Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 3.

Военные действия в Атлантике (22 июня 1940 г. — 22 июня 1941 г.)

Изменение обстановки в Западной Европе и Атлантике после поражения Франции. Попытка вывести Англию из войны

Критическое положение Англии

После капитуляции Франции единственным противником Германии в Западной Европе оставалась Англия. Но теперь она потеряла союзника на суше и лишилась барьера, прикрывавшего ее от непосредственного соприкосновения с Германией.

Британию отделял от врага пролив шириной в 25 миль, который гитлеровцы могли форсировать наличными средствами. Экспедиционная армия, потерявшая под Дюнкерком боевую технику и вооружение, ослабла. Английское правительство рассчитывало на свою авиацию и военно-морской флот, однако последний в условиях потери господства в воздухе сам оказался в тяжелом положении, особенно крупные корабли при их действиях в стесненном районе, изобилующем минами и навигационными опасностями и расположенном в непосредственной близости от аэродромов противника. Ограниченные в этот период поставки из США не всегда достигали британских берегов. В отдельные месяцы 1940 г. потери на коммуникациях превышали 400 тыс. брт. Занятие норвежских и французских баз и портов сулило фашистскому командованию большие возможности нанесения воздушных ударов по Англии и расширения борьбы на ее морских сообщениях. Таким образом, положение Британии во второй половине 1940 г. значительно ухудшилось, и не случайно в этот период в ее правящих кругах появляются капитулянтские настроения, а когда в Германии стали открыто писать о вторжении на Британские острова, английское правительство договорилось с Канадой о своем вероятном переезде в эту страну. [92]

В этой тяжелой обстановке английский народ проявил мужество и непоколебимою волю в борьбе за свою свободу и независимость. Он решительно выступил против капитулянтских настроений отдельных представителей правящей верхушки страны, потребовал мобилизации всех сил на отпор врагу.

План операции «Морской лев»

Захватив страны Восточной и Западной Европы и имея верных союзников в лице Муссолини и Франко, Гитлер рассчитывал на временную стабилизацию положения в Европе перед новыми актами агрессии для развертывания своих сил и завершения кораблестроительной программы «Зебра». Фашистская Германия была заинтересована и в союзе с Англией. Поэтому сразу же после поражения Франции Гитлер в своем обращении к рейхстагу открыто заявил о желании заключить мир с Англией, британскому правительству были сделаны соответствующие предложения через США и Швецию. Однако англо-германские империалистические противоречия в новой политической ситуации в Европе обострились еще больше. Кроме того, гитлеровцы показали себя самыми жестокими поработителями и варварами и соглашение с ними означало бы потерю престижа во всем мире. Правительство Англии отвергло предложения Германии.

2 июля 1940 г. верховное командование вооруженных сил Германии (ОКВ) дало указание о подготовке операции по вторжению в Англию (операция «Морской лев»). Гитлер и узкий круг его приближенных не думали серьезно об этом вторжении. Операция «Морской лев» планировалась, с одной стороны, для оказания давления на Англию, с другой — для дезинформации противника и маскировки переразвертывания своих сил с запада на восток против Советского Союза. Однако непосредственные исполнители плана искренне верили в возможность такой операции, поэтому плав и замысел ее представляет интерес.

16 июля Гитлер подписал директиву № 16, которая определяла задачи всем видам вооруженных сил. Целью операции являлась высадка стратегического десанта (две армии) на южное побережье Англии от Рамсгейта до м. Вест на о. Уайт. План операции, сроки ее проведения и состав участвующих сил несколько раз изменялись из-за резких расхождений во взглядах между командующими различными видами вооруженных сил. Командование сухопутных сил требовало проведения высадки на широком фронте в трех районах побережья Ла-Манша от Маргет до зал. Лайм (к западу от о. Уайт), командование флота настаивало на высадке на более узком участке фронта ввиду недостатка сил для прикрытия десантных отрядов в западных районах Ла-Манша. Армия считала целесообразным осуществить высадку перед рассветом, а флот, опасавшийся внезапных ударов морских сил противника, — [94] после рассвета, в начале отлива, приблизительно через два часа после полной воды{117}. Самые благоприятные условия для перехода и высадки, по расчетам морского командования, приходились на 20–26 августа и 19–26 сентября. Однако по мере приближения этих сроков Редер неизменно докладывай о неготовности сил к операции и настаивал на перенесении высадки с августа на сентябрь 1940 г., а затем на май 1941 г.

В последнем варианте план операции предусматривал высадку группы армий «А» в районе между Фолкстон и Брайтон на фронте около 120 км с ближайшей задачей захватить плацдарм по линии Брайтон, Акфилд, Этчингхем, Ашфорд, Кентербери, Дил шириной 20–30 км и, наступая с него, захватить Лондон, выйти на линию Оксфорд, Молдон. При благоприятном развитии событий предполагалась высадка в зал. Лайм двух дивизий.

Немецко-фашистское командование планировало высадить в первом эшелоне отдельные части 9 пехотных дивизий с танками и 2 соединения воздушнодесантных войск, во втором — 4 танковые дивизии. В первые 3 дня намечалась высадка 120 тыс. человек с вооружением и техникой, а в течение 11 суток — 10 дивизий с техникой и тылами. Все три эшелона (23 дивизии) предполагалось перевезти за 6 недель{118}. Германское морское командование неоднократно настаивало на необходимости завоевания господства в воздухе в противовес английскому превосходству в морских силах. В качестве отвлекающего маневра предусматривались демонстративные действия немногочисленных групп кораблей севернее района высадки. На переходе десантные отряды должны были прикрывать береговые батареи из района Грине. Одной из задач флота являлось также траление фарватеров, по которым предстояло следовать десантным отрядам. Для перевозки десанта в многочисленных портах и бухтах Северного моря и Английского канала (Антверпен, Остенде, Дюнкерк, Кале, Булонь и др.) сосредоточились 155 транспортов (700 тыс. брт), 1277 паромов, барж и лихтеров, большей частью несамоходных, 471 буксир, 1161 мотобот{119}.

На 2-й и 3-й воздушные флоты Германии, насчитывавшие на 10 августа 875 бомбардировщиков, 316 пикирующих бомбардировщиков, 702 одномоторных и 227 двухмоторных истребителей (всего 2120 боеспособных самолетов), возлагались задачи: добиться господства в воздухе, ослабить морские силы англичан до начала высадки и парализовать их в ходе ее, разведать оборону, дислокацию и действия противника, блокировать его основные базы, ослабить к началу операции [95] противодесантные силы на побережье, обеспечить ПВО десантных отрядов на переходе морем и в районе высадки. В случае необходимости для участия в операции могли быть привлечены силы 5-го воздушного флота, состоявшие из 123 бомбардировщиков и 34 двухмоторных истребителей, базировавшихся на аэродромах Норвегии. Таким образом, на авиацию было возложено выполнение основных задач по обеспечению высадки десанта на побережье Англии, что обусловливалось слабостью морских сил Германии.

В самом начале планирования и подготовки операции «Морской лев» Гитлер приказал начать составление плана нападения на Советский Союз. Этот новый грандиозный по своим масштабам и вероломству план постепенно вырастал в важнейший план войны, отодвигая в сторону все нерешенные проблемы. Единственно, чего еще добивался Гитлер, это вывода Англии из войны. С этой целью 31 июля он приказал начать в первых числах августа «воздушное наступление» на Англию, которое вместе с угрозой вторжения должно было приблизить момент ее капитуляции.

В ходе этого наступления фашистская авиация, использовавшая около 400 аэродромов Западной Европы, должна была подавить английскую авиацию на земле и в воздухе, разрушением военных заводов расстроить военное производство Англии и уничтожением складов и портов довести Англию до голода.

Однако ни по характеру подготовки, ни по составу самолетного парка германская авиация в 1940 г. не была готова к решению стратегических задач. В ее составе отсутствовали дальние бомбардировщики, авиабомбы имели малую разрушительную силу, а ограниченный радиус действия истребителей «мессершмитт» позволял сопровождать ударную авиацию только при бомбардировке объектов в юго-западной части Англия. Массированные удары фашистской авиации по городам Англии вызвали в них большие разрушения и многочисленные человеческие жертвы среди населения. Но они не были катастрофическими и не сломили воли к сопротивлению у английского народа, хотя Черчилль после войны и отмечал, что если бы бомбы образца 1943 г. были сброшены на Лондон в 1940 г., создались бы такие условия, при которых всякое сопротивление было бы подавлено.

За время «воздушного наступления» немецкая авиация сделала 30 тыс. самолето-вылетов, английская — 52 тыс. Кроме того, англичане использовали сотни зенитных орудий и другие средства ПВО. В результате потери немцев составили 1541 самолет, из них 200 поврежденными, английские — 850 самолетов{120}. Не желая ослаблять свою авиацию, которой [96] предстояло принять участие в войне против Советского Союза, немецко-фашистское верховное командование 31 октября 1940 г. прекратило «воздушное наступление» на Англию, не решив поставленных задач и не добившись господства над территорией Англии.

12 октября последовала директива Гитлера о перенесении операции «Морской лев» на 1941 г. Но в этой директиве указывалось, что «с настоящего времени до весны подготовка к операции «Морской лев» должна продолжаться единственно с целью создания политического и военного давления на Англию»{121}. Операция по вторжению в Англию служила лишь маскировкой для подготовки нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Действия немецких подводных лодок в Атлантике и борьба с ними

Расширение системы базирования лодок

После захвата Норвегии и западных районов Франции создались благоприятные условия для расширения системы базирования германских лодок. Уже в июне 1940 г. французские базы Бискайского залива стали очищаться от мин. В незначительно пострадавших Бресте, Лориане и Сен-Назере восстанавливались верфи, доки и другие сооружения, необходимые для обеспечения боевых действий подводных лодок. Их главной базой в этом районе был избран Лориан. Из немногочисленных германских кораблей специальной постройки и захваченных рыболовных траулеров и вспомогательных судов в 1940 г. гитлеровцы создали 8 флотилий тральщиков, сторожевых судов и охотников за подводными лодками, которые обслуживали определенные участки побережья. В июле 1940 г. в базы Бискайского залива начали прибывать первые германские подводные лодки. К началу августа в Лориане была оборудована верфь для их ремонта. Путь лодок из этих баз к западным подходам Англии и обратно теперь сократился на 800–900 миль, что позволило увеличить время их пребывания в районе боевых действий. Кроме того, немцы получили возможность использовать в Атлантическом океане малые подводные лодки. В результате общая эффективность использования лодок повысилась. Соотношение числа лодок, выделенных для боевых действий в этом районе, и числа лодок, находившихся в море, сократилось с 2,35 : 1 до 1,84 : 1{122}.

После вступления в войну Италии между германским и итальянским командованием было достигнуто соглашение [97] о сформировании флотилии итальянских подводных лодок для действия их в Атлантическом океане. К концу 1940 г. в Бордо стало базироваться 27 итальянских лодок{123}.

Действия подводных лодок в Атлантике и борьба с ними

Через три месяца после завершения Норвежской операции и разгрома союзников в Западной Европе германские подводные лодки возобновили активные действия на атлантических коммуникациях англичан. С июня 1940 г. до июня 1941 г. их усилия концентрируются в районе, расположенном западнее Шотландии и южнее Исландии и ограниченном 5–20° з. д. и 52–60° с. ш. Особенно большой успех фашистским подводникам в этот период приносят ночные атаки из надводного положения{124}.

Применявшиеся английской авиацией 100-фунтовые бомбы не уничтожали подводную лодку даже при прямом попадании в нее. Из 23 подводных лодок, потерянных Германией с начала войны до июля 1940 г., авиация не потопила ни одной. Только после нескольких ошибочных атак и попаданий в свои лодки англичане обнаружили низкую эффективность авиационных бомб. С июля английские летчики начали применять глубинные бомбы, а в августе в борьбу с вражескими лодками включилась 502-я эскадрилья самолетов типа «Уайтлей», с новыми радиолокационными станциями. Но из-за слабой подготовки летного состава результаты атак оставались низкими. Только 6 января 1941 г. самолет типа «Сандерленд» в 150 милях к западу от м. Врат уничтожил итальянскую лодку в момент ее погружения. Это была первая победа самолета над подводной лодкой.

С увеличением сил ПЛО в прибрежной зоне Англии фашистские лодки стали действовать против конвоев дальше в океане. В целях экономии боезапаса стрельбы в этот период велись, как правило, с дистанций 3–6 каб. одиночными торпедами. В условиях слабой противолодочной обороны процент попадания достигал в отдельных случаях 60–70%. Так, в августе — сентябре 1940 г. подводная лодка «U-101» за один поход израсходовала все 14 торпед и уничтожила 11 судов водоизмещением 58 тыс. т. Атакуя конвои и крупные транспорты, лодки стреляли залпами по 2–3 торпеды в каждом. Пользуясь большой надводной скоростью, лодка днем следовала за конвоем на большом удалении от него, а с наступлением сумерек сближалась и атаковывала из надводного положения. Если не было преследования, перезаряжалась и вторично атаковывала конвой. В сентябре 1940 г. «U-100», например, в течение двух ночей подряд многократно атаковывала [98] транспорты одного и того же конвоя, потопив в результате 7 и повредив 1 транспорт общим водоизмещением свыше 55 тыс. т{125}. Английской системе конвоев был нанесен первый серьезный удар. Уже в сентябре 1940 г. 40 из 59 потопленных судов, т. е. почти 70%, были в составе конвоев. В следующем месяце потери тоннажа от подводных лодок достигли максимальной цифры за все 13 месяцев войны: 63 судна общим водоизмещением 352,4 тыс. т. Только 17–20 октября во время полнолуния одна группа германских подводных лодок, не понеся потерь, разгромила английские конвои «SC-7» и «НХ-79А», уничтожив из 83 транспортов 31{126}.

Серьезные потери тоннажа резко сократили английский импорт: с 5,5 млн. т в месяц в начале 1940 г. он уменьшился к концу года до 3,5 млн. т (без нефти). В целях защиты своего судоходства англичане начали менять маршруты конвоев на переходе по данным воздушной и радиоразведки, сообщавших районы развертывания фашистских лодок. Кроме того, они нацелили почти всю авиацию на борьбу с лодками в прибрежном районе.

Летом и осенью 1940 г. английское адмиралтейство стало регулярно посылать подводные лодки к базам Бискайского залива, где им удалось уничтожить 4 немецкие лодки. Эпизодические налеты, осуществлявшиеся в этот период малыми силами английской авиации на германские базы, почти не дали результатов, но зато заставили противника организовать ПВО своих баз и обеспечить укрытие лодок, что в последующем снизило эффективность систематических и массированных ударов английской авиации.

В результате расширения системы конвоирования и потерь у Дюнкерка Англии не хватало эскортных кораблей. Поэтому осенью 1940 г. она была вынуждена сдать США на 99 лет в аренду свои островные владения на Багамских островах, островах Антигуа, Сент-Люсия и Ямайка в обмен на 50 старых американских миноносцев. На судостроительных верфях Англии и Канады началась массовая постройка эскортных кораблей. Все это позволило в последующем несколько увеличить корабельное охранение в конвоях и расширить зону конвоирования. Чем дальше немецкие лодки оттеснялись в море силами ПЛО, тем больше возможностей маневра маршрутами конвоев имели англичане.

Широкий маневр маршрутами создавал невыгодные условия для действия подводных лодок, так как им приходилось вслепую искать конвои в открытом океане, в то время как [100] последние были ориентированы о месте нахождения лодок. Пойти на увеличение районов развертывания лодок немцы не могли. Имея к началу войны 57 лодок, они к 1 сентября 1940 г. ввели в строй еще 28, но и столько же потеряли{127}. С 1941 г. число подводных лодок в составе немецко-фашистского флота начинает резко увеличиваться: в среднем ежемесячно в первой половине 1941 г. со стапелей сходит 13 лодок вместо 6 в предыдущее полугодие. 7 эскадрилий (До-16, До-17 и До-18), выделенные для разведки в интересах подводных лодок, из-за малого радиуса действий не могли обеспечить последние необходимыми разведданными, что также снижало эффективность действий лодок. Со второй половины 1940 г. германское командование начинает привлекать к решению этой задачи самолеты типа «Кондор» («Фокке-Вульф-200») с радиусом полета в варианте разведчика свыше 800 миль. Места обнаруженных ими конвоев штаб подводных сил сообщал находившимся в море лодкам, и они меняли район поиска{128}. Но самолетов типа «Кондор» не хватало, и делали они только два вылета в сутки{129}. Поэтому немцы начали постепенно переходить от действий одиночных лодок к сосредоточению их в определенной зоне, затем к действиям групп лодок завесами, перекрывавшими определенный район океана. Новым шагом в тактике лодок явилось наведение самолетом завесы лодок на конвой противника.

Сосредоточение подводных лодок в определенной зоне для последующего наведения их на конвой немцы начали широко применять с февраля 1941 г. Но это были еще не завесы. Самолеты-разведчики находили в море конвои и периодически сообщали лодкам их место и курс. По этим данным лодки шли на перехват уже не вслепую. Однако при большом удалении самолетов от своих баз и подводных лодок от обнаруженного конвоя сумма ошибок в определении места лодок и самолетов подчас была настолько велика, а скорости лодок столь малы, что только незначительной части последних удавалось выйти на курс конвоя. Число встреч лодок с конвоями несколько увеличилось, но результаты их действий не удовлетворяли германское морское командование.

Новый метод использования подводных лодок в группах оформился, когда их стали объединять в завесы. В завесах лодки выстраивались с интервалом 15–20 миль и строем [101] фронта следовали по полосе движения конвоев. Первая обнаружившая конвой лодка сообщала о нем по радио. Это сообщение дублировал береговой командный пункт, что позволяло выходить на конвой и другим лодкам. Если конвой обнаруживали в светло» время суток, лодки следовали за ним в надводном положении параллельным курсом, удерживаясь на пределе видимости (как правило, с транспортов их не видели). С наступлением вечерних сумерек лодки начинали сближаться с конвоем для атаки. Так появилась тактика «волчьих стай». Поначалу время и направление атаки определяли сами командиры лодок.

Завесы лодок могли почти безнаказанно действовать за пределами зоны усиленного эскортирования транспортов, которая распространялась в этот период только на одну четверть пути от Англии до Галифакса. Если до марта 1941 г. основные потери английское судоходство несло в прибрежной (300-мильной) зоне, то начиная с апреля и особенно с мая 1941 г. до 90% потерь тоннажа стало приходиться на район открытого океана, куда не достигала авиация ПЛО с аэродромов Англии. Особенно серьезные удары фашистские лодки наносили английскому судоходству к югу от Исландии и у берегов Западной Африки. В качестве ответной меры англичане увеличили количество кораблей ПЛО в составе конвоев и расширили зону эскортирования.

Показателем усиления ПЛО конвоев было уничтожение в течение одной недели марта 1941 г. трех наиболее результативных германских подводных лодок — «U-47», «U-99» и «U-100», потопивших с начала войны 81 судно (517516 брт){130}.

С конца марта 1941 г. в районе Батерст — Фритаун начали действовать одиночные летающие лодки типа «Сандерленд». В последующем англичане увеличили количество самолетов ПЛО в этом районе до нескольких эскадрилий. Но основные мероприятия по охране судоходства они осуществили на главном маршруте Галифакс — Исландия — Великобритания. На захваченном в июне 1940 г. о. Исландия англичане создали базу эскортных сил, а также перебросили сюда три эскадрильи корпуса береговой обороны, для управления которыми был создан штаб 30-го авиакрыла. С апреля 1941 г. началось сопровождение судов по принципу эстафеты, когда эскортные отряды из Исландии принимали транспорты от отрядов, сопровождавших их из Англии, и следовали с ними до меридиана 35° з. д., где встречали караваны судов, шедшие из США, и сопровождали их до Исландии. Хотя эта мера отодвинула зону действий лодок еще дальше в океан, но полностью обезвредить их не могла. Потери продолжали расти. Вступление в строй новых лодок позволило гитлеровцам в середине 1941 г. [102] довести их число в море до 30. Однако уже в это время германский флот начинает испытывать недостаток в опытных кадрах подводников, особенно командиров подводных лодок. 9 мая 1941 г. в Северной Атлантике была потоплена «U-110», командовал которой последний из офицеров, плававших на лодках с первого дня войны.

В связи с нападением немецких подводных лодок на транспорты за пределами зоны конвоирования и последовательным перемещением района их действий на запад англичане в июне 1941 г. вводят сквозную систему конвоев на северном маршруте от Ньюфаундленда до Великобритании.

Рассматриваемый период характерен непрерывным возрастанием роли авиации противолодочной обороны. Авиация становится основным средством поиска подводных лодок, хотя как ударная сила в борьбе с ними она еще не заняла подобающего ей места. За первые два года войны английская авиация береговой обороны провела 245 атак немецких подводных лодок, но только в одном случае добилась успеха: три лодки она потопила совместно с надводными кораблями и десяти — нанесла повреждения.

Итоги и выводы

Увеличив подводный флот, улучшив его методы применения, систему базирования и обеспечение боевой деятельности, особенно силами авиации, немцы значительно повысили эффективность использования своих лодок. С июня 1940 г. по июнь 1941 г. германские подводные лодки потопили в Атлантике 520 судов общим водоизмещением 2,84 млн. т, что составляло около 53% от общих потерь тоннажа союзными и нейтральными странами. За это же время гитлеровцы потеряли 20 лодок, однако общая численность их в действующем флоте неуклонно росла и к июню 1941 г. составила 146 единиц, т. е. в 2,5 раза больше, чем их было к началу войны.

Подводные лодки применили в «тот период новый метод — действий группами, который обеспечивался прежде всего хорошо налаженной связью лодок между собой, а также с береговым командным пунктом, откуда шло управление завесами. Все большую роль в обеспечении боевых действий подводных лодок начинает играть авиация. Своевременные разведывательные данные о движения конвоев позволили подводным лодкам более целеустремленно проводить поиск неприятельских конвоев, развертываться и следовать в завесах вдоль их разведанных трасс.

Поскольку подводные лодки почти не обнаруживались средствами гидроакустики противника, их тактика характеризовалась дальнейшим ростом числа ночных атак из надводного положения. Торпедные стрельбы выполнялись с коротких дистанций: одиночными торпедами с 3–6 каб. и залпом в зависимости от объекта атаки. [103]

Развитие тактики подводных лодок проходило в борьбе с силами противолодочной обороны. Этот период характеризовался количественным ростом сил и средств ПЛО, широким внедрением на корабли и самолеты ПЛО радиолокации и вооружением современной гидроакустикой вступавших в строй кораблей. Оборона коммуникаций улучшилась за счет усиления непосредственного охранения конвоев, увеличения зоны конвоирования транспортов и охвата авиационным поиском значительно больших районов прибрежной полосы. Все это вынуждало подводные лодки действовать на удаленных от берега морских сообщениях противника, а это объективно требовало объединения лодок в группы. Количественный рост авиации ПЛО, рост ее радиуса действия, вооружение самолетов радиолокаторами и новыми образцами глубинных бомб с более сильным взрывчатым веществом типа «торпекс» улучшили количество и результативность атак лодок самолетами, однако основными силами в борьбе с подводными лодками продолжали оставаться надводные корабли.

Действия на коммуникациях немецких надводных кораблей и борьба с ними

Действия рейдеров

Захватив французское и норвежское побережья, гитлеровцы получили также возможность обеспечить питание в океане надводных кораблей посредством специальных судов снабжения. Однако после Норвежской операции для действий на океанских коммуникациях можно было послать только крейсер «Хиппер», но и он имел ограниченную автономность и дальность плавания (6 тыс. миль){131}. Попытка немцев использовать эсминцы успеха не принесла. В ночь на 8 ноября 1940 г. для атаки конвоя противника, обнаруженного у северо-восточного берега Англии, вышли 7 немецких эсминцев. На пути к конвою отряд попал на минное поле и потерял флагманский эсминец «Т-6». Отказавшись от атаки конвоя, остальные корабли вернулись в базу. На южных подходах к Англии и в Бристольском заливе эсминцам успешно противодействовали авиация и надводные корабли противника.

29 октября 1940 г. Датским проливом в океан вышел тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который 5 ноября при помощи своего самолета обнаружил в Северной Атлантике конвой из 37 транспортов в охранении вспомогательного крейсера «Джэрвис Бей». Командир последнего (он же командир конвоя), вступая в бой с рейдером, приказал судам рассыпаться. [105]

В бою были уничтожены «Джэрвис Бей» и 5 транспортов; остальные 32 судна скрылись в наступившей темноте.

После получения донесения об этом нападении английское адмиралтейство отозвало вышедшие конвои и одиночные транспорты обратно в порты. В течение последующей недели в порты Англии не прибыл ни один транспорт, что серьезно ударило по экономике страны.

Обнаруживший себя «Адмирал Шеер» сразу же взял курс на юг. В районе Азорских островов и островов Зеленого мыса он уничтожил еще 2 транспорта, после чего ушел в Индийский океан, где совместно со вспомогательными крейсерами действовал до марта 1941 г. 1 апреля «Адмирал Шеер» возвратился в Германию, уничтожив за 5 месяцев 16 судов водоизмещением 9.9 059 т, пройдя за это время 46 тыс. миль.

В декабре 1940 г. в Северную и Центральную Атлантику выходил «Хиппер», который после безуспешного нападения на конвой у испанского побережья и кратковременного боя с английским крейсером «Беруик» 27 декабря прибыл в Брест.

В декабре 1940 г. в Атлантику вышли линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Полученные во время тяжелого шторма в Гренландском море повреждения вынудили их вернуться в Германию. После ремонта они 22 января 1941 г. вновь вышли в море. Попытка в 6 час. 28 января незамеченными прорваться в Атлантику у восточного берега Исландии не удалась. Немецкие линкоры радиолокацией обнаружили здесь английский дозорный крейсер «Наяд», который в свою очередь донес о двух неопознанных им кораблях, и английский флот начал развертывание для их перехвата. Так как «Наяд» не смог больше установить контакт с обнаруженными кораблями, его донесение было расценено как ошибочное. 30 января немецкие линкоры приняли в Гренландском море с танкера «Адриа» топливо и 2 февраля, получив от своей воздушной разведки сообщение о возвращении английских тяжелых кораблей в Скапа-Флоу, обошли при помощи радиолокации дозорные корабли противника и направились в Датский пролив. Вдоль ледяного припая у Гренландии линейные корабли «Гнейзенау» и «Шарнхорст» первый и последний раз в ходе второй мировой войны успешно прорвались в Атлантику{132}.

Согласно директиве немецкие линкоры должны были нарушать английские коммуникации в Северной и Центральной Атлантике, всячески избегая встреч с равным по силам противником, в том числе даже с одним линейным крейсером.

8 февраля 1941 г. командир отряда немецких линкоров намеревался атаковать первый встреченный конвой, шедший из Галифакса, но отменил это решение, обнаружив в охранении [106] конвоя линкор «Рэмиллис». Опасаясь, что один из рейдеров обнаружил себя, командир отряда просил командование группы «Вест» направить в район Гибралтара крейсер «Хиппер», чтобы ввести англичан в заблуждение о фактических силах, действовавших в океане{133}.

22 февраля линкоры у банки Флемиш-Кап напали на группу из 6 транспортов, из которых 5 (25 тыс. брт) уничтожили. После этого отряд ушел на проходившую вдоль западного берега Африки коммуникацию из Фритауна через Гибралтар в Англию.

7 марта «Шарнхорст» обнаружил часть быстроходного английского конвоя «SL-67» (54 транспорта в охранении линкора «Малайя» и 2 легких крейсеров) и начал отходить в точку встречи с «Гнейзенау». Командир отряда и на этот раз отказался от атаки конвоя. Через радиостанцию главнокомандующего флотом в Берлине он навел на конвой действовавшие здесь подводные лодки «U-105», «U-106» и «U-124», а сам отошел на запад, чтобы не оказаться в районе их действий. 8 марта «U-124» уничтожила 5 транспортов конвоя, а вслед за ней «U-105» — еще 1 транспорт. В следующие дни «U-105» и «U-106» потопили из состава конвоя «SL-67» еще 7 транспортов и повредили «Малайю». Эти события показали, какие огромные возможности в борьбе на коммуникациях таило в себе взаимодействие надводных кораблей и подводных лодок.

После кратковременного и безуспешного поиска конвоя «SLS-69» отряд вновь направился в Северную Атлантику. Теперь фашистские линкоры вели поиск строем фронта, включив в ордер транспорты снабжения «Икермарк» и «Эрмланд»{134}. 30-мильный интервал между кораблями расширил просматриваемую полосу до 120 миль. При благоприятных метеорологических условиях в поиск включались и корабельные самолеты. До 18 марта «Гнейзенау» и «Шарнхорст» уничтожили и захватили еще 17 транспортов и танкеров противника. Обнаружив себя и опасаясь концентрации крупных сил противника, они 22 марта вошли в Брест, где оставались до февраля 1942 г.

За два месяца немецкие линейные корабли прошли 17800 миль, уничтожили и захватили 22 судна водоизмещением 115610 брт (по английским данным). Это был самый результативный выход боевых кораблей в Атлантику. Действия их обеспечивали 9 судов снабжения, с которых линкоры 8 раз пополняли запасы топлива и продовольствия. В океане им было передано 30 355 т топлива.

В период действий «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в Северной Атлантике на коммуникацию Фритаун — Великобритания выходил из Бреста крейсер «Хиппер». По данным, полученным [107] от подводной лодки «U-37», он 12 февраля атаковал в районе Азорских островов 19 транспортов, к которым еще не успели присоединяться корабли охранения, и 7 из них (33 тыс. брт) потопил. Накануне «Хиппер» уничтожил небольшое судно.

Выход и гибель «Бисмарка»

Подготовка к выходу на три месяца{135} в Атлантику линкора «Бисмарк» и крейсера «Принц Ойген» (операция «Рейнюбунг») началась в январе 1941 г. И на этот раз директива запрещала вступать в соприкосновение с равным противником, чтобы не поставить операцию под угрозу срыва, а в случае неизбежности столкновения требовала решительных действий{136}. Учтя опыт предыдущего крейсерства, немецкое командование к середине мая развернуло в Северной Атлантике для совместных действий с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном» 6 подводных лодок. За несколько дней до выхода кораблей в операцию в Норвежское море и Северную Атлантику было выслано 2 судна снабжения и 5 танкеров, а для выслеживания конвоев была создана система радиоразведки{137} и из французских портов в район действий направлено 2 разведывательных судна. Разведка маршрута перехода кораблей была возложена на самолеты типа ФВ-200.

Переход отряда из Гдыни до Балтийских проливов обеспечивали тральщики и авиация. Действия «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в Атлантике никакие силы, кроме высланных туда подводных лодок, поддержать не могли, так как значительная часть ударной авиации была брошена на восток, где готовилось нападение на СССР; линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в результате налетов английской авиации имели серьезные повреждения{138}, а «Тирпиц» еще не вошел в строй.

По опыту предыдущих действий в системе английской блокады разведка была слабым звеном. Она, как правило, либо не обнаруживала прорывающихся кораблей, либо опаздывала с оповещением своих сил об их выходе. Пользуясь частыми туманами, немецкие корабли уходили от преследования их блокадными силами. В момент обнаружения «Бисмарка» только в Северной Атлантике находилось 11 конвоев, 6 из них шли в английские порты со стратегическим сырьем и оборудованием. Из 5 конвоев, шедших из Англии, особую ценность представлял конвой с войсками и боевой техникой, направлявшийся [108] на Средний Восток и насчитывавший 5 транспортов, 2 крейсера и 8 эсминцев. В этой обстановке, опасаясь новых прорывов фашистских кораблей в Атлантику, англичане повысили бдительность, поэтому прорыв отряда осуществлялся в обстановке значительно усилившейся блокады германского флота.

Ко времени выхода «Бисмарка» и «Принца Ойгена» английские блокадные силы имели следующую организацию. Разведывательная авиация систематически наблюдала за немецкими базами в Северном море и за Балтийскими проливами, на линиях Шетландские острова — Ставангер и Шетландские острова — Олесунн поддерживался постоянный воздушный дозор. В Датском проливе блокадный дозор несли крейсера «Норфолк» и «Суффолк», на линии Фарерские острова — Исландия — крейсера «Манчестер» и «Бирмингем». В Скапа-Флоу в повышенной готовности находился отряд кораблей поддержки дозора (линкор «Принс оф Уэлс», линейный крейсер «Худ» и флотилия эсминцев), в несколько меньшей готовности — главные блокадные силы (линкор «Кинг Джордж V», авианосец «Викториес», линейный крейсер «Рипалс», 4 крейсера и флотилия эсминцев). В Гибралтаре с 24 мая находился отряд «Н», состоявший из линейного крейсера «Ринаун», авианосца «Арк Ройял» и крейсера «Шеффилд», а в юго-западных базах Англии находились в готовности подводные лодки. Авиация дальнего действия базировалась на аэродромах Великобритании, а резерв разведывательной авиации и авиации береговой обороны — на аэродромах Великобритании, Исландии и Ньюфаундленда. Кроме того, в период поиска линкора «Бисмарк» из состава охранения английских конвоев были отозваны 2 линкора, несколько крейсеров и эсминцев.

Состав сил показывает, что англичане в создавшейся обстановке могли сформировать для уничтожения боевых сил противника несколько ударных групп, причем каждая из них по своей мощи превосходила бы отряд немцев. Дислокация и готовность этих сил позволяли отрезать «Бисмарк» и «Принц Ойген» от баз вскоре после их выхода в Атлантику.

Днем 20 мая в проливе Каттегат германские корабли были обнаружены английской агентурной разведкой с территории Швеции. На следующий вечер их видел во время стоянки в Коре-фьорде близ Бергена самолет-разведчик, но в 23 часа им удалось незамеченными выйти из фьорда и направиться к Датскому проливу.

Хотя 22 мая самолет не обнаружил в норвежских фьордах германских кораблей, сам факт их пребывания в этом районе явился основанием к оперативному развертыванию английского флота. Почти одновременно с выходом из Бергена «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в район Датского пролива направился отряд поддержки дозора в составе линейного крейсера [110] «Худ» (флагм.), линкора «Принс оф Уэлс» и 6 эсминцев. Отряд имел задачу крейсерством в Датском проливе севернее 62-й параллели поддержать блокадный дозор и уничтожить корабли противника при попытке их прорыва в океан. Утром 22 мая в море вышли главные силы английского флота — линкор «Кинг Джордж V» (флагм.), авианосец «Викториес», 4 крейсера и 7 эсминцев. В море к ним присоединился линейный крейсер «Рипалс» и 3 эсминца. Задачей главных сил являлось предотвращение прорыва немецких кораблей южнее Исландии, а в случае необходимости — помощь отряду поддержки дозора.

Германская разведка не обнаружила выход английских сил из Скапа-Флоу. Разведку в Датском проливе немцы не вели из-за тумана.

Командир германского отряда, не ожидая новых данных о дислокации и действиях английских морских сил, решил не пополнять запасы топлива с танкера в Норвежском море, а, пользуясь туманом, начать прорыв в Атлантику Датским проливом. Около 19 час. 30 мин. 23 мая «Бисмарк» и «Принц Ойген» были последовательно обнаружены на расстоянии 60 каб. дозорными крейсерами. Непродолжительный бой не дал результатов. Английские крейсера продолжали преследовать германские корабли за пределами визуальной видимости по данным радиолокации, периодически наводя на них силы поддержки, находившиеся в выгодной позиции (в 300 милях к югу от выхода в океан из Датского пролива).

Утром 24 мая произошел бой отряда поддержки дозора с германскими кораблями. Превосходство сил было на стороне англичан. Командующий их отрядом с момента обнаружения «Бисмарка» и «Принца Ойгена» располагал более чем 10 часами для разработки плана боя с вполне определенным противником. Однако вместо совместного удара соединенными силами артиллерийских и торпедных кораблей он решил вступить с противником в артиллерийское единоборство. Дистанция начавшегося в 5 час. 53 мин. боя вскоре сократилась со 125 до 90 каб. «Худ» и «Бисмарк» открыли огонь почти одновременно. При этом «Худ» разделил огонь главного калибра между «Принцем Ойгеном» и «Бисмарком», тогда как последние сконцентрировали весь свой огонь на нем. После четвертого залпа «Бисмарка» на «Худе» возник пожар; последующее попадание в него целого залпа 380-мм снарядов вызвало взрыв боезапаса кормовой башни, «Худ» разломился пополам и скрылся под водой. Из 1500 человек команды линейного крейсера спаслись только трое.

После гибели «Худа» германские корабли перенесли огонь на «Принс оф Уэлс», который запоздал с вступлением в бой из-за неполадок в носовой башне главного калибра. Этот второй английский линкор имел серьезные повреждения в [111] результате попадания 7 снарядов. В ходе всего боя из 93 тяжелых снарядов, выпущенных «Бисмарком»{139}, не менее 10 попали в цель. В 6 час. 09 мин. обе стороны прекратили огонь. Немецкий линкор получил три попадания тяжелых снарядов, отчего ход его снизился с 30 до 28 узл., а из разбитых носовых топливных цистерн вытекла значительная часть топлива.

По приказанию английского адмиралтейства для перехвата германского отряда со всех направлений начали стягиваться крупные надводные корабли, в том числе 4 линкора, 2 линейных крейсера, 2 авианосца, 12 крейсеров и большое количество эсминцев. В район к западу от Бреста были высланы 6 подводных лодок. Для снижения скорости кораблей противника «Принс оф Уэлс» и 2 крейсера вечером 24 мая сблизились с «Бисмарком», но нерешительный с обеих сторон артиллерийский бой не дал результатов. Перед заходом солнца немецкий линкор атаковали 9 торпедоносцев с авианосца «Викториес». Попавшая в «Бисмарк» одна торпеда причинила ему [112] незначительные повреждения. Вскоре английские крейсера, шедшие на противолодочном зигзаге, потеряли радиолокационный контакт с немецким отрядом, и это сорвало намерение командующего английским флотом уничтожить корабли противника на рассвете следующего дня. Утром 25 мая по радиопеленгам было установлено место немецкого линкора, но из-за ошибки в прокладке противник оказался значительно севернее того района, в котором ночью с ним был потерян контакт{140}. Англичане решили, что «Бисмарк» возвращается на север, и направили туда свои главные силы. Однако эта ошибка была исправлена во второй половине дня 25 мая по новым данным радиоразведки, позволявшим сделать вывод о движении немецких кораблей во французские атлантические базы. Сюда и нацеливается авиация берегового базирования. Только через 30 часов после потери «Бисмарка» летающая лодка «Каталина» обнаружила его в 550 милях к западу от м. Лизард (п-ов Корнуэллс). Но линкор был один: вечером 24 мая командир немецкого отряда отпустил «Принца Ойгена» для самостоятельных действий в Атлантике{141}.

Генеральное направление движения «Бисмарка» свидетельствовало о его намерении прорваться в бискайские базы Франции. На пути германского линкора находились Гибралтарский отряд и 6 подводных лодок. Но Гибралтарский отряд был слаб, и адмиралтейство запретило ему вступать в бой с «Бисмарком». В создавшейся обстановке задержать «Бисмарк» до подхода главных сил английского флота могла только авиация. Поэтому сразу же после получения донесения с «Каталины» с авианосца «Арк Ройял» были высланы 2 самолета-разведчика, которые сменили поврежденную зенитным огнем противника летающую лодку. Вслед за ними в район обнаружения линкора вышел крейсер «Шеффилд» для установления с ним локационного контакта. Через 4 часа после обнаружения «Бисмарка» с «Арк Ройял» поднялись 14 торпедоносцев, но из-за плохих метеорологических условий и неудовлетворительно поставленной информации они в 14 час. 50 мин. безуспешно атаковали свой же крейсер «Шеффилд».

Вторая волна торпедоносцев, атаковавшая «Бисмарк» в период между 20 час. 50 мин. и 21 час. 15 мин., добилась двух попаданий. Одна торпеда попала в корму линкора, были повреждены рули и винты. Наведение самолетов осуществлялось [113] с «Шеффилда»{142}, установившего к этому времени радиолокационный контакт с «Бисмарком».

В ночь на 27 мая линкор безрезультатно атаковали эсминцы. К рассвету, когда все английские корабли устремились на сближение с «Бисмарком», он имел ход около 8 узл. Преследуя линкор, английские корабли прошли через позицию немецкой подводной лодки «U-556». Об этой встрече в вахтенном журнале подводной лодки записано: «За кормой из тумана показались линкор «Кинг Джордж V» и авианосец «Арк Ройял» в 10 каб. справа по борту. Если бы у меня было хоть несколько торпед! Мне даже не надо было занимать боевую позицию. Я нахожусь в положении как раз для атаки. Корабли не имеют охранения из эсминцев... Я мог бы занять позицию между ними и прикончить сразу же 2 корабля. Может быть, я мог бы помочь «Бисмарку»{143}.

Около 9 час. «Кинг Джордж V» и «Родней» после длительного и осторожного маневрирования сблизились с «Бисмарком» [114] на 100 каб. и открыли артиллерийский огонь, на который он отвечал довольно интенсивно, но неточно. В результате более чем часового боя, завершившегося на дистанции около 20 каб., «Бисмарк» полностью потерял ход, артиллерия его умолкла. Подходили к концу запасы топлива и снарядов у англичан, и их командующий, опасавшийся к тому же атак немецких подводных лодок и авиации, решил добить корабль противника торпедами с крейсера «Дорсетшир». «Бисмарк» выдержал попадание еще трех торпед, но после открытия кингстонов перевернулся и в 10 час. 36 мин. 27 мая затонул с большей частью своей команды, насчитывавшей 2300 человек. Всего по «Бисмарку» было выпущено около 900 снарядов калибром 130 мм и больше, а также 83 торпеды, в том числе 32 авиацией и 51 надводными кораблями. Линкор получил не меньше семи торпедных попаданий.

Потопив «Бисмарк», англичане развернули поиск в Атлантике «Принца Ойгена», который, как известно, прибыл в Брест. О высокой эффективности поисковых действий свидетельствует то, что все 5 германских танкеров общим тоннажем 48511 брт, развернутых в океане для снабжения отряда, были найдены и уничтожены. Это показывало, что действия надводных кораблей на коммуникациях вдали от своих баз стали совершенно бесперспективными.

Операция по уничтожению «Бисмарка» характерна привлечением из баз Атлантического океана и Средиземного моря для действий в огромном районе океанского театра крупных сил английского флота: 5 линкоров, 3 линейных крейсеров, 2 авианосцев, 14 крейсеров и 22 эсминцев. Кроме надводных сил в операции использовалась авиация флота и военно-воздушных сил Англии с аэродромов Великобритании, Исландии и Канады, авиация США{144}, подводные лодки из английских баз, радиопеленгаторные станции на обоих побережьях океана.

Важной проблемой, которая встала перед английским командующим, являлось снижение скорости хода быстроходного и мощного линейного корабля для последующего сосредоточения превосходящих сил. В создавшейся обстановке решить эту задачу оказалась способной только авиация, сыгравшая во всей операции решающую роль. Она обнаружила германские корабли на выходе из проливов и в норвежских фьордах и вечером 26 мая нанесла «Бисмарку» смертельный удар.

В обнаружении «Бисмарка» и в его последующем уничтожении большую роль сыграли средства радиосвязи и радиолокации, которыми были оснащены английские самолеты и [115] корабли. На последней фазе операции (в ночь на 27 мая) сосредоточение сил к месту нахождения немецкого линейного корабля осуществлялось по донесениям кораблей, находившихся в радиолокационном контакте с противником, причем места доносивших кораблей определялись по радиопеленгам, что было точнее, нежели счислимые места самих кораблей после длительного пребывания их в океане. Игнорирование немцами радиомаскировки облегчило англичанам поиск сил противника в океане.

Несмотря на достигнутые результаты, в оперативной и тактической подготовке английского флота обнаружились серьезные пороки. Вместо того чтобы организовать взаимодействие превосходящих артиллерийских и торпедных сил для уничтожения немецкого отряда еще на выходе из Датского пролива, англичане, вступив в артиллерийский бой с германским отрядом, проиграли его. Потеряв «Худ», они не смогли нанести «Бисмарку» значительных повреждений. Крупные недостатки были вскрыты в организации разведки и в управлении силами, в результате чего, несмотря на участие в операции значительной части английского флота, германский отряд из двух кораблей не был уничтожен полностью.

Обращает внимание отсутствие у немцев организации взаимодействия кораблей с другими силами на театре, а импровизация такого взаимодействия уже в ходе операции, когда создалась угроза перехвата «Бисмарка», не дала результатов. От взаимодействия с подводными лодками, развернутыми к югу от Гренландии для нанесения ответного удара по преследующему противнику, командир германского отряда отказался из-за недостатка топлива на «Бисмарке»{145}. До завесы своих лодок в районе Бискайского залива «Бисмарк» не дошел. Воздушная разведка, организованная немцами для обеспечения прорыва «Бисмарка» первоначально в океан, а затем в свои базы, слишком запоздала и не раскрыла развертывания английского флота. Небольшие силы ударной авиации при ограниченном радиусе ее полета не смогли оказать «Бисмарку» необходимой помощи.

Последняя безуспешная попытка

11 июня 1941 г., т. е. за 11 дней до вероломного нападения на Советский Союз, гитлеровцы, стремясь поддержать напряжение на английских коммуникациях, выслали в Атлантику тяжелый крейсер «Лютцов». Заранее информированные агентурной разведкой о его выходе, англичане вели усиленный поиск его у берегов Норвегии. 13 июня крейсер обнаружила и атаковала английская авиация. Получив попадание одной торпеды, крейсер вернулся в Киль. [116]

Это был последний выход германского боевого корабля в Атлантику в период второй мировой войны.

Заключение и выводы

Таким образом, основной метод борьбы англичан с фашистскими рейдерами, начиная от охоты за «Шпее» до уничтожения «Бисмарка» и повреждения «Лютцова», состоял в сосредоточении в районе обнаружения рейдера надводных и воздушных сил для уменьшения его скорости хода предварительными ударами и последующего уничтожения превосходящими силами флота. Англичане возвели этот метод борьбы с надводными рейдерами в принцип и свои успехи объясняли искусством скрытно концентрировать крупные соединения кораблей для разгрома обнаруженного противника. В действительности концентрация больших сил для борьбы с рейдерами была возможной из-за отсутствия у английского флота других задач. Кроме того, концентрации английских сил способствовали сами немцы, придерживавшиеся порочного для современных условий метода одиночного крейсерства. Наличие таких могучих средств разведки, как радио и авиация, изменили и затруднили деятельность одиночных кораблей.

Наряду с обеспечением прорыва в океан, большие трудности испытывались при организации снабжения рейдеров в море специальными судами снабжения{146}. Для обеспечения крейсерства только двух боевых кораблей в различных районах океана развертывалось от 5 до 12 сухогрузных судов и танкеров. Для организации встречи с ними в океане нарезалось до 20 крупных квадратов, имевших свой литер или название, затем каждый из этих квадратов делился на ряд более мелких {147}. Первоначально суда снабжения занимали район ожидания, удаленный от основных путей движения противника. С получением заявки от рейдера сигналом с радиостанции морского штаба ближайший к рейдеру танкер или сухогрузное судно направлялись в район встречи с ним, соблюдая при этом полное радиомолчание.

Передача в море топлива проводилась обычно на ходу при скорости хода 7–9 узл., а сухих грузов — при помощи катеров, шлюпок и специальных плотов ночью при застопоренных машинах. Один из рейдеров — «карманный линкор» «Адмирал Шеер» за время крейсерства с ноября 1940 г. по апрель 1941 г. 14 раз получал пополнение топлива и продовольствия от своих судов снабжения. Поэтому поиск и уничтожение таких судов являлись для англичан одним из основных методов борьбы с рейдерами. [117]

С ноября 1940 г. по июнь 1941 г. немецкие линкоры и крейсера сделали 5 выходов на английские коммуникации продолжительностью от. нескольких суток до 5,5 месяцев («Адмирал Шеер»). По английским данным{148}, за это время ими было уничтожено и захвачено 51 судно общим тоннажем 257 381 брт. При этом немцы потеряли линкор «Бисмарк», получил тяжелые повреждения крейсер «Лютцов». Но дело не только в потерях обеих сторон. Действия германских надводных кораблей оказали большое косвенное влияние на судоходство противника и действия его флота. Они вызвали большое напряжение всех сил английского флота, заставив сопровождать все крупные конвои линкорами и крейсерами, вести непрерывную и утомительную блокаду германского флота на линии Гренландия — Шетландские острова, переключить крупные силы авиации для борьбы с рейдерами. Задержка конвоев в портах формирования из-за недостатка кораблей-конвоиров тяжело отражалась на оборачиваемости тоннажа и экономике Англии. Однако немцы не могли длительное время поддерживать это напряжение, так как их авиация, брошенная весной 1941 г. к советским границам, не имела возможности обеспечивать боевые действия флота.

После начала Великой Отечественной войны немецко-фашистское командование перевело крупные корабли в норвежские воды для нападения на конвои, идущие в Советский Союз и обратно. Но здесь их действия оказались еще менее успешными, нежели в Атлантике.

Действия вспомогательных крейсеров и борьба с ними

Вспомогательные крейсера Германии периода второй мировой воины были оборудованы из наиболее современных, быстроходных транспортов. Списки таких своих и иностранных судов, посещавших германские порты, морское командование составляло начиная с 1931 г. Большую помощь в этом деле ему оказывали пароходная компания «Вариед танкер компани». Финансируемая американцами, эта компания «владела 26 танкерами, которые с начала войны все вошли в состав вспомогательных судов германского флота»{149}. В состав флота вошло также большое количество сухогрузных судов, наиболее быстроходные из них были переоборудованы во вспомогательные крейсера. С 1940 по 1942 г. вступило в строй 11 кораблей этого класса, еще 5 готовилось, но ни один из них в строй не вошел.

В целях маскировки вспомогательный крейсер имел кроме названия боевой номер, который оставался неизменным, в то время как названия постоянно менялись. [118]

Боевые действия фашистских вспомогательных крейсеров начались весной 1940 г. на удаленных, слабо охраняемых коммуникациях противника, куда они были высланы замаскированными под коммерческие суда нейтральных стран. Их действиями гитлеровцы рассчитывали, во-первых, нарушить судоходство противника в удаленных районах и, во-вторых, рассредоточить его усилия, облегчив тем самым действия своих сил в других районах.

Методы использования вспомогательных крейсеров мало чем отличались от применяемых в первой мировой войне и состояли в скрытом выходе на удаленные пути в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, где не вводилась система конвоев, и уничтожении там одиночных транспортов и промысловых судов.

Первыми в Атлантику вышли: 31 марта 1940 г. вспомогательный крейсер «Атлантис» (№ 16) и 7 апреля (вместе с норвежским десантом) — «Орион» (№ 36). В середине апреля они получили приказ возможно быстрее проявить себя в Атлантике, чтобы оттянуть силы английского флота от Норвегии{150}. Вскоре появились их первые жертвы.

Летом 1940 г. на английские коммуникации были выведены «Виддер» (№ 21), «Пингвин» (№33), «Тор» (№10) и «Комет» (№ 45). Таким образом, всего в этом году гитлеровцы направили на коммуникации 6 вспомогательных крейсеров с расчетом охватить их действиями обширные районы океана. В Атлантическом, Индийском и Тихом океанах должны были действовать одновременно по 2 корабля. До конца 1940 г. все эти вспомогательные крейсера захватили и уничтожили 54 судна водоизмещением 366 644 т.

До захвата французских баз вспомогательные крейсера прорывались в Атлантику через Датский пролив, после захвата — иногда через Английский канал. Вместе с вспомогательными крейсерами на коммуникации высылались и их суда снабжения, главным образом танкеры (боеприпасы рейдеры забирали на весь период крейсерства). Направлялись вспомогательные крейсера обычно на 12 месяцев, но отдельные из них значительно перекрыли эти нормы автономности. Так, «Атлантис» пробыл в море 20 месяцев и 11 дней{151}.

Вспомогательные крейсера, как правило, действовали поодиночке, и только в Тихом океане осенью 1940 г. на пути Австралия — Панама — парой. Районы действий вспомогательных крейсеров по сравнению с войной 1914–1918 гг. расширились, но масштабы борьбы увеличились незначительно, так как одновременно на океанских сообщениях их действовало не более шести. [119]

Англичане противопоставили вспомогательным крейсерам противника 25 своих вспомогательных крейсеров и до 15 крейсеров специальной постройки, действовавших одновременно на различных театрах.

При равном артиллерийском вооружении немецких и английских вспомогательных крейсеров (по шесть 150-мм орудий) немцы имели на своих кораблях современные приборы управления огнем, а дальнобойность их пушек превышала дальнобойность английских на 10–15 каб. Поэтому превосходство немцев было очевидным. При столкновении немецкого «Тор» (3900 брт) с английскими «Алькантара» (22 тыс. брт), а позже с «Карнарвон Кастл» (20 тыс. брт) последние получили серьезные повреждения, а небольшой маневренный и хорошо вооруженный рейдер особого ущерба не имел. В апреле 1941 г. «Тор» уничтожил английский вспомогательный крейсер «Вольтер» (13 тыс. брт){152}. Это заставило англичан переоборудовать свои вспомогательные крейсера и поставить на них современные орудия.

Кроме артиллерии немецкие суда были вооружены торпедными аппаратами (по 6 труб), а на «Комет» (№ 45) их было 10. При выходе в крейсерство они принимали мины (до 400). На борту их находилось 1–2 гидросамолета, однако из-за трудности подъема на океанской зыби и волне использовались они редко.

Первым из крейсерства в Северной Атлантике вследствие аварии в машинах возвратился в октябре 1940 г. вспомогательный крейсер «Виддер» (№ 21), который за 5 месяцев уничтожил и захватил 12 судов общим тоннажем свыше 70 тыс. брт. Затем в Центральную и Южную Атлантику в декабре 1940 г. вышел вспомогательный крейсер «Корморан» (№ 46), который в 1941 г. перешел в Индийский океан. Весной 1941 г. из 10-месячного крейсерства возвратился «Тор», уничтоживший 12 судов (96 тыс. брт). В 1940–1941 гг. успешно действовали в паре в Тихом океане «Орион» (№ 36) и «Комет» (№ 45). Кроме нападения на суда в океане они обстреляли о. Науру, где уничтожили 4 судна (21 500 брт) и на длительный срок прервали здесь добычу и вывоз фосфатов. В течение 10 месяцев «Орион» уничтожил 10 судов, а «Комет» за 12 месяцев — 7 судов. Оба эти судна были проведены в германские базы через Английский канал и Па-де-Кале.

Успешно действовал против промыслового флота в южной части Индийского океана вспомогательный крейсер «Пингвин» (№ 33). В 1940–1941 гг. он захватил и отправил в качестве призов в Германию 3 плавучие базы с 22 тыс. т китового жира и 10 китобойных судов. Захваченные китобойное судно и танкер «Старостад» были укомплектованы немецкими командами [120] и превращены во вспомогательные корабли, вместе с которыми «Пингвин» успешно вел поиск и уничтожал одиночные транспорты и танкеры и ставил мины у южной оконечности Африки, в проливе Басса, к югу от о. Тасмания и у Мельбурна (Австралия). Всего за время крейсерства «Пингвин» уничтожил и захватил 28 судов (136 тыс. брт), 5 судов подорвались на его минах. 8 мая 1941 г. к югу от Аравийского полуострова английский самолет навел на «Пингвина» крейсер «Корнуолл», и последний в кратковременном бою уничтожил этот один из результативных рейдеров противника.

Успешно действовал в Индийском океане, а затем в Южной Атлантике «Атлантис» (№ 16). За время совершенного им продолжительного крейсерства было уничтожено и захвачено 22 судна (146 тыс. брт). В ноябре 1941 г. «Атлантис» был потоплен английским крейсером «Девоншир».

Действуя на коммуникациях, германские вспомогательные крейсера искусно маскировались, периодически изменяли силуэт, окраску и название, плавали под чужим флагом. В отличие от первой мировой войны они держали на борту призовые команды, в случае захвата транспортов с ценным грузом отправляли их в свои базы.

Поиску немецких рейдеров способствовало введение на английских судах секретных позывных и специальных условных сигналов, обозначавших район обнаружения рейдера. Получение их позволяло целеустремленно вести поиск противника. Так, по сигналу атакованного и потопленного накануне «Пингвином» танкера английский самолет обнаружил этот рейдер, а 8 мая 1941 г. он был уничтожен. Грозным противником германских вспомогательных крейсеров являлись английские крейсера специальной постройки с их сильным вооружением и большой скоростью хода. Но без помощи радио и авиации они не смогли бы найти в океане быстро переходящие из одного района в другой вспомогательные крейсера. Эти два новых фактора в конечном итоге коренным образом изменили условия действий надводных кораблей на океанских коммуникациях, лишив их всех преимуществ, и прежде всего неуловимости.

Однако проводимые англичанами с большим опозданием и лишь в качестве ответных действий мероприятия по борьбе с рейдерами позволили вспомогательным крейсерам нанести их судоходству весьма ощутимые потери. Чтобы снизить их, английское адмиралтейство стало изменять режим плавания. В основу организации перехода одиночных транспортов в открытом океане было положено два принципа: плавание вдали от общепринятых и известных противнику трасс и значительное отстояние одного маршрута от другого. Такая организация значительно изменила результаты действий немецких [121] вспомогательных крейсеров, так как подчас в течение нескольких недель они не встречали ни одного судна.

Итоги и выводы

Действия надводных кораблей Германии на коммуникациях протекали относительно успешно только в первый период войны (1939–1941 гг.). Но уже тогда обнаружилась несостоятельность предвоенной ориентации немецкого командования на надводные корабли как главный род сил при решении таких задач. Всеми типами надводных рейдеров в этот период было потоплено и захвачено на всех театрах около 904 тыс. брт торгового и промыслового тоннажа. Из этого количества на долю вспомогательных крейсеров приходится 557 267 брт, или около 62%. Боевые корабли сделали 7 выходов в Атлантику, в которых участвовали линкоры «Бисмарк», «Шарнхорст», «Гнейзенау», крейсера «Адмирал граф Шпее», «Дейчланд» (впоследствии «Лютцов»), «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген». Кораблям этих классов удалось уничтожить и захватить 69 английских и нейтральных судов (346 885 брт){153}. Сами немцы потеряли линкор, тяжелый крейсер, вспомогательный крейсер и несколько судов снабжения.

В целом Германия подготовила свои корабли к ведению крейсерских действий несколько лучше, чем в войну 1914–1918 гг. Если в те годы она была вынуждена использовать неприспособленные для действий на коммуникациях корабли из состава эскадр, имевшие слабое вооружение («Эмден» — десять 100-мм орудий), то ко второй мировой войне немцы создали корабли с большой дальностью плавания и автономностью. Именно тяжелые крейсера типа «Дейчланд» и в еще большей степени линкоры типа «Шарнхорст» и «Бисмарк» по своим тактико-техническим данным наиболее полно отражали идеи «крейсерской войны». И тем не менее немецко-фашистское командование не добилось ожидаемых результатов, так как крейсерство надводных кораблей уже ни в какой степени не соответствовало современным условиям ведения боевых действий на море. Развившиеся средства разведки, в первую очередь радио — и авиационной, исключили возможность длительного скрытного пребывания надводных кораблей в океане. Кораблям-одиночкам теперь противостояли разнородные, взаимодействующие между собой силы флота противника. К концу первого периода войны серьезным противником для рейдеров стала авиация. Она начала использоваться не только для их обнаружения, что всегда было главным для сильнейшего флота, но и как ударная сила, способная подчас самостоятельно значительно повредить и даже уничтожить рейдер.

Кризис одиночного крейсерства начал проявляться еще в первую мировую войну, но немцы не поняли этого. Они считали, [122] что гибель их крейсеров объясняется только слабостью их вооружения по сравнению с английскими крейсерами. Однако специально приспособленные для длительных действий в океане рейдеры в годы второй мировой войны не достигли практических результатов «Эмдена» и «Карлсруэ». Небезынтересно при этом отметить, что адмирал Редер, пришедший еще в 1922 г. к выводу, что «благодаря наличию на торговых судах радиотелеграфа крейсеру придется считаться с тем, что в кратчайший срок место его действий будет обнаружено»{154}, когда стал главнокомандующим, т. е. в обстановке еще более развитых средств авиа — и радиоразведки, пренебрег своими выводами, что свидетельствует об авантюрных решениях немецкого главного морского командования.

Действия немецких надводных рейдеров не привели Англию на грань катастрофы, а потери крупных боевых кораблей в ходе войны были для Германии невосполнимы. Кризис в действиях немецких надводных рейдеров свидетельствовал о кризисе взглядов германского командования на средства и методы ведения борьбы на коммуникациях.

Действия на коммуникациях германской авиации

Запоздалое решение и кратковременный успех

В соответствии с соглашением, достигнутым в январе 1939 г. между руководителями флота и ВВС, к концу 1940 г. в составе германского флота должна была находиться 41 эскадрилья. Однако соглашение выполнено не было, и к этому времени морская авиация имела всего 20 самолетов{155}. Вместе с тем ВВС Германии не были подготовлены к действиям против судоходства противника. Выделенные из состава ВВС незначительные силы для действий на коммуникациях осенью и зимой 1939/40 г. добились ничтожных результатов. До мая 1940 г. авиация потопила 37 небольших судов общим тоннажем 49 598 брт. Поэтому практически на протяжении первых 8 месяцев войны вплоть до эвакуации английских войск из Дюнкерка конвои не подвергались ударам с воздуха. За май и июнь 1940 г. авиация уничтожила 70 судов (263 541 брт). Летом 1940 г. удары небольших групп самолетов по судам и конвоям в Английском канале и на прибрежной коммуникации у восточных берегов Англии носили ограниченный, эпизодический характер. В ходе воздушного наступления на Англию ее коммуникации являлись второстепенными объектами для ВВС Германии. Только уроки серьезных потерь авиации [123] в «битве за Англию» помогли немецкому командованию найти правильное решение в использовании авиации.

С норвежских и французских аэродромов даже самолеты Ю-88 и Хе-111 с относительно небольшими радиусами действия могли достигать юго-западных и северо-западных подходов к Англии. Большая уязвимость коммуникаций в этом районе обусловливалась тем, что основные массы английских истребителей были сосредоточены у восточного побережья, где они защищали экономические и административные центры страны. Вместе с тем бомбардировками юго-восточных портов Англии и особенно Лондона гитлеровцы вынудили англичан перенести разгрузку приходящих транспортов в западные порты.

В ноябре 1940 г. фашистская авиация потопила у берегов Англии 18 судов (66438 брт), а в январе и феврале 1941 г. — 47 судов (167902 брт). Повысилась активность подводных лодок и надводных кораблей. Общие потери на английских коммуникациях достигли в марте 1941 г. 139 судов (529 706 брт). В связи с этим Черчилль 6 марта заявил о начале «битвы за Атлантику».

Усилия немецкой авиации продолжали нарастать вплоть до мая 1941 г. В эти месяцы она делала в среднем 2120 самолетовылетов на английские коммуникация. Потери Британии от ее ударов в апреле достигли 323 454 брт из общего количества 687 901 брт, понесенных от действий всех родов сил. Всего за 3 весенних месяца фашистская авиация потопила в Атлантике 212 транспортов (583070 брт), а подводные лодки — 142 транспорта (817887 брт){156}. Поскольку в это время Англия и США строили ежемесячно новые суда общим тоннажем не более 200 тыс. т, такие потери Англия долго выдержать не могла. Ввоз в страну сократился на 20%. «...Чтобы Англия в полгода созрела для мирных переговоров, — замечает Ф. Руге, — тоннаж судов, потопленных всеми средствами, должен составлять по крайней мере три четверти миллиона тонн в месяц»{157}.

В связи с активностью фашистской авиации и подводных лодок на коммуникациях английское адмиралтейство было вынуждено переключить для обороны судоходства не только истребительную, но и ударную авиацию. В связи с этим, как заявил тогда заместитель начальника штаба авиации Англии Гаррис, создалась угроза, что «двадцать немецких подводных лодок и несколько самолетов «фокке-вульф» в Атлантическом океане смогут обеспечить эффективную противовоздушную оборону всей Германии»{158}.

Однако первые крупные успехи немецкой авиации были кратковременными, так как в мае гитлеровское руководство начало перебрасывать ее на Восток, для нападения на СССР. [124]

Основными методами использования авиации против конвоев в море были одиночные действия самолетов-торпедоносцев и групповые — самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков. Метод свободной охоты торпедоносцев практиковался на слабо охраняемых и удаленных коммуникациях. В основе группового действия лежал принцип эшелонирования ударов, когда вслед за атаками торпедоносцев следовали атаки бомбардировщиков.

В ходе первого периода войны немцы стали в небольших масштабах использовать торпедоносную и бомбардировочную авиацию в оперативном взаимодействии с подводными лодками. Это взаимодействие достигалось разделением районов нанесения удара по конвою между лодками и авиацией: первые атаковали в 250–300 милях от берега, вторая — в прибрежной зоне и в базах, а также ставила магнитные мины на фарватерах и в узкостях. Но такие удары осуществлялись эпизодически, заранее они не планировались, а организовывались по мере получения сведений о противнике с привлечением сил, оказавшихся случайно под руками. Так, 8 февраля подводная лодка «U-37» на параллели Гибралтара обнаружила конвой, шедший в Англию. Преследуя конвой, она на следующий день навела на него 5 самолетов с французских аэродромов, которые потопили и повредили несколько транспортов. 10 февраля «U-37» потопила 4 судна из конвоя, а затем навела на него крейсер «Хиппер», уничтоживший из его состава еще 7 транспортов. Это были единственные за всю войну совместные действия разнородных сил, но и в данном случае они не были доведены до тактического взаимодействия.

Самолеты ФВ-200 («кондор») в разведывательном варианте (обычно с дополнительными баками) вылетали из Бордо до параллели Лиссабона, обходили Англию с запада и садились на аэродром Ставангер (Норвегия). Обнаружив конвой в океане, они стремились удерживаться в его районе, пока позволял запас горючего, и сообщали на свои лодки элементы движения конвоя. При этом передача на длинных волнах радиопеленга обеспечивала получение лодками более точного места конвоя, нежели данные о счислимом месте самолета, которые обычно давались с ошибками и не гарантировали сосредоточение лодок в нужном районе. Иногда лодки сами наводили ударную авиацию на конвои. Так, в конце февраля и начале марта 1941 г. «U-47», успешно атаковав несколько раз конвой, поддерживала с ним контакт до прибытия вызванной ею авиации. В результате шестью ФВ-200 потоплено еще 9 судов{159}.

Дальнейшее оттеснение подводных лодок в океан исключало их взаимодействие с авиацией из-за малого радиуса действия последней. Многократные требования флота о создании [125] специальных самолетов с большим радиусом действия не были удовлетворены. «Одной из наших самых тяжелых ошибок, — писал Дениц, — явилось отсутствие в подчинении военно-морских сил, в частности подводного флота, авиации для воздушной разведки»{160}.

Защита коммуникаций от авиации

Англичане оказались в беспомощном состоянии, когда противник начал широко использовать против их коммуникаций свою авиацию. На 10 июля 1940 г. англичане имели 54 эскадрильи (665 самолетов-истребителей){161}. Их основная задача состояла в обеспечении ПВО экономических центров. К действиям за пределами визуальной видимости берегов истребители не были подготовлены, поэтому могли прикрывать конвои только в прибрежной зоне. В южной и юго-восточной частях Англии это делали истребители 10-й и 11-й, а в центральной и северной — 12-й и 13-й авиагрупп. Каждая из них имела свою систему базирования и в периоды особенно интенсивных действий фашистской авиации широко использовала аэродромный маневр. Большую роль в наведении английских истребителей на ударную авиацию противника играли береговые радиолокационные станции, создавшие у южных и восточных берегов страны непрерывную зону наблюдения, удаленную к этому времени в зависимости от высоты цели на 40–100 миль от побережья. Для перехвата немецких самолетов были созданы специальные патрули, действовавшие также вблизи берегов. Но, будучи малочисленными, они при массированных ударах вражеской авиации не обеспечивали защиту конвоев. Поэтому во второй половине 1940 г. англичане перешли к проводке конвоев вдоль восточного берега Англии в темное время суток, а днем сосредоточивали всю истребительную авиацию в районе баз, где отстаивались конвои. Лишь отдельные конвои ходили днем под прикрытием истребителей.

Положение английских конвоев в открытом океане резко ухудшилось весной 1941 г., когда начали действовать немецкие самолеты ФВ-200. Специальная директива премьер-министра Англии от 6 марта предусматривала в качестве контрмеры удары по фашистской авиации на земле и в воздухе, оборудование транспортов катапультами для подъема истребителей и концентрацию истребителей в районах наибольшей активности авиации противника{162}. Не имея возможности прикрыть конвои с воздуха в открытом океане, англичане стали вооружать транспорты зенитной артиллерией. В 1941 г. ими было установлено [126] около 13 тыс. орудий, но это не решило задачу, так как немецкие самолеты-разведчики, как правило, удерживались за пределами дальности зенитного огня. Включение в мае 1941 г. в состав одного из конвоев транспорта, оборудованного катапультой, явилось принципиально новым, хотя еще и неполноценным решением проблемы борьбы с одиночными самолетами противника вдали от берегов. При появлении воздушного противника самолет поднимался в воздух, после выполнения задачи летчик бросал машину и в надувной резиновой шлюпке ожидал, когда его подберут корабли эскорта. Транспорты с катапультами («САМ Ships»{163}) дали толчок к развитию конвойных авианосцев. Первый из них — «Одесити» вышел в море в июне 1941 г. Переделанный из транспорта, он имел полетную палубу и 6 самолетов. Конвойные авианосцы специальной постройки в последующем сыграли крупную роль в борьбе с подводными лодками.

Таким образом, за 22 месяца первого периода второй мировой войны немецко-фашистская авиация уничтожила 1,395 млн. т торгового тоннажа; 42% этих потерь приходится на март, апрель и май 1941 г. Борьба с судоходством велась несколькими методами — от свободной охоты одиночных самолетов до ударов значительных групп авиации по конвоям в море и в базах. Ощутимые результаты принесло массированное использование авиации.

В начале войны руководители третьего рейха недооценивали роли авиации в борьбе на коммуникациях противника. Отсутствие в составе германского флота боеспособной ударной авиации, а также неподготовленность немецких ВВС к действиям на море отразились на результатах этой борьбы. Кратковременный успех, достигнутый фашистской авиацией в конце первого периода войны, не мог принести стратегических результатов в борьбе с перевозками противника.

Германское командование распылило усилия своей авиации, не организовало систематических совместных действий ее с другими видами и родами сил. Взаимодействие осуществлялось в ограниченных масштабах и только с лодками.

Итоги борьбы за атлантические коммуникации в первый период войны (сентябрь 1939 г. — июнь 1941 г.)

В результате действий всех родов морских сил Германии в первый период войны на коммуникациях в Атлантике у англичан наметился серьезный кризис торгового тоннажа. За 22 месяца войны пополнение торгового флота составило 1,35 млн, т, а потери только Англии — 4,5 млн. т, т. е. почти [127] в 3,5 раза больше того, что строилось, причем потери за три последних месяца первого периода войны (1,72 млн. т) превысили общий тоннаж судов, построенных с начала войны.

Первый период войны характеризовался активным использованием разнородных сил Германии на коммуникациях в Атлантике. Из общего числа потерь союзников и нейтральных стран в тоннаже за этот период (7,6 млн. т) на долю подводных лодок приходится 53,4, авиации — 18,7, надводных кораблей — около 12 и мин — 11,8%.

Начиная борьбу на коммуникациях в Атлантике, немецко-фашистское морское командование поставило своему флоту нереальную задачу по изоляции Англии от внешнего мира, так как не располагало для этого достаточными силами. Подводный флот к началу войны не был готов к действиям в широких масштабах против морской торговли, авиация оказалась распыленной по многочисленным объектам. Для развертывания значительных операций подводных лодок в Атлантике гитлеровцам потребовалось два года, но окончание этого периода совпало с развязыванием ими войны против Советского Союза. В новых условиях основная масса сухопутных сил и авиации фашистской Германии действовала на Востоке, а большая часть флота — в Атлантике. В этом еще раз проявился авантюризм германской стратегии.

Планы «крейсерской войны» Германии провалились. Однако не следует отрицать роль надводных кораблей в борьбе на английских коммуникациях. Их активные действия одновременно с действиями подводных лодок и авиации поставили Англию в весьма тяжелое положение: надо было оборонять свои конвои от всех видов угроз, на что у англичан не хватало сил. Не случайно сами англичане отмечают, что второй квартал 1941 г. был самым тяжелым за всю войну{164}. Именно этот период был первым и последним в войне, когда на коммуникациях активно действовали разнородные силы Германии. Хотя между ними редко достигалось взаимодействие, тем не менее они наносили удары на большую глубину коммуникаций, что один род сил сделать бы не смог. Однако столь кратковременный период не мог принести решительных результатов. Вероломно напав на Советский Союз и получив достойный отпор со стороны Советских Вооруженных Сил, фашистская Германия вынуждена была сосредоточить на советско-германском фронте все свои военные и экономические усилия.

Это оказало решающее влияние на исход борьбы в Атлантике. [128]

Дальше