Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава пятнадцатая.

Огненный плацдарм

Осенью 1943 г. сложилась благоприятная обстановка для изгнания немецко-фашистских оккупантов с территории Крымского полуострова. К этому времени войска Северо-Кавказского фронта полностью очистили от противника Таманский полуостров. Войска 4-го Украинского фронта 23 октября освободили Мелитополь, 31 октября вышли к Сивашу, а 1 ноября овладели сильно укрепленными позициями врага у Турецкого вала на Перекопском перешейке. Немецко-фашистские войска в Крыму оказались полностью изолированными с суши.

Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение нанести удары по крымской группировке противника с севера и востока силами 4-го Украинского и Северо-Кавказского фронтов. При этом части Северо-Кавказского фронта должны были форсировать Керченский пролив. Высадку десанта на Керченский полуостров предполагалось произвести в двух районах — севернее и южнее Керчи.

13 октября командующий Северо-Кавказским фронтом генерал армии И. Е. Петров и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский представили в Генеральный штаб план Керченско-Эльтигенской десантной операции, который Ставкой был утвержден. Замысел операции предусматривал одновременную высадку Азовской военной флотилией трех дивизий 56-й армии на главном, еникальском, направлении и Черноморским флотом одной дивизии 18-й армии на вспомогательном, эльтигенском, направлении.

В качестве штурмовых отрядов десанту 18-й армии придавались 386-й отдельный батальон морской пехоты (командир майор Н. А. Беляков, заместитель командира по политчасти капитан Ы. В. Рыбаков) и батальон 255-й бригады морской пехоты (командир майор С. Т. Григорьев, заместитель командира по политчасти капитан А. М. Стецков) Черноморского флота, а десанту 56-й армии — 369-й отдельный батальон морской пехоты (командир майор Н. В. Судариков, заместитель командира по политчасти майор И. М. Голубь) Азовской флотилии.

После высадки десантные войска должны были нанести удары по сходящимся направлениям северо-восточнее Керчи и Эльтигена, [244] овладеть городом и портом Керчь и портом Камыш-Бурун. В дальнейшем намечалось наступление обеих армий на запад для освобождения Керченского полуострова, а затем совместно с войсками 4-го Украинского фронта и всего Крыма.

Подготовка десантной операции велась интенсивно и всесторонне. Нельзя было не учитывать, что противник уделял большое внимание укреплению обороны Керченского полуострова. Здесь оборонялись 5-й армейский корпус 17-й немецкой армии, усиленный артиллерией, танками и поддерживаемый авиацией, и до десяти отдельных частей и команд (всего 85 тыс. солдат и офицеров). При необходимости фашистское командование могло бросить в бой две дивизии 1-го румынского горного корпуса, находившегося на южном побережье полуострова.

Керченский пролив и подходы к нему были минированы. Кроме укреплений на побережье противник строил три рубежа обороны общей глубиной до 80 км. В портах Керчь, Камыш-Бурун и Феодосия базировались около 30 быстроходных десантных барж, 37 торпедных и 25 сторожевых катеров, 6 тральщиков{408}.

Учитывая все это, советское командование к участию в десантной операции привлекало довольно крупные силы: около 130 тыс. солдат и офицеров, свыше 2 тыс. орудий и минометов, 125 танков, более 1 тыс. самолетов, 119 боевых кораблей и 159 десантно-высадочиых судов{409}.

На главном направлении силы высадки состояли из семи десантных отрядов (позднее они были сведены в пять отрядов), двух отрядов артиллерийской поддержки и отряда прикрытия. Огневое содействие десанту осуществляли 420 орудий фронта и флота, а поддержку с воздуха обеспечивала 4-я воздушная армия{410}.

На вспомогательном направлении силы высадки составляли семь десантных отрядов и один отряд прикрытия. Десант поддерживали 140 орудий фронта и береговой артиллерии флота, военно-воздушные силы Черноморского флота и штурмовая авиадивизия 4-й воздушной армии{411}.

Десантные отряды на переходе и в момент высадки прикрывал отряд из 12 торпедных катеров под командованием капитана 1 ранга А. М. Филиппова.

Для отвлечения внимания противника от мест высадки основных сил предусматривались демонстративные действия в районах мыса Тархан и горы Опук. Демонстративные группы имели по три-четыре катера. [245]

Общее руководство десантной операцией осуществлял командующий Северо-Кавказским фронтом генерал армии И. Е. Петров, его помощником по морской части был командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский. Силы высадки возглавляли: на главном направлении — командующий Азовской флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков, на вспомогательном — командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Н. Холостяков.

В период подготовки к десантной операции разведывательными самолетами, торпедными и сторожевыми катерами были уточнены данные об огневых средствах и инженерных препятствиях противодесантной обороны противника. Проводились учения и тренировки по посадке войск на суда и высадке их на необорудованный берег. В сложных в навигационном отношении районах Керченского пролива были выставлены дополнительные огни и знаки.

В пунктах посадки десанта сосредоточивались необходимые запасы топлива и различного имущества, ремонтировались причалы. Был произведен ремонт катеров и судов.

Большую работу в подготовительный период провели политические органы армии и флота. Политуправление Черноморского флота создало оперативную группу, в которую вошли работники отделов, инспекторы и лекторы. Возглавлял ее заместитель начальника политуправления капитан 1 ранга И. В. Маслов.

С большой силой в те дни проявилась организаторская и политико-воспитательная роль политотдела Новороссийской военно-морской базы во главе с капитаном 1 ранга М. И. Бакаевым и политотдела Азовской военной флотилии во главе с капитаном 1 ранга Н. Г. Панченко.

Во всех частях и на кораблях прошли партийные и комсомольские собрания и встречи воинов по родам оружия, на которых речь шла об особенностях выполнения предстоящих заданий, определялись место и задачи коммунистов и комсомольцев в бою, широко популяризировался опыт бывалых десантников.

Начало десантной операции намечалось одновременно во всех пунктах на 28 октября, но из-за штормовой погоды высадка десанта была перенесена в районе Эльтигена на 31 октября, а на главном направлении — на 3 ноября.

В соответствии с новыми сроками вечером 31 октября началась посадка частей 318-й стрелковой дивизии 18-й армии и морской пехоты на катера и суда отрядов, сформированных для высадки десанта в районе Эльтигена. Она проходила одновременно в нескольких пунктах. 5, 6 и 7-й отряды десантных кораблей принимали войска в Тамани, 1-й и 2-й отряды — у озера Соленое, 3-й и 4-й отряды — в Кроткове. Отрядами командовали Д. А. Глухов, А. А. Жидко, Н. И. Сипягин, М. Г. Бондаренко, Г. И. Гнатенко и другие бывалые и опытные офицеры. [246]

Посадка на корабли проводилась в сложных штормовых условиях и в некоторых отрядах закончилась с запозданием.

Когда головные катера приблизились к назначенным пунктам высадки примерно на 15–20 кабельтовых, открыла мощный огонь артиллерия поддержки с Таманского полуострова. Высадка десанта в районе Эльтигена началась в 4 часа 50 минут без противодействия противника. Лишь в 5 часов 20 минут гитлеровцы осветили пролив прожекторами и открыли сильный артиллерийский и минометный огонь. Несмотря на это, десантники продолжали стремительно высаживаться на берег, иногда добираясь к нему вплавь в ледяной воде.

В ночь на 1 ноября, несмотря на штормовую погоду, успешно высадились на Крымский берег моряки 386-го батальона морской пехоты. Было высажено также около 3 тыс. человек 318-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник В. Ф. Гладков. К исходу 1 ноября десантные войска овладели плацдармом шириной до 5 км и глубиной до 2 км{412}.

Однако из-за того что десанты на главном и вспомогательном направлениях высаживались в разное время, противник мог свободно маневрировать резервами. В связи с этим десант на Эльтиген оказался в исключительно тяжелом положении. Уже с утра 1 ноября гитлеровцы начали усиливать натиск. Доставка же подкреплений днем исключалась, так как пролив находился в зоне обстрела вражеской артиллерии и под ударами авиации. Лишь в ночь на 2 ноября удалось перебросить на плацдарм еще около 3300 человек.

Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек, 39 орудий, 28 минометов, 257,2 т боеприпасов и 61,8 т продовольствия. Кроме того, авиация Черноморского флота и 4-я воздушная армия перебросили на плацдарм свыше 350 т различных грузов{413}.

При высадке первого эшелона десанта на Эльтиген и доставке последующих подкреплений смело и дерзко действовали моряки мотоботов, сторожевых катеров, катерных тральщиков и других судов.

Мотобот, которым командовал коммунист старшина 1-й статьи Алексей Елизаров, одним из первых подошел к берегу, обтянутому колючей проволокой. Бывалый моряк не растерялся, снял шинель, бросил ее на проволоку и с автоматом в руках перемахнул через препятствие. Уже будучи на берегу, он весело крикнул: «Шагай в Крым!»

Морские пехотинцы последовали примеру старшины и с криком «Полундра!» ринулись за ним на берег. Они с ходу пошли в атаку и стали теснить врага.

Три ночи подряд прорывались к плацдарму катера капитан-лейтенанта М. Г. Бондаренко. При этом им приходилось отбивать [247] атаки вражеских кораблей, устранять повреждения, тушить пожары. В ночь на 3 ноября сторожевой катер «СКА-0122» дважды высаживал десантников. Во время второго прорыва в бою с торпедными катерами противника он получил большие повреждения. Возникший на нем пожар потушить не удалось. Экипаж катера во главе с Бондаренко вел бой до последней минуты.

Катера 4-го Новороссийского дивизиона вел к Эльтигену капитан 3 ранга Н. И. Сипягин, удостоенный звания Героя Советского Союза за отличие в Новороссийской десантной операции. Корабли выполнили боевую задачу, но вражеский снаряд, разорвавшийся на мостике катера «МО-044», где находился Н. И. Сипягин, оборвал жизнь отважного командира.

Катер «СКА-0102» (командир старший лейтенант А. С. Марков) шесть раз вступал в неравный бой с десантными баржами и торпедными катерами противника. От вражеского огня на катере вышли из строя все механизмы, он потерял ход. На помощь пришла шхуна старшего лейтенанта М. Л. Остренко, взявшая катер на буксир. В бою смертельно ранило находившегося на «СКА-0102» капитана 3 ранга Д. А. Глухова — командира 1-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона сторожевых катеров.

Отважно действовали и моряки катера «СКА-0612», которым командовал лейтенант В. Волков. При высадке десанта они участвовали в отражении пяти воздушных атак врага. Командир был ранен в лицо и ноги, но продолжал управлять катером. Старшина 1-й статьи П. Алексеев метко разил врага из пулемета, а когда упал, раненный, его заменил кок А. Гончаренко. В расчете носовой пушки двоих комендоров убило, но она продолжала вести огонь. Это раненый комендор И. Данько управлялся за троих: сам подносил снаряды, заряжал пушку и стрелял. Катер, почти наполовину погрузившийся в воду, все же дошел до своего берега.

Немало бессмертных подвигов совершили бойцы и офицеры, высадившиеся в составе десанта в районе Эльтигена. Вот лишь некоторые из них. 386-й батальон морской пехоты под командованием майора Н. А. Белякова 1 ноября отразил 15 атак противника, а 2 ноября — 18. Рота лейтенанта П. Г. Дейкало выбила врага из противотанкового рва и уничтожила 6 танков противника, из них 3 вывел из строя матрос Н. А. Дубковский. Комсорг батальона Ф. А. Калинин возглавил оборону противотанкового рва. Примером бесстрашия увлекла своих товарищей в атаку медсестра главный старшина Галина Петрова, пройдя по минному полю противника.

Активно содействовала десантникам авиация флота. Самолеты топили вражеские корабли, бомбили танковые колонны и аэродромы, прикрывали плацдарм с воздуха, сбрасывали туда на парашютах боеприпасы и продовольствие. Только 1 ноября [248] морские летчики совершили около 600 самолето-вылетов для поддержки высадившихся частей 18-й армии.

В ночь на 3 ноября героический подвиг совершили командир штурмовика коммунист Б. Н. Водоводов и штурман В. Л. Быков. Когда кончились боеприпасы, они тараном сбили вражеский самолет.

Военный совет 18-й армии писал в те дни авиаторам: «Передайте летному составу ВВС Черноморского флота, поддерживающему нас в бою за восточный берег Керченского полуострова, спасибо от пехоты нашей армии! Летчики оказали нам большую помощь в отражении 37 контратак противника с танками, которые он предпринял в течение двух дней. Имена лейтенанта Б. Н. Воловодова и младшего лейтенанта В. Л. Быкова, таранивших немецкий самолет Ю-88, мы запишем в списки героев нашей армии»{414}.

Противник стянул к эльтигенскому плацдарму почти все свои резервы. Это поставило десант в тяжелое положение, но, с другой стороны, облегчило высадку частей 56-й армии на главном направлении, севернее Керчи, которая началась в ночь на 3 ноября. Планировалось высадить два десанта: первый — в районе Глейки, Жуковка (командир высадки капитан 3 ранга П. И. Державин), второй — в районе Опасная, Рыбный промысел (Еникале) (командир высадки капитан 2 ранга Н. К. Кириллов). Высадочные средства были сведены в пять отрядов; первым командовал старший лейтенант И. С. Соляников, вторым — старший лейтенант Д. Р. Микаберидзе, третьим — старший лейтенант И. Г. Черняк, четвертым — капитан-лейтенант П. Н. Сорокин, пятым — старший лейтенант А. Е. Тугов. Были созданы четыре штурмовые группы бронекатеров под командованием капитан-лейтенанта С. И. Барботько. В группу обеспечения входили звено торпедных катеров (командир капитан-лейтенант А. И. Градусов), минометные катера «МК-56» и «МК-62».

В 22 часа 2 ноября началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка в районе Глейки, Жуковка. Вслед за тем ринулись к берегу бронекатера со штурмовыми группами морских пехотинцев, корабли и суда всех пяти отрядов с десантными войсками. За три часа они высадили доставленные из Темрюка 2274 десантника с девятью орудиями из 2-й гвардейской Таманской дивизии и 369-го батальона морской пехоты, затем первый, третий и пятый отряды перебросили сюда же из района кордона Ильич оставшиеся части 2-й гвардейской Таманской дивизии. К 5 часам утра 3 ноября на плацдарме в районе Глейки, Жуковка сражалось уже более 4 тыс. бойцов и командиров. [249]

В районе Опасная, Рыбный промысел после артиллерийской и авиационной подготовки, начавшейся в 3 часа 25 минут, бронекатера со штурмовыми группами морских пехотинцев, корабли и суда второго и четвертого отрядов начали высадку десанта из числа войск 55-й гвардейской дивизии, доставленных с косы Чушка. К 4 часам 35 минутам высадка первого эшелона десанта (1900 человек) была закончена. Корабли и суда возвратились на причалы косы Чушка и, приняв там оставшиеся войска 55-й гвардейской дивизии, к 7 часам 30 минутам доставили их на плацдарм. Общее количество высаженных войск в район Опасная, Рыбный промысел превысило 4 тыс. человек.

Отсутствие у противника значительных резервов и отвлечение его сил в район Эльтигена позволяло наращивать десантные силы 56-й армии и в дневных условиях. К 16 часам 3 ноября корабли и суда флотилии под прикрытием дымовых завес дополнительно переправили на занятые плацдармы 4440 человек, 45 орудий, минометы и боеприпасы. К исходу 11 ноября десант захватил оперативный плацдарм на участке от Азовского моря до предместья Керчи. К тому времени здесь уже насчитывалось 27700 человек{415}.

При высадке десантов на Керченский полуостров моряки Азовской флотилии и бойцы 56-й армии действовали самоотверженно, проявляя смелость, находчивость и инициативу. Первыми высадили штурмовые группы бронекатера под командованием гвардии старших лейтенантов Д. П. Левина, К. И. Воробьева, В. Н. Денисова. Пять раз прорывался с десантниками к берегу и в жестоких боях потопил два корабля противника экипаж бронекатера, которым командовал лейтенант А. К. Абдрахманов. Всем этим командирам бронекатеров было присвоено звание Героя Советского Союза.

Этого высокого звания удостоился и рулевой катера «БКА-33» гвардии краснофлотец В. Г. Ус. Во время высадки волной перевернуло одно судно. Вместе с ним затонули ящики с боеприпасами. Спасти их вызвался гвардии краснофлотец Виктор Ус. Он нырял в ледяную воду до тех пор, пока все ящики с боеприпасами не были извлечены с затонувшего судна.

Самоотверженно выполняла боевую задачу команда сторожевого катера «МО-04», которым командовал лейтенант Л. М. Сорокин.

Отважно и дерзко сражались морские пехотинцы. Первая штурмовая группа лейтенанта Н. С. Айдарова в боях за Глейку уничтожила до 150 фашистов, захватила два 105-мм орудия и повернула их против врага. Вторая штурмовая группа младшего лейтенанта А. В. Михайлова овладела Жуковкой, уничтожив при этом до 40 солдат и 75-мм орудие противника.

В боях за Опасное штурмовые группы, которыми командовали лейтенанты И. Д. Шатунов и М. Г. Спелов, истребили до [250] 80 солдат противника и захватили 75-мм орудие и две радиостанции. Одним из первых бросился на берег боец Сапармет Ходжаев. Прокладывая путь десантному батальону, он гранатами и огнем из автомата истребил 15 гитлеровцев. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Немецко-фашистское командование спешно перебрасывало в район Керчи свои резервы. Атаки гитлеровцев следовали одна за другой. Но высадившиеся войска прочно удерживали занятые рубежи. Силы Черноморского флота и Азовской флотилии срывали все попытки вражеских кораблей воспрепятствовать десантным перевозкам через Керченский пролив. В проливе завязывались жаркие морские бои. Так, катер старшего лейтенанта В. С. Пилипенко, вооруженный реактивной установкой, при конвоировании судов с десантом, обнаружив находившиеся в засаде у берега пять немецких торпедных катеров, смело атаковал их и обратил в бегство. В последующие дни экипаж Пилипенко потопил две быстроходные десантные баржи.

Торпедный катер, которым командовал лейтенант П. И. Зинченко, тоже уничтожил две такие баржи.

В морских боях в Керченском проливе отличились и катерники, которыми командовали старшие лейтенанты А. Куракин, Н. Попов, И. Шенгур, А. Кананадзе, Б. Латошппский и многие другие.

Героически погибли в этих боях экипажи торпедных катеров Николая Тихонова, Алексея Макухи, Михаила Матвиенко, а также командиры отрядов Григорий Левищев и Владимир Бобров.

Корабли и суда Азовской военной флотилии, несмотря на сильное противодействие противника, к 4 декабря переправили на керченский плацдарм 75 тыс. человек, 582 орудия, 187 минометов, 128 танков, 764 автомашины, 7180 т боеприпасов, 2770 т продовольствия и большое количество других грузов{416}.

Между тем положение десанта в районе Эльтигена становилось все более тяжелым. За 26 суток катерам лишь 16 раз удалось прорваться к плацдарму. Перевозки на самолетах также были ограниченными. Десант испытывал острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не мог эвакуировать раненых. 6 декабря при поддержке танков и авиации врагу удалось вклиниться в оборону десантников. Это еще более ухудшило их положение. Поэтому последовал приказ командования фронта оставить занятый плацдарм и пробиваться в район Керчи. 386-й батальон морской пехоты и на этот раз выполнял роль штурмового отряда. В ночь на 7 декабря он первым ринулся на врага. Прорвав стремительной внезапной атакой кольцо окружения, морские пехотинцы устремились по его тылам в северном направлении. За ними из района Эльтигена прорывались армейские части, но уйти удалось далеко не всем. [251]

Прорвавшаяся из окружения группа десантников численностью свыше 1500 человек захватила на окраинах Керчи вражеские склады, а затем закрепилась на высотах у горы Митридат. Три дня они отбивали атаки противника, на четвертый на помощь им были переброшены на катерах два батальона 83-й отдельной бригады морской пехоты. Но и немецко-фашистское командование стянуло к району горы Митридат дополнительные силы. Десантники были оттеснены к берегу, и их пришлось эвакуировать. 10–11 декабря корабли Азовской военной флотилии прорвались к Керчи и, взяв на борт остатки Эльтигенского десанта общей численностью 2090 человек, эвакуировали их на косу Чушка{417}.

Так закончилась полуторамесячная героическая эпопея в районе Эльтигена и горы Митридат.

Керченско-Эльтигенская операция была одной из крупных десантных операций Великой Отечественной войны. Она осуществлялась войсками целого фронта с участием сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии. При ее проведении особенно значительной была роль авиации как средства пепосредственной поддержки десанта в бою за высадку. За период операции авиация Черноморского флота и 4-й воздушной армии совершила 4411 самолето-вылетов и предприняла 17 групповых бомбардировочных ударов{418}. Однако Северо-Кавказскому фронту{419} в 1943 г. не удалось полностью освободить Керченский полуостров. Не имели успеха и попытки Отдельной Приморской армии в январе 1944 г. прорвать оборону противника с помощью десантов, высаженных на мыс Тархан и в Керченский порт. Тем не менее керченский плацдарм имел важное военно-стратегическое значение и сыграл значительную роль в освобождении Крыма в 1944 г.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили подвиги участников боев за Крым. За форсирование Керченского пролива, высадку десанта и захват плацдарма 129 воинов, в том числе 33 моряка-черноморца, были удостоены звания Героя Советского Союза.

В условиях стабилизации линии фронта в Крыму главной задачей Азовской военной флотилии стало обеспечение питания войск Отдельной Приморской армии через Керченский пролив. В северной части пролива была организована переправа, которая в течение нескольких месяцев действовала непрерывно. Противник огнем артиллерии, ударами авиации и постановками мин стремился сорвать воинские перевозки, но успеха не добился. С ноября 1943 г. по апрель 1944 г. кораблями Азовской военной флотилии было перевезено на Керченский полуостров [252] 207 636 человек, 13 746 лошадей, 1525 орудий, 550 минометов, 372 танка и бронемашины, 9913 автомашин и огромное количество другого вооружения, боевой техники, боеприпасов и иных военных грузов{420}.

На керченской переправе особенно отличились своим мужеством, отвагой и мастерством старшины мотоботов и тендеров Г. Буров, Р. Барциц, А. Емельяненко, Б. Гермогенов, А. Елизаров, Н. Швачко, П. Перминов и многие другие. Умело руководили перевозочными работами начальник переправы капитан 2 ранга С. Дерявенко, начальник плавсредств капитан 3 ранга Н. Каневский, коменданты причалов Д. Микаберидзе, В. Жаворонков, А. Вербаховский, К. Григоренко, А. Гуревич и другие.

Ныне в Керчи на вершине горы Митридат установлен обелиск Славы и зажжен Вечный огонь в память о героях освобождения Керченского полуострова. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися города и воинами Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, и в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск при освобождении Крыма городу Керчь присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»{421}.

Черноморский флот и входившая в его состав Азовская военная флотилия, несмотря на отсутствие специальных десантных средств, сложную минную и навигационную обстановку в Керченском проливе, полностью выполнили возложенные на них задачи в начальный период освобождения Крыма. Это свидетельствовало о возросшем боевом мастерстве и высоком мужестве моряков флота. [253]

Дальше