Предисловие
Битва за Кавказ, одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны, развернулась в 1942–1943 гг. на обширной территории, разнообразной по климатическим и географическим условиям. Это в значительной степени усложнило ведение боевых действий, но в то же время дало возможность войскам, действовавшим на Кавказе, накопить ценный боевой опыт во всех отраслях военного искусства, в том числе и в военно-инженерной.
При выполнении работ по инженерному обеспечению боевых действий войск инженерные войска встретили много трудностей, вызванных своеобразием рельефа местности и резко различными метеорологическими условиями. Потребовалось применение особых приемов и приобретение особых навыков при выполнении инженерных работ в высокогорных районах и в прикубанских плавнях, на равнинах Ставрополья и в предгорьях Западного Кавказа, на побережье Черного моря и в безводной Ногайской степи.
Инженерным войскам зачастую даже в ходе одной операции приходилось строить мосты через широкие степные реки и через бурные горные потоки, прокладывать колонные пути в гористой местности и на заболоченных низменностях, строить оборонительные сооружения в скалистом грунте, а на других участках фронта вести борьбу с затоплением сооружений высокими грунтовыми водами. Разнохарактерность местности вызвала необходимость применения самых разнообразных заграждений, начиная от водных и кончая специфическими для нефтяных районов огневыми заграждениями.
Очерки не претендуют на полное и исчерпывающее описание инженерного обеспечения битвы за Кавказ. Автор стремился лишь показать на фоне отдельных операций, как решались наиболее важные вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск в различных условиях местности, времени года и боевой обстановки. [4]
Воины инженерных частей, как и все воины Советских Вооруженных Сил, как и весь советский народ, беспредельно преданные Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству, внесли свой большой вклад в общее дело разгрома врага.
В очерках, написанных на основе фактического материала, приведен ряд боевых эпизодов, свидетельствующих о высоком патриотизме, мужестве и стойкости воинов инженерных частей, вынесших на своих плечах основную тяжесть инженерного обеспечения на этом сложном театре военных действий.
В трудных условиях в борьбе за свободу и независимость Родины в первых рядах шли коммунисты и комсомольцы, ведя за собой и воодушевляя на подвиги других воинов.
В первой части рассказывается об инженерном обеспечении отхода советских войск от Дона в его нижнем течении к предгорьям Главного Кавказского хребта и оборонительных боев на рубеже р. Терек, на перевалах в центральной части Большого Кавказа и на подступах к Туапсе. В ней говорится о тяжелых условиях, в которых оказались инженерные войска, фактически лишенные централизованного снабжения инженерным имуществом, не имевшие ни опыта выполнения инженерных работ в горных условиях, ни соответствующего оснащения. В этой части рассказано также об огромных масштабах оборонительных работ, проведенных в тыловых районах, и о влиянии их на исход оборонительного сражения.
Во второй части дано описание инженерного обеспечения наступательных операций, показаны затруднения и успехи в решении, например, таких важных вопросов, как обеспечение наступающих войск дорогами и переправами через водные преграды, инженерное обеспечение танков на поле боя и др.
Для составления очерков автор пользовался архивными материалами Министерства обороны СССР, материалами фронтовых и армейских газет, а также личными записями.
Автор выражает благодарность генералам Голдовичу А. И., Журину Е. М., Шурыгину В. П., полковникам Анфилову В. А. и Кузнецову Н. К., просмотревшим труд в рукописи и сделавшим полезные замечания, а также сотрудникам Центрального исторического военно-инженерного музея, оказавшим содействие в подборе иллюстрационного материала. [5]