Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава четырнадцатая.

На защите Ленинграда

Немецко-фашистское командование решающим условием успеха наступления на Москву считало разгром советских войск в Белоруссии, Прибалтике, захват Ленинграда. «Лишь после обеспечения этой неотложной задачи, которая должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта, — говорилось в плане «Барбаросса», — следует продолжать наступательные операции по овладению важнейшим центром коммуникаций и оборонной промышленности — Москвой» {223}.

Враг рвался вперед, не считаясь с большими потерями. Гитлеровцы настолько были уверены в успехе, что, находясь еще в районе Шяуляя, за сотни километров от Ленинграда, определили не только сроки захвата города, но и дату помпезного военного парада немецко-фашистских войск на его Дворцовой площади. Уже был назначен военный комендант Ленинграда, утверждено меню торжественного банкета в ленинградской гостинице «Астория». «Остались часы до падения Ленинграда, этой твердыни Советов на Балтийском море!» — трубило на весь мир берлинское радио.

Однако бредовым замыслам фашистов не суждено было сбыться. Враг натолкнулся на упорное сопротивление советских войск и балтийских моряков.

Балтийский флот был органической составной частью сил, оборонявших Ленинград. С первых дней войны командование Военно-Морского Флота принимало все меры для решения этой главной задачи. Была создана Морская оборона Ленинграда и озерного района (МОЛиОР), началось формирование Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий. До конца 1941 г. МОЛиОР (командующий контр-адмирал К. И. Самойлов, с 10 июля — контр-адмирал Ф. И. Челпанов) совместно с Кронштадтской военно-морской базой (командир контр-адмирал В. И. Иванов) сформировали около 80 береговых стационарных батарей, более 20 зенитных батарей, 7 бронепоездов, 6 бригад морской пехоты, значительное число отдельных стрелковых, пулеметных и маршевых батальонов {224}. 31 июля было создано Управление [193] начальника артиллерии МОЛиОР под командованием контр-адмирала И. И. Грена.

Ряд ленинградских заводов развернули изготовление железнодорожных транспортеров, на которых устанавливались морские орудия, предназначавшиеся для строившихся кораблей. Эти транспортеры составили артиллерийские батареи, которые в условиях хорошо развитой железнодорожной сети под Ленинградом обладали большой маневренностью. Находившиеся в городе корабли были сведены в две группы — западную (линкор «Марат», крейсер «Максим Горький», недостроенный крейсер «Петропавловск» {225} и эсминец «Опытный») и восточную (эскадренные миноносцы «Стройный» и «Строгий»). Третью группу составляла морская артиллерия, находившаяся в районе Кронштадта. Были подготовлены к боевому использованию орудия Научно-испытательного морского артиллерийского полигона (НИМАП), расположенного в районе Ржевки в пригороде Ленинграда.

1 октября 1941 г. МОЛиОР был переформирован в Ленинградскую военно-морскую базу (командир контр-адмирал Ю. А. Пантелеев). При штабе главнокомандующего войсками Северо-Западного направления создали морскую группу во главе с заместителем Наркома ВМФ адмиралом И. С. Исаковым.

Военно-воздушные силы флота привлекались к поддержке сухопутных войск на поле боя и к участию в противовоздушной обороне Ленинграда. В августе на базе 5-го и 73-го истребительных авиаполков, 57-го и 13-го штурмовых авиаполков и 71-й отдельной бомбардировочной эскадрильи авиации КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолетов), оперативно подчиненная командованию фронта. Морская авиация наносила бомбоштурмовые удары по вражеским войскам, аэродромам и переправам, вела воздушную разведку. Только в период с 8 по 21 августа для выполнения этих задач она произвела около 1700 самолето-вылетов.

Имея значительное превосходство в силах, враг во второй половине августа вышел на ближние подступы к Ленинграду. 30 августа немецко-фашистские войска прорвались к левому берегу Невы у Ивановских порогов, восточнее города. Положение здесь стало критическим. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало форсировать реку и соединиться с финскими войсками на Карельском перешейке {226}. В сложившихся условиях оказывать противодействие им могла лишь артиллерия восточной группы кораблей и НИМАП. В тот день морская артиллерия 28 раз открывала огонь, израсходовав более 340 снарядов калибром от 130 до 406 миллиметров. Интенсивно она вела обстрел врага и в дальнейшем. [194]

30 августа Военный совет войск Северо-Западного направления определил «основной задачей КБФ активную оборону подступов к Ленинграду со стороны моря и недопущение обхода морским противником флангов Красной Армии на южном и северном берегу Финского залива» {227}. Для выполнения этой задачи командование флота в срочном порядке усилило восточную группу кораблей, включив в нее канонерские лодки «Зея», «Сестрорецк», «Ока», «Красное Знамя», сторожевые корабли «Вирсайтис», «Разведчик», «Ост», 4 бронекатера, 12 сторожевых катеров, 2 торпедных катера, 4 тральщика и плавучую трехорудийную 45-мм батарею {228}. На базе этой группы был создан отряд кораблей обороны реки Невы (командир капитан 1 ранга В. С. Чероков, с октября 1941 г. — капитан 2 ранга С. Д. Солоухин). Эти силы оказывали эффективную поддержку сухопутным войскам.

В районе Ивановских порогов встречный бой вела стрелковая дивизия НКВД, сформированная из пограничных отрядов. Ее действия с Невы поддерживали артиллерийским огнем крейсер «Максим Горький», эсминцы «Строгий» и «Стройный». Все попытки гитлеровцев форсировать реку были отражены. Линия фронта на этом участке стабилизировалась.

В сентябре танковые соединения противника прорвались к побережью Невской губы на участке Петергоф, Урицк (Лигово). 8 сентября фашистам удалось выйти к истокам Невы и захватить Шлиссельбург, лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землей. Но путь к правому берегу Невы — навстречу финским войскам — им преградили советские части, форпостом которых была крепость Орешек, расположенная на острове. Все попытки врага овладеть крепостью и тем самым окончательно сомкнуть клещи блокады вокруг Ленинграда были сорваны героическим гарнизоном Орешка — балтийскими моряками и пехотинцами. Ядром гарнизона были артиллеристы 409-й батареи флота, которую возглавляли капитан П. Н. Кочапенков и политрук А. Г. Морозов. Находясь в 180 м от вражеского переднего края, на маленьком клочке истерзанной, опаленной снарядами, минами и бомбами земли, защитники крепости стойко вели борьбу с противником. Они выявляли и уничтожали огневые точки, живую силу и технику врага, обеспечивали разведывательными данными советские артиллерийские батареи, располагавшиеся на правом берегу Невы.

Весь сентябрь продолжались ожесточенные бои у стен Ленинграда. Тысячи бомб, снарядов и мин обрушили гитлеровцы на позиции советских войск. Танки с черными крестами на бортах прорывались к городским окраинам. Гитлеровцы штурмовали город с упорством маньяков, но его защитники стояли насмерть.

В отражении вражеского штурма участвовала почти вся корабельная и береговая артиллерия (свыше 400 морских орудий [196] крупного калибра) и вся флотская авиация. Причем часть морских орудий калибром 130–152 мм была установлена в системе укрепленных районов и передана командованию сухопутных войск. Ленинградский фронт, созданный 23 августа, получил от КБФ две батареи (семь 152-мм орудий), четырехорудийную 45-мм батарею, трехорудийную 130-мм железнодорожную батарею и четыре бронепоезда. В районе Дудергоф, Пулково были созданы две батареи специального назначения: на Вороньей горе — батарея «А» из девяти 130-мм орудий, снятых с крейсера «Аврора», на Пулковских высотах — батарея «Б» из десяти 130-мм орудий. В районе Невской Дубровки, на правом берегу Невы, установили батарею из четырех 180-мм орудий, а также восемь снятых с линкоров «Марат» и «Октябрьская революция» 120-мм орудий.

Авиация флота за период оборонительных боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду произвела более 5 тыс. самолето-вылетов, уничтожив при этом до 340 танков, до 1200 автомашин, до 170 полевых и зенитных орудий и до 3 тыс. солдат и офицеров противника {229}.

Плечом к плечу с воинами Ленинградского фронта и народными ополченцами сражались бойцы морских стрелковых бригад, сформированных из экипажей боевых кораблей. Только осенью 1941 г. Балтийский флот послал на сухопутный фронт около 49 процентов своего личного состава.

Враг, не сумев прорвать оборону города, начал выдыхаться. К октябрю фронт под Ленинградом окончательно стабилизировался.

В отражении бешеного натиска немецко-фашистских войск на Ленинград немалую роль сыграли действия советских частей, которые при поддержке батарей Кронштадта, фортов Красная Горка, Серая Лошадь и артиллерии кораблей продолжали прочно удерживать под Ораниенбаумом небольшой плацдарм, нависавший над левым крылом группы армий «Север». Отсюда в сентябре 1941 г. был нанесен контрудар в направлении на Красное Село — во фланг и тыл ударной группировки противника, пытавшейся прорваться в город через Урицк. Контрудар заставил немецко-фашистское командование в критические дни обороны Ленинграда повернуть свои основные силы на петергофское направление с целью ликвидировать приморский плацдарм. Это дало возможность советскому командованию создать непреодолимую оборону на непосредственных подступах к городу.

В августе — сентябре 1941 г. гитлеровцы потеряли под Ленинградом убитыми и ранеными более 190 тыс. солдат и офицеров, 500 орудий и 700 танков. Финская Юго-Восточная армия, наступавшая на Карельском перешейке, к этому времени была остановлена на линии старой государственной границы с Финляндией (в районе Белоострова). [197]

Героическая оборона Ленинграда сковала около 25 вражеских дивизий, исключив возможность планировавшегося гитлеровцами использования части группы армий «Север» для удара на Москву.

Ленинград был первым участком огромного советско-германского фронта, где воины армии и флота рука об руку с трудящимися остановили немецко-фашистские войска и затем вынудили их перейти к обороне.

До второй половины октября балтийцы прочно удерживали острова Бьёркё (Большой Березовый), Тиуринсари (Западный Березовый) и Пийсари (Северный Березовый), прикрывавшие морские подступы к Ленинграду с севера. В распоряжении их гарнизона было 71 орудие, большое количество минометов, свыше 300 пулеметов, более 6 тыс. винтовок. Руководство обороной островов осуществляли полковник В. Т. Румянцев и военком полковой комиссар И. И. Величко.

Неоднократные попытки финских войск высадить в сентябре десанты на острова были отбиты. Но обстановка, сложившаяся в этот период под Ленинградом, требовала усиления его обороны. В связи с этим основные силы флота были переведены из Кронштадта в Ленинград. Западная группа кораблей пополнилась лидером «Ленинград», эскадренными миноносцами «Свирепый», «Сметливый» и «Стойкий». Огневые позиции в открытой части Ленинградского морского канала заняли линейный корабль «Октябрьская революция» и эскадренный миноносец «Стерегущий». Эти меры, в свою очередь, потребовали укрепления обороны Кронштадта. Поэтому 27 октября Военный совет КБФ принял решение об эвакуации гарнизона Бьёркского архипелага. Она прошла скрытно и без потерь. Защитники островов усилили части, оборонявшие приморский (ораниенбаумский) плацдарм, и гарнизон Кронштадтской военно-морской базы.

Не сумев взять Ленинград штурмом, немецко-фашистские захватчики в бессильной ярости решили варварскими артиллерийскими обстрелами и массированными налетами авиации уничтожить город и истребить его население. С этой целью они сосредоточили под Ленинградом около 500 орудий. 4 сентября 1941 г. фашисты начали артиллерийский обстрел города, а 6 сентября на него обрушились первые вражеские авиационные бомбы.

Для эффективной борьбы с противником командование Ленинградского фронта в конце сентября разработало единый план Действий артиллерии и авиации. Были созданы артиллерийские группы контрбатарейной борьбы. Управление сухопутной, береговой и корабельной артиллерией сосредоточивалось в руках начальника артиллерии фронта. Непосредственное управление огнем кораблей, береговых стационарных и железнодорожных батарей флота осуществлялось с командного пункта начальника морской артиллерии вице-адмирала И. И. Грена.

Флотские артиллеристы наносили по батареям врага сокрушительные удары. Если в сентябре контрбатарейные стрельбы [198] морской артиллерии составили около 50 процентов к общему числу стрельб флота, то к ноябрю они достигли 80 процентов.

Обеспокоенное этим, командование группы армий «Север» бросило против советских кораблей всю свою авиацию. 19 и 20 сентября оно предприняло массированные авиационные удары по Ленинграду и кораблям на реке Неве. 21 сентября около 180 вражеских бомбардировщиков прорвались к Кронштадту. Налеты на корабли в Кронштадте были повторены 22 и 23 сентября. Всего в нанесении этих ударов участвовало около 400 самолетов. Однако гитлеровцам не удалось уничтожить крупные артиллерийские корабли, хотя некоторые из них и получили повреждения. Атаки вражеской авиации были успешно отбиты. Командование фронта и флота приняло эффективные меры по усилению противовоздушной обороны корабельных сил, и противник был вынужден с 29 сентября отказаться от дальнейших массированных ударов по ним.

Военно-воздушные силы КБФ (командующий генерал-майор авиации М. И. Самохин) оказывали активное содействие сухопутным войскам, прикрывали главную базу флота — Кронштадт и сообщения на Ладожском озере. В конце 1941 г. они подверглись реорганизации: были сведены в 8-ю бомбардировочную (командир полковник Н. К. Логинов) и 61-ю истребительную (командир Герой Советского Союза полковник И. Г. Романенко) авиационные бригады и 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк (командир майор А. В. Арефьев).

В сентябре советское командование предприняло попытку прорвать блокаду Ленинграда в районе Синявино, Мга. Войска фронта должны были форсировать Неву в районе Невской Дубровки и после захвата плацдарма развивать наступление на Мгу. В ночь на 20 сентября через реку в район Московской Дубровки скрытно переправился батальон капитана В. П. Дубика. На помощь ему был переброшен батальон морской пехоты. Затем после мощной артиллерийской подготовки, в которой участвовала и морская артиллерия, начали переправу 115-я стрелковая дивизия (командир генерал-майор В. Ф. Коньков) и 4-я отдельная бригада морской пехоты (командир генерал-майор Б. Н. Ненашев). Обеспечивал форсирование реки специальный отряд моряков, которым командовал капитан 2 ранга В. Ф. Зозуля. В результате на левом (южном) берегу Невы был создан плацдарм около одного километра по фронту и до 900 м в глубину (Невский пятачок). Ожесточенная борьба за этот небольшой плацдарм продолжалась почти беспрерывно в течение 7,5 месяца.

В сентябре же при содействии Ладожской флотилии были высажены десанты на южное побережье озера. Однако войска 54-й армии Волховского фронта не смогли прорвать вражескую оборону и выйти на соединение с десантниками.

Хотя первая попытка прорыва блокады и не имела успеха, она позволила сковать значительные силы противника и задержать [199] намечавшуюся переброску трех дивизий из-под Ленинграда на московское стратегическое направление.

В начале октября Балтийский флот оказал существенную помощь войскам Ленинградского фронта в наступательной операции, проводившейся в целях восстановления сухопутных коммуникаций на южном побережье Невской губы. Силами Кронштадтской военно-морской, базы был высажен тактический десант в составе батальона моряков (командир полковник А. Т. Ворожилов, военком полковой комиссар А. Ф. Петрухин) в районе Нового Петергофа, а кораблями Ленинградской военно-морской базы — три десанта из двух батальонов и усиленной стрелковой роты в районе Стрельны. При этом авиационное содействие сухопутным войскам оказывали четыре авиационных полка флота (более 90 самолетов). Артиллерийскую поддержку осуществляли линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров», лидер «Ленинград», эсминцы «Свирепый», «Сильный», «Славный», «Сметливый», «Стойкий», канонерские лодки «Амгунь», «Волга», «Кама», «Москва», два бронепоезда и восемь стационарных и железнодорожных батарей (всего 86 орудий калибром от 100 до 356 мм). Эти активные действия советских войск и балтийцев вынудили противника снимать силы с других участков фронта и срочно создавать противодесантную оборону побережья.

В октябре Военный совет Ленинградского фронта провел новую операцию по деблокаде Ленинграда с суши. В ходе подготовки ее флот скрытно перевез с ораниенбаумского плацдарма в район предполагаемого удара стрелковую дивизию и значительно усилил фронтовую артиллерийскую группу.

Операция началась 20 октября. Планировалось совместным ударом с востока и запада окружить и уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника. Флот обеспечивал переправу войск на левый берег Невы. Корабли и береговые батареи в течение четырех дней обрушили на врага более 24 тыс. снарядов среднего и крупного калибра. Однако операция не увенчалась успехом. Противник упредил ее, начав наступление на Тихвин с целью выйти к реке Свирь и, соединившись с финнами, замкнуть второе кольцо блокады восточное Ленинграда. Тем не менее наступательные действия советских войск, поддержанных флотом, привели к расширению плацдарма на левом берегу Невы и сковали до пяти вражеских дивизий, не позволив немецко-фашистскому командованию перебросить их под Тихвин.

К середине ноября войска Красной Армии в тесном взаимодействии с силами Балтийского флота остановили продвижение противника на тихвинском направлении, а в декабре отбросили его в исходное положение.

К концу 1941 г. основные корабельные силы и органы управления флотом сосредоточились в Ленинграде, а Кронштадт в связи с этим из главной военно-морской базы был преобразован в крепость (комендант генерал-лейтенант А. Б. Елисеев), на которую возлагалась оборона ораниенбаумского плацдарма во взаимодействии [200] с Приморской оперативной группой фронта, созданной главным образом из частей морской пехоты. Для выполнения этой задачи в Кронштадте были оставлены линкор «Марат», канонерские лодки «Волга» и «Кама», 5 сторожевых кораблей и 18 тральщиков.

В этот период флот сыграл большую роль в оперативной перегруппировке войск Ленинградского фронта. 8-я армия, оборонявшая ораниенбаумский плацдарм, была доставлена в Ленинград. Она заняла позиции на одном из угрожаемых направлений — на правом берегу Невы, где располагались части Невской оперативной группы. Транспортные суда, на которых перевозились войска с вооружением и техникой, сводились в небольшие конвои. В их состав включались катера-дымзавесчики. Переходы конвоев прикрывались артиллерией и авиацией флота. Всего в период со 2 октября по 12 ноября по фарватерам Невской губы было перевезено более 38 тыс. бойцов и командиров, около 1700 автомашин и тракторов, 309 орудий, более 6 тыс. лошадей и 3 тыс. повозок.

К 19 ноября Невскую губу до маяка Толбухин сковал лед, увеличив линию фронта в обороне Ленинграда на 50 километров. Силы Ленинградской военно-морской базы и дислоцировавшиеся здесь корабли были включены в систему зимней обороны города. На флот возлагалась также охрана ледового фарватера между Ленинградом и Кронштадтом. В период с января по апрель 1942 г. корабельная, береговая стационарная и железнодорожная артиллерия, бронепоезда «Балтиец» (№ 7; командир майор В. Д. Стукалов) и «За Родину» (№ 8; командир майор В. Г. Кропачев) выпустили по врагу 21 414 снарядов калибром от 100 до 406 миллиметров. В результате было уничтожено более десяти артиллерийских и минометных батарей противника, взорвано значительное число складов и мостов, разбито несколько железнодорожных составов, уничтожено много живой силы и техники врага.

В связи с ледоставом была создана круговая оборона Кронштадтской крепости, фортов Обручев и Первомайский. Поперек Невской губы от Ораниенбаума до мыса Лисий Нос протянулась по льду линия инженерных заграждений. Кронштадтская крепость прочно удерживала покрытую льдом Невскую губу, не давая возможности соединиться немецко-фашистским и финским войскам, находившимся на южном и северном берегах. [201]

Блокировав Ленинград, гитлеровцы рассчитывали задушить его героических защитников костлявой рукой голода. Еще в конце августа они перерезали все железнодорожные линяй, связывавшие город со страной. 27 августа в него прорвался последний эшелон с грузами. После этого для ленинградцев наступили тяжелые времена.

Центральный Комитет партии неустанно изыскивал возможности оказания помощи осажденному городу. Защитники Ленинграда постоянно ощущали неразрывную связь со всей страной. [201]

В кольце вражеской блокады оставался небольшой просвет — узкая полоска воды Ладожского озера между берегами, занятыми на юге немецко-фашистскими, на севере — финскими войсками. Именно здесь и пролегла жизненно необходимая блокированному городу коммуникация.

До ледостава на озере перевозки грузов для Ленинграда осуществлялись кораблями и транспортными судами Ладожской военной флотилии, состоявшей из дивизиона канонерских лодок, дивизиона тральщиков, дивизиона катерных тральщиков, группы кораблей специального назначения, двух парусно-моторных шхун, зенитных батарей. В дальнейшем ее состав был усилен сторожевыми кораблями, бронекатерами, малыми охотниками за подводными лодками, транспортами, малыми подводными лодками и береговыми формированиями. Командовал флотилией контр-адмирал Б. В. Хорошхин, которого в октябре 1941 г. сменил капитан 1 ранга В. С. Чероков.

В ноябре ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали ее ленинградцы. Начальником ледового участка трассы был назначен капитан 1 ранга М. А. Нефедов.

Гитлеровцы подвергали Дорогу жизни непрерывным ударам. Днем и ночью над Ладогой не смолкал рев моторов вражеских самолетов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лед, вызывали потери в людях и автотранспорте. Но противнику не удалось прервать движение на трассе. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали ее летчики и зенитчики Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Они надежно контролировали воздушные подходы к ледовой дороге, решительно и смело отражали налеты фашистских самолетов на трассу. В одном из воздушных боев над Дорогой жизни секретарь комсомольской организации эскадрильи Семен Горгуля сбил Ме-109. Но в горячей схватке его самолет И-16 был подбит, и балтийцу пришлось посадить свою машину на лед. «Мессершмитты» сделали шесть заходов, обстреливая поврежденный самолет. И-16 загорелся, летчик был смертельно ранен. Собрав последние силы, С. Е. Горгуля кровью написал на клочке бумаги: «Родина, комсомол, я дрался с врагом, как клялся, получая комсомольский билет, не жалея собственной жизни. Я умираю, но знаю, что мы победим. Я честно выполнил свой долг. Прощайте, друзья! Прощайте, ленинградцы! Умираю за Родину. Победа за нами!»

Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надеждой и кормилицей ленинградцев. За пять зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в город 360 тыс. т продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов {230}. [202]

За период действия ладожской трассы советские летчики совершили более 8 тыс. боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолетов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 самолетов противника {231}.

Пришла весна 1942 года. Под теплыми солнечными лучами стала разрушаться ледовая трасса. Но еще не успел полностью растаять лед, а через озеро уже пошли суда с грузами для осажденного города. Они надежно охранялись кораблями Ладожской военной флотилии. Гитлеровцы бросили против них сотни самолетов, однако пресечь судоходство не смогли. Тогда командование группы армий «Север» решило прибегнуть к другим мерам. 9 октября 1942 г. на Ладоге появились вражеские корабли. В бой с ними вступили дозорные корабли Ладожской флотилии. Затем гитлеровцы попытались высадить десант на остров Сухо, батарея которого прикрывала ладожскую трассу.

Небольшой гарнизон острова, которым командовал коммунист старший лейтенант И. К. Гусев, состоял из моряков-балтийцев, пришедших на Ладогу с надводных кораблей, подводных лодок и из морской пехоты. На рассвете 22 октября защитники Сухо обнаружили большой отряд вражеских кораблей, приближавшийся с северо-запада. Гитлеровцы открыли огонь по острову и дозорному тральщику «ТЩ-100», которым командовал старший лейтенант П. К. Каргин. Балтийцы вступили в неравный бой с врагом. Первыми же залпами батарея острова подожгла головной вражеский корабль. Вскоре пожары вспыхнули на десантных баржах. На тральщике умело действовали расчеты орудий, которыми командовали старшины 2-й статьи Н. П. Свищев и А. И. Попов. Они пустили ко дну катер противника. На помощь «ТЩ-100» {232} подоспел катер «МО-171» старшего лейтенанта В. И. Ковалевского.

Около двух часов батарея острова Сухо, тральщик и малый охотник вели тяжелый бой с отрядом неприятельских десантных судов. Убедившись в тщетности своих попыток артиллерийским огнем подавить сопротивление защитников острова, гитлеровцы бросили в атаку авиацию. Затем им удалось на нескольких надувных лодках высадить на остров десант. Ряды защитников Сухо таяли с каждой минутой. Но в самый критический момент боя на помощь им пришли самолеты Балтийского флота. Штурмовики, ведомые капитаном Г. Д. Костылевым и подполковником Ф. А. Морозовым, потопили 7 десантных судов. Советские истребители сбили над островом 12 самолетов противника. Это позволило защитникам Сухо разгромить высадившийся десант. Остатки десантного [203] отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьезные потери. Противник лишился 17 из 23 десантных судов и уже до конца войны не предпринимал активных действий на Ладожском озере.

Во второй половине 1942 г. гитлеровцы приступили к подготовке нового штурма Ленинграда. Они рассчитывали форсировать Неву и соединиться на Карельском перешейке с финскими войсками. Для этого перебрасывались под Ленинград 11-я армия из Крыма и горнострелковая дивизия из Норвегии.

В этой обстановке Ставка Верховного Главнокомандования считала необходимым проведение силами Ленинградского и Волховского фронтов наступательной операции на мгинско-синявинском выступе. Выполняя указания Ставки, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант артиллерии Л. А. Говоров решил частями 55-й армии и Невской оперативной группы нанести два удара в направлении на Тосно и Синявино.

Для совместных действий с войсками 55-й армии, наступавшими на Тосно, Ленинградской военно-морской базой (командир контр-адмирал И. Д. Кулишов) был сформирован отряд из шести бронекатеров под командованием капитана 2 ранга А. М. Богдановича. К поддержке наступления советских частей привлекалась стационарная и железнодорожная артиллерия. Морская авиация должна была прикрыть районы переправ через Неву, обеспечить наступление наземных войск на противоположном берегу, нанести бомбовые удары по боевым порядкам противника и узлам его обороны. Для высадки десанта флот выделил 38 катеров различного типа.

19 августа при поддержке береговой артиллерии и бронекатеров, под прикрытием дымовой завесы балтийцы высадили в Усть-Тосно десант, которым командовал старший лейтенант А. Е. Кострубо. Десантники прорвали вражескую оборону, что создало благоприятную обстановку для развития наступления частей 55-й армии. Морская артиллерия, оказывая помощь войскам, в период с 19 августа по 8 сентября выпустила по врагу 5089 снарядов. Авиация флота произвела в эти дни 283 самолето-вылета. На захваченный десантом плацдарм катера доставили 952-й полк (командир майор А. И. Клюканов). До 8 сентября продолжалась борьба за плацдарм вблизи Ивановского, но полностью овладеть районом Усть-Тосно не удалось.

Для поддержки наступления войск фронта на Синявино флот выделил 80 стволов корабельной и береговой артиллерии калибром 100–180 мм и 44 самолета {233}. В целях оказания непосредственной помощи командирам стрелковых соединений, частей и подразделений в форсировании Невы в войска было направлено свыше 20 морских офицеров. Капитан 1 ранга А. П. Александров стал тогда заместителем командующего Невской оперативной группой, капитан 1 ранга И. Г. Святов и капитан 2 ранга [204] М. Д. Полегаев — заместителями командиров стрелковых дивизий, капитан 2 ранга А. К. Павловский — заместителем командира стрелковой бригады.

27 августа перешли в наступление войска Волховского фронта. Прорвав вражескую оборону, они к 8 сентября продвинулись на 10 километров. Противник, спешно перебросив в район прорыва резервы, сумел замедлить продвижение советских войск. На этом участке фронта завязались напряженные бои.

В ночь на 26 сентября после артиллерийской подготовки началось форсирование Невы. Войскам фронта и подразделениям морской пехоты содействовал отряд переправы, имевший сотни различных плавсредств, в том числе 15 катеров и мотоботов, 20 самоходных тендеров. За 15–20 минут советские части овладели небольшими плацдармами на левом берегу Невы в районах Арбузове и Московская Дубровка. В течение дня на плацдармы были переправлены две дивизии и одна бригада, 28 орудий, 281 миномет, 12 танков, необходимое количество боеприпасов.

Активную поддержку войскам оказывали корабли Ладожской флотилии и батареи 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады (командир генерал-майор И. Н. Дмитриев, военком полковой комиссар Г. М. Яичников) {234}. Ими было выпущено по врагу свыше 3 тыс. снарядов.

Форсировав водный рубеж, советские войска держали оборону на левом берегу Невы до 6 октября. Поддерживая части Невской оперативной группы, артиллерия флота обрушила на врага 7940 снарядов {235}.

В ходе Синявинской наступательной операции, в которой осуществлялось тесное взаимодействие сухопутных и морских сил, не удалось разрешить основной задачи — деблокады Ленинграда, но ее проведение сорвало готовившийся немецко-фашистским командованием штурм города. В течение 6–8 октября балтийцы, выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования, эвакуировали основные силы с левого берега Невы. Эвакуация прошла четко, без потерь. На захваченном в ходе операции плацдарме оставалась рота 70-й дивизии во главе с капитаном Н. А. Бритиковым. Она героически удерживала плацдарм вплоть до прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.

В 1942 г. флот продолжал успешно решать наиболее ответственные задачи контрбатарейной борьбы. К началу года он имел 416 орудий калибром от 100 до 406 мм, из них артиллерийские установки крупных калибров составляли 28 процентов от общего количества стволов морской артиллерии. Эти орудия обладали большой дальностью стрельбы (до 45 км), высокой скорострельностью и огромной разрушительной силой {236}. [205]

Противник для обстрела Ленинграда использовал орудия калибром 155–240 мм с дальностью стрельбы до 28–31 километра.

Все артиллерийские средства контрбатарейной борьбы были подчинены командующему артиллерией фронта. Точный огонь артиллеристов причинял врагу большие потери, играл немалую роль в подавлении батарей противника, особенно во второй половине 1942 года. Если в первой половине года гитлеровцы ежемесячно выпускали по Ленинграду в среднем 5–7 тыс. снарядов, то в июле — лишь 2 тыс., в августе — около 700, в сентябре — 926.

В организации контрбатарейной стрельбы высокое искусство проявили командиры артиллерийских соединений, береговых батарей и артиллеристы кораблей А. А. Сагоян, В. В. Чистосердов, Г. Г. Кудрявцев, Г. И. Барбакадзе, Л. М. Тудер, Л. В. Бредун, В. А. Сычев, И. Н. Дмитриев, С. С. Кобец, Е. А. Проскурин, В. Т. Румянцев, Я. Д. Тупиков, В. С. Елагин, М. Т. Егоров, М. А. Нефедов, С. И. Жук, П. Я. Мельников и многие другие. В течение 1942 г. морская артиллерия израсходовала на контрбатарейную борьбу 60440 снарядов калибра 100–406 миллиметров. Огонь вражеских батарей подавлялся 3153 раза.

Кроме Кронштадта и фортов в Невской губе флот удерживал в своих руках острова Сескар, Пенисари и Лавенсари, объединенные в Островной укрепленный сектор, вел частные боевые действия по сохранению господства в восточной части Финского залива для прикрытия фланга своих сухопутных войск и морских подступов к Ленинграду.

Важнейшим условием развертывания флотом активных действий в Финском заливе и Балтийском море в 1942 г. явился зимний ремонт кораблей, проводившийся главным образом силами самих экипажей. В тяжелейших условиях блокады невероятными усилиями личного состава и ленинградских рабочих к весне было отремонтировано более 200 кораблей, в том числе линкор «Октябрьская революция», 2 крейсера, 6 эсминцев, до 40 подводных лодок, а также 360 катеров и вспомогательных судов. Для Ладожской флотилии судостроители города построили свыше 100 тендеров и несколько паромов.

Балтийский флот активно вел борьбу с врагом и на дальних морских подступах к Ленинграду, а также вблизи побережья Германии. В 1941 г. гитлеровцы от ударов балтийцев понесли ощутимые потери на морских коммуникациях в Балтийском море и Финском заливе. Чтобы завоевать здесь господство, они разработали и в апреле 1942 г. приступили к осуществлению специальной операции под кодовым названием «Айсштос» («Ледовый удар»). Она предусматривала уничтожение советских кораблей в Кронштадте и Ленинграде. Выполнение этой задачи возлагалось на артиллерию 18-й армии и авиацию 1-го воздушного флота. Однако решительными действиями летчиков и артиллеристов флота и фронта замысел противника был сорван. В ходе операции враг потерял 53 самолета. [206]

Не сумев уничтожить советские корабли в базах, немецко-фашистское командование решило блокировать их в восточной части Финского залива. В мае гитлеровцы приступили к оборудованию минной позиции между островом Нарген и полуостровом Порккала-Удд. Восточнее они создали еще одну, гогландскую, позицию {237}. В Финском заливе ими были развернуты поисково-ударные группы из надводных кораблей, самолетов и подводных лодок, установлены шумопеленгаторные станции и посты наблюдения. Сочетание этих сил и средств с двумя противолодочными позициями — гогландской и нарген-порккалауддской — образовало единый противолодочный рубеж глубиной свыше 150 миль {238}.

Немецко-фашистская авиация произвела постановку донных неконтактных мин на рейдах и фарватерах Кронштадта. Всего в 1942 г. в Финском заливе противником было поставлено 10 786 мин. Авиация и артиллерия врага систематически наносили удары по местам стоянок подводных лодок в Кронштадте и Ленинграде.

Под прикрытием мощных противолодочных заграждений транспортные суда противника стали плавать в Балтийском море без охранения. Но вскоре за такую самонадеянность он был жестоко наказан. Никакие заграждения не могли остановить балтийских подводников. Они смело и искусно прорывались на вражеские коммуникации и наносили по транспортам и боевым кораблям противника сокрушительные удары.

Бригада подводных лодок (командир капитан 1 ранга А. М. Стеценко, военком бригадный комиссар С. А. Красников) подготовила к боевым действиям 35 подводных лодок. Ее командный пункт располагался в Ленинграде. Там же дислоцировалось большинство лодок. Для действий на морских коммуникациях противника в западной части Финского залива, в Ботническом заливе и Балтийском море предусматривалось последовательное развертывание их тремя эшелонами (в среднем по 12 единиц в каждом). В состав эшелонов включались как торпедные лодки, так и подводные минные заградители. В Балтийское море они выходили тремя этапами — от Ленинграда до Кронштадта {239} (в надводном положении, в зоне наблюдения и воздействия противника, в условиях повышенной минной опасности), от Кронштадта до острова Лавенсари (как правило, в надводном положении за тралами в сопровождении эскортных кораблей), от Лавенсари через противолодочный рубеж в мелководном Финском заливе [207] (самостоятельно под активным воздействием разнородных противолодочных сил противника и в исключительно сложной минной обстановке). Таким образом, была спланирована и подготовлена операция подводных лодок в целях нарушения вражеского судоходства на Балтийском море.

Развертывание лодок первого эшелона (11 единиц) {240} началось в июне. Фарватеры, по которым предстояло им следовать до Восточного Гогландского плеса, протралили катера-тральщики дивизионов капитана 3 ранга В. К. Кимаева, капитан-лейтенанта Ф. Е. Пахольчука, старшего лейтенанта А. Н. Дерюгина. Эти тральные силы входили в соединение Охраны водного района (ОВР) главной базы, возглавлявшееся капитаном 2 ранга Ю. В. Ладинским (военком бригадный комиссар Р. В. Радун).

Боевых успехов на морских коммуникациях противника добились семь подводных лодок этого эшелона, из них «Щ-317» (командир капитан-лейтенант Н. К. Мохов, военком старший политрук Г. Л. Незамай) потопила 5 транспортных судов, «С-7» (командир капитан 3 ранга С. П. Лисин, военком старший политрук В. С. Гусев) — 4 судна, «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И. М. Вишневский, военком старший политрук М. Д. Калашников) — 3 судна, «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов, военком старший политрук В. С. Антипин) — 2 судна.

Появление в Балтийском море советских подводных лодок явилось полной неожиданностью для противника. Он был вынужден в срочном порядке ввести систему конвоев и усилить противолодочные заграждения в Финском заливе.

Развертывание второго эшелона (по плану — 9, фактически — 11 лодок) началось 9 августа выходом из Кронштадта «Л-3» и «М-96». Действуя на коммуникациях противника, особенно отличились «Л-3» (командир капитан 2 ранга П. Д. Грищенко, военком батальонный комиссар М. Ф. Долматов), уничтожившая торпедным и минным оружием 5 транспортных судов, «Лембит» (командир капитан-лейтенант А. М. Матиясевич, военком старший политрук П. П. Иванов), потопившая торпедами 3 судна, и «С-13» (командир капитан-лейтенант П. П. Маланченко, военком старший политрук А. К. Соловьев), отправившая артиллерийским огнем на дно в Ботническом заливе 3 транспорта.

Противник, стремясь перекрыть всю толщу воды по глубине, предпринял дополнительную постановку антенных и неконтактных мин. Финны в сентябре севернее Гогланда и в районе банки Калбодагрунд поставили противолодочные сети. Однако и эти меры не помогли врагу. 15 сентября в море вышли подводные лодки третьего эшелона (16 единиц). Причем «Л-3», «Щ-303» («Ерш»), «Щ-406», «М-96» и «С-7» вторично прорывались через противолодочную оборону противника. С победой [208] возвратились в базу «С-12» (командир капитан 3 ранга В. А. Тураев, военком старший политрук Ф. А. Пономарев), потопившая 3 транспортных судна, «Д-2» («Народоволец», командир капитан 3 ранга Р. В. Линденберг, военком старший политрук Р. Е. Рацуцкий), отправившая на дно транспорт и повредившая железнодорожный паром «Дойчланд», «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов, военком старший политрук В. С. Антипин), уничтожившая 3 судна, «С-9» (командир капитан-лейтенант А. И. Мыльников, военком старший политрук Л. А. Эпельбаум), потопившая транспорт и повредившая танкер.

В результате операции подводных лодок КБФ на морских коммуникациях противника, проведенной в период с июня по ноябрь, было уничтожено около 60 вражеских судов общим тоннажем до 150 тыс. брт {241}. Кроме того, противник потерял минный заградитель (потоплен «Щ-320» торпедами) и подводную лодку (подорвалась на минах, поставленных «Л-3»).

Активные действия подводных лодок Балтийского флота вызвали сокращение обеспечения промышленности Германии сырьем, а немецко-фашистских войск под Ленинградом — резервами, боеприпасами, топливом.

В 1942 г. продолжалось совершенствование методов боевого применения подводных лодок флота. От позиционного метода, которым преимущественно пользовались в 1941 г., подводники перешли к более эффективному методу крейсерства в ограниченном районе. Некоторые лодки действовали методом крейсерства в обширном районе («С-13» — в Ботническом заливе, «Д-2» — в южной части Балтийского моря). Новый тактический прием — нанесение торпедного удара одновременно по двум целям — впервые на Балтике 14 сентября успешно применил командир подводной лодки «Лембит» капитан-лейтенант А. М. Матиясевич. 27 октября этот прием повторил командир «С-12» капитан 3 ранга В. А. Тураев, который в ходе одной атаки торпедировал транспорты «Мальгаш» (6300 брт) и «Сабине Ховальдт» (5956 брт). «С-12» совершила самый продолжительный боевой поход в годы Великой Отечественной войны, находясь в море 58 суток.

Действия подводников флота отличались массовым героизмом и высоким воинским мастерством. Выполняя задания командования, они добивались успеха даже в самых сложных, невероятно трудных условиях. Это в немалой степени обеспечивалось хорошо поставленной партийно-политической работой. С начала войны значительно выросли ряды партийных организаций. Подводники стремились идти в бой с ненавистным врагом коммунистами. Экипажи большинства лодок на 90–100 процентов состояли из коммунистов и комсомольцев. [209]

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили боевые заслуги отличившихся подводных лодок флота. В 1942 г. «Щ-320» и «Щ-406» были награждены орденом Красного Знамени, «Л-3», «Щ-303» и «Щ-309» удостоились гвардейского звания. С. П. Лисину и Е. Я. Осипову было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Военно-морская история не знает такого подвига, который совершили подводники Балтийского флота, — отмечалось в июле 1965 г. при вручении флоту второго ордена Красного Знамени. — Когда фашистские захватчики поняли, что им не удастся уничтожить Балтийский флот, они попытались запереть его в Финском заливе. Но и эта попытка не удалась... Наши подводники выходили из осажденного Ленинграда и топили вражеские суда повсюду на Балтике, в том числе и у самых берегов фашистской Германии» {242}.

Военно-воздушные силы флота (командующий генерал-лейтенант авиации М. И. Самохин, военком дивизионный комиссар А. Н. Филаретов) к началу 1942 г. имели в строю 147 самолетов. Они по-прежнему привлекались в первую очередь к действиям на сухопутном фронте. К тому же аэродромы флотской авиации были слишком удалены от вражеских морских коммуникаций. В этот период она еще не могла создать серьезной угрозы перевозкам противника в Балтийском море. Действия 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка, которым командовал Герой Советского Союза полковник Е. Н. Преображенский, на морском направлении начались в июне 1942 г., но они еще носили эпизодический характер. Систематические крейсерские полеты на «свободную охоту» летчики полка стали совершать с октября. В течение 1942 г. они поставили 92 мины, из них 46 неконтактных.

На морских сообщениях противника активно действовали также летчики 57-го штурмового авиационного полка (командир подполковник Ф. А. Морозов) и 73-го бомбардировочного авиационного полка (командир Герой Советского Союза полковник А. И. Крохалев, с августа — подполковник М. А. Курочкин). В течение года для ударов по вражеским боевым кораблям и транспортным судам в море бомбардировочная и штурмовая авиация совершила 336 самолето-вылетов, а для ударов по военно-морским базам противника — 426. Истребительная и разведывательная авиация произвела 816 самолето-вылетов. В результате были потоплены 2 боевых корабля и 2 транспорта и повреждены 6 транспортов и 11 боевых кораблей {243}.

В 1942 г. за героизм и высокое воинское искусство, проявленные в боях с врагом, звания Героя Советского Союза удостоились летчики капитаны В. Ф. Голубев, Н. В. Челноков, А. Е. Мазуренко, А. А. Карасев, Г. Д. Костылев, К. В. Соловьев, старшие [210] лейтенанты А. Г. Батурин, М. А. Ефимов, М. Г. Клименко, П. П. Кожанов и лейтенант А. С. Потапов.

Достаточно высокой была подготовка всех летчиков КБФ. Экипажи бомбардировочной и штурмовой авиации умело наносили удары по морским целям. Летчики-истребители надежно прикрывали базы флота и войска Ленинградского фронта.

В борьбе за Ленинград огромную роль сыграл огонь кронштадтских фортов, дальнобойной артиллерии кораблей, железнодорожных тяжелых батарей и бронепоездов флота. Большая заслуга в этом вице-адмирала И. И. Грена, руководившего всей боевой деятельностью морской артиллерии в дни блокады Ленинграда.

Моряки Балтийского флота самоотверженно дрались с заклятым врагом всюду — на море, на суше и в воздухе. В их первых рядах шли коммунисты, число которых постоянно росло. В течение 1941–1942 гг. на флоте членами партии стали 7709 человек, кандидатами в члены партии — 16326 {244}.

Боевые действия балтийцев имели большое значение в срыве наступательных планов немецко-фашистского командования. «В стратегическом отношении Германия уже в 1942 году в морской войне на Балтийском море была вынуждена перейти к обороне», — указывает западный военный историк Майстер {245}.

22 декабря 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Ленинграда». Это явилось признанием огромных заслуг воинов Ленинградского фронта, моряков Краснознаменного Балтийского флота, бойцов народного ополчения и трудящихся города-героя в борьбе с врагом.

Успешные действия советских войск в 1942 г. под Севастополем, Сталинградом, Ржевом, Старой Руссой, на Северном Кавказе и на других участках советско-германского фронта заставили немецко-фашистское командование бросить в бой значительные резервы. Частные наступательные операции войск Ленинградского и Волховского фронтов заметно ослабили группировку противника на северо-западном направлении. В результате создались благоприятные условия для прорыва блокады Ленинграда. Готовясь к выполнению этой задачи, войска Ленинградского и Волховского фронтов к началу 1943 г. скрытно провели перегруппировку сил. Замысел разработанной операции, получившей кодовое наименование «Искра», состоял в том, чтобы встречными ударами с запада и востока по шлиссельбургско-синявинскому выступу вражеской обороны разорвать кольцо блокады города.

Балтийский флот должен был поддерживать наступление войск Ленинградского фронта артиллерией и авиацией. Для этого Военный совет КБФ выделил 23 береговые батареи, 5 эскадренных [211] миноносцев, 3 канонерские лодки и НИМАП — всего 88 орудий калибром от 130 до 406 миллиметров. Это составляло примерно 25 процентов всей артиллерии крупного калибра, действовавшей со стороны осажденного города. При прорыве блокады балтийские комендоры разгромили 11 узлов вражеских укреплений, подавили большое количество батарей, разбили железнодорожный эшелон, рассеяли и частично уничтожили танковую колонну. «Я до сих пор не могу забыть впечатления от губительного огня русских пушек. Как вспомню весь этот адский грохот, разрывы снарядов и мин, так снова и снова меня бросает в дрожь», — заявил пленный Вильгельм Веймар — солдат 401-го полка 170-й пехотной дивизии, попавшей под удар морской артиллерии {246}.

Участвовавшие в операции силы морской авиации составляли более 30 процентов всех самолетов, поддерживавших войска Ленинградского фронта. В период прорыва блокады балтийские летчики, совершив 4418 боевых вылетов, уничтожили большое количество живой силы и техники противника, в воздушных боях сбили 115 вражеских самолетов {247}. При этом особенно отличились летчики авиационных полков, которыми командовали подполковник М. А. Курочкин, майор А. В. Арефьев, гвардии майор Н. М. Никитин, Герои Советского Союза майор А. А. Карасев и гвардии майор Н. В. Челноков.

Балтийцы успешно действовали и в составе сухопутных войск. На Волховском фронте, например, отличилась 73-я отдельная морская стрелковая бригада (командир полковник И. Н. Бураковский). Ее бойцы первыми ворвались на окраину Синявино и закрепились там. В составе 67-й армии отважно сражалась 55-я морская стрелковая бригада, которой командовал полковник Ф. А. Бурмистров. Немало моряков входило в состав штурмовых групп дивизий Ленинградского фронта, форсировавших реку Нева. Об их действиях один из командиров танкового соединения докладывал в штаб армии: «Я воюю давно. Бывал во многих боях, много видел, но таких бойцов встречаю впервые. Это орлы, а не люди. Под шквальным минометным и пулеметным огнем врага моряки три раза поднимались и ходили в атаку. Шли, презирая смерть. Броски их были настолько стремительны, что многие оказывались не позади, а впереди танков» {248}.

Расчетом одного из орудий, находившихся в боевых порядках наступающей пехоты, командовал старшина 1-й статьи С. А. Чернышев. Меткими выстрелами моряки уничтожали огневые точки противника, его живую силу. Когда во время бомбардировки орудие вышло из строя, Чернышев захватил вражескую пушку и умело использовал ее в бою. [212]

В результате напряженных семидневных боев войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии сил Балтийского флота разгромили 5 немецко-фашистских дивизий, 18 января 1943 г. они соединились севернее станции Подгорная. 30 января операция «Искра» была завершена. Ленинград после тяжелой 16-месячной вражеской блокады получил сухопутное сообщение с Большой землей. Вскоре вдоль берега Ладожского озера была проложена железная дорога, построены мосты через реку Нева в районе Шлиссельбурга.

С прорывом блокады Ленинграда завершилась героическая оборона крепости Орешек. За время осады фашисты выпустили по крепости около 10 тыс. снарядов, свыше 50 тыс. мин, она выдержала 2 тыс. огневых налетов. Шлиссельбургский «орешек» оказался не по зубам гитлеровским воякам.

Прорыв блокады и последующее летнее наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов на синявинско-мгинском направлении резко улучшили оперативную обстановку под Ленинградом. Противник полностью утратил инициативу в действиях на этом участке советско-германского фронта. Он уже не рассчитывал овладеть Ленинградом, но усилил варварские артиллерийские обстрелы города дальнобойной артиллерией.

С началом навигации 1943 г. гитлеровцы активизировали действия и против Кронштадта {249}, который они обошли как по южному, так и по северному берегу Невской губы. В летние месяцы город и корабли, находившиеся в его районе, подвергались ожесточенному обстрелу, даже более интенсивному, чем Ленинград. Но славный Кронштадт — форпост и огневой щит Ленинграда — оставался неприступным для врага и сам наносил по нему мощные артиллерийские удары.

В 1943 г. для наиболее успешной борьбы с обстрелами Ленинграда и Кронштадта вся дальнобойная артиллерия армии и флота была сведена в 3-й Ленинградский контрбатарейный корпус. При обнаружении вражеских батарей соединения корпуса открывали массированный огонь и добивались немалого эффекта. Если в 1942 г. удалось подавить вражеские батареи в 3153 случаях, то в 1943 г. — в 9642 случаях, при этом было уничтожено 69 дальнобойных орудий противника.

Для борьбы с вражеской тяжелой артиллерией использовалась также бомбардировочная и штурмовая авиация флота. Всего в 1942–1943 гг. военно-воздушные силы КБФ для нанесения ударов по батареям, обстреливавшим Ленинград, произвели 1453 самолето-вылета.

Совместными усилиями артиллерии и авиации артиллерийские батареи противника, предназначавшиеся для обстрела Ленинграда, были подавлены и частично уничтожены. Таким образом, [214] план немецко-фашистского командования разрушить город массированными ударами артиллерии также потерпел провал.

В апреле 1943 г. на западе операционной зоны флота была создана Островная военно-морская база КМОР, в командование которой вскоре вступил один из руководителей героической обороны Одессы контр-адмирал Г. В. Жуков. К маю к прорыву в Балтийское море была подготовлена группа подводных лодок в составе гвардейской «Щ-303», Краснознаменной «Щ-406» и «Щ-408». Первой 11 мая покинула остров Лавенсари «Щ-303» под командованием капитана 3 ранга И. В. Травкина. Она успешно форсировала гогландскую противолодочную позицию. Но затем ее постигла неудача — в районе нарген-порккалауддской позиции лодка трижды попадала в противолодочные сети. С большим трудом ей удалось оторваться от преследования вражеских противолодочных сил.

Немецко-фашистское командование, понеся в 1942 г. на Балтике значительные потери от действий советских подводных лодок, приняло ряд дополнительных мер по усилению противолодочного рубежа в Финском заливе. В частности, в наиболее узком месте — на линии нарген-порккалауддской позиции были установлены два ряда противолодочных сетей, которые полностью перекрыли воды залива на всю глубину. Противник поставил также новые линии минных заграждений, оборудовал противолодочный рубеж гидроакустическими средствами и увеличил численность противолодочных кораблей и самолетов.

К разрушению противолодочных сетей командование флота привлекло авиацию. В районе нарген-порккалауддской позиции летчики сбросили большое количество бомб и торпед. Однако это не дало ожидаемых результатов. На вражеском противолодочном рубеже погибли «Щ-406», «Щ-408» и некоторые другие подводные лодки. Поэтому задача нарушения морских сообщений противника была возложена на военно-воздушные силы флота. С июня 1943 г. она решалась главным образом торпедоносной авиацией. Больших боевых успехов добились летчики-торпедоносцы И. И. Борзов, Ю. Э. Бунимович, И. Д. Бабанов, В. Н. Евграфов, А. С. Потапов, А. И. Разгонин, И. Г. Шаманов. Всего торпедоносная авиация произвела в 1943 г. 229 крейсерских полетов на коммуникации противника и потопила 46 транспортных судов {250}.

Во второй половине года против морского судоходства противника активно использовалась штурмовая авиация флота. Только в августе — сентябре летчики-штурмовики потопили и повредили 7 сторожевых кораблей, 3 тральщика, канонерскую лодку, минный заградитель и несколько других кораблей. К концу 1943 г. боевой счет штурмовой авиации возрос до 43 транспортов [215] и кораблей. Наибольших успехов добились Герои Советского Союза Н. Г. Степанян, М. Г. Клименко и другие летчики.

Морская авиация широко применяла минное оружие, поставив в общей сложности в водах, использовавшихся противником, 455 контактных и неконтактных мин, на которых погибли 3 транспорта и 2 вспомогательных судна.

На вражеских морских коммуникациях в Финском заливе действовали торпедные катера бригады, которой командовал капитан 1 ранга Е. В. Гуськов. Совершив 43 групповых выхода на поиск противника, они выполнили 40 торпедных атак и поставили около тысячи мин. При этом особенно отличились капитан-лейтенанты И. С. Иванов, В. М. Жильцов, М. В. Разгуляев, старший лейтенант М. М. Пьянов, лейтенант В. И. Кудряшев и другие катерники.

Балтийцы своими активными действиями на море причинили в 1943 г. гитлеровской Германии существенный урон в транспортных судах и боевых кораблях. Это явилось их весомым вкладом в общее дело разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.

В 1943 г. был достигнут коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. В результате общего стратегического наступления Советские Вооруженные Силы с боями продвинулись на запад до 500 км в центральной части фронта и до 1300 км на юге, освободив более половины советской территории, временно оккупированной врагом.

Стратегическая инициатива на всем фронте от Баренцева до Черного моря прочно удерживалась Советскими Вооруженными Силами. Коренные изменения, происшедшие в военно-стратегической и политической обстановке, создали благоприятные условия для полного разгрома немецко-фашистских войск, продолжавших осаду Ленинграда. Огромную роль в этом предстояло сыграть Краснознаменному Балтийскому флоту. [216]

Дальше