Заключение
В ходе Великой Отечественной воины дальняя авиация являлась наиболее маневренным и мощный дальнобойным средством Ставки Верховного Главнокомандования. Она привлекалась для выполнения самостоятельных стратегических и оперативных задач с проведением воздушных операций по разрушению военно-промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. В тесном взаимодействии с авиацией фронтов и самостоятельно АДД проводила ряд воздушных операций в борьбе за стратегическое господство в воздухе, которые осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались большим размахом и решительностью целей.
Сложившаяся на фронтах Великой Отечественной войны обстановка требовала сосредоточения ударных сил авиации на разгром группировок войск и его техники в тактической и оперативной глубине. На выполнение этих задач и были направлены основные усилия авиации дальнего действия. Ее боевые возможности, активность и мощь неуклонно возрастали. Из года в год, от операции к операции росло количество самолето-вылетов, повышался бомбовый залп авиации дальнего действия. На 1 января 1944 г. он составлял 1074 т, а на 1 мая 1945 г. 1400 т {256}. Характерным для АДД было возрастающее применение бомб крупного калибра с 1942 г.
Несмотря на потери, понесенные в первые месяцы войны, дальнебомбардировочная авиация сумела сохранить боеспособность, а образованная позднее авиация дальнего действия переучите летно-технический состав на бомбардировщики Ил-4, Ер-2, Пе-8, обучить полетам ночью. [266] [267]
О распределении самолето-вылетов авиации дальнего действия по годам войны и выполняемым задачам свидетельствуют следующие данные (см. таблицу) {257}:
Выполняемые задачи | Самолето-вылетов | ||||||
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего | % | |
Уничтожение войск и техники | 15408 | 20026 | 29416 | 16124 | 7927 | 88901 | 40,5 |
Срыв ж/д перевозок | 1346 | 9110 | 27437 | 24134 | 5251 | 67278 | 30,6 |
Удары по аэродромам | 1506 | 6607 | 8674 | 3499 | 233 | 20519 | 9,33 |
Десантирование войск и грузов | 1478 | 2639 | 7750 | 10011 | 3869 | 25 747 | 11,72 |
Удары по объектам глубокого тыла | 366 | 1114 | 1027 | 4466 | | 6973 | 3,15 |
Удары по морским объектам | | | | 4564 | 1731 | 6269 | 2,86 |
Воздушная разведка | 637 | 137 | 652 | 1197 | 788 | 3411 | 1,55 |
Перехват самолетов | | 59 | | 289 | 316 | 644 | 0,3 |
ИТОГО: | 20741 | 39692 | 74 956 | 64284 | 20 115 | 219 788 | 100 |
Авиация, дальнего действия за годы войны произвела 219788 боевых самолето-вылетов, сбросив на врага 2000000 бомб, общим весом более 200000 т.
Кроме того, сброшено около 400 млн. экземпляров листовок, газет и брошюр.
Из 202128 т бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника 6628 т, железнодорожным узлам и станциям 74819 т; аэродромам 22685 т; военно-морским портам 5914 т и войскам на поле боя 92082 т.
В интересах сухопутных войск и проводимых ими важнейших оборонительных и наступательных операций авиация дальнего действия выполнила свыше 80000 самолето-вылетов, из них в битве под Сталинградом 13874, в боях на Курской дуге 7600, в Белгородско-Харьковской наступательной операции 1898, в боях под Ленинградом 23270, при освобождении Крыма 1865, в Белорусской наступательной операции 13 451, в Ясско-Кишеневской наступательной операций 2602, в боях за освобождение Прибалтики 7213, в Висло-Одерской, Восточно-Прусской наступательных операциях 8538 и в Берлинской наступательной операции 3441 самолето-вылет. Во всех этих операциях авиацией дальнего действия сброшено 87982 т бомб {258}.
Для оказания непосредственной помощи партизанам Белоруссии, Украины, Крыма, Латвии, Литвы, Ленинградской и других областей России, а также Югославии, Чехословакии, Польши авиация дальнего действия выполнила свыше 8 тыс. самолето-вылетов. На оккупированную немцами территорию перевезено по воздуху 12 тыс. человек, большое количество грузов, эвакуировано на Большую землю свыше 4700 раненых. Всего в годы войны АДД совершила 25747 самолето-вылетов в интересах сухопутных войск по перевозке более 17 тыс. т грузов, 83 тыс. военнослужащих и 23 тыс. раненых {259}.
В ходе войны организационные изменения в АДД завершались созданием больших однородных соединений, авиация дальнего действия превратилась в крупное [268] оперативно-стратегическое объединение, что позволило массировать действия тяжелых бомбардировщиков и сосредоточивать их силы на решающих стратегических направлениях. Сложившаяся организационная структура авиации дальнего действия позволила резко повысить маневренность соединений и частей, поддерживать четкое взаимодействие с войсками и устойчивое централизованное управление силами авиации во всех важнейших операциях.
Если в первые месяцы войны усилия ДБА часто распылялись на огромном фронте от Балтийского до Черного моря, действия велись отдельными дивизиями, авиаполками без ярко выраженных ударных группировок, то с осени 1942 г. командование стало массировать силы и средства на направлениях главного удара фронтов в небольшом районе боевых действий и по ограниченному числу объектов. В кризисные моменты АДД благодаря гибкости и оперативности управления нередко действовала совместно с ВВС фронтов и оказывала решающее влияние на ход и исход операций.
Массирование действий на главных направлениях достигалось переключение усилий всех авиасоединений АДД и выполнением повторных вылетов на одни и те же цели. Для участия в важнейших операциях привлекалось до 80–100% всех сил АДД. Уже в битве под Сталинградом плотность составляла 100–150 самолетов на один объект.
Главные из них подвергались воздействию в течение нескольких ночей. Во время обороны Сталинграда с 17 июля по 18 ноября 1942 г. АДД произвела: 11317 самолето-вылетов, что составило 49% всех ее вылетов за этот период. В течение многих ночей авиация дальнего действия бомбардировала те же цели, которые днем атаковывала фронтовая авиация. Это имело большой моральный эффект, изматывало войска противника.
Совершенствовались и способы массирования авиационных ударов. В начале войны они проводились путем временного сосредоточения частей на аэродромах, расположенных в полосе главного удара наземных войск, а в дальнейшем осуществлялись действиями большого количества самолетов с постоянных аэродромов, удаленных от объектов удара на 300–600 км! В частности, в 1944–1945 гг. массирование усилий осуществлялось для поражения небольшого числа объектов на главном направлении с широким применением принципа внезапности. В ходе [269] Белорусской, Кенигсбергской и Берлинской операций АДД массированными действиями разрушала железнодорожные эшелоны, выводила из строя оперативные резервы противника. Только с 27 июня по 4 июля 1944 г. в целях нарушения перевозок врага в Белоруссии АДД совершила 3200 самолето-вылетов {260}.
Число бомбардировщиков, поддерживающих в основных операциях наземные войска, постоянно увеличивалось. Если в контрнаступлении под Москвой участвовало до 280 самолетов, то под Сталинградом 480, в битве под Курском 740, в Белорусской операции 1266, в Берлинской более 1500 бомбардировщиков {261}. Соответственно увеличивались количество самолето-вылетов и тоннаж сброшенных бомб, который только за первые пять месяцев 1944 г. был в два раза больше, чем за весь 1942 г.
Командиры и штабы АДД уделяли большое внимание совершенствованию тактики, построению боевых порядков дальних бомбардировщиков. В первые дни войны при нанесении сосредоточенных ударов применялся довоенный боевой порядок «клин», «пеленг», «колонна» звеньев, эскадрилий и полков. Значительные потери заставили обратиться к эшелонированным действиям небольшими группами. Переход к полетам в ночных условиях также повлек за собой существенные изменения в построении боевых порядков. Каждый экипаж выполнял задачу самостоятельно, вне видимости других самолетов. Эскадрилья, как правило, выделяла лидера, за которым шла ударная группа. Лидер первым выходил в район цели, опознавал ее и освещал. Пожары, созданные им, служили для остальных ориентиром выхода на цель и точкой прицеливания.
Приобретенный опыт ночных боевых действий в составе больших групп, а также появление в частях АДД светящих, зажигательных и фотобомб с повышенными возможностями позволили во второй половине 1943 г. в условиях сильного противодействия средств ПВО противника построить более совершенный боевой порядок. В каждом полку из числа более подготовленных экипажей создавался эшелон обеспечения бомбардировочного удара, который практически составлял треть всего состава. [270]
Эшелон обеспечения включал разведчика погоды, а также группы осветителей, зажигальщиков, подавления средств ПВО и контроля. Все эти группы следовали в общем боевом порядке самостоятельно, но каждая решала свою поставленную задачу в интересах общей боевой задачи части.
В связи с таким построением общего боевого порядка бомбардировщиков был установлен и новый порядок выхода на цель. Первым летел командир эшелона наведения, опознавал цель, подавал команду осветителям и зажигальщикам. Одновременно группа подавления средств ПВО производила блокировку близлежащих аэродромов вражеских истребителей, подавляла в районе объекта радиолокационные средства, зенитную артиллерию и прожектора. Замыкающими следовали экипажи групп контроля. Такое построение боевого порядка позволяло атаковать цель 250–300 бомбардировщиками за один час. Временные интервалы между самолетами составляли 13–15 секунд.
При действиях АДД большими группами в составе нескольких дивизий от управления каждого авиакорпуса в состав боевого порядка включался лидирующий экипаж с флагманским штурманом. В задачу этого экипажа входил вывод групп на цель, ее освещение и нанесение первого удара, а также выполнение аэрофотосъемки в начале и в конце бомбометания.
В тяжелых и рискованных полетах авиаторы проявляли огромное мужество и самоотверженность. Героями становились не только летчики, штурманы, а целые подразделения. Только одним. 10-м гвардейским авиаполком было воспитано 29 Героев Советского, Союза, 2-м гвардейским авиакорпусом 77. Более 80 экипажей стали, экипажами Героев. В их составе воевали летчики и штурманы В. Г. Тихонов и В. И. Лахонин, А. И. Молодчий и С. И. Куликов, П. А. Таран и А. П. Карпенко, А. И. Шапошников и М. Н. Алексеев, Э. К. Пусэп и А. П. Штепенко, Д. И. Барашев и В. В. Сенько, И. Т. Вдовенко и Н. В. Гомоненко, Д. З. Тарасов и Б. Д. Еремин, В. А. Борисов и И. И. Киньдюшев, И. П. Курятник и В. Ф. Рощенко, П. П. Радчук и П. П. Хрусталев, И. И. Даценко и Г. И. Безобразов, И. И. Кирсанов и А. Д. Торопов, П. И. Тананаев и Л. П. Грошев, С. Л. Левчук и Б. И. Шестернин, Ф. Н. Рагульский и Н. С. Паничкин, Е. Н. Яковлев и М. С. Паничкин, А. Т. Назаров и Н. А. Алексеев, В. Н. Осипов и Л. П. Глущенко, Г. Ф. Баженов и [271] П. Ф. Сиволапенко, А. П. Рубцов и М. Т. Рябов, В. П. Драгамирецкий и С. В. Щербаков и др.
Сотни бессонных ночей провели авиаторы в воздухе, выиграв тысячи поединков со смертью. Сколько надо иметь напористости, званий и умения, силы воли и выносливости, чтобы совершить 400 боевых вылетов, уничтожить более 70 самолетов противника, много живой силы, техники и боеприпасов врага, как это сделал сибиряк дважды Герой Советского Союза. И. Кретов. Прославленный летчик дважды Герой Советского Союза А. И. Молодчий совершил 311 боевых вылетов, пройдя в небе войны 600 тыс. километров. 386 боевых вылетов совершил дважды Герой Советского Союза П. А. Таран, а «партизанский» летчик Герой Советского Союза Б. Г. Лунц, которого хорошо знали во многих партизанских отрядах, выполнил более 400 нелегких и опасных вылетов.
Боевые заслуги частей и соединений при выполнении боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм личного состава авиации дальнего действия отмечены высокими государственными наградами. Пять из девяти корпусов, 12 из 22 дивизий, 43 из 66 полков удостоены звания гвардейских. Орденом Красного Знамени отмечены 7 дивизий и 27 полков, орденом Суворова 3 полка, один полк орденом Кутузова. 48 авиаполков заслужили почетные наименования. Около 25 тыс. авиаторов АДД получили государственные награды, 269 офицерам присвоено звание Героя Советского Союза, шесть из них С. И. Кретов, А. И. Молодчий, В. Н. Осипов, В. В. Сенько, П. А. Таран, Е. П. Федоров удостоены этого звания дважды. Майору В. А. Улиско, капитану И. Н. Константинову, старшим лейтенантам П. И. Дмит-риенко, И. А. Булкину и А. Г. Моногадзе присвоено звание Народный Герой Югославии.
Воспитанник одной из частей АДД Герой Советского Союза Н. Ф. Гастелло одним из первых совершил в дни войны огненный таран. Имя его стало символом бесстрашия, храбрости, готовности сражаться с врагом до полной победы. За мужество, героизм и самоотверженность в борьбе с фашизмом навечно зачислены в списки частей авиации дальнего действия каритан Николай Францевич Гастелло, младший лейтенант Иван Тимофеевич Вдовенко, лейтенант Никита Васильевич Гомоненко, гвардии майор Федор Федорович Кошель и многие другие. [272]
Личный состав авиации дальнего действия в ожесточенных боях продемонстрировал образцы ратного умения, доблести, мужества, храбрости и массового героизма. По всей стране разносилась легендарная слава о советской авиации дальнего действия. Почти ежедневно в течение всей войны Совинформбюро, газеты сообщали о ее ударах на разных участках советско-германского фронта.
Командование, Военный совет и штаб авиации дальнего действия в годы Великой Отечественной войны проделали большую работу по руководству боевыми действиями. Они совершенствовали организационную структуру частей и соединений АДД, осуществляли взаимодействие с Сухопутными, Военно-воздушными войсками и Военно-Морским Флотом, занимались вопросами подготовки авиационных резервов, авиационно-технического снабжения, строительства аэродромов, подготовкой и переподготовкой летно-технического состава, обобщением и внедрением боевого опыта.
Важную роль в подборе и расстановке кадров играл Военный совет, на заседаниях которого регулярно рассматривались вопросы подготовки и расстановки авиационных кадров. Основными критериями при повышении воинов-авиаторов в должности названии были воинское мастерство и организаторские способности, беззаветная преданность социалистической Родине и Коммунистической партии, высокие морально-боевые качества. На вышестоящие должности смело выдвигались отличившиеся на фронтах войны и накопившие опыт организации боевых действий, постоянно ведущие тактический поиск офицеры и генералы. Среди тех, кто завоевал широкую известность, были командующий АДД главный маршал авиации А. Е. Голованов., его первый заместитель маршал авиации Н. С. Скрипко, заместитель по политчасти генерал-полковник авиации Г. Г. Гурьянов, главный инженер генерал-полковник авиации И. В. Марков, начальники штаба генерал-лейтенанты акиации М. И. Шевелев (до июня 1944 г.) и Н. В. Перминов, заместитель начальника штаба генерал-майор авиации Н. Г. Хмелевекий, главный штурман генерал-майор авиации И. И. Петухов, командиры авиакерпусов генерал-лейтенанты авиации Д. П. Юханов, Е. Ф. Логинов, Н. А. Волков, Г. С. Счетчиков, И. В. Георгиев, Г. Н. Тупиков, В. Е. Нестерцев, Н. Н. Буянский, командиры авиадивизий генералы В. Г. Тихонов, Ф. В. Титов, П. Е. Тимашев, А. И. Щербаков, В. Ф. Дрянин, В. А. Картаков, В. И. Лебедев, [273] С. С. Лебедев, С. К. Набоков, Ф. И. Меньшиков, Н. И. Новодранов, И. И. Глушенко, Н. А. Захаров, И. В. Филиппов, И. Ф. Балашов, А. Д. Бабенко, И. К. Бровко, С. И. Чемоданов, В. И. Лабудев, Ф. С. Широкий, Б. В. Блинов, В. А. Щелкин.
Укрепляя и развивая авиацию дальнего действия, усиливая ее боевую мощь, Коммунистическая партия проявляла постоянную заботу о совершенствовании партийно-политической работы, которая являлась решающим средством воздействия на сознание авиаторов, воспитания у них высоких морально-политических и боевых качеств. Содержание этой работы определялось конкретной обстановкой, было тесно связано с теми задачами, которые решались авиацией дальнего действия в различные периоды войны.
Главным в ее содержании было всемерное укрепление морального духа личного состава частей и соединений, обеспечение морально-политического превосходства советских воинов над немецко-фашистскими захватчиками. Центральное место в партийно-политической работе отводилось разъяснению ленинских идей о защите социалистического Отечества, партийных документов, справедливого, освободительного характера войны со стороны СССР. После окончания Великой Отечественной войны созданная дальняя авиация (ДА) являлась мощным средством Главнокомандования Вооруженных Сил страны.
К участию в войне с Японией советское командование привлекало значительные силы авиации. В составе 9, 10 и 12-й воздушных армий насчитывалось около 5200 боевых самолетов {262}. Это более чем вдвое превышало численность самолетного парка японских частей, расположенных в Маньчжурии и Корее. Учитывая созданное преимущество, Ставка ВГК привяла решение не перебрасывать с запада соединения 18-й воздушной армии. Однако ее 19-й бомбардировочный корпус (командир генерал-лейтенант авиации Н. А. Волков), дислоцированный на востоке страны и затем вошедший в 9-ю воздушную армию, принимал активное участие в войне против милитаристской Японии.
С первых дней боевых действий экипажи 19-го бомбардировочного корпуса оказывали ощутимую помощь наземным войскам. В ночь на 9 августа 76 дальних бомбардировщиков нанесли сосредоточенный удар по [274] железнодорожным станциям в Харбине и Чангуне. В сражении за Муданьцзян 16 августа более ста самолетов Ил-4 бомбили узлы сопротивления Дуннинского укрепленного района. О результатах этого налета написал в своих воспоминаниях участник этих событий генерал-лейтенант авиации М. Н. Кожевников: «При осмотр местности после ее занятия войсками было установлено, что прямыми попаданиями бомб было разрушено четыре дота, два дзота, склад боеприпасов, две траншеи и два подземных хода противника. После этого удара укреплённый район был взят нашими войсками, гарнизон японских войск капитулировал. При выполнении боевого задания советские летчики проявили находчивость и героизм» {263}.
Эти слова очевидца события свидетельствуют о том, что и на заключительном этапе Великой Отечественной войны экипажи авиации дальнего действия внесли существенный вклад в победу над врагом. Многие из них были награждены боевыми орденами, все они удостоены медали «За победу над Японией». [275]