Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Создание пограничной охраны

Победа социалистической революции первоначально только в нашей стране остро ставила вопрос о защите завоеваний Великого Октября.

Господствующие классы империалистических государств предпринимали все меры к уничтожению молодого социалистического государства. Выступая на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин указывал: «...взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока, и помните, что ослабления, в отношении наших рабочих и крестьян и их завоеваний, мы не вправе допускать ни на секунду»{15}.

Охрану государственной границы В. И. Ленин рассматривал как неотъемлемую часть защиты социалистического Отечества и уделял ей большое внимание. Только с 1918 по 1921 г. Политбюро и Оргбюро РКП(б), СНК и Совет Обороны с участием В. И. Ленина более 30 раз рассматривали вопросы, связанные с организацией и укреплением охраны границ Советского государства.

Для экстренного закрытия границы от Белого моря до Кавказа включительно временно использовались части пограничного корпуса, охранявшего рубежи дореволюционной России и с начала первой мировой войны вошедшего в ведение общевойскового командования. В начале января 1918 г. Народный комиссариат по военным делам приступил к изучению состава и расположения Отдельного пограничного корпуса, а также Заамурского округа, [16] реорганизации пограничного корпуса после заключения Брест-Литовского мирного договора. Одновременно Народный комиссариат по военным делам начал подготовку проекта организации охраны всех границ Советской республики.

В связи с демобилизацией всей старой армии, в том числе и пограничного корпуса, план закрытия границы войсковыми силами до конца не был осуществлен. Для охраны границ началось формирование пограничной стражи на добровольной основе, но для прикрытия отдельных участков границы от Балтийского моря до Средней Азии включительно использовались и части Красной Армии{16}.

Подрывная деятельность империалистических государств и внутренней контрреволюции против молодой Республики Советов развернулась на наших границах сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В. И. Ленин вопрос об охране передовых рубежей поставил на повестку дня без промедления, как только в начале декабря 1917 г. представители Советской республики и Германии приступили к мирным переговорам.

В. И. Ленин рассматривал охрану государственной границы в плане политическом, экономическом и военном. На практике это означало обеспечение на границе неприкосновенности Советского социалистического государства, воспрепятствование расхищению природных и других богатств, принадлежащих народу, пресечение любых провокационных вылазок и готовность в необходимых случаях дать достойный отпор всем, кто посягнет на завоевания Великого Октября.

В подготовке первого декрета, определявшего организацию, цель и порядок пограничной охраны, приняли участие многие заинтересованные ведомства: военное, торговли и промышленности, финансовое, Главное управление и Совет пограничной охраны, созданные 30 марта 1918 г. при Наркомате финансов. В разработке декрета участвовали выдающиеся государственные и военные деятели: Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, В. Д. Бонч-Бруевич, Л. Б. Красин, В. Р. Менжинский и др.

К середине апреля 1918 г. заинтересованные ведомства подготовили проекты нормативных актов [17] об охране государственной границы. В них определялись задачи и способы охраны границы, профессиональное направление подготовки пограничников и структура пограничной охраны. В первых проектах закладывались основы пограничных войск, сочетающих особенности службы на границе с общевойсковыми действиями регулярных войск Красной Армии. В проекте инструкции по укомплектованию пограничной охраны говорилось: «Солдаты пограничной охраны должны получить обучение как пограничники и как солдаты Красной Армии»{17}.

Трудно было в короткий срок заново, без достаточного опыта и необходимых специалистов разработать систему охраны государственной границы и подготовки личного состава пограничных войск, а обстановка в стране вынуждала к незамедлительному решению этих вопросов.

15 апреля 1918 г. В. Д. Бонч-Бруевич, занимавшийся организацией охраны границы, обратился в Высший военный совет с докладной запиской о скорейшем рассмотрении Народным комиссариатом по военным делам проектов и инструкций, касающихся пограничной охраны{18}.

В то время, когда шли поиски организации пограничной охраны и разрабатывались соответствующие проекты, по требованию В. И. Ленина принимались срочные меры к войсковой и таможенной охране государственной границы. Создавались специальные комиссии по набору добровольцев в пограничную охрану, общее руководство которыми возлагалось на Главное управление пограничной охраны, учрежденное при Народном комиссариате финансов{19}. Для охраны линии перемирия с Германией из состава Красной Армии выделялись отряды завесы. С прибытием сформированных пограничных подразделений эти отряды становились резервом, предназначенным в помощь пограничникам в случае боевых действий с передовыми частями противника.

Пограничная охрана создавалась в первую очередь на наиболее важных в то время участках границы, прикрывавших подступы к Петрограду (от Чудского озера до Гдова, по границам Эстляндии и Финляндии, вдоль побережья Белого моря до конечного пункта Мурманской железной дороги). В приказе [18] Главного управления пограничной охраны от 15 мая 1918 г. говорилось: «Временно, до выхода декрета Совета Народных Комиссаров об учреждении по границам Российской Федеративной Советской Республики пограничной охраны (по соглашению с Управлением военного контроля), уже назначены начальники округа и районов, и таковые отправились в пункты своих управлений. Назначения на другие низшие командные должности предоставлены начальникам управлений округа и районов непосредственно. Для укомплектования районов пограничниками выехали образованные для сей цели (по указанию того же Управления военного контроля) комиссии»{20}. В начале мая 1918 г. началась подготовка проекта декрета по закрытию среднеазиатского участка границы в связи с частыми налетами на советскую территорию зарубежных банд.

С учетом сложной обстановки, особенно на линии перемирия, до принятия декрета об учреждении пограничной охраны в срочном порядке создавались различные управленческие звенья на местах (округа, районы и подрайоны), которые затем осуществляли формирование пограничной охраны и одновременно организовывали службу на границе. В условиях огромных экономических трудностей Советское правительство выделило для этих целей 1 млн. руб.{21}

Весь сложный комплекс разработки декрета об организации и охране границы решался при непосредственном личном участии В. И. Ленина. Во всем ощущалось величие его организаторского таланта, глубокая политическая проницательность. В кратчайшие сроки, всего лишь за пять месяцев, были определены основные задачи, принципы и способы охраны государственной границы, обучения и воспитания пограничников, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Первый декрет о пограничной охране был подписан В. И. Лениным 28 мая 1918 г.{22} В нем ставились следующие задачи:

«а) воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Федеративной Советской Республики; [19]
б) защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;
в) надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства;
г) охрана наших рыбаков и промышленников в пограничных морях, озерах и реках;
д) защита наших пограничных селений от нападения разбойников и кочевых племен;
е) осуществление в потребных случаях пограничного карантина и проч.»{23}

Декрет определил порядок расположения пограничных застав; пограничную полосу; морскую таможенную полосу в 12 морских миль, в пределах которой пограничной охране предоставлялось право осуществлять надзор за всеми находившимися там судами; черту границы, свободной от каких-либо строений, пашни и т. д.; порядок приема на службу в пограничную охрану; снабжение вооружением, обмундированием, продовольствием; порядок медицинского обслуживания; непосредственное руководство пограничной охраной, которое возлагалось на Главное управление пограничной охраны и созданный при нем Совет пограничной охраны в составе двух комиссаров и одного военного руководителя. Декрет, инструкции и другие документы, определявшие систему охраны государственной границы, отражали подлинные интересы народа, заботу Коммунистической партии о надежной защите социалистического Отечества, об обеспечении прочного мира и поддержании добрососедских отношений с сопредельными странами.

Практическая организация охраны границы проходила в условиях сложной внутриклассовой борьбы, гражданской войны и военной иностранной интервенции, послевоенной разрухи. Все это вносило коррективы в систему пограничной охраны. Необходимые уточнения, поправки, организационные изменения закреплялись соответствующими декретами и постановлениями Советской власти.

Нелегкой оказалась задача совмещения военных, таможенных, чекистских и специальных пограничных функций по охране границы. Большие трудности встретились, в частности, при определении структуры пограничной охраны. В письме Главного [20] управления пограничной охраны в Народный комиссариат финансов от 24 мая 1918 г. говорилось: «В настоящее время на войсках завесы одновременно с задачами чисто боевого характера лежит обязанность устройства пропускных пунктов и таможенного осмотра, т. е. эти войска выполняют на границе функции как чисто военные, так и таможенной и пограничной стражи.

Эти последние обязанности, отвлекая войска завесы от их основных задач, являются в то же время настолько специальными, что, казалось бы, безусловно требуют вполне обособленной организации, на настоятельную необходимость чего уже поступают и сообщения с мест»{24}.

Генеральный штаб предлагал разделить управление пограничной охраной по функциям: оперативную часть оставить в ведении Народного комиссариата финансов, а войсковую передать военному ведомству, которое должно было обучать пограничников военному делу, разрабатывать вопросы мобилизации и тем самым объединять пограничную охрану с армией, держать пограничные части в постоянной боевой готовности. В условиях неустойчивого мира создаваемая пограничная охрана являлась форпостом, предназначавшимся для нанесения удара по передовым частям противника в начале военных действий{25}.

Наряду с проблемами оборонного значения большую озабоченность в те годы вызывала защита экономических интересов социалистического государства. В срочном порядке требовалось поставить надежный заслон контрабанде. Эту задачу можно было решить только с помощью войсковой силы.

Защита экономических интересов на границе находилась в компетенции Наркомата торговли и промышленности, который разработал свой проект охраны границы. В проекте особое внимание обращалось на борьбу с экономической и политической контрабандой. «Ныне на границах РСФСР, — говорилось в объяснительной записке Наркомата торговли и промышленности, — контрабанда, как ввозная, так и вывозная, почти не встречает препятствий, чем наносится экономическим интересам республики неисчислимый вред. [21]

Следует полагать, что и политическая контрабанда также проникает через границу без особенных затруднений, ибо шпион и контрабандист в большинстве случаев есть одно и то же лицо, и во всяком случае первый и второй ходят через границу по одним и тем же дорогам, на которых, судя по развившейся до необычайных размеров контрабанде, никто их ныне не задерживает.

Необходимо принять такие меры, которые могли бы вывести республику из этого беззащитного состояния в отношении контрабанды»{26}.

В качестве таких действенных мер Наркомат торговли и промышленности предлагал организацию специальной единой, постоянной пограничной охраны, которая могла бы осуществлять защиту интересов всех ведомств. Необходимость передачи пограничной охраны в ведение Наркомата торговли и промышленности авторы проекта обосновывали непрекращающейся борьбой с контрабандой на всех участках государственной границы, а также совместной деятельностью таможенных учреждений и пограничной охраны, экономическую и частично политическую функции которых осуществлял Наркомат торговли и промышленности.

Все предложения были внимательно изучены и обобщены. На их основе был разработан и 29 июня 1918 г. утвержден В. И. Лениным декрет о переходе корчемной стражи, осуществлявшей таможенный надзор, и пограничной охраны под единым руководством Главного управления пограничной охраны из ведения Наркомата финансов в ведение и подчинение Наркомата торговли и промышленности{27}. Для наблюдения за охраной границы с точки зрения таможенных функций при Народном комиссариате торговли и промышленности была создана особая коллегия в составе представителей корчемной стражи и пограничной охраны под председательством народного комиссара торговли и промышленности. В необходимых случаях в работе этой коллегии принимали участие представители заинтересованных ведомств.

Декрет от 29 июня 1918 г. положил начало формированию пограничной охраны как специальной вооруженной силы, находящейся в ведении Наркомата торговли и промышленности в мирное время. [22]

С момента объявления мобилизации пограничной охране предписывалось войти составной частью в Вооруженные Силы и выполнять специальные задания по обеспечению формирования частей Красной Армии в пограничных районах{28}. Короче говоря, на пограничную охрану возлагался обширный комплекс задач (кроме борьбы с контрреволюцией и спекуляцией, которую вели пограничные ЧК) по обеспечению неприкосновенности границ социалистического государства.

Однако формируемая пограничная охрана в таком виде все же не могла полностью решать все возложенные на нее задачи. Она способна была осуществлять лишь контрольно-таможенные функции, но не выполняла в должной мере военно-политические задачи охраны советских рубежей. Гарнизоны таможенной стражи и пограничной охраны, имея небольшой личный состав и слабое вооружение, не могли успешно вести борьбу с контрабандистами, часто входившими в состав крупных вооруженных банд или ими сопровождавшимися. Не могли они также надежно защищать пограничное население от многочисленных нападений вооруженных грабителей, хотя вели самоотверженную, героическую борьбу с различными нарушителями границы.

Действиям крупных вооруженных банд на границе и в пограничных районах могла успешно противостоять только хорошо вооруженная, подготовленная в военном отношении, сплоченная крепкой дисциплиной организация, совмещавшая военное и пограничное мастерство.

Обстановка в стране к лету 1918 г. крайне обострилась. В район Мурманска прибывали части английских, американских и канадских войск. Их численность достигла 10 тыс. человек. 31 июля интервенты с помощью белогвардейцев захватили Онегу. 2 августа войска интервентов высадились в районе Архангельска, где совместно с внутренними реакционными силами осуществили контрреволюционный переворот и создали белогвардейское правительство Севера России. На Дальнем Востоке высаживались японские, английские и американские войска. На Северном Кавказе белогвардейские генералы Корнилов, Алексеев и Деникин с помощью [23] империалистов создали так называемую Добровольческую армию и начали войну против Советской власти. Генерал Краснов при поддержке германских захватчиков организовал на Дону белоказачью армию и двинулся на Царицын. Немецкие войска удерживали под своим контролем оккупированные территории Польши, Прибалтики, Белоруссии, в нарушение Брестского мира полностью захватили Украину, вторглись в пределы Российской Федерации, оккупировали Ростов-на-Дону и Таганрог, совместно с турецкими войсками ворвались в Закавказье.

25 мая 1918 г. Антанта подняла мятеж Чехословацкого корпуса, состоявшего из бывших военнопленных и направлявшегося с разрешения Советского правительства через Сибирь и Дальний Восток в Европу. К лету 1918 г. 3/4 территории нашей страны находились в руках интервентов и белогвардейцев. Молодая Республика Советов оказалась в огненном кольце фронтов, отрезанной от основных продовольственных, сырьевых и топливных районов. Контрреволюционеры, опиравшиеся на реакционные круги империалистических государств, подняли антисоветские мятежи в Москве, Ярославле и других городах, организовали убийство В. В. Володарского и М. С. Урицкого, совершили покушение на В. И. Ленина.

Генеральный штаб принимал срочные меры по ускорению формирования частей пограничной охраны, обеспечения их необходимым вооружением и снаряжением. Особенно ускоренными темпами формировались два пограничных округа, предназначавшихся для охраны участка прифронтовых районов Нарва — Орша — Суджа. Отсутствие пограничной охраны на этом направлении крайне неблагоприятно сказывалось на осуществлении мобилизационных мероприятий. По этой причине командование Красной Армии не могло провести в определенные планом сроки формирование нескольких дивизий. С учетом этих обстоятельств Генштаб выделял для пограничной охраны некоторые части и подразделения из войск завесы{29}.

Принимая меры к ускорению формирования пограничной охраны, Генеральный штаб 1 августа 1918 г. представил в СНК проект декрета о передаче сформированных войсковых сил пограничной охраны [24] в подчинение Народного комиссариата по военным делам. Специально созданная комиссия по разрешению вопросов, возникавших между Наркоматом по военным делам и пограничной охраной, на своих заседаниях 29 июля и 1 августа 1918 г. обратила внимание на усиление пограничной охраны, которая могла бы «действовать наряду с воинскими армейскими частями, не отличаясь от последних своей боеспособностью, а также организацией и вооружением»{30}.

На основе внесенных предложений был подготовлен и 19 августа 1918 г. подписан В. И. Лениным декрет «Об объединении всех вооруженных сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам»{31}. Согласно этому декрету, все войска специального назначения, в том числе и пограничная охрана, переходили в двойное подчинение. В решении специальных задач части пограничной охраны оставались в ведении Наркомата торговли и промышленности, а по военным вопросам (укомплектованию, структуре, обучению, вооружению, снабжению, боевой подготовке и т. д.) переходили в распоряжение Военного комиссариата. Декрет от 19 августа 1918 г. закреплял пограничные войска как составную часть Советских Вооруженных Сил, активизировал их военную подготовку.

Одновременно принимались меры к усилению экономической охраны государственной границы. Ускоренными темпами формировались и пограничные подразделения, они выдвигались непосредственно на линию государственной границы, прежде всего на наиболее важных направлениях. Сплошную охрану границы осуществлять пока не представлялось возможным. Решение этой задачи усложнялось еще и тем, что с принятием декрета 19 августа 1918 г. отдельные командующие армиями (особенно Украинского фронта), получившие в оперативное подчинение пограничные части, стали их расформировывать. Принятыми Всероссийским главным штабом мерами это было прекращено, командующим армиями предписывалось сохранять пограничные формирования и по миновании боевой необходимости направлять их на выполнение прямых задач по охране государственной границы{32}. [25]

Сложная обстановка в стране, вынудившая ВЦИК 2 сентября 1918 г. объявить Советскую республику единым военным лагерем, затрудняла формирование пограничных частей, а имевшиеся в наличии подразделения все чаще использовались для ведения боевых действий с противником.

К сентябрю 1918 г. граница охранялась лишь на небольших участках, там, где не велись боевые действия: по демаркационной линии между Россией и Украиной, на Петроградском и частично на Амурском направлениях. Эти границы были временными, представляли собой рубеж острой классовой борьбы против сил контрреволюции, разведывательных органов капиталистических стран и контрабандистов. Но крайне ограниченными силами на временно определившихся, постоянно подвижных рубежах борющегося молодого Советского государства надежно обеспечивать интересы Советской власти было невозможно. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство усиливали деятельность пограничных чрезвычайных комиссий. 1 сентября 1918 г. на совещании представителей пограничных ЧК была дана установка об усилении планомерной и активной борьбы с контрреволюцией, со всеми преступными элементами в пограничной полосе. 2 сентября совещание пограничных чрезвычайных комиссий приняло постановление об объединении всех наличных сил пограничных ЧК для борьбы с преступными элементами. В соответствии с этим постановлением губернские и уездные чрезвычайные комиссии, расположенные вдоль линии перемирия, переходили в подчинение пограничного подотдела ВЧК{33}.

Эта мера определенным образом усиливала борьбу с врагом на переднем рубеже, но, разумеется, не в такой степени, чтобы создать противнику прочный заслон. Чрезвычайные комиссии непосредственной охраной границы не занимались. Находившиеся в двойном подчинении немногочисленные пограничные части также не могли в полной мере решать возложенные на них задачи: военное ведомство было заинтересовано в поддержании пограничных подразделений на уровне высокой боевой готовности, а Народный комиссариат торговли и промышленности — в использовании пограничников как военной силы [26] для охраны границы, задержания контрабандистов и перебежчиков. «При настоящем... положении вещей, — говорилось в докладе Главного управления пограничной охраны во Всероссийское бюро военно-политических комиссаров 6 октября 1918 года, — всякая работа Главного управления пограничной охраны непродуктивна, не достигает цели вследствие неопределенности <вопроса о том>, кому подчиняется пограничная охрана и каков ее верховный орган...»{34}

Интересы охраны государственной границы настоятельно требовали сосредоточения всех вопросов, связанных с решением этой задачи, в одном ведомстве. Эти функции готово было принять Главное управление пограничной охраны, которое тесно взаимодействовало с военным ведомством. Что касается высшего органа по руководству пограничной охраной, то практика свидетельствовала о том, что таковым должно быть ведомство, занимавшееся вопросами государственной безопасности.

В начале октября 1918 г. в связи с относительным затишьем на фронтах отдельные части пограничной охраны возвращались на охрану границы. Военные комиссары пограничной охраны В. Д. Фролов и П. Ф. Федотов поставили вопрос о подчинении пограничной охраны одному ведомству. При этом они правомерно считали нецелесообразным оставлять пограничную охрану в подчинении Народного комиссариата торговли и промышленности, поскольку он не мог решать ни специально пограничные, ни военные задачи. В начале октября 1918 г. в связи с предстоящим переходом к укомплектованию пограничной охраны исключительно военнообязанными лицами набор добровольцев был прекращен{35}.

Принимаемые в октябре и первой половине ноября 1918 г. меры направлялись главным образом на укрепление пограничных частей как воинских формирований. По приказу Реввоенсовета республики от 12 октября 1918 г. управление войсками специального назначения передавалось советам, состоящим из трех человек: военного руководителя и двух комиссаров. Командные должности в частях замещались специалистами военного дела, личный состав перевооружался образцами оружия, принятыми в [27] Красной Армии, устанавливалось единое снаряжение и обмундирование с соответствующими знаками различия для войск каждого ведомства. Штаб Революционного военного совета республики, Всероссийский главный штаб и Центральное управление снабжения установили строгий контроль за обеспечением специальных частей всем необходимым.

В указаниях Главного управления пограничной охраны от 21 октября 1918 г. о взаимодействии пограничной охраны с частями Красной Армии обращалось внимание на подготовку частей и подразделений для совместных действий с Красной Армией против регулярных войск противника. В нем говорилось: «1) установление теперь же тесной связи между частями названной (пограничной. — А. Ч.) охраны и ближайшими к ним отрядами Красной Армии, 2) определение заранее порядка подчиненности частей пограничной охраны начальникам вышеупомянутых отрядов, 3) полное их, в случае необходимости, взаимодействие и 4) дача начальниками отрядов Красной Армии дальнейших боевых указаний поступившим к ним под команду частям пограничной охраны...»{36}

В кратких указаниях Главного управления пограничной охраны о мерах, принимаемых частями погранохраны во время боевых столкновений на границе, обращалось внимание на повышение боевой готовности включительно до отдельных команд, на необходимость точного порядка сбора частей с границы в случае объединения пограничных подразделений в более крупные войсковые соединения. Готовя пограничные части для совместных действий с частями Красной Армии против войск противника, Главное управление пограничной охраны вместе с тем обращало внимание на воспитание у пограничников высокого чувства ответственности за охрану границы. «Граница... — это наша святыня, это наше, пограничных войск, знамя, которое надлежит охранять и защищать до последней капли крови. Поэтому отход частей пограничной охраны с границы может иметь место только лишь в двух случаях: а) по приказанию командования или же б) под давлением превосходящих сил противника, когда совершенно уже не представляется возможным бороться»{37}. [28]

Пограничные части оправдали возложенные на них задачи, они стойко дрались на передних рубежах с различными бандами, подразделениями противника, террористами и диверсантами.

Во второй половине ноября 1918 г., когда империалисты стран Антанты усилили интервенцию и установили блокаду Советской республики, пограничные войска, еще не закончившие формирования, были сведены в три дивизии и подчинены в оперативном отношении командующим армиями. С этого времени пограничные части находились непрерывно в боевой обстановке, принимали активное участие в наступательных операциях Красной Армии по освобождению от германских войск Украины и в обороне советско-финской границы.

В тяжелых условиях приходилось действовать 2-й пограничной дивизии. Плохо экипированная, в трескучие морозы она мужественно сражалась с врагом. В январе 1919 г. большинство частей 2-й пограничной дивизии были рассредоточены небольшими группами по всему Западному фронту. Они бессменно вели бои против белогвардейских банд и польских легионов.

В условиях напряженных боев гражданской войны ставилась задача сохранить пограничные части как специальные формирования, способные в необходимых условиях встать на охрану границы. В конце ноября и в начале декабря 1918 г. в связи с отступлением немецких войск на повестку дня вновь встал вопрос о пограничной охране. На проведенной 2 декабря 1918 г. конференции военно-окружных комиссаров и комиссаров Главного управления пограничной охраны обращалось внимание на усиление политического контроля за охраной прифронтовых линий и проведение идеологической работы среди населения прифронтовой полосы, а также на освобожденной от противника территории{38}. Учитывая сложную обстановку, Главное управление пограничной охраны придавало важное значение повышению боевой готовности частей, выделенных для охраны границы. Особенно четко отрабатывались действия пограничников на случай вооруженных столкновений с крупными войсковыми силами врага и вооруженными бандами. [29]

В период зимы и весны 1919 г. советские войска одержали ряд крупных побед. К февралю Красная Армия освободила от белогвардейцев и интервентов территорию общей площадью 850 тыс. кв. км и с населением более 40 млн. человек. Некоторые пограничные части возвращались для несения пограничной службы.

Таможенные учреждения без войсковой силы, специально обученной для охраны границы, не могли успешно вести борьбу с контрабандой, а выделяемые для этой цели подразделения полевых войск не удовлетворяли таможенным требованиям, возросшим после национализации внешней торговли. Без защиты финансово-экономических интересов республики на границе «страна неизбежно опустошится вывозом за границу продовольствия и продуктов сельскохозяйственной и фабричной промышленности»{39}, — говорилось в письме народного комиссара торговли и промышленности в Реввоенсовет республики.

Между тем отдельные командующие армиями, как уже упоминалось выше, нарушали декрет Совнаркома о сохранении пограничных частей как самостоятельных боевых единиц и привлечении их для проведения общевойсковых операций только на участках военных действий по месту их дислокации. Некоторые пограничные части расформировывались, другие по окончании боевых действий задерживались в оперативном подчинении. В этой связи Полевой штаб Революционного военного совета республики 3 февраля 1919 г. дал указание, которое требовало сохранять части пограничной охраны в их собственной организации и только в таком виде подчинять общевойсковым соединениям, возвращая их для несения пограничной службы туда, где прекращались боевые действия. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны предписывал Реввоенсовету республики по мере прекращения военных действий на границе выделять для ее охраны кроме пограничных и общевойсковые части{40}.

Принимались меры к формированию новых пограничных частей и подразделений. К концу марта 1919 г. в ведении Главного управления пограничной охраны находились три дивизии, предназначавшиеся [30] для закрытия границы от Белого моря до Дона. Шла подготовка к формированию еще двух дивизий для охраны границ в Средней Азии{41}.

Весной 1919 г. в освобожденных пограничных районах активизировали преступную деятельность вооруженные банды. В этой связи Народный комиссариат торговли и промышленности 22 мая 1919 г. вышел в Реввоенсовет республики с предложением возвратить 2-ю дивизию для несения службы на западной границе. Предложение было принято. В результате значительно возросло число задержаний контрабанды. Но вскоре обстановка в стране вновь обострилась. Потерпев поражение на Урале и в Сибири, на севере и северо-западе под Петроградом, а также в Крыму, Антанта не отказалась от своих планов удушения Советской республики. Летом 1919 г. она организовала второй объединенный поход, главные силы которого составили войска Деникина. Империалисты США и Англии оказывали ему большую военную помощь. В начале июля, захватив обширные районы юга России и Украины, Деникин повел наступление на Москву. К советской границе была стянута 100-тысячная армия буржуазно-помещичьей Польши.

В эти тяжелые для нашей Родины дни все войсковые силы направлялись на фронт. Что касается пограничных войск, то в новых условиях вновь ставилась задача сохранить их как специальные формирования. В докладе Реввоенсовету республики 30 июня 1919 г. В. Д. Бонч-Бруевич писал: «...расформирование пограничных войск, как таковых, крайне нежелательно, так как эти войска, только недавно и с большим трудом сформированные, будут необходимы <Народному> комиссариату торговли и промышленности тотчас по окончании войны.

Вновь сформировать пограничную охрану в момент необходимости будет крайне затруднительно, так как эти войска требуют специального укомплектования, каковое по мере возможности и дано было ныне существующим пограничным войскам.

Существующие пограничные войска в данный момент все участвуют в боевых действиях, а следовательно, эти войска как боевая сила утилизированы военным ведомством в полной мере. [31]

Я полагаю, что пограничные войска должны продолжать драться рядом с полевыми войсками, но оставаться войсками пограничной охраны, и, как таковые, не должны быть расформированы».

С такой же просьбой о сохранении пограничных формирований как войск специального назначения обратился к Главнокомандующему Красной Армией 8 июля 1919 г. народный комиссар торговли и промышленности Л. Б. Красин{42}.

На заседании Совета Обороны, проходившем 11 июля 1919 г. под председательством В. И. Ленина, был рассмотрен вопрос о передаче пограничных войск на все время военных действий в полное распоряжение военного ведомства, но окончательного решения не было принято, Специально созданной комиссии из представителей заинтересованных ведомств — Наркомата торговли и промышленности, военного ведомства и Государственного контроля — поручалось дополнительно изучить этот вопрос.

Через несколько дней, 18 июля 1919 г., комиссия доложила свои выводы Совету Обороны, и он принял решение о передаче всех пограничных войск на время военных действий в полное ведение Народного комиссариата по военным делам, но с сохранением их особой организации{43}. В соответствии с этим постановлением 1-я и 2-я пограничные дивизии были объединены в одну 53-ю дивизию, а 3-я пограничная дивизия переименована в 44-ю. Главное управление пограничной охраны расформировывалось. Из его состава выделялись пять специалистов в Наркомат торговли и промышленности для консультаций по вопросам пограничного надзора.

Сохранение пограничных войск в качестве самостоятельных формирований в условиях гражданской войны свидетельствовало об огромном внимании Коммунистической партии и лично В. И. Ленина к советской пограничной охране. В ходе боевых действий Реввоенсовет республики строго следил за соблюдением постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны о сохранении пограничных войск как самостоятельных формирований, решительно пресекал попытки отдельных командующих армиями передать пограничников в части Красной Армии. [32]

В период гражданской войны на отдельные участки границы, где боевые действия не велись, для закрытия наиболее важных направлений выставлялись подразделения Красной Армии. Однако их численность была незначительной; они не имели необходимой подготовки и к тому же часто менялись, что не давало им возможности приобретать опыт охраны границы. Этим пользовались контрабандисты и иностранные разведки. Их подрывные действия все настоятельнее требовали восстановить охрану границы специально сформированными войсковыми силами. Реввоенсовет республики 30 августа 1919 г. направил телеграмму командующему 7-й армии о выводе в резерв фронта 53-й и укомплектовании 1-й и 2-й пограничных дивизий{44}. 24 сентября 1919 г. нарком торговли и промышленности Л. Б. Красин обратился в Реввоенсовет республики с письмом, в котором указывал, что «осуществить эти декреты (речь идет о декретах по национализации внешней и внутренней торговли. — А. Ч.) без пограничной охраны нельзя. Тайный провоз грузов от нас и к нам, как равно и тайный переход со спекулятивными целями лиц, а равно и шпионов, агентов Антанты и т. п., через границы Советской Республики на их тысячеверстном расстоянии не только должны убить нашу национализированную внешнюю и внутреннюю торговлю, но и вообще должны нанести неисчислимый вред и без того обескровленной России.

Опыт показывает, что специальную службу пограничного надзора могут нести лишь соответственной подготовки пограничные войска, и, когда граница бывает закрыта частями, совершенно не знакомыми со службой пограничного надзора, выполнить службу пограничной охраны не представляется никакой возможности»{45}.

Письмо Л. Б. Красина послужило основанием для рассмотрения вопроса об усилении охраны границы на заседании Совета Обороны, проходившем 10 октября 1919 г. под председательством В. И. Ленина. Обстановка в стране не позволяла снимать с фронта сколоченные, имевшие большой опыт боевых действий пограничные дивизии. Но и в данных условиях Совет Обороны принял все возможные меры [33] для усиления охраны границы. В помощь таможенным учреждениям выделялись войска внутренней охраны, располагавшиеся в пограничных районах, или части Красной Армии{46}.

Большие трудности встали на пути решения этих проблем, особенно перед войсками внутренней охраны. Они уже и тогда выполняли много сложных и не менее важных задач: обеспечивали внутренний порядок, охраняли транспорт, грузы, предприятия и т. д. Не всегда могли прийти на помощь и части Красной Армии. Для охраны границы могли выделяться только запасные части, и то на короткий срок, когда шел процесс их формирования. А если учесть, что в условиях войны войсковые формирования шли ускоренным темпом, то время для привлечения запасных частей к охране границы оставалось минимальное. Особенно трудным было положение на сибирским участке границы. На всю Сибирь приходилось девять чекистских батальонов. Из них на охрану границы выделялись мелкие, разрозненные подразделения. Остальные были заняты борьбой с белогвардейскими бандами, контрреволюционными организациями, охраной железных дорог. Но как только основные силы врага были разгромлены, Совет Рабочей и Крестьянской Обороны начал принимать срочные меры по закрытию границы.

К марту 1920 г. окончился разгромом второй поход Антанты. 17 марта Красная Армия заняла Екатеринодар. Остатки разбитых войск Деникина бежали в район Туапсе и Новороссийска, откуда затем были переброшены в Крым. От белогвардейцев был очищен Северный Кавказ и Дагестан, советские войска вплотную подошли к Закавказью. 19 марта 1920 г. В. И. Ленин провел заседание Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, на котором, в частности, поставил вопрос о принятии экстренных мер по усилению охраны границ республики. Совет поручил Реввоенсовету выделить специальные части в подчинение Народного комиссариата по военным делам для использования по указанию Народного комиссариата торговли и промышленности на определенных участках границы{47}. Это постановление явилось новым шагом по возрождению пограничной [34] охраны. Одновременно рассматривался вопрос о создании аппарата управления пограничной охраны.

Пользуясь короткой мирной передышкой (февраль — апрель 1920 г.), междуведомственное совещание, созванное согласно постановлению Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 19 марта 1920 г., приступило к активной разработке организации охраны границы. Уже к середине апреля 1920 г. были определены участки границ, которые требовалось закрыть в кратчайшее время. К их числу относились такие, где боевые действия уже прекратились или должны были прекратиться в ближайшее время (беломорское, эстонское, латвийское, румынское, черноморское и западносибирское направления). На финский, польско-литовский и кавказский участки, где все еще продолжались боевые действия, а также на южную границу, где количество войск было незначительное и они вели постоянную борьбу с бандами басмачей, войсковые силы из состава Красной Армии и части внутренней охраны для несения службы на границе еще не выделялись.

Международная обстановка, которая все еще оставалась напряженной, не позволяла выделить для охраны границы войска большой численности. Антанта готовила третий поход. На этот раз ставка делалась на реакционные круги помещичье-буржуазной Польши и остатки белогвардейщины, объединенной Врангелем. 25 апреля 1920 г. белополяки совершили внезапное нападение на Правобережную Украину. Началась советско-польская война, продолжавшаяся до августа 1920 г.

Но и в этих трудных условиях партия и правительство не ослабляли внимания к вопросу охраны советских рубежей. В марте 1920 г. для немедленной охраны границы выделялись специальные части из состава Красной Армии, которые оставались в подчинении Наркомвоендела, но службу по охране границы несли по указанию органов Наркомвнешторга. Находившиеся в различных учреждениях специалисты-пограничники направлялись для охраны границы. Все они переходили в одно ведомство — Наркомат торговли и промышленности.

В июле 1920 г. Совет Труда и Обороны принял постановление об усилении войсковой охраны границы [35] и создании централизованного управления пограничной охраной. В постановлении, в частности, говорилось: «1. Поручить РВСР теперь же выделить для охраны границ: беломорской, эстонской и западносибирской, а также в будущем выделять в соответствии с общей стратегической обстановкой войсковые части в потребном числе.

2. Выделенные на охрану границы войсковые части должны соответственно инструктироваться Управлением пограничного надзора Народного комиссариата внешней торговли через учреждаемые на границе управления охраны границы.

S. Во главе Управления охраны границы учреждается Центральное управление пограничного надзора...»{48}

Но этим постановлением вопрос еще не был решен окончательно. Охрана границы продолжала осуществляться несколькими ведомствами, каждое из которых решало вопросы только своей компетенции. Войсковая охрана, подчинявшаяся Наркомату внешней торговли, могла решать вопросы, связанные с защитой экономических и частично военных интересов республики. Политические интересы на границе (борьба с контрреволюцией и шпионажем) находились в ведении Чрезвычайной Комиссии. Для этой цели на границах, где устанавливались мирные отношения с сопредельными государствами, учреждался институт пограничных органов — отделы пограничной охраны ВЧК{49}.

Отсутствие централизованного руководства охраной границы в условиях, когда все явственнее приближался долгожданный мир и многие участки границы находились вне зоны боевых действий, усложняло кардинальное решение вопроса ее надежного закрытия от посягательств внутренних и внешних врагов.

К концу 1920 г. охрана границы осуществлялась различными войсковыми силами. На советско-эстонской границе находились два петроградских территориальных полка и экспедиционный отряд 7-й армии. На советско-финском участке службу несли части 43-й стрелковой и 1-й Московской территориальной дивизий. Границу с Латвией охраняла Башкирская бригада. На советско-румынской границе [36] располагались два батальона 29-й бригады войск внутренней охраны. На советско-польской, черноморской и кавказской границах службу несли полевые части Красной Армии. На туркестанской границе находились четыре стрелковых пограничных полка, четыре кавалерийских дивизиона, кавалерийские полки 3-й Туркестанской дивизии и два туркестанских стрелковых полка. На сибирском участке несли службу одна бригада, несколько частей от четырех стрелковых дивизий Красной Армии, подразделения Иркутского погранполка и Особый отдел 5-й армии.

Войсковые силы различной ведомственной подчиненности не могли надежно обеспечивать охрану государственной границы. В этой связи партия и Советское правительство вносили в существующую организацию охраны границы необходимые коррективы. 24 ноября 1920 г. под председательством В. И. Ленина состоялось заседание Совета Труда и Обороны, на котором рассматривался вопрос о реорганизации охраны границы{50}. Охрана советских рубежей в полном объеме передавалась в ведение особых отделов ВЧК по охране границы. В постановлении были определены их главные задачи, которые состояли в борьбе с политической и военной контрабандой. Там, где не было таможен, остававшихся в ведении Наркомата внешней торговли, особые отделы ВЧК по охране границы осуществляли организацию борьбы с экономической контрабандой. Таможни же решали эту задачу только в местах массового потока грузов и пропуска лиц через государственную границу.

Государственная граница бралась под контроль на всем ее протяжении, а не только на отдельных участках, хотя линейная охрана пока еще не осуществлялась. Особые отделы выставляли в пограничной полосе лишь посты. Войсковая сила по-прежнему оставалась в двойном подчинении. По оперативным вопросам выделяемые для охраны границы части из войск внутренней службы республики (ВНУС) подчинялись особым отделам ВЧК, по всем остальным — соответствующему командованию. Части войск внутренней службы обеспечивали личным составом таможенные учреждения. [37]

Таким образом, оперативные и войсковые функции охраны границ оставались разделенными между двумя ведомствами. Поиски совершенствования организации надежной охраны границы продолжались. В решение этого важного вопроса большой вклад внесли соратники В. И. Ленина — Ф. Э. Дзержинский и В. Р. Менжинский. Приказом ВЧК от 1 декабря 1920 г. всем особым отделам охраны границы предписывалось обстоятельно обследовать территориальные и политические особенности пограничной полосы.

Другим приказом ВЧК от 27 декабря 1920 г. охрана границы возлагалась: с Польшей — на Особый отдел Западного фронта, с Румынией — на Особый отдел 14-й армии. 15 января 1921 г. Ф. Э. Дзержинский провел совещание по организации войсковой охраны границы. В январе 1921 г. пограничная охрана была расформирована, ее части вошли в создаваемые войска ВЧК, на которые наряду с другими задачами возлагалась и охрана государственной границы.

В течение месяца под руководством Ф. Э. Дзержинского была подготовлена инструкция, в которой излагалась сущность государственной границы, организация и способы ее охраны. Вся полнота ответственности за охрану границы в политическом и военном отношениях, за борьбу с бандитизмом, за воспрепятствование незаконному передвижению грузов через границу возлагалась на Особый отдел ВЧК, а на местах — на особые отделы ВЧК по охране границы. На них же возлагалось обслуживание таможенных учреждений.

Управление охраной границы принимало более стройную форму: создавались пограничные районы, участки и посты. На них возлагалась задача круглосуточной, надежной охраны границы.

В результате проведенных мер охрана государственной границы сосредоточивалась в одном ведомстве — ВЧК. На каждой границе было сформировано управление войск ВЧК: на финской границе — со штабом в Петрограде, на границе с Эстонией и Латвией — со штабом в Пскове, на западной границе — два управления со штабами в Минске и Киеве, на северокавказской границе — управление со штабом в [38] Ростове, на туркестанской границе — со штабом в Ташкенте и на сибирской границе — со штабом в Хабаровске{51}. Однако внутренняя организация пограничной охраны все еще оставалась несовершенной: руководством войсками на границе занималось управление ВЧК, а организацией непосредственной охраны границы — особые отделы.

Это заметно стало ощущаться летом 1921 г., когда организуемые империалистической разведкой и внутренней контрреволюцией различные бандитские формирования активизировали преступные действия на границе. Провокации и бандитские налеты на местное население и пограничные гарнизоны получили такой размах, что подразделениям войск ВЧК, выделенным для охраны границы, стало не под силу вести с ними успешную борьбу. В связи с этим стали приниматься меры по усилению пограничных подразделений полевыми войсками. В «Положении о взаимоотношениях частей Красной Армии с войсками ВЧК, несущими службу по охране границ РСФСР», утвержденном 19 июня 1921 г., говорилось: «...считаясь с особым положением РСФСР, при возможности попыток со стороны соседних государств перебросить через границы на территорию республики вооруженные группы бандитов и шпионов, коим одни части войск ВЧК, несущих службу по охране границ, противостоять не могут, расположенные в пограничных районах полевые войска обязаны оказывать войскам ВЧК всемерное содействие в борьбе с упомянутыми бандами»{52}.

Между тем, озлобленные поражением в открытом бою с молодой Республикой Советов, враги Советской власти всеми силами стремились помешать социалистическому строительству. На севере белофинские и белокарельские банды строили планы захвата Советской Карелии. Агентура Антанты в пограничных районах Украины и Белоруссии предпринимала попытки создания широкой сети антисоветских группировок, снабженных оружием, взрывчатыми веществами и т. п. Многочисленные петлюровские и махновские банды по заданию иностранных разведок совершали систематические нападения на пограничные районы нашей страны. На юге банды дашнаков и муссаватистов нарушали мирную жизнь трудящихся [39] Закавказья. На среднеазиатской границе шайки басмачей, подстрекаемые империалистическими разведками и под их руководством, терроризировали население. Белогвардейские организации, обосновавшиеся в приграничных районах сопредельных государств, также вынашивали планы вторжения на территорию РСФСР. Таким образом, граница фактически становилась фронтом: то на одном, то на другом ее участке разгорались бои с противником, появлявшимся с территорий соседних государств.

Борьба с вооруженными бандами на границе привела к необходимости объединить части Красной Армии и подразделения, охранявшие государственную границу. В письме Реввоенсовета республики руководству ВЧК говорилось: «Борьба с бандами полевым мвообще, а равно и с проходящими, должна вестись етодом с единым командованием вообще для всех частей, ведущих борьбу с бандами, следовательно, и частей погранохраны, которым по территориальному положению приходится вступать в борьбу в первую очередь.

Вот эта непредусмотренная обстановка в приграничной полосе, — говорилось далее в письме, — утвердила положение и создала необходимость вырешить вопрос, каким порядком можно объединить работу по борьбе с бандами в момент их проникновения на нашу территорию» и службу наблюдения за границей в полном ее объеме{53}.

Утвержденным 22 октября 1921 г. «Положением о взаимоотношениях военного командования и особых органов ВЧК по охране границ РСФСР» ответственность за охрану границ по-прежнему возлагалась на особые отделы ВЧК по охране границ, а несение службы передавалось в военное ведомство. Командование военных пограничных округов выделяло в распоряжение особых отделов ВЧК такое количество частей, которое было необходимо для надежной охраны границы. Часть выделенных сил несла службу по линии границы, часть располагалась в ближайшем тылу в качестве резерва, готовая в любую минуту оказать поддержку войскам, охранявшим передовые рубежи. В необходимых случаях привлекались полевые войска, не связанные с охраной границы. Пограничные подразделения, [40] охранявшие границу, возвращались в состав войск ВЧК; корабли, несшие службу на морских и речных участках границы, передавались в ведение командования морских сил, но оставались в оперативном подчинении ВЧК и продолжали охранять государственную границу{54}.

Передача охраны границы войскам Красной Армии позволила в короткий срок разгромить крупные закордонные банды, вторгавшиеся на советскую территорию.

По мере укрепления социалистического строя в нашей стране политический бандитизм, на который реакционные силы делали немалую ставку, сходил на нет. Но враги социализма не отказывались от мысли уничтожения власти трудящихся. Империалистические государства стали активнее использовать свои разведывательные органы, стремились засылать в нашу страну шпионов, диверсантов, террористов, контрабандистов. Войсковые силы Красной Армии не располагали всеми возможностями борьбы с агентурой иностранных разведок и контрабандой.

В декабре 1921 г. в каждом военном пограничном округе были созданы специальные комиссии, которые в определенной мере усилили борьбу с контрабандой. В январе 1922 г. главнокомандующий вооруженными силами республики С. С. Каменев внес в Совет Труда и Обороны предложение об уточнении взаимодействия полевых войск и органов ВЧК по охране границ. Он указывал, что войска полевого командования, являясь в этом отношении подсобными, должны быть приданы в оперативное подчинение органам ВЧК и обязаны нести полную ответственность за организацию службы по охране государственной границы. Вместе с тем в предложении указывалось на необходимость повысить внимание командования фронтов и округов к строгому соблюдению всех правил, инструкций и приказаний, отдаваемых органами ВЧК{55}.

Временным положением «О взаимоотношениях военного командования и особых органов ВЧК по охране границ», утвержденным Реввоенсоветом республики 2 февраля 1922 г., войсковым начальникам предписывалось выделять по требованию органов ВЧК необходимое количество личного состава из резервов [41] для проведения особых операций в пограничной полосе. Но и этим вопрос окончательно не решался: личный состав войск не имел необходимых навыков для борьбы с нарушителями границ, агентами вражеских разведок и контрабандистами.

Заместитель наркома Рабоче-Крестьянской Инспекции В. А. Аванесов 22 марта 1922 г. обратился в СНК с письмом, в котором указывал, что отсутствие специальных пограничных войск значительно ослабляет защиту экономических и политических интересов республики. Он предлагал создать пограничные войска, способные успешно вести борьбу с опытной агентурой вражеских разведок и мелкими диверсионными группами. В записке Реввоенсовета республики в СТО от 3 апреля 1922 г. указывалось, что дальнейшее усиление охраны границы возможно только путем использования специально обученных пограничных войск{56}.

Вопрос о создании таких войск рассматривался 5 апреля и 5 мая 1922 г. в Совете Труда и Обороны.

10 мая полномочное представительство ГПУ вышло с предложением в СТО о создании Отдельного корпуса пограничной охраны{57}. Оно рассматривалось 19 мая 1922 г. на пленарном заседании, где было решено дополнительно изучить предложение ГПУ.

11 августа, а затем 13 сентября 1922 г. Совет Труда и Обороны рассмотрел подготовленный ГПУ новый проект постановления о пограничной охране и пограничном корпусе. Проект был утвержден с некоторыми замечаниями, которые комиссия реализовала в двухнедельный срок. Окончательный вариант постановления Совет Труда и Обороны утвердил на заседании 27 сентября 1922 г. По постановлению, охрана сухопутных и морских границ полностью передавалась в ведение ГПУ, а непосредственное несение службы на границе возлагалось на создаваемый пограничный корпус, численность которого определялась в 50 тыс. человек, из них шестая часть — конница. В состав корпуса вошли все части и суда, охранявшие в это время государственную границу.

С созданием пограничного корпуса возник новый вид Советских Вооруженных Сил, обеспечивавший политическую, военную и экономическую охрану советских [42] рубежей с постоянной дислокацией на границе, 14 декабря 1922 г. ГПУ утвердило положение об отдельном пограничном корпусе, в котором определялись его права, обязанности и задачи. На местах организовывались пограничные округа (Петроградский, Западный, Украинский, Северо-Кавказский, Закавказский, Туркестанский, Сибирский) и формировались пограничные отряды. В состав пограничного корпуса входили четыре морские флотилии пограничных судов: Северная, Черноморская, Новороссийская, Каспийская.

На пополнение пограничного корпуса направлялись лучшие части и подразделения войск ВЧК. Так, по приказу ГПУ от 4 января 1923 г. для усиления охраны государственной границы в пограничный корпус влились особые кавалерийские части Петроградского, Западного. Украинского, Закавказского округов и Сибири, расквартированные вблизи пограничных районов. В мае 1928 г. для охраны границы по Амударье был сформирован Амударьинсккй пограничный отряд{58}.

Сложность в решении задач по охране границ требовала более продолжительной службы личного состава. В этой связи 16 марта 1923 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о наборе и службе добровольцев-красноармейцев в Отдельном пограничном корпусе войск ГПУ. В нем говорилось: «В целях создания надлежаще подготовленных и опытных пограничников Отд<ельный> погр<аничный> корпус войск ГПУ подлежит укомплектованию преимущественно добровольцами, прежде всего из рабочих и крестьян, физически здоровых, грамотных в общеобразовательном и политическом отношениях, уволенных с действительной военной службы и не находившихся в белых армиях, при согласии служить в пограничных войсках непрерывно 4 года»{59}.

Процесс совершенствования внутренней структуры органов и войск по охране государственной границы осуществлялся до февраля 1924 г. В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик 7 сентября 1923 г. ЦИК СССР утвердил новое «Положение об охране границ СССР», в котором охрана государственной границы Союза Советских Социалистических Республик стала осуществляться [43] с учетом интересов всего Советского государства и каждой суверенной советской социалистической республики.

За семь лет Советской власти был накоплен значительный опыт по организации охраны границы. С учетом накопленного опыта Советское правительство в феврале 1924 г. объединило пограничные органы и пограничные войска в единый аппарат пограничной охраны ОГПУ, наделенный оперативно-чекистскими и войсковыми функциями.

Изменения в организации охраны государственной границы были осуществлены в результате не только накопленного опыта, но и обстановки того времени. С упрочением Советской власти и ростом экономической мощи СССР охрана границы все больше приобретала политическое значение. С одной стороны, необходимо было прочно закрыть ее от проникновения шпионов, диверсантов, террористов и контрабандистов, с другой — не дать повода к развязыванию вооруженных инцидентов и конфликтов. В связи с этим части Красной Армии были отведены в тыловые районы. Выход частей регулярной Красной Армии к линии границы предусматривался лишь в особых случаях, и прежде всего при вторжении крупных вооруженных банд. В каждом конкретном случае привлечение войск было с ведома вышестоящих инстанций вплоть до ОГПУ и РВС СССР.

Так постепенно под руководством Коммунистической партии, Советского правительства и лично В. И. Ленина с октября 1917 по 1925 г. шел процесс формирования системы охраны границ первого в мире государства рабочих и крестьян. В последующие годы руководство органов госбезопасности и Главного управления пограничных войск продолжало совершенствовать охрану государственной границы, принимать меры к повышению боеспособности пограничных отрядов, комендатур и застав. Выступая перед выпускниками Высшей пограничной школы 15 августа 1925 г., Ф. Э. Дзержинский говорил: «Бешеная кампания, развитая буржуазной прессой, налет на нашу западную границу, подготовка диверсионных банд на территории Польши и Румынии, переброска на нашу территорию и усиленное вооружение иностранных армий — это факты, подтверждающие [44] гнусные замыслы мировой реакции.

Пограничная охрана Советского Союза должна быть готова дать должный отпор, если этот поход выльется в вооруженное столкновение»{60}.

С переходом СССР к социалистической реконструкции всей экономики реакционные силы за рубежом усилили враждебную антисоветскую деятельность, намереваясь сорвать мероприятия Советской власти по осуществлению курса партии на дальнейшее упрочение и развитие социалистических преобразований. Руководствуясь враждебным отношением к СССР, империалистические круги во второй половине 20-х годов активизировали деятельность по сколачиванию единого фронта капиталистов против Советского Союза. Заметно возросло количество нарушений государственной границы СССР агентами иностранных разведок.

С учетом меняющейся обстановки было обращено большое внимание на повышение качества охраны советских рубежей, всестороннюю подготовку пограничников, мобилизацию местного населения (с помощью партийных и советских органов) на борьбу с нарушителями границы. Проводимые мероприятия незамедлительно сказались. Уже в 1926 г. значительно возросло число задержаний нарушителей границы, среди которых было выявлено большое количество шпионов, диверсантов и террористов.

В 1928 г. начались новые провокации на советской границе, участились случаи нарушения воздушного пространства иностранными самолетами. Советское правительство было вынуждено дать указание Красной Армии и пограничным войскам применять оружие против самолетов, нарушавших государственную границу СССР. Пограничная охрана перевооружалась лучшими образцами стрелкового оружия, на пограничных заставах, в комендатурах и отрядах увеличивался боезапас.

В связи с этим Коммунистическая партия и Советское правительство предложили уделять больше внимания вопросам воспитания и обучения пограничных кадров. На охрану границы направлялись лучшие части Красной Армии. На командные должности отбирались наиболее опытные командиры. [45]

Комиссарами назначались коммунисты, прошедшие боевую и идейную закалку. Первым комиссаром пограничного округа по решению ЦК партии был назначен П. Ф. Виноградов — коммунист с 1915 г., рабочий, секретарь партийной организации одного из крупных заводов Петрограда. В условиях ожесточенной классовой борьбы комиссарам предоставлялись особые полномочия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, по контролю за строжайшим исполнением пограничниками законов Советской власти. На них возлагалась ответственная задача по организации и проведению идейно-воспитательной и партийно-политической работы в войсках, охранявших границу.

Главное внимание обращалось на воспитание у воинов границы высокого сознания ответственности за охрану советских рубежей, бдительности, честности, исполнительности, глубокого знания пограничного дела. В памятке для красноармейца войск ВЧК по охране границ, выпущенной в свет еще в августе 1921 г., указывалось, что хотя Советская республика живет мирно с соседними буржуазными государствами, однако не следует забывать, что реакционные силы этих стран являются опасными врагами и стремятся задушить власть рабочих и крестьян. Святая обязанность пограничника — не допустить безнаказанного перехода через границу агентов империализма, надежно оберегать рубежи Родины{61}.

О высокой ответственности пограничников в деле охраны и защиты советских рубежей в приветствии выпускникам Высшей пограничной школы писал М. В. Фрунзе 19 августа 1925 г. «Условия службы пограничников как в мирное время, так и во время войны, — считал он, — предъявляют исключительно высокие требования к составу погранвойск. Эти войска должны помнить, что на них лежит обязанность не только охраны границ в мирное время, но и труднейшая задача принять первый удар вражеских армий. Это определяет ту линию, которую пограничные войска должны проводить в своей работе мирного времени»{62}.

«Чекист — командир и политработник, служащий примером преданности делу рабочего класса, передающий свои знания молодым товарищам, неустанно [46] пополняющий собственные познания, чтобы лучше справиться с порученным делом, помнящий всегда, что он слуга рабочего класса и представитель боевого органа диктатуры пролетариата — вот каким хочет видеть Вас партия и Советская власть»{63} — так говорил Ф. Э. Дзержинский на первом выпуске Высшей пограничной школы в сентябре 1924 г.

С первых дней создания советской пограничной охраны большое внимание уделялось тесной связи ее с народом. Одной из форм связи явилось шефство партийных, советских и профессиональных организаций, учреждений, органов государственной, кооперативной торговли и промышленности, фабрично-заводских предприятий над частями пограничной охраны. Шефы содействовали политико-воспитательной работе, оказывали материальную помощь пограничникам, помогали улучшить их быт.

Во всех проводимых мероприятиях по укреплению охраны советских рубежей учитывались интересы местного населения пограничных районов: их национальные особенности, хозяйственная и бытовая деятельность. Пограничники на деле доказывали, что они являются неподкупными стражами рабочих и крестьян, помогали трудящимся пограничных районов строить новую жизнь и тем самым завоевывали глубокие симпатии тружеников, имели в их лице верных помощников в охране и защите советских рубежей.

Как уже отмечалось, партия и правительство уделяли особое внимание руководящему составу погранохраны. Для подготовки командного состава по инициативе комиссаров 1-го округа пограничной охраны в сентябре 1918 г. в Петрограде были открыты школы двух типов: месячной и недельной подготовки{64}. Такой способ подготовки командного состава удовлетворял лишь на первый случай. Коммунистическая партия и Советское правительство вскоре поставили подготовку кадров для пограничной охраны на государственную основу. По указанию ЦК РКП(б) в мае 1919 г. были открыты Московские кавалерийские курсы. Центральный Комитет Коммунистической партии и лично В. И. Ленин проявляли большую заботу об укомплектовании курсов [47] кадрами, способными надежно оберегать передовые советские рубежи. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует такой факт. Когда развернулась работа по набору первых слушателей для создавшихся курсов пограничной охраны, Пленум ЦК РКП(б), проходивший 3–4 июля 1919 г., поручил Оргбюро провести отбор и направить на курсы наиболее подготовленных членов партии.

Совет Труда и Обороны, руководимый В. И. Лениным, неоднократно рассматривал вопрос о комплектовании курсов кадрами и совершенствовании там учебного процесса. 28 сентября 1919 г., например, на заседании Совета Труда и Обороны заслушивался доклад представителя Реввоенсовета о размещении командных пограничных курсов. В январе 1921 г. кроме центральных курсов для подготовки командного состава пограничной охраны создавались школы на местах.

Принятые Коммунистической партией и Советским правительством меры позволили в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции создать начальную базу подготовки командных кадров пограничной охраны. Уже во второй половине 1921 г. в стране действовали три типа школ по подготовке кадров пограничных войск: при Главном управлении пограничных войск — школа по подготовке командного состава от командиров рот до командиров батальонов; при управлении войск ВЧК функционировало 10 школ по подготовке командиров взводов и курсы переподготовки командного состава среднего звена, до командиров рот включительно.

В 1923 г. была открыта Высшая пограничная школа ОГПУ. Задачей школы являлась подготовка ответственных кадровых работников, которые сочетали бы в одном лице функции войскового начальника и руководителя-чекиста, обеспечивающего гибкую организацию охраны границы, обучение и воспитание всего личного состава. В 1925 г. было утверждено «Положение о пограничных школах ОГПУ», действовавших в пограничных округах со сроком обучения 1 год и 3 месяца. В этих школах готовили помощников начальников застав по строевой и политической части. [48]

Учитывая сложную и трудную службу пограничников, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание быту воинов границы и их семьям. В середине 20-х годов, когда страна еще не оправилась от последствий разрухи империалистической и гражданской войн, партия и правительство выделили значительные средства, на строительство жилых и служебных помещений для пограничников.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что благодаря постоянному вниманию Коммунистической партии рубежи Советского государства в 20-е годы надежно охранялись от происков врагов. [49]

Дальше