Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 6.

Военные действия в Западной Европе и Атлантике (ноябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.)

Военно-политическая обстановка

В течение первого и зимней кампании второго периода Великой Отечественной войны советские войска нанесли противнику тяжелый урон, вследствие чего военно-политическое положение фашистской Германии и ее союзников значительно ухудшилось. Провал «молниеносной войны» против Советского Союза, поражение гитлеровских войск под Москвой, разгром армии Паулюса под Сталинградом, неуклонный рост мощи Советских Вооруженных Сил и военно-экономического потенциала Советского Союза предопределили неминуемое поражение гитлеровской Германии во второй мировой войне.

Огромные потери в личном составе войск вынудили фашистскую Германию призывать в армию тех, кто раньше признавался негодным к военной службе. Тотальные мобилизации подрывали экономику страны, увеличивая недостаток в рабочей силе на производстве. Этот недостаток гитлеровцы пытались восполнить применением рабского труда населения, угнанного в Германию с оккупированных территорий. Потери вооружения пополнялись промышленностью Рура, Силезии, Саара и других районов Германии, а также за счет использования промышленных предприятий и сырьевых ресурсов оккупированных стран; немаловажное значение имела доставка руды из Швеции.

В 1943 г. стратегическая инициатива уже полностью находилась в руках Советских Вооруженных Сил, и их успехи оказывали решающее влияние на военные действия на других театрах и франтах второй мировой войны. Союзникам удалось изгнать фашистские войска из Северной Африки, занять Сицилию, Сардинию, Корсику и начать военные действия на Апеннинском полуострове. Союзная авиация бомбардировала промышленные объекты Германии, и хотя эти бомбардировки не [249] могли подорвать экономику Германии в той мере, в какой это было необходимо, чтобы заставить ее сложить оружие, все же они приносили некоторый ущерб производству. Ослабла борьба на морских коммуникациях Англии. Изменилось соотношение сил в пользу антифашистской коалиции. Материальные и моральные силы Германии были надломлены, тыл едва справлялся с удовлетворением нужд фронта, боеспособность фашистских войск стала падать. 1943 год стал годом коренного перелома во второй мировой войне.

«Не под Эль-Аламейном и не на Африканском театре военных действий, имевшем второстепенное значение, произошел перелом в ходе войны, а на советско-германском фронте, и прежде всего в битве под Сталинградом, где была уничтожена одна из главных стратегических группировок гитлеровской армии»{283}.

Гитлеровская военная машина представляла, однако, еще большую силу. Немецко-фашистское командование сосредоточило все свое внимание на советско-германском фронте, держало там наиболее боеспособные войска, направляло лучшие части с Запада. На 1 января 1943 г. 70,8% сухопутных войск фашистской Германии были сосредоточены на советско-германском фронте, 27,2% находились на оккупированных территориях и только 2 % — на других фронтах{284}. Все это ослабляло силы в Западной Европе, в бассейне Средиземного моря и в Атлантическом океане. Германия все еще оккупировала обширные пространства в Европе, эксплуатировала их население, природные богатства и экономику. Она мало зависела от морских коммуникаций.

Для ускорения общей победы над фашизмом надо было лишить Германию крупных экономических районов — Рура, Саара, Силезии, Северо-Восточной Франции, затруднить доставку руды из Швеции. Для этого требовалось открыть второй фронт в Европе. Однако правящие круги США и Великобритании продолжали затягивать открытие второго фронта.

По мере постепенного отхода борьбы в Атлантике на второй план и ввиду экономических затруднений руководство фашистской Германии сократило выделение для нужд флота стали, цветных металлов, механизмов, приборов, топлива, личного состава.

В поисках ресурсов Гитлер на заседании в ставке 6 января 1943 г. заявил о бесцельности существования больших надводных кораблей, которые, по его мнению, не сыграли никакой роли в австро-итальянской войне 1864–1866 гг., во франко-прусской войне 1870–1871 гг., в первой мировой войне из-за [250] отсутствия достаточно энергичных людей, полных решимости сражаться. Большие корабли, утверждал далее Гитлер, в условиях, когда армия на восточном фронте истекает кровью, месяцами бездействуют на якорных стоянках, требуя прикрытия их большим количеством истребителей, которых не хватает сухопутным войскам на Востоке. Считая надводный флот обузой, он предписал в определенной им очередности разоружить и сдать на слом большие корабли, а их артиллерию передать береговым батареям, прекратить достройку кораблей, в том числе и авианосцев, на освободившихся стапелях строить подводные лодки, а высококачественную сталь разобранных кораблей передать для постройки танков{285}. Конфликт между Гитлером и Редером — инициатором строительства большого флота, возникший раньше, достиг своей кульминации. После безуспешной атаки 31 декабря 1942 г. тяжелыми крейсерами «Лютцов» и «Хиппер» и 6 эсминцами шедшего в Мурманск конвоя, о чем в германской ставке узнали месяц спустя из сообщения английского радиовещания{286}, Редер был смещен с поста главнокомандующего военно-морскими силами. Назначенный на его место адмирал Дениц был ярым сторонником «неограниченной подводной войны».

Однако через три недели Дениц, получивший задачу не допускать перевозки в северных водах СССР, доложил, что решение такой задачи обязательно требует применения разнородных сил и средств, в том числе и больших надводных кораблей, что большие конвои, направляющиеся в Архангельск и Кольский залив и в обратном направлении, представляют прекрасный объект для атак больших надводных кораблей и потому в воды Северной Норвегии, где находятся «Тирпиц» и «Лютцов», следует послать «Шарнгорст». В конечном счете Гитлер вынужден был согласиться с мнением Деница{287}.

Действия на коммуникациях в Атлантическом океане

Подводные силы Германии к началу 1943 г.

Как уже отмечалось, германские лодки добились в 1942 г. наибольших успехов за все время воины. К началу 1943 г. немцы имели 210 боеспособных лодок и 126 — в ближайшем резерве; в океане одновременно могли действовать до 100 и больше лодок, т. е. в 5 раз больше, чем в начале войны, когда у Британских островов находились всего 22 лодки. [251]

Количество верфей, строивших лодки, увеличилось с 3 до 16, но ускорение темпов строительства лодок началось лишь в середине 1943 г., когда был утвержден план их расширенного строительства. На основных заводах лодки в 500 т строились 36–40 недель, а в 740 т — 40–44 недели, не считая сроков испытаний. На менее крупных верфях ороки строительства возрастали на 12–16 недель{288}. Ежемесячно выпускалось до 23–24 новых лодок{289}, но этого хватало главным образом для восполнения потерь. Принятая ранее программа постройки 300 лодок в 1942 г. и более 900 к концу 1943 г. выполнена не была. В качественном отношении лодки мало отличались от существовавших в первый год войны. Более же совершенные лодки XXI и XXIII серий, спроектированные в конце 1942 г., появились значительно позже (приложение 5).

Силы и средства англо-американской ПЛО

Англичане и американцы вели военные действия на суше в весьма ограниченных масштабах в Северной Африке и несколько активнее в Юго-Восточной Азии. Наряду с этим наращивались усилия по защите атлантических коммуникаций. «Это было жизненно важно, так как поток войск и военных грузов из Соединенных Штатов на Британские острова резко увеличился. Если в течение 1942 г. в Англию пришло 38 конвоев, которые доставили 226 723 человека, то в 1943 г. число конвоев возросло до 66, а численность войск, доставленных в Англию, составила 681 231 человека»{290}. Перевозилось также большое количество вооружения, техники и снабжения. Располагая крупными производственными возможностями и почти неограниченными запасами стратегического сырья, англичане могли быстро увеличивать и развивать свои противолодочные силы и средства. К началу войны они имели 80 эскортных кораблей, в середине июня 1941 г. — 280, после вступления в войну США (к началу 1943 г.) — 770, а в середине 1943 г. — 1254. Количество противолодочных кораблей прибрежного действия возрастало еще быстрее. Так, количество кораблей вспомогательного патруля Атлантического побережья США достигало 678, из которых одновременно в море находились 359{291}.

Противолодочная авиация выросла в 15 раз. В феврале 1943 г. только на путях переходов конвоев действовали 1120 самолетов [252] {292}. В целом против 100–120 германских лодок в море англичане и американцы имели в марте 1943 г. около 3000 надводных кораблей различных классов, 2700 самолетов и 17 дирижаблей. При этом 99% времени корабли и самолеты тратили на поиски лодок{293}. Возросло и качество противолодочных сил и средств, особенно авиации. Появились эскортные авианосцы, в прибрежных водах использовалась береговая и гражданская авиация, на самолетах нашли применение радиолокаторы и прожекторы для действий против лодок в темное время суток и использования глубинных бомб. Создание специальных эскортных кораблей, катеров для прибрежного патрулирования, использование рыболовных судов для радиолокационных дозоров — все это обеспечивало борьбу с лодками на поверхности моря. Сравнение количественного и качественного состояния германских подводных сил с англо-американскими силами и средствами ПЛО предвещало перелом в борьбе за морские сообщения в пользу союзников.

Воспроизводство тоннажа

На ход борьбы влиял и масштаб воспроизводства торгового тоннажа по сравнению с потерями. К началу 1943 г. союзные государства располагали общим тоннажем в 42 421 тыс. брт. К началу 1944 г. он должен был возрасти с учетом вероятных потерь до 51 505 тыс. брт. За 1942 г. США на верфях, контролируемых государственными органами, построили 727 судов, общим тоннажем 5 402 181 брт, и частными фирмами — 89 судов, общим тоннажем 732 796 брт. В 1943 г. цифровые показатели судостроения продолжали возрастать, причем срок постройки судов типа «Либерти» к концу года был доведен в среднем до 42 дней{294}. Как это видно из приводимого графика, кривая постройки нового тоннажа начала резко подниматься, а кривая потерь — спадать. К концу 1942 г. прирост тоннажа наконец превзошел потери{295}, а во втором квартале 1943 г. потери германских подводных лодок превзошли по количеству их новое строительство.

Базирование германских подводных лодок

К началу 1943 г. германские подводные лодки базировались в пяти зонах — Норвежской, Балтийской, Северного моря, Атлантической и Средиземноморской.

Основными базами Норвежской зоны являлись: Берген, где размещался штаб командующего подводными силами Норвегии, Тронхейм, Нарвик, Тромсё и до десяти необорудованных [254] опорных пунктов в фьордах. В 1943 г. в этой зоне базировалось 5–6, а к концу войны до 10 флотилий подводных лодок. Их лодки действовали в северной части Атлантического океана и до пролива Вилькицкого в советской Арктике, имея главной задачей препятствовать перевозкам между портами Англии и Советского Союза.

В Балтийской зоне лодки базировались на Киль — главную базу германского флота в Балтийском море, Гдыню, Пиллау, Данциг, Мемель, Хельсинки и на большое количество опорных пунктов на оккупированных территориях Дании и советской Прибалтики. Лодки этой зоны действовали главным образом в Балтийском море, частично в Атлантическом океане. Балтийская зона служила прежде всего в качестве тыловой; здесь производились испытания, боевая подготовка, капитальный ремонт и строительство лодок.

В зону Северного моря входили базы Вильгельмсхафен, о. Гельголанд, Гамбург, Варнемюнде и ряд опорных пунктов на побережьях Бельгии и Голландии. Отсюда лодки направлялись к восточным и северным подходам Англии и частично на пути к северным портам СССР. Здесь же базировалась и значительная часть учебных лодок.

В зоне Атлантического океана — в Бордо, Сен-Назере, Лориане, Бресте, Гавре, Ла-Паллисе и ряде опорных пунктов базировались 9–10 флотилий подводных лодок, которые действовали на южных и западных подходах к Англии и в центральной части Атлантики вплоть до берегов США.

Средиземноморская зона включала базы Пола, Каттаро, Бриндизи, порты северо-западного побережья Италии и оккупированных территорий Южной Франции и Греции. Лодки этой зоны действовали преимущественно в пределах моря.

Таким образом, в результате захвата гитлеровскими войсками территорий Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии и Франции немецкие подводные лодки имели развернутую систему базирования от северных районов Скандинавского полуострова до франко-испанской границы на протяжении около 3 тыс. миль. Это облегчало развертывание лодок на любом направлении, затрудняло воздействие по их базам. Такие условия базирования решительно отличались от условий базирования германских лодок в годы первой и в начальный период второй мировых войн, когда на переход из Гельголандской бухты к Атлантическому побережью Англии через Фареро-Исландский порог и обратно требовалось около 20 суток, т. е. поглощалось около 50% автономности лодок. Теперь, базируясь на порты Бискайского залива, лодки тратили на переход 4–8 суток.

Базирование англо-американских сил ПЛО к началу 1943 г. значительно расширилось. Их базы располагались на материке [255] и в Гренландия, Вест-Индии, Ньюфаундленде, Исландии, на Азорских, Бермудских и других островах Атлантики. В середине 1943 г. почти весь Атлантический океан перекрывался береговой авиацией, а важнейшая его северная коммуникация была прикрыта в дневное время благодаря челночным действиям самолетов типа «Либерейтор», поднимавшихся с аэродромов Гренландии, Исландии и Канады.

Искало пути приближения базирования лодок к океанским коммуникациям и гитлеровское командование. Еще в 1941 г. оно предполагало захватить Гибралтар, Азорские и Канарские острова, но отложило это намерение до «молниеносных побед» на советско-германском фронте. 14 мая 1943 г. Дениц вновь предложил захватить Атлантическое побережье Испании, включая Гибралтар, но эта мысль была решительно отвергнута из-за отсутствия необходимых для этого войск{296}. Как отмечалось, большое значение для обеспечения деятельности подводных лодок имело их снабжение топливом и торпедами в океане с транспортов и с подводных лодок снабжения (так называемых «дойных коров»). Всего было построено 10 лодок-танкеров (серии XIV) и 4 лодки-торпедовоза (серии VIIF). С декабря 1941 г. до конца мая 1943 г. подводные танкеры снабдили в районе Азорских островов около 400 боевых подводных лодок{297}. Однако этого количества транспортных лодок не хватало, чтобы восполнить недостатки системы базирования. Кроме того, они подвергались ударам сил ПЛО и несли тяжелые потери. 11 июня 1944 г. в Северной Атлантике был уничтожен последний подводный танкер. Из-за нехватки авиации, связанной в основной своей массе действиями на советско-германском фронте, отсутствовало в необходимой мере истребительное прикрытие выхода лодок из баз и их возвращения, а также воздушная разведка на удаленных коммуникациях.

Борьба на коммуникациях и ее результаты

Таковы были основные предпосылки, определявшие характер борьбы на морских коммуникациях в 1943 г. и ее результаты. В январе 1943 г. на всех театрах лодки потопили 37 судов, в том числе в Атлантике 30 (181,8 тыс. брт). Такое снижение результатов по сравнению с предыдущими месяцами объясняется отчасти крайне неблагоприятными условиями зимы в Атлантическом океане, заставившими переразвернуть лодки в южную часть океана, где на путях между Байей и Тринидадом ходили конвои из 9–10 транспортов, эскортируемые эсминцем и 3 корветами. Так, в январе конвой из 9 танкеров был атакован в 1100 милях северо-восточнее о. Тринидад вне дальности воздушного прикрытия. Одно судно было уничтожено. [256] Через 6 суток в 600 милях к западу от Канарских островов группа лодок потопила 5, а на следующий день еще 1 судно этого конвоя. Из других конвоев в январе только 1 потерял 4 транспорта из 12 у берегов Бразилии, где также отсутствовало воздушное прикрытие. Так как в этих районах океана проходили не основные трассы путей, то в конечном счете результаты действий лодок были сравнительно невелики, несмотря на слабое охранение конвоев. Поэтому в феврале лодки вновь были сосредоточены на путях Северной Атлантики.

Здесь в течение трех суток они атаковывали конвой, шедший из Сиднея к Кап-Бретон, и потопили 10 судов. В 400 милях к юго-западу от о. Мадейра другой конвой потерял 5 судов. В течение четырех суток из состава третьего конвоя было уничтожено 14 транспортов. Всего в феврале германские подводные лодки потопили на всех театрах 63 судна общей вместимостью 359,3 тыс. брт, в том числе в Атлантике 50 судов (312 тыс. брт). Эскортные корабли уничтожили за это время здесь 12 лодок. Всего в этом месяце немцы потеряли 19 лодок.

В марте подводные лодки достигли наивысших результатов на океанских путях. Из 110 лодок половина действовала в Атлантике, остальные — к северо-востоку от Гренландии и на восточном направлении вплоть до Индийского океана, поэтому их обнаруживали то у берегов Португалии, то у побережья Гвианы{298}. За первые 20 дней они уничтожили свыше 500 тыс. т торгового тоннажа, а до конца месяца — 627{299} тыс. брт, в том числе в Атлантике — 567,4 тыс. брт. Около 80% потопленных судов шли в составе конвоев.

Состоявшееся в марте в Вашингтоне совещание представителей Англии, США и Канады{300} приняло решение объединить усилия авиации в тех районах океана, где конвои больше всего подвергались атакам лодок. Действия сверхдальних самолетов распространялись на неконтролируемый район примерно в 600 милях к юго-востоку от Гренландии. Эта задача решалась путем взаимодействия английской и американской авиации, челночной службы самолетов сверхдальнего действия и участием эскортных авианосцев в составе конвоев. Англия и Канада брали на себя проводку конвоев по главному североатлантическому пути в Англию, для чего в Ливерпуле и Галифаксе были сформированы военно-морские и военно-воздушные штабы. США продолжали обеспечивать конвои, шедшие в Средиземное море, свои войсковые перевозки и прибрежные коммуникации. [257]

Увеличение сил и средств ПЛО

К этому времени значительно увеличилось количество сверхдальних самолетов, часть которых стала базироваться на Ньюфаундленд. Вооружение самолетов типа «Веллингтон» прожекторами и радиолокаторами облегчило обнаружение подводных лодок ночью. Возрастало и количество эскортных кораблей, в частности эскортных авианосцев. Число групп поддержки в Атлантике вследствие этого достигло пяти. Первый эскортный авианосец вышел с конвоем в марте, а в мае был готов «авианосец торгового флота», представлявший транспорт с взлетной палубой, оборудованный для размещения нескольких самолетов помимо своего обычного груза. Таких судов было 19. 2 из них действовали под голландским флагом в северной части океана. Вместе с торговыми судами, снабженными катапультами для выбрасывания самолетов, «авианосцы торгового флота» стерли грань между боевыми и небоевыми кораблями, и без того уже не резкую со времен первой мировой войны. Разница заключалась лишь в том, что теперь торговое судию не только защищалось от атак противника, но и само вело наступательные действия.

Эскортные авианосцы и «авианосцы торгового флота» стали постоянно входить в состав конвоев и оказали немалое влияние на их защиту{301}. Самолеты с этих кораблей обеспечивали воздушное прикрытие транспортов, а во время атак подводных лодок действовали вместе с эскортными кораблями. Они производили поиски лодок, наводили на них корабли ПЛО, мешали лодкам занимать позиции для атаки конвоев и отставших от них судов. Они дополняли всю систему противолодочной обороны, тем более что самолеты береговой авиации не могли прикрыть все главные коммуникации. Естественно, однако, что взлет самолетов с этих небольших авианосцев и особенно их обратная посадка были делом нелегким даже в тихую погоду, а в условиях Атлантики не всегда возможным.

Снижение потерь в тоннаже

В результате этих мероприятий уже в апреле потери в тоннаже снизились на всех театрах до 56 судов (327,9 тыс. брт), а в мае — до 50 судов (264,9 тыс. брт), причем только в Атлантике было уничтожено 27 германских лодок, из них более половины — в результате атак с воздуха. Всего в мае из 120 лодок, находившихся в море, 70 действовали в северной части Атлантического океана, а остальные группами у африканского побережья, в Арктике и Средиземном море. В этом месяце немцы потеряли на всех театрах 41 лодку.

В июне потери в тоннаже на всех театрах снизились до 20 судов (95,8 тыс. брт). Силами ПЛО было уничтожено 17 лодок; [258] гитлеровское командование направило свои подводные корабли к африканскому, американскому и бразильскому побережьям.

В первой половине 1943 г. из Англии в Северную Америку прошло 2401 судно в 54 конвоях, а обратно — 2274 судна в 48 конвоях. В стесненных водах конвои почти не несли потерь. Между устьем Темзы и Ферт-оф-Фортом в обоих направлениях прошло 9751 судно в 304 конвоях; 1626 судов в 88 конвоях совершили рейсы между Портсмутом и Саутэндом; 2266 судов в 150 конвоях прошли между устьем р. Клайд и Ферт-оф-Фортом; 2889 судов в 174 конвоях — между Портсмутом и Бристольским заливом, причем было потоплено 5 судов{302}.

Активизация действий подводных лодок

Уже в конце апреля уверенность гитлеровского командования в скорой победе в Атлантике была поколеблена. Правда, фашистское радио трубило о растущей силе Германии в ведении «подводной войны» и ожидаемом росте потерь противника в тоннаже. Гитлеровцы рассчитывали ввести в строй более усовершенствованные типы подводных лодок и внедрить прибор «шнорхель»{303}. Но эти новшества вряд ли могли изменить обстановку в Атлантике. 11 апреля 1943 г.{304} Дениц докладывал ставке, что «подводная война» окончится провалом, если общие потери противника в тоннаже не превзойдут цифры 200 тыс. брт в месяц. Только такие потери в тоннаже в течение длительного срока могли, по мнению Деница, превысить возможное восполнение тоннажа англичанами и американцами. Гитлеровский гросс-адмирал повторял порочную формулировку цели «подводной войны», определенной еще в 1914–1918 гг. Между тем успех подводной блокады Англии обусловливался не числом потопленных судов, хотя и это имело известное значение, а прежде всего количеством и характером уничтоженных на них грузов, особенно импортных. Что же касается тоннажа, то уже в этот период союзники не испытывали в нем острого недостатка. Дениц далее признал, что не связанные военными действиями в Европе англичане и американцы непрерывно развивают силы и средства ПЛО и что это развитие идет быстрее количественного роста германских подводных сил. Дениц сетовал также на слабость воздушного прикрытия лодок у баз, недостаточную воздушную разведку в интересах лодок и отсутствие у флота самолетов с большим радиусом действия, способных вдали от берегов наводить лодки на противника [259] и наносить совместно с ними удары по конвоям{305}. Все авиационные заводы Германии работали на нужды армии, и генеральный штаб возражал претив переведа хотя бы одного завода на нужды флота. Не хватало квалифицированных подводников, лимиты на «стратегическое сырье были крайне ограничены. Для кораблестроительной промышленности требовалось 60 тыс. человек, а для пополнения кадров подводников надо было увеличить ежегодный призыв во флот на 25 тыс. человек{306}. Разоружение устаревших надводных кораблей позволяло освободить лишь 250 офицеров и 10 тыс. старшин и матросов. При ежемесячной потребности в 180 тыс. т железа флоту выделялось лишь 45 тыс. т. Между тем гитлеровское руководство могло найти необходимое количество стали для строительства подводных лодок, но для этого ему бы пришлось сократить производство необходимых армии танков, противотанковых и зенитных орудий и самолетов, чего в условиях напряженных боев и тяжелейших потерь на советско-германском фронте оно сделать не имело возможности. В конечном счете была утверждена программа ежемесячного выпуска 22 лодок XXI серии и 10 лодок XXIII серии. Лодки XVI серии (Вальтера) должны были строиться серийно по 12 в месяц лишь с осени 1945 г. Проблема увеличения рабочей силы для кораблестроительной промышленности и контингента призывников во флот осталась нерешенной. Наоборот, Кейтель представил проект приказа о сокращении вдвое административного аппарата флота и о направлении освободившихся в армию.

За 3,5 года войны немцы построили большое количество подводных лодок, но потеряли вместе с основными кадрами около 200. Для пополнения офицерского состава подводных сил были созданы трехмесячные курсы, где обучались не только морские офицеры, но и офицеры других видов вооруженных сил. Квалификация офицеров-подводников стала падать. И если в 1940 г. на одну лодку, находившуюся в море ежедневно, приходилось в среднем 1000 т потопленного тоннажа, то в 1943 г. эта цифра не превышала 200 т{307}. Одной из причин такого снижения была деградация командных кадров.

Продолжение борьбы на коммуникациях

В начале июня 1943 г. германские лодки фактически были вытеснены с основных путей Атлантики. Неконтролируемыми оставались лишь районы в 500–700 милях к западу от Азорских островов, у берегов Бразилии, Гвианы и западного побережья Африки, поэтому лодки были направлены именно в эти районы, а также к Рио-де-Жанейро, Фритауну, в Мозамбикский пролив. Но действия лодок затруднялись кораблями [260] ПЛО и прежде всего конвойными авианосцами. В июле в море находились 90 лодок; они потопили на всех театрах 46 судов (252,1 тыс. брт), из них в Атлантике — 26 судов (143,8 тыс. брт). Сами немцы потеряли 37 лодок, из них 32 — в результате ударов с воздуха{308}. В августе лодки потопили на всех театрах 16 судов (86,6 тыс. брт), в том числе в Атлантике — 5 судов (27,96 тыс. брт). В этом месяце немцы потеряли 25 лодок. Ударам подверглись и лодки снабжения, что сказалось на действиях боевых лодок.

За вторую половину 1943 г. из Англии через Атлантический океан было проведено 3201 судно в 62 конвоях, причем наибольший конвой состоял из 85 судов. За это время из Северной и Южной Америки прошли 2485 судов в 50 конвоях, причем один из конвоев состоял из 89 судов. Кроме того, 161 судно в 14 конвоях доставили в Средиземное море войска в количестве 370048 человек, а 75 судов в 31 конвое — 165 627 человек на Ближний, Средний и Дальний Восток{309}.

Как уже говорилось, во второй половине 1942 г. вследствие введения у берегов США системы сквозных конвоев и одновременного роста противолодочной обороны прибрежного действия германские подводные лодки отошли в океан, где действовали большими группами. Одновременно одиночные и пары лодок действовали методом крейсерства в обширных районах Южной Атлантики и в Индийском океане. В 1943 г. зона действий лодок значительно расширилась по сравнению с предыдущими годами войны, охватив не только северную, но и южную часть Атлантики и Индийский океан. Этим немецко-фашистское командование рассчитывало, в частности, распылить силы ПЛО противника. Но действовавшие в отдаленных районах эпизодически одиночные лодки не могли оттянуть на себя значительные силы ПЛО, которые остались сосредоточенными в тех районах, где действовала основная масса лодок.

Кризис тактики «волчьих стай»

Постепенно выход лодок из баз и их воз вращение, включая плавание в Бискайском заливе, становились все труднее. Тактика «волчьих стай», применявшаяся немцами в 1941–1942 гг., переживала кризис. С усилением ПЛО конвоев, особенно к концу 1943 г., с введением свободно маневрирующих ударных групп поддержки, осуществлявших поиски и уничтожение развернутых в океане лодок, с усилением береговой авиации ПЛО, челночными трансатлантическими полетами самолетов дальнего действия, оснащенных радарами, лодки были [261] почти полностью лишены возможности маневрировать для выхода на курс конвоя в надводном положении, а подводные скорости лодок оказались для этого недостаточными.

В поисках выхода из создавшегося положения гитлеровское командование в июле 1943 г. вернуло в базы из Северной Атлантики лодки, чтобы усилить их зенитное вооружение 8–10 спаренными и счетверенными 20-мм автоматами для обеспечения прорыва лодок через линию воздушных дозоров в Бискайском заливе{310}. Оно рассчитывало, что в этом случае лодки и при отсутствии истребительного прикрытия смогут самостоятельно отражать атаки самолетов ПЛО, а также прорываться в надводном положении к конвоям, отбивая атаки самолетов. Вторым мероприятием явилось вооружение лодок акустическими самонаводящимися торпедами, которые, как предполагалось, позволят при прорыве к транспортам бороться с многочисленными эскортными кораблями. Однако поначалу эти торпеды не реагировали на шумы кораблей, шедших либо очень малым ходом, либо со скоростью свыше 12 узл. Только после усовершенствования они стали идти на шум кораблей, двигавшихся со скоростью до 18 узл. В свою очередь англичане применили буксируемый судами аппарат, шум которого мешал акустическим приборам торпед. В связи с перевооружением лодок были выработаны и новые тактические приемы. При приближении конвоя к завесе все лодки всплывали и, идя полным ходом в надводном положении, атаковывали конвой. Самолеты с эскортных авианосцев предполагалось отражать зенитным огнем, а от кораблей ПЛО рекомендовалось не уклоняться, а атаковывать их акустическими торпедами, которые в количестве 3–4 штук выдавались на каждую лодку.

В конце сентября 1943 г. «волчья стая» из 20 лодок вновь появилась у северо-западных подходов к Англии. В течение пяти суток она атаковала 2 конвоя, потопив 6 из 65 судов. Но этот небольшой успех оказался кратковременным. Всего в сентябре на всех театрах немецкие лодки потопили 20 союзных и нейтральных торговых судов общим тоннажем 119,8 тыс. брт, из них в Атлантике — 8 (46,9 тыс. брт), потеряв здесь 9 лодок. В начале октября группа лодок сосредоточилась к юго-западу от Исландии, но береговая авиация вынудила их рассредоточиться; 9 лодок ею были уничтожены. Другую попытку групповой атаки конвоя 15 лодками предотвратили воздушный эскорт с авианосцев и группа поддержки, потопившие несколько лодок. Всего в октябре лодки потопили на всех театрах 20 судов общим тоннажем 97,4 тыс. брт, из которых в [262] Атлантике — 11 судов в 53,9 тыс. брт; немцы потеряли 27 лодок.

Неустойчивая платформа на океанской зыби, которую представляла собой лодка, снижала действенность зенитного огня, и потому лодки вновь стали нести большие потери от атак самолетов. Применение акустических торпед действительно повлекло за собой увеличение потерь эскортных кораблей, но ввиду огромного их воспроизводства и это мероприятие в конечном счете не дало существенных результатов. Перевооруженная лодка не могла заменить собой одновременно самолет-истребитель, бомбардировщик и надводный корабль, действующие с ней совместно.

Противолодочный барраж в Бискайском заливе

Среди мероприятий по борьбе с подводными лодками в описываемый период большое место занимал барраж в Бискайском заливе, который осуществлялся главным образом авиацией, подводными лодками, противолодочными надводными кораблями и систематической постановкой мин. Методы воздушного патрулирования неоднократно менялись. Большой расход самолетов заставлял англичан прибегать к системе периодических поисков германских лодок вместо непрерывного патрулирования. В расчете ширины патрулируемой зоны исходной величиной была предельная продолжительность движения лодки в подводном положении. Всплывшие для зарядки аккумуляторов лодки подвергались атакам с воздуха как днем, так и ночью. Немцы пытались сначала скрытно форсировать барраж, затем перешли к прорыву блокады в надводном положении одиночными лодками и группами из 3–5 лодок, отражая при этом атаки самолетов зенитным огнем. Применялась также авиация для обеспечения прорыва лодок, которая противодействовала английским самолетам и противолодочным кораблям. В опасных районах лодки проводились за минными прорывателями. Наконец, делались попытки обходить барраж, прижимаясь к испанскому побережью. Большое значение приобрела новая радиолокационная аппаратура английских самолетов, работу которой не могли перехватывать радиолокационные приемники германских лодок. Только к концу 1943 г. на немецких лодках появились приемники нового образца, Общее количество потопленных в Бискайском заливе лодок было не столь велико, всего 32 из прошедших 942, но немцы испытывали большие затруднения при форсировании залива, что серьезно сказывалось на сроках развертывания лодок, сокращая время их пребывания в районах боевых действий. В этих новых условиях блокады на форсирование залива только в одном направлении средние лодки тратили иногда до 10 суток, расходуя, следовательно, до ¼ своей автономности. В условиях Бискайского залива, несмотря на значительные силы англичан, лодки все же оказались трудноблокируемыми. [264]

Другие способы борьбы с лодками

В Дуврском проливе был установлен барраж из большого количества мин и сетей, охраняемых самолетами, кораблями ПЛО и береговыми батареями; для подводных лодок этот барраж оказался непреодолимым. Постановка большого минного заграждения между Шотландией и Исландией подходила к концу. Лодкам, выходившим из баз Северного моря, приходилось преодолевать противолодочный рубеж, отчего потери их непрерывно возрастали. Помимо усиления ПЛО противника причиной тому была и устарелость типов лодок, обладавших ограниченными подводными скоростями и дальностью плавания под водой, что вынуждало их рано или поздно всплывать в пределах районов действий сил и средств ПЛО.

9 октября по соглашению с португальским правительством на Азорские острова прибыл конвой, доставивший оборудование для авиабазы. Таким образом ликвидировалось «узкое место» в океане, которое не перекрывалось англо-американской авиацией. Теперь конвои в плохую погоду могли следовать более южными путями, где они также получали воздушное прикрытие. 9 ноября самолеты с новой базы потопили первую лодку.

В конце 1943 г. и к началу 1944 г. весь Атлантический океан был разбит на ряд зон противолодочной обороны, которые обслуживались соответствующими силами. Наряду с этим велись разведка и поиски лодок по всему океану, а конвои следовали с усиленным охранением.

Американские морские пограничные зоны уже к 26 февраля 1943 г. располагали следующим количеством самолетов: зона восточного побережья США — 124 самолета армейской авиации, 174 самолета и 17 дирижаблей, принадлежавших флоту, действовали с 20 авиабаз; зона Мексиканского залива — 62 армейских и 96 флотских самолетов, действовали с 7 авиабаз; зона Карибского моря — 134 армейских, 87 флотских и 33 самолета корпуса морской пехоты действовали с 17 авиабаз{311}.

Дирижабли, оборудованные радиолокацией, вооруженные глубинными бомбами и пулеметами, патрулировали со скоростью 45–50 узл. (83–92 км/час), максимальная скорость их достигала 65 узл. (120 км/час). При относительно малых по сравнению с самолетами скоростях они легче обнаруживали подводную лодку, а также действовали в тумане и ночью. Для атаки лодки они вызывали корабль или самолет. Однако ночью лодка легко обнаруживала дирижабль, и в конечном счете дирижабли оказывали скорее моральное влияние на личный состав торговых судов, чем имели боевое значение{312}. [265]

В ноябре конвой из 67 судов, шедший четырнадцатью колоннами из Гибралтара в Англию, в течение четырех дней и трех ночей подвергался атакам 25 подводных лодок, но не потерял ни одного судна. Всего в ноябре на всех театрах было уничтожено 14 судов в 66,6 тыс. брт, из них в Атлантике — 7 судов в 29,96 тыс. брт; немцы рассредоточили свои лодки, и тем из них, которые действовали в Индийском океане, в Аденском заливе, у западного побережья Африки и в районе Карибское море — Флорида, удалось потопить несколько судов. Общие потери в тоннаже в декабре на всех театрах составили 13 судов (87 тыс. брт), в том числе в Атлантике — 7 судов (47,8 тыс. брт). За это время германский флот лишился 8 лодок.

Система конвоев и ПЛО в прибрежных водах требовала огромного количества малых кораблей. До создания эскортных миноносцев эсминцы являлись лучшими кораблями ПЛО, и поэтому против них в первую очередь были направлены атаки противника. В 1941–1943 гг. американцы потеряли 13 эсминцев — сравнительно ничтожное количество, если принять во внимание, что с 1 июля 1942 г. до конца 1943 г. вошли в строй 125 новых эсминцев типа «Флетчер» (водоизмещение 2050 т, скорость хода 35,5 узл., пять 533-мм торпедных аппаратов, 127-мм орудия главного калибра, 20-мм орудия «Эрликон» и 40-мм зенитные установки «Бофорс»){313}.

В 1943 г. в результате блистательных побед Советских Вооруженных Сил произошел коренной перелом в ходе второй мировой войны. Наступил кризис и в борьбе за морские сообщения в Атлантике{314}. Постепенно англичанам и американцам удалось создать достаточно мощную систему ПЛО на театре, состоявшую из совокупности следующих оперативных и тактических усилий: организации сильного противолодочного охранения конвоев на переходе морем, в частности путем включения в состав эскортов авианосцев; поиска и уничтожения подводных лодок противника в океане и в прибрежных зонах прежде всего силами авиации; защиты баз, портов, крепостей и других важных районов побережья от проникновения в них подводных лодок; создания противолодочных барражей в Бискайском заливе и в Дуврском проливе; воздушно-морской блокады баз подводных лодок противника.

Непосредственными причинами наступившего кризиса с германской стороны были: качественное превосходство англо-американских сил и средств ПЛО над германскими подводными лодками старой конструкции; безуспешность поиска новых методов действий лодок старой конструкции путем их перевооружения [266] и усиления зенитной артиллерии; запоздалые заказы на подводные лодки более совершенных типов; отсутствие дальней авиации или каких-либо других сил, которые способствовали бы лодкам в прорыве обороны конвоев; слабое обеспечение выходов лодок из баз и переходов их морем из-за недостатка сил обеспечения, в результате чего лодки на переходе к районам боевых действий несли тяжелые потери (до 70% от общего числа потерь).

Боевые действия в арктических водах{315}

Нападение на «Тирпица» в Альтен-фьорде

В январе — марте 1943 г. из Англии в северные советские порты вышли два конвоя — из 42 и 6 судов, из которых 40 прибыли по назначению. За то же время 36 судов благополучно прошли в обратном направлении, а 5 судов были потоплены. Угроза конвоям со стороны германской авиации, базировавшейся на северных норвежских аэродромах, подводных лодок и больших надводных кораблей послужила англичанам поводом для прекращения проводки северных конвоев. В действительности перерыв англо-американских поставок в Советский Союз был вызван разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, так как англо-американские монополии, заинтересованные в затягивании войны для извлечения из нее сверхприбылей, рассчитывали на ослабление СССР и искали повода для прекращения военно-экономической помощи нашей стране. Поставки морем через северные советские порты возобновились лишь в ноябре 1943 г. по настоянию Советского правительства{316}.

В сентябре 1943 г., т. е. еще до выхода по назначению первого осеннего конвоя, в Альтен-фьорд для атаки немецкого линкора «Тирпиц» отправились на буксирах больших лодок 6 английских подводных лодок типа «X» («Миджет»). Эти дизель-электрические малые лодки имели длину 14,6 м, диаметр прочного корпуса 1,8 м, вооружение — 2 контейнерных заряда, экипаж — 4 человека, дальность плавания надводным экономическим ходом 200 миль. По пути две лодки типа «X» погибли в 15 милях от норвежского побережья. Остальные лодки типа «X» продолжали движение. К этому времени поступили данные советской разведки о нахождении «Тирпица» в южной части Альтен-фьорда — в Ко-фьорде, за двумя хорошо охраняемыми [267] линиями сетевых заграждений, а «Шарнхорста» и «Лютцова» — несколько восточнее стоянки «Тирпица». План атаки предусматривал проход в темноте 20 сентября через заминированный район к западу от Сорой, на следующий день — движение в подводном положении по Стьерсунду с расчетом с наступлением сумерек достичь Альтен-фьорда. В течение второй ночи предполагалось подзарядить аккумуляторы вблизи островов Братхольм, в 4 милях от Ко-фьорда. Атака намечалась не ранее 1 часа 22 сентября.

Из четырех лодок только «Х-6» и «Х-7» удалось выполнить задание. Они проникли за сетевое заграждение, когда через него пропускалась шлюпка. При форсировании заграждений «Х-6» села на мель, затем запуталась в сетях, но, всплыв, оказалась у борта «Тирпица». После сбрасывания зарядов лодка была замечена, обстреляна с линкора и затоплена своим экипажем. «Х-7» при проходе тоже запуталась в сетях, но, освободившись, сбросила у борта линкора оба заряда. При отходе она вновь запуталась в сетях и была уничтожена кораблями ПЛО. «Х-5», не доходя до цели, была потоплена огнем с «Тирпица», а командир «Х-10» отказался от атаки из-за повреждения в дизель-моторе. Только 23 сентября эту единственную лодку взяла на буксир большая лодка, но на пути в Англию из-за неисправности механизмов «Х-10» была уничтожена.

Обнаружив «Х-6», а затем «Х-7» и поняв, что в атаке участвуют несколько лодок, командир «Тирпица» решил переменить место, подтянув якорьцепи и потравив кормовые швартовы. Однако в 8 час. 12 мин. почти одновременно раздались два взрыва. К 9 час. 52 мин. линкор принял 500 т воды преимущественно в среднее и левое турбинные отделения. Все три главные турбины вышли из строя, было повреждено почти все электрическое оборудование{317}. «Тирпиц» вернулся в состав действующего флота только через 6 месяцев.

Гибель «Шарнхорста»

После выхода из строя «Тирпица» угрозу конвоям на северных путях кроме подводных лодок и авиации представлял еще линкор «Шарнхорст», находившийся в северных норвежских шхерах с марта 1943 г. Временами там появлялись и другие германские большие корабли. Поэтому кроме усиленного эскорта конвои прикрывала эскадра. Ноябрьский конвой из 72 транспортов прибыл по назначению без потерь, так же как и конвой, шедший в обратном направлении.

В конце декабря в море снова должны были выйти два конвоя: один из 19 транспортов, 14 эсминцев, 2 шлюпов и тральщика [268] из Лох-Ю в Мурманск, другой из 22 транспортов, 8 эсминцев и 6 других кораблей охранения из северных советских портов в Англию. В качестве общего их эскорта в северных водах находилась эскадра в составе крейсеров «Белфаст» (флагм.), «Шеффилд», «Норфолк» и 14 эсминцев. Эскадра прикрытия состояла из линкора «Дьюк оф Йорк» (флагм.), крейсера «Ямайка» и 4 эсминцев. Германское командование не имело сведений о конвое, следовавшем из советских портов, но знало о выходе конвоя из Англии в Советский Союз. Выполняя требования Гитлера об оказании помощи восточному фронту путем уничтожения конвоев, идущих из Англии в Советский Союз, Дениц отдал приказ «Шарнхорсту» и 5 эсминцам атаковать этот конвой при уверенности в успехе{318}, а также увеличить число подводных лодок, действующих в северных водах.

Германские самолеты обнаружили конвой в районе Фарерских островов, после чего днем 23 декабря его безрезультатно атаковали 5 бомбардировщиков. В 9 час. 25 декабря подводная лодка «U-601», находившаяся к югу от о. Медвежий, тоже обнаружила конвой и в течение 5 часов безрезультатно преследовала его, пока корабли охранения не загнали ее на глубину. «U-601» навела на конвой «U-716», но и последняя также была отогнана. Ожидая новых нападений противника, командующий эскадрой прикрытия адмирал Фрезер приказал второму конвою следовать севернее о. Медвежий. Преодолев там ледовый покров, этот конвой благополучно прибыл в английские порты.

В 22 часа 25 декабря «Шарнхорст» с 5 эсминцами типа «Нарвик» вышел в море{319}. К 4 час. следующих суток конвой находился в 50 милях к югу от о. Медвежий; крейсера общего эскорта шли в 150 милях к востоку от него юго-западным курсом со скоростью 18 узл.; эскадра прикрытия — в 350 милях юго-западнее конвоя{320}. О выходе «Шарнхорста» англичане знали. Для уточнения обстановки Фрезер нарушил установленное радиомолчание и запросил общий эскорт и конвой об их местонахождении. Получив ответ, он в 6 час. 28 мин. приказал конвою повернуть на северо-восток, а эскадре крейсеров — сблизиться с конвоем и усилить его охранение. В 7 час. 12 мин. крейсера повернули на запад и в 8 час. 15 мин. легли на курс 300°, чтобы сблизиться с конвоем (схема 25). [270]

В 8 час. 40 мин. по пеленгу 295° радиолокаторы «Белфаста» обнаружили на расстоянии около 175 каб. «Шарнхорст», находившийся в это время приблизительно в 30 милях от конвоя. Линкор шел один, так как эсминцы, посланные на поиск конвоя, не нашли его и в 13 час. были отправлены в базу. Установив радиолокационный контакт с противником, эскадра крейсеров увеличила скорость хода до 18 узл. В 9 час. 21 мин., когда «Шарнхорст» был обнаружен на дистанции около 65 каб. курсом на юго-восток, «Норфолк» выпустил осветительный снаряд, а потом открыл огонь по противнику. Остальные корабли и «Шарнхорст» огня не открывали. Линкор увеличил скорость и в 9 час. 55 мин. повернул на северо-восток. К этому времени он имел два попадания 203-мм снаряда в надстройки. Германский корабль мог дать 31,5 узла; английские крейсера из-за волнения моря — не больше 24 узл. Опасаясь, что «Шарнхорст» окажется между крейсерами и конвоем, командующий эскадрой крейсеров контр-адмирал Бернетт в 10 час. изменил курс на 305°, а через 24 минуты — на 325°. К этому времени он оторвался от противника и потерял с ним радиолокационный контакт. 4 эсминца, отозванные ранее от конвоя, присоединились к крейсерам. Около 11 час. «Белфаст» установил радиолокационный контакт с конвоем и эскадра Бернетта заняла места в 10 милях впереди транспортов. В 12 час. 04 мин. радиолокаторы английских крейсеров обнаружили на дистанции 140 каб. «Шарнхорст», шедший прямо на конвой. Заняв позицию на правых носовых курсовых углах крейсеров, эсминцы приготовились выйти в торпедную атаку. В 12 час. 21 мин., когда с «Шеффилда» увидели линкор, крейсера открыли по нему огонь, а эсминцы вышли в атаку. Конвой отвернул на юго-восток. Бой на дистанциях 45–80 каб. продолжался около 20 минут. В результате боя германский корабль получил пять-шесть попаданий; торпедная атака не удалась. Несколько попаданий получили и английские крейсера.

Видимо, на «Шарнхорсте» не знали о присутствии в море эскадры Фрезера, так как линкор шел на сближение с нею. Английские крейсера, кроме «Шеффилда», отставшего из-за повреждения гребного вала, следовали за противником до полной темноты, поддерживая с ним радиолокационный контакт.

В 16 час. 17 мин. «Дьюк оф Йорк» на дистанции около 20 миль обнаружил по пеленгу 20° радиолокатором линкор, шедший на юго-восток. Дистанция быстро уменьшалась, и в 16 час. 48 мин., осветив «Шарнхорст», англичане с дистанции 60 каб. открыли по нему огонь. Стремясь выйти из боя, линкор изменил курс на восток и стал отходить самым полным ходом. Временами он поворачивал на юг, чтобы дать залп из всех орудий. В линкор попало 4–5 снарядов. Были попадания и в [271] английские корабли, но серьезных повреждений они не причинили. «Шарнхорст» сумел увеличить дистанцию до 110–115 каб., но в 18 час. 20 мин. в результате попаданий он сбавил ход, перестала действовать и его артиллерия главного калибра. Около 19 час. эсминцы с 10–11 каб. выпустили 16, а затем с 5 каб. — еще 12 торпед, из которых в линкор, отражавший атаку артиллерией среднего калибра, попали только 3{321}. Через 28 минут, когда «Дьюк оф Йорк» прекратил огонь, «Ямайка», «Белфаст» и эсминцы выпустили по «Шарнхорсту» 55 торпед. В 19 час. 37 мин. 3 торпеды с «Ямайки», выпущенные с дистанции 20 каб., достигли «Шарнхорста», и он потерял ход. 8 минут спустя раздался сильный взрыв, и фашистский корабль затонул. Предположительно в него попало 14–15 торпед. Из 2 тыс. человек экипажа было спасено 36.

Германским надводным кораблям, находившимся в северных норвежских фьордах, ни разу не удалось напасть на конвои, но факт их пребывания на фланге трассы вынуждал принимать меры для обеспечения конвоев, что отвлекало английские силы от решения других задач. После гибели «Шарнхорста» и тяжелого повреждения «Тирпица» необходимость в эскадре прикрытия отпала, и вскоре английские линкоры «Куин Элизабет», «Вэлиант», линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Илластриес» были направлены на Тихий океан для совместных действий с американским флотом.

В бою с «Шарнхорстом» англичане применили радиолокацию для обнаружения противника и управления артиллерийским огнем. Немцы имели радиолокаторы не на всех кораблях, и потому в условиях полярной ночи выход «Шарнхорста» для атаки конвоя вряд ли мог быть оправдан. По своему содержанию этот бой включал элементы прошлого, так как происходил только между надводными кораблями, не взаимодействовавшими с другими родами военно-морских сил. С оперативной точки зрения нельзя не отметить большую угрозу морским перевозкам, которую даже в условиях второй мировой войны создавали большие надводные корабли, способные уничтожить конвой, что требовало специальных мер по прикрытию транспортов и своевременному обезвреживанию этих кораблей авиацией или подводными лодками, как было сделано в отношении «Тирпица». После этого боя германское морское командование пришло к выводу о необходимости вооружить все крупные надводные корабли радиолокационными приборами, а также приняло решение направить в северные порты Норвегии крейсер «Принц Ойген»{322}. [272]

Действия англо-американской авиации против военно-экономических объектов и баз флота Германии в 1943 г.

В середине января 1943 г. на конференции глав правительств США и Великобритании в Касабланке, где определялась англо-американская политика и стратегия на этот год, был, в частности, рассмотрен вопрос о воздушном наступлении на гитлеровскую Германию. Последовавшей затем директивой от 4 февраля были сформулированы задачи базировавшейся на Англию английской и американской бомбардировочной авиации. Ее общей целью являлось ослабление военно-экономического потенциала и морального состояния гражданского населения фашистской Германии, а важнейшей частной целью — срыв строительства подводных лодок. В этом смысле «воздушное наступление» на Германию находилось в неразрывной связи с борьбой за сообщения в Атлантическом океане. К началу 1943 г. численность английской авиации значительно возросла; в Англию прибыло также соединение американских тяжелых бомбардировщиков. Если в начале 1942 г. средняя бомбовая нагрузка самолета составляла 1100 кг, то в конце 1942 г. — 1700–1800 кг, а в течение 1943 г. она выросла до 3000 кг. Разумеется, полностью подорвать экономическое и моральное состояние Германии, равно как и сломить ее сопротивление, союзная стратегическая авиация не могла в силу технического уровня воздушных сил периода второй мировой войны. Что касается ослабления военно-экономического потенциала и морального состояния гражданского населения третьего рейха, то и эта задача не была решена вследствие рассредоточения германской военной промышленности и необходимости отвлекать воздушные силы для решения других задач. Однако по отдельным объектам были нанесены внушительные удары. Воздушные налеты на Германию с августа 1942 г. значительно усилились по сравнению с предшествующими годами и продолжали нарастать до конца года, т. е. до начала действий в Северной Африке. Гитлеровская авиация в 1942 г. в связи с крупными операциями на советско-германском фронте значительно сократила налеты на Англию по сравнению с предыдущим годом{323}.

В 1943 г. англо-американская авиация неоднократно совершала налеты на Кельн, где находились заводы, изготовлявшие оборудование для подводных лодок, на верфи и машиностроительные заводы Копенгагена, ремонтные мастерские Дюссельдорфа, на заводы в Нюрнберге, производившие дизельмоторы. С 24 февраля по 6 марта, а также 21 мая и 11 июня [273] круглосуточно подвергался ударам с воздуха Вильгельмсхафен. 4 апреля, 19 мая, 13 июня и 29 июля ударам подвергся Киль. Днем 18 марта были сброшены бомбы на сборочно-ремонтные мастерские Вегезака, близ Бремена. Аэрофотосъемка показала, что 7 из 15 находившихся на стапелях подводных лодок были серьезно повреждены{324}. Совершались налеты на верфи Блом и Фосс в Гамбурге и Дацимаг в Бремене.

23 января, 13 февраля, 6 марта, 2 и 16 апреля многократным ударам с воздуха подвергся Лориан, где бомбы были сброшены на большие бетонные укрытия, вмещавшие до 30 подводных лодок, и электросиловую станцию. Англичане признают малую вероятность разрушения бетонных укрытий, но, поскольку немцы решили эвакуировать этот район, делают предположение, что основное оборудование базы было выведено из строя{325}. Интенсивным бомбардировкам подвергся и Сен-Назер. «Летающие крепости» наносили по нему многочисленные удары в январе, феврале, марте, апреле, мае и июне, вследствие чего, как предполагали союзники, оборудование базы было повреждено и обслуживание лодок ухудшилось{326}. Неоднократные налеты совершались на порты Брест, Шербур, Ла-Паллис, Дюнкерк, Роттердам и другие.

По германским данным, воздушные налеты на базы подводных лодок и на промышленные объекты, их производившие, не оказали решающего влияния на строительство подводных лодок{327}.

В связи с развернувшимися операциями на Сицилии и на континенте Италии, с одной стороны, и с переломом борьбы за океанские сообщения в Атлантике в пользу англичан и американцев — с другой, «воздушное наступление» на базы подводных лодок и на промышленные объекты, занятые их строительством, во второй половине года значительно ослабло. Оно теперь было направлено главным образом на промышленные, военно-промышленные объекты Рурской области, Западной Германии, Берлина, Гамбурга и других крупных городов. С января 1943 г. англо-американская авиация наносила удары по 15 из 50 основных германских экономических центров. Поначалу бомбардировки производились часто, но сравнительно небольшого масштаба. Сила ударов с воздуха резко возрастает в марте. 5 марта более 400 тяжелых бомбардировщиков наносят значительные повреждения району Эссена. 12 марта 1000 т бомб сбрасываются снова на заводы Круппа, в этот же период подвергаются бомбардировкам заводы в Кельне, Дюссельдорфе [274] и других пунктах{328}. В течение первых трех месяцев 1943 г. англо-американские самолеты появлялись над германской и оккупированными гитлеровцами территориями каждые сутки. Кроме Эссена, Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Нюрнберга и других городов удары с воздуха наносились по железнодорожным сооружениям, поездам, авиабазам, аэродромам. По данным Мак-Инниса{329}, за первые 3 месяца 1943 г. было повреждено 2 тыс, германских промышленных предприятий, производство германской стальной продукции снизилось на 1 250 тыс. т в год, добыча угля в Саарской и Рурской областях сократилась на 80 тыс. т в день. Возникли серьезные затруднения с жильем и транспортными средствами.

В Рурско-Рейнском районе находилось 20% всей германской промышленности, но здесь сосредоточилось 3/4 добычи угля, 2/3 выплавки чугуна и стали, производство значительной части тяжелого вооружения. К 22 июня на этот район было совершено 550 налетов, в том числе на Кельн — 116, на Дуйсбург — 60, на Эссен — 56, на Дюссельдорф — 53{330}. Бомбардировкам подвергался методически один город за другим до тех пор, пока во всем районе не осталось ни единого центра, не подвергшегося хотя бы одному удару. Повторные налеты осуществлялись по истечении времени, необходимого для того, чтобы город или центр оправился от предшествовавшего удара. Хотя временами из-за погоды или по другим причинам паузы между налетами достигали двух недель, все же в апреле на промышленные объекты Германии было сброшено 11 тыс. т бомб, в мае — 12,5 тыс. т, в июне — до 15 тыс. т. Увеличение бомбовой нагрузки на новейших типах самолетов привело к росту количества сбрасываемых бомб. Так, на Дортмунд 12 мая было сброшено 2 тыс. т, на Мюнстер 11 июня — свыше 2 тыс. т.

16 января 1943 г. состоялся первый большой налет на Берлин, захвативший столицу врасплох; англичане потеряли только один самолет. После этого ПВО Берлина усилилась и налет, произведенный на следующую ночь, стоил англичанам 22 самолетов. 1 марта на город было сброшено 900 т бомб, пожары продолжались трое суток, и 20 тыс. человек оказались лишенными жилища. Столь же мощный налет на Берлин повторился 27 марта. Бомбардировки столицы в смысле разрушения промышленных объектов давали меньшие результаты, чем удары по Рурско-Рейнской области, но зато они оказывали большое влияние на моральное состояние населения. В ночь [275] на 25 июля начались налеты на Гамбург. В результате их город был разрушен на 55–60%.

В июне 1943 г. англо-американская стратегическая авиация стала наносить удары по авиационной промышленности Германии. За несколько налетов было сброшено 12 тыс. т бомб на заводы шарикоподшипников в Швейнфурте. Но и авиация несла большие потери из-за того, что истребители не могли сопровождать бомбардировщики на такое расстояние. Так, при налете на Швейнфурт 14 октября из 228 американских бомбардировщиков было сбито 62 и повреждено 138{331}. Дальнейшие налеты союзники отложили на четыре месяца, пока не прибыли истребители типа «Мустанг» с большим радиусом действия. Тем не менее в 1944 г. германская авиация получила 39 807 самолетов, тогда как в 1942 г. их было произведено 15596{332}.

Обобщая результаты действий авиации в 1943 г. и частично в 1944 г., можно отметить следующее.

Налеты на базы подводных лодок и на заводы, их производившие, не играли решающей роли в борьбе за Атлантику, эта борьба была выиграна союзниками по другим причинам. Бомбардировки авиационных заводов не смогли сорвать производство самолетов.

Вопреки стремлениям буржуазных фальсификаторов истории второй мировой войны изобразить налеты на Германию англо-американской стратегической авиации как действия, сыгравшие решающую роль в разгроме фашистской Германии, даже некоторые американские авторы вынуждены признать, что «стратегические бомбардировки совершенно не оправдали себя как средство для достижения победы»{333}, что уровень военного производства в Германии «продолжал повышаться на всем протяжении 1944 г. Снижение уровня военного производства было вызвано в основном вторжением в Германию вражеских войск»{334}. «Воздушные бомбардировки во время второй мировой войны не дали решающих результатов в Европе»{335}.

Значительное ослабление военной промышленности Германии, рассредоточенной на большой территории, могло быть достигнуто лишь в течение нескольких лет при систематических налетах на объекты с расходом огромного количества самолетов.

Эффективнее воздействовать на военную экономику Германии можно было, нанося удары по топливным источникам, т. е. по районам добычи угля и нефти. [276]

Дальше