Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть 1.

Район Балкан и его население

Термин «Балканы» является производным от турецкого слова, обозначающего «гора». Когда им пользуются англо-говорящие народы, они имеют в виду полуостров в Юго-восточной Европе, который лежит между Черным и Адриатическим морями и простирается на юг до Средиземноморья. На севере географическая граница менее определена, но общепринято, что это район на юг от линии идущей по Дунаю и Саве, далее на запад вдоль реки Купы (Kupa), откуда воображаемая линия идет до Адриатического порта Фиумы (Fiume).

С севера на юг широкие просторы Дунайского бассейна сменяются горными хребтами Югославии и Болгарии. Остальная часть полуострова в основном состоит из труднопроходимых гор, случайно прерываемых такими характерными районами, как прибрежные низины Албании, местность, окружающая залив Салоники в Греции, и низины Турецкой Фракии.

Народы Балкан на протяжении тысячелетий вступали в контакты с жителями Малой Азии, Венгерской равнины, Центральной Европы и высоко развитыми цивилизациями Средиземноморья. Несмотря на это, все еще можно различить такие этнические группы как албанцы, сербы, болгары, турки, греки и влахи. Последняя – это полукочевая раса скотоводов, постепенно поглощаемая национальными государствами, на которые разделены Балканы.

Народы Балкан, которых веками оккупировали римляне, турки, австрийцы и венгры, были вынуждены использовать методы иррегулярных боевых действий против угнетателей. В то время, когда они не противостояли иностранным завоевателям, они сражались друг с другом или сохраняли свои военные традиции в жестоких и кровавых междоусобных раздорах. Гористая местность полуострова с малым числом хороших дорог и железнодорожных линий осложняла контрмеры со стороны регулярных сил и делала возможными продолжительные действия партизан.

Глава 1.

Физическая география

I. Топография

Самой важной чертой физической географии Балкан, как театра военных действий, является их дикая местность. Страна, покрытая заросшими кустарником горами, крутыми вершинами и лесистыми районами без дорог, предлагала иррегулярным силам множество убежищ, возможность незаметно даже для наблюдения с воздуха перебрасывать силы, и места для засад.

К западу находятся Динарические Альпы (the Dinaric Alps), идущие вдоль Адриатического побережья Югославии в юго-восточном направлении и преграждающие доступ к внутренней части этой страны. Хотя некоторые прибрежные районы и являются плодородными, известняковый состав гор делает бесплодные районы, расположенные вглубь от прибрежной полосы, неспособными обеспечивать пропитанием значительное население. Глубокие ущелья усложняют поперечное движение, и в пространстве до центральной Югославской возвышенности существует лишь несколько второстепенных автомобильных и шоссейных дорог.

Начиная с верховьев реки Длины, на протяжении всей Албании и до портового города Валоны (Valona) горы идут в направлении с севера на юг, отступая от побережья и делая более легким доступ к внутренней части страны. К югу от Валоны горы вновь принимают юго-восточное направление, пока не достигнут греческих Пинд (Pindus). Эти горы тянутся до Коринфского залива, вновь появляясь на его южной стороне в Пелопоннесе. Прямо на юг от основной части Греции расположен большой остров Крит, имеющий значительную стратегическую важность. Другими греческими островами, покрывающими Ионическое и Эгейское моря являются Корфу, Цефалония, Занте, Родос, Додеканезы, Спорады, Циклады, Лемнос и Хиос. Центральные возвышенности, находящиеся к востоку от горной цепи, простираются на всю длину Балканского полуострова и достаточно плодородны, чтобы поддерживать большие населенные центры и промышленность. К северу центрами водостока этого региона являются реки Сава и Морава, впадающие в Дунай; а на юге – Вардар, извилисто текущий через Македонию в залив Салоники и Эгейское море.

Восточная часть полуострова разделена надвое Балканскими горами. К северу от них простирается Дунайская равнина; к югу – похожие на степь равнины Турецкой Фракии.

II. Климат

За исключением прибрежных районов, для Балканского полуострова характерен Центрально-европейский климат с теплым и дождливым летом и холодными зимами, который мало отличается от климата земель, лежащих на север вокруг Дуная. На Далматинском побережье Югославии, обращенном к Адриатическому и Эгейскому морям, а также на западном Эгейском побережье Греции наблюдаются вариации с теплым, сухим летом и умеренными, дождливыми зимами; В других прибрежных районах климат представляет собой нечто среднее между Центрально-европейским климатом и Средиземноморским климатом. Например, на северном побережье Эгейского моря – жаркое лето и холодные зимы, а на Черноморском побережье – умеренно жаркое лето и холодные зимы.

Глава 2.

Национальные государства

I. Общая информация

Мирные договоры, заключенные после Балканских войн 1912 и 1913 гг., Первой мировой войны и Греко-Турецкого конфликта, закончившегося в 1923 г., установили границы разных балканских государств, существовавшие до 1939 года. В этом году Италия оккупировала Албанию и продолжила осуществление своих планов по установлению господства на Балканском полуострове.

Создание всех этих государств удовлетворило чаяния многих народов, однако множество проблем национальных меньшинств и территориальных вопросов осталось нерешенными, и как итальянцы, так и немцы смогли воспользоваться ими в своих интересах. Среди недовольных были венгры, жившие в части северной и центральной Югославии, которая когда-то была частью Австро-венгерской империи; итальянцы, проживавшие вдоль северо-западной границы Югославии; македонцы, разделенные между Болгарией, Югославией и Грецией; а также большие колонии австрийцев и немцев в северной Югославии. Кроме того, между разными народами, проживавшими в одном государстве, также шла жестокая вражда, как, например, между сербами и хорватами Югославии; наконец, и Югославии и Болгарии не нравилось то, что Греция владеет Эгейским побережьем. Несмотря на попытки некоторых Балканских лидеров до 1941 г. укреплять межбалканское сотрудничество и добрососедские отношения, вышеуказанные источники враждебности и отчужденности не исчезли и мешали сопротивлению итальянцам и немцам.

II. Греция

По площади чуть меньше Англии, население Греции в 1941 г. составляло менее 8 миллионов. Миграции и обмены населением, самым главным из которых была замена турков в Западной Фракии на 1,25 миллиона греков, изгнанных из Малой Азии в 1922-24 гг., привели к тому, что к началу Второй мировой войны основными жителями Греции были греки. Хотя в районе гор Пиндов проживали албанцы и влахи, как национальные меньшинства они не вызывали проблем.

Афины – столица, и афинский порт Пиреи (Piraeus) являлись ядром греческой морской системы; Салоники были центром наземного транспорта и важным морским портом для более северных балканских государств. Основой экономики была морская торговля и переработка таких товаров, как оливковое масло, виноград и табак. Зерновые культуры были важной статьей импорта, поскольку Греция не могла прокормить свое население собственной продукцией. Когда итальянские войска атаковали Албанию 28 октября 1940 г., греки использовали следующую стратегию: они удерживали левый фланг небольшими силами, позволяя итальянским колоннам, преодолевая сильное сопротивление, глубоко продвинуться в голые Пинды, после чего начали контрнаступление на правом фланге. Это наступление привело греков в Албанию, где они стали серьезной угрозой для левого фланга итальянских войск на юге. Несмотря на свои победы над итальянскими захватчиками, греки не смогли долго сопротивляться быстро двигавшимся немецким войскам, вмешавшимся в Греко-Итальянский конфликт 6 апреля 1941 года. Греция сдалась немцам 23 апреля, а затем от нее потребовали сдаться и итальянцам. Такая сдача противнику, которого они практически победили, вызвала у греков неудовольствие. В дальнейшем, в сочетании с оккупацией большей части Греции итальянскими войсками, это в значительной степени привело к возникновению греческого движения сопротивления.

III. Югославия

Она была самым гетерогенным государством, домом для сербов, хорватов и словенцев, получила свое название от славянского термина для южных славян, и стала государством после Первой мировой войны. К 1941 г. население Югославии было около 16 миллионов человек, а ее площадь была чуть меньше штата Вайоминг. Практически половина ее жителей, или шесть с половиной миллиона человек, были сербами, жившими в районах бывшего Королевства Сербии, и в старых провинциях Босния, Герцеговина и Далмация. Сербы использовали кириллицу, по большей части исповедовали православие, хотя многие сербы были мусульманами, и упорно сопротивлялись Центральным державам во время Первой мировой войны. В сербском Белграде располагалось национальное правительство Югославии, что придавало убедительности утверждениям национальных меньшинств о том, что сербы доминировали в этом государстве. Именно сербские протесты против соглашения между регентом Павлом и Гитлером и осуществленный ими переворот в марте 1941 г. предопределили немецкое нападение в следующем месяце, и именно из числа сербов возникли четники, сопротивлявшиеся оккупационному режиму. Следующими по численности после сербов были хорваты, их было около трех с тремя четвертями миллионов, населявших северо-западные районы Югославии. Традиционной столицей хорватов был Загреб, а их земля до конца Первой мировой войны была частью Австро-венгерской империи. Хорваты были более культурными, чем сербы, выглядели более по-западноевропейски и по большей части исповедовали католицизм. Хотя их язык был родственен сербскому, хорваты использовали латинский алфавит. Немецкое влияние на хорват перед 1941 г. было сильно, и завоеватели в 1941 году сильно рассчитывали на традиционную хорватскую враждебность по отношению к сербам.

Последней среди основных расовых групп, составлявших Югославское государство, были словенцы, жившие в самой северной части страны и насчитывавшие около полутора миллионов человек. Как и хорваты, словенцы имели более развитую культуру, использовали латинский алфавит, ориентировались на западные страны и, по большей части, были католиками. Их исторической столицей была Любляна, а влияние на них немцев было очень заметно.

Более маленькие национальные меньшинства включали в себя полмиллиона венгров и практически столько же албанцев, четверть миллиона румын и небольшие группы чехов, словаков и других славянских народов. Кроме того, насчитывалось более полумиллиона австрийцев и немцев. В 1941 г. более трех четвертей населения Югославии работали в сельском хозяйстве, составлявшем экономическую основу страны. Основными статьями экспорта были древесина, бокситы, медь, железная руда и переработанные фрукты; импорт включал текстиль и оборудование. Месторождения железной руды, находившиеся около поверхности земли, не могли использоваться для строительства значительной металлургической промышленности из-за нехватки кокса.

Немецкое вторжение 6 апреля 1941 г. застало югославов в середине всеобщей мобилизации, – меры, которая откладывалась, чтобы не дать Гитлеру предлога для провокации. Опустошительная воздушная атака на Белград в день начала военных действий нарушила связь между югославским Верховным командованием и полевыми армиями. Чтобы примирить неудовлетворенные меньшинства, обвинявшие правительство, в котором доминировали сербы, в том, что оно будет защищать только районы, населенные сербами, югославская армия была размещена вдоль всей границы. Еще более усложнило позицию югославов то, что тысячи хорватских резервистов не явились на призывные участки. К 17 апреля немецкие Вторая армия с северо-запада и Двенадцатая армия с юго-востока с некоторой помощью итальянских союзников прорвались сквозь тонкую скорлупу обороны вокруг страны, захватили все основные города и принудили Верховное командование Югославии капитулировать.

IV. Албания

Самое маленькое из Балканских государств, примерно размером с Мэриленд, в 1941 г. имело население размером чуть более одного миллиона человек. После веков турецкого господства Албания объявила о своей независимости в 1912 г., но только после окончания первой мировой войны это крошечное государство стало свободным от своих более сильных соседей. Албанцы в основном состояли из племен Гхег (Gheg) на севере и Тоск (Tosk) на юге, и занимались практически только сельским хозяйством и скотоводством. Запасы минералов и древесины почти не разрабатывались из-за отсутствия транспорта, хотя итальянцам удавалось добывать небольшое количество нефти и построить короткую железную дорогу между Тираной и Адриатическим побережьем после оккупации этой страны в 1939 году.

В нормальное время Албания экспортировала шерсть, молочные продукты, табак, кожу и скот. Основой импорта были текстиль и другие продукты переработки. При итальянцах Албания выставила 12 000 человек вспомогательных войск для неудачной кампании Муссолини против Греции в 1940 году. Однако их большая часть быстро дезертировала. В скалистых горных районах Албании итальянский контроль был по большей части чисто номинальным, а оккупационные гарнизоны обычно ограничивали свою сферу деятельности несколькими городами, основными дорогами и прибрежными районами.

V. Болгария, Венгрия, Румыния и Турция

Поскольку Болгария, Румыния и Венгрия поддались немецкому давлению и стали партнерами по Европейской Оси, а Турция оставалась нейтральной до конца Второй мировой войны это исследование лишь кратко коснется этих государств.

Болгария была по размеру примерно с Огайо и в 1941 г. имела население чуть более семи миллионов человек. Болгары этнически близки русским и говорят на схожем славянском языке. Экономика была в основном сельскохозяйственной, а основными статьями болгарского экспорта были фрукты и молочные продукты.

Венгрия не является балканским государством, но примыкает к району Балкан и постоянно вовлечена в его проблемы. Ее население было чуть более девяти миллионов, а площадь примерно равна Индиане. Экономика Венгрии была сельскохозяйственной, а мясо и зерно – основой экспорта. Румыния также находится вне собственно Балкан, размером с Орегон с населением в пятнадцать с половиной миллиона человек, три четверти которого были заняты в сельском хозяйстве. Из-за месторождения в Плоешти Румыния была самым большим производителем нефти в районе Балкан и Дуная.

Турция, по размеру как Техас и Мэн вместе взятые, в 1941 г. обладала населением в девятнадцать с половиной миллиона человек и сельскохозяйственной экономикой. Собственно в Балканах Турции принадлежало только несколько тысяч квадратных миль в восточной Фракии.

Глава 3.

Транспорт и коммуникации

I. Общая информация

Скалистая местность Балкан была серьезным препятствием для развития адекватной транспортной и коммуникационной сети, а частые войны и изменения политических границ в этом районе сделали ее развитие и улучшение еще более сложным. Железные дороги, которые можно было бы в 1941 г. сравнивать с дорогами Западной Европы, сводились к международным линиям, соединявшим столицы, и нескольким линиям в низинах на севере.

Хотя автомобильные дороги более полно охватывали местность, нежели железные дороги, лишь несколько шоссейных дорог с твердым покрытием, не шли параллельно с основными железными дорогами. Местность требовала строительства многочисленных серпантинов и мостов, а объезды часто были сложными или просто невозможными. В целом, ремонт дорог был крайне недостаточен.

Телефонные и телеграфные провода, соединявшие различные балканские столицы были проложены перед Первой мировой войной, а в период, предшествовавший нападению 1941 г. они были несколько улучшены. Однако для того, чтобы создать единую и эффективную сеть телефонную и телеграфную сеть, охватывавшую все балканские страны, было сделано мало.

Для того, чтобы остаться в рамках этого исследования, необходимо ограничить рассмотрение транспортной и коммуникационной сети теми ее элементами, которые представляли важность для оккупационных сил и иррегулярных войск, действовавших против них.

II. Основные железнодорожные линии

В то время, когда немецкие войска захватили Балканы, в Югославии было примерно 6 000 миль, а в Греции 1 700 миль железнодорожных линий; в обоих государствах использовалась стандартная европейская колея. Самыми важными были линии – это линии, сходившиеся в Загребе из Австрии, Италии и Венгрии; линия Загреб – Белград – Ниш; и линии Ниш – София и Ниш – Салоники – Афины. Все они были жизненно важны для итальянских и немецких военных действий, поскольку действия английской авиации и флота осложняли снабжение по морю, а у немцев не было достаточного количества транспортных грузовиков. Кроме того, в добавление к оккупационным войскам части и сооружения, поддерживавшие немецкие воздушные и морские военные действия в восточном Средиземноморье, также приходилось снабжать по железной дороге вдоль линии Загреб – Белград – Ниш – Салоники – Афины.

III. Основные шоссейные дороги

Дороги Греции и Югославии были плохими, за исключением нескольких международных шоссейных дорог и ограниченных районов около столиц и крупнейших городов. Из многочисленных дорожных сетей наилучшими были дорожные сети на северо-западе Югославии, в районах бывшей Австро-венгерской империи; сеть около Белграда; сеть в районе от Скопье до Салоник; сеть в промышленном районе около Салоник, и сеть в промышленном и портовом комплексе Афины – Пирей.

Для немецких и итальянских оккупационных сил наиболее важными дорожными сетями были те, которые шли примерно параллельно железнодорожным сетям через северную Югославию, включая Белград, вдоль реки Вадар до Салоник и оттуда вдоль Эгейского побережья к Афинам; система дорог, проходивших через северную половину Пелопоннеса; серия второстепенных дорог вдоль Адриатического побережья Югославии; некоторые извилистые дороги через Динарические Альпы, а также несколько основных дорог в западной Греции. Хотя некоторые из этих дорог были мощеными, большинство было построено из щебня и не могло поддерживать длительное передвижение тяжелых грузовиков без постоянного ремонта. Во многих местах отрезки мощеной дороги перемежались участками из щебня.

IV. Водные пути, аэродромы, средства связи

Хотя Дунай играл важную роль для снабжения и поддержки атакующих сил, водные пути внутри Греции и Югославии играли малую роль в последующем снабжении оккупационных войск. Пожалуй, наиболее широко использовался Коринфский канал, соединяющий Коринфский залив и Эгейское море. Используя его, итальянцы могли сократить расстояние от своих баз снабжения, расположенных вдоль Адриатического и Ионического морей, до Пирея и Афин примерно на 130 миль, избегая открытого моря и британской авиации, базировавшейся в Египте.

Хотя в Греции и Югославии не было многочисленных аэродромов, их было более, чем достаточно, для нужд немцев и итальянцев. Они использовали оставленные англичанами в Греции запасы бензина и других припасов, а небольшие повреждения на базах для истребителей были недостаточны, чтобы помешать их незамедлительному использованию. Пожалуй, наиболее стратегически важными были великолепные базы на Крите и в районе Афин – Пиреи.

Средства связи, существовавшие в различных балканских странах на момент оккупации, были неспособны обеспечивать большой поток переговоров. Кроме того, для партизан было очень просто перерезать немногие существовавшие кабели, шедшие на большие расстояния, а также подслушивать переговоры по ним. Гористая местность ограничивала использование радио, однако оккупационным силам приходилось опираться в основном именно на него, а также на полевые телефонные линии и связные самолеты.

Дальше