Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Краткая хроника важнейших событий из истории русского флота за период 1667–1917 гг.{1971}

1667-1668

Постройка на р. Ока в селе Дединово 22 пушечного корабля «Орел» — для Каспийского моря.

1688

Май. В подмосковном селе Измайлове Петр обнаружил в амбаре старый ботик, названный потом «дедушкой» русского флота. (В настоящее время хранится в Центральном военно-морском музее).

1688

Август. Начало создания Петром I на Переяславльском озере «потешней» флотилии из 10 судов.

1693–1694

Постройка Петром I первых морских военных кораблей на Белом море и первые его выходы в море.

1696

Октябрь. Решение царской Думы о содержании на Азовском море постоянного военно-морского флота.

4 ноября. Постановление царской Думы о постройке для государства военных кораблей «кумпанствами» (компаниями) из бояр, богатых помещиков, высшего духовенства, монастырей и купцов. Кумпанствами должно было быть построено 77 кораблей разных рангов и галер. Осенью 1698 г. часть судов была спущена на воду.

1697

Учреждение в Воронеже первого адмиралтейства.

1697

Март. Отправление в страны Западной Европы «Великого посольства» с целью создания коалиции для борьбы против Турции за выход на Черное море. Одновременно с посольством в Голландию, Англию и Венецию для изучения кораблестроения и морского дела было отправлено около 100 русских, в числе которых находился Петр I под именем Петра Михайлова.

1697-1698

Август — январь. Пребывание Петра I в Саардаме и Амстердаме с целью практического изучения кораблестроения.

1698

Май. Учреждение под Азовом первой Навигацкой школы для обучения юношей «морскому ходу, карте и компасам».

1698

11 декабря. Учреждение в Москве Приказа воинского морского флота.

Основание на Азовском море первой морской базы — Таганрога.

1699

Август. Первый выход русского военного корабля «Крепость» из Азовского моря в Черное для доставки в Константинополь русского посольства думного дьяка Украинцева, направлявшегося в Турцию для ведения переговоров о заключении мира. [432]

1699

Первые русские гидрографические работы по описанию и съемке р. Дон от Воронежа до Азовского моря. Составленный атлас карт был издан в 1703 г.

1701

14 января. Учреждение в Москве первого в России постоянного военно-морского учебного заведения — Навигационной школы — для подготовки командных кадров флота.

Основание в Казани адмиралтейства и начало постройки судов для Каспийской флотилии.

1702

Май. Основание первой кораблестроительной верфи Балтийского флота в устье р. Сясь (близ Ладоги) и закладка на ней первых военных судов — фрегатов.

1703

16 мая. Закладка в устье Невы Петропавловской крепости (на острове Янни-саари) и Санкт-Петербурга.

Издание в Москве первого печатного учебника по математике: «Арифметика, сиречь наука числительная», составленного преподавателем Навигацкой школы Леонтием Магницким и содержащего сведения по навигации и мореходной астрономии.

1703

Февраль. Основание на р. Свирь в Лодейном поле Олонецкой верфи.

1704

Основание на Балтийском море первой русской морской крепости Кроншлот, предназначенной вместе с батареями о. Котлин прикрывать доступ с моря к С.-Петербургу.

1705

Ноябрь. Закладка С.-Петербургского адмиралтейства.

16 ноября. Указ Петра I о создании первого Морского полка, положившего начало русской морской пехоте.

1708

Закладка первых линейных кораблей Балтийского флота на верфях в Новой Ладоге и Олонце.

1709

Основание Морского музея (модель-камеры) в С.-Петербурге (ныне Центральный Военно-Морской музей).

1710

Издание первого военно-морского уставного положения «Инструкции и артикулы военные российскому флоту».

Издание первого сигнального свода «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте».

Основание в Петербурге из мелких речных парусных и гребных судов, чтобы привить жителям навыки к воде и водному спорту, так называемого Невского флота и при нем Партикулярной верфи для постройки таких судов.

1715

1 октября. Учреждение в Петербурге Морской академии (на 300 чел.), образованной из старших классов Московской навигацкой школы.

1715-1716

Первое заграничное плавание русских военных кораблей из Балтийского моря в Голландию и Англию для конвоирования в Россию купленных за границей 3 кораблей и корабельного снабжения.

1717-1720

Экспедиция поручиков Кожина и Травина, лейтенанта Ф. Соймонова, капитан-лейтенанта Урусова и капитан-поручика Вердена для описи и съемки Каспийского моря.

1718

Учреждение высшего органа морского управления — Адмиралтейств-коллегий.

1719

Экспедиция геодезистов И. Евреинова и Ф. Лужина на Камчатку для решения вопроса: соединяется ли Азия с Америкой.

1719-1722

Экспедиция геодезистов Евреинова и Лужина на Курильские острова.

Постройка по проекту крепостного крестьянина Ефима Никонова при содействии Петра I первой в мире подводной лодки («потаенного судна»). [433]

1720

13 апреля. Издание составленного Петром I первого морского устава «О всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

1722

4 ноября. Основание Астраханского военного порта.

Издание составленного Петром I морского регламента «О управлении адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов, при адмиралтействе обретающихся».

1723

7 октября. Основание главной базы Балтийского флота и морской крепости — Кронштадта.

1723-1727

Постройка первого 100-пуш. линейного корабля «Петр I и II» по проекту Петра I.

1724

Установление постоянного морского почтового сообщения по Балтийскому морю от Кронштадта до Любека на пакетботах.

23 декабря. Указ Петра I о снаряжении под начальством капитана 1-го ранга Беринга экспедиции на Камчатку для выяснения вопроса, соединяется ли Азия с Америкой, и изучения дальневосточных окраин России и омывающих ее морей.

1725-1729

Первая экспедиция Беринга и лейтенанта А. И. Чирикова (Камчатская), во время которой Беринг прошел через пролив, разделяющий Азию и Америку и названный позже Беринговым проливом.

1730-1732

Экспедиция подштурмана Ивана Федорова и геодезиста Михаила Гвоздева на боте «Гавриил» для обследования пролива между Азией и Америкой и берегов Северной Америки, известных у жителей Камчатки под названием Большой Земли. В августе 1732 г. Федоров и Гвоздев открыли и нанесли на карту берега Аляски и остров Укивок, а также описали острова, названные позже островами Гвоздева (или Диомида).

1731

10 мая. Основание в Охотске военного порта для базирования судов Сибирской флотилии.

1733-1743

Вторая экспедиция Беринга (академическая) для исследования и описания северного побережья Европы и Азии, берегов Камчатки и Охотского моря от Белого моря до островов Японии. Эту задачу за указанный период выполняли:

1733-1741

экспедиция капитана 1 ранга Шпанберга и лейтенанта Вальтона для отыскания пути в Японию и описания Японских и Курильских островов;

1734-1735

экспедиция лейтенантов Муравьева и Павлова для обследования и описания берегов от Архангельска до устья р. Обь;

1735-1736

экспедиция лейтенанта Прончищева для обследования и описания берегов Сибири от устья р. Лена до устья р. Енисей;

1734-1737

экспедиция лейтенанта Овцына из Тобольска по Оби для отыскания пути в Енисейскую губу и для описания берегов от устья р. Обь до устья р. Енисей;

1735-1742

экспедиция лейтенантов П. Ласиниуса и Д. Лаптева для обследования и описания берегов от устья р. Лена до устья р. Колыма;

1736-1737

экспедиция лейтенанта Малыгина для обследования и описания побережья от устья р. Печора до Обской губы;

1738-1740

экспедиция штурмана Минина и подштурмана Стерлегова для исследования и описания побережья Таймырского полуострова от устья р. Енисей до устья р. Хатанга;

1739-1742

экспедиция лейтенанта Харитона Лаптева для исследования побережья Таймырского полуострова от устья Лены до устья Енисея.

1738

Издание первого русского атласа Балтийского моря, составленного контр-адмиралом Ф. И. Соймоновым, под названием «Морской светильник, или описание Варяжского моря». [434]

1739-1752

Первая систематическая опись Балтийского моря, осуществленная под руководством капитана 2 ранга А. И. Нагаева. По материалам этой описи в 1767 г. был издан новый атлас Балтийского моря, а в 1789 г. — «Лоция, или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порта, в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке находящихся».

1741

15 июля. Капитан А. И. Чириков на пакетботе «Св. Павел» в широте 55°11' открыл берега Америки.

1752

15декабря. Учреждение Морского шляхетского кадетского корпуса взамен ранее существовавшей Морской академии.

1759

Опубликование М. В. Ломоносовым труда «Рассуждение о большей точности морского пути».

1760

Составление капитан-командором А. И. Нагаевым генеральной карты Каспийского моря с прилегающими к нему землями.

1763

Составление М. В. Ломоносовым трактата «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

1764-1765

Экспедиция капитан-командора В. Я. Чичагова по проекту М. В. Ломоносова на трех судах «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» для отыскания северного морского пути из Белого моря на запад вдоль берегов Северной Америки к Берингову проливу.

1766-1771

Экспедиция капитана 2 ранга П. К. Креницына для описи берегов Аляски и Алеутских островов.

1769

Возобновление по случаю войны с Турцией строительства на Донских верфях кораблей для Азовской флотилии.

1777

Установка в Кронштадтском порту для откачивания воды из доков «огнедействующей» водоподъемной машины.

1778

Основание Херсона — первой кораблестроительной базы на Черном море.

1780

28 февраля. Декларация русского правительства о морском «вооруженном нейтралитете» с целью обеспечения свободы и безопасности торговли нейтральных государств в связи с войной между Англией и ее северо-американскими колониями, боровшимися за свою независимость в союзе с Францией и Испанией. В целях защиты торговли от насильственных действий воюющих сторон, в особенности Англии, из состава Балтийского флота были направлены в Атлантический океан, Северное и Средиземное моря три эскадры, находившиеся там до конца войны (1783 г.). К системе «вооруженного нейтралитета» примкнули почти все европейские державы.

1783

Май. Основание Севастополя — главной базы Черноморского флота.

Постройка в Херсоне первого линейного корабля Черноморского флота «Слава Екатерины» (60-пуш.).

1785-1793

Экспедиция капитан-лейтенантов Сарычева, Биллингса и Галла для обследования и описания побережья Восточной Сибири от р. Колыма до Берингова моря, а также северо-восточных берегов Азии и северо-западных берегов Америки.

1787

Введение на вооружение русского флота орудий ближнего боя крупного калибра — каронад.

1789

Основание г. Николаева — тыловой базы Черноморского флота.

1797

Издание составленного по приказанию Павла I нового (взамен петровского) «Устава военного флота», просуществовавшего до 1804 г., когда вновь был восстановлен устав Петра I. [435]

1798

Основание училища корабельной архитектуры, переименованного затем в Морское инженерное училище (ныне Высшее Военно-Морское Ордена Ленина Инженерное училище им. Дзержинского).

1799

Учреждение Российско-Американской компании.

1799-1800

Постройка в С.-Петербурге первого 130-пуш. линейного корабля «Благодать» по проекту корабельного мастера Катасанова.

1800

Выход в свет первого в России периодического морского издания «Морские записки, или собрание всякого рода касающихся вообще до мореплавания сочинений и переводов» (вышел только 1-й том).

1803-1807

Первое кругосветное плавание судов русского флота «Надежда» и «Нева» под командой капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

1806-1810

Кругосветное плавание корабля «Нева» под командой лейтенанта Л. А. Гагемейстера и первое посещение русским кораблем Австралии.

1807-1813

Кругосветное плавание шлюпа «Диана» под командой капитан-лейтенанта В. М. Головнина.

1807-1827

Издание периодического журнала «Записки, издаваемые Государственным адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности». С 1828 г. издание получило название «Записки Ученого Комитета Морского Штаба е. и. в.», а с 1837 г. — «Записки Ученого Комитета Морского Министерства», которые издавались по 1845 г. включительно.

1808

Издание «Лоции, или морского путеводителя по Азовскому и Черному морю», составленной лейтенантом Ф. Будищевым.

1809

15 мая. Шлюп «Диана» под командой лейтенанта В. М. Головнина, задержанный англичанами в порту Саймонс-бай на мысе Доброй Надежды ввиду разрыва сношений между Англией и Россией, после 13-месячного пребывания в плену, воспользовавшись штормовой погодой, ночью, несмотря на окружавшие его английские военные корабли, под штормовыми парусами прорвался в океан и ушел на Дальний Восток.

1810

16 февраля. Сформирование Морского гвардейского экипажа.

1813-1816

Кругосветное плавание корабля «Суворов» под командой лейтенанта М. П. Лазарева.

1815-1818

Кругосветное плавание брига «Рюрик» под командой лейтенанта О. А. Коцебу для обследования возможности прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль северных берегов Америки.

1817

Постройка на Ижорских заводах первого русского военного парового судна — колесного парохода «Скорый» с машиной в 30 л. с.

1817

Издание «Лоции, или путеуказания к безопасному» кораблеплаванию по Финскому заливу, Балтийскому морю и Каттегату», составленной вице-адмиралом Г. А. Сарычевым.

1817-1818

Кругосветное плавание шлюпа «Камчатка» под командой капитана 2 ранга В. М. Головнина для обследования в Тихом океане берегов Северной Америки и Азии.

1819-1821

Антарктическая экспедиция Лазарева-Беллинсгаузена в составе шлюпов «Мирный» и «Восток» достигла 69°53'55'' S и открыла берег материка Антарктиды, названный берегом имп. Александра I.

1819-1822

Кругосветное плавание шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный» под командой капитана 2 ранга М. Н. Васильева и капитан-лейтенанта Г. Шишмарева для исследования и описания в Тихом океане берегов Северной Америки и северного побережья Азии. [436]

1820-1824

Морская полярная экспедиция под начальством лейтенанта Ф. П. Врангеля для описания берегов Сибири и Северного Ледовитого океана.

1820

Издание составленного штаб-лекарем флота П. Вишневским труда «Опыт морской военной гигиены, или описание средств, способствующих к сохранению здоровья людей, служащих на море».

1821

Основание в Николаеве первой Морской астрономической обсерватории.

1821-1825

Четырехкратное полярное плавание брига «Новая Земля» под командой лейтенанта Ф. П. Литке для обследования и описания Лапландского берега и Новой Земли и для выяснения возможности плавания Карским морем к берегам Сибири.

1822

Опыты (первые в России и в мире) взрыва подводной мины гальваническим способом, удачно проведенные русским изобретателем Шиллингом.

1823-1825

Кругосветное плавание фрегата «Крейсер» под командой капитана 2 ранга М. П. Лазарева для обследования северо-западных берегов Северной Америки.

1824

Первое определение девиации компасов в русском флоте капитан-командором И. Ф. Крузенштерном на бриге «Олимп» на Кронштадтском рейде.

1825

14 декабря. Восстание декабристов, в котором вместе с восставшими частями гвардии, вышедшими на Сенатскую площадь, приняли участие Морской гвардейский экипаж (свыше 1000 чел.) и моряки флотских экипажей.

1825-1827

Кругосветное плавание шлюпа «Кроткий» под командой капитан-лейтенанта Ф. П. Врангеля для исследования и описи берегов Камчатки и северных районов Тихого океана.

1825-1836

Гидрографическая экспедиция под начальством капитана 1 ранга П. Манганари для описи Черного и Азовского морей.

1826-1829

Кругосветное плавание шлюпа «Сенявин» под командой капитан-лейтенанта Ф. П. Литке для открытий в Тихом океане и описания берегов Камчатки.

1826-1829

Кругосветное плавание шлюпа «Моллер» под командой капитан-лейтенанта М. Н. Станюковича к берегам Камчатки.

1826-1828

Гидрографическая экспедиция под начальством подпоручика А. А. Бережных и штабс-капитана Иванова для описания берегов Северного Ледовитого океана от горла Белого моря до устья р. Обь.

1826-1830

Упразднение Казанского адмиралтейства и перенесение кораблестроительных верфей и адмиралтейских мастерских в Астраханский военный порт.

1826-1832

Гидрографическая экспедиция под начальством лейтенанта М. Ф. Рейнеке для обследования и описания Мурманского побережья и Белого моря.

1827

29 января. Учреждение при Морском корпусе Офицерского класса для усовершенствования офицеров флота в морских и математических науках.

1827

27 декабря. Возмущение команды линейного корабля «Александр Невский» во время Наваринской кампании в Средиземном море, вызванное жестоким обращением офицеров.

1827-1829

Упразднение Херсонского военного порта и сосредоточение всех кораблестроительных средств Черноморского флота в г. Николаеве.

1828-1830

Кругосветное плавание военного транспорта «Кроткий» под командой капитан-лейтенанта Л. А. Гагемейстера. [437]

1830

3–7 июня. Восстание моряков, солдат и рабочих Севастополя, вызванное злоупотреблениями администрации и жестоким обращением военного начальства. Восставшие убили генерал-губернатора Столыпина и захватили власть в городе. Высланные царским правительством войска учинили жестокую расправу над восставшими.

1831-1833

Кругосветное плавание военного транспорта «Америка» под командой капитан-лейтенанта Хромченко для исследования Тихого океана.

1832-1833

Экспедиция прапорщика корпуса флотских штурманов П. К. Пахтусова для обследования и описания Новой Земли.

1834-1835

Вторая экспедиция П. К. Пахтусова на Новую Землю.

1834

Постройка русским изобретателем К. А. Шильдером подводной лодки, которая успешно прошла испытания, но была забракована из-за малой скорости хода.

1834-1836

Кругосветное плавание военного транспорта «Америка» под командой капитан-лейтенанта И. И. Шанца для исследования Тихого океана.

1836

8 августа. Спуск первого русского 28-пуш. колесного пароходо-фрегата «Богатырь», построенного в С.-Петербурге.

1836

Ноябрь. Основание в С. Петербурге, у Калинкина моста, Морского госпиталя.

1838-1839

Гидрографическая экспедиция прапорщика корпуса флотских штурманов Циволька для описания Новой Земли.

1841

Введение на вооружение русского флота бомбических 68-фунтовых орудий.

1841

Изобретение русским академиком Б. С. Якоби подводной мины заграждения с якорем для защиты подступов к побережью и портам.

1842

Основание в Аяне (Охотское море) порта Российско-Американской компании.

1842

Основание Астрабадской морской станции для защиты торгового мореплавания в южной части Каспийского моря.

1844-1850

Издание первого в русском флоте пособия по практике на паровых судах «Руководство для служащих на военных морских пароходах», составленного лейтенантом Р. Скаловским.

1847-1850

Гидрографическая экспедиция лейтенантов Г. И. Бутакова и И. А. Шестакова на тендерах «Поспешный» и «Скорый» для обследования и описания побережья Черного моря. По материалам экспедиции была составлена «Лоция Черного моря», изданная в 1851 г.

1848-1849

Гидрографическая экспедиция капитан-лейтенанта А. И. Бутакова для описи Аральского моря, по материалам которой была составлена первая карта Аральского моря.

1848

Март. Основание военно-морского научного журнала «Морской сборник».

1848

20 июля. Спуск построенного на Охтинской верфи первого в русском флоте корабля с винтовым движителем — фрегата «Архимед».

1848-1855

Экспедиция капитан-лейтенанта Г. И. Невельского на военном транспорте «Байкал» для обследования Амурского лимана, р. Амур и о. Сахалин. Результатом экспедиции явилось присоединение к России Приамурского и Уссурийского краев.

1849

Сформирование для защиты интересов России в водах Дальнего Востока Сибирской военной флотилии с базой в Петропавловске-на-Камчатке. [438]

1852-1855

Посольство вице-адмирала Е. В. Путятина на фрегате «Паллада» (а затем на фрегате «Диана») в Японию для переговоров о правах России на остров Сахалин и об открытии японских портов для русских судов, а также для принятия мер к обеспечению русских морских промыслов.

1853

Закладка в Балтийском и Черноморском флотах первых парусно-винтовых линейных кораблей.

1853

Издание нового морского устава взамен петровского 1720 г.

1855

Начало сооружения военного порта в Баку.

1855

Весна. Перенесение порта из Петропавловска-на-Камчатке в Николаевск-на-Амуре и создание здесь в 1856 г. базы для Сибирской военной флотилии.

1858

Заключение Айгунского трактата с Китаем, по которому за Россией был закреплен Амурский край и открыт выход для русских кораблей на Тихий океан по р. Амур.

1858-1860

Постройка первого в России (в Кронштадте) винтового 57-пуш. фрегата «Олег».

1860

Основание Аральской военной флотилии, предназначенной для содействия войскам Туркестанского военного округа.

1860

Учреждение во Владивостоке морского поста, положившего начало будущему морскому порту.

1861

Постройка первого опытного броненосного судна — паровой броненосной лодки «Опыт».

1861

30 марта. Основание в Кронштадте первой военно-морской газеты «Кронштадтский вестник».

1862

6 августа. Преобразование Офицерского класса при Морском корпусе в Академический курс морских наук.

Сентябрь. Проведение на флоте первых опытов с шестовыми минами.

1863

Постройка первого русского большого (3277 т) мореходного броненосного боевого корабля — пловучей батареи «Первенец».

Издание сочинения вице-адмирала Г. И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики» — первого крупного труда по тактике парового флота.

1864

8 декабря. Основание в Кронштадте по инициативе девиатора капитан-лейтенанта Белавенца компасной обсерватории для изучения влияния судового магнетизма на компасы на броненосных кораблях.

1865

Основание в г. Николаев морской газеты «Николаевский вестник».

1866

Постройка в России по проекту русского изобретателя Александровского первой опытной подводной лодки в 360 тонн с двигателем, работавшим сжатым воздухом, и балластными цистернами для погружения. На испытаниях лодка погружалась на глубину до 9 метров и имела район плавания под водой до 2,5 миль.

1867

Упразднение Астраханского военного порта и перенесение главного порта и базы Каспийской флотилии из Астрахани в Баку.

1868

Апрель. Учреждение в Кронштадте школы машинистов и кочегаров Балтийского флота.

1869

Опыты изобретателя Александровского под руководством адмирала А. А. Попова по конструированию торпеды, движущейся силою сжатого воздуха.

1870

Первое исследование по вопросу непотопляемости броненосных судов, написанное мичманом С. О. Макаровым и напечатанное в журнале «Морской сборник» («Броненосная лодка «Русалка»; [439] исследование о пловучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества» 1870, №№ 3, 5, 6). Исследование С. О. Макарова положило начало изучению этого вопроса в военно-морской науке.

1871

Основание Владивостокского военного порта и перенесение сюда базы Сибирской военной флотилии из Николаевска-на-Амуре.

Возникновение первых революционно-народнических организаций среди офицеров и гардемаринов Балтийского флота.

1872

Сформирование в Кронштадте технического училища морского ведомства для подготовки кораблестроителей, механиков, артиллеристов и штурманов.

Начало броненосного кораблестроения в Николаевском порту.

30 мая. Спуск первого русского безрангоутного мореходного двухбашенного (с 12-дюймовой артиллерией) броненосца «Петр Великий» (9665 т).

1873

Введение на кораблях русского флота пластыря, изобретенного лейтенантом С. О. Макаровым (получившего название «макаровского») для закрытия пробоин в корпусе корабля и прекращения течи.

1874

21 января. Учреждение в Кронштадте минной комиссии Балтийского флота для руководства минным делом на флоте.

21 октября. Учреждение в Кронштадте минного офицерского класса и минной школы для рядовых специалистов.

1874

Первые опыты применения нефти (нефтяных остатков) в качестве топлива на судах Каспийской флотилии.

1877

20 января. Преобразование Академического курса морских наук в Николаевскую Морскую академию (сейчас Военно-Морская ордена Ленина академия им. К. Е. Ворошилова).

Спуск первого русского мореходного миноносца Балтийского флота в 150 тонн «Взрыв», построенного в С.-Петербурге.

1877-1878

Постройка первых миноносок русского флота (23 т) в числе 90 для Балтийского моря и 12 для Черного, предназначенных для действий против неприятельских кораблей у побережья и защиты подступов к портам.

1878

27 ноября. Учреждение в Кронштадте артиллерийского офицерского класса и школы комендоров и гальванеров.

1878-1880

Учреждение Добровольного флота.

Возникновение в Кронштадте и Николаеве среди морских офицеров и гардемаринов революционно-народнических кружков.

1879

Постройка по проекту инженера С. К. Джевецкого малой подводной лодки с велосипедным двигателем, обеспечивавшим ход до 3 узлов, с вооружением 2 минами и с выдвижной оптической трубой, представлявшей прообраз перископа. Ввиду успешных испытаний было построено 50 лодок, предназначенных для защиты подступов к Кронштадту. Эти лодки находились в составе флота до 1886 г.

1879

Создание в Петербурге Пироксилинового завода Морского ведомства.

1881-1882

Гидрологические исследования капитана 1 ранга С. О. Макарова во время пребывания его в Константинополе командиром стационера парохода «Тамань» над обменом вод Черного и Средиземного морей, впервые установившего наличие в Босфоре нижнего течения из Мраморного моря в Черное, обратного верхнему из Черного в Мраморное. Изданный в 1885 г. труд Макарова «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» был удостоен премии Академии наук. [440]

1882

Капитан-лейтенант А. Ф. Можайский построил и испытал первый в мире аэроплан, снабженный паровым двигателем. На этом аэроплане Можайский первый в мире поднялся в воздух.

Утверждение большой кораблестроительной программы броненосного флота на 20 лет для Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов в составе 24 эскадренных броненосцев, 15 крейсеров, 19 канонерских лодок и 127 миноносцев.

1885

Издание нового Морского устава взамен устава 1853 г.

25 февраля. Введение в действие положения о «морском цензе» для офицеров флота, определявшем прохождение ими службы в строю и право производства в следующий чин в зависимости от выполнения установленных цензом сроков плавания в каждом чине.

1886-1889

Кругосветное плавание корвета «Витязь» под командой капитана 1 ранга С. О. Макарова для гидрографических и гидрологических исследований и наблюдений в Тихом океане.

1887

Начало издания Главным Гидрографическим управлением периодического журнала «Записки по гидрографии».

1888

Учреждение в Кронштадте школы водолазов для подготовки рядовых специалистов водолазного дела.

1890

Сконструирование инженером С. К. Джевецким торпедного трубчатого аппарата для миноносцев, примененного позже для подводных лодок.

1893

Изобретение контр-адмиралом С. О. Макаровым бронебойных наконечников к снарядам, получивших название «макаровских колпачков» и чрезвычайно усиливших пробивную способность снарядов.

Введение по предложению главного инспектора морской артиллерии контр-адмирала С. О. Макарова на вооружение флота бездымного пороха, разработанного проф. Д. И. Менделеевым.

1894

Издание труда капитана 1 ранга С. О. Макарова «Витязь» в Тихий океан», содержащего гидрологические наблюдения во время кругосветного плавания 1886–1889 гг. и свод наблюдений над температурой и удельным весом воды Тихого океана. Труд был удостоен премии Академии наук и золотой медали Географического общества.

Издание исследования контр-адмирала С. О. Макарова «Разбор элементов, составляющих боевую силу судов», являющегося первым опытом изучения тактических свойств боевых средств флота.

1895

25 апреля. Изобретение преподавателем Минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Поповым радиотелеграфа.

Открытие при Морской академии курса военно-морских наук для повышения военно-морской оперативной и тактической подготовки офицеров флота.

1896

12 марта. А. С. Попов на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге впервые в мире демонстрировал передачу текста по телеграфу без проводов.

1897

Разработка С. О. Макаровым проекта освоения Арктики при помощи мощных ледоколов.

Первые опыты по применению радиосвязи на флоте — установка А. С. Поповым радиостанции на крейсере «Африка». [441]

Экспедиция С. О. Макарова для обследования морского пут» из Белого моря к устьям рек Обь и Енисей и условий плавания через льды Карского моря.

Издание труда вице-адмирала С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики», явившегося крупнейшим вкладом в военно-морскую науку.

1898

Постройка по проекту вице-адмирала С. О. Макарова первого в мире мощного ледокола «Ермак» для борьбы с полярными льдами.

15 марта. Занятие Россией по договору с Китаем на условиях аренды Квантунского полуострова с морской крепостью и портом Порт-Артур в качестве незамерзающей базы для Тихоокеанского флота.

1898

Доклад лейтенанта А. Н. Крылова на заседании Общества корабельных инженеров в Лондоне на тему «Общая теория колебаний корабля на волнении»; ввиду исключительного научного значения этого труда автору была присуждена золотая медаль Общества.

17 ноября. Открытие в Севастополе на площади перед Морским собранием памятника адмиралу П. С. Нахимову.

1899

Первые испытания радиостанций системы А. С. Попова на кораблях Черноморского флота.

Июнь. Основание порта Александровск-на-Мурмане (сейчас Полярное).

Июнь. Первое плавание ледокола «Ермак» под руководством вице-адмирала С. О. Макарова в полярных льдах между Гренландией и Шпицбергеном.

Июль — август. Второе плавание ледокола «Ермак» под руководством вице-адмирала С. О. Макарова в полярных льдах к Шпицбергену.

1900

Предложение корабельного инженера Э. Е. Гуляева о создании для больших боевых кораблей противоминной и противоторпедной защиты путем применения специальных наделок (булей) на бортах корабей. Идея Гуляева получила осуществление только в 1916 г., когда противоминными наделками был снабжен линейный корабль Черноморского флота «Синоп».

1901

Март — август. Экспедиция вице-адмирала С. О. Макарова на ледоколе «Ермак» на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа.

1902

Разработка проф. А. Н. Крыловым «Таблиц непотопляемости корабля», показывающих влияние затопления различных отделений корабля на его крен, диферент и остойчивость.

1903

Постройка по проекту корабельного инженера И. Г. Бубнова первой русской подводной лодки «Дельфин» (115/150 т) с бензиновыми моторами для надводного (9 узл.) и электромоторами — для подводного (4,5 узл.) хода.

1903

Возникновение первых революционных кружков РСДРП на кораблях и в экипажах Балтийского и Черноморского флотов.

1904

Февраль. Учреждение Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. На собранные Комитетом с 1904 по 1912 гг. пожертвования в размере 18 миллионов рублей было выстроено 19 эскадренных миноносцев (в том числе «Новик») и 2 подводные лодки.

16–17 ноября. Первые революционные выступления черноморских флотских экипажей в Севастополе. [442]

1905

Создание в России добровольного общества «Лига обновления флота» для содействия воссозданию флота после войны с Японией.

27 июня — 8 июля. Восстание на эскадренном броненосце «Князь Потемкин Таврический», поддержанное другими кораблями Черноморского флота — эскадренным броненосцем «Георгий Победоносец», учебным судном «Прут», гидрографическим судном «Веха» и миноносцем «№ 267».

Июль. Восстание флотских экипажей в Либаве (порт Александра III).

5–9 ноября. Восстание в Кронштадте флотских экипажей, учебно-артиллерийского и учебно-минного отрядов.

18–28 ноября. Восстание Севастопольского гарнизона, флотских экипажей и части Черноморского флота во главе с крейсером «Очаков» под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. К крейсеру «Очаков» присоединились броненосец «Пантелеймон», минный крейсер «Гридень», учебные корабли «Днестр» и «Прут», эскадренные миноносцы «Свирепый», «Заветный», миноносец «№ 270» и др.

1906

23 января. Восстание гарнизона Владивостокской крепости и команд на кораблях флотилии Дальнего Востока — крейсерах «Жемчуг» и «Терек», транспортах «Аргунь» и «Шилка» во Владивостоке.

18 марта. Расстрел на о. Березань руководителей ноябрьского восстания Черноморского флота в Севастополе: лейтенанта П. П. Шмидта, кондуктора Частника, матросов Антоненко и Гладкого.

2 апреля. Учреждение Морского генерального штаба.

25 мая. Восстание флотских команд Каспийской флотилии в г. Баку.

29 июля — 2 августа. Восстание свеаборгского гарнизона и флотских береговых команд в Гельсингфорсе.

1–2 августа. Восстание на крейсере «Память Азова».

2 августа. Восстание флотских экипажей и частей гарнизона в Кронштадте.

1907

Постройка по проекту инженера С. К. Джевецкого опытной подводной лодки «Почтовый» с единым двигателем (бензиновые моторы) для надводного и подводного хода. На испытаниях лодка развила подводный ход в 6 узлов и могла находиться под водой 3 часа.

1908-1910

Разработка под руководством генерал-лейтенанта флота профессора А. Н. Крылова проекта линейных кораблей дредноутного типа «Севастополь».

1908-1915

Постройка в России (г. Николаев) первого в мире подводного минного заградителя «Краб» по проекту корабельного инженера Налетова. (Заложен в 1908 г., спущен на воду 12 августа 1912 г., вступил в строй 8 июля 1915 г.).

1909

Учреждение в Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах первых партий траления, в состав которых входили специально выстроенные тральщики в 100–150 тонн и приспособленные для траления устарелые миноносцы и портовые суда.

Осень. Образование в составе Морской академии Военно-морского отдела (факультета) для подготовки кадров оперативных работников штабов морских соединений.

1909

30 июня. Закладка в Петербурге первых четырех линейных кораблей Балтийского флота типа дредноут — «Петропавловск», «Севастополь [443] «, «Гангут» и «Полтава», вступивших в строй в декабре 1914 — январе 1915 гг.

1910

Основание в Кронштадте школы юнгов для подготовки унтер-офицеров флота минной, артиллерийской и механической специальностей.

Ноябрь. Учреждение на р. Кача (вблизи Севастополя) первой в России офицерской авиационной школы для подготовки военных и военно-морских летчиков.

Старшим лейтенантом И. И. Ренгартеном, преподавателем радиотелеграфного дела в Минном офицерском классе, разработан новый тип корабельной радиостанции, получившей название «Станции типа учебно-минного отряда», вошедшей на вооружение флота.

1911

17 октября. Закладка в Николаеве трех линкоров дредноутного типа: «Императрица Мария» (вступила в строй в июле 1915 г.), «Императрица Екатерина II» (вступила в строй в ноябре 1915 г.), «Император Александр III» (вступил в строй в июле 1917 г.).

Разработка кораблестроительной программы 1912–1916 гг. для Балтийского и Черноморского флотов в составе 4 линейных крейсеров, 8 крейсеров, 44 эскадренных миноносцев, 24 подводных лодок.

1912

Заключение между Россией и Францией военно-морской конвенции о согласованных действиях морских сил обеих держав в случае войны с Германией.

23 июня. Утверждение плана оборудования Балтийского театра минно-артиллерийскими позициями (Ревель — Нарген — Поркалаудд) и создания морской крепости в Ревеле.

29 июня. Расширение Ревельского военного порта, получившего название порта имп. Петра Великого и предназначенного служить маневренной базой Балтийского флота.

1912-1914

Экспедиция лейтенанта Г. Л. Брусилова на шхуне «Св. Анна» с целью прохода Северным путем через Югорский Шар в Тихий океан.

Экспедиция старшего лейтенанта Г. Я. Седова на судне «Св. Фока» для открытия Северного полюса.

1913

Осень. Основание в Петербурге второго морского училища для подготовки строевых офицеров флота, получившего название Отдельных гардемаринских классов.

Сконструирование лейтенантом Щенсновичем радиогидрофона для определения места корабля ночью или в тумане по сигналам с береговых радиостанций.

Июль — ноябрь. Экспедиция гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач» под начальством капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого для прохода из Владивостока Северным путем в Александровск-на-Мурмане (Полярный.) В пути экспедиция открыла два острова и архипелаг, называющийся сейчас Северной Землей, но пробиться в Карское море из-за тяжелых льдов не смогла и вернулась 25 ноября во Владивосток.

4 сентября. Вступил в строй эскадренный миноносец «Новик» (1260 т), наиболее быстроходный в мире корабль, давший на испытаниях 37,3 узла.

1914-1915

Вторая экспедиция гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач» под начальством капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого для прохода Северным путем из Владивостока в Архангельск.

Пройдя мимо Таймыра в Карское море, экспедиция вынуждена была зазимовать у архипелага Норденшильда. По окончании [444] зимовки экспедиция продолжила путь и 16 сентября 1915 г. прибыла в Архангельск.

Весна. Начало строительства в Ревеле морской крепости имп. Петра Великого, представлявшей систему береговых и островных батарей, для обороны Нарген-Поркалауддской позиции.

Сентябрь. Сконструирование флагманским радиотелеграфным офицером, старшим лейтенантом И. И. Ренгартеном первой радиопеленгаторной установки, позволявшей брать радио-пеленги с точностью до 1 румба.

1915

Восстание на линейном корабле «Гангут» и волнение на линейном корабле «Павел I», крейсерах «Рюрик», «Россия», «Громобой», «Баян». Руководство революционной борьбой на кораблях Балтийского флота осуществлял созданный в октябре Главный судовой коллектив РСДРП(б) во главе с большевиками — матросами Сладковым и Ульянцевым.

1916

Июль. Создание по инициативе Петроградского Комитета РСДРП(б) в Кронштадте Главного коллектива кронштадтской военной организации, продолжавшего работу Главного судового коллектива, руководители которого в начале 1916 г. были арестованы царской охранкой и преданы суду.

1917

12 марта. Буржуазно-демократическая революция в России, свергшая царское самодержавие. В революции приняли участие моряки Балтийского флота.

В ночь на 13 марта. Восстание моряков учебно-минного отряда и 3-го Кронштадтского полка, к которым присоединились затем и другие части Кронштадтского гарнизона.

16 апреля. Возвращение В. И. Ленина из эмиграции в Россию. В Петрограде на Финляндском вокзале Ленина встречали тысячи рабочих, солдат и матросов.

13 мая. Сформирование Центрального Комитета Балтийского флота (Центробалта).

7 июня. Открытие в Гельсингфорсе первого съезда моряков Балтийского флота, созванного Центробалтом (232 делегата) для решения вопросов о демократизации флота.

16–17 июля. Участие моряков Балтийского флота в массовой демонстрации в Петрограде, прошедшей под большевистским лозунгом «Вся власть Советам рабочих и солдатских депутатов».

8 августа — 16 августа. Работа VI съезда РСДРП(б) под руководством товарища Сталина, нацелившего партию на вооруженное восстание против буржуазии и ее Временного правительства. Делегатами съезда от Балтийского флота были Т. И. Ульянцев и И. П. Флеровский. Съезд направил делегацию в Кронштадт для приветствия балтийских моряков.

7 сентября — 12 сентября. Участие моряков Балтийского флота в разгроме контрреволюционного корниловского мятежа.

2 октября. В связи с приказом Временного правительства о роспуске Центробалта, Центробалт совместно с 89 судовыми комитетами принял решение, в котором говорилось, что флот «больше распоряжений Временного правительства не исполняет и власти его не признает».

Балтийский флот в это время находился фактически под руководством большевистской партии. 12 октября (29 сентября) в статье «Кризис назрел», говоря об условиях, необходимых для победоносного [445] восстания, Ленин писал: «Победа восстания обеспечена теперь большевикам... мы можем... ударить внезапно и из трех пунктов, из Питера, из Москвы, из Балтийского флота» (Соч. т. XXI, изд. 3-е, стр. 240).

8 октября — 18 октября. В Гельсингфорсе на яхте «Полярная Звезда» проходил II-й съезд моряков Балтийского флота. Съезд высказался за переход власти в руки Советов, выразил недоверие Временному правительству и отказался выполнять его приказания. Съезд принял обращение к морякам, сражавшимся с немцами в Моонзундском архипелаге, о защите революционного Петрограда.

21 октября. В. И. Ленин написал статьи «Советы постороннего» и «Письмо к товарищам большевикам, участвующим на областном съезде Советов Северной области», в которых определил задачи вооруженных сил революции в предстоящем восстании. В статье «Советы постороннего» Ленин подчеркивал: «Комбинировать наши три главные силы: флот, рабочих и войсковые части так, чтобы непременно были заняты и ценой каких угодно потерь были удержаны: а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции, г) мосты в первую голову» (Соч., т., XXI, стр. 320).

23 октября. Состоялось историческое заседание Центрального Комитета партии большевиков, на котором по предложению В. И. Ленина было решено в ближайшие дни начать вооруженное восстание. По указанию ЦК был создан Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете, ставший легальным штабом восстания.

29 октября. На расширенном заседании Центрального Комитета был избран Партийный центр по руководству восстанием во главе с товарищем Сталиным. Партийный центр являлся руководящим ядром Военно-Революционного Комитета при Петроградском Совете и руководил практически всем восстанием.

И. В. Сталин на этом заседании говорил «...Петроградский Совет уже стал на путь восстания, отказавшись санкционировать вывод войск. Флот уже восстал, поскольку пошел против Керенского. Стало быть, мы должны стать прочно и бесповоротно на путь восстания» (Соч., т. III, стр. 381–382).

3 ноября. Военно-Революционный Комитет послал своих комиссаров во все революционные части армии и флота.

5 ноября. В Кронштадте, Гельсингфорсе и Ревеле на кораблях и в командах были созданы боевые отряды для поддержки мероприятий Военно-Революционного Комитета и его Партийного центра. Флот был приведен в боевую готовность.

6 ноября. Военно-Революционный Комитет отдал приказ о направлении в Петроград отрядов моряков и боевых кораблей из Кронштадта и Гельсингфорса. Для непосредственного руководства морскими частями в вооруженном восстании был создан Военно-Морской Революционный Комитет из моряков — делегатов II-го Всероссийского съезда Советов.

В 21 час отряд матросов занял Петроградское телеграфное агентство.

В ночь на 7 ноября В. И. Ленин прибыл в Смольный.

По приказанию Военно-Революционного Комитета линейный корабль «Заря Свободы» прибыл из Кронштадта и стал в устье Морского канала.

7 ноября. В 1 час. 25 мин. отряд моряков и солдат Кексгольмского полка занял главный почтамт. [446]

В 3 час. 30 мин. крейсер «Аврора» стал на середину Невы ниже Николаевского моста (мост лейтенанта Шмидта). Мост был взят под контроль моряков.

В то же время матросы и красногвардейцы захватили гостиницу «Астория».

Около 6 час. отряд в составе 40 матросов захватил Государственный банк.

В 7 час. матросы заняли Дворцовый мост.

В 10 час. было опубликовано написанное В. И. Лениным историческое обращение «К гражданам России», в котором говорилось, что буржуазное Временное правительство низложено и власть перешла в руки Советов.

К 12 час. матросами были заняты Военный порт, радиостанция «Новая Голландия» и Главное адмиралтейство.

К 14 час. в Петроград прибыл из Кронштадта на кораблях отряд матросов из учебно-минного отряда, машинной школы и с учебного судна «Океан».

К 18 час. красногвардейцы, солдаты и матросы окружили Зимний дворец и заняли исходные позиции для штурма.

В 19 час. 45 мин. Временному правительству, находившемуся* в Зимнем дворце, было предложено сдаться.

Около 20 час. запасным штабом восстания в Петропавловской крепости был получен из Смольного приказ об артиллерийском обстреле Зимнего дворца.

21 час. 45 мин. «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 199).

Из орудий Петропавловской крепости был произведен обстрел дворца.

К 22 час. из Гельсингфорса в Петроград прибыли миноносцы «Самсон», «Забияка», «Деятельный», «Меткий» и посыльное судно «Ястреб», которые стали около крейсера «Аврора» и минного заградителя «Амур».

В 22 часа 45 мин., когда вооруженное восстание было уже в полном разгаре, открылся II Всероссийский съезд Советов.

В 23 час. возобновился обстрел Зимнего дворца из Петропавловской крепости. В это время рабочие, солдаты и моряки пошли на штурм дворца.

8 ноября. К 2 час. 10 мин. Зимний дворец был взят и члены Временного правительства арестованы.

В 3 час. 10 мин. возобновилось после перерыва заседание II съезда Советов. Съезд под гром аплодисментов заслушал сообщение о взятии Зимнего дворца и об аресте Временного правительства.

Съезд принял написанное Лениным воззвание к рабочим, солдатам и крестьянам о победе Советской власти, декреты о мире и земле, сформировал первое Советское правительство — Совет Народных Комиссаров.

Тов. Сталин дал высокую оценку роли моряков-балтийцев в дни Октябрьского штурма:

«Выдающуюся роль в Октябрьском восстании сыграли балтийские матросы и красногвардейцы с Выборгской стороны. При необычайной смелости этих людей роль петроградского гарнизона свелась главным образом к моральной и отчасти военной поддержке передовых бойцов» (Соч., т. 4, стр. 154). [447]
Дальше