Действия на второстепенных морских театрах
На Тихом океане
1914
28 октября. Гибель крейсера «Жемчуг»{1941}.
Крейсер «Жемчуг» (капитан 2 ранга И. Черкасов), действовавший на Дальнем Востоке в составе английской эскадры, 26 октября, вернувшись после поисков германских угольных пароходов у Никобарских и Андаманских островов в Пенанг, приступил к щелочению котлов и переборке механизмов. Несмотря на незащищенность порта, командир крейсера не счел нужным принять какие-либо меры предосторожности, сам съехал ночевать на берег, оставив корабль в условиях стоянки мирного времени.
К этому времени у Никобарских островов появился германский крейсер «Эмден», командир которого решил совершить нападение на Пенанг, предполагая врасплох застать там французские военные корабли.
Поставив четвертую фальшивую трубу, чтобы иметь сходство с английскими крейсерами, «Эмден» на рассвете 28 октября вошел в гавань Пенанга и, подойдя к «Жемчугу», с расстояния 1,5–2 каб., выпустил из правого бортового аппарата торпеду и открыл артиллерийский огонь. Торпеда взорвалась в кормовой части крейсера, который стал погружаться в воду. Развернувшись, «Эмден» выпустил вторую торпеду, попавшую в носовой отсек: «Жемчуга». От взрыва торпеды взорвался носовой патронный погреб, и через несколько минут «Жемчуг» затонул. Погибло 82 человека личного состава, 115 человек было ранено. Внезапность атаки, полное отсутствие боевой готовности крейсера создали на нем с первого же момента условия, исключавшие возможность не только противодействия неприятелю, но я ведения какой-либо борьбы за живучесть. Командир крейсера был разжалован в матросы {1942}.
1914-1917
23 ноября 1914 г. 30 июня 1917 г. Действия русского крейсера «Аскольд».
Выйдя 23 ноября 1914 г. из Коломбо, «Аскольд» 8 декабря прибыл в Порт-Саид и войдя в состав отряда английских кораблей для защиты Красного моря, Суэцкого канала и для крейсерства у берегов Сирии. «Аскольд» совершил 4 крейсерства у берегов Сирии, осматривая торговые суда и обстреливая побережье. С 9 марта «Аскольд» поступил в распоряжение английского вице-адмирала Карден для действий у Дарданелл, где крейсировал в Саровском заливе и неоднократно обстреливал Булаирские укрепления турок. С 25 апреля по 10 мая крейсер действовал совместно с эскадрой французских кораблей под начальством контр-адмирала Гепратт, которому были поручены операции по высадке и поддержке десанта на азиатском берегу Дарданелл.
25 апреля «Аскольд» обстрелял турецкие позиции на азиатском берегу Дарданелл в районе форта Оркания. Шлюпки крейсера участвовали в высадке с транспортов французского десанта на [426] побережье у мыса Кум-кале. Паровой катер крейсера своим огнем содействовал высадке десанта, вынудив противника очистить позиции в районе намеченной высадки.
При отходе шлюпок после высадки первого эшелона турецким снарядом был потоплен баркас с крейсера. В дальнейшем «Аскольд» энергично прикрывал высадку и действия десанта на берегу в районе Оркания Енишер, израсходовав за день до 2250 152-мм и 75-мм снарядов, вызвав «всеобщее восхищение точностью своей стрельбы». Потери крейсера за этот день 4 убитых и 11 раненых.
21 октября ввиду выступления Болгарии против Сербии крейсер обстреливал болгарское побережье между Лагос и Деде-Агач, сделав за день 97 выстрелов из 152-мм и 164 из 75-мм орудий. После длительного ремонта во Франции (с 15 марта 1916 г.) 9 января 1917 г. крейсер «Аскольд» вышел через Гибралтар и 30 июня 1917 г. прибыл в Мурманск, поступив в состав отряда охраны Кольской бухты{1943}.
1917
4 января. Русский эскадренный броненосец «Пересвет» {1944}, следуя из Владивостока через Суэцкий канал в Белое море для усиления флотилии Северного Ледовитого океана, при выходе из Порт-Саида в Средиземное море взорвался в нескольких милях от берега на минах, поставленных германской подводной лодкой «U-73». Вызванная взрывом мины детонация носовых погребов, сопровождавшаяся сильным разрушением носовой части корабля, привела к тому, что, продержавшись около 15 мин. на воде, он пошел ко дну. Из 800 чел. экипажа погибло около 250 чел., остальные были спасены из воды английским конвоиром и французскими тральщиками{1945}.
На Баренцевом и Белом морях
1914
9 октября. Прибытие в Архангельск купленного в Канаде мощного ледокола «Канада» (ныне «Литке»). Этим было положено начало ледокольной флотилии Северного Ледовитого океана, к концу войны насчитывавшей 18 судов. Ледокольная флотилия обеспечивала доставку срочных грузов в течение круглого года {1946}.
Август. Военный корабль «Бакан», получив уведомление о начале войны, задержал 9 германских пароходов{1947}.
1915
Май. Установка 75-мм морской батареи четырехорудийного состава на острове Мудьюг для защиты входа в устье Северной Двины {1948}.
17 июня. В связи с гибелью в горле Белого моря английского парохода «Арендаль» было обнаружено минное заграждение, поставленное [427] германским вспомогательным крейсером «Метеор». Сформированная из реквизированных траулеров и небольших пароходов партия траления начала работу 17 июня. С прибытием отряда английских тральщиков в июле была организована регулярная проводка караванов торговых судов тральщиками. До конца навигации (к 1 декабря) было проведено 198 судов и вытралено 44 мины; всего на театре за кампанию 1914 г. вытралено 218 мин{1949}.
Июль. Установка 75-мм морской батареи двухорудийного состава вблизи города Александровск (ныне Полярное) для защиты подступов к нему.
Установка 152-мм морской батареи четырехорудийного состава ка острове Мудьюг для защиты входного канала в устье Северной Двины {1950}.
Август. Постановка минного заграждения (130 донных мин инженерного ведомства) со станцией на о. Мудьюг одновременно были установлены 2–47-мм орудий контактного действия и пловучие боны на реке Маймака {1951}.
4 августа. Прибытие в Архангельск из Петрограда двух малых подводных лодок особого назначения № 1 и № 2; лодки базировались на Взглавье у устья р. Северной Двины и были включены в состав обороны Архангельского порта {1952}.
14 сентября. Постановка на подходах к фарватеру, ведущему к Архангельску, минного заграждения из 130 мин инженерного ведомства (на проводах), расположенных в трех группах в шахматном порядке со станцией на острове Мудьюг{1953}.
1 октября. Учреждение в Архангельске временного военного порта для базирования судов флотилии Северного Ледовитого океана и выгрузки доставляемого из-за границы в Россию военного снаряжения {1954}.
15 октября. Во время перехода на буксире из Архангельска в Александровск (ныне Полярное) подводных лодок № 1 и № 2 разыгравшимся штормом в районе маяка Сосковец (горло Белого моря) подводная лодка № 2 была сорвана с буксира и затонула без потерь в личном составе{1955}.
8 декабря. Отряд русских тральщиков «Скум», «Спрут», «Север», «Юг», «Запад», «Восток», «Орезунд», «Николай», «Св. Николай», пароход «Вера» и транспорты «Ковда», «Харитон Лаптев» был затерт льдами в горле Белого моря. Однако с помощью ледоколов тральщики «Спрут», «Николай», «Ковда», пароход «Вера» удалось провести в Архангельск. Транспорт «Харитон Лаптев» и тральщик «Восток» пришли в Алекеаадровск. «Скум», «Юг» и «Запад» были оставлены командой в районе Зимнегорского маяка мыс Керец; все их вооружение было снято ледоколом «Канада». Тральщики «Орезунд», «Св. Николай» и «Север» были окончательно затерты льдами в районе Орловского маяка и оставлены личным составом {1956}. [428]
15 декабря. В апреле 1915 г. заградитель Сибирской флотилии «Уссури» получил приказ доставить из Владивостока на находящийся в составе союзного флота у Дарданелл крейсер «Аскольд» материалы и боевое снабжение. Выполнив приказ и произведя во Франции ремонт механизмов, заградитель был направлен в Белое море для вступления в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 15 декабря заградитель прибыл в Александровск, где был оставлен для обороны Кольского залива {1957}.
1916
12 февраля. Сформирование отряда обороны Кольского залива в составе заградителя «Уссури», вспомогательных крейсеров «Колгуев» и «Василий Великий», тральщика «Восток» и транспорта «Харитон Лаптев»{1958}.
Весна. Начало оборудования на мурманском берегу в бухте Иоканга базы для тральщиков и кораблей, несущих дозор в горле Белого моря{1959}.
7 августа. Посланные из Владивостока вокруг Азии и Европы через Суэцкий канал эскадренные миноносцы «Властный», «Грозовой» и транспорт «Ксения» прибыли в Александровск и вступили в состав отряда судов обороны Кольского залива {1960}.
6 октября. Миноносец «Властный», находясь совместно с транспортом «Вайгач» для осмотра побережья у маяка Цып-Наволок, получил с него сообщение о появлении с моря двух германских подводных лодок.
Оставив транспорт «Вайгач» у маяка, «Властный» пошел в указанном направлении, причем обнаружил обе лодки, которые для маскировки под рыбачьи суда подняли паруса.
Подойдя на 30–35 каб., миноносец открыл огонь, на который обе лодки тотчас начали отвечать. За время 20-минутного боя лодкам удалось повредить на миноносце радиосеть и прожектор и ранить двух человек. Огнем миноносца на одной из лодок были зажжены паруса, и она быстро скрылась под водой. Несколько минут спустя ушла под воду и вторая лодка. Через некоторое время одна из лодок всплыла вблизи маяка Цып-Наволок и обстреляла его, но была вынуждена огнем миноносца «Властный» снова погрузиться {1961}.
26 октября. Посыльный корабль «Колгуев», атакованный германской подводной лодкой у мурманского побережья, безрезультатно выпустившей две торпеды, вступил в бой с противником, который в свою очередь открыл артиллерийский огонь и продолжал его до тех пор, пока не показались миноносцы и посыльное судно «Купава», шедшие на помощь{1962}.
2 ноября. Пароход «Курск», следуя из Лондона в Архангельск, в 9 милях к северу от Св. Носа в районе Иокангской бухты подорвался на мине, поставленной германской подводной лодкой. Пароход дошел своим ходом до Архангельска{1963}. [429]
2 ноября. Миноносец «Грозовой», имея задание совместно с посыльным судном «Купава» и тральщиком «Т-13» провести из Вардэ в Архангельск два парохода, имевших на буксире кран, портовые буксиры и баржи, атаковал и потопил у о. Хорпо германскую подводную лодку «U-56», пытавшуюся атаковать посыльное судно «Купава». Не заметив находившегося за судном «Купава» миноносца, подводная лодка подпустила его на дистанцию около 5 каб., с которой «Грозовой» открыл огонь и, сблизившись затем до 1,5 каб., достиг попаданий в рубку, корму и корпус, причем в корме произошел взрыв, в результате которого лодка с диферентом на корму пошла ко дну. Гибель лодки подтверждена германскими данными {1964}.
Осень. Окончание основных оборонительных сооружений Кольского залива в составе 75-мм батареи двухорудийного состава на м. Летнинский, 57-мм батареи двухорудийного состава на м. Белокаменный, 75-мм батареи двухорудийного состава на м. Тюва и на Екатерининском острове в Александровской гавани, 120-мм батареи четырехорудийного состава на о. Тарос, противолодочной сети у о. Седловатого и бонов у м. Белокаменного и у Александровской гавани{1965}.
13 декабря. Прибытие в Кольский залив крейсера «Варяг», купленного Россией у Японии (бывший русский крейсер того же названия времени русско-японской войны). Корабль включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и вступил в отряд судов обороны Кольского залива{1966}
3 января. Прибытие в Кольский залив линейного корабля «Чесма», купленного Россией у Японии (бывший русский эскадренный броненосец «Полтава»){1967}. Корабль включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и вступил в отряд судов обороны Кольского залива {1968}.
1918
3 марта. Заключение в Брест-Литовске мирного договора между Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией с другой, ратифицированного Всероссийским Съездом Советов 15 марта.
В отношении русского военно-морского флота соответствующими статьями договора было определено, что все боевые корабли и вспомогательные суда должны быть Переведены в советские порты; те же, которые по каким-либо причинам окажутся не в состоянии перейти, должны разоружиться. Что касается кораблей и судов Балтийского флота, то ввиду наличия в Финском заливе ледяного покрова они могли остаться в портах Финляндии до весны, т. е. начала навигации.
«Заключение брестского мира дало партии возможность выиграть время для укрепления Советской власти, для приведения в порядок хозяйства страны. [430]
Заключение мира дало возможность использовать столкновения в лагере империализма (продолжавшаяся война Австро-Германии с Антантой), разложить силы противника, организовать советское хозяйство, создать Красную армию.
Заключение мира дало возможность пролетариату сохранить за собой крестьянство и накопить силы для разгрома белогвардейских генералов в период гражданской войны» {1969}.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в истории нашей Родины. В октябре 1917 года рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством под руководством большевистской партии сверг буржуазное Временное правительство и установил Советскую власть.«Петроградские рабочие показали в эти дни, что они прошли под руководством большевистской партии хорошую школу. Революционные части войск, подготовленные к восстанию работой большевиков, точно выполняли боевые приказы и дрались бок о бок с Красной гвардией.
Морской флот не отстал от армии. Кронштадт был крепостью большевистской партии, где давно уже не признавалась власть Временного правительства.
Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры эры Великой социалистической революции»{1970}. [431]