Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава десятая.

Возрождение

Разгромив в открытом бою объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции, советский народ под руководством Коммунистической партии приступил к восстановлению народного хозяйства и осуществлению ленинского плана построения социализма. Но международное положение Советской Республики по-прежнему было сложным. Империалисты не хотели примириться со своим поражением и продолжали вынашивать планы уничтожения советского строя.

В. И. Ленин в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов говорил: «Мы кончили одну полосу войн, мы должны готовиться ко второй; но когда она придет, мы не знаем, и нужно сделать так, чтобы тогда, когда она придет, мы могли быть на высоте»{231}. Руководствуясь этим ленинским указанием, Коммунистическая партия принимала меры к повышению обороноспособности Советского государства.

Большое внимание уделялось возрождению Черноморского флота, который вышел из гражданской войны наиболее обескровленным. Часть его революционные моряки вынуждены были в 1918 г. затопить, много кораблей интервенты и белогвардейцы увели за границу. Предстояло создавать флот, по существу, заново.

С окончанием военных действий были расформированы Днепровская (в декабре 1920 г.), Азовская (в апреле 1921 г.) флотилии. Их корабли и личный состав влились в ряды возрождавшегося Черноморского флота. Одновременно восстанавливались разрушенные интервентами и белогвардейцами военно-морские базы Новороссийск, Николаев, Одесса и Керчь.

В декабре 1920 г. формируется управление Морских Сил Черного моря (начальник Э. С. Панцержанский, член Реввоенсовета И. М. Лудри). В марте 1921 г. в их составе создается воздушный флот, преобразованный в 1925 г. в военно-воздушные силы. Первым начальником воздушного флота был активный участник гражданской войны М. М. Сергеев. Но восстановление флота шло медленно. Это объяснялось нехваткой не [133] только кораблей, но и опытных кадров моряков. Чтобы решить кадровую проблему, еще в ноябре 1920 г. на Черном море был организован учебный отряд. Он состоял из нескольких школ, которые начали готовить специалистов для кораблей и береговых частей.

14 декабря 1920 г. в Николаеве создается Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Черном и Азовском морях. В условиях разрухи на плечи гидрографов лег огромный труд по восстановлению всего гидрографического хозяйства. На них же были возложены траление минных заграждений, лоцманские перевозки.

Однако планомерное возрождение Черноморского флота, как и всех Военно-Морских Сил страны, началось только после X съезда Коммунистической партии, проходившего в марте 1921 г. В резолюции по военному вопросу съезд признал «необходимым, в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота»{232}.

Центральный Комитет партии в соответствии с решениями X съезда принял постановление о возвращении на флот коммунистов — бывших моряков, занятых в народном хозяйстве. В 1921–1922 гг. на Черное море прибыло 427 коммунистов{233}. Это значительно укрепило основное ядро партийной организации флота.

Коммунисты возглавили борьбу рабочих судостроительных предприятий и моряков-черноморцев за возрождение флота. Вскоре стали видны и первые ее результаты. Уже к началу 1922 г. на Черноморском флоте были введены в строй 2 эсминца, 2 подводные лодки, 3 канлодки, 18 сторожевых катеров, 14 тральщиков и другие суда{234}.

Летом 1922 г. корабли выходили в первое учебное плавание. С начала 20-х годов черноморцы стали совершать заграничные походы. Они посетили с дружественными визитами ряд портов Турции, с которой в марте 1921 г. в Москве был подписан советско-турецкий договор «О дружбе и братстве». На черноморских кораблях в ноябре 1921 г. была доставлена в Турцию советская специальная миссия во главе с М. В. Фрунзе. Такие походы предпринимались различными кораблями. Так, подводные лодки лишь за период июнь 1922 г. — февраль 1923 г. восемь раз посетили порт Инебола и девять — Самсун{235}.

Большую роль в возрождении Черноморского флота сыграл комсомол страны, принявший 16 октября 1922 г. на своем V Всероссийском съезде шефство над Красным военным флотом Республики. В результате проведенных РКСМ трех добровольных [134] призывов в ряды советских моряков влились тысячи комсомольцев. В числе прибывших по путевкам комсомола на Черное море были Б. М. Балев, П. Т. Бондаренко, И. А. Бурмистров, А. А. Дивавин, А. А. Малютин, П. В. Мещеряков, Ф. В. Монастырский, П. И. Мусьяков, П. И. Петров, Н. М. Харламов, А. Н. Филаретов, А. Е. Фомичев и многие другие, впоследствии ставшие известными командирами, политработниками, адмиралами и генералами.

В январе 1923 г. по инициативе комсомола была проведена неделя Красного Флота. М. И. Калинин писал тогда: «Морскому флоту должен быть уделен максимум нашего внимания. Пусть каждый завод, фабрика, село, волость, город будет считать своим долгом помочь морскому флоту и быть активным участником его строительства»{236}.

В те дни Черноморскому флоту в торжественной обстановке было вручено шефское знамя комсомола Украины, а VII Всеукраинский съезд Советов поручил ВУЦИК принять шефство над крейсером «Червона Украина» и обеспечить скорейшее окончание его достройки за счет бюджета республики и добровольных отчислений трудящихся.

Во время недели Красного флота многие коллективы фабрик и заводов Украины взяли шефство над черноморскими кораблями. Не оставалось в стороне и трудовое крестьянство. Вот один из ярких примеров. Эскадренный миноносец «Занте» в недостроенном состоянии был затоплен под Одессой в годы гражданской войны. В 1921 г. его подняли и доставили в Николаев для достройки. Крестьяне-бедняки (незаможники) Ореховской волости Харьковской губернии делали коллективные посевы и собранный урожай сдавали на восстановление эсминца. А в 1923 г., когда корабль вошел в строй, его назвали «Незаможник»{237}.

Когда проходила неделя Красного флота, Полтавский губ-ком комсомола отправил черноморцам первую партию подарков — 4 тыс. экземпляров литературы, 300 пудов сахара, 170 пар белья, а комсомольцы шахты № 5 имени В. И. Ленина в Донбассе добыли на субботниках десять вагонов угля в подарок флоту{238}.

В марте 1923 г. шефство над Черноморским флотом приняли комсомольцы Урала. В течение нескольких месяцев они собрали свыше 100 тыс. рублей{239}.

К 1 мая 1923 г. на севастопольском Морском заводе был капитально отремонтирован и введен в строй крейсер «Коминтерн» (бывший «Память «Меркурия»). В его восстановлении [135] участвовали моряки, прибывшие на флот по комсомольскому призыву. Морской завод за успешное выполнение этого задания был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а его комсомольская организация — Красным знаменем Крымского обкома комсомола.

В июне 1922 г. в Севастополе побывали Председатель ВЦИК М. И. Калинин и Председатель ВУЦИК Г. И. Петровский. Они посетили Морской завод, осмотрели южную группу береговых батарей. При посещении Учебного отряда Михаил Иванович, отмечая успехи курсантов, сказал восхищенно: «...а замечательные выйдут из них моряки!» И он не ошибся. Позже многим из них он вручал в Кремле государственные награды за безупречную службу и героизм, проявленный при выполнении боевых заданий.

В сентябре — октябре 1923 г. отряд в составе крейсера «Коминтерн», дивизиона подводных лодок, дивизиона эсминцев и других кораблей совершил поход вдоль крымского и кавказского побережий до Батуми с заходом в Феодосию и Новороссийск. Это было первое большое совместное плавание черноморских кораблей после гражданской войны{240}. В нем приняли участие начальник Морских Сил А. К. Векман, члены Реввоенсовета А. Г. Зосимов и Г. П. Киреев.

В кампании 1924–1925 гг. черноморские корабли (начальник Морских Сил М. В. Викторов) впервые отрабатывали артиллерийские стрельбы, минные постановки.

Флот укреплялся и организационно. Этому способствовали военная реформа 1924–1925 гг. и введение в Вооруженных Силах страны единоначалия.

В сентябре — октябре 1925 г. эскадренные миноносцы «Незаможник» и «Петровский» совершили поход в Турцию и Италию. Будучи в Неаполе, черноморцы навестили Максима Горького, находившегося на лечении в Сорренто{241}. Этот большой заграничный поход явился серьезным успехом моряков возрождавшегося Черноморского флота.

В 1925 г. в докладе III съезду Советов СССР М. В. Фрунзе говорил: «Наш флот — и Черноморский и Балтийский — в отношении личного состава, слаженности экипажа, тактической подготовки судовых команд сейчас уже вряд ли уступит в чем-нибудь старому, царскому флоту»{242}.

В январе 1926 г. состоялась 8-я партийная конференция флота, обсудившая важнейшие вопросы строительства Черноморского флота и задачи повышения его боеготовности. Конференция отметила, что политико-моральное состояние личного состава высокое. Партийно-комсомольская прослойка на флоте к тому времени составляла 34,1 процента всего личного состава. [136]

Корабли, береговая оборона и гидроавиация в кампаний 1925 г. успешно выполнили план боевой и политической подготовки.

По мере преодоления технико-экономической отсталости страны повышалась техническая оснащенность флота. С особой силой это стало ощущаться после состоявшегося в декабре 1925 г. XIV съезда Коммунистической партии, нацелившего партию и весь советский народ на социалистическую индустриализацию страны.

В течение 1926–1927 гг. на Черном море были восстановлены все порты, подняты затопленные в севастопольских бухтах суда, приведены в порядок склады и складское хозяйство, проведены дноуглубительные работы в главной базе.

Заметных успехов черноморцы добились в боевой подготовке. Совместные учения кораблей, морской авиации и береговой обороны с соединениями Красной Армии, проведенные в 1926 г., показали хорошую выучку личного состава. Начальник Морских Сил СССР Р. А. Муклевич дал высокую оценку боеготовности кораблей практической эскадры{243}.

В мае 1927 г. Народный комиссар по военным и морским делам К. Е. Ворошилов провел смотр Черноморского флота, показавший высокую организованность и дисциплину личного состава. В августе были проведены совместные тактические учения флота и войск Красной Армии в районе Очакова. Их продолжением явились большие маневры в районе Северного Кавказа, которые продемонстрировали хорошую подготовку флота к совместным действиям с армией, а также к самостоятельным иорским операциям. На маневрах особенно отличился экипаж эсминца «Петровский» (командир И. С. Исаков, впоследствии Адмирал Флота Советского Союза). Реввоенсовет СССР объявил благодарность всему личному составу флота.

В феврале 1927 г. в укрепрайонах, военно-морских базах и в Севастополе прошли первые комсомольские конференции. На них обсуждались задачи дальнейшего повышения политической активности комсомольцев, улучшения качества всей комсомольской работы.

В 1927 г. при помощи трудящихся Украины вступил в строй крейсер «Червона Украина». К этому времени были модернизированы и вступили в строй поднятые со дна моря эскадренные миноносцы, получившие новые названия: «Дзержинский», «Шаумян», «Фрунзе».

В мае 1928 г. крейсер «Червона Украина» под флагом начальника Морских Сил Черного моря В. М. Орлова в сопровождении эсминцев «Петровский», «Фрунзе», «Шаумян» ходил с дружественным визитом в Турцию{244}. [137]

К 1928 г. восстановление Черноморского флота в основном завершилось. Начался период его технической реконструкции. Успехи в развитии народного хозяйства позволили развернуть строительство новых кораблей на николаевских заводах. Все большее развитие получали также морская авиация и береговая оборона. Уже в 1928 г. флот представлял собой большую боевую силу на своем театре: в его состав входили 2 крейсера, 4 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля, 5 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 6 торпедных катеров и другие корабли{245}.

Зимой 1929/30 г. по решению партии и правительства из Кронштадта в Севастополь были переведены линейный корабль «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн». Командовал переходом Л. М. Галлер, флагманским штурманом был Н. А. Сакеллари. Плавание кораблей вокруг Европы в условиях зимнего шторма продемонстрировало отличную морскую выучку и высокие боевые качества советских моряков.

25 июля 1929 г. Севастополь посетили И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе. Они выходили в море на крейсере «Червона Украина».

В 1930–1931 гг. черноморцы получили три большие подводные лодки типа «Декабрист» — «Д-4» («Революционер»), «Д-5» («Спартаковец»), «Д-6» («Якобинец»). Осваивалось также строительство подводных кораблей других типов.

В марте 1931 г. отдельный дивизион подводных лодок был преобразован в бригаду двухдивизионного состава (командир бригады Г. В. Васильев). В 1936 г. создается 2-я бригада подводных лодок (командир капитан 2 ранга Ю. А. Пантелеев). Кроме того, на Черном море была сформирована бригада подводных лодок типа М («малютка») для Дальнего Востока{246}. В 1932 г. флот пополнился новым надводным кораблем — крейсером «Красный Кавказ». В октябре-ноябре 1933 г. крейсер вместе с эсминцами «Петровский» и «Шаумян» совершил большой заграничный поход в Грецию и Италию{247}.

Черноморцы вместе со всей страной широко отметили 10-летие шефства комсомола над Военно-Морским Флотом. С глубоким удовлетворением они восприняли приказ Реввоенсовета СССР от 16 октября 1932 г., в котором, в частности, говорилось: «Всюду и везде на красных кораблях — в кочегарке и в боевой рубке, на палубе и у сложнейших морских приборов и механизмов, на всех морях, омывающих СССР, зорко и верно несут комсомольцы службу рабочему классу и высоко держат знамя Ленина»{248}. [138]

В 1938–1939 гг. судостроительные заводы дали Черноморскому флоту новые лидеры и эскадренные миноносцы. Готовились к испытаниям вновь построенные крейсера и другие корабли. Эскадренные миноносцы были сведены в бригаду, которой командовал капитан 1 ранга С. Г. Горшков.

В годы технического перевооружения флота среди личного состава широко развернулась борьба за глубокое освоение новой боевой техники и оружия. Призыв партии взять от техники все, что она может дать, был подхвачен и черноморцами. На берегу, в воздухе и на море они напряженно постигали законы современного боя, овладевали воинским мастерством.

Длительное автономное плавание совершила в этот период подводная лодка «Д-6» (командир И. М. Нестеров). Оно явилось для экипажа большой школой боевой выучки и всесторонней закалки. Хорошо отработали задачи по использованию минного и артиллерийского оружия моряки бригад эскадренных миноносцев. В эти годы они совершили также ряд заграничных походов. Так, осенью 1938 г. лидер эсминцев «Москва» (командир А. И. Зубков) под флагом командующего флотом И. С. Юмашева ходил в Турцию. На этом корабле соседнюю страну посетила советская правительственная делегация. Лидер вместе с эсминцем «Беспощадный» совершил плавание в Турцию и в 1939 г.{249}.

Большую роль в выполнении планов боевой и политической подготовки играло социалистическое соревнование. На многих кораблях и в частях получили широкое развитие военно-техническая пропаганда и движение рационализаторов и изобретателей.

С дальнейшим развитием флота расширялась база подготовки командных кадров и корабельных специалистов. В апреле 1931 г. в Севастополе было открыто Военно-морское артиллерийское училище имени ЛКСМУ, которое готовило артиллеристов для кораблей и береговых батарей. Через шесть лет, в апреле 1937 г., открылось Военно-морское училище{250}, готовившее командные кадры для кораблей флота.

Значительно была расширена подготовка младших командиров и рядовых специалистов в учебном отряде. В его составе наряду с объединенной и электромеханической школами в 1937 г. были созданы две новые школы — оружия и связи.

Большой вклад в восстановление и развитие Черноморского флота внесли командовавшие им в разное время военачальники — В. М. Орлов, И. К. Кожанов, И. С. Юмашев, Ф. С. Октябрьский.

Черноморцы, как и все советские воины, были постоянно окружены заботой и вниманием Коммунистической партии и [139] Советского правительства. Они получали «все необходимое для плодотворной учебы и службы. Корабли и части флота в разное время посетили М. И. Калинин, М. В. Фрунзе, И. В. Сталин, Г. К. Орджоникидзе, К. Е. Ворошилов и другие руководители партии и правительства.

За успехи в укреплении черноморских рубежей, в боевой и политической подготовке ЦИК СССР в декабре 1935 г. наградил орденами Советского Союза большую группу моряков флота. В числе награжденных были командиры и краснофлотцы передовой подводной лодки «Д-6». Ордена Ленина удостоились командир корабля И. М. Нестеров, секретарь парторганизации А. К. Бубнов, командир электромеханической боевой части Д. Г. Водяницкий, радист В. П. Сесин, боцман В. И. Корнеев, старшина трюмных П. С. Исаев, старшина группы торпедистов С. В. Лябах{251}.

В течение нескольких лет ведущее место в социалистическом соревновании занимал крейсер «Красный Кавказ». В 1938 г. ему было присуждено переходящее Знамя ЦК ВЛКСМ. Больших успехов в учебе и службе добивались также экипажи крейсера «Червона Украина», эскадренного миноносца «Дзержинский», подводной лодки «Щ-207» («Касатка»).

В 1940 г. Черноморский флот в условиях сложной международной обстановки, когда уже шла вторая мировая война, значительное время находился в повышенной боевой готовности. Перед флотом стояла задача плавать круглый год с минимальными перерывами на ремонт.

Флот неуклонно наращивал свою боевую мощь. С получением новых кораблей в мае 1940 г. бригада крейсеров была преобразована в эскадру (командующий Л. А. Владимирский). В том же году с воссоединением с Советским Союзом Бессарабии и Буковины в составе Черноморского флота была создана Дунайская флотилия с главной базой Измаил.

К началу Великой Отечественной войны Черноморский флот представлял собой внушительную боевую силу. Он включал соединения надводных и подводных кораблей, военно-воздушные силы, части береговой обороны. Черноморцы имели на вооружении новую боевую технику и владели необходимыми навыками ее применения, отличались высокими морально-боевыми качествами, были всегда готовы встать на защиту Советской Родины. [140]

Дальше