Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Операции вспомогательных крейсеров

1904

26 февраля. Решение особого совещания при морском министерстве об организации крейсерской войны на торговых путях противника с целью борьбы с военной контрабандой при посредстве вспомогательных крейсеров, переоборудованных из быстроходных пароходов Добровольного флота и купленных за границей {1558}.

Февраль — апрель. Покупка морским министерством для оборудования под вспомогательные крейсера пароходов германского общества Гамбургско-Американской линии «Фюрст Бисмарк» (крейсер 2 ранга «Дон»), «Колумбия» (крейсер 2 ранга «Терек»), «Августа-Виктория» (крейсер 2 ранга «Кубань») и парохода Северо-Германского Ллойда «Мария-Терезия» (крейсер 2 ранга «Урал»).

Одновременно приступлено к оборудованию под крейсера двух пароходов Добровольного флота «Смоленск» и «Петербург».

Тактико-технические данные вспомогательных крейсеров{1559}

Название и ранг Год постройки Тоннаж Ход Артиллерия
Крейсер 2 ранга «Смоленск» 1902 12000 20 узл. 8–120 мм, 7–75, 4–47
Крейсер 2 ранга «Петербург» 1894 9500 19 узл. 7–120, 8–47, 10– 37
Крейсер 2 ранга «Дон» 1891 10500 19,5 узл. 2–120, 5–75, 8–75, 2 пулемета
Крейсер 2 ранга «Урал» («Мария-Терезия») 1890 10500 19 узл. 2–120 мм, 4–75, 8–57, 2 пулемета [334]
Крейсер 2 ранга «Терек» («Колумбия») — 1896 10000 19 узл.
Крейсер 2 ранга «Кубань» («Августа-Виктория») 1900 12000 18,5 узл.

28 июня — 5 сентября. Крейсерство вспомогательного (крейсера «Дон» по маршруту Балтийский порт — Большой Бельт — Скаген — Северное море — кругом Шотландских островов в Атлантическом океане — мыс Джуби — Виго — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время крейсером не было осмотрено ни одного парохода {1560}.

28 июля — 25 августа. Крейсерство вспомогательного крейсера «Урал» по маршруту Балтийский порт — Большой Бельт — Скаген — Северное море — кругом Шотландских островов в Атлантическом океане — мыс Финистерре — Лиссабонская бухта — подходы к Гибралтарскому проливу — Виго — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время крейсером были остановлены и осмотрены 12 пароходов, на которых никакой контрабанды обнаружено не было {1561}.

25 августа — 7 октября. Крейсерство вспомогательного крейсера «Терек» по маршруту Либава — Большой Бельт — Скаген — Лиссабон — подступы к Гибралтарскому проливу — Виго — Лас-Пальмас — Лиссабон — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время было остановлено и осмотрено 15 пароходов, преимущественно английских угольщиков, на которых контрабанды не было обнаружено{1562}.

Июль — сентябрь. Крейсерство вспомогательных крейсеров «Петербург» и «Смоленск» (Добровольного флота) в Красном море и у восточных берегов Африки.

Оба судна, прибыв в апреле 1904 г. из Одессы в Севастополь, были здесь переоборудованы во вспомогательные крейсера, получив артиллерию, радиотелеграф, прожектора и пр.

3 июля «Петербург» и 5 июля «Смоленск», по получении приказания итти в крейсерство, вышли под флагом Добровольного флота из Севастополя, имея орудия и прочее оборудование убранными в трюм, по маршруту Константинополь — Дарданеллы — Суэц. Пройдя канал и выйдя в Красное море, оба парохода поставили орудия и прочее оборудование на места и, подняв военный флаг, начали с 11 июля крейсерские операции на путях движения торговых судов.

За это время до конца крейсерства около 1 сентября обоими вспомогательными крейсерами в Красном море, а затем у восточных берегов Африки в районе до Мадагаскара было остановлено и осмотрено свыше 20 пароходов различных наций, подозреваемых в доставке Японии различных видов военной контрабанды. Из этого числа крейсером «Петербург» 14 июля был задержан английский пароход «Малакка» с большим грузом военной контрабанды для Японии (броневые плиты, взрывчатые вещества, стратегическое сырье и пр.). Признанный подлежащим конфискации пароход с посаженной на него призовой командой был отправлен в Либаву.

Крейсером «Смоленск» были встречены с грузом военной контрабанды английские пароходы «Ардова» (задержан 17 июля), «Скандия» (задержан 18 июля) и «Формоза» (задержан [335] 24 июля). Все три судна были задержаны, снабжены призовой командой и отправлены в Россию.

Захват пароходов, и в особенности «Малакки», вызвал чрезвычайный шум в английской прессе и ряд протестов со стороны пароходных компаний, требовавших от правительства принятия, соответствующих решительных мер для прекращения действий русских крейсеров. Основным доводом являлось непризнание за пароходами Добровольного флота права быть использованными в качестве вспомогательных крейсеров, особенно при условии выхода из своих баз под торговым флагом и замены его в море военным. В начатых переговорах, в которых английское правительство заняло решительную позицию непризнания действия крейсеров законными, с его стороны было подчеркнуто, что если русское правительство будет настаивать на задержании конфискованных пароходов, то Англия примет свои меры. Это заявление была подкреплено соответствующим развертыванием английского флота в Средиземном море.

Угрожающее поведение Англии вынудило русское правительство, опасавшееся дальнейших осложнений, которые могли привести к разрыву, пойти на уступки и отдать распоряжение о прекращении крейсерских операций и возвращении захваченных пароходов.

1 сентября оба крейсера получили приказание окончить крейсерство и возвращаться в Россию. Пройдя 11 сентября Суэцкий канал, оба крейсера в сентябре прибыли в Либаву{1563}.

1905

21 мая. Выделение из 2-й Тихоокеанской эскадры вспомогательных крейсеров «Кубань» (капитан 2 ранга Маньковский) и «Терек» (капитан 2 ранга Панферов) для крейсерства в Тихом океане у берегов Японии на торговых коммуникациях и отвлечения на себя части японских крейсерских сил из Корейского пролива{1564}.

25 мая. Отделение от 2-й Тихоокеанской эскадры разгруженных транспортов отряда капитана 1 ранга Радлова в составе «Ярославль», «Владимир», «Метеор», «Воронеж», «Ливония» и «Курония» для следования в Шанхай под конвоем вспомогательных крейсеров «Днепр» (капитан 2 ранга Скальский) и «Рион» (капитан 2 ранга Троян), которые, доведя транспорты до подходов, к Шанхаю, должны были итти для крейсерства в южной части Желтого моря на путях сообщения Японии с целью уничтожения пароходов противника и отвлечения на себя части японских крейсерских сил {1565}.

26 мая — 5 июня. Крейсерство вспомогательного крейсера «Кубань» (капитан 2 ранга Маньковский) в Тихом океане к югу от Токийского залива в расстоянии от 90 до 130 миль. За это время крейсером было осмотрено 2 парохода, на которых контрабанды не обнаружено {1566}.

5 июня. Вспомогательный крейсер «Кубань», прекратив крейсерство у восточных берегов Японии ввиду недостатка угля, ушел к Камрану для пополнения его запасов. Получив здесь сведение о [336] гибели 2-й эскадры, он спустился в Сайгон и, приняв уголь, направился в Россию{1567}.

25 мая — 4 июля. Крейсерство вспомогательного крейсера «Рион» (капитан 2 ранга Троян) в южной части Желтого моря, в районе между Шанхаем и о. Кельпарт. За это время крейсером было осмотрено 2 парохода, из которых один с грузом военной контрабанды был потоплен. Узнав из газет на осматриваемых пароходах о результатах Цусимского боя, крейсер, окончив крейсерство, ушел на юг в Батавию (о. Ява), откуда после приемки угля направился в Россию {1568}.

22 мая — 9 июня. Крейсерство вспомогательного крейсера «Терек» (капитан 2 ранга Панферов) у юго-восточных берегов Японии в Тихом океане на путях сообщения в расстоянии 70–100 миль от берегов. За это время крейсером было осмотрено несколько пароходов, из которых два с контрабандой потоплено {1569}.

Продержавшись в районе крейсерства до начала июня, вспомогательный крейсер «Терек» спустился на юг. Узнав в пути о гибели 2-й эскадры, крейсер направился в Батавию, где и был интернирован до конца войны {1570}.

25 мая — конец июня. Имея задание действовать на японских путях сообщения в южной части Желтого моря, между берегами Китая и юго-западным побережьем Кореи, командир вспомогательного крейсера «Днепр» (капитан 2 ранга Скальский), придя в назначенный район, счел свою задачу неосуществимой и положение крейсера опасным, а потому, отказавшись от действий здесь, повернул на юг и ушел на Филиппинские острова и далее к Гонгконгу. Узнав здесь о гибели 2-й эскадры, крейсер направился в Россию{1571}.

Дальше