Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава IX.

После заключения мира

Через несколько дней после заключения перемирия Ашмор, как начальник воздушной обороны, изложил главнокомандующему вооруженными силами тыла Вильяму Робертсону свои предложения по организации ПВО мирного времени.

Эти предложения были несвоевременны, и в течение двух следующих за войной лет вся организация воздушной обороны Англии исчезла без следа.

Выступление с такими, предложениями было преждевременно лет на пять. Но, как будет видно дальше, неизбежное возрождение обороны в 1923–1924 гг. произошло до отдельных деталей по тем идеям, которые Ашмор изложил в своем предложении Робертсону.

Вот что было написано в этом предложении в 1918 г.:

В ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ЛОНДОНСКОГО РАЙОНА
1. Необходимость воздушной обороны
Поскольку война возможна и поскольку вооружения считаются необходимыми, одним из первых требований должно быть построение действительной воздушной обороны этой страны вообще, и в частности Лондона. В ближайшем будущем самолеты будут, вероятно, широко использованы для гражданских нужд. Каждый гражданский (коммерческий) самолет будет потенциальным бомбардировщиком и может быть использован для бомбардировки без каких-либо длительных или трудных работ по переделке{51}. [123]
При открытии враждебных действий неприятельские боевые машины не потребуются для работы на фронте армий, и те из них, которые пригодны для бомбардировки, будут использованы в бомбардировочных операциях.
Если воздушная оборона существует и известно, что она боеспособна, организована в достаточно большом масштабе, то почти не подлежит никакому сомнению, что такая оборона воспрепятствует бомбардировочному нападению. Если же обороны не будет, то наиболее вероятной формой атаки в первую фазу войны будет рейд на Лондон в возможно большем масштабе{52}.
Устрашающий эффект надлежащей обороны был хорошо иллюстрирован в течение последних двух лет воздушной обороной Лондона. Успех ночных истребительных самолетов и зенитных пушек достиг своего кульминационного пункта во время последнего рейда в ночь на 19 мая 1918 г. Этот последний результат оказал очень сильное влияние на решение германского командования о полном прекращении ночных налетов на Лондон.
Первой и наиболее существенной чертой всякой системы воздушной обороны, содержащейся в мирное время, является ее быстрая готовность к действию без мобилизации или без излишней огласки.
2. Ответственность
Ответственность за воздушную оборону должна быть возложена или на воздушное министерство или на военное министерство. Разделение ответственности между этими двумя министерствами вредно{53}.
Сосредоточение управления всей воздушной обороной в руках воздушного министерства имеет известные преимущества. Большинство граждан всегда будет думать, что именно воздушное министерство ответственно за воздушную оборону.
Ночные эскадрильи будут основным элементом обороны. Они же будут и главнейшей статьей расходов. Если воздушное министерство будет ответственно за другие виды обороны, за зенитные пушки, за прожекторы и т. п., то расходы по всей противовоздушной обороне в целом должны быть сосредоточены в одном управлении. [124]
Существует также ряд доводов за передачу управления воздушной обороной военному министерству, т. е. за систему, при которой эскадрильи доставляются и содержатся воздушным министерством, передающим их в оперативное распоряжение морским или военным командирам.
Такая система хорошо работала как на всех театрах войны, так и в обороне отечества.
Другие средства обороны, кроме эскадрилий, экономично содержались и управлялись через территориальные округа; такую политику можно проводить и впредь.
Логически рассуждая, следует, однако, ответственность за ПВО возложить на воздушное министерство, ибо даже если бы военное министерство и было ответственно за оборону, то все же такой важный элемент ПВО, как истребительные эскадрильи, все равно должен был бы доставляться заботами воздушного министерства, которое практически никогда полностью не могло бы снять с себя ответственность за эти эскадрильи.
3. Командование
На кого бы ответственность за воздушную оборону ни была возложена, считаю абсолютно необходимым, чтобы вся оборона какой-либо местности, как, например, воздушная оборона Лондонского района, находилась под командованием одного командира.
Значительная часть наземной организации — прожекторы, подслушивающие аппараты, аэростаты заграждения, радиотелефоны и в высшей степени централизованная система управления и связь — направлена к одной цели, а именно к тому, чтобы обеспечить летчикам обороны возможность в лучших условиях встретить неприятельские самолеты.
Эти мероприятия при действительных налетах были в высшей степени успешны. Считаю, что благодаря усовершенствованиям, которые внесены в систему обороны после последнего налета, воздушная оборона Лондона к концу войны, стала по крайней мере в 4 раза более действительной, чем она была во время этого последнего налета.
Чтобы иметь возможность постоянно пользоваться этой организацией, чтобы обеспечить единообразие подготовки [125] и тесное сотрудничество, которое необходимо между зенитными пушками, прожекторами и самолетами, существенно важно держать управление в одних руках.
4. Эскадрильи «королевских воздушных сил»
Существующие аэродромы 6-й бригады должны быть сохранены для ночных эскадрилий. Использование этих аэродромов для других надобностей было бы нецелесообразно. Это значило бы растрачивать и нарушать разработанную систему контрольных комнат, связи, управления огнями и т. п., которая на этих аэродромах установлена. А без этой организации ценность ночных самолетов была бы очень серьезно снижена.
Современные линии патрулирования, вероятно, пригодятся и в будущем, но с некоторыми изменениями. Оборона самого Лондона должна будет ввиду повышения радиуса действия самолетов сделаться более круговой и непрерывной.
Принимая во внимание современные и будущие усовершенствования в звукоулавливании и в связи между самолетами в воздухе и с землей, ночные патрульные линии можно располагать ближе к Лондону, сокращая там число пушек. Тогда между внешней артиллерийской зоной и патрульными линиями будет спокойная зона, и шансы встречи неприятельских самолетов, таким образом, улучшатся.
5. Аэростаты заграждения (фартуки)
Система аэростатов заграждения (фартуков) должна быть сохранена. Она была весьма ценна в том отношении, что неприятельские самолеты должны были лететь на известной высоте и этим самым сокращался тот слой воздуха, который самолетам обороны приходилось сторожить.
Если же аэростаты заграждения не будут существовать, то неприятельские самолеты смогут летать на небольших высотах, с которых они добьются значительно лучших результатов бомбардировки. В подобных условиях, для того чтобы иметь те же шансы встретить неприятельские самолеты, пришлось бы удвоить число патрулирующих самолетов обороны. [126]
6. Зенитные пушки
Я рекомендовал бы зенитную артиллерию содержать, примерно, в таком же виде, в каком она имеется в настоящее время. Внешний барраж вокруг всего Лондона нужно сделать более качественно однообразным, для чего необходимо в западной части зоны поставить лучшие пушки, чем существующие там в настоящее время.
Число пушек в самом Лондоне можно сократить за счет приближения патрульных линий ночных самолетов к Лондону. Тогда всю зенитную артиллерию Лондона можно объединить в одних руках, упразднив одну теперешнюю командную должность.
Было бы целесообразно оставить также зенитную школу. В школе должны изучаться артиллерия, работа прожекторов и звукоулавливателей.
7. Прожекторы
Прожекторы должны содержаться в таком же составе, как сейчас, как для нужд зенитных пушек, так и для работы с патрулирующими самолетами.
8. Звукометрия и звукоулавливающие аппараты
Звукоулавливатели должны иметься при каждом прожекторе, и их личный состав должен входить в состав прожекторного взвода.
Подслушивающие посты, существующие в настоящее время, нужно сохранить. Кроме того, один или два поста нужно вновь сформировать, чтобы сделать оборону более непрерывной во всех направлениях.
9. Управление и связь
Современная система управления и связи, при помощи которой все командиры зенитной обороны и командиры эскадрилий практически непрерывно держатся в курсе происходящего налета неприятельских самолетов, должна быть сохранена.
Главнее назначение этой системы — дать летчикам обороны возможность войти в соприкосновение с неприятелем. Усовершенствование радиотелефонии еще более увеличит [127] значение этой системы. В этом заключается решение задачи обороны он ночных бомбардировок. Эта задача казалась на первый взгляд неразрешимой.
Почтовое ведомство должно организовать использование возможно большего числа существующих в настоящее время линий связи ПВО для обыкновенной работы в мирное время, включая их в случае необходимости для практики или во время маневров в общую систему ПВО.
10. Оповещение
Современное устройство службы оповещения работает хорошо и должно быть сохранено, что будет стоить весьма недорого. Если эта служба будет уничтожена, то потребуется значительный промежуток времени для ее восстановления.
Ашмор — Ген.-майор, командующий «воздушной обороной Лондонского района»,
22 ноября 1918 г.

Согласно этим предложениям было затем разработано несколько схем на все более и более экономном базисе. Так как утомление от войны и ее последствия давали себя чувствовать, а германские налеты все более стирались из памяти, то и планы ПВО постепенно откладывались, пока в конце концов от всей ее организации, ничего не осталось.

В феврале 1919 г. в военном министерстве состоялось совещание для рассмотрения вопросов о сокращениях, в частности о сокращении 6-й бригады воздушных сил.

Председателем этой конференции был Черчилль.

В то время он был одновременно и военным и воздушным министром. Следует напомнить, что воздушное министерство от ответственности за оборону отказалось в апреле предыдущего года. Лишь спустя несколько лет обстановка изменилась, и воздушное министерство предприняло шаги для выполнения своих обязанностей.

На этом совещании были изложены различные превосходные принципы противовоздушной обороны, например: [128]

«Доводы за сохранение и развитие воздушной обороны отечества так же сильны, как сильны подобные же доводы за сохранение флота в мирное время... Нужно сохранить возможность нового расширения до штатов военного времени... Существенно важно в мирное время сохранить сложное и специализированное искусство воздушной обороны».

Следующая таблица показывает, как постепенно уменьшались штаты мирного времени противовоздушной обороны и как шаг за шагом отступали от только что принятых высоких принципов.

Организация мирного времени воздушной обороны Лондона{54}

  Пушки Прожекторы
Существовало к моменту перемирия 286 387
По проекту штатов в декабре 1918 г. 164 256
То же в июне 1919 г. 42 около 60
То же в сентябре 1919 г. 32 34
То же в декабре 1919 г. 8 8
Осталось в 1920 г. 0 0

11 эскадрилий воздушных сил, находившихся в составе воздушной обороны, тоже постепенно таяли, пока от них ничего не осталось. Не увенчались также успехом усилия сохранить систему связи и контрольные комнаты в Лондоне в доме конной гвардии, а также систему связи в различных эскадрильях и штабах. Эту систему нужно было сохранить, чтобы иметь скелет для будущей организации и избежать расходов на ее восстановление.

В особенности расточительно было расформировывать штабы эскадрилий и аэродромы обороны Лондона.

Аэродромы Эссекса могут служить тому примером. Во время войны немало денег было затрачено на подготовку [129] почвы этих аэродромов и на постройку на них зданий. Еще больше усилий было потрачено после войны на то, чтобы снести все здания и привести (притом не очень-то успешно) в прежнее состояние поверхность аэродромов, прежде чем передать их обратно владельцам. Несколько лет спустя при восстановлении противовоздушной обороны эта местность снова была приобретена за очень вздутую сумму, и все постройки пришлось строить заново.

Послевоенные волнения коснулись и противовоздушной обороны. В феврале 1919 г. плац конной гвардии был ареной некоторых происшествий, которые могли закончиться весьма серьезными последствиями.

7 февраля во второй половине дня толпа в триста или четыреста солдат шумно демонстрировала на плацу конной гвардии. Окно в нижнем этаже в помещении штаба воздушной обороны было разбито брошенной в него винтовкой.

На следующее утро на плац явилась еще большая толпа вооруженных демонстрантов. Дело принимало весьма неприятный оборот. Но к этому моменту подоспели власти, и все было улажено с известной степенью твердости. По сигналу эскадрон кавалерии прискакал с другой улицы и образовал цепь вокруг толпы, затем с другой стороны окружение завершил батальон шотландской гвардии. Демонстранты были прижаты к линии зданий.

Власти проявили такт и рассудительность, оставив свободный проход около стены. Через него большая часть менее мятежных людей ушла. Более решительные были арестованы, разоружены и уведены в казармы под конвоем.

Демобилизация частей противовоздушной обороны прошла без каких-либо инцидентов.

Несмотря на то, что с 19 мая 1918 г. в течение шести месяцев налетов на Лондон не производилось, пресса и население сохранили свое благожелательное отношение к противовоздушной обороне.

В сентябре 1919 г. совет лондонского муниципалитета прислал командованию ПВО резолюцию, принятую единогласно, [130] в которой содержались, между прочим, следующие мысли:

«Совет выражает свою признательность за принятие противовоздушной обороной Лондона действительных мероприятий по обороне столицы от неприятельских налетов во время войны. В особенности блестящи были действия обороны 19 мая 1918 г., когда оборона не только сбила 7 самолетов противника, но и нанесла неприятелю настоль-. ко тяжелые потери, что немцы решили окончательно отказаться от атак на Лондон»{55}.

В официальных кругах, однако, сделалось модой забывать, что Лондон когда-нибудь подвергался серьезной опасности воздушных нападений.

Команды зенитной артиллерии и прожекторных частей, подчиненные военному министерству, даже не получили права на военную медаль, так как их рассматривали как не принимавших участия в войне. Это было тем более несправедливо, что во флоте люди, делавшие ту же самую работу на тех же самых позициях, станциях и пунктах, получили обычную военную медаль просто потому, что они имели счастье управляться адмиралтейством.

Конец прежней организации обороны наступил в 1920 г., когда из боязни критики газет жалкие остатки воздушной обороны Лондонского района были поспешно запрятаны в Блэкдаун, недалеко от Ольдершота.

Эти остатки в соединении с некоторыми зенитными фронтовыми частями образовали впоследствии 1-ю бригаду противовоздушной обороны, командиром которой был снова назначен Ашмор. Бригада противовоздушной обороны являлась частью полевой армии и состояла из одной артиллерийской бригады (впоследствии из 2 бригад), прожекторного батальона и роты связи.

В Салисбери Плэн была учреждена небольшая школа зенитной артиллерии и прожекторного дела.

Впоследствии ее перебросили в Биггин Хил. [131]

Дальше