Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава шестнадцатая.

Освобождение Крыма

Наступил 1944 год. Советские Вооруженные Силы, прочно удерживая стратегическую инициативу, последовательно предпринимали крупные наступательные операции, в результате которых одна за другой терпели поражение группировки немецко-фашистских войск. Война отступала на запад.

Стремясь удержать Правобережную Украину и Крым, противник сосредоточил на южном крыле советско-германского фронта 105 дивизий и 2 бригады, входившие в состав групп армий «Юг» и «А». Здесь находилось 76 процентов его танковых и 41 процент пехотных дивизий. Но еще большими силами располагало на этом направлении советское командование. В освобождении Правобережной Украины и Крыма участвовали войска всех четырех Украинских фронтов и Отдельной Приморской армии (84 процента танковых и 41 процент стрелковых соединений){422}.

В январе-феврале 1944 г. войска Украинских фронтов разгромили главные силы группы армий «Юг» и освободили большую часть Правобережной Украины. Был ликвидирован плацдарм гитлеровцев в районе Никополя, на правом и левом берегах Днепра, откуда фашистское командование рассчитывало деблокировать свои войска в Крыму. В марте войска 1, 2 и 3-го Украинских фронтов перешли в наступление на фронте 1100 км — от Луцка до устья Днепра. 6 марта 3-й Украинский фронт нанес удар по немецкой группировке армий «А» в районе междуречья Ингулец, Южный Буг. К 15 марта противник с большими потерями отошел на Южный Буг, а к 22 марта советские войска форсировали реку и заняли важные плацдармы на ее правом берегу.

В период 26 марта — 14 апреля войска 3-го и 2-го Украинских фронтов провели Одесскую наступательную операцию, в которой частью своих сил участвовал Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский).

Для усиления помощи сухопутным войскам, сражавшимся на Черноморском побережье, значительная часть авиации флота [254] перебазировалась на освобожденные от врага аэродромы Северной Таврии — Скадовск, Сокологорное, Искровка. В марте-апреле двумя группами из Фальшивого Геленджика в Скадовск были перебазированы 15 торпедных катеров 2-й Новороссийской бригады. Переход первой группы возглавлял командир бригады капитан 2 ранга В. Т. Проценко, второй — командир 2-го дивизиона капитан 3 ранга А. П. Тууль.

Тяжелым был переход торпедных катеров. Он потребовал от всех его участников большого мужества и выносливости. Катера должны были пройти в свежую погоду, вокруг берегов, занятых противником, свыше 450 миль, что втрое превышало автономность их плавания. Шли катера без торпед, вместо них были установлены дополнительные емкости с бензином. Рулевые, мотористы, радисты и другие специалисты 26 часов бессменно несли вахту у боевых механизмов.

Во время перехода первой группы не дошел до новой базы катер № 24 под командованием младшего лейтенанта В. И. Игошина. Все поиски не дали никаких результатов. Судьба катера стала известна лишь после освобождения Ак-Мечети (Черноморское) и Евпатории. Оказалось, что в районе Тарханкута на «двадцать четвертом» скисли моторы и он отстал от общего строя. После устранения неисправностей командир повел его полным ходом, чтобы догнать ушедшие катера. Однако младший лейтенант Игошин не смог сориентироваться в тумане и заскочил в бухту Ак-Мечеть, занятую гитлеровцами. При выходе из бухты катер столкнулся с немецкими сторожевыми катерами. В неравном бою он получил тяжелые повреждения и стал тонуть. Командир катера и радист С. Аванесов погибли. Остальные члены экипажа были ранены. Фашисты взяли их в плен. Троих отправили в Симферопольскую тюрьму, а тяжелораненого старшину 2-й статьи В. Агафонова оставили в Ак-Мечети. Когда Агафонов пришел в себя, его стали допрашивать, применяя самые изощренные пытки. Гитлеровцы стремились выведать, откуда и куда шел советский торпедный катер, не было ли с ним других кораблей. Но стойкий моряк молчал. Он умер смертью героя, не выдав врагу военной тайны. Подвиг старшины 2-й статьи Василия Яковлевича Агафонова не забыт. Катерник посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени и зачислен навечно в списки личного состава одной из частей Краснознаменного Черноморского флота. Его именем названа одна из улиц поселка Черноморское.

26 марта войска 3-го Украинского фронта в условиях весенней распутицы начали упорные бои за расширение плацдарма на правом берегу Южного Буга. Одновременно войска 2-го Украинского фронта продвинулись до реки Днестр, создав непосредственную угрозу силам противника, находившимся на юге Украины, между реками Южный Буг и Днестр.

Под мощными ударами советских войск гитлеровцы вынуждены были отходить. 28 марта был освобожден Николаев. В боях [255] за город участвовал входивший в состав 3-го Украинского фронта 384-й отдельный батальон морской пехоты под командованием майора Ф. Е. Котанова. Замечательный подвиг совершила группа из 55 моряков батальона и 12 армейских саперов во главе со старшим лейтенантом К. Ф. Ольшанским и замполитом капитаном А. Ф. Головлевым. В ночь на 26 марта бойцы группы на гребных рыбацких лодках при помощи рыбака А. И. Андреева прошли вверх по Южному Бугу около 15 км и скрытно высадились в Николаевском порту.

Перед десантом стояла задача — вызвать замешательство в тылу врага, оттянуть на себя часть его сил с фронта. Гитлеровцы обнаружили десантников лишь около 8 часов утра. С 10 часов последовали одна за другой атаки противника. Против небольшой группы десантников он бросил свыше двух батальонов пехоты, четыре 75-мм орудия, несколько танков и огнеметов. Восемнадцать раз поднимались в атаку вражеские цепи и каждый раз получали решительный отпор.

Когда в ходе боя противник предложил десантникам сдаться, они с презрением отвергли это предложение и радировали командиру батальона: «Мы, бойцы и офицеры, моряки отряда товарища Ольшанского, клянемся перед Родиной, что задачу, стоящую перед нами, будем выполнять до последней капли крови, не жалея жизни»{423}. Клятву свою герои сдержали. Они вели неравный бой до 28 марта. Их ряды с каждым часом таяли. Смертью храбрых пали многие бойцы и офицеры, был убит проводник, погиб и старший лейтенант К. Ф. Ольшанский. Но враг так и не смог сломить сопротивление горстки советских воинов. Оставшиеся в живых 12 десантников, израненные, изнуренные непрерывным боем, продолжали удерживать захваченный участок до подхода частей 3-го Украинского фронта.

Всем участникам десантной группы старшего лейтенанта К. Ф. Ольшанского и проводнику А. И. Андрееву присвоено звание Героя Советского Союза. 384-му отдельному батальону морской пехоты было присвоено почетное наименование Николаевского. Трудящиеся города на одной из его площадей воздвигли памятник героям-десантникам.

В боях за Николаев участвовали также флотские авиачасти — 23-й отдельный штурмовой авиационный и 11-й гвардейский истребительный полки. Штурмовики успешно нанесли удар по вражескому аэродрому Водопой, Кульбакино, уничтожив при этом 15 самолетов противника и два склада с боеприпасами. Гвардейцы-истребители сбили в воздушных боях 11 самолетов противника. Эти полки тоже получили почетное наименование Николаевских.

После освобождения Николаева войска 3-го Украинского фронта форсировали Южный Буг и завязали бои на подступах к Очакову. В ходе борьбы за город морские пехотинцы под командованием [256] подполковника Ю. И. Неймарка на рыбацких ботах форсировали лиман с юга и заняли остров Форт Первомайский, а затем и городской берег. Вскоре они соединились с частями 3-го Украинского фронта. Попав под двойной удар, с суши и с моря, противник 30 марта поспешно оставил Очаков.

9 апреля советские войска завязали бои у Одессы, а на следующий день над городом уже реяли победные красные флаги. 73 дня штурмовал Одессу враг в 1941 г. и захватил ее только после того, как защитники города по приказу командования эвакуировались в Крым. И вот сейчас им потребовался всего лишь один день, чтобы освободить город.

В боях за Одессу непосредственное участие принимали 384-й отдельный батальон морской пехоты, торпедные катера 2-й Новороссийской бригады, перебазированные в Скадовск, морские летчики и подводники. Подводные лодки и торпедные катера, действуя на морских сообщениях противника, лишали его возможности эвакуировать войска и вывезти награбленное имущество морем в порты Румынии. Успешно справились с боевыми заданиями 5-й гвардейский торпедоносный, 6-й и 36-й истребительные, 40-й пикировочный, 11-й гвардейский истребительный авиационные полки. При этом особенно отличились летчики майор М. И. Буркин, капитаны А. Г. Алфимов, И. И. Куценко, лейтенант В. И. Минаков и другие.

Еще не закончились бои за Одессу, как началась операция по освобождению Крыма — перешли в наступление войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина и Отдельной Приморской армии под командованием генерала армии А. И. Еременко. Активное содействие им оказывали Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) и входившая в его состав Азовская военная флотилия (командующий контр-адмирал С. Г. Горшков).

К началу апреля 1944 г. фашистское командование имело в Крыму семь румынских и пять немецких дивизий (около 200 тыс. солдат и офицеров, до 3600 орудий и минометов, свыше 200 танков и штурмовых орудий, 150 самолетов){424}.

Удержанию Крыма фашистская Германия придавала большое значение, так как от этого зависело ее влияние на Румынию, Болгарию и Турцию, а также на обстановку на всем южном фланге советско-германского фронта. Поэтому фашистское командование спешно возводило оборонительные укрепления в северной части полуострова, в районе Керчи и на подступах к Севастополю. Оно надеялось здесь сковать и длительной обороной обескровить значительные силы советских войск. Однако эти расчеты врага не оправдались. Началось стремительное наступление войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии. [257]

Перед этими войсками была поставлена задача прорвать фронт противника на севере полуострова и в Керчи и продвигаться в глубь Крыма по двум сходящимся к Севастополю направлениям. Черноморский флот должен был блокировать Крым с моря и нарушать морские сообщения противника с портами Румынии и Болгарии. Соответствующие задачи были поставлены перед партизанами Крыма. Координацию действий сухопутных и военно-морских сил осуществлял представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

8 апреля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска 4-го Украинского фронта начали наступление на сивашском и перекопском направлениях. Прорыв фронта противника частями 51-й армии генерал-лейтенанта Я. Г. Крейзера на сивашском участке предопределил судьбу всей его обороны на севере Крыма. К 11 апреля она была взломана на всю глубину, и советские войска овладели городом Джанкой — важным узлом дорог и опорным пунктом противника.

Успешно развернулось и наступление Отдельной Приморской армии. Большую помощь ей перевозкой войск и вооружения через Керченский пролив оказала Азовская военная флотилия. 11 апреля войска армии овладели Керчью. Противник, преследуемый ими, начал отходить на запад.

Фашистское командование на случай отступления готовило несколько промежуточных оборонительных рубежей в районах Симферополя, Ак-Моная, долин рек Булганак, Альма, Кача, но ни на одном из них его войска удержаться не смогли. 13 апреля были освобождены Феодосия, Симферополь и Евпатория, 15 апреля — Ялта, а на другой день советские части вышли на подступы к Севастополю. 18 апреля они овладели Балаклавой.

Оставив большую часть Крыма, гитлеровцы рассчитывали теперь удержаться за мощной системой оборонительных сооружений у Севастополя, которую они называли каменным поясом. Создавая ее, враг использовал выгодные условия гористой местности и оборонительные сооружения, возведенные защитниками Севастополя в 1941–1942 гг. Фашистские войска насчитывали 72 тыс. солдат и офицеров, около 1500 орудий и минометов, 330 орудий ПТО, 50 танков и штурмовых орудий, до 100 боевых самолетов. Они имели практически неограниченное количество боеприпасов{425}. Гитлер запретил эвакуировать из Крыма всех способных носить оружие, обещал за удержание полуострова большие награды и привилегии.

Однако дни фашистских войск в Крыму были сочтены. В соответствии с замыслом советского командования войска 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Г. Ф. Захарова 5 мая [258] начали наступление на Севастополь с севера и через Мекензиевы горы. Удар гвардейцев должен был дезориентировать противника в определении главного направления наступления. Гитлеровцы начали спешно перебрасывать свои резервы на Северную сторону. На склонах долины реки Бельбек завязались тяжелые бои.

7 мая перешли в наступление на главном направлении войска 51-й и Приморской армий. Оно было поддержано мощным огнем артиллерии и ударами авиации. К исходу дня враг был выбит с ключевых позиций обороны на Инкерманских и Балаклавских высотах, на Сапун-горе. В бой вступили танки.

Главной задачей Черноморского флота в операции было нарушение вражеских коммуникаций с Крымом. К решению ее привлекались подводные лодки, военно-воздушные силы и торпедные катера.

К началу Крымской операции в составе флота вместе с Азовской флотилией насчитывалось: 1 линкор, 4 крейсера, 6 эскадренных миноносцев, 29 подводных лодок, 13 сторожевых кораблей, 27 тральщиков, 3 канонерские лодки, 47 торпедных катеров, 44 катера-тральщика, 113 малых охотников за подводными лодками и сторожевых катеров, 27 бронекатеров, 1 монитор, а также 467 самолетов{426}.

Военно-морские силы противника составляли: вспомогательный крейсер, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, 14 подводных лодок, 34 катера — охотника за подводными лодками, 28 торпедных катеров, 30 тральщиков и более 100 десантных и артиллерийских барж; на аэродромах Крыма базировалось до 250 самолетов{427}.

Для питания изолированных в Крыму войск противник осуществлял перевозки довольно большого объема. С 1 апреля по 8 мая воздушной разведкой было обнаружено 198 фашистских конвоев. Транспортные суда обычно следовали в охранении самолетов, катеров-тральщиков и миноносцев. Маршруты конвоев часто менялись, а силы эскорта постоянно увеличивались. Несмотря на это, черноморцы успешно вели борьбу с перевозками противника, срывая снабжение его войск в Крыму.

Активно действовали подводные лодки бригады, которой командовал капитан 1 ранга М. Г. Соловьев. Они совершили 20 выходов на вражеские коммуникации и успешно атаковали 18 кораблей и судов. При этом им пришлось преодолевать сильное противодействие противолодочных сил противника. Достаточно сказать, что только за время Крымской операции гитлеровцы сбросили на подводные лодки более 1500 глубинных бомб. [259]

В период операции подводная лодка «А-5» под командованием капитан-лейтенанта В. И. Матвеева потопила транспорт «Дуростар» и шхуну, а подводная лодка «Щ-201» (командир капитан-лейтенант П. И. Парамошкин) только за один выход уничтожила транспорт «Гейзерих» и тральщик, повредила десантную баржу. Успешно действовали и другие подводные лодки. Так, «М-35» (командир капитан-лейтенант В. М. Прокофьев) потопила транспорт и десантную баржу, «М-111» (командир капитан-лейтенант М. И. Хомяков) — транспорт и буксир, «Щ-202» (командир капитан-лейтенант М. В Леонов) — транспорт и десантную баржу.

В Крымской операции подводники успешно применили метод маневрирования заранее определенными позициями. Лодки переводились с одной позиции на другую в зависимости от интенсивности перевозок противника. Разведывательные данные о маршрутах движения конвоев обычно поступали от авиации. Все это повышало эффективность ударов по врагу.

За время Крымской операции подводные лодки уничтожили 8 транспортных судов и 5 кораблей охранения, повредили 2 транспорта и боевой корабль{428}.

Наибольшей результативностью отличались действия авиации флота. В ее составе было четыре дивизии (1-я минно-торпедная, 13-я пикировочная, 11-я штурмовая, 4-я истребительная), два отдельных авиаполка и несколько авиаэскадрилий. За время операции летчики произвели свыше 6300 самолето-вылетов, в том числе свыше 4500 самолето-вылетов для нанесения ударов по конвоям противника, прикрытия своих сил и ведения воздушной разведки. При этом бомбардировщики успешно применяли метод топмачтового бомбометания и бомбометания с пикирования. Эффективно, проявляя тактическую гибкость, действовали торпедоносцы и штурмовики. Использовала авиация и минное оружие. Как правило, для нарушения коммуникаций противника выделялись разнородные группы, состоявшие из бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков и прикрывавших их истребителей. При налетах на корабли и суда, находившиеся в базах и портах, удары авиации массировались. Так, 12 апреля две группы самолетов, включавшие 35 Ил-2, 19 Як-9 и 24 ЛаГГ-3, нанесли удар по порту Феодосия. 11 мая в налетах на бухты Севастополя участвовали 20 групп, насчитывавших в общей сложности 271 самолет. В борьбе с перевозками противника особенно отличились 1-я минно-торпедная авиационная дивизия полковника В. П. Канарева, преобразованная в мае 1944 г. во 2-ю гвардейскую, 13-я дивизия пикирующих бомбардировщиков подполковника И. Е. Корзунова, 11-я штурмовая [260] авиадивизия полковника Д. И. Манжосова, 4-я истребительная авиадивизия полковника И. С. Любимова.

За время Крымской операции авиация Черноморского флота уничтожила 65 и повредила 55 транспортных судов, кораблей и катеров противника{429}. В воздушных боях был сбит 81 вражеский самолет.

Мастерски и дерзко атаковали конвои противника торпедные катера бригад капитанов 2 ранга В. Т. Проценко и Г. Д. Дьяченко. С 11 апреля по 12 мая они совершили 268 выходов. Основным методом их действий были групповой поиск и атака транспортов и кораблей противника у крымских берегов в темное время суток. В ряде случаев катерникам оказывала содействие авиация, обеспечивая разведывательными данными, наводя на цели или освещая их осветительными бомбами.

Особенно активизировалась деятельность торпедных катеров с середины апреля, когда советские войска освободили большую часть территории Крыма с портами Феодосия, Ялта, Ак-Мечеть и Евпатория. 1-я бригада катеров перебазировалась из Анапы в Ялту, а 2-я перешла из Скадовска в бухту Каранджи, а затем в Евпаторию. Торпедные катера, вооруженные реактивными установками, обычно подвергали атакам охранение конвоев, чтобы облегчить использование другими катерами торпедного оружия. За короткий срок катерники уничтожили 11 транспортов и барж противника{430}.

Экипажи катеров, которыми командовали старшие лейтенанты Владимир Пилипенко и Матвей Подымахин, в ночь на 28 апреля потопили крупный транспорт и сторожевой катер противника. За два боевых выхода, 9 и 10 мая, четырьмя торпедами уничтожил четыре вражеских судна экипаж торпедного катера старшего лейтенанта Андрея Черцова. Неприятельский транспорт и десантную баржу потопил за один выход экипаж катера, которым командовал старший лейтенант Георгий Рогачевский. Добились боевых успехов и многие другие экипажи торпедных катеров.

9 мая совместным ударом частей 51-й и Приморской армий с юга и форсировавшей Северную бухту 2-й гвардейской армии с севера гитлеровцы были выбиты из Севастополя. Таким образом, немецко-фашистские войска смогли оборонять его лишь 5 дней, а штурмовали в 1941–1942 гг. 250 дней.

Через три дня после освобождения Севастополя последние остатки немецко-фашистских войск сложили оружие в районе мыса Херсонес.

При взятии советскими войсками Севастополя урон фашистов составил: убитыми — более 20 тыс. солдат и офицеров и пленными — свыше 24 тыс. Всего же в Крыму противник потерял [261] убитыми и пленными (не считая погибших на переходе морем) 111 587 человек{431}.

Черноморский флот в период Крымской операции уничтожил и повредил свыше 160 кораблей и судов противника{432}. Большая часть их была потоплена вместе с экипажами и эвакуируемыми из Крыма солдатами и офицерами (около 42 тыс. человек). Как свидетельствовал румынский главный морской штаб, тоннаж судов, потопленных и поврежденных за время эвакуации, составил 82,8 процента общего тоннажа немецких, румынских и венгерских судов, находившихся к тому времени на Черном море{433}. Этот успех в блокировании Крыма и нарушении вражеских коммуникаций в западной части Черного моря был достигнут благодаря мужеству и высокому боевому мастерству воинов Черноморского флота.

При освобождении Крыма советские воины проявили массовый героизм, высокое боевое мастерство и непоколебимую волю к победе. Плечом к плечу с воинами сухопутных частей самоотверженно сражались с врагом моряки-черноморцы 83-й и 255-й бригад морской пехоты. Они прошли с боями путь с плацдарма у Керчи до Севастополя, отличились при освобождении многих городов и сел Крыма.

В разгар напряженного боя за Сапун-гору одним из первых достиг вершины и водрузил на ней Красное знамя боец 51-й армии Иван Яцуненко. Почти одновременно старшина 2-й статьи Анна Балабанова из 255-й бригады морской пехоты под обстрелом врага водрузила Красное знамя на вершине горы Сахарная Головка.

Советская Родина по достоинству оценила героический подвиг освободителей Севастополя. 126 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза{434}. Этого высокого звания удостоились многие черноморцы, в том числе морские летчики гвардии полковник В. П. Канарев, гвардии майор И. И. Ильин, майоры В. А. Дегтярев, В. А. Лобозов и А. И. Фокин, гвардии капитаны Б. М. Литвинчук, Н. И. Николаев, капитаны А. Д. Рыхлов и В. А. Скугарь, гвардии старшие лейтенанты И. П. Белозеров, Д. В. Зюзин и В. С. Снесарев, старший лейтенант В. П. Рукавицын, катерники капитан-лейтенанты С. Н. Котов, К. Г. Кочиев, А. И. Кудерский, старшие лейтенанты А. Г. Кананадзе, В. С. Пилипенко, Г. А. Рогачевский, А. Е. Черцов, И. П. Шенгур.

Многие воины, в том числе более 400 подводников, были награждены орденами и медалями Советского Союза. [263]

118 частей и соединений армии и флота получили почетное наименование Севастопольских, 51 часть и соединение удостоились орденов.

Освобождение северо-западного района Черного моря с Одессой и Крымского полуострова с Севастополем создало благоприятные условия для развертывания активных боевых действий Черноморского флота при изгнании немецко-фашистских захватчиков из Румынии и Болгарии. [264]

Дальше