Во время брест-литовских мирных переговоров Советское правительство предложило установить государственные границы на демократической и исторически справедливой основе. Всем воюющим странам предлагалось не допускать насильственного присоединения захваченных в ходе войны территорий, вывести из оккупированных районов все войска, восстановить политическую самостоятельность народов, [8] лишенных ее во время войны, предоставить национальным группам, не имевшим ранее политической самостоятельности, право свободного выбора (на основе референдума): остаться в рамках того или иного государства или создать свою государственность. Однако эти предложения, отражавшие советскую миролюбивую внешнюю политику и подлинные интересы народов, не были поддержаны лидерами империалистических государств. Пользуясь тяжелым положением молодой Советской республики, империалистические державы в ультимативной форме навязали такие мирные условия, по которым от Советского государства насильственно отторгались обширные территории.

Этот грабительский мир с Германией не мог определить окончательных границ Советской республики на Западе. Он лишь зафиксировал линию, на которой были остановлены агрессивные силы империализма. Договор позволил нашей стране получить мирную передышку, необходимую для борьбы против внутренней контрреволюции, реорганизации народного хозяйства и создания регулярной Красной Армии. «Брест знаменателен тем, что в первый раз в масштабе гигантски-большом, среди трудностей необъятных мы сумели использовать противоречия между империалистами так, что выиграл в конечном счете социализм»{8}, — говорил В. И. Ленин.

Брест-Литовский мирный договор просуществовал недолго, всего лишь восемь месяцев. 13 ноября 1918 г. после происшедшей в Германии революции, свергнувшей кайзера Вильгельма II, Советское правительство аннулировало этот грабительский договор.

Своеобразно сложилась обстановка с нашими южными соседями. В 1920 г. в Турции под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции произошли прогрессивные перемены: к власти пришли левые силы во главе с Мустафой Кемалем (Ататюрком), который сразу же обратился к В. И. Ленину с предложением установить дипломатические, дружеские отношения. Предложение Кемаля было принято.

Следует отметить, что шовинистические круги бывшей султанской Турции и реакционная буржуазия [9] империалистических государств стремились всячески помешать установлению дружбы советского и турецкого народов. Стоявшие тогда у власти в Армении дашнаки, а в Грузии — меньшевики содействовали интригам этих реакционных сил. Немало противников советско-турецкой дружбы находилось и среди кемалистов. Но Ататюрк и его сторонники вели твердую линию на дружбу с Советской Россией. Что касается Советского правительства, то оно со своей стороны делало все, чтобы установить и развивать добрососедские отношения с Турцией, Совместные усилия привели к заключению в марте 1921 г. советско-турецкого договора, именуемого в преамбуле договором «О дружбе и братстве», которым отменялись все ранее заключенные договоры. Этот договор устанавливал новую северо-восточную границу Турции. При ее определении обе стороны стремились учитывать максимум обоюдных интересов, в том числе экономические, этнографические и др. Договором предусматривалось включение в состав Турции районов Карса, Ардагана и Артвина; оккупированный турецкими войсками Батуми возвращался Грузии.

Политика мира и добрососедства между Советской Россией и Турецкой республикой, закрепленная договором «О дружбе и братстве», позволила решить многие другие пограничные вопросы, отвечавшие насущным потребностям пограничного населения Турции, Азербайджана, Армении и Грузии. Исторически сложилось так, что часть народов, населявших территории Азербайджана, Грузии и Армении, проживала в пограничных районах Турции, а населявших турецкую территорию — в пограничных районах Азербайджана, Грузии и Армении. При этом нередко оказывались разорванными родственные связи, что вызывало естественное желание населения к воссоединению или общению. Кроме того, пограничное население Азербайджана, Грузии, Армении и Турции испытывало необходимость в различные времена года менять пастбища, которые находились по ту или другую сторону государственной границы.

Руководствуясь взаимными интересами, Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские Социалистические Республики, с одной стороны, [10] Турция — с другой при участии РСФСР в октябре 1921 г. подписали Карсский договор о дружбе. В нем предусматривались условия, облегчающие формальности для перехода государственной границы жителями пограничной зоны; им предоставлялось право пользования пастбищами, расположенными по другую сторону границы.

В 1921 г. были установлены добрососедские отношения с Ираном. В своем докладе на VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 г. В. И. Ленин уже тогда приветствовал «предстоящее подписание договора с Персией, дружественные отношения с которой обеспечены в силу совпадения коренных интересов у всех народов, страдающих от гнета империализма»{9}.

Несмотря на попытки английских правящих кругов сорвать переговоры представителей советских республик и Ирана, 26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский договор об установлении дружественных отношений. В основу этого договора легли принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различной социально-политической системой: равенство, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и взаимовыгодность.

Советско-иранский договор 1921 г. создал благоприятные условия для широкого решения различных пограничных вопросов. Спустя 33 года, в 1954 г., в развитие и укрепление существующих добрососедских отношений и в интересах урегулирования пограничных вопросов между СССР и Ираном было подписано советско-иранское соглашение, которое уточнило линию прохождения государственной границы. На участках Мугань, Деман, Эдды-Эвляр, Серахс, а также на участке Атрек устанавливалась новая линия границы. Территория на правом берегу Аракса и селение Хисар остались в пределах Ирана, а местечко Фирюза с прилегающими к нему землями — в пределах Советского Союза.

Сложной была обстановка и на южных участках границы, в частности в соседнем Афганистане в это время шла ожесточенная внутренняя междоусобная борьба, подстрекаемая английскими реакционными кругами. События в Афганистане отражались на положении советско-афганской границы. Однако трудящиеся [11] и прогрессивные силы Афганистана даже при наличии сложной обстановки в своей стране стремились к добрососедству с нашей страной. В Советской республике они видели прочную опору борьбы против международного империализма и внутренней реакции. Под влиянием этих сил афганский эмир Аманулла 7 апреля 1919 г. направил В. И. Ленину и М. И. Калинину письмо с предложением установить дружеские отношения между странами.

Эта инициатива была поддержана, поскольку она отвечала интересам обоих государств и миролюбивому внешнеполитическому курсу Советского правительства. В докладе на VIII Всероссийском съезде Советов В. И. Ленин отметил, что дружеские отношения с Афганистаном налаживаются и укрепляются{10}.

Совместными усилиями РСФСР и Афганистана был подготовлен и 13 сентября 1920 г. в Кабуле подписан прелиминарный договор, а 28 февраля 1921 г. состоялось заключение дружественного договора между Советской Россией и Афганистаном, направленного на упрочение добрососедских отношений, обеспечение действительной независимости обоих государств.

Линия государственной советско-афганской границы оставалась неизменной. По англо-русскому соглашению 1873 г. она проходила по левому, афганскому берегу Амударьи. Все имевшиеся на этой реке острова принадлежали России. В 1946 г. советско-афганским соглашением граница между СССР и Афганистаном была изменена. По Амударье и судоходной части Пянджа граница устанавливалась по тальвегу, а там, где его определить оказалось невозможно, — по середине рек.

В начале 20-х годов Советское правительство установило договорные отношения и с другими сопредельными государствами, определявшие в качественно новых условиях государственную границу страны и порядок решения пограничных вопросов.

Разработанные В. И. Лениным принципы установления государственных границ и поддержания на них мира и добрососедских отношений стали нормой деятельности Коммунистической партии и Советского правительства в решении пограничных вопросов. [12]

В речи на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве 28 октября 1973 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «...мы хотим, чтобы были единодушно, искренне, как говорится, всей душой, без «дипломатических» недомолвок и кривотолков сформулированы, утверждены всеми участниками совещания и приняты всеми народами континента определенные принципы взаимоотношений европейских государств. Я имею в виду такие, например, принципы, как неприкосновенность территорий всех государств Европы, нерушимость их границ, неприменение силы или угрозы силой в отношениях между государствами, невмешательство во внутренние дела друг друга, и развитие на такой основе взаимовыгодного сотрудничества, в различных областях»{11}.

Ленинский принцип территориальной неприкосновенности и уважения суверенитета лежит в основе миролюбивой внешней политики социалистических стран. Об этом, в частности, свидетельствуют договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между социалистическими странами, в которых указывается на обеспечение неприкосновенности государственных границ, неприменение силы в территориальных спорах и спорах о границах, на совместную защиту государственных границ против происков империалистических государств.

Последовательно и неуклонно проводя ленинский курс территориальной неприкосновенности и уважения суверенитета, Советский Союз постоянно стремится решать все пограничные вопросы мирным путем. На основе соглашений с сопредельными странами на отдельных участках уточняется линия прохождения государственной границы, регулируется пользование пограничными реками и водами и т. д.

Принципы неприкосновенности и целостности государственных территорий вошли во многие договоры, соглашения и другие документы, регламентирующие межгосударственные отношения. Устав ООН, например, запрещает угрозу силой или применение ее в отношении любого государства{12}. В Заключительном акте Общеевропейского совещания в Хельсинки подтверждена нерушимость сложившихся государственных границ. [13]

Строго соблюдая принцип территориальной неприкосновенности, Коммунистическая партия и Советское правительство принимали и принимают все необходимые меры по укреплению границ социалистического государства, установлению на передовых рубежах страны строгого порядка.

Еще летом и осенью 1918 г. были приняты меры к укреплению западной пограничной полосы протяженностью около 1000 км{13}.

В целях упорядочения ввоза и вывоза товаров через государственную границу Советской республики в декабре 1917 г. устанавливался единый орган — таможенные учреждения. Только с их разрешения через границу стали пропускаться грузы, при этом требовалось предъявление соответствующих документов от Народного комиссариата торговли и промышленности. Лишь в исключительных случаях там, где еще не имелось таможенных учреждений, провоз товаров через границу разрешала пограничная охрана, но также с предъявлением необходимых документов{14}.

В 1921 г. был уточнен порядок подхода иностранных коммерческих судов к русским портам, усложнявший нарушителям границы возможность совершать преступные действия. Военным судам разрешалось заходить в советские порты только по предварительному соглашению с Народным комиссариатом по иностранным делам РСФСР.

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры к установлению твердого порядка на рубежах социалистического государства в отношении не только пропуска через государственную границу людей, грузов, транспорта и т. д., но и задержания нарушителей границы и контрабандистов.

В конце октября 1922 г. руководство пограничной охраны, местные партийные и советские органы подготовили и провели «ударный двухмесячник укрепления охраны границы», в ходе которого среди пограничников и жителей пограничных районов велась разъяснительная работа о важности охраны государственной границы, осуществлялся большой комплекс мероприятий по инженерному оборудованию границ. [14]

В целях укрепления государственной границы и поддержания на ней строгого порядка партия и правительство неоднократно рассматривали социально-бытовые и другие вопросы населения пограничных районов. Так, в середине 20-х годов принимались меры по ускорению решения здесь земельного вопроса, выселению из пограничной полосы бывших помещиков; осуществлялись мероприятия по укреплению руководящего состава партийных и советских органов, проводилась активная борьба с преступностью. Особое внимание уделялось неукоснительному проведению в жизнь ленинской национальной политики, строго пресекались имевшие место перегибы при проведении антирелигиозной пропаганды и т. д.

В связи с засухой партийные органы Украины, Белоруссии и северо-западных районов РСФСР летом и осенью 1925 г. проводили большую работу по оказанию помощи трудовому крестьянству пограничной полосы семенами и продовольствием. В районах, пострадавших от засухи, значительно понижался сельхозналог, организовывалось добровольное переселение жителей в более хлебородные и промышленные районы страны, отпускались дополнительные кредиты по линии Сельхозбанка.

В это же время партия и правительство провели ряд мероприятий, позволявших жителям пограничной полосы более активно заниматься хозяйственной деятельностью. Так, в 1925 г. сокращались ограничения допуска при обработке полей, выпасе скота, ловле рыбы, сплаве леса и др. Одновременно создавались условия, упрощавшие передвижение и проживание местных жителей в пограничной полосе.

Среди принимаемых партией и правительством разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности и нерушимости государственных границ СССР важное место отводилось пограничной охране. [15]

Дальше