Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Объяснение терминов и указатели

Объяснение терминов типовых названий кораблей и судов{1972}

Авизо — небольшой двухмачтовый военный корабль для посыльной и разведывательной службы.

Акат — двухмачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на вооружении до 20 пушек.

Байдак — речное грузовое судно типа небольшой барки с палубой и одной мачтой; применялось на Днепре и его крупнейших притоках для перевозки войск и военных грузов.

Батарея броненосная — первые паровые броненосные корабли русского флота постройки 60-х годов XIX в. («Первенец», «Кремль»), водоизмещением в 3000–3500 тонн и с бортовым расположением артиллерии (от 16 до 22 орудий 152–203 мм калибра). Предназначались для обороны берегов.

Батарея пловучая — парусно-гребной артиллерийский корабль конца XVIII — начала XIX вв., вооруженный 6–8 пушками крупного калибра или 2–4 мортирами; использовался для действий у берегов и в шхерах.

Бомбардирский корабль (бомбарда) — парусный двухмачтовый корабль, вооруженный 12–14 пушками крупного калибра или 2–4 мортирами; употреблялся для бомбардировки крепостей и портов.

Бот — небольшое одномачтовое парусное судно. Применялось в промысловом и в военном флоте; служило для связи, посылок, перевозки грузов. Более крупные суда покрывались палубой (палубные боты), вооружались мелкой артиллерией и фальконетами.

Брандер — небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль). Такое судно нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при свалке с ними вплотную.

В войну с Японией 1904–1905 гг. брандерами называли японские пароходы, груженные камнем и предназначенные для закупорки выхода русскому флоту из Порт-Артура затоплением их в проходе из внутренней гавани на внешний рейд.

Бригантина — небольшое быстроходное парусное судно Средиземноморского бассейна, одно — или двухмачтовое с латинским вооружением, наиболее распространенное у алжирских, тунисских и далматинских пиратов.

В русском флоте так назывались введенные Петром I парусно-гребные суда для действий в шхерах и у берегов, которые использовались для перевозки войск (до 70 человек) и военных грузов и имели 12–15 пар весел.

В конце XVIII в. большие бригантины Черноморского гребного флота имели 2–3 мачты, 8–10 пар весел и до 10 орудий мелкого и среднего калибра.

Бриг — быстроходный двухмачтовый военный корабль для разведочной, посыльной и крейсерской службы с вооружением от 16 до 28 пушек.

Будара — небольшое промысловое и грузовое судно, применявшееся на Дону и Волге для перевозки войск и военного снабжения.

Буса — так назывались русскими морские суда скандинавов, ливонцев и немцев XV — XVI вв., на которых они совершали набеги на новгородскую землю. Суда были вооружены пушками; наиболее крупные из них имел» экипаж до 150 человек.

Галера — военное судно гребного флота для действий у берегов и в шхерах; имело от 16 до 25 пар весел и две мачты с латинским вооружением. Артиллерийское вооружение галер состояло из мелких пушек (от 2 до 20), а иногда из 1–2 мортир. Экипаж вместе с гребцами (по 4–5 человек на весло) доходил до 250 чел.

Галиот (гальот) — небольшое двухмачтовое судно, использовавшееся при эскадрах для посыльной и транспортной службы.

Гемам — парусно-гребной корабль шведского шхерного флота, применявшийся в России в первой четверти XIX в. Имел две мачты и до 10 пар весел; располагал сильной артиллерией до 30–32 пушек крупного калибра. [448]

Госпитальное судно — в парусный период представляло собой разоруженный военный корабль, предназначенный для приемки, лечения и перевозки больных и раненых; назначался в состав эскадр для дальних экспедиций.

В XX в. под госпитальные суда используются пассажирские пароходы, специально переоборудованные для госпитальной службы.

Гребной флот (галерный, шхерный) — соединение боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Гребной флот предназначался для действий в шхерных районах (Балтийское море), в лиманах, на реках (Черное море); включал в свой состав разнообразные суда (галеры, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки, канонерские лодки, иолы и др.).

Гукор — заимствованное из Голландии мореходное средней величины транспортное судно XVIII в., иногда имевшее для самообороны артиллерийское вооружение до 12 мелких пушек.

Дубель-шлюпка — первоначально это шлюпка большого размера, крупнее корабельного барказа; позже достигла значительного размера, получила палубу и имела одну мачту и до 20 пар весел. Артиллерийское вооружение доходило до 15 небольших орудий. Использовалась для действий у берегов, в лиманах и на реках.

Заградитель — военный корабль, предназначенный для постановки минных заграждений; первые заградителя были построены для русского флота по проекту капитана 2 ранга В. А. Степанова и назывались минными транспортами.

Иол — небольшое парусно-гребное судно конца XVIII — первой половины XIX вв. для действий в шхерах, в лиманах и на реках. Вооружалось одним крупным орудием или 6–7 среднего и мелкого калибра.

Кайка (от турецкого слова «каик» — лодка) — небольшое парусно-гребное судно шхерного флота; в Балтийском флоте оно называлось полугалерой, в Черноморском — дубель-шлюпкой. В начале XVIII в. каики имели 12 пар весел и 1 орудие на носу, позже при увеличенных размерах судна число пушек (легких) доходило до 14–15.

Канонерские лодки (гребные) — парусно-гребные артиллерийские суда конца XVIII — первой половины XIX вв. для действий в шхерах, у берегов и на реках. В зависимости от размеров имели от 7 до 15 пар весел и артиллерию от 2 до 6 пушек крупного калибра или 2 мортиры. Наиболее крупные лодки, вооруженные мортирами, иногда назывались бомбардирскими.

Канонерские лодки (паровые) — артиллерийские суда с паровым двигателем в 170–180 тонн, с вооружением в 3 пушки крупного калибра; строились в 1854–1856 гг. для Балтийского моря. Их назначение: боевые действия в прибрежных районах. Канонерские лодки (мореходные) — паровые артиллерийские корабли водоизмещением от 1000 до 3000 тонн, с артиллерией до 203 мм; предназначались для действий в прибрежных районах и на больших реках.

Каперское судно (капер) — легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженное с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал особое «каперское свидетельство» и имел право носить флаг данного государства.

Каперство было отменено Парижским конгрессом 1856 г.

Карбас (карбус) — гребное промысловое судно среднего размера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море. Употреблялось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта; вмещало до 70 человек.

Каторга — старое русское название галерного судна, гребцами которого были пленные или преступники.

Кирлангич — турецкое быстроходное парусно-гребное судно, одно — или двухмачтовое, с латинскими парусами. Применялось для посыльной и разведочной службы.

Клипер — парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль водоизмещением от 600 до 1500 тонн, с артиллерией из 6–10 орудий; предназначался для дозорной, разведочной и посыльной службы.

Кончебас — турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией.

Корвет — трехмачтовый военный корабль с открытой батареей и артиллерийским вооружением от 20 до 30 пушек, предназначавшийся для разведки, посыльной службы и крейсерских операций.

Корсерские (корсарские) суда — небольшие быстроходные суда разных типов и размеров, принадлежавшие архипелажским и черноморским грекам, которые во время войн России с Турцией поступали на русскую службу и, получив для своих судов вооружение, несли при флоте разведывательную и посыльную службу. Эти суда широко использовались для действий на неприятельских коммуникациях, захватывая и уничтожая торговые суда и военные транспорты. Корсарские суда носили военный флаг, их владельцы получали офицерские чины. [449]

Коттер (катер) - легкое двухмачтовое судно для разведки, посыльной и крейсерской службы конца XVIII — начала XIX вв.; в зависимости от размеров эти суда вооружались 8–38 пушками. К категории катеров принадлежали бриги, люгеры, галеты и пакетботы.

Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для «проведывания» новых земель и островов.

Кочерма - одномачтовая 6–8-ми весельная легкая на ходу большая лодка для прибрежного плавания у анатолийских турок и кавказских горцев.

Кочмара - большая парусная одномачтовая промысловая лодка, встречавшаяся в Белом море.

Крейсерские суда - в парусный период к разряду крейсерских относились быстроходные суда разнообразных типов, в большей части торговые, приспособленные и вооруженные для ведения крейсерской войны, т. е. операций на морских коммуникациях противника для уничтожения его торговли. Появление крейсеров, как класса боевых кораблей, относится к периоду возникновения парового броненосного флота, т. е. к 60-м годам XIX в.

По боевому назначению до первой мировой войны крейсера разделялись в русском флоте на:

Крейсера 1 ранга броненосные — водоизмещёнием от 7000 до 12 000 тонн, с артиллерией до 203 мм; обладали большой дальностью плавания и скоростью хода до 21 узла; имели бортовую броню. Предназначались для боевых действий в составе эскадр, крейсерских и набеговых операций и для действий на дальних коммуникациях.

Крейсера 1 ранга бронепалубные — водоизмещением от 4000 до 7000 тонн, с артиллерией до 152 мм и скоростью хода до 23 узлов; имели палубную броню. Предназначались для разведочной и дозорной службы, действий на торговых коммуникациях и для защиты своей морской торговли.

Крейсера 2 ранга (неброненосные) — водоизмещением от 2500 до 4000 тонн, с артиллерией до 120 мм и ходом до 25 узлов. Применялись для разведочной и дозорной службы, действий на торговых коммуникациях.

Крейсера вспомогательные - быстроходные океанские торговые пароходы (например, из состава Добровольного флота), вооруженные средней и мелкой артиллерией и предназначенные для борьбы на морских торговых и военных коммуникациях противника.

Крейсера минные - см. минные корабли.

Лансон - одно — или двухмачтовое промысловое каботажное судно. Во время войны с Турцией 1787–1791 гг. лансонами назывались парусно-гребные суда, предназначавшиеся для действий в Днепровско-Бугском лимане и на Дунае и вооруженные 4–8 мелкими пушками или 1–2 мортирами. Использовались для действий против гребных судов противника, перевозок войск, десантных высадок и для совместных действий с армией на побережье и в реках.

Ластовые суда — грузовые, транспортные и вспомогательные суда (баржи, плашкоуты, киллекторы и пр.) парусного флота, приписанные к военным портам и обслуживавшие потребности флота во время стоянки в порту и нужды порта.

Линейный корабль - наиболее крупный по размерам и мощный по артиллерийскому вооружению корабль парусного флота, действовавший при столкновении с неприятелем в боевой линии (строй кильватерной колонны); имел три мачты, до 135 пушек в трех палубах (деках) и до 800 человек экипажа.

С развитием броненосного кораблестроения наиболее мощные артиллерийские корабли получили в русском флоте название «эскадренных броненосцев» (10000–15000 тонн водоизмещения, 4–6 башенных 253–305 мм орудия и до 30 орудий среднего и мелкого калибра). В 1907 г. это название было заменено прежним — «линейный корабль».

После русско-японской войны водоизмещение линейных кораблей быстро возросло до 20 000 т; по наименованию первого корабля этого тоннажа «Дредноут» — последующие стали называться «дредноутами» (или дредноутного типа). Ко времени первой мировой войны их водоизмещение возросло до 28–29 000 т, ход до 25 узлов, а вооружение до 8–14 башенных 280–380 мм орудий.

Линейный крейсер - класс мощных артиллерийских кораблей, появившийся перед первой мировой войной и развившийся из большого броненосного крейсера. Имея водоизмещение от 20 до 30 000 тонн, эти корабли за счет уменьшения бронирования и вооружения (8–10 башенных орудий 280–343 мм калибра) располагали повышенной скоростью от 27 до 30 узлов и могли действовать в одном боевом порядке с линейными кораблями (отсюда название «линейный») для охвата боевой линии противника. Использовались также для набеговых операций и для поддержки своих легких сил.

Лойвы (лайбы) — одномачтовые парусно-гребные мореходные суда шведов, карел, финнов XII — XIV вв., на которых они совершали набеги на Балтийское взморье и Ладожское озеро и вели торговлю. [450]

Лоц-шхуна — гидрографическое судно середины XIX в. для описи, промера, ограждения и пр.

Люгер — небольшое трехмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением от 10 до 16 пушек; применялось для посыльной службы.

Магона — небольшое плоскодонное турецкое грузовое парусное судно каботажного плавания.

Минные катера — корабельные паровые шлюпки с ходом от 6 до 10 узлов, вооруженные вначале шестовыми или буксируемыми минами, а затем торпедами. Предназначены были для атак неприятельских крупных кораблей.

К началу русско-японской войны катера вооружались минной пушкой, стрелявшей метательными минами.

Минные корабли — разделялись в русском флоте на следующие классы:

Миноноски — минные корабли (1877–1885 гг.) малого тоннажа (от 20 до 60 тонн), предназначавшиеся для действий у берегов и в шхерных районах; вооружались торпедами, шестовыми, буксирными и бросательными минами и имели ход до 15–20 узлов.

Миноносцы — минные корабли (1885–1900 гг.) более крупных размеров (от 80 до 150 тонн), обладавшие большей мореходностью и способные действовать в некоторой отдаленности от берегов; вооружались торпедами, имели один-два постоянных торпедных аппарата и до 15–18 узлов хода. В русском флоте их иногда называли «номерными», так как вместо названий они имели номерные обозначения.

Миноносцы эскадренные — большие мореходные миноносцы (от 300 до 1500 тонн), предназначенные для нанесения противнику в бою в составе эскадры торпедного удара; кроме того, использовались для походного охранения флота в море, разведочной и дозорной службы, постановки минных заграждений, дымовых завес и пр. В 1900–1917 гг., кроме нескольких двойных или тройных торпедных аппаратов, вооружались артиллерией до 100 мм калибра. Обладали скоростью хода от 25 до 36 узлов. В период своего появления назывались также «контр-миноносцами» или «истребителями миноносцев».

Минные крейсера — так назывались наиболее крупные минные корабли постройки 90-х гг. XIX в. водоизмещением около 400 тонн, скоростью хода до 20 узлов. С появлением класса эскадренных миноносцев минные крейсера более не строились.

Монитор — броненосный башенный корабль береговой обороны небольшого водоизмешения (до 1600 тонн); имел артиллерийское вооружение: два расположенных в башне орудия вначале 381 мм (гладкоствольные), позже 228 мм (нарезные). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», выстроенного в Америке северянами в 1862 г. во время гражданской войны в США.

Новоизобретенные корабли — см. примечание на стр. 105; имели артиллерийское вооружение от 12 до 16 пушек.

Островские лодки — небольшие гребные суда, служившие в XVIII в. в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта; вмещали до 40 человек.

Пакетбот — небольшое двухмачтовое судно для перевозки почты и посыльной службы; имело вооружение от 12 до 16 пушек мелкого и среднего калибра.

Пароходо-фрегат — парусно-паровой колесный военный корабль второй четверти XIX в. со скоростью под парами до 8 узлов и с вооружением от 4 до 9 пушек; использовался для разведочной и крейсерской службы, а в составе парусной эскадры для буксировки линейных кораблей в штиль или при серьезных боевых повреждениях.

Пассажбот — парусное судно для перевозки пассажиров на небольшие расстояния.

Пинк (пинка) — промысловое и торговое судно XVI — XVIII вв. В русском военно-морском флоте использовалось как транспортное судно для подвоза флоту боеснабжения и продовольствия. В зависимости от величины имело вооружение от 20 до 38 пушек, благодаря чему могло ходить в военное время без прикрытия.

Плот артиллерийский — пловучая платформа (паром), вооруженная мощной артиллерией. Устанавливалась на якорях на выбранных позициях для защиты фарватеров, подступов к портам и гаваням и для усиления огня береговых и островных фортов и батарей. Не имея двигателя, при перемене позиции передвигалась при помощи буксировки.

Полугалера — см. Скампавея.

Полякра (поляка) — быстроходное трехмачтовое судно Средиземноморского бассейна второй половины XVIII в. с вооружением от 16 до 24 пушек; широко использовалось для разведочной и крейсерской службы.

Поповка — круглый по форме броненосный корабль береговой обороны Черного моря, вооруженный мощной артиллерией 280 и 305 мм калибра и предназначенный для защиты подступов к важнейшим районам и портам (Одесса, Керченский пролив). При мощной броне и тяжелой артиллерии благодаря круглой форме имел небольшую осадку (до 4 м) и мог действовать на мелководье. Вследствие плоского дна и малой осадки он был [451] маломореходным, а располагая небольшой скоростью (6–7 узлов), не был в состоянии принудить к бою более быстроходные броненосцы обычного типа. Название получил по фамилии автора проекта вице-адмирала А. А. Попова.

Прам — плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. с вооружением от 18 до 38 пушек крупного калибра. Применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и укрепленных пунктов; часть артиллерии составляли мортиры.

Порыватели заграждений — пароходы в 4–6 тыс. рег. тонн, предназначенные для проводки боевых кораблей через минные заграждения; в случае взрыва на мине благодаря бочкам или бревнам, заполнявшим полностью трюмы, оставались наплаву и, если машина оставалась неповрежденной, могли продолжать проводку в минном поле.

Репетичный корабль — небольшое двухмачтовое судно, предназначенное при следовании флота в морг находиться на траверзе адмиральского корабля и репетовать сигналы флагмана для лучшей видимости их остальными кораблями.

Саколева (соколева) — небольшое турецкое одно — или двухмачтовое торговое судно Эгейского и Черного морей.

Скампавея — быстроходная русского проекта галера облегченного типа, применялась в русском флоте в начале XVIII в. Имела 12–15 пар весел, две мачты для латинских парусов и вооружение из 1–2 пушек малого калибра. При перевозке десанта принимала до 150 солдат, служивших одновременно и гребцами.

Сойма — двухмачтовое грузовое и промысловое судно финско-ладожского бассейна; более крупные (до 12 м длиной) имели палубу и трюмы, суда до 6 м длиной были беспалубными.

Струг — крупное плоскодонное грузовое судно Волжского бассейна; имело одну мачту с парусом для попутного ветра и 10–12 пар весел. Струги меньшего размера в XVI — XVII вв. использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя; для этого струги вооружались легкими пушками (басами) и имели экипаж из 60–80 стрельцов.

Для плавания по Каспийскому морю строились струги особо надежной конструкции. Донскии струги, применявшиеся для доставки грузов и войск вниз по реке (Азовские походы), были наиболее примитивными по конструкции судами простого барочного типа.

Тартана — небольшое одномачтовое каботажное судно Средиземноморского бассейна с латинским вооружением; использовалось в военных целях как посыльное судно.

Тендер — небольшое одномачтовое военное судно типа катера для посыльной и разведочной службы с вооружением от 8 до 12 легких пушек.

Требака — двухмачтовое грузовое судно каботажного плавания Средиземного, Черного и Азовского морей.

Трекатр — грузовое средних размеров парусно-гребное судно Средиземноморского и Черноморского бассейна, использовалось в военное время для перевозки снабжения и войск и имело вооружение до 8–10 мелких пушек.

Тунбас (тумбас) — турецкое мореходное парусное грузовое судно XVII — XVIII вв.

Турема — парусно-гребной корабль шведского шхерного флота для действий в шхерах и у берегов; имел две мачты и 18–20 пар весел для движения в штиль и в шхерах. Был вооружен 24 пушками среднего калибра, расположенными на верхней палубе.

Удема — парусно-гребной двухмачтовый корабль шведского шхерного флота. Имел вооружение до 9 пушек среднего калибра, расположенных на верхней палубе и стрелявших при опущенных бортах, которые поднимали во время свежей погоды. Для движения в шхерах и в штиль имел 18 пар весел.

Ушкол (ушкал) — турецкое легкое парусно-гребное морское судно XVII в., служившее для охраны торговых караванов на Черном и Азовском морях. Имело одну мачту и косой парус.

Ушкуй — легкая речная лодка, вмещавшая до 30 человек; использовалась на Верхней и Средней Волге и ее притоках новгородской вольницей (ушкуйниками) для набегов на соседние земли.

На этих же судах ушкуйники, переходя с Волги на Северную Двину, выходили в Белое море и плавали вдоль берегов до Мурмана.

Фелука (фелюга) — небольшое быстроходное судно бассейна Средиземного моря, имело мачту с латинским парусом и 6–8 весел. В Черном море фелюгами назывались всякие промысловые и грузовые лодки большого размера.

Флашхоут (плашкоут) — тип портовой баржи для погрузо-разгрузочных целей.

Флейт — двух — или трехмачтовое транспортное судно для перевозки в составе эскадр военных грузов. Имело вооружение от 4 до 6 пушек.

Фрегат — трехмачтовый военный корабль, второй после линейного корабля по величине и мощи артиллерийского вооружения; имел от 30 до 60 пушек в двух палубах. Фрегаты с вооружением в 50–60 пушек иногда [452] включались в боевую линию и носили название «линейных». Предназначались для дальней разведки и крейсерской службы.

Фрегат броненосный - парусно-паровой крейсерского назначения до 4000–5 000 тонн водоизмещения, обшитый броней и сильно вооруженный; обладая большой дальностью плавания, предназначался для борьбы с крейсерами противника. Первые корабли этого класса были заложены в России в 1870 г. по проекту контр-адмирала А. А. Попова. В 80–90 гг. XIX в. были переименованы в броненосные крейсера.

Фрегат гребной - наиболее крупный артиллерийский корабль шхерного флота с вооружением до 38 пушек. Использовался как для действий в в шхерах, так и в открытом море. Кроме обычного фрегатского парусного вооружения для движения в штиль и в шхерах имел 12–18 пар весел.

Чайка - мореходный челн запорожских казаков без киля, с днищем из целого дерева, к которому крепились на шпангоутах обшивные доски. Длина чайки 18 м, ширина — 4 м, осадка — 3,5 м. Челн имел 8–10 пар весел и одну небольшую мачту с парусом для попутного ветра; вмещал до 70 человек и был вооружен 2–6 фальконетами. Для увеличения пловучести по борту был пояс из связок камыша. Вместо руля на носу и корме имелись рулевые весла.

Чектырме (чактырма) - турецкое легкое одно — или двухмачтовое торговое судно грузоподъемностью до 50 тонн. В военное время часто использовалось при эскадре как посыльное судно и имело вооружение до 4 легких пушек.

Шайка — общее название небольших турецких транспортных судов, из которых более крупные (до 100 тонн грузоподъемностью) имели две мачты.

Шебека - легкое парусно-гребное судно Средиземного моря, употреблявшееся для посыльной и разведочной службы. Впервые было применено в русском флоте во время Архипелажской экспедиции 1769–1774 гг. В конце XVIII в. вошло в состав Балтийского гребного флота и, достигнув значительных размеров, имело три мачты с косыми парусами, до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек.

Шкут (шхоут) - транспортное судно среднего размера начала XVIII в.

Шлюп - трехмачтовый военный корабль с открытой батареей, вооруженный 16–28 пушками. Существовал в русском флоте в первой четверти XIX в. и использовался для дальних научных экспедиций и кругосветных плаваний.

Шмаки - трехмачтовые грузовые суда первой половины XVIII в., употреблявшиеся на Балтийском и Каспийском морях как военные транспорты.

Шнека (снека) - морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII — XIV вв., служившее для набегов; имело одну-две мачты с прямыми парусами и 15–20 пар весел; вмещало до 80–100 воинов.

Шнява - легкое двухмачтовое военное судно начала XVIII в. для разведочной и посыльной службы; с вооружением от 14 до 18 пушек среднего калибра.

Шхербот - небольшое парусно-гребное шведское шхерное судно начала XVIII в. с одной мачтой и 6–8 парами весел, вооруженное 4–6 легкими пушками.

Эльпидифоры - вспомогательные суда Черноморского флота, включенные в его состав во время войны 1914–1917 гг. из числа небольших паровых разгрузочных судов (лихтеров) Азовского моря. Первоначально использовались как тральщики, потом — как десантные и разгрузочные суда во время совместных операций армии и флота на побережье Лазистана. Имея машину в корме, «Эльпидифоры» могли перемещением грузов создать нулевую осадку носом и для высадки десанта выскакивать непосредственно на берег, спуская людей на него по сходням. Кроме того, «Эльпидифоры», имея мелкую артиллерию, поддерживали войска, действовавшие в прибрежных районах, использовались для транспортной службы, ставили мины у берегов противника, несли охрану рейдов и пр.

Эскадренный броненосец - см. линейный корабль. [453]

Дальше