Попытка окружения противника в районе кол. Декча (с 27 по 30 октября).
Банда Джунеид-хана в составе около 300 джигитов располагалась в районе кол. Декча по обоим берегам Узбоя. Становище Джунеид-хана находилось несколько юго-западнее, раскинувшись двумя большими группами: основная часть, составлявшая около 300 кибиток, на северном берегу Узбоя, примкнув к обрывистой подошве Уеть-Урта, и меньшая часть, состоящая из 200 кибиток, в районе кол. Кара-Ших. Обе группы разделялись пространством 7–10 км. Местность, занимаемая противником, была чрезвычайно удобна как для организации обороны, так и для маскировки с воздуха. Наличие большого количества воды в колодце Декча и в ручье, вытекающем из небольшого источника на дне Узбоя, облегчало расположение банды и всего становища. В этом месте Узбой представляется глубоким и узким руслом, напоминающим глубокое ущелье. Ширина Узбоя в районе Декча около 107 м, глубина до 32 м. Благодаря отвесным берегам, Узбой на протяжении нескольких десятков километров является сложной преградой, разделяя между собой равнинные участки обоих берегов. В районе Декча имеется узкий, крутой и чрезвычайно неудобный спуск на дно Узбоя с обоих берегов. Этот спуск допускает движение конницы в колонне рядами. В то же время он хорошо простреливается с Усть-Уртской возвышенности и с северного берега Узбоя. Наличие песчаных бугров и растительности в виде многочисленных кустов саксаула маскирует расщелину Усть-Урта и дает возможность организовать упорную оборону от наземного противника. Постоянная тень на дне Узбоя и у подошвы Усть-Урта образует надежную маску от самолетов.
С момента сосредоточения наших частей в г. Куня-Ургенч и крепости Кайдым-Кала Джунеид-хану стало известно о готовящемся наступлении наших частей. Джунеид-хан решил принять бой у Декча и, организовав двухъярусную оборону, использовал для этого оба берега Узбоя и Усть-Уртские возвышенности. Под руководством Шалтай-Батыра на обоих берегах Узбоя были вырыты и замаскированы окопы для стрельбы лежа и с колена. План Джунеид-хана сводился к следующему. Его передовые отряды должны были начать бой с нашими частями еще на высотах Бутеатау. Боем за возвышенность Бутентау он предполагал расстроить красные частя. После этого басмачи должны были отойти к Декча на заранее приготовленные позиции. Учитывая опыт боя 12 октября, когда ударная группа полка стремительно атаковала расположение басмачей в конном строю, Джунеид-хан и Шалтай-Батыр [81] решили использовать то обстоятельство, что как Узбой, так и обрыв в него со стороны подхода наших частей к позиции противника были незаметны. Они выкопали и замаскировали кустами, искусственно воткнутыми в землю, окопы в 10–20 шагах впереди обрыва в Узбой, имевшего в этом месте высоту до 43 м, Надеясь на то, что Узбой не будет замечен нашей конницей, Джунеид-хан полагал, что наши части, бросившись в атаку, попадают с обрыва на дно Узбоя. Джунеид-хан решил твердо победить или погибнуть в районе Декча. Он заявил своим командирам и джигитам: «Либо Декча станет могилой красным, либо мы погибнем здесь в песках».
Однако настроение в становище и в самом отряде Джунеид-хана после боя 12 октября еще не выправилось. Не только рядовые джигиты, но даже и вожди были охвачены страхом и не разделяли решения Джунеида-хана. Впоследствии один из пленных показывал: «У нас теперь не было спокойствия и смеха, как раньше. Как только наступала темнота, всем мерещилось появление красноармейцев то с той, то с другой стороны. Призрак появления свежего, сильного «Батыр{10} полка» (как они говорили) отдельных джигитов уже приводил в панику.
К началу выполнения плана действий, намеченного командованием северной группы, как было описано выше, части южной группы войск перехватили все пути, идущие из Кара-Кумской пустыни на юг, за границу.
Командование группы, бросив 27 октября оба истребительных отряда с исходного положения, поставило им задачей к утру 30 октября охватить Джунеид-хана с его становищем в районе Декча (схема № 5).
27 октября оба истребительных отряда двинулись к намеченному пункту. 84-й кавполк, фактически имея 2-дневный запас воды и 12-дневный запас остальных продуктов, выступил по маршруту оз. Кара-Хаджи-Су (38 км юго-западнее Куня-Ургенча), кол. Балаклы (85 км северо западнее Куня-Ургенча), северная подошва возвышенности Бутентау, источник Декча.
83-й кавполк, также имея 2-дневный запас воды и 10-дневный запас остальных продуктов, выступил 26 октября из г. Ильялы и 27 октября из крепости Кайдым-кала по маршруту урочище Ат-Крылган, южная подошва возвышенности Бутентау, источник Декча. 83 и кавполк имел задачей охватить банду с юго-запада и отрезать ей путь отхода на запад.
Таким образом при осуществлении задуманный план операции получил вид параллельного движения 2 полков на очень близком расстоянии один от другого. В этом отношении следует установить, что никаких выгод от такого движения быть не может. Такое [82] движение является лишь простым расчленением бригады, действующей на одном направлении, от которого противник может легко уклониться. Вместе с тем при таком движении по глубоким пескам и вне колодцев, один из полков должен излишне изматываться.
В то же время благодаря трудности организации связи между полками затрудняется согласованное вступление частей в бой.
Если в пустыне намечаются концентрические действия войск, то следует их проводить только с учетом всей системы колодцев, баз снабжения и возможных направлений движения живых сил противника. Только такая операция приведет противника к гибели. В противном же случае более целесообразно при отсутствии у противника авиации частям, действующим на одном направлении, двигаться в одной колонне или поэшелонно, маневрируя частями колонны по мере надобности. [83]
Поход 84-го кавполка.
84-й кавполк выслал по главному направлению разъезд силою в 1 взвод под командой командира взвода т. Ахманбетова с задачей: выяснить, свободен ли маршрут полка и район оз. Кара-Хаджи-Су от противника. Вслед за ним начал движение верблюжий транспорт. Через 1 час. 30 мин. из Куня-Ургенча выступил в колонне по звеньям полк, имевший обычное непосредственное охранение. Впереди войсковой разведки работала агентурная разведка. Полк, двигаясь переменным аллюром, обогнал верблюжий транспорт, который в дальнейшем двигался непосредственно за колонной полка. Транспорт № 1 имел свое прикрытие.
В связи с тем, что по имевшимся сведениям до основной группировки противника еще было далеко, при построении колонны основное внимание было уделено вопросу удобства движения. Эскадроны следовали в порядке своих номеров, причем пулеметный эскадрон двигался последним. Из-за большой пыли между эскадронами был назначен интервал в 50 м. Штаб полка следовал в голове колонны, за ним непосредственно двигался взвод связи вместе со связными от эскадронов. Командиры эскадронов находились при своих эскадронах.
При выступлении из Куня-Ургенча транспорт 84-го кавполка был загружен очень легко. В транспорте было большое количество запасных верблюдов: на каждые 5 загруженных верблюдов шел один запасный верблюд и один под проводником. Проводники же сопровождали каждые 5–6 верблюдов.
Всего из Куня-Ургенча выступила колонна в составе 621 верблюда. На колодцах верблюды, задерживавшие транспорт, были освобождены. Оставшиеся 373 верблюда распределились следующим образом:
Под патроны | 12 верблюдов |
Под продовольствие | 68 « |
Под воду{11} | 120 « |
Под фураж | 153 « |
Под юрты и принадлежности для рытья колодцев | 20 « |
Каждый верблюд, в зависимости от своего состояния, нес груз в среднем от 8 до 10 п. При движении транспорта начальник транспорта вместе с ядром отряда охраны двигался в середине сильно растянувшейся колонны верблюдов. Впереди двигались парные дозоры, а по длине всей верблюжьей колонны двигались отдельные всадники, задачей которых являлось поддерживать порядок движения, подгонять ленивых проводников и являться глазами ядра. Ядро же в случае нападения противника на транспорт должно было бросаться в угрожаемый пункт. [84]
Колонна транспорта двигалась в одну нитку. Между отдельными цепочками колонны и между верблюдами образовывались значительные промежутки. Части колонны то и дело останавливались. Туркмены-верблюдчики беспрерывно поправляли вьючку. С первых же шагов из Куня-Ургенча начал теряться клевер и выливаться вода из бидонов, которые были закрыты деревянными затычками, специально выточенными из дерева, и для плотности обложены кошмой или сеном. Транспорт растянулся примерно на 7 км, так что охранявший взвод в составе 36 сабель при нападении противника не смог бы организовать его обороны.
В организационном отношении транспорт представлял собою 3 взвода, но сама разбивка была проведена чисто механически. Назначенные караван-баши, т. е. начальники небольших частей верблюжьего транспорта, не пользовались никаким авторитетом, и в действительности транспорт оказался внутренне неорганизованным, что в значительной степени отразилось на скорости его движения и на сохранности груза. Транспорт двигался медленнее положенных ему 3 1/2 км в час.
Первый переход закончился у оз. Кара-Хаджи-Су, которое находилось в 30–35 км от культурной полосы. До половины дороги степь была покрыта густыми порослями колючки, являющейся прекрасным топливом; дальше колючка сменялась порослями саксаула, которым за исключением небольших районов богата вся пустыня. Обилие топлива облегчает вопросы движения по пустыне в любое время года. В районе самого озера саксаула не оказалось, и пища готовилась на колючке, дающей жаркое пламя.
Озеро Кара-Хаджи-Су представляет собой громадный резервуар пресной воды. Наличие воды позволило наполнить все бидоны, из которых к этому времени значительная часть воды расплескалась, а также наполнить остальную посуду, которая не могла быть наполнена в кол. Куня-Ургенча, весьма бедных водой в это время года.
Здесь же у озера выяснилось, что бидоны из-под керосина, как бы хорошо они ни были промыты, сильно портят воду: ржавчина старых бидонов окрасила воду. Однако уже первые 30 км, пройденные отрядом в знойный день, дали понять, что вода и с запахом керосина чрезвычайно дорога. Это еще более подчеркнулось, когда возвратившиеся с колодца Балаклы разведчики доложили, что они едва не погибли от безводья, так как колодцы Балаклы противником засыпаны.
В течение 3 часов подтягивались отдельные цепочки верблюдов. На привал верблюды были расположены в 1/2 км от истребительного отряда.
Большую ошибку сделает тот, кто будет строить свою операцию на скрытности, двигаясь с верблюжьим транспортом. Около транспорта и вдали от него стоит сплошной стон. Верблюды рычат, и крик [85] их слышен за несколько километров. Верблюдовожатые кричат, стараясь перекричать друг друга, и много надо положить труда, чтобы унять эту массу разнородных, ничем не связанных людей. Нельзя допускать, чтобы верблюды сопровождались случайными верблюдовожатыми, так как в таком случае последние, будучи совершенно безответственными людьми, не проявляют никакой заботливости о столь ценных животных. Еще в мирное время необходима четкая организация верблюжьих транспортов как в колхозах, так и в виде специально транспортных артелей или товариществ, которые в интересах обороны страны должны поддерживаться в определенной организации и по определенным расчетам нашими хозяйственными и кооперативными учреждениями. Кроме строжайшей дисциплины на походе должен быть введен среди верблюдовожатых элемент соревнования на лучшую вьючку, быстрейшее движение и на сохранность животных.
Как же должен быть организован транспорт? Каждая группа верблюдов должна быть организована в верблюжью колонну по территориальному признаку. Каждая такая колонна должна возглавляться авторитетным представителем местной власти. Ряд выбранных или назначенных караван-башей должен объединяться в общем руководящем органе. Поскольку в каждой верблюжьей колонне сосредоточиваются дехкане того или другого района, то вся организация управления должна иметь организацию низового советского аппарата в виде уполномоченных от аульных советов, а весь транспорт в целом должен возглавляться лицом с соответствующими полномочиями.
Верблюжий транспорт должен иметь свою самоохрану, для чего часть верблюдовожатых должна быть вооружена. Применительно к этой организации транспорт должен быть разбит на роты и взводы с тем, чтобы каждое подразделение включало в себя определенное количество полных суточных дач продфуража и воды. Взводы транспорта должны состоять из отделений огнеприпасов, воды, продовольствия и фуража. За учет, выдачу и сохранность несет ответственность каптенармус отделения.
Командир же взвода отвечает за своевременную подачу к частям необходимого отделения, за порядок выдачи, а также за своевременное пополнение израсходованных припасов и за охрану взвода.
На каждые 4–6 верблюдов должен быть один верблюдовожатый и на каждые 5–6 верблюдовожатых старший. Верблюдовожатый отвечает за сохранность порученного ему груза, так как опыт показал, что иногда верблюдовожатые разбрасывают порученный груз умышленно.
Начальник транспорта является главным ответственным лицом за своевременное снабжение оперирующих частей. Он является командиром не только отряда прикрытия, но и всех вооруженных [86] групп верблюдовожатых. Ему подчиняется хозкоманда каравана, имеющая назначением погрузку, разгрузку, выдачу и наблюдение по заготовке предметов потребления.
Во время движения караван должен принять все меры к сокращению глубины, для чего его надо вести не в одной колонне, а в возможно большем количестве колонн (6, 7, 8 и т. д.). При этом следует двигаться на более широких интервалах с тем, чтобы в случае остановки той или иной группы верблюдов не задерживалась вся колонна.
Весь транспорт должен разделяться на два разряда. Первый разряд составляется из отборных верблюдов, несущих облегченный груз с задачей во что бы то ни стало догонять действующие части на ночлеге. Второй разряд двигается более умеренно, стремясь не отстать более чем на полперехода, переход. Задачей второго разряда является также отрывка и расчистка колодцев по пути своего движения с целью обеспечения водяной базы на случай неудачи, отхода действующего отряда. В его же задачу входит выпечка хлеба, сбор и присоединение к себе отставших бойцов и лошадей, оказание помощи раненым, их транспортирование, сбор трофеев, советизация кочевий, съемка маршрутов движения, нанесение на карту колодцев и местных предметов (ориентировка). После сделанных отступлений перейдем вновь в рассмотрению действий полка.
В 5 час. 28 октября головной отряд, в составе 2-го эскадрона с 2 станковыми пулеметами под командой командира эскадрона т. Трубникова выступил в направлении кол. Балаклы. Полк построился в ожидании движения. Впереди предстояла масса лишений. Уже здесь стало до очевидности ясно, что ни о каком нормальном питании действующих в пустыне в подобных условиях кавотрядов не может быть и речи. Об этом необходимо было предупредить бойцов. Поздоровавшись с бойцами, командир полка обратился к ним с краткою речью. В этой речи он обрисовал те лишения, которые ждут полк впереди. Еще раз была упомянута задача полка и значение нашей победы над Джунеид-ханом для молодой Туркменской республики. Комполка подчеркнул, что само по себе безропотное перенесение тягот и настойчивое стремление к победе над классовым врагом, несмотря на все лишения, уже есть героизм, который оценит рабочий класс. «Не разбив Джунеида, назад вернуться мы не можем. В самые тяжелые минуты не забывайте: победа впереди, а возвращение без победы позор». И отряд, готовый на любые испытания, ответил единодушным, потрясающим: «Ура!.. Даешь Джунеида!»
Полк, охраняясь дозорными, вытянулся в колонне по звеньям по пути головного отряда. Дорога проходила по широкому твердому плато, называемому червон-тал. [87]
Эта дорога вполне допускает движение колесного транспорта. Полк прошел мимо развалин крепости Червон-Кала, от которой идет подъем на возвышенность Усть-Урт. Об этом подъеме, представляющем плохую тропинку, впоследствии пришлось неоднократно вспоминать. В этот момент уже была возможность встречи с противником. Поэтому впереди полка шел сильный головной отряд, задачей которого являлось сковать противника на фронте, дав возможность остальным силам полка нанести ему удар во фланг или тыл.
В 14 час 45 мин. 28 октября полк прибыл на кол. Балаклы. В большой котловине имелось 13 колодцев. Все они оказались засыпанными. Верхняя часть сруба колодцев, сложенная из саксаула, была разобрана. В некоторых колодцах вода хотя и имелась, но оказалась испорченной. Колодцы были забиты различной падалью. Вода издавала зловонный запах сероводорода. В среднем глубина колодцев колебалась от 17 до 23 м. Вода прибывала медленно, поэтому пришлось выдать воду отряду из запасов. Колодцы очищались с большим напряжением. 2 группы красноармейцев очищали 2 колодца и 3 группы верблюдовожатых очищали 3 других колодца. В группе верблюдовожатых работали специалисты по рытью колодцев, которые обязательно должны состоять при отрядах, двигающихся в пустыне. Полку были приданы 8 саперов из саперного эскадрона бригады, которые в области знаний и сноровки по отрытию и очистке колодцев ничем не отличались от остальных красноармейцев. Эта работа показала, что в отряде полезно иметь специальную группу по разведке, отрывке и очистке колодцев. Эта группа должна быть освобождена от несения полевой службы. Через 3 час. 15 мин. к колодцам подошла голова транспорта, который растянулся на протяжении 8 км. При этом выяснилось, что верблюдовожатые относятся к перевозимым припасам недобросовестно. В некоторых бидонах не оказалось воды. На некоторых верблюдах из 10–12 п. продфуражного груза осталось по 10–12 ф. Часть верблюдовожатых дезертировала вместе с порученным ей грузом. Стало совершенно ясно, что у значительного числа верблюдовожатых жажда наживы за счет отряда оказалась сильнее других соображений. Командованием отряда было учтено, что подобное отношение может грозить при дальнейшем продвижении в пустыню катастрофой. Немедленно были приняты меры к лучшей организации охранения, а верблюдовожатые были предупреждены о личной ответственности.
В связи с тем, что транспорт не был разделен на два разряда, приготовление пищи было начато только после прибытия верблюдов с котлами, поэтому пришлось израсходовать имевшиеся у бойцов консервы.
Вскоре после того как 84-й кавполк расположился на кол. Балаклы, прилетевший самолет-разведчик сбросил вымпел. Из [88] донесения летчика командир полка узнал, что в районе Бутентау и Декча противник не обнаружен. 83-й кавполк не достиг еще южной подошвы Бутентау и остановился на ночлег в нескольких километрах от 84-го кавполка на древних и безводных кол. Кара-Кум. Запасы воды у 83-го кавполка были истощены, отрывать же старые колодцы не представлялось возможным. Следует заметить, что вообще древние, засыпанные колодцы отрывать не следует. Это безнадежная и в то же время опасная работа. Грунт вокруг такого колодца становится настолько дряхлым, что он может легко задавить рабочих, опускающихся на дно такого колодца для расчистки. Не даром туркмены говорят: «Чем старый колодец отрывать, легче и быстрее вырыть новый». Командир 83-го кавполка, опасаясь водяного кризиса, направил на кол. Балаклы часть своих верблюдов с пустыми бидонами. Однако в только что очищенных колодцах вода прибывала медленно. Командир 84-го кавполка сообщил об этом командиру 83-го кавполка и в то же время приказал ему ускорить движение, чтобы возможно скорее нагнать упущенное 83-м кавполком время и охватить Декча с юга. Вследствие запаздывания 83-го кавполка на указанный ему рубеж 84-му кавполку по расчетам командира полка было необходимо задержаться на кол. Балаклы, ибо по приказу командующего северной группой 83-му кавполку надлежало отрезать Джунеид-хану путь отступления на запад; в этот же момент оба полка оказались рядом, и перехвата путей отхода банды не получилось. Задержка на месте в операции против столь подвижного противника, каким являлся Джунеид-хан, могла быть губительной.
В этот день над расположением 84-го кавполка появился еще один самолет, с которым, как оказалось, прилетел начальник штаба северной группы войск т. Ярчевский. В районе кол. Балаклы не было удобной площади для производства посадки, даже для неприхотливых Ю-13, поэтому переговоры велись полотнищами попхема. Ознакомившись с состоянием полка и колодцев начальник штаба северной группы еще раз подтвердил приказание командующего северной группой т. Алексеева о том, чтобы командующий конной группой принял все меры к нанесению одновременного удара двумя полками. Переговоры длились в течение получаса двумя системами полотнищ. Упрощенными полотнищами давались односложные ответы на поставленные начальником штаба вопросы. Сложные фразы передавались полотнищами попхема. С самолета ответ по сигналам принимал летчик-наблюдатель, в то время как начальник штаба сбрасывал вопросы и приказания вымпелами.
За целую ночь воды в колодцах набралось так мало, что оказалось невозможным наполнить не только присланные бидоны 83-го кавполка, но и бидоны 84-го кавполка, и 83-му кавполку пришлось сделать усиленный и тяжелый переход с оставшимся [89] незначительным запасом воды прямо до источников Декча. Сведений о том, есть ли вода в источнике Декча, 84-й кавполк не имел, и поэтому транспорт № 1 при выступлении полка с кол. Балаклы был оставлен на последних для наполнения водой пустых и неполных бидонов.
Это оставление всего транспорта на кол. Балаклы в условиях развернувшейся операции было ошибкой. В дальнейшем оперирующий отряд уже не видел своего транспорта до конца операции. Верблюжий транспорт естественно не мог нагнать кавотряда, который с большой скоростью преследовал отходящего противника. Поэтому следовало оставить на кол. Балаклы только часть пустых бидонов для наполнения их водой. Продукты же и бидоны с водой и даже часть пустых бидонов следовало двигать сейчас же за отрядом.
Отсталые запасы воды окажутся всегда бесполезными, когда транспорт отстанет, а когда он следует с отрядом, отряд всегда сумеет пополнить свой запас, если достигнет каких-либо колодцев, которые противник не сможет засыпать. В случае же неудачи отряд отойдет на колодцы, уже отрытые в своем тылу, или на ту часть транспорта, которая была оставлена для наполнения пустых бидонов.
Расположившись на кол. Балаклы, 84-й кавполк выставил в сторону противника заставу в составе одного взвода и полевые караулы вокруг всего расположения. На ночь были намечены места расположения секретов, назначен дежурный эскадрон и дежурный взвод станковых пулеметов. В ¼ км сзади полка расположился транспорт, выставивший для своего охранения ряд постов. Для связи с самолетами на возвышенном и хорошо выделяющемся бугре был выставлен авиасигнальный пост. Дорога от кол. Балаклы до Декча проходит через заросли саксаула. То справа, то слева дорога ограничивается крутыми берегами древнего русла Узбоя. Местность чрезвычайно удобна для устройства огневых засад.
Командир полка предполагал, что противник будет удерживать высоты Бутентау, и имел в виду разбить противника у этих высот и либо ворваться на его плечах в район Декча с тем, чтобы ликвидировать живую силу и базу противника, либо, если он оторвется в бою у Бутентау, перейти на северный берег Узбоя, выбросив один эскадрон на Усть-Уртские высоты, ударять по банде и становищу, отбрасывая их на 83-й кавполк.
В 14 час. 29 октября в направлении северной оконечности возвышенности Бутентау выступил разъезд силою в один взвод под командой командира взвода 1-го эскадрона т. Ивлева. Задачей этого взвода являлось выяснить, занята ли возвышенность Бутентау противником, и в случае если возвышенность занята, то разведать подступ к позиции противника с севера. Эта ответственная [90] и сложная задача была возложена персонально на т. Ивлева как на чрезвычайно боевого, решительного и инициативного командира.
Через 1/2 часа выступил по тому же маршруту головной отряд в составе двух оставшихся взводов 1-го эскадрона под командой т. Лучинского. По расчету 1-й эскадрон должен был подойти к возвышенности Бутентау с наступлением темноты.
Северная оконечность горы Бутентау, резко возвышавшаяся над пустыней, и придвинувшийся к ней почти на 1 км южный склон Усть-Уртской возвышенности образовывала узкое дефиле с глубокий руслом Узбоя посредине. Пользоваться Узбоем как скрытым подступом командующий группой считал нецелесообразным, так как из-за обрывистых берегов, отряд, попав на дно Узбоя, мог из него выбраться лишь только в нескольких весьма ограниченных местах. Командующий группой поставил перед собой задачу овладеть Бутентау простым ночным ударом с тем, чтобы с утра 30 октября уже обрушиться двумя полками на главное расположение противника у кол. Декча. Тов. Лучинскому была поставлена задача: «В случае обнаружения разъездом т. Ивлева противника, под покровом темноты решительным ударом с севера по левому флангу противника овладеть северными склонами Бутентау и обеспечить полку свободный проход через дефиле».
В 15 час. 84-й полк построился для движения. Отдав распоряжение начальнику транспорта набрать воды в бидоны и затем двигаться по маршруту полка в направлении кол. Декча, командующий группой вытянул полк в колонну по звеньям. Впереди шел 2-й эскадрон, за ним пулеметный, за пулеметным 3-й. Для непосредственного охранения в голове, фланге и в тылу шли парные дозорные.
Несмотря на то что через 8 км движения от кол. Балаклы правофланговый дозор и обнаружил разъезд противника силою около 6 всадников, наблюдавших за полком с северного берега Узбоя, на Бутентау противника не оказалось, и полк прошел через дефиле без боя.
Для согласования удара обоих полков под Декча и налета на этот район нашей авиации, назначенного на 8 час. 30 октября, 84-й кавполк должен был остановиться у северо-западных склонов Бугентау на 3 часа. В 22 час. полк стал на ночлег, примкнув свой левый фланг к склонам Бутентау. Непосредственно на плоскогорье Бутентау был заложен секрет для того, чтобы обеспечить полк от внезапного ночного обстрела мелких групп противника. Секреты были выставлены также по одному на север и восток от бивака. В сторону противника на дороге в Декча, в 2 км от бивака полка, расположилась застава силою в один взвод. Непосредственно у бивака в каждом эскадроне были выставлены [91] посты из часового и подчаска. Эскадроны расположились на ночлег довольно компактно. Пулеметный эскадрон стал в центре, имея 2 станковых пулемета подготовленными к открытию огня. 1-й эскадрон своим расположением прикрывал бивак с запада, 3-й с севера, 2-й расположился в тылу пулеметного эскадрона, прикрывая расположение полка с востока. Штаб полка и взвод связи расположились в центре. Один взвод был назначен дежурным. Лошади были расседланы и стояли на приколах. Подседланными были лишь лошади дежурного взвода. Седла были разложены повзводно потниками кверху, причем потники были прикрыты, во избежание засорения мелкими песчинками, полотнищами палаток.
В 3 час. 30 октября 84-й кавполк выступил по направлению кол. Декча. Вследствие невозможности перенравиться на северный берег Узбоя полк принужден был двигаться в прямом направлении к источнику Декча. К 8 час. полк достиг Декча. Противника там не оказалось. К этому же моменту на район Декча налетела и наша авиация. 83-й кавполк, сделав усиленный переход, как оказалось, достиг колодцев Декча еще к вечеру 29 октября. Как выяснилось, командир 83-го кавполка не поставил в известность командующего конной группой, проявил инициативу и сделав напряжение, достиг района Декча не к 8 час. 30 октября, а к 19 час. 29 октября. Таким образом, если бы противник принял бой на кол. Декча, то удар получился бы разновременным, и 83-й кавполк участвовал бы в этом ночном бою, будучи изолированным и не поддержанным как 84-м кавполком, так и нашей авиацией. А между тем 84-й кавполк по расчету времени и пространства имел бы возможность без большого напряжения достигнуть кол. Декча даже на рассвете 29 октября, но связанный приказом командующего северной группы в целях взаимодействия двигался чрезвычайно медленно. Из этого следует, что при наличии своевременного донесения командиром 83-го кавполка командующему конной группой оба полка могли достигнуть района Декча еще 29 октября. Каким же образом можно было бы избежать этого промедления? Ответ один: если бы части двигались в одной колонне или бы совершали широко задуманную концентрическую операцию, они не были бы связаны во времени и вполне вероятно, что противник был бы разгромлен в районе Декча, оз. Сары-Камыш.
В течение первых 2 суток похода благодаря находящимся на пути движения 84-го кавполка оз. Кара-Хаджи-Су, колодцу и источнику Декча лошадей водопоем не ограничивали. Питание было нормально.
Рассвет и ночи были настолько холодными, что лошади во время утреннего водопоя не пили. Движение по пескам в этот период лошадей еще не утомляло. За 3 суток лошади покрыли всего 110 км. Нагрузка по дням распределялась так: [92]
1-е сутки | 35 км |
2-е « | 40 км |
3-и « | 35 км |
Итого | 110 км |
Каким же образом развивалось обходное движение 83-го кавполка от развалин крепости Кайдым-Кала?
83-й кавполк в составе 250 сабель при 4 станковых пулеметах под командой командира полка т. Гениатулина имел задачей следовать по маршруту развалины крепости Кайдым-Кала, Бурунджук, южная подошва горы Бутентау, кол. Декча с целью к утру 30 октября достигнуть кол. Декча, уничтожить банду, ликвидировав ее базу и недопустив обхода противника на кол. Чарышлы и Орта-Кую. В целях согласованности действий 83-й кавполк с вечера 26 октября вошел в оперативное подчинение командира 84-го кавполка.
2-й эскадрон 83-го кавполка в составе 35 сабель при 1 легком и 1 тяжелом пулеметах вошел в подчинение начальника транспорта № 2 помощника командира 83-го кавполка т. Аксютина. Задача этого эскадрона заключалась в конвоировании транспорта.
Транспорт № 2 следовал по маршруту 83-го кавполка и почти от него не отставал. Перед выходом в пустыню медицинскому врачу 83-го кавполка было приказано обеспечить отряд перевязочным материалом и иметь при отряде средства и персонал для развертывания перевязочного пункта. Эвакуацию раненых и больных намечалось производить путем использования освобождающихся верблюдов на Куня-Ургенч, для чего при транспорте следовал один лекпом. В полку имелись огнеприпасы из расчета на каждого бойца 120 патронов и одна граната, на легкий пулемет 1 000 патронов и на каждый пулемет «Максима» 3 000 патронов.
Носимый запас продфуража состоял из 2-дневной дачи консервов, сухарей и зерна.
Для политработы среди бойцов были намечены следующие темы: а) «Важность ликвидации басмачества и задачи полка», б) «Условия действий в пустыне», в) «Готовность к встрече с противником» и г) «Питьевая дисциплина».
Связь с 84-м кавполком поддерживалась самолетами, для чего начальникам связи полков было приказано иметь наготове средства для немедленного разжигания костров, опознавательные знаки, простейшие полотнища и полотнища папхема. В колоннах с утра 28 октября было установлено непрерывное наблюдение за самолетами.
Движение 83-го кавполка происходило по песчаным барханам вне караванных путей. Взятые полком проводники на местности не ориентировались и лишь отлично разбирались в направлении [93] по солнцу. Движение днем совершалось по компасу, ночью по звездам. Продвижению 83-го кавполка мешали разбросанные кое-где по пустыне пространства вязких сыпучих песков, которые полк принужден был обходить.
Несмотря на то что командир 83-го кавполка т. Гениатулин и его помощник т. Аксютин уделили чрезвычайно много внимания организации транспорта, к подходу полка к кол. Кара-Кум в транспорте №2 на 29 октября оставалось всего лишь 100 ведер воды. Боязнь остаться без воды вынудила командира 83-го кавполка форсировать движение и покрыть расстояние от кол. Кара-Кум до кол. Декча примерно в 70–80 км в 1 переход.
В 19 час. 29 октября 83-й кавполк достиг кол. Декча. Противника на колодцах полк не застал. Однако к моменту подхода 83-го кавполка к кол. Декча здесь оставался тыльный разъезд басмачей в 6 всадников. 5 всадников сумело бежать, а один был захвачен в плен. По показаниям пленного, подтвердившимся впоследствии, Джунеид-хан по настоянию Ахмед-бека и своего старшего сына Икдыр отступил в глубь пустыни, не приняв боя, с тем, чтобы где нибудь в районе железной дороги проскочить за границу. По данным пленного, Ахмед-бек говори, что «с советской властью нам не справиться. 10000 идет с Мерва и Кизыл-Арвата и 7000 «московских солдат» (так они называли 84-й кавполк) идет из Ташауза».
Все становище Джунеид-хана снялось с кол. Декча 28 октября и двинулось в направлении оз. Сары-Камыш, а 29 октября на рассвете «налегке» отошел на присоединение к становищу заслон противника.
Отступая в глубь пустыни, Джунеид-хан был уверен, что красные части дальше Декча не пойдут или же, достигнув Декча, остановятся на несколько недель для подготовки дальнейшего движения, как это сделал 4-й кавполк в 1924 г.
В Декча следы громадного становища говорили о беспорядочном и поспешном отходе противника. Высланная 83-м кавполком разведка в составе 1 эскадрона при 2 станковых пулеметах на кол. Кара-ших противника также не обнаружила. По сведениям пленного он ушел через оз. Сары-Камыш на кол. Гоклен-Кую-Сы.
Декча имеет значительные запасы воды, годные для питья, и в описываемой операции могла служить местом для образования мощной базы. Вдоль канавы образовались густые заросли камыша, которые в октябре и ноябре могли быть вполне использованы как корм для лошадей.
Декча приобретает особое значение, потому что дальше в глубь пустыни не предвидится водных источников: на юг до кол. Чарышлы и на юго-запад до кол. Гоклен-Кую-Сы.
Таким образом благодаря ошибке командования северной группы при составлении плана операции и «бедного» по замыслу [94] и размаху обхода 83-го кавполка окончилась неудачей попытка окружения противника в районе Декча. Лучших результатов можно было бы достичь, если бы 83-й кавполк из культурной полосы был брошен непосредственно на кол. Даудыр или Чарышлы и, маневрируя при помощи авиации, перехватывал бы пути движения противника, преследуемого 84-м кавполком, идя даже на уничтожение ряда колодцев в тылу Джунеид-хана.
Если же командование северной группы считало все же необходимым действовать 2 полками на одном направлении, то в условиях пустыни трудности расчета и поддержания связи между отрядами, при отсутствии точных карт и необходимости намечать маршруты по колодцам, нужно было вести оба полка одной колонной с тем, чтобы охват был совершен непосредственно перед боем. Тогда выигрыш во времени мог обеспечить своевременность удара по живой силе противника и его базе.