Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава одиннадцатая.

В грозовом сорок первом

Руководство фашистской Германии, готовя вероломное нападение на Советский Союз, большое значение придавало южному направлению предстоящих военных действий. Оно рассчитывало в короткий срок овладеть важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами юга Украины, прорваться на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Для этого была создана группа армий «Юг». Действия сухопутных войск поддерживали 4-й германский воздушный флот и военно-воздушные силы Румынии.

Планируя наступление вдоль Черноморского побережья, немецко-фашистское командование вынуждено было считаться с тем, что Советский Союз имел на Черном море сильный военно-морской флот, по численности боевых кораблей значительно превосходивший военно-морские силы Румынии, которые Германия рассчитывала использовать в войне против Советского Союза.

Советский Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев) имел в своем составе линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее был переименован в «Севастополь»), 6 крейсеров («Червона Украина», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», «Коминтерн»), 3 лидера — («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 14 эсминцев («Незаможник», «Фрунзе», «Железняков», «Дзержинский», «Шаумян», «Быстрый», «Бодрый», «Бойкий», «Безупречный», «Бдительный», «Беспощадный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный»){252}, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 84 торпедных катера, 10 катеров-охотников и вспомогательные суда.

Военно-воздушные силы флота (командующий генерал-майор авиации В. А. Русаков, с ноября 1941 г. — генерал-майор авиации [141] Н. А. Остряков, заместитель командующего по политчасти бригадный комиссар М. Г. Степаненко) состояли из 62-й истребительной и 63-й бомбардировочной бригад, авиационной группы, двух отдельных авиаполков, восьми отдельных авиаэскадрилий и отряда корабельной авиации, насчитывавших 626 самолетов{253}.

Береговая оборона флота (комендант генерал-майор П. А. Моргунов, заместитель по политической части полковой комиссар К. В. Вершинин) включала 26 артиллерийских батарей (93 орудия калибра 100–305 мм), не считая орудий более мелкого калибра{254}. В противовоздушную оборону флота (начальник полковник И. С. Жилин, заместитель начальника по политчасти полковой комиссар Г. Г. Колбасенко) входили 50 зенитных батарей, 119 зенитных пулеметов, 81 прожектор{255}.

Румынский флот состоял из четырех эскадренных миноносцев, трех миноносцев, подводной лодки, трех канонерских лодок, трех торпедных катеров, двух минных заградителей, десяти катеров-тральщиков и ряда малых вспомогательных судов{256}. Немецких кораблей в то время на Черном море не было. В борьбе против превосходящих сил советского Черноморского флота гитлеровское командование решило использовать свое превосходство в авиации. К началу войны на румынских аэродромах было сосредоточено 1195 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков{257}.

В 3 часа 15 минут 22 июня 1941 г. вражеская авиация совершила налет на главную базу Черноморского флота — Севастополь. Были также нанесены самолетами удары по Измаилу. Румынская артиллерия обстреляла портовые сооружения Измаила и корабли Дунайской военной флотилии.

Так пришла на Черное море война.

Немецко-фашистское командование рассчитывало ночной постановкой самолетами неконтактных мин заблокировать советские корабли в главной базе — Севастополе, а затем ударами авиации уничтожить их. Однако этот замысел врага был сорван. Еще до налета по приказу Народного комиссара Военно-Морского Флота адмирала Н. Г. Кузнецова Военный совет флота ввел на флоте оперативную готовность № 1. В Севастополе и других базах были сыграны сборы по тревоге, произведено затемнение. Весь личный состав находился на кораблях и в частях. Фашистские самолеты встретили мощный отпор зенитных батарей и кораблей. Два из них зенитчиками флота были сбиты, остальные беспорядочно сбросили мины и поспешно удалились. Не принесли успеха гитлеровцам авиационные удары и в [142] других районах. Корабли Дунайской флотилии быстро подавили огонь румынских батарей.

За первым налетом последовал второй, третий... Враг предпринимал их систематически. В отражении его воздушных атак активно использовались истребительная авиация, все средства противовоздушной обороны. Успешно действовал 61-й зенитно-артиллерийский полк. Началось формирование 62-го зенитно-артиллерийского полка. Для прикрытия неба Севастополя со стороны моря была построена и в августе установлена на Бельбекском рейде плавучая зенитная батарея № 3 (командир капитан-лейтенант С. Я. Мошенский, военком старший политрук Н. С. Середа). Действия ее личного состава были сплошным подвигом. За восемь месяцев батарея, участвуя в отражении многочисленных налетов, сбила 22 самолета противника.

В результате налетов вражеских самолетов на фарватерах флота все более возрастала минная опасность. В первые дни войны погибли на минах морской буксир «СП-12» и 25-тонный плавучий кран, подорвался эсминец «Быстрый», но его экипаж успел посадить корабль на мель у Константиновской батареи.

Командование флота принимало меры по организации борьбы с минной опасностью. Соединение охраны водного района (ОВР) главной базы флота (командир контр-адмирал В. Г. Фадеев, начальник отдела политической пропаганды полковой комиссар Н. А. Бобков) установило систематическое наблюдение за падением мин и оповещение кораблей о местах, где возникала минная угроза.

Противник применял новейшие, неконтактные мины. Для их уничтожения сначала использовались глубинные бомбы, сбрасывавшиеся быстроходными катерами, затем трал-плотики, трал-баржи, а с 1942 г. — специально созданные неконтактные тралы. Успешно трудились над раскрытием секрета вражеских неконтактных мин и разработкой способов борьбы с ними помощник флагманского минера капитан-лейтенант Г. Н. Охрименко, флотские минеры инженер-капитан 3 ранга М. И. Иванов, капитан-лейтенант А. И. Малов, старшие лейтенанты С. И. Богачек, И. В. Шепаченко, инженер Б. Т. Лишневский и другие.

Большую роль в снижении потерь от мин сыграли разработка теории уменьшения магнитных полей корабельных корпусов и создание специальных размагничивающих устройств. Эти проблемы были успешно решены под руководством выдающихся советских ученых А. П. Александрова и И. В. Курчатова, которые специально приезжали на Черноморский флот. Созданную в главной базе станцию размагничивания возглавил инженер-капитан 3 ранга М. Г. Алексеенко.

Все эти меры были довольно эффективными. От вражеских мин флот нес незначительный урон. Противнику не удалось заблокировать корабли в главной базе. [143]

Командование флота принимало энергичные меры по рассредоточению кораблей и мобилизационному развертыванию сил.

Создавались новые части и соединения, быстрыми темпами шло формирование Азовской военной флотилии (командующий капитан 1 ранга А. П. Александров, военком бригадный комиссар А. Д. Рощин). Флотилия, входившая в состав Черноморского флота, включала дивизион канонерских лодок, дивизион сторожевых кораблей-тральщиков, дивизион сторожевых катеров и катерных тральщиков, 87-ю отдельную истребительную авиаэскадрилью.

В тяжелых условиях начального периода Великой Отечественной войны Черноморский флот активно поддерживал приморский фланг войск Красной Армии, тесно взаимодействовал с ними при защите своих баз и приморских городов. С началом боевых действий минный заградитель «Н. Островский», крейсера, эсминцы и другие корабли выставили оборонительные минные заграждения у Севастополя, Одессы, в Керченском проливе и у важнейших портов Кавказского побережья. Для защиты перевозок было введено конвоирование судов боевыми кораблями. Так, в июле 1941 г. флот ежедневно конвоировал в среднем 25 транспортов{258}. Вместе с тем он предпринимал активные действия, нанося удары по военно-морским базам и береговым военным объектам противника.

Большой напряженностью характеризовалась боевая деятельность военно-воздушных сил флота. В первый же день войны боевой счет сбитых вражеских самолетов открыла на Дунае 96-я отдельная авиаэскадрилья, которой командовал капитан А. И. Коробицын. Из девяти бомбардировщиков, летевших бомбить Измаил, противник потерял пять.

В ночь на 23 июня два самолета второй эскадрильи 40-го; авиаполка (летчики старший лейтенант Ф. М. Ковалев и лейтенант Н. С. Большаков) нанесли удар по Сулине. Почти одновременно четыре самолета пятой эскадрильи того же полка (летчики старшие лейтенанты Н. А. Переверзев, И. Е. Корзунов, П. Г. Чернышев, лейтенант Л. И. Родионов) бомбили Констанцу. На другой день самолеты 2-го минно-торпедного и 40-го бомбардировочного полков 63-й авиабригады (командир полковник Г. И. Хатиашвили) совершили три налета на Констанцу и один — на Сулину. В бомбежке участвовало 98 самолетов. По приказу Верховного Командования черноморская авиация нанесла ряд мощных ударов по центру нефтепромышленного района Румынии — Плоешти. Особенно дерзкими и эффективными были действия бомбардировщиков Пе-2 под командованием капитана А. П. Цурцумия 8 и 13 июля. В результате этих налетов противник лишился около 220 тыс. т нефтепродуктов. На [144] длительное время были выведены из строя нефтеперегонные заводы «Орион» и «Астра-Романия».

Несмотря на господство вражеской авиации в воздухе, черноморские летчики только за первый месяц войны нанесли 25 бомбардировочных ударов по Констанце, 10 — по Плоешти, 26 — по Сулине, 33 — по Тулче{259}.

В августе 1941 г. летчики второй эскадрильи 32-го истребительного полка под командованием капитана А. В. Шубикова дважды бомбили Черновадский железнодорожный мост на Дунае. В район бомбового удара истребители И-16 с бомбовой нагрузкой были доставлены тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3. В результате были выведены из строя мост и «проходивший под ним нефтепровод. При этом особенно отличились летчики Б. М. Литвинчук, Б. И. Филимонов, И. Я. Каспаров, П. Г. Данилин, Д. И. Скрипник и И. П. Кузьменко.

Самоотверженно прикрывали воздушные подступы к Севастополю летчики-истребители 8-го и 32-го полков 62-й авиабригады (командир полковник Г. Г. Дзюба).

25 июля летчик 32-го истребительного полка лейтенант Е. М. Рыжов на самолете МиГ-3 совершил первый на флоте воздушный таран, сбив «Хейнкель-111». Вот как это произошло.

Ранним утром Рыжов при патрулировании на воздушных подступах к Севастополю на высоте 7000 м заметил самолет-разведчик противника. Умело маневрируя, летчик вывел истребитель в хвост вражескому самолету и открыл огонь. На «хейн-келе» задымил левый мотор. Ожесточенно отстреливаясь, враг уходил в сторону моря. Преследуя его, лейтенант Рыжов еще раз вышел в атаку. Но в ходе ее кончились боеприпасы. В следующую минуту фашистская пуля пробила водяную магистраль мотора. Летчика обдало брызгами горячей воды. Мотор стал сдавать. Кипящая вода проникла в нижнюю часть кабины и обжигала ноги. Положение становилось критическим. Но у Рыжова не возникало и мысли о том, чтобы выйти из боя. Он думал лишь об одном — не упустить, уничтожить врага.

«Надо идти на таран!» — решил летчик и, сдвинув до отказа V сектор газа, ударил винтом по хвосту фашистского разведчика. Тот камнем рухнул вниз. От сильного удара Рыжов потерял сознание, но на высоте 1000 метров очнулся. Ему удалось вывести самолет из стремительного пике и посадить на воду. Через три часа его подобрал высланный из базы катер.

Спустя несколько дней мужественный летчик снова повел истребитель в бой. В последующих воздушных схватках Евграф Михайлович Рыжов сбил еще 14 вражеских самолетов. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С первых дней войны активный характер носили и действия надводных сил флота. 26 июня отряд кораблей нанес мощный удар по главной базе румынского флота — Констанце. В этом [145] смелом набеге участвовали лидеры «Москва» и «Харьков», составившие ударную группу (командир капитан 2 ранга М. Ф. Романов). Ударную группу прикрывали крейсер «Ворошилов» и эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Смышленый» под командованием контр-адмирала Т. А. Новикова (он же осуществлял общее руководство набеговой операцией).

Достигнув намеченной точки, лидеры «Москва» и «Харьков» в 5 часов утра 26 июня легли на боевой курс и открыли огонь. Было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары — горели бензобаки и железнодорожные составы с боеприпасами, было прервано железнодорожное сообщение между Констанцей и Бухарестом, серьезно затруднилась доставка в порт нефтепродуктов.

При отходе ударной группы снаряды 280-мм батареи противника накрыли шедший головным лидер «Москва». В воздухе появились вражеские самолеты. Уклоняясь от артиллерийского огня, лидеры следовали зигзагом, 30-узловым ходом. В 5 часов 20 минут лидер «Москва» подорвался на мине, разломился в районе первого котельного отделения и стал погружаться в воду. Экипаж мужественно боролся за спасение корабля, но слишком велики были повреждения{260}.

Исключительное мужество проявили и моряки другого лидера. При попытке оказать помощь тонувшему кораблю «Харьков» сам был атакован противником. От близких разрывов бомб и снарядов потекли водогрейные трубки в котлах. Ход снизился до 6 узлов. Корабль оказался на краю гибели. Понимая это, котельные машинисты Петр Гребенников и Петр Каиров надели асбестовые костюмы, влезли в раскаленные топки котла и заглушили лопнувшие трубки. Корабль смог увеличить ход и благополучно выйти из опасной зоны. За этот подвиг краснофлотцы Гребенников и Каиров одними из первых среди черноморцев были награждены орденом Красного Знамени.

Судьба экипажа лидера «Москва» стала известна значительно позже. Многие моряки корабля погибли, в том числе и заместитель командира по политчасти батальонный комиссар Г. Т. Плющенко. Командира корабля капитан-лейтенанта А. Б. Тухова взрывной волной выбросило с мостика в море, и он в бессознательном состоянии вместе с 69 моряками был взят в плен. Всех их заключили в концентрационный лагерь. Позднее Тухову удалось организовать побег моряков из плена. Они сражались с немецко-фашистскими захватчиками в составе партизанского отряда. 5 марта 1944 г. А. Б. Тухов погиб в бою под местечком Головановск близ Одессы.

В первый же день войны включились в борьбу с врагом подводные силы флота. Они состояли из двух бригад. 1-й бригадой командовал капитан 1 ранга П. И. Болтунов, 2-й — капитан 1 ранга М. Г. Соловьев. Для нарушения морских сообщений [146] противника первыми к берегам Румынии вышли подводные лодки «Щ-205», «Щ-206», «Щ-209», «М-33», «М-34».

Противник стремился ограничить движение своих судов. Если же они выходили в море, то обычно следовали у самого берега под прикрытием минных заграждений. Но и в этих условиях подводные лодки наносили потери врагу.

Боевой счет черноморских подводников в августе открыла подводная лодка «Щ-211» (командир капитан-лейтенант А. Д. Девятко, военком политрук И. Е. Самойленко). И августа она успешно высадила в районе Варны группу болгарских политических патриотов во главе с известным болгарским революционером коммунистом Цвятко Радойновым. Болгарские коммунисты по призыву Георгия Димитрова нелегально возвращались на родину, чтобы принять участие в борьбе против немецко-фашистских поработителей{261}. После высадки группы «Щ-211» перешла на назначенную ей позицию, где 15 августа потопила большой вражеский транспорт «Пелес», шедший из Бургаса в Констанцу с военным грузом на борту. Нового боевого успеха «Щ-211» добилась 29 сентября. В тот день от ее торпеды пошел на дно груженный нефтью итальянский танкер «Суперга».

5 ноября подводная лодка «Щ-214» (командир капитан-лейтенант В. Я. Власов, военком старший политрук Ф. С. Корольков) потопила итальянский транспорт «Торчелло». Успешно действовали и другие подводные корабли. Всего до конца 1941 г. подводные лодки флота совершили 103 боевых похода, потопили восемь и повредили четыре судна противника. В числе уничтоженных судов были два из пяти крупных итальянских танкера. Из-за этого Италия длительное время испытывала перебои в доставке нефти из Румынии{262}.

В дни суровых испытаний первого года войны по-разному сложилась военная судьба экипажей подводных лодок. В эти дни они познали и радость побед над врагом, и горечь тяжелых утрат.

22 ноября 1941 г. из Туапсе в свой третий боевой поход ушла подводная лодка «Щ-204» под командованием капитан-лейтенанта И. М. Гриценко. Ушла и в базу не вернулась. Долгих сорок два года было неизвестно, где погибла подводная лодка. И вот только в середине 1983 г. израненную «Щуку» обнаружили у болгарских берегов. Советские и болгарские водолазы совершили более 150 спусков и подняли останки членов экипажа подводной лодки «Щ-204». Останки героев с воинскими почестями были захоронены в Севастополе. Приказом командующего флотом координаты гибели подводной лодки «Щ-204» объявлены местом отдания воинских почестей. [147]

Нарастала боевая активность Дунайской флотилии (командующий контр-адмирал Н. О. Абрамов, заместитель командующего по политчасти бригадный комиссар В. К. Беленков). К началу войны в ее состав входили 5 мониторов, 22 бронекатера, 7 катеров-тральщиков и ряд других судов, а также береговые батареи Дунайского сектора обороны, 46-й отдельный зенитный артдивизион, 96-я истребительная авиаэскадрилья и некоторые другие подразделения.

Противостоявшая Дунайской флотилии румынская речная дивизия насчитывала 7 мониторов, 3 плавучие батареи, более 15 бронекатеров и до 20 сторожевых катеров. Кроме того, Румыния могла ввести в Дунай силы морской дивизии, базировавшиеся на Сулину.

Суда речной дивизии, за исключением бронекатеров, превосходили корабли Дунайской флотилии в скорости хода и артиллерии. Несмотря на это, советские моряки-дунайцы с честью выполняли возложенные на них задачи. Вместе с частями 14-го стрелкового корпуса 9-й армии Южного фронта, 25-м и 79-м отрядами погранохраны они не только стойко защищали государственную границу по рекам Прут и Дунай, но и предпринимали наступательные действия. Уже на четвертый день войны флотилия высадила несколько десантов, которые овладели румынским берегом Дуная на протяжении свыше 75 км. На борьбу с ними противнику пришлось бросить значительные силы, ослабив тем самым наступление на главных направлениях{263}.

При высадке десантов отличились многие краснофлотцы и командиры. Коммунист мичман Ф. И. Образко, назначенный дублером командира бронекатера, под шквальным огнем противника первым спрыгнул на вражеский берег и увлек за собой остальных десантников. Несмотря на тяжелое ранение, мичман оставался в строю до окончания боя. Через несколько дней он скончался в госпитале.

Геройски действовал и старшина 2-й статьи Федор Щербаха, принятый накануне высадки кандидатом в члены партии. При подходе к Килии Старой вражеский снаряд попал в рубку бронекатера. Тяжело ранило командира, а старшине Щербахе, стоявшему у штурвала, оторвало ногу. Бой продолжался. Командир отдавал команды, а рулевой точно их выполнял. У старшины хватило сил и воли, чтобы довести катер до берега, а после высадки десанта вывести его из-под обстрела. Через несколько минут Федор Щербаха скончался на руках боевых товарищей.

При активном содействии кораблей Дунайской флотилии и береговой артиллерии части 14-го стрелкового корпуса успешно отбили все попытки противника высадить десанты на левый берег Прута (у Джуржулесты) и Дуная (у Картала и Вилкова), а один из них, высадившийся в ночь на 2 июля в районе [148] монастыря Ферапонтия, был уничтожен. При этом особенно отличились моряки поста службы наблюдения и связи Я. Н. Поляков, Г. Н. Савлучинский и В. Н. Шитарев. Отбивая натиск врага, стремившегося захватить пост, они умело корректировали огонь артиллерии, пока солдаты противника не были сброшены в Дунай.

В связи с общим отходом войск Южного фронта на восток советское командование отдало приказ о переходе Дунайской флотилии в Одессу. Туда она прибыла в полном составе 19 июля 1941 г. Переход флотилии морем обеспечивал отряд кораблей Черноморского флота.

В течение августа-сентября моряки Дунайской флотилии прикрывали отход советских войск через Южный Буг и Днепр, нарушали переправы немецко-фашистских войск, участвовали в обороне Николаева и Херсона. Затем они приняли участие в защите тендровского боевого участка и в боевых действиях в Керченском проливе.

20 ноября Дунайская флотилия была расформирована. Е& корабли вошли в состав Азовской военной флотилии. [149]

Дальше