Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Победный сорок пятый

В результате продвижения советских войск на запад линия фронта сократилась, ее протяженность от Балтийского моря до Карпатских гор к концу 1944 г. составила 1200 км, а объекты для ударов дальних бомбардировщиков приблизились настолько, что стали досягаемыми для самолетов фронтовой авиации. В этих условиях отпала необходимость иметь в непосредственном подчинении Ставки ВГК такую мощную ударную силу, какой являлась АДД. Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7082 от 6 декабря 1944 г. АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию ВВС Красной Армии. В ее состав вошли 4 бомбардировочных авиакорпуса: 1-й гвардейский Смоленский (командир генерал-лейтенант авиации Г. Н. Тупиков), 2-й гвардейский Брянский (генерал-лейтенант авиации Е. Ф. Логинов), 3-й гвардейский Сталинградский (генерал-лейтенант авиации В. Е. Нестерцев), 4-й гвардейский Гомельский (генерал-лейтенант авиации Г. С. Счетчиков), кроме того, в нее были включены отдельная бомбардировочная авиадивизия, отдельная авиадивизия ночных перехватчиков и вспомогательная авиадивизия транспортных самолетов.

В 1-й гвардейский авиакорпус вошли 11-я гвардейская (генерал-майор авиации И. Ф. Балашов), 16-я гвардейская (генерал-майор авиация С. И. Чемоданов), 36-я бомбардировочная (полковник Н. С. Гусаров) и 48-я бомбардировочная (генерал-майор авиации С. К. Набоков) авиадивизии. В корпусе, насчитывалось 318 самолетов. 2-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус включал в себя 2-ю гвардейскую (полковник С. К. Горевалов), 18-ю гвардейскую (генерал-майор авиации В. Г. Тихонов), 13-ю гвардейскую (генерал-майор авиации И. К. Бровко) и 7-ю гвардейскую (генерал-майор авиации Ф. С. Широкий) дивизии. В их распоряжении имелось 255 самолетов. В 3-й гвардейский бомбардировочный корпус вошли: 1-я (генерал-майор авиации В. А. Картаков [248]), 12-я гвардейская (генерал-майор авиации И. И. Глущенко), 22-я гвардейская (генерал-майор авиации Б. В. Блинов) и 50-я (генерал-майор авиации Ф. И. Меньшиков) авиадивизии. В корпусе имелось 330 самолетов. В составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса имелись: 14-я (полковник И. И. Кожемякин, с 24.4–45 г. — полковник В. И. Щелкунов), 15-я гвардейская (полковник С. А. Ульяновский), 53-я (генерал-майор авиации В. И. Лабудев) и 54-я (генерал-майор авиации В. А. Щепкин) авиадивизии.

В корпусе насчитывалось 395 самолетов. Всего к началу 1945 г. в армии было 19 авиадивизий, 58 авиаполков, из них 35 гвардейских, 1461 боевой самолет и 1627 экипажей.

В конце 1944 г. промышленность начала поставлять бомбардировщики Ер-2 с дизельными двигателями. Для их ускоренного освоения во 2-м гвардейском авиакорпусе была сформирована 18-я гвардейская авиадивизия из четырех авиаполков. Уже к началу апреля 1945 г. в этой дивизии было подготовлено 140 боевых экипажей.

В марте 1945 г. закончилось формирование 19-го бомбардировочного авиакорпуса в составе 33-й и 55-й авиадивизий (6 авиаполков). Корпус базировался на Дальнем Востоке, имел в своем составе 150 самолетов ДБ-3 и 138 экипажей, 35 самолетов Ил-4 и 24 экипажа. Вскоре корпус полностью перешел на самолеты Ил-4.

В апреле 1945 г. в 18-ю воздушную армию был передан 9-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, состоявший из 19-й и 21-й гвардейских авиадивизий (7 авиаполков). Корпус в своем составе имел 91 самолет и 124 экипажа. В связи с преобразованием АДД в 18-ю воздушную армию часть гвардейских полков получили новые номера.

В начале 1945 г. некоторые соединения и части 18-й воздушной армии были перебазированы с таким расчетом, чтобы основные силы армии находились на берлинском направлении. К середине марта в ходе подготовки к Берлинской операции все авиакорпуса были перебазированы на новые аэроузлы на территории Польши, Украины, Белоруссии, с которых до окончания военных действий вели боевую работу в интересах наступающих фронтов Красной Армии. Выполнение широкого аэродромного маневра стало возможным благодаря наличию в авиакорпусах транспортных самолетов (ТБ-3, Ли-2) с большим радиусом действия. Перебазирование, как [249] правило, проводилось без срыва или временного прекращения боевых действий. Максимальное время развертывания штабов и обслуживающих подразделений, подготовки к действиям на новом аэроузле занимало не более полутора суток. На аэроузле, где по условиям обстановки сосредоточивалось по два авиакорпуса, организовывался вспомогательный пункт управления штаба армии, с которого осуществлялось руководство соединениями и связь с командованием фронтов.

Задача по разгрому противника между Вислой и Одером и освобождению Польши возлагалась на войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов при активном содействии частей и соединений. 4-го Украинского фронта. Прикрытие войск 1-го Белорусского фронта возлагалось на 16-ю воздушную армию (командующий генерал-полковник авиации С. И. Руденко), 1-го Украинского фронта — на 2-ю воздушную армию (генерал-полковник авиации С. А. Красовский). В боевом составе двух армий фронтовой авиации насчитывалось 4770 самолетов {227}. Нанесение бомбардировочных ударов по хорошо подготовленным вражеским оборонительным полосам на глубину до 500 км, по районам сосредоточения и группировкам противника возлагалось на части и соединения 18-й воздушной армии (главный маршал авиации А. Е. Голованов).

Вражеские войска поддерживали и прикрывали авиачасти 6-го воздушного флота силами 1050 боевых самолетов {228}.

Началу операции предшествовала тщательная подготовка. Совершенствовались тактические приемы боя, улучшалась организация управления и взаимодействия. Командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты доводили до воинов боевые задачи частей и подразделений, разъясняли политическое значение борьбы за полное освобождение Польши.

Наступление намечалось начать 20 января, но в связи с поражением англо-американских войск в Арденнах и обращением Черчилля с просьбой об оказании помощи Висло-Одерская операция, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, началась 12 января. 16-й и 2-й воздушным армиям, 3-му бомбардировочному авиационному корпусу [250] 18-й воздушной армии (командир генерал-лейтенант авиации В. Е. Нестерцев) была поставлена задача уничтожать отходившие колонны противника, препятствовать подходу резервов и вести непрерывную воздушную разведку.

18-я воздушная армия дальней авиации в интересах войск 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов ночными действиями нарушала железнодорожные перевозки противника и препятствовала сосредоточению его резервов. С 17 по 26 января она произвела более 600 боевых самолето-вылетов {229}. Ее экипажи наносили бомбардировочные удары на территории Польши и Чехословакии по железнодорожным узлам Катовице, Зноймо, Братислава и Моравска-Острава, по войскам в Брно, препятствовали подвозу резервов, подвергая бомбардировкам железнодорожный узел и аэродром Веспрем.

«18 января мы готовились к налету на Бреслау, — написал в своих воспоминаниях генерал-майор авиации в отставке Дмитрий Константинович Перемот. — Ночь выдалась морозная, безветренная. Высоко в небе проплывали облака. До линии фронта отсюда — не более 130 километров...

В головной группе шел экипаж и молодого летчика лейтенанта Владимира Яковлева. В этом экипаже — все комсомольцы. Штурману лейтенанту Валентину Шилову — двадцать один год. Стрелку-радисту старшине Евгению Черняку — чуть больше. В полку его по праву считают мастером эфира и огня. Такого специалиста не прочь заполучить любой экипаж. Ведь от стрелка-радиста во многом зависит жизнь летчика и штурмана. Он сидит в хвосте самолета. А истребители противника обычно атаковали наших бомбардировщиков со стороны задней полусферы. И если стрелок-радист отлично подготовлен, смел и решителен, он для экипажа — надежный щит...

Высота полета около 3000 метров. Черняк обращается к штурману Шилову:

— Сколько до цели?

Шилов молчит. Ему не до переговоров. Он впервые идет осветителем. Для него это и высокая честь, и большое доверие. И штурман старается как можно точнее [251] произвести расчеты, найти цель и осветить ее... Закончив расчеты, дал команду:

— Внимание! Впереди слева — Бреслау!.. Снижение, командир, снижение!

Лейтенант Яковлев направил машину к земле. Штурман сбросил САБы. Летчик тут же доложил командиру эскадрильи В. Т. Митрошину:

— Цель освещена!

В эфир вышел стрелок-радист старшина Евгений Черняк. Он передал на командный пункт полка, что задание экипажем выполнено {230}. Всего в ходе операции 18-й воздушной армией выполнено 1887 самолето-вылетов, сброшено 14133 авиабомбы общим весом 2289 т {231}. Авиация доказала, что она способна в течение всей операции в трудных метеорологических условиях непрерывно и эффективно поддерживать и прикрывать наступающие войска. Это же, подтвердило участие авиации в разгроме восточно-прусской группировки противника и овладении цитаделью немецкого милитаризма в Восточной Пруссии Кенигсбергом. Координацию действий воздушных армий в этой операции осуществлял представитель Ставки маршал авиации Ф. Я. Фалалеев. Командование фронтов и Военно-воздушных сил поставили перед 18-й воздушной армией дальней авиации задачу нанести массированные бомбардировочные удары по оборонительным сооружениям городов, портов и железнодорожным узлам. Укрепленные районы с большим числом долговременных огневых точек и сооружений крепостного типа были под силу только тяжелой бомбардировочной авиации, самолеты которой могли нести мощные фугасные, бронебойные, зажигательные авиационные бомбы весом от 500, 1000 до 2000 кг.

Порт и город Кенигсберг авиация бомбила семь раз — в ночь на 27 и 30 января, 22 февраля, 6, 10, 12 и 19 марта и днем 7 апреля. В один из налетов при отходе от цели экипаж Героя Советского Союза майора П. М. Архарова был атакован двумя истребителями. В первой атаке воздушные стрелки К. Мурадов, Н. Родионов и Н. Лысенко согласованным огнем сбили один из истребителей. При этом Лысенко был ранен, но стрельбу не прекратил и при повторной атаке врага из пушки [252] «Швак» сбил второй истребитель. Экипаж благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

По морскому порту Пиллау было нанесено пять бомбовых ударов в ночь на 23, 25, 26, 27 и 28 марта, выполнено 405 самолето-вылетов, сброшено 3090 бомб. После каждого налета в порту возникали пожары, некоторые из них оказывались нелокализованными даже к очередному налету дальних бомбардировщиков. Были отмечены прямые попадания бомб в три морских транспорта, один из них затонул, на другом произошел взрыв.

В ночь на 23 марта экипаж дважды Героя Советского Союза майора В. Н. Осипова участвовал в срыве эвакуации морем гитлеровских солдат и офицеров из порта Пиллау. Плохая видимость мешала прицеливанию, и летчик принял решение снизиться. На боевом курсе произошло неожиданное. Дефектная бомба, сброшенная с летящего выше самолета, повредила левую плоскость бомбардировщика. Но Осипов с боевого курса не свернул, перекрыл левую группу бензобаков, запустил остановившийся мотор и четко выполнил все команды штурмана Героя Советского Союза майора Л. П. Глущенко. Серия бомб крупного калибра накрыла корабль, не успевший отойти от пирса.

Представляя Василия Николаевича Осипова к награждению второй медалью «Золотая Звезда», командир части отмечал, что этот летчик является лидером в соединении по количеству боевых вылетов и качеству выполнения боевых заданий. Война выявила важную черту в характере Осипова — высокое чувство товарищества, способность рисковать своей жизнью ради спасения боевого друга. Вот что рассказал авторам полковник в отставке А. М. Омельченко, командовавший в то время частью, где служил Осипов: «Мы бомбили днем танковую колонну. Среди ведомых был и осиповский экипаж. Мы уже отбомбились, когда на нас налетело несколько вражеских истребителей. Вижу — дело табак! Все атаки сосредоточены на моем самолете. Нужно было случиться только чуду, чтобы кто-нибудь сумел пробиться ко мне сквозь бесчисленные стрелы пулеметных трасс с беспрестанно атаковавших истребителей. Смотрю и глазам не верю: то впереди, то рядом со мной появляется самолет Осипова. Он делал все возможное, чтобы отвлечь от меня удар, прикрыть. Он спас меня, спас мой экипаж». За время войны Василий Николаевич Осипов совершил [253] 374 боевых вылета, проведя в огненном небе около 1400 часов.

По железнодорожному узлу и порту и объектам города Данциг экипажи 18-й воздушной армии нанесли 9 бомбовых ударов. При этом произведено 2177 самолето-вылетов и сброшено 13427 бомб. Одновременно экипажи бомбили войска противника в населенных пунктах восточнее Данцига: Хойбуде, Кракау, Остлих. В результате бомбардировок возникло до 38 очагов пожара и 15 сильных взрывов. Железнодорожный узел и порт Гдыня подверглись бомбардировке трижды. Было произведено 247 самолето-вылетов, сброшено более 700 бомб. В районе цели возникло 6 очагов пожара с пятью сильными взрывами. На порт Хель было совершено 4 налета, произведено 343 самолето-вылета, сброшено 342 т бомб, вызвано 27, очагов пожара, в том числе 4 больших с пятью взрывами. Не менее результативным оказался удар по порту и городу Свинемюнде, куда сброшено 5777 бомб. В результате бомбометания в районе цели возникло более 60 очагов пожара, в районе верфи было отмечено появление 4 очагов пожара, сильные взрывы наблюдались в восточной части города и в районе береговых укреплений {232}.

Над целями экипажи советских бомбардировщиков встречали сильное противодействие ПВО противника. Огонь по самолетам вели не только форты и зенитные батареи, но и корабли военно-морского флота, стоявшие на рейде. Но летчики и штурманы, имеющие богатый фронтовой опыт, успешно выполняли поставленные задачи.

В результате совместных действий наземных войск и авиации к концу марта группировка противника юго-западнее Кенигсберга была полностью ликвидирована. Началась подготовка к сражению за Кенигсберг. Для участия в этой операции привлекались соединения 18-й воздушной армии. Всего ко дню штурма фронт имел 2444 боевых самолета, в том числе 1124 бомбардировщика (500 тяжелых дальнего действия, 432 — ближнего действия и 192 легких ночных), 470 штурмовиков, 830 истребителей и 20 торпедоносцев {233}. Им предстояло совместно с артиллерией разрушить фортификационные сооружения и опорные пункты в городе-крепости, подавить [254] артиллерийские батареи противника, создать условия наземным войскам для быстрого овладения городом с меньшими потерями.

За трое суток до начала наступления экипажи дальних бомбардировщиков нанесли удары по крепостным оборонительным сооружениям, а с 7 по 9 апреля решением командующего 3-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза А. М, Василевского и представителя Ставки ВГК по авиации главного маршала авиации А. А. Новикова была проведена воздушная операция. Советские летчики нанесли несколько дневных и ночных массированных авиационных ударов, совершив 14 тыс. самолето-вылетов и сбросив 4 тыс. т бомб {234}. В результате массированных ударов были разрушены крепостные оборонительные сооружения, железобетонные огневые точки, подавлен огонь артиллерии, уничтожены тысячи вражеских солдат. В этой воздушной операции тяжелые бомбардировщики 18-й воздушной армии силами 516 экипажей впервые нанесли мощный бомбардировочный удар днем, сбросив на Кенигсберг 3743 авиационные бомбы крупного калибра общим весом 550 т {235}. При планировании этого налета А. Е. Голованов опасался больших потерь бомбардировщиков от истребительной авиации противника, так как ночные экипажи не имели навыков пилотирования в плотных боевых порядках.

В назначенный час с аэродромов Польши, Украины и Белоруссии вылетели группы дальних бомбардировщиков, чтобы точно в установленный час быть над Кенигсбергом. Бомбардировщики шли колоннами на расстоянии огневого взаимодействия между ними. В целях безопасности колонны и самолеты эшелонировались по высоте. Для их сопровождения было выделено 124 истребителя, а еще 108 истребителей патрулировали на различных высотах вокруг города, не допуская истребителей противника к району боевых действий. За 20 мин до подхода дальних бомбардировщиков к Кенигсбергу штурмовики и ближние бомбардировщики действовали по основным вражеским аэродромам, подавляя его авиацию. Все это позволило дальним бомбардировщикам успешно отработать по опорным пунктам и фортам Кенигсберга. Около часа не смолкал в Кенигсберге грохот разрывов крупнокалиберные [255] бомб. Весь город заволокло дымом. Многие опорные пункты и форты были разрушены. Сопротивление противника после такого удара резко снизилось, и советские войска стали быстро продвигаться к центру города. Все тяжелые бомбардировщики 18-й воздушной армии после удара вернулись на. свои аэродромы. Большая заслуга в подготовке авиационных соединений к удару и в проведении удара силами 18-й воздушной армии принадлежит командующему ВВС главному маршалу авиации А. А. Новикову, командующему армией главному маршалу авиации А. Е. Голованову, а также командирам авиакорпусов генерал-лейтенантам авиации Г. Н. Туликову, Е. Ф. Логинову, В. Е. Ностерцеву, Г. С. Счетчикову и командиру 45-й авиадивизии генерал-майору авиации В. И. Лебедеву.

С наступлением темноты в этот день 158 дальних бомбардировщиков нанесли удар по железнодорожному узлу и городу Фишзаузен, сбросив 168 т бомб, а утром следующего дня 456 самолетов нанесли удары по резервам противника в пунктах Фирбрудеркруг, Адлих Капори, Гросс, Хайдеккруг, Видиттен, Эленскруг. Было сброшено 3883 бомбы. Только за сутки 8 апреля советская авиация совершила более 6 тыс. самолето-вылетов {236}, нанося удары по оборонявшимся немецко-фашистским войскам. Крепостные форты, железобетонные огневые точки, цитадель превратились в груды развалин.

В последующие дни дальние бомбардировщики продолжали уничтожать войска и технику в, порту Пиллау. В ночь на 8, 9, и 10 апреля ими выполнено 243 самолето-вылета и сброшено 1856 бомб. Порт и военные объекты города были объяты пожарами, прямым попаданием уничтожен транспорт. В результате совместных действий сухопутных войск и авиации враг прекратил сопротивление. 10 апреля гарнизон Кенигсберга капитулировал. Массированные действия авиации значительно ускорили капитуляцию немецких войск. Это подтвердил бывший комендант города и крепости Кенигсберга генерал Ляш, который сказал, что «во взятии Кенигсберга авиация сыграла исключительно большую роль — солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи» {237}.

Кенигсбергекая операция по срокам ее проведения [256] была короткой, однако в ходе ее советская авиация совершила более 14 тыс. боевых вылетов {238}. Такое количество привлекаемых авиационных сил и массированное их применение с высокой результативностью в интересах одного фронта было, применено впервые в ходе Великой Отечественной войны.

В Восточно-Прусской операции дальние бомбардировщики 18-й воздушной армии выполнили по портам, железнодорожным узлам, оборонительным сооружениям и войскам противника 6652 самолето-вылета и сбросили 41700 бомб {239}. Только в ходе разгрома и овладения крепостью и городом Кенигсбергом было выполнено 1257 самолето-вылетов и сброшено 12360 бомб {240}. Все летчики, штурманы и другие авиаторы частей 18-й воздушной армии, принимавшие участие в операции, были награждены медалью «За взятие Кенигсберга». Высокими наградами было отмечено мужество всех, кто штурмовал крепость, которую гитлеровцы считали неприступной.

По замыслу советского Верховного Главнокомандования в ходе Берлинской наступательной операции предстояло завершить разгром основных сил немецкой армии, овладеть Берлином и принудить фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции. К проведению Берлинской наступательной операции привлекались войска 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов, в составе которых имелось 41600 орудий и минометов, более 6300 танков, 7500 самолетов {241}. Группировка авиации состояла из четырех воздушных армий (2, 4, 16 и 18-я) и ВВС Войска Польского. Такого большого числа авияттигтныу соединении и самолетов не было ни в одной из наступательных операций в ходе Великой Отечественной войны. Авиационными армиями командовали опытные генералы К. А. Вершинин, С. И. Руденко, С. А. Красовский и главный маршал авиации А. Е. Голованов. Планы боевого применения авиации были тщательно разработаны. Особое внимание обращалось на организацию взаимодействия авиации с войсками, обеспечение ввода в сражение танковых армий, отдельных танковых и механизированных корпусов [257] и сопровождение ах авиацией на всю глубину операции.

Перед соединениями 18-й воздушной армии стояла задача содействовать войскам 1-го Белорусского фронта в прорыве обороны противника нанесением в ночь перед наступлением массированного бомбового удара всеми силами армии по опорным пунктам и узлам сопротивления второй полосы обороны. Для этого необходимо было увеличить ударную силу бомбардировочного залпа и соблюдать принцип непрерывности ударов на всю глубину расположения войск противника и важных его объектов. Авиасоединения заранее распределялись по определенным направлениям, где действовали общевойсковые и танковые армии. Командиры авиационных корпусов и дивизий устанавливали связь с командованием наземных войск и отрабатывали планы взаимодействия на первый и второй день наступления. Планы боевого использования авиации за 5–7 дней до начала операции были доведены командирам авиационных соединений.

В отличие от предшествовавших операций, где радиолокационные средства использовались децентрализованно, при подготовке к Берлинской операции на направлении наступления 1-го Белорусского фронта был создан армейский радиолокационный узел наведения. Его задача заключалась в непрерывном наблюдении и контроле за действиями своей авиации и авиации англичан и американцев, а также в наблюдении за действиями немецкой авиации с целью наведения своих истребителей на отдельные группы и одиночные самолеты противника. Боевыми действиями всей авиации, участвовавшей в боях за Берлин, руководил представитель Ставки Верховного Главнокомандования командующий ВВС Красной Армии главный маршал авиации А. А. Новиков.

Берлинская операция началась ночью 16 апреля. В 5 часов по московскому времени артиллерия всех калибров и минометы открыли ураганный огонь по позициям врага. В это же время 745 дальних бомбардировщиков 1-го гвардейского Смоленского, 2-го гвардейского Брянского, 3-го гвардейского Сталинградского, 4-го гвардейского Гомельского авиакорпусов и 45-й Гомельской отдельной авиадивизии 18-й воздушной армии начали наносить бомбовые удары по опорным пунктам второй полосы обороны (Лечин, Лангзов, Вербяг, Зелов, Фриденсдорф, Дельгелин — северо-западнее и юго-западнее Кюстрина). В среднем каждую минуту над целью появлялось 18 [258] самолетов и сбрасывалось 22 т бомб преимущественно крупных калибров {242}. Всего в эту ночь было сброшено 5411 бомб. Хорошее освещение САБами в течение авиационного удара и хорошо организованное светонаведение обеспечили экипажам точный выход на цель и прицельное бомбометание. Этот первый массированный удар выполнялся с целью поддержки ударной группировки войск 1-го Белорусского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

В состав экипажей авиации дальнего действия входило немало прославленных летчиков, штурманов, которые еще в 1941–1942 гг. участвовали в налетах на Берлин. Среди них были дважды Герои Советского Союза А. И. Молодчий, В. Н. Осипов, П. А. Таран, Е. П. Федоров, Герои Советского Союза А. С. Додонов, С. С. Сугак, С. К. Бирюков, А. В. Иванов. Ведущим одной из групп бомбардировщиков был Герой Советского Союза полковник Василий Иванович Щелкунов, который еще в августе 1941 г. участвовал в первых ночных воздушных налетах на Берлин. В то время боевые задания приходилось выполнять на предельном радиусе полета, при очень сильном противодействии ПВО противника. Лететь приходилось многие часы над территорией, занятой врагом, который глубоко вторгся в пределы нашей страны. Весной 1945 г. положение было иным. Количественное соотношение давно уже склонилось в пользу советских ВВС. 18-я воздушная армия на 1 января 1945 г. имела уже не 266 исправных самолетов, как в конце 1941 г., а 1461 боевой самолет.

Командир 50-й бомбардировочной авиадивизии генерал-майор авиации Ф. И. Меньшиков с борта самолета сообщил, что все цели объяты пламенем, взрывы бомб чередуются с взрывами на складах боеприпасов. По наблюдению контролеров и экипажей Массированный бомбардировочный удар был произведен эффективно. Опорные пункты и узлы сопротивления противника понесли значительный ущерб. Бомбардировкой было создано более 50 очагов пожара, из них до 30 — больших размеров. Среди пожаров произошло 14 сильных взрывов {243}.

Над долиной Одера и Зеловскими высотами бушевало море огня. Артиллерийская канонада, гул самолетов, мощные разрывы крупнокалиберных авиационных бомб раскатывались по всему Одеру. [259]

Более 700 самолетов 18-й воздушной армии 16 апреля в течение 40 минут бомбили заданные цели. Плотность бомбового удара была очень высокой. В среднем каждую минуту над целью проходило до 18 самолетов {244}.

В ночь на 16 апреля не вернулся с боевого задания и считался без вести пропавшим экипаж младшего лейтенанта Н. С. Додора из 341-го дальнебомбардировочного авиаполка. Позже очевидцы рассказали, что на рассвете одиночный советский бомбардировщик был перехвачен группой немецких истребителей. Советский экипаж упорно продолжал полет к цели, отбивая многочисленные атаки. Численно превосходящему противнику с трудом удалось поджечь бомбардировщик, и он со снижением стал уходить на восток. Видно было, что летчик, маневрируя, пытался сбить пламя. Видя, что сделать это не удается, Николай Семенович Додор развернул и повел самолет в обратном направлении, туда, где летчик заметил ранее большой склад боеприпасов. Бомбардировщик врезался в землю в нескольких десятках метров от склада. Комсомолец Николай Додор последовал примеру коммуниста Николая Гастелло {245}.

По окончании артиллерийской и авиационной подготовки были включены более 140 мощных прожекторов, лучи которых были направлены в сторону противника. Танки непосредственной поддержки пехоты перешли в атаку вслед за огневым валом артиллерии. На первых двух километрах наступления войска не встретили серьезного сопротивления, но вскоре враг все же сумел организовать сопротивление и темп наступления замедлился.

На второй день операции густой туман не позволил нанести предусмотренный планом массированный удар. Однако, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, летчики 16, 4 и 18-й воздушных армий в течение дня произвели около 6550 самолето-вылетов, в том числе 877 — ночных. Всего авиация сбросила 1514 т бомб. В воздушных боях сбито 165 вражеских самолетов {246}.

В ночь на 17 апреля 18-я воздушная армия основными силами продолжала наносить бомбовые удары по объектам противника на Зеловских высотах и его выдвигаемым резервам в пунктах Фюрстенвальде, Мюнхенберг, [260] Буков, Хайнерсдорф. Было совершено 759 самолето-вылетов, сброшена 931 т бомб {247}. По войскам и технике противника в Фюрстенвальде за две ночи 17 и, 18 апреля выполнено 373 самолето-вылета, сброшено 460 т бомб. В результате бомбардировки в городе возникло около 40 очагов пожара и произошло 12 взрывов. На железнодорожной станции возникло 2 очага пожара, сопровождавшихся взрывами {248}.

При налете на Мюнхенберг в ночь на 17 апреля выполнено 346 самолето-вылетов, сброшено 404 т бомб, в районе бомбометания возникло до 50 пожаров, из них 8 больших, произошло два сильных взрыва. На железнодорожной станции возникло 2 больших очага пожара, сопровождавшихся сильными взрывами. Эффективными оказались бомбовые удары и по другим объектам. Враг понес тяжелые потери, выдвижение резервов было дезорганизовано.

С 21 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при поддержке 16, 2 и 18-й воздушных армий начали ожесточенное сражение за Берлин. В городе началась паника. Столицу покинули многие руководители фашистской партии и даже ближайшие помощники Гитлера — Геринг и Гиммлер. Однако Гитлеру, Геббельсу и другим правителям Германии удалось, опираясь на аппарат фашистской партии и государства, заставить гарнизон Берлина продолжать безнадежное сопротивление. Советским воинам предстояло преодолеть серьезные трудности. В ночь на 21 апреля 529 дальних бомбардировщиков и 182 самолета 16-й воздушной армии нанесли массированные удары по узлам обороны, войскам и боевой технике в районах восточной и северо-восточной окраин Берлина.

Это был четвертый удар 18-й воздушной армии в Берлинской операции. Экипажам дальних бомбардировщиков приходилось преодолевать мощную противовоздушную оборону противника, особенно в районе Берлина. Но опытные авиаторы под сильным зенитным огнем, при противодействии истребителей умело осуществляли прицельное бомбометание, добиваясь эффективных ударов по врагу. Экипаж Героя Советского Союза майора Анатолия Иванова, невзирая на плотный зенитный огонь, исключительно точно вышел на цель. Штурман капитан Алексей [261] Крылов правильно определил время сброса, серия авиабомб накрыла казармы гитлеровцев. Успешно действовал экипаж Героя Советского Союза майора Серафима Бирюкова, показывавший образец точного бомбометания.

Днем 25 апреля соединения 16-й воздушной армии нанесли два массированных удара, в которых участвовало 1486 самолетов, а летчики 18-й армии подвергли бомбовому воздействию важнейшие военные объекты в Берлине, совершив 674 самолето-вылета {249}. Всего в ходе воздушной операции советская авиация совершила около 2400 самолето-вылетов {250}. Удары с неба помогали сухопутным войскам успешно решать задачу по овладению Берлином. Об этом говорил и пленный гитлеровский генерал Бауэр: «Я могу единственно сказать, что мы сидели в подземных этажах имперской канцелярии, не имея возможности взглянуть на белый свет» {251}. Интересны показания другого пленного — подполковника Отто Эрнста. «Я считаю, — сказал он, — что русская авиация блестяще справилась со своими задачами. Каждая сброшенная бомба выводила из строя определенный участок не только своими разрушительными действиями, но и морально» {252}.

Во время штурма Берлина соединения 18-й воздушной армии оказывали с воздуха помощь 62-й (8-й гвардейской) армии (командующий генерал В. И. Чуйков), как бы продолжая поддержку, начатую летом и осенью 1942 г. под Сталинградом.

Они оказывали ей неоценимую помощь при штурме города, нанося мощные массированные удары по основным опорным пунктам, огневым точкам, укрытым в железобетонные сооружения.

В период Берлинской операции воздушные армии трех фронтов и 18-я воздушная армия произвели более 91 тыс. самолето-вылетов в том числе в интересах 1-го Белорусского фронта — 39559, 1-го Украинского — 25490 и 2-го Белорусского — 26335 {253}. В Берлинской операции советская авиация еще раз продемонстрировала свою возросшую мощь. Летный состав блестяще выдержал экзамен [262] на боевую зрелость, а командование ВВС Красной Армии, командующие воздушными армиями, командиры соединений и авиачастей показали умение организовывать и осуществлять управление авиацией в сложных условиях. В приказе Верховного Главнокомандующего, изданном в связи с завершением разгрома берлинской группировки, среди отличившихся были особо отмечены летчики главного маршала авиации А. А. Новикова, главного маршала авиации А. Е. Голованова, генералов С. И. Руденко, С. А. Красовского, Е. Я. Савицкого, Е. М. Белецкого, Г. Н. Тупикова, Е. Ф. Логинова, Г. С. Счетчикова, В .Е. Нестерцева, В. Г. Рязанова, А. В. Утина, Б. К. Токарева, И. В. Крупского, А. З. Каравацкого, И. П. Скока, Б. А. Сиднева, И. М. Дзусова, С. В. Слюсарева, В. М, Забалуева, П. П. Архангельского, Г. И. Комарова, полковников В. И. Сталина, Д. Т. Никишина, А. И. Покрышкина, В. А. Александровича {254}.

Соединениям и частям, наиболее отличившимся в боях за овладение Берлином, были присвоены почетные наименования Берлинских. В 18-й воздушной армия этого звания удостоены 1-я гвардейская Орловская, 2-я гвардейская Севастопольская, 7-я гвардейская и 14-я гвардейская (бывшая 4-я гвардейская Брянская) дивизии, 3-й гвардейский Смоленский, 6-й гвардейский Брянский, 9-й гвардейский Полтавский, 18-й гвардейский Севастопольский, 24-й гвардейский Севастопольский, 28-й гвардейский Смоленский, 111-й и 334-й авиационные волки дальнего действия. 24 сентября 1945 г. почетное наименование Бреславские было присвоено 56-й бомбардировочной авиадивизии и 340-му бомбардировочному авиаполку.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны 18-я воздушная армия совместно с фронтовой авиацией, содействуя наступлению Красной Армии, вела борьбу с оперативными перевозками на железнодорожных магистралях в Восточной Пруссии, Западной Польше, в Венгрии и на территории Германии, наносила бомбовые удары по портам на побережье Балтийского моря, совместно с кораблями флота и его авиацией срывала морские перевозки противника. По всему фронту от Балтийского моря до Карпат в интересах наземных войск корпуса и дивизии армии наносили мощные бомбардировочные удары с применением крупнокалиберных бомб по опорным [263] пунктам, портам и железнодорожным узлам в Штральзунде, Свинемюнде, Гдыне, Данциге, по военным объектам Грейфсвальда, Штеттина, Штаргарда, Хойпице, Инстербурга, Лодзи, Кенигсберга и Берлина. Тяжелые бомбардировщики действовали массированно на всех главных направлениях. Большая роль отводилась в проводимых воздушных операциях экипажам 45-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (командир генерал-майор авиации В. И. Лебедев), вооруженной самолетами Пе-8. Эта дивизия упоминалась в числе отличившихся при овладении городом Клайпеда (Мемель) и завершении очищения Советской Литвы от немецких захватчиков, в разгроме окруженной будапештской группировки противника, в овладении столицей Венгрии, военно-морской базой и портом на Балтийском море городом Гдыня, городом и крепостью Гданьск (Данциг), Кенигсбергом, а также городами Франкфурт-на-Одере, Вандлиц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфельде и столицей Германии Берлином.

Личный состав 18-й воздушной армии самоотверженно решал сложные боевые задачи, способствуя успеху сухопутных войск, приближая час полного и окончательного разгрома фашизма. В заключительных боях Великой Отечественной войны в полной мере проявились возросшее мастерство авиаторов, их умение мыслить и действовать широко, оригинально, инициативно, противопоставляя противнику свою более гибкую тактику. Большой военный опыт летного и наземного состава, рост самолетного парка позволили в наступательных операциях 1045 г. значительно расширить возможности частей и соединении дальних бомбардировщиков.

Для выполнения поставленных задач в 1945 г. было произведено 20115 самолето-вылетов, сброшено 99077 авиабомб. Перевезено самолетами различных 4117 т грузов, 19357 человек, вывезено 10307 раненых, сброшено 1966000 листовок {255}.

За период боевых действий 18-я ВА в 1945 г. Потеряла 477 человек летного состава и 186 самолетов. Боевые потери составили 55%, небоевые, связанные с выполнением боевых заданий, — 31%, небоевые — 26% Больше всего потеряно самолетов Ил-4 (93 самолета, или 43%). Относительно наименьшее количество потерь приходится на самолеты Б-25, что объясняется их [264] улучшенным бортовым вооружением и возможностью выполнять полет на одном моторе продолжительное время.

Одним из недостатков в боевых действиях армии являлась низкая эффективность отдельных бомбардировочных ударов, наносимых по сильно укрепленным объектам противника авиабомбами малого калибра (100 кг). В частях, где нарушалась, по каким-либо причинам необходимая бомбардировочная загрузка самолетов, т. е. там, где производилась замена бомб крупного калибра (250, 500, 1000 кг) на меньший калибр, бомбардировочные удары не всегда имели достаточную эффективность. Это подтверждали специально созданные комиссии, которые рассматривали и анализировали результаты бомбардировочных ударов по объектам противника, вскоре занятых советскими войсками.

К концу Великой Отечественной войны в составе 18-й воздушной армии насчитывалось 2018 самолетов и 2106 экипажей, 1488 из них были подготовлены к полетам в ночных условиях.

Постановлением Совета Министров СССР в апреле 1946 г. 18-я воздушная армия была выделена из состава ВВС и преобразована в дальнюю авиацию Вооруженных Сил. [265]

Дальше