Содержание
«Военная Литература»
Военная история

На фронтовом опыте

Не все авиаторы 18–5 воздушной армии вернулись после войны к мирной жизни. Многие остались в боевом строю, продолжали совершенствовать свое летное мастерство, обогащались теоретическими знаниями. В различных военных и гражданских учебных заведениях обучалось немало офицеров из числа летно-технического состава. Одни поступали в вечерние школы и университеты марксизма-ленинизма, другие, были направлены на учебу в военно-воздушные академии, а третьи стали слушателями Военной академии Генерального штаба. Тяга к знаниям была огромной. С появлением реактивных бомбардировщиков разбираться в сложных вопросах скоростной аэродинамики, устойчивости и управляемости самолета в принципиально новых технических решениях конструкции самолета, двигательных установок, радиолокационного оборудования становилось все труднее. На плечи фронтовиков легла тяжелая, ответственная задача государственного значения — непосредственно участвовать в перевооружении дальней авиации.

На базе бурного развития промышленности, науки и техники Советские Вооруженные Силы, произведя значительное численное сокращение, стали быстро оснащаться современной техникой и оружием. Дальняя авиация в 1947 г. начала перевооружаться на новый дальний бомбардировщик с четырьмя поршневыми двигателями — Ту-4. По своим летным данным, насыщенности разного назначения оборудованием и приборами этот самолет отличался от бомбардировщиков периода войны. На нем стояло значительно улучшенное бомбардировочное и стрелковое вооружение, были установлены бомбардировочный и стрелковый радиолокационные прицелы. Экипаж вне визуальной видимости мог наносить мощные бомбардировочные удары и отражать атаки истребителей противника. Вместо пулеметов на самолете Ту-4 устанавливались авиационные пушки с большой скорострельностью [276]. Вес секундного залпа возрос почти в 3 раза. В несколько раз увеличилась бомбовая нагрузка на самолет.

Первыми освоили боевое применение Ту-4 фронтовики, многие из которых стали командирами частей и соединений. Широко известные герои войны: А. И. Молодчий, В. В. Решетников, А. В. Иванор, С. К. Бирюков, В. М. Безбоков и П. А. Таран возглавили ход перевооружения и переучивания личного состава образцово выполняя задачи, поставленные перед дальней авиацией. Одними из первых получили после войны генеральские звания фронтовики А. А. Баленко, В. М. Безбоков, В. Я. Белошицкий, С. К. Бирюков, П. П. Глазков, В. А. Гордиловский, В. П. Драгомирецкий, Н. П. Жуган, А. В. Иванов, А. И. Молодчий, Н. И. Парыгин, А. А. Плохов, В. В. Решетников, С. Н. Соколов, П. А. Таран, С. Ф. Ушаков, Е. П. Федоров, И. Г. Федоров, С. Я. Федоров, П. М. Фурс, П. А. Юрченко, В. К. Юспин и Ф. С. Яловой.

В дальней авиации успешно решался вопрос модернизации оружия. Была значительно улучшена баллистика авиационных бомб, увеличена их мощность, разработаны новые фугасные, ориентиро-сигнальные и другие типы авиабомб. В 1947 г. была создана, а в 1949 г. испытана первая атомная бомба.

С учетом обобщения опыта войны, поступления новых средств вооружения менялись тактика и оперативное искусство дальней авиации. Для увеличения дальности полета самолетов Ту-4 была разработана система дозаправки самолета топливом в полете. В целях более надежного прикрытия бомбардировщиков, выполнявших полеты в плотных боевых порядках, в системе дальней авиации были созданы истребительные части. Правда, в дальнейшем они себя не оправдали, так как существовавшие тогда истребители ВВС по своим тактико-техническим данным эту задачу успешно решать не могли.

В начале 50-х годов для самолета Ту-4 была разработана система «Комета», включающая в свой состав самолет-снаряд КС (крылатый снаряд) с турбореактивным двигателем и радиолокационные станции, установленные на самолете-носителе Ту-4 и самом самолете-снаряде. Наведение ракеты на цель производилось по лучу радиолокационной станции самолета-носителя. За 10–20 км до цели ракету переходила в режим управления от собственной радиолокационной станции (установленной в носовой части ракеты) после захвата ею выбранной цели. Дальность пуска самолета-снаряда составляла более 100 км. [277]

Эта система значительно расширила боевые возможности дальней авиации,

В этот период большая нагрузка легла на плечи инженерно-технического состава частей и соединений ДА, которые в ограниченное время овладели новой авиационной техникой. Им впервые пришлось иметь дело с дистанционными системами управления, а также с совершенно новой авиационной аппаратурой самолета Ту-4. Большой вклад в эту работу внесли воины инженерно-технического состава, генералы и офицеры И. В. Марков, В. Г. Балашов, Н. Д. Гребенников, Ю. Г. Мамсуров, И. К. Скляренко, П. И. Востриков, Н. У. Тимошок, Н. Е. Ефимов, А. В. Омельченко, В. М. Семенов, Г. Т. Фомин.

В конце 1945 г. под руководством конструктора В. М. Мясищева был спроектирован первый в мире бомбардировщик с четырьмя турбореактивными двигателями. Опыт, накопленный при разработке этой машины, принес впоследствии большую пользу создателям советских стратегических ракетоносцев. Начался очередной этап качественного развития тяжелой реактивной авиации, который характеризовался перевооружением дальней авиации на реактивные бомбардировщики Ту-16, а позже на дальние бомбардировщики с четырьмя двигателями. Стратегические самолеты конструкции А. Н. Туполева, а также сверхтяжелые бомбардировщики с четырьмя мощнейшими двигателями, созданные конструкторами под руководством В. М. Мясищева, стали значительным шагом вперед. С появлением реактивных двигателе скорость бомбардировщиков увеличилась более чем на 350 км в час. Такого резкого скачка в истории развития тяжелой авиации еще не было. Одновременно возросли скороподъемность и потолок самолетов.

На реактивных бомбардировщиках была установлена новая, более совершенная аппаратура: оптические и панорамные радиолокационные прицелы, а также радиотехнические системы самолетовождения и бомбометания, позволяющие поражать цели вне видимости земных ориентиров. Для обеспечения надежного самолетовождения и бомбометания в сложных метеоусловиях применялись азимутальные и дистанционнометрические радиоэлектронные системы. Улучшилось навигационно-пилотажное и радиооборудование, на самолеты были установлены более совершенные ультракоротковолновые радиостанции, а также система «слепой» посадки и радиотехнического опознавания. [278]

В целях борьбы с радиоэлектронными средствами противника было создано соответствующее наземное и самолетное оборудование. Определение места расположения и характера работы радиолокационных средств стало осуществляться с помощью самолетных разведывательных станций. Для создания помех системе обнаружения и наведения Применялись самолетные станции и автоматы сбрасывания дипольных отражателей. Разработкой вопросов боевого применения средств радиопротиводействия занимались инженер-полковник А. В. Дельнов и инженер-подполковник Ю. С. Ульченко, которые принимали личное участие в испытательных полетах.

Большое внимание командованием дальней авиации уделялось воздушно-огневой службе, на которую возлагалось обучение летного состава частей и соединений способам преодоления противодействия истребительной авиации противника. Инициативно и настойчиво проводили эту работу бывшие фронтовики — начальники воздушно-огневой службы объединений и соединений дальней авиации Герои Советского Союза В. А. Вязовский, А. Ф. Петров, М. Т. Рябов, С. В. Щербаков, Г. И. Несмашный, а также вновь подготовленные офицеры В. Н. Арсеньев, Г. М. Быценко, Н. И. Глухоедов, В. Л. Колчин, Г. А. Кирсанов, Н. Д. Моррисон, В. М. Савин, И. Е. Черкашин, П. С. Шелест.

Активно проводилась в этот период подготовка экипажей к полетам на малых и предельно малых высотах, что было необходимо при преодолении системы ПВО противника Этот вид подготовки являлся трудным и осложнялся отсутствием на бомбардировщике специальной аппаратуры, обеспечивающей безопасность полетов. Много сил подготовке экипажей к таким полетам отдавали участники Великой Отечественной войны летчики и штурманы управления боевой подготовки дальней авиации генерал-майоры авиации А. В. Кошкин, В. И. Чернышев, В. А. Быхал, В. Т. Таранов, Ф. С. Яловой, полковники В. С. Вахнов, И. А. Щадных, В. А. Колодников, В. В. Голубков, Л. М. Карпов, А. В. Черкасов, А. Ф. Кравченко, Б. С. Корбут, В. Д. Ванчурин, К. Ф. Батищев.

Одной из первоочередных задач являлось совершенствование организации полетов в сложных метеоусловиях днём и ночью. Учитывая большое значение этой проблемы, 15 января 1950 г. специальным постановлением правительства определялся порядок оснащения аэродромов оборудованием, необходимым для посадки самолетов по [279] приборам. Было введено положение о классификации летного состава, которым предусматривались льготы и представления к государственным наградам за освоение полетов в сложных метеоусловиях. Вводились нагрудные знаки для летчиков и штурманов первого, второго и третьего классов. К концу 1950 г. 74% летчиков дальней авиации получили классную квалификацию.

Количественный рост и качественное развитие авиационной техники обусловливались повышением роли дальней авиации в системе Вооруженных Сил. Ее самолеты были тогда единственными носителями ядерного оружия. Она продолжала оставаться высокоманевренным и дальнобойным средством воздушной борьбы. Ее боевые возможности уже определялись не столько количеством бомбардировщиков, сколько их способностью брать на борт ядерные бомбы разного калибра и наносить точный удар на цели.

В 1954–1956 гг. в дальней авиации продолжалась теоретическая разработка самостоятельных воздушных операций по срыву перегруппировок и сосредоточения сухопутных войск, десантных операций и уничтожению стратегических резервов противника во взаимодействии с другими родами авиации. Предполагалось, что каждая из воздушных операций могла состоять из ряда массированных ударов, характер которых по сравнению с минувшей войной претерпел к тому времени существенные изменения. Вместе с нанесением ударов крупными группами самолетов считалось возможным действовать мелкими группами, которые должны были, выходить к объектам по разным маршрутам и на разных высотах. Их полет должен был маскироваться демонстративными группами, а также работой в воздухе экипажей самолетов — постановщиков, помех. Большое значение уделялось действиям ДА в операциях начального периода войны. В системе боевой учебы отрабатывалось дежурство экипажей на земле, чтобы избежать внезапного удара вероятного противника. Основными объектами налета считались аэродромы, склады, базы сборки ядерного оружия, площадки уже начинающих появляться стратегических ракет, пункты управления авиацией и ракетами, а также важные группировки войск.

В условиях применения ядерного оружия особое внимание уделялось централизации управления соединениями дальней авиации. Была разработана система запасных и вспомогательных пунктов управления. Проводились [280] мероприятия по организации противоатомной защиты, которая стала одним из основных видов боевого обеспечения и включала в себя комплекс мероприятий по рассредоточению авиачастей на аэродромах ив воздухе, по укрытию личного состава и самолетов от поражающего воздействия ядерного оружия. Остро встал вопрос об использовании грунтовых аэродромов. С разрешения командующего дальней авиацией маршала авиации В. А. Судца 12 июля 1955 г. опытный летчик, активный участник минувшей войны подполковник Г. С. Яглов произвел вздует, а затем посадил тяжелый реактивный бомбардировщик а грунтовую полосу. В 1958 г. тоже фронтовик полковник Ю. П. Павлов повторил такой же эксперимент на более тяжелом бомбардировщике. Эти полеты явились новым элементом в подготовке летного состава.

В те годы многие экипажи дальней авиации освоили полеты на Крайнем Севере, полеты на предельный радиус с дозаправкой бомбардировщиков в воздухе. В числе первых дозаправку освоили участники войны Герои Советского Союза полковники В. Д. Иконников, Н. В. Новожилов, а также полковники П. Д. Петров, Е. А. Васенин. Они же обучали летный состав частей этому сложному виду боевой подготовки. Выполняя учебно-тренировочные и испытательные полеты, экипажи дальней авиации проявляли высокое мастерство, мужество, отвагу и находчивость.

Всего за пять лет (1954–1958 гг.) подразделения, части и соединения дальней авиации сделали крупный шаг по пути своего совершенствования. Личный состав овладел новейшими реактивными бомбардировщиками и новыми способами действий в условиях применения ядерных средств поражения. Поступление на вооружение новой авиационной техники, обладавшей неизмеримо большими боевыми возможностями по сравнению с техникой периода Великой Отечественной войны, заставило заняться вопросами развития оперативного применения дальней авиации, созданием тактики действия частей и подразделений. Результаты проводимых авиационных учений, а также специально организуемых опытных учений становились основой для разработки наставления по боевому применению дальней авиации, Наставления по боевому применению специальных авиасоединений и частей ДА, Наставления по совместным действиям ДА с ВМФ, Инструкции по боевому применению истребителей дальнего сопровождения. Основная тяжесть работы по [281] подготовке этих документов лежала на созданном после войны военно-научном отделе, руководимом полковником Ю. А. Чубаровым. Большой вклад в разработку этих важных документов внесли генералы и офицеры штаба Н. Г. Хмелевский, М. X. Леонович, М. И. Рогов, А. И. Крылов, А. М. Горбунов.

Коренные, революционные изменения в дальней авиации произошли на очередном этапе ее послевоенного развития, который начался в 1960 г. Дальние бомбардировщики стали носителями принципиально нового оружия. Ракеты различного предназначения с мощными ядерными зарядами, находящиеся на борту самолета, могли быть пущены с дальнего расстояния без входа в зону ПВО объекта как по наземным, так и морским целям. Дальняя авиация снова качественно изменилась, значительно повысились ее боевые возможности. Каждый бомбардировщик-ракетоносец обладал теперь огромной ударной силой. Снова были пересмотрены взгляды на роль и характер действий дальней авиации, разработаны и изданы руководящие документы, регламентирующие ее деятельность. В соединениях и частях, в военных академиях и научно-исследовательских организациях проводились работы по исследованию проблем оперативного искусства и тактики.

Значительно улучшилось оснащение тяжелых самолетов современными средствами управления с применением радиоэлектронной техники и автоматизированных систем. Полеты экипажей стали надежно обеспечиваться аппаратурой ближней и дальней навигации. Бортовой радиолокатор заблаговременно предупреждал экипаж о появлении в воздухе самолетов-перехватчиков. Отразив атаку истребителей, противника, командир корабля мог стремительно снизить свой ракетоносец до предельно малых высот, не опасаясь столкновения с землей, ибо радиовысотомеры выдавали летчику точные данные о высоте полета. Радиотехнические средства после нанесения удара по цели указывали командиру корабля путь на свой аэродром, помогали ему выполнить заход и совершить посадку.

Возросшая ударная мощь дальней авиации, хорошая выучка ее экипажей, верность личного состава боевым традициям, преданность Коммунистической партии, профессиональное мастерство и высокие морально-политические качества летчиков, штурманов, всех авиаторов проявились в сложной обстановке на учениях «Днепр», «Двина», «Океан», «Юг». После этих учений, ставших экзаменом [282] для многих частей дальней авиации, она получила новые возможности для своего совершенствования.

9 июля 1967 г. состоялся воздушный парад с участием 300 самолетов и вертолетов. Военное отделение парада открыл огромный сверхзвуковой ракетоносец с остроскошенными крыльями. Двигатели у него были размещены необычно — в хвостовой части, на киле. Вслед за флагманом в четком строю над аэродромом прошло несколько подразделений тяжелых самолетов, способных преодолевать звуковой барьер. За штурвалами этих стремительных гигантов были генерал-майор авиации И. В. Горбунов, офицеры В. Чесноков, А. Батяев, В. Ломан, С. Сергеев, В. Федоров.

Оценивая ратный труд советских авиаторов, Президиум Верховного Совета СССР в 1965 г. установил почетные звания «Заслуженный военный летчик СССР» и «Заслуженный военный штурман СССР» — за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в обучении и воспитании кадров и многолетнюю безаварийную летную работу. В дальней авиации эти почетные звания носят В. В. Решетников, А. А. Плохов, В. Д. Иконников, Л. И. Агурин, В. С. Вахнов, А. С. Шмонов.

В 1959 г. по решению ЦК партии в авиаучилищах молодые летчики и штурманы стали получать общее высшее образование. Теперь лейтенант летчик (штурман) приходит в часть с дипломом и знаниями инженера. Период освоения новейшего оружия и сверхзвуковых ракетоносцев совпал с приходом в части нового поколения летчиков и штурманов. Молодые офицеры успешно овладевают современными сложными авиакомплексами. Многие из них являются специалистами высокого класса, получили право на самостоятельное управление тяжелыми кораблями.

Во многих воинских частях для победителей соревнования и лучших экипажей учреждены памятные вымпелы, носящие имена героев минувшей войны. В одном из гвардейских полков, продолжающих традиции дальней авиации, летчики, штурманы, все члены летных экипажей считают для себя большой честью получить вымпел имени Героя Советского Союза Дмитрия Барашева. В этом — и преемственность поколений и стремление авиаторов приумножать традиции гвардейской части. Важнейшим элементом соревнования является борьба за высокую точность самолетовождения, бомбометания и пусков ракет. Большие успехи в этом достигнуты офицерами [283] штурманской службы, которых обучают опытные навигаторы и бомбардиры, заслуженные военные штурманы СССР А. Д. Кецмец, Д. А. Хохлов, а также офицеры К. Я. Омельченко, И. А. Варламов, В. Е. Антонов, П. В. Булыгин. В облаках и ночью, в любое время года мастера, штурманского дела с ювелирной точностью обеспечивают выход самолета к цели, расстояние до которой от пункта взлета измеряется многими тысячами километров.

Ныне соединениями командуют летчики, родившиеся уже в послевоенные годы, достойные преемники и продолжатели лучших боевых традиций фронтовиков. Опыт старших поколений помогает им расти и совершенствоваться, возвеличивать славу и могущество советской авиации, приумножать традиции дедов, отцов, однополчан. Воспитанные в духе сыновней любви и преданности Родине молодые авиаторы в мирные дни совершают подвиги, проявляют отвагу и самоотверженность. Звания Героя Советского Союза в послевоенное время удостоены подполковник А. Е. Дурновцев, майоры А. И. Казаков, И. А. Клещ, капитан Л. В. Шульженко. Многие авиаторы за мужество в освоении ракетоносцев и успехи в боевой подготовке награждены орденами и медалями СССР. Многие годы после войны должность командующего дальней авиацией занимали известные военачальники — фронтовики главные маршалы авиации А. Е. Голованов и П. Ф. Жигарев, генерал-лейтенант авиации Е. М. Николаенко, генерал-полковник авиации С. И. Руденко, главный маршал авиации А. А. Новиков, маршалы авиации Ф. А. Судец и Ф. А. Агальцов, генерал-полковник авиации В. В. Решетников. Все они имели богатый боевой опыт, занимали в годы Великой Отечественной войны ответственные должности.

Фронтовые годы для ветеранов войны — это не просто история, а дорогая память о крепком авиационной, фронтовом, боевом братстве, подвигах и победах, добытых в огненном небе. Ветераны дальней авиации не теряют между собой связи, многие из них продолжают поддерживать дружбу и периодически встречаться, вспоминают минувшие дни и друзей-однополчан. Встречи ветеранов авиации дальнего действия проводятся во многих городах Советского Союза — в Москве и Киеве, Минске и Виннице, а также в поселках и военных гарнизонах, где раньше базировались их части и соединения.

Где же вы теперь, друзья-однополчане? Ответ на этот [284] вопрос многие из них получили на встрече, которая состоялась в канун празднования 20-й годовщины Победы над фашистской Германией в мае 1965 г. в Доме офицеров Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н. Е. Жуковского. Многие фронтовики встретились после войны впервые. Многое изменилось в жизни каждого, но неизменными остались память сердца, фронтовая дружба и любовь к родному полку; Даже те, кто к этому времени уже давно не носил военную форму, в день встречи почувствовали себя в боевом строю. Под мелодию авиационного марша в зал были внесены овеянные славой побед боевые и гвардейские знамена фронтового времени многих авиаполков. Их внесли Герои Советского Союза генерал-майор авиации Ф. С. Яловой, полковники П. П. Хрусталев, В. Д. Иконников и Н. В. Новожилов. Более полутора тысяч собравшихся ветеранов тепло встретили бывшего командующего дальней авиацией главного маршала авиации А. Е. Голованова, бывшего командира авиакорпуса, а затем заместителя командующего АДД, ДА маршала авиации Н. С. Скрипко, бывшего командира авиаполка, к тому времени заместителя командующего ДА, Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации С. К. Бирюкова, бывшего командира авиадивизии генерал-майора авиации А. И. Щербакова, бывшего начальника штаба АДД и ДА генерал-лейтенанта авиации Н. В. Перминова, бывшего штурмана авиаполка Героя Советского Союза полковника И. И. Киньдюшева.

Интересной была встреча ветеранов 2-й гвардейской Севастопольско-Берлинской дивизий АДД в Киеве. Со штурманской точностью прибыли ветераны под сень каштанов Крещатика. Небольшой поначалу островок немолодых людей быстро разросся и занял добрую часть улицы. То тут, то там слышались приветствия, возгласы, выражающие удивление и восторг, непрерывно щелкали затворы фотоаппаратов. Возбуждение и радость, царившие среди ветеранов, невольно передавались окружающим. С Крещатика авиаторы направились к могиле Неизвестного солдата. Герои Советского Союза П. П. Глазков, А. С. Петушков, В. А. Борисов, Ф. А. Минкевич, Н. И. Шатаев, В. Ф. Романов С. Н. Соколов от имени всех боевых друзей возложили венки. Женщины и дети бережно положили цветы к подножию монумента Вечной Славы.

Торжественное открытие сбора ветеранов началось обращением к собравшимся Героя. Советского Союза [285] Николая Шатаева. Он напомнил о славном боевом пути гвардейцев, об отваге и героизме живых и павших боевых друзей. Затем слово взял бывший командир дивизии генерал-майор авиации запаса Алексей Иванович Щербаков. Много добрых и теплых слов было сказано о незаметных тружениках войны — техниках, мотористах и механиках, а также о политических, штабных и тыловых работниках, обеспечивших успешные боевые действия экипажей. На сборе отметили, что, несмотря на возраст, ветераны не сидят сложа руки. Они, как и в годы войны, находятся на передовых позициях, на курсе, выверенном по-фронтовому. Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников после войны стал командиром авиаполка, затем авиадивизии, окончил Академию Генерального штаба, освоил в числе первых в совершенстве Ту-4, а затем тяжелый реактивный бомбардировщик-ракетоносец. В августе 1965 г. генерал-лейтенанту авиации В. В. Решетникову было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». Бывший штурман корабля Глеб Борисович Удинцев стал ученым, доктором наук, лауреатом Государственной премии. Летавший в войну воздушным стрелком-радистом Федор Иванович Иващенко — кандидат психологических наук. Иван Кириллович Янковский, бывший воздушный стрелок — известный специалист по сельскому хозяйству. Прославленные летчики и штурманы Н. А. Алексеев, Н. И. Шатаев, С. Д. Комлик, П. С. Скоробогатов, Н. И. Карпов, Ф. И. Мишустин и многие другие успешно трудятся в Аэрофлоте. Михаил Шумило преподает штурманские дисциплины, готовит кадры для Гражданского воздушного флота. Герой Советского Союза В. А. Борисов, работая в гражданской авиации, стал заслуженным пилотом СССР. В послевоенные годы он продолжал изучать географию Севера, летал на разведку среди айсбергов за Южным полярным кругом, садился на ледовые площадки. Ему довелось поработать на Чукотке и Камчатке, он участвовал в разведке и фотографировании трассы Байкало-Амурской магистрали, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Герой Советского Союза В. Ф. Рощен-ко длительное время летал на лайнере Ил-62.

Впервые за многие послевоенные годы 25 мая 1963 г, в Центральном доме литераторов в Москве собрались ветераны 101-го авиаполка. Инициатором и организатором встречи была тогда бывший командир полка Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. Ценным в таких встречах [286] является деловой обмен фронтовым опытом с молодыми летчиками, штурманами, инженерами, техниками, механиками, другими авиаспециалистами. Ветераны на примерах из личной практики и на опыте собратьев по крылатому строю показывают, какую роль играли в боях знание возможностей техники, летное мастерство, смелость, находчивость, военная хитрость. Они вспоминают, как рождались те или иные тактические приемы, обсуждают возможности их использования в современных условиях, напоминают о роли повседневной учебы летчиков на земле (им самим приходилось изучать постоянно поступавшее усовершенствованное оборудование в перерывах между боевыми вылетами), убедительно пропагандируют необходимость творческого поиска в совершенствовании организации полётов.

Во многих городах и военных гарнизонах созданы советы ветеранов и советы инициативных групп — фронтовиков-однополчан авиации дальнего действия. Творчески работают советы, которые возглавляют активисты-ветераны Н. И. Шатаев в Киеве, Д. К. Перемот в Минске, Л. Ф. Пайкин в Ленинграде, А. А. Анцифиров в Воронеже, А. М. Омельченко в Днепропетровске, В. Н. Драхлов в Белой Церкви. В Москве активно трудятся Совет ветеранов войны АДД, советы 4-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса, 1-й и 6-й гвардейских бомбардировочных авиадивизий, 45-й авиадивизии, 31, 32, 200-го бомбардировочных авиаполков и 12-го гвардейского авиаполка. По инициативе этих советов фронтовики проводят большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, часто выступают на заводах, в колхозах, школах, воинских частях, активно ведут пропаганду боевых традиций авиации.

Деятельность созданного в 1965 г. в Москве Совета ветеранов войны АДД регламентируется Положением о советах ветеранов войны. Для руководства и повседневной работы избран президиум. Главным в его работе является военно-патриотическое воспитание молодежи. Кроме встреч фронтовиков с личным составом авиачастей, учащимися школ, различных учебных заведений проводятся уроки мужества, ветераны организуют работу секций «Поиск». В соответствии с этими задачами в президиуме созданы соответствующие рабочие комиссии и группы. Организационную комиссию возглавляет Герой Советского Союза В. Ф. Рощенко, комиссию по пропаганде боевых традиций — В. А. Окунев, по увековечению [287] памяти авиаторов — Герой Советского Союза С. К. Бирюков, по письмам — М. Н. Епинатьев, школьную — Б. Н. Ворожцов, музейную группу — П. Г. Светлов. В течение 14 лет председателем Совета ветеранов войны АДД был генерал-полковник авиации в отставке С. Ф. Ушаков, с 1979 г. Совет возглавляет активный участник войны генерал-лейтенант авиации в отставке С. Я. Федоров. Бессменным секретарем является полковник-инженер в отставке Н. Е. Кузнецов, заместителем председателя Совета избран генерал-майор авиации в отставке В. Я. Белошицкий.

Умело направляет работу членов президиума Совета его председатель генерал-лейтенант авиации в отставке С. Я. Федоров, служивший в годы Великой Отечественной войны в авиации дальнего действия. На заседаниях президиума кроме обсуждения общеобязательных вопросов, связанных с ветеранским движением, проводятся занятия, на которых анализируются теоретические исследования этапов развития и действий АДД в отдельных операциях Великой Отечественной войны с освещением роли и места в той боевой работе штабов, политотдела, тыла, войск связи. Были заслушаны и обсуждены доклады и научные сообщения генералов М. И. Шевелева об историй создания и начальном этапе боевой деятельности АДД, С. Н. Соколова — о роли и особенностях партийно-политической работы в боевых условиях, И. П. Турчина — о работе штабов, И. Т. Михайлина — о работе тыла, А. Р. Лебединского — о системе подготовки летных кадров в годы войны и сколачивании летных экипажей, Ф. С. Ялового — о боевой работе 4-го гвардейского корпуса, Б. Ф. Чирскова — об оказании помощи Народно-освободительной армии Югославии, Б. Н. Ворожцова — о работе войск связи и РТВ, полковника-инженера в отставке В. М. Семенова — о вооружении и боеприпасах, применяемых АДД. Были также заслушаны доклады о действиях АДД в Сталинградской, Курской и Ленинградской операциях. Все доклады и сообщения после обсуждения были одобрены присутствующими и направлены в музеи АДД, они помогут более объективно оценить вклад авиаторов в победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Сегодня советская военная авиация далеко не та, какой она была к концу Великой Отечественной войны. На ее вооружении — современнейшие авиационные комплексы, позволяющие решать самые разнообразные задачи, достигать практически любой точки планеты. За штурвалами могучих дальних ракетоносцев, у сложной боевой техники заняла место молодежь, имеющая отличную летную, тактическую и инженерную подготовку, высокие морально-боевые качества. Авиаторы изучают и творчески осваивают богатый опыт частей и соединений АДД, накопленный в годы войны, хранят и приумножают славные традиции фронтовиков, чтобы быть готовыми по первому зову нанести удар любому агрессору, посягнувшему на священные рубежи нашей Родины.

* * *

Большая заслуга в подготовке данной книги к изданию принадлежит умершему в 1986 г. Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Сергею Федоровичу Ушакову. Имея богатый опыт работы в должностях главного штурмана, а затем начальника штаба дальней авиации, Сергей Федорович активно занимался подбором материалов и документов, щедро делился воспоминаниями о событиях военных лет.

Авторы благодарят также за оказанную помощь генерал-полковника авиации запаса И. В. Горбунова, генерал-лейтенанта авиации запаса В. Е. Милонова, а также членов президиума Совета ветеранов войны АДД В. Я. Белошицкого, С. К. Бирюкова, Б. Н. Ворожцова, М. Н. Епинатьева, А. Р. Лебединского, В. А. Окунева, Н. В. Очнева, В. М. Семенова, С. Я. Федорова, А. В. Черкасова, Ю. А. Чубарова.

Дальше