От автора
С августа 1941 года и до самого конца войны из портов Шотландии и Рейкьявика, в Исландии, выходили конвои торговых кораблей их курс пролегал через Северный Ледовитый океан в российские порты Мурманск, Архангельск и Молотовск; в своих трюмах они перевозили взрывчатку, оружие, боеприпасы, машины, горючее, танки, самолеты, а также продовольственные и медицинские грузы.
Конвои пробивались сквозь льды, туманы, снежные бури и шторма, оказываясь зачастую в непосредственной близости от немецких аэродромов, расположенных на территории Норвегии. Случалось, что немецкие высотные и пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы, подводные лодки и надводные корабли атаковали их в течение всего рейса от восьми до десяти дней кряду.
Так, например, один из конвоев, который прикрывали два 35-тысячетонных линкора, один авианосец, семь крейсеров, восемнадцать эсминцев, два десятка корветов и несколько малых сторожевых кораблей, в конце концов рассеялся в двухстах милях к северу от мыса Нордкин{1}, и торговым судам конвоя было приказано следовать в русские порты самостоятельно. Из тридцати трех кораблей только одиннадцать дошли до места назначения остальные двадцать два были потоплены. Находившихся на их борту моряков некоторое время спустя подобрали другие корабли. Однако вскоре и они пошли ко дну. И несчастные, умирающие от голода и переохлаждения, снова оказывались в ледяной купели пустынных водах, омывающих неприютные берега Новой Земли. «Ничего подобного морская история еще не знала», писал впоследствии один английский историк.
Спасенным предстояло преодолеть не менее опасный обратный путь к берегам Исландии и Шотландии, где большинство из них тут же помещали в больницы, нередко психиатрические, поскольку пережитая трагедия серьезно сказывалась на их душевном здоровье. [7]
В этой книге я в меру моих сил и возможностей попытался рассказать историю моряков, участников конвоев, а также о действиях эскортных кораблей, выполнявших труднейшую задачу по охранению и прикрытию торговых судов с моря и воздуха.
Сведения общего характера по истории конвоев, включая хронологию описываемых событий и оперативные сводки по ходу морских и воздушно-морских операций, я позволил себе позаимствовать прямым или косвенным образом из официальных источников. Все остальное я восстановил по рассказам самих участников конвоев. Насколько мне известно, официальные историки поначалу восприняли в штыки самые откровенные из упомянутых свидетельств, которые были опубликованы в английских и американских журналах, что называется, по свежим следам. Поскольку, по мнению уважаемых историков, подобные откровения не только не способствовали укреплению боевого духа на флотах союзных держав, а. напротив, разлагали его. Однако лично мне воспоминания непосредственных участников описываемых событий от этого не кажутся менее интересными. Ведь подлинная правда о войне заключается не только в тщательном перечислении фактов проявления мужества, героизма, стойкости и самопожертвования. Это еще и тревога, и страх, и отчаяние, и взрыв страстей.
Первое время конвои формировались из торговых судов, находившихся в ведении ВМС Великобритании. Но уже с января 1942 года в них входили американские сухогрузы и танкеры. А чуть погодя к ним присоединились и русские суда. С апреля по июль 1942 года корабли американских ВМС участвовали в охранении и прикрытии конвоев.
В интересах секретности названия торговых и боевых кораблей в публикациях военного времени не упоминались, вследствие чего восстановить потом удалось лишь некоторые из них, остальные же так и остались неизвестными. Так что ниже я привожу лишь те названия, в подлинности которых совершенно уверен. В остальных же случаях объективности ради я ограничиваюсь указанием типа того или иного судна, определяя его соответственно как сухогруз или танкер. То же относится и к именам моряков: некоторые из них указаны в документах, другие нет. Точно так же и у меня. [8]