Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава III.

Успешные дневные налеты самолетов

С первых же дней своего существования морская и военная авиация Англии страдала от параллелизма в работе, от соревнования в снабжении самолетами и в конструкции тех или иных типов. Чтобы уменьшить это зло, в начале 1916 г. был создан координирующий орган под председательством лорда Дерби. Впоследствии, в мае 1916 г., был образован «воздушный совет» под председательством Керзона. Функции совета были чисто совещательные. Совет не имел никакой власти проводить в жизнь свои решения.

Выпуск самолетов — главная цель, преследовавшаяся при создании вышеупомянутых органов, — продолжал оставаться не удовлетворяющим потребности армии и флота. Воздушная оборона тыла, естественно, прежде всего страдала от нехватки самолетов.

В начале 1917 г. командующий «крылом обороны отечества», сознавая, что налеты немецких самолетов неизбежны, поставил «воздушный совет» в известность о своей оценке существовавших тогда самолетов обороны. Он считал их достаточно боеспособными против тогдашних цеппелинов, но совершенно непригодными для обороны от нападения самолетов. Единственным результатом этого представления был наряд трех истребителей-монопланов фирмы Бристоль, которые через несколько дней были вновь отобраны.

Жизненная необходимость увеличить выпуск самолетов сделалась совершенно очевидной. В феврале 1917 г. был образован новый совет, возглавлявшийся лордом Коудрей. Обязанности этого совета совершенно отличались [44] от обязанностей прежде существовавших советов. Совет Коудрея взял на себя исполнительные функции по отбору конструкций и производству самолетов. Фактически он не сам размещал заказы. Но представитель министерства вооружения, который действительно это делал, был также членом «воздушного совета», причем этим представителем был не кто иной, как сэр Уильям Уэйр, впоследствии получивший за свою деятельность звание лорда, — человек, известный своей энергией и организаторскими способностями.

Выпуск боеспособных самолетов и моторов сильно увеличился.

Но, к несчастью для английского воздушного флота, «воздушный совет» не имел никаких прав по отношению к личному составу и к использованию воздушных сил, которые он так хорошо стал снабжать. Оперативное использование воздушных сил осталось в руках адмиралтейства и военного министерства. Оба министерства имели представителей в «воздушном совете», но эти представители не имели никакой реальной возможности управлять операциями.

Когда летом 1917 г. германцы начали свои авиационные налеты на Англию, воздушная оборона Англии страдала не столько от отсутствия хорошей материальной части, как от дефектов организационного порядка.

Воздушное крыло обороны тыла сильно пострадало в начале 1917 г. вследствие отправки на фронт значительного количества из наиболее опытных его летчиков.

Военное министерство отдало приказ о выделении в состав воздушной обороны 403 зенитных пушек. Но в январе 1917 г., когда приказ нужно было привести в исполнение, кабинет министров вдруг нашел необходимым почти половину пушек передать адмиралтейству, которое как раз к этому моменту сделало открытие, что зенитные пушки необходимы ему для кораблей. Поэтому планы зенитной обороны Лондона должны были претерпеть соответственное сокращение.

К концу 1916 г. немцы осознали, что дирижабельные налеты на хорошо защищенные районы сделались слишком [45] дорогим предприятием и что поэтому, если уж продолжать налеты против объектов, действительно стоящих этого, то для этой цели необходимо использовать менее уязвимое оружие в виде самолетов. Этот взгляд был наглядно подтвержден тремя неудачными дирижабельными налетами в первой половине 1917 г., когда обороной Лондона были уничтожены еще два цеппелина.

Цеппелин «Л-39» на обратном пути из Англии на рассвете 17 марта попал под обстрел французских зенитных пушек недалеко от Компьен. В полумраке рассвета зенитной артиллерии было трудно прицеливаться, и три батареи стреляли по дирижаблю в течение четверти часа, прежде чем обили его. 16 июня дирижабль «Л-48», флагман эскадры цеппелинов, во время атаки восточных графств подвергся нападению двух английских летчиков и был сбит недалеко от Гарвича.

Германские воздушные силы к тому времени уже располагали бомбардировочными самолетами с радиусом действия, достаточным для налета на Англию. Поэтому немецкое командование приняло решение ограничить дирижабельные атаки лишь северной и средней частью Англии, а против Лондона посылать самолеты.

Первая немецкая бомбардировочная эскадра, первоначально сформированная на Западном фронте, летом 1916 г. была переброшена в Болгарию и на Восточный фронт, где вследствие плохой воздушной обороны бомбардировочные налеты были для немцев недорогим развлечением. Для замещения этой эскадры на западе стала формироваться третья бомбардировочная эскадра. Она состояла вначале из трех, а потом из пяти отрядов. Эскадра была расположена на аэродромах вокруг Кента, примерно в 275 км от Лондона по прямой линии.

Эскадра была вооружена трехместными бомбардировочными самолетами «Гота» (2 мотора Мерседес по 260 л. с., размах около 22,7 м), могущими нести около 450 кг бомб на высоте около 3 650 м со скоростью при полной нагрузке в 112 км/час. [46]

Эскадрой командовал капитан Бранденбург, известный в то время летчик и командир. Впоследствии он сломал могу при аварии. Когда к концу войны Бранденбург вернулся в эскадру, она уже разложилась, и ему не удалось снова поднять ее на прежнюю высоту.

Впервые одиночный самолет (не из состава третьей бомбардировочной эскадры) появился над Лондоном в лунную ночь 7 мая и сбросил несколько небольших бомб.

Серьезная работа третьей бомбардировочной эскадры началась 25 мая в 17 час., когда 16 ее самолетов совершили налет на Эссекский берег. Облака над Англией заставили изменить первоначальный план нападения на Лондон. Бомбардировщики свернули поэтому к югу и сбросили бомбы, нанесшие значительный вред, на лагери [47] канадских войск в Шорнклифе и на г. Фолькстон, где было также убито несколько женщин.

Отчасти вследствие дефектов организации ПВО, а отчасти вследствие малой горизонтальной и вертикальной скорости самолетов обороны, немецкая эскадра не имела никаких потерь в этом налете, пока находилась над сушей. Морская авиация в Дюнкирхене сбила один германский самолет на обратном полете около бельгийского берега.

Вторая попытка нападения на Лондон была совершена 5 июля. Все боеспособные самолеты бомбардировочной эскадры, всего 18 «Гота», появились в этот день над берегами Эссекса.

На этот раз они повернули к югу раньше, прошли Шобюринес, где их обстреляла зенитная артиллерия, а затем бомбардировали Ширнес.

В Ширнесе зенитной артиллерии удалось попасть в один из нападавших самолетов. Самолет упал в реку. Два человека его экипажа были вытащены, один из них от полученных ран вскоре умер.

Преследовать нападавших вылетело 66 самолетов обороны, но без всякого успеха. Однако, и в этот раз немцы понесли потери от морской авиации около Остенде.

Следующие два нападения на Лондон снова увенчались для немцев успехом. Утром 13 июля третья бомбардировочная эскадра в составе 17 самолетов пересекла в строю Северное море. Когда она приблизилась к устью реки Темзы, она выделила один самолет для бомбардировки Маргета, а немного позже еще две или три машины для бомбардировки Шобюринеса. Повидимому, это было сделано с целью распыления средств обороны, что едва ли было необходимо делать.

Остальные 14 самолетов, летя в строю ромба, примерно на высоте 4 000 м, направились к Лондону, куда прибыли немного раньше полудня. Сбросив несколько бомб на Ист-Энд и на Альбертские доки, эскадра главное свое нападение произвела по сигналу ведущего на Ливерпульский вокзал. Эскадра сбросила всего 72 бомбы, упавшие в круге радиусом около 1,6 км. Три бомбы [48] дали прямое попадание в станцию. Одна бомба попала в школу Поплэр, прошла через три этажа и взорвалась в комнате, где находилось 64 ребенка. Пятнадцать из них были убиты. Жертв было бы значительно больше, если бы около половины бомб не отказало в действии.

Для отбития атаки вылетели 94 самолета обороны. Только пять из них сумели найти неприятельскую эскадру и произвести изолированные, совершенно безуспешные атаки против значительно более сильного противника. Один из наблюдателей был убит пулей с «Готы». Зенитный огонь давал большой недолет по высоте. Единственный результат его — это увеличение числа жертв на земле (1 убитый и 19 раненых).

Этот налет был для немцев самым успешным в течение всей войны по числу жертв. Всего насчитывалось 594 убитых и раненых. 25 мая при атаке на Фолькстон потери выражались в 286 убитых и раненых.

Бессилие обороны, вид германских воздушных групп, спокойно среди бела дня бомбардирующих Лондон, вызвали среди населения чувство сильного возмущения.

Правительство подкрепило оборону присылкой с Западного фронта из Франции новейших и лучших тогда истребителей («SE5»){21} в составе целой эскадрильи № 56.

Во время налета на Гарвич, 4 июля, 16 самолетов «Гота» были атакованы одним английским самолетом, случайно находившимся в воздухе (он совершал пробный полет). Механик, летевший в качестве наблюдателя на этом самолете, был поражен в сердце пулей с немецкого самолета. Ни один из 83 самолетов, вылетевших для атаки немцев, в том числе и из состава 56-й эскадрильи, не сумел войти в соприкосновение с противником. И на этот раз лишь морская авиация нанесла некоторые потери немцам при их обратном полете.

5 июля 56-я эскадрилья вернулась во Францию, а 7 июля немцы произвели второй успешный налет на Лондон. Он протекал так же, как и первый. Два самолета были выделены для бомбардировки Маргета. Главные силы в 22 самолета прошли над Эссексом и [49] над Энфильдом, где эскадра сделала поворот, пройдя своим правым флангом почти над Хендоном. Атака Лондона была произведена в направлении с северо-запада на юго-восток.

Германская служба погоды предсказала, что это направление будет по ветру. В действительности же в этот момент ветер дул как раз в обратном направлении, навстречу бомбардировщикам.

Вероятно, чтобы увеличить скорость, каждый самолет «Гота» в этот раз нес значительно меньший груз бомб, чем в предыдущие налеты. В результате потерь было меньше: всего 250 убитых и раненых против 594 в предыдущий раз.

На этот раз для обороны Лондона вылетело 95 самолетов военной и морской авиации. Произошло несколько боев. Военная авиация в воздушных боях потеряла 4 человека, из них 2 убитых и, 2 раненых. Одна неприятельская машина, вследствие неисправности мотора, на обратном пути опустилась очень низко и была затем сбита английским летчиком. Когда «Гота» упал в море, то никто не пришел на помощь экипажу, и он утонул. Морская авиация сбила еще один самолет недалеко от устья реки Шельды. Самолет сгорел.

В отбитии налета участвовала 41 зенитная станция в Лондоне и 12 зенитных станций в остальных частях Англии. Их огонь причинил некоторые потери (10 убитых и 25 раненых), но не германским самолетам, а самим англичанам. Много было при этом обстреляно и английских летчиков.

В результате этого налета истребительные самолеты в составе одной эскадрильи № 46 снова были переброшены из Франции в Лондон, на аэродром Суттон-Фарм.

Самолеты этой эскадрильи патрулировали недалеко от Лондона. 22 июля, когда на Гарвич снова напали 16 «Гота». В этот раз в воздух поднялся 121 самолет обороны. Ни один из них вообще не видел противника. Одна эскадрилья (№ 37), летая по своей линии патрулирования, попала под сильный обстрел своих зенитных пушек, выведший из строя два самолета. [50]

Этот налет дал немало уроков о том, как нужно и как не нужно комбинировать работу различных средств ПВО. Принцип необходимости отделять линии самолетного патрулирования от зон зенитного обстрела, принятый вскоре после налета, был одним из наиболее практических.

Вызванная с фронта эскадрилья № 46 была возвращена во Францию перед началом ночных полетов. Ей ни разу не удалюсь напасть на немцев. Вместо нее оборона получила три вновь сформированные истребительные эскадрильи, поставленные в Хайнольд-Фарм, Рошфорд (Эссекс) и Сроулей (Кент).

Полный провал противовоздушной обороны при защите Лондона от дневных налетов немцев с мая по июль 1917 г. заставил англичан заново перерешить все вопросы обороны и привел их к установлению первых принципов современной ПВО.

С мая по июль 1917 г. на Англию было совершено всего 6 налетов самолетов: три из них были совершены на объекты внутри страны, а три — на объекты береговые.

Нужно считать бесспорным положение, что в Англии эффективная самолетная воздушная оборона от неожиданных воздушных атак на береговую линию невозможна. Невозможно устраивать что-либо вроде непрерывных патрулей самолетов, летающих днем и ночью в ожидании налета, что неизбежно при обороне пунктов, расположенных близко к берегу.

Что же касается обороны тыла при помощи самолетов, то она должна ограничиваться обороной важных площадей и районов, как, например, Лондона, находящегося в достаточно глубоком тылу.

Патрули обороны, вылетающие по тревоге, нуждаются во времени для набора боевой высоты. Выиграть это время можно путем относа линии патрулирования несколько в тыл, с тем чтобы между ними и берегом оставалась зона, для пересечения которой противнику понадобилось бы эквивалентное время.

Факторы, определяющие ширину этой зоны, т. е. расстояние от моря до линии патрулирования, таковы: [51] возможность получения оповещения с моря или из-за моря, предполагаемая высота полета и скорость атакующих самолетов и, наконец, скороподъемность истребителей обороны.

Если взять три налета — 25 мая и два последних налета на Лондон в июне и июле, — то на первый взгляд может показаться, что оборона проявила себя с хорошей стороны.

Относительное число неприятельских самолетов и самолетов обороны в воздухе за эти три дня видно из следующей таблицы:
Число, месяц, год Немецкие бомбардировщики Самолеты обороны
25 мая 1917 г. 16 74
13 июня 1917 г. 14 94
7 июля 1917 г. 22 95

Нужно напомнить, что некоторая часть самолетов обороны, вследствие своих слабых летных качеств, не годилась для работы, но, даже при всем этом, на стороне обороны оставалось большое численное превосходство. На одного бомбардировщика приходилось от двух до трех боеспособных истребителей.

Береговая служба оповещения работала хорошо, и большинство самолетов обороны через 10–15 минут после появления противника над берегом было уже в воздухе.

Бомбардировщики летели на скорости немного меньшей 112 км/час и, как правило, на высоте значительно меньшей 4 200 м. Над Англией в каждом из разбираемых случаев они находились несколько более часа с четвертью.

Ни разу за эти три дня и за все время налета облака не препятствовали обнаружению бомбардировщиков с земли. И действительно, разведывательная служба могла наносить курс бомбардировщиков с минуты на минуту с большой точностью по донесениям, полученным после налета, пользуясь услугами случайных наблюдателей с земли. [52]

Хотя, как было сказано, оборона имела численное превосходство, однако слишком мало старания было проявлено в комбинировании усилий авиачастей, вылетавших с различных аэродромов. Больше того, когда несколько самолетов поднималось даже с одного и того же аэродрома, в воздухе между ними уже не было связи в действиях. Во всех 20 или 30 случаях, когда соприкосновение с противником было достигнуто, только в одном случае атака была произведена одновременно 3 самолетами. В 3 или 4 случаях одновременно атаковали 2 самолета. Во всех остальных случаях бомбардировочный строй атаковался одиночными самолетами. Вследствие численного неравенства бой, несмотря на смелость атакующих, не давал больших результатов.

Очень многим английским летчикам вовсе не удавалось найти противника, и вот здесь-то и лежит главная проблема воздушной обороны. Вследствие трудности отыскания самолета в воздухе с другого самолета чрезвычайно важно, чтобы истребители получали указания с земли, откуда легче и с большего расстояния можно увидеть самолет. А чтобы эти указания были своевременны и правильны, требуется организация целой системы земного наблюдения, связи и управления.

Кордонная система наблюдения, образованная как уже говорилось, в 1916 г., хотя и делала полезное дело в смысле предупреждения гражданского населения, но не была достаточно широкой. Ее сведения недостаточно быстро передавались, и она не удовлетворяла требованиям активной воздушной обороны.

В то время для связи с самолетами применялась система земных сигналов (код Ингрэма в виде точек и тире, выкладывавшихся с помощью белых полотнищ), применявшаяся некоторыми аэродромами. При помощи этих сигналов летчики, находившиеся в воздухе, получали указания, куда им нужно лететь, чтобы встретиться с противниками. Английские летчики были слишком мало обучены использованию этой системы, а она к тому же была связана с большой проволочкой времени, и [53] в конечном результате пользы от нее было мало. Практически истребители обороны вылетали с аэродромов неорганизованно, а, находясь в воздухе, не получали никакой поддержки с земли.

Великий принцип воздушной обороны не был тогда еще достаточно продуман. Тогда еще не осознали, что хотя самолеты и главное средство обороны, но они небоеспособны, если их не поддержать с земли системой управления. [54]

Дальше