Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Операции Владивостокского отряда крейсеров, миноносцев и подводных лодок

К началу войны во Владивостоке находились:

1) отряд крейсеров в составе броненосных крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик», крейсера «Богатырь» и вспомогательного крейсера «Лена»;

2) отряд номерных миноносцев в составе миноносцев «№ 201», «№ 202», «№ 203», «№ 204», «№ 205», «№ 206», «№ 208», «№ 209», «№ 210», «№ 211».

Во время войны из Петербурга были доставлены по железной дороге подводные лодки «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал гр. Шереметев», «Скат», «Осетр», «Кефаль», «Бычек», «Палтус», «Плотва» и «Щука» {1535}.

1904

9–14 февраля. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг капитана 1 ранга Рейценштейна), «Громобой», «Рюрик» и легкого крейсера «Богатырь» из Владивостока к Цугарскому проливу для операций на путях сообщения Японии. 11 февраля отряд встретил и потопил (после своза людей) огнем артиллерии японский пароход «Наканоура-Мару» (1084 т) с грузом риса{1536}.

24 февраля — 1 марта. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг капитана 1 ранга Рейценштейна), «Громобой», «Рюрик» и легкого крейсера «Богатырь» из Владивостока к побережью Кореи для осмотра побережья и уничтожения японских транспортов на путях между Гензаном (Корея) и портами Японии. Судов противника встречено не было {1537}.

4 марта. Бомбардировка Владивостока отрядом японских крейсеров в составе броненосных крейсеров «Идзумо» (флаг адмирала Камимуры), «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате» и легких крейсеров «Касаги» и «Иосино». Обстрел, производившийся броненосными крейсерами, длился 45 мин., с 13 час. 35 мин. до 14 час. 20 мин., с дистанции 45 кабельтовых вне дальности огня крепостных батарей, которые не отвечали. Выпустив до 200 снарядов с ничтожными результатами, корабли противника повернули в море. В 15 час. 30 мин. отряд крейсеров («Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь») вышел в море для отражения противника, но ввиду ухода последнего вернулся к 17 час. на рейд{1538}. [327]

23–27 апреля. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала К. П. Иессена), «Громобой», легкого крейсера «Богатырь» и миноносцев «№ 205» и «№ 206» из Владивостока к берегам Кореи в район Гензана. При подходе к Гензану 25 апреля оба миноносца были отправлены для осмотра бухты Гензан, где был обнаружен и потоплен торпедой японский пароход «Гойо-Мару» (600 т). По уходе из Гензана отряд 26 апреля встретил в море и потопил подрывным патроном каботажный пароход «Хагинура-Мару» с грузом рыбы. Отпустив оба миноносца во Владивосток, отряд направился к Цугарскому проливу. На пути был встречен и потоплен 26 апреля японский войсковой транспорт «Кинсю-Мару» с ротой пехоты{1539}.

В ночь на 29 апреля. Постановка японскими кораблями отряда адмирала Камимуры минного заграждения (75 мин) перед Владивостоком в Уссурийском и Амурском заливах{1540}.

15 мая. Крейсер «Богатырь», выйдя под флагом контр-адмирала Иессена в густом тумане из Владивостока для рекогносцировки в залив Посьета, на пути вследствие ошибки в счислении выскочил на камни у мыса Брюса в Амурском заливе, свернув себе форштевень и получив большую пробоину в носовой части. Из-за слабости спасательных средств Владивостокского порта крейсер удалось снять с камней лишь 18 июня. Затянувшийся ремонт повреждений привел к тому, что крейсер в военных действиях до конца войны участия не принимал {1541}.

12–19 июня. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Безобразова), «Громобой» и «Рюрик» в Корейский пролив для операций на путях сообщений между Японией и Кореей. За время похода в Цусимском проливе были встречены 15 июня пароход «Идзумо-Мару» (3200 т) и войсковой транспорт «Хитачи-Мару», везший свыше 1000 чел.офицеров и солдат, а также восемнадцать 280-мм садных гаубиц для использования против Порт-Артура, Оба эти судна были потоплены броненосным крейсером «Громобой». В тот же день был настигнут транспорт «Садо-Мару», имевший на борту свыше 1000 чел. японцев (мастеровых, носильщиков тяжестей), телеграфный парк, 21 понтон и пр. Уничтожение этого транспорта было поручено броненосному крейсеру «Рюрик». Он выпустил две торпеды в оба борта «Садо-Мару». Считая, что после получения двух пробоин гибель неизбежна, «Рюрик» оставил его и пошел на присоединение к отряду. Однако «Садо-Мару» остался наплаву и позже был обнаружен японскими судами, спасшими его и находившихся на нем людей. 16 июня к северу от группы островов Оки был захвачен с грузом угля для японцев английский пароход «Аллантон», отправленный с призовой командой во Владивосток {1542}. [328]

15–21 июня. Набеговая операция владивостокских миноносцев «№ 203», «№ 205» и «№ 206» под командой капитана 2 ранга Виноградского к берегам острова Хоккайдо для уничтожения японского каботажного судоходства. За время операции, проведенной большей частью в тумане, отрядом были обнаружены четыре большие шхуны с грузом рыбы и риса, из которых три были уничтожены, а четвертая взята в качестве приза и доставлена призовой командой во Владивосток{1543}.

28 июня — 2 июля. Набеговая операция отряда владивостокских миноносцев на Гензан под командой капитана 2 ранга Радена.

Выйдя 28 июня из Владивостока совместно с отрядом крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Безобразова), «Громобой» и «Рюрик», вышедшим для крейсерства на путях японских сообщений в Корейском проливе, отряд из восьми миноносцев («№ 201», «№ 202», «№ 203», «№ 204», «№ 205», «№ 206», «№ 210», «№ 211») в сопровождении вспомогательного крейсера «Лена» 30 июня подошел к Гензану. После отделения миноносцев от отряда крейсеров последний остался для прикрытия операции в море в 20 милях к северу от Гензана.

При входе в бухту Гензан тремя группами через северный, средний и южный фарватеры миноносец «№ 204» ударился пяткой руля о камень и заклинил себе руль в положении «на борт», что лишило его возможности управляться. Остальные миноносцы, войдя в бухту, уничтожили здесь один каботажный пароход, одну шхуну, ряд барж, стоявших у берега и на берегу, обстреляли здания и воинские части, отступившие в горы.

Закончив набег и собрав миноносцы для возвращения во Владивосток, командующий отрядом капитан 2 ранга Раден выяснил, что миноносец «№ 204» не в состоянии итти с отрядом.

После ряда неудачных, продолжавшихся до темноты попыток, исправить руль и буксировать миноносец вспомогательным крейсером «Лена» командующий отрядом капитан 2 ранга Радея ввиду начавшейся непогоды принял решение потопить миноносец, что и было выполнено после снятия с него артиллерии и прочего вооружения.

2 июля отряд вернулся во Владивосток {1544}.

30 июня — 3 июля. Дождавшись около 15 часов возвращения миноносцев из Гензана, отряд крейсеров («Россия», «Громобой» и «Рюрик») направился по назначению к Корейскому проливу.

1 июля около 18 час. 20 мин. при движении Цусимским проливом в районе острова Икисима были обнаружены дымы 9 судов и вскоре опознаны корабли эскадры адмирала Камимуры в составе 4 броненосных крейсеров («Идзумо», «Ивате», «Адзума», «Такива»), 4 легких крейсеров («Нанива», «Ниитака», «Цусима», «Такачихо») и одного посыльного корабля «Чихайя».

Учитывая превосходство противника, командующий отрядам контр-адмирал Безобразов решил уклониться от боя и повернул на обратный курс. Неприятель начал преследование, открыв огонь с дистанции, превышавшей дальность огня, на который русские крейсера по этой же причине не отвечали. С наступлением темноты, около 20 час., русские крейсера подверглись с носа атакам 8 японских миноносцев. Открыв освещение прожекторами, крейсеpa [329] отразили атаки артиллерийским огнем и вскоре скрылись в темноте. Потеряв из виду русские корабли, Камимура отказался от дальнейшего преследования.

Утром 2 июля на параллели острова Оки русские крейсера встретили шедший в Фузан с грузом леса для строившейся японцами железной дороги Фузан — Сеул английский пароход «Чентельхэм», который был задержан и отправлен с призовой командой во Владивосток.

3 июля отряд крейсеров вернулся в базу{1545}.

17 июля — 1 августа. Поход отряда крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Иессена), «Громобой», «Рюрик» из Владивостока через Цугарский (Сангарский) пролив для операций на японских тихоокеанских путях сообщения. Пройдя 20 июля Цугарский пролив, отряд вышел в Тихий океан и, спустившись на юг вдоль восточных берегов Японии в расстоянии 40–50 миль от побережья о. Хонсю, дошел до 34 параллели, после чего 24 июля повернул обратно. 30 июля, снова пройдя через Цугарский пролив, отряд вошел в Японское море и вернулся в базу. За время крейсерства отряд встретил 13 парусных и паровых судов, из которых 8 потопил (4 японские шхуны, 2 японских каботажных парохода, 1 английский пароход «Найт-Комендер» и 1 германский пароход. «Tea»). Германский пароход «Арабия» и английский пароход «Калхас» с призовыми командами были отправлены во Владивосток через пролив Лаперуза{1546}.

14 августа. Бой владивостокских крейсеров в Корейском проливе.

В связи с выходом 10 августа Порт-артурекой эскадры в море для прорыва во Владивосток отряд крейсеров: «Россия» (флаг), «Громобой» и «Рюрик» под командованием контр-адмирала Иессена вышел 12 августа из Владивостока, имея заданием соединиться с эскадрой контр-адмирала Витгефта и усилить ее. Отряду крейсеров было приказано следовать к Корейскому проливу с расчетом быть утром 14 августа на параллели Фузана милях в 40 от него и здесь ожидать появления Порт-артурской эскадры. В случае встречи с эскадрой адмирала Камимуры отряду предписывалось в бой с ней не вступать, но стремиться отвлечь ее погоней за собой на север.

14 августа около 4 час. 30 мин., подойдя на параллель Фузана, отряд обнаружил в утренней мгле в 8 милях к северу от себя эскадру адмирала Камимуры в составе 4 броненосных крейсеров («Идзумо» (флаг), «Токива», «Адзума», «Ивате»). Поскольку нахождение противника к северу исключало возможность избежать боя, русские крейсера вынуждены были его принять. Начавшийся около 5 час. 20 мин. бой продолжался до 10 час. Располагая преимуществом в ходе и превосходством в артиллерии{1547}, противник стремился не допустить прорыва крейсеров на север. В первый же час боя особенно сильные повреждения получил шедший концевым слабо бронированный крейсер «Рюрик», на котором возник сильный пожар и был убит командир и ранен старший офицер. Новые попадания сперва вывели из строя рулевой привод [330] в рубке, а затем самый руль, причем через пробоины в корме были затоплены рулевое и румпельное отделения. Руль оказался заклиненным на борт и дальнейшее управление осуществлялось машинами. Тяжелое положение «Рюрика» заставило контр-адмирала Иессена попытаться прикрыть его, чтобы дать ему возможность исправить повреждения. В это время «Россия» и «Громобой» получили ряд серьезных повреждений, значительная часть артиллерии вышла из строя. Около 8 часов с юга к месту боя [331] подошли легкие крейсера эскадры контр-адмирала Уриу — «Нэнива» и «Такачихо», за которыми виднелись еще дымы 2 или 3 крейсеров.

В 8 час. 25 мин. Иессен, оставив попытку помочь «Рюрику», повернул на север, ведя бой с начавшими преследование на параллельном курсе четырьмя крейсерами адмирала Камимуры. Этот бой продолжался до 10 часов, когда Камимура, получив доклад, что на крейсере «Идзумо» нехватает снарядов, и видя, что скорость русских крейсеров не уменьшается, прекратил бой и повернул обратно с целью уничтожения «Рюрика», который к этому времени уже был без движения и вел безнадежный бой из последних уцелевших пушек с окружившими его крейсерами адмирала Уриу («Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Цусима» и посыльным кораблем «Чихайя»), к которым подходили и миноносцы. Из 800 чел. экипажа на «Рюрике» было свыше 150 убитых и 278 раненых. Ввиду смерти командира, старшего офицера и ряда других офицеров командование крейсером принял лейтенант К. Иванов 13-й, который, видя приближение японских крейсеров и угрозу захвата избитого, стоящего без движения корабля, приказал открыть кингстоны для его затопления. В 10 час. 30 мин. «Рюрик» пошел ко дну. Из воды противником были подобраны 625 человек экипажа, в том числе 230 раненых.

Крейсера «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток в 16 час. 16 августа. Крейсер «Россия» имел 30–35 попаданий, 48 убитых, 165 раненых; крейсер «Громобой» — около 30 попадании, 90 убитых и 182 раненых.

На всех японских крейсерах, участвовавших в бою, было 44 убитых и 82 раненых. В то же время в крейсер «Идзумо» было 20 попаданий, в крейсер «Адзума» — 10 и по нескольку в крейсера «Токива» и «Ивате» {1548}.

13 октября. В связи с усилением деятельности японских войск в Северной Корее и необходимостью укрепления тыла русских войск на Приморском направлении по приказанию генерала Линевича на крейсере «Громобой» было намечено перебросить в залив Посьета батальон пехоты. При следовании ко входу на рейд крейсер «Громобой» наскочил на неогражденную по случаю войны каменную банку Клыкова, прочертив по ней днищем и получив повреждение наружного дна на протяжении 50 шпангоутов (из общего числа 131) с разрывами обшивки и течью. Ремонт крейсера потребовал трех месяцев пребывания в доке {1549}.

7 ноября. Выход из Владивостока зафрахтованного русским командованием английского парохода «Карляйль» с грузом боевых и продовольственных припасов для доставки их в блокированный Порт-Артур. Пройдя 12 ноября в темноте и в условиях снежной пурги через Лаперузов пролив и пролив Итуруп в Тихий океан, пароход попал в сильный шторм, во время которого потерял все лопасти гребного винта. В беспомощном состоянии пароход [332] в течение 82 дней дрейфовал в океане и был отнесен северными штормами к югу до широты 20°23'N, а оттуда на запад к Филиппинским островам. За это время Порт-Артур пал и пароход после ремонта перешел из Маниллы в Сайгон{1550}.

1905

15 апреля. Постановка минного заграждения (715 мин) перед Владивостоком между островами Корсакова и Аскольд эскадрой адмирала Камимуры в связи с проходом 2-й Тихоокеанской эскадрой Малаккского пролива {1551}.

29 апреля. Подводная лодка «Сом», высланная 28 апреля вместе с подводными лодками «Дельфин» и «Касатка» на позицию в район бухты Преображения в 70 милях от Владивостока, заметила приближение двух японских миноносцев. Во время погружения для выхода в атаку лодка была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Погрузившись на 12 м, лодка направилась к неприятелю, но, всплыв через некоторое время, обнаружила, что оба миноносца полным ходом уходят на юг. Продолжая итти за противником, лодка через полчаса потеряла его из вида вследствие нашедшего тумана. Эта встреча была единственным боевым эпизодом русских подводных лодок за время войны{1552}.

1–10 мая. Набеговая операция отряда номерных миноносцев «№ 203», «№ 204», «№ 205» и «№ 206» под командой капитана 1 ранга Радена к острову Хоккайдо для операций на путях сообщений противника. 8 мая отряд встретил и уничтожил под берегом одну парусную японскую шхуну и захватил вторую. Последняя с призовой командой (1 мичман и 13 матросов) была под парусами отправлена во Владивосток. На переходе шхуна вследствие неблагоприятных ветров была отнесена в район южнее залива Посьета, где штилевала несколько дней. 7 мая шхуна была встречена японским военным пароходом. Видя безвыходность положения, командир шхуны в момент сближения с противником круто повернул и подставил борт шхуны под форштевень японского транспорта. Шхуна потонула, а призовую команду японцы взяли в плен{1553}.

8–11 мая. Поход броненосных крейсеров «Россия» (флаг) и «Громобой» под командой контр-адмирала Иессена к берегам Японии в район Цугарского (Сангарского) пролива для операций против торгового судоходства противника. За время похода крейсерами захвачено и уничтожено 4 парусные шхуны.

На переходе к японским берегам на крейсере «Россия» производились опыты подъема на ходу наблюдательного змейкового аэростата (без людей). В один из подъемов трос, удерживавший аэростат, лопнул и аэростат на значительной высоте понесло к берегам Японии. Однако из-за утечки газа он вскоре спустился и сел на воду, откуда и был поднят на крейсер. Дальнейшие опыты были прекращены {1554}.

24 мая. Выход броненосного крейсера «Громобой» под флагом контр-адмирала Иессена под проводкой тральщиков из Владивостока в море для испытания дальности действия нового радиотелеграфа. Отойдя на 6 миль от острова Русского, контр-адмирал Иессен отпустил тральщики. По проходе 23 миль крейсером была обнаружена всплывшая мина, которую контр-адмирал Иессен приказал [333] расстрелять, опустив для того шлюпку. В этот момент крейсер подорвался левым бортом в районе первой кочегарки на другой мине. Имея пробоину, крейсер вернулся в базу, выйдя из строя более чем на три месяца{1555}.

Июнь. Начало дозорной службы подводных лодок перед Владивостоком в районе островов Русского и Аскольда{1556}.

18 сентября. Подписание перемирия на море русским и японским морским командованием в связи с заключением в Портсмуте мирного договора между Россией и Японией (5 сентября 1905 г.) {1557}.

Дальше