1946–1982
1946, 18.3. Принятие Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.
В законе было сказано: «Увеличить судостроение в 1950 г. вдвое по сравнению с 1940 г. Обеспечить строительство в СССР сильного и могучего флота. Построить для советского флота новые корабли и новые морские базы» {271}.
Первая послевоенная программа военного судостроения предусматривала серийное строительство крейсеров, эсминцев, сторожевых кораблей, торпедных и ракетных катеров, более совершенных подводных лодок новых проектов для создания мощного сбалансированного ВМФ.
1947, 15.10. Принятие комсомольцами Москвы решения о шефстве над СФ.
14.1 1948 делегация комсомола Москвы передала командующему СФ Красное знамя Московской ордена Ленина организации ВЛКСМ. С тех пор это Знамя вручается лучшей части СФ, добившейся наиболее высоких [355] результатов в боевой и политической подготовке. Ежегодно СФ принимает делегации Московского комсомола и отчитывается о своих успехах в боевой и политической подготовке. Делегации комсомольцев СФ посещают предприятия и учреждения Москвы.
Одним из проявлений крепнущих связей Ленинского комсомола с ВМФ явилось присвоение кораблям наименований в честь комсомольских организаций республик, областей и городов. Создалась своеобразная комсомольская эскадра, в которую входят ныне атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», подводные лодки «Челябинский комсомолец», «Псковский комсомолец» и «Ярославский комсомолец», противолодочный корабль «Комсомолец Украины», сторожевой корабль «Комсомолец Литвы», тральщики «Комсомолец Латвии» и «Комсомолец Эстонии», «Приморский комсомолец» и «Калининградский комсомолец», ракетные катера «Мичуринский комсомолец» и «Тамбовский комсомолец» и др.
В конце 1968 в честь 50-летия ВЛКСМ за успехи в боевой и политической подготовке лучшим кораблям флотов были вручены специально учрежденные ВЛКСМ Памятные знамена. [356]
1953. Начало строительства атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей второго послевоенного поколения.
Достижения науки и техники коренным образом изменили ВМФ {272}. Разработанная под руководством ЦК КПСС и Советского правительства кораблестроительная программа предусматривала создание мощного флота, способного противостоять сильному в морском отношении противнику. Усилиями ученых, инженеров, конструкторов были созданы корабельные ядерные энергетические установки. С 1953 СССР приступил к строительству атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания и высокими скоростями. В 1955 с советской подводной лодки стартовала баллистическая ракета. Появились атомные подводные ракетоносцы, которые стали главным родом сил нашего ВМФ. Морские ракеты и торпеды были оснащены ядерными зарядами. [357]
На основе достижений радиоэлектроники были созданы новые корабельные системы управления, связи, навигации, а также поиска, сбора и обработки информации об обстановке, корабельные гидроакустические комплексы.
Качественно изменились надводные корабли. Новое, более мощное оружие, в том числе и ракетное, большая скорость, высокая маневренность в сочетании с совершенным радиоэлектронным оборудованием, возросшая автономность значительно расширили круг решаемых ими задач. Появились новые типы кораблей ракетные катера, сторожевые корабли типа «Пантера», эсминцы типа «Светлый» и ракетные крейсера типа «Варяг». Все это расширило масштабы задач, решаемых ВМФ, и определило направленность его дальнейшего строительства.
1953, 7–18.6. Первое послевоенное заграничное плавание корабля Советского ВМФ.
Прибывший с дружественным визитом к берегам Англии советский крейсер «Свердлов» (командир капитан 1 ранга О. И. Рудаков) принял участие в международном морском параде на Портсмутском рейде. Английская пресса высоко оценила отличную морскую выучку экипажа: корабль встал на якорь спосооом фертоннг за 12 мин (по нормам английского адмиралтейства на эту операцию отводится 1 ч 20 мин).
В послевоенные годы дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением. Первый поход с визитом дружбы в Средиземное море был совершен в мае-июне 1954, когда отряд кораблей ЧФ под флагом адмирала С. Г. Горшкова посетил албанский порт Дуррес В июне 1956 крейсер «Михаил Кутузов», эсминцы «Бессменный» и «Безукоризненный» посетили югославский порт Сплит.
Обмен визитами кораблей способствует укреплению дружбы между народами, служит делу мира. Трудящиеся всех стран встречают советских моряков тепло и радушно, видя в них посланцев великого социалистического государства, последовательного борца за мир и безопасность на земле. [358]
1957, 31.5. Присвоение звания отличных группе кораблей и частей ВМФ.
Во второй половине 50-х годов в Военно-Морском Флоте широкий размах приобрели социалистическое соревнование, борьба за отличные боевые посты, отделения, команды, подразделения, корабли и части.
Первыми кораблями ВМФ, удостоенными звания отличных по итогам социалистического соревнования, развернувшегося на флотах в честь XX съезда КПСС, стали подводная лодка СФ (командир капитан 3 ранга Р. Д. Эрлих, заместитель командира по политической части капитан-лейтенант В. А. Кузьмин) и эскадренный миноносец СФ (командир капитан 2 ранга Н. В. Фомичев, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга П. М. Калинчук).
1959, 15.9. Выход на сдаточные испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин» {273}.
Ледокол был заложен в Ленинграде на Адмиралтейском заводе 25.8 1956, а 5.12 1957 спущен на воду. Проект судна и его энергетической установки создавался судостроителями во главе с главным конструктором В. И. Негановым и коллективом ученых под руководством академика А. П. Александрова. Активное участие в строительстве ледокола принимали академик Ю. А. Шиманский, инженеры И. И. Африкантов, П. П. Березин, А. И. Брандаус, В. И. Гнесин, А. А. Курдюмов и другие.
20.12 1959 ледокол «Ленин» (капитан П. А. Пономарев) вступил в строй, став флагманом советского ледокольного флота. Его работа на трассе СМП показала, что сроки арктической навигации могут быть значительно увеличены, а границы плаваний существенно расширены.
В последующие годы в строй вошли еще более совершенные атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия». Ныне советский ледокольный флот является [359] самым мощным в мире. В его состав входят несколько десятков ледоколов и ледокольно-транспортных судов.
1962, июль. Присуждение атомной подводной лодке КСФ первого места по практике подледного плавания.
Подводная лодка КСФ, унаследовавшая флаг знаменитой лунинской подводной лодки «К-21», под командованием капитана 2 ранга В. Н. Чернавина {274} заняла первое место по практике подледного плавания в Арктике. Экипаж подводной лодки успешно отработал методику маневрирования под паковым льдом и всплытия в полынье. В отработке задачи участвовали контр-адмирал А. И. Петелин и флагманский штурман капитан 1 ранга Д. Э. Эрдман. [360]
1962, 17.7. Достижение Северного полюса атомной подводной лодкой «Ленинский Комсомол» {275} [361]
Совершив поход подо льдами Арктики, подводная лодка всплыла в районе полюса {276}, где был водружен Государственный флаг СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.7 1962 руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру подводной лодки капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру электромеханической боевой части инженер-капитану 2 ранга Р. А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза, а весь личный состав награжден орденами и медалями. В честь подводной лодки «Ленинский комсомол» была названа одна из вершин подводного хр. Гаккеля в Северном Ледовитом океане.
В дальнейшем экипаж атомохода был инициатором и победителем социалистического соревнования в Вооруженных Силах в часть 20-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, достиг высоких результатов в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия Великого Октября, 50-летия ВЛКСМ, 50-й годовщины образования СССР и 50-летия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина.
1963, август. Арктический поход атомной подводной лодки СФ.
Подводная лодка под командованием капитана 1 ранга А. П. Михайловского, обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лед и желобом Св. Анны вышла в высокие широты Северного Ледовитого океана. В ее задачу входило изучение условий плавания в различных районах Арктики и возможности всплытия во льдах на различных широтах.
Совершив ряд всплытий в полыньях и разводьях, в том числе в районах дрейфующих станций «Северный полюс-10» и «Северный полюс-12», подводная лодка вышла в Тихий океан и, завершив поход, благополучно прибыла в пункт назначения.
Командующий Тихоокеанским флотом, приняв рапорт командира лодки, поздравил североморцев с успешным завершением похода. «Гордимся высокой выучкой и мужеством славных подводников, проложивших подводные пути под ледяным панцирем Арктики [362] «, говорилось в телеграмме главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР экипажу атомохода.
Все отличившиеся в этом походе члены экипажа были награждены орденами и медалями, а капитан 1 ранга А. П. Михайловский удостоен звания Героя Советского Союза.
1963, 29.9. Всплытие на Северном полюсе атомной подводной лодки СФ.
Это было второе посещение Северного полюса советскими подводниками. Возглавил поход командующий СФ адмирал В. А. Касатонов. Подводному атомоходу под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева предстояло пройти в подводном положении более 1000 миль. Для плавания под паковым льдом использовались эхоледомеры, подводные телевизоры, навигационный комплекс, рассчитанный на работу в любых широтах.
В точно определенное планом время штурман капитан-лейтенант В. М. Храмцов доложил: «До полюса одна миля». И вскоре следующий доклад: «Полюс!». Эхоледомеры зафиксировали полынью, и лодка всплыла в позиционное положение. Командир корабля и командующий флотом первыми вышли на лед на Северном полюсе. Точно на широте 90° были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР и пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Республик 29 сентября 1963 года».
Родина высоко оценила заслуги членов экипажа, наградив их орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены адмирал В. А. Касатонов и капитан 2 ранга Ю. А. Сысоев. Подводная лодка стала первым кораблем ВМФ, в мирное время удостоенным ордена Красного Знамени.
1965, 7.5. Награждение указами Президиума Верховного Совета СССР КБФ, ЧФ, СФ и ТОФ орденом Красного Знамени.
Отмечая выдающиеся боевые заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и беспримерную стойкость моряков в Великой Отечественной войне, Советское [363] правительство в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне наградило флоты орденом Красного Знамени. Краснознаменный Балтийский флот был удостоен второго ордена Красного Знамени.
1966, февраль март. Первое в мире групповое кругосветное плавание советских атомных подводных лодок, посвященное XXIII съезду КПСС.
Цели похода изучение рельефа дна, возможности плавания в океанских глубинах различных широт и управления подводцыми лодками на большом удалении от базы, обитаемости подводных кораблей в различных климатических условиях, возможностей вооружения и техники выдерживать значительные колебания температур, способности личного состава поддерживать высокую боеготовность в дальних плаваниях (это проверялось на контрольных стрельбах сразу после похода). Возглавил группу подводных лодок командир соединения контр-адмирал А. И. Сорокин, ранее командовавший частью, в которой осваивались первые атомные подводные лодки.
Советские подводники обладают высокой профессиональной подготовкой, и в принципе любой корабль мог выполнить поставленные задачи, однако выбор пал на подводную лодку капитана 2 ранга В. Т. Виноградова, в сжатые сроки отработавшую курсовые задачи, и подводную лодку капитана 2 ранга Л. Н. Столярова. В подготовке экипажа одной из них участвовал начальник штаба соединения капитан 1 ранга В. Н. Чернавин, на которого были возложены обязанности по оценке состояния техники и экипажей, по организации управления и связи в походе. За подготовкой подводных лодок непосредственно следил главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков.
Группа атомных подводных лодок, выйдя из базы КСФ на Кольском п-ове, в подводном положении прошла за полтора месяца около 25 тыс. миль, обогнув земной шар.
Личный состав подводных лодок полностью выполнил поставленные перед ним задачи по повышению [364] морской и тактической подготовки, а также научно-исследовательские работы по изучению Мирового океана. Начав путь в водах Арктики, подводные лодки, ни разу не всплывая, пересекли экватор, достигли антарктических широт, уклоняясь от айсбергов, миновали прол. Дрейка и другие опасные для плавания районы и благополучно прибыли к родным берегам.
За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество, смелость и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР контр-адмиралу А. И. Сорокину, капитанам 2 ранга В. Т. Виноградову, Л. Н. Столярову и Н. В. Усенко, инженер-капитану 2 ранга И. Ф. Морозову и инженер-капитану 3 ранга С. П. Самсонову присвоено звание Героя Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями.
1968, 22.2. Награждение кораблей, частей и соединений СФ в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-морского флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства и успехи в боевой и политической подготовке авиационная часть СФ (командир полковник В. Полюшкин) была награждена орденом Ленина, а соединение подводных лодок (командир Герой Советского Союза А. И. Сорокин) и подводная лодка (командир капитан 2 ранга Н. Соколов, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга А. Караваев) были удостоены ордена Красного Знамени.
1968, 19.7. Завершение совместного командно-штабного учения «Север» военно-морских флотов ГДР, ПНР и СССР.
В Северной Атлантике, Балтийском, Норвежском и Баренцевом морях отрабатывалось оперативное и тактическое взаимодействие ДКБФ, КСФ, ВМФ Польской Народной Республики и Народного ВМФ Германской [365] Демократической Республики. В ходе учения личный состав кораблей, подводных лодок, самолетов и береговых частей продемонстрировал тактическую зрелость, готовность успешно выполнить сложные учебно-боевые задачи в любых условиях. Проведение учения способствовало усилению коллективной обороны стран социалистического содружества и укреплению их боевого союза.
1970, 14.4–8.5. Маневры «Океан» Советского ВМФ.
В этом крупнейшем оперативно-тактическом мероприятии послевоенного периода участвовали силы КСФ, КТОФ, ДКБФ и КЧФ. Маневры проходили на акваториях Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов под руководством главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова {277}. Учебная обстановка маневров была максимально приближена к реальным боевым условиям. Советские моряки, используя опыт Великой Отечественной войны и боевой подготовки мирного времени, успешно решили поставленные перед ними задачи. [366]
Маневры проводились в период празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, что вызвало особый подъем у всех участников. По оценке Министра обороны, «они показали всему миру рост могущества Советского Союза как мировой военно-морской державы, а также готовность нашего флота к отражению любой агрессии против нашей страны с моря и нанесению по врагу решительных ударов» {278}.
1972, декабрь. Вручение кораблям и частям ВМФ победителям социалистического соревнования в честь 50-летия образования СССР юбилейных почетных знаков ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
Среди награжденных гвардейский ракетный крейсер «Варяг» (командир гвардии капитан 2 ранга Ю. И. Дерябин), большой противолодочный корабль [367] «Кронштадт», несколько подводных лодок и воинских частей ВМФ.
Атомной подводной лодке КСФ (командир капитан 1 ранга В. В. Анохин), добившейся высоких результатов в социалистическом соревновании, было присвоено наименование «50 лет СССР». В дни подготовки к юбилею Родины этот корабль совершил подледное плавание к Северному полюсу, образцово выполнил сложные учебные задачи и был объявлен отличным. Многие матросы, старшины и офицеры за проявленную воинскую доблесть и успешное освоение новой боевой техники были награждены орденами и медалями. В честь 50-летия шефства Ленинского комсомола над ВМФ комсомольской организации атомохода было вручено Памятное знамя ЦК ВЛКСМ.
1974, 15.7–11.11. Боевое траление кораблями ВМФ Суэцкого зал.
Правительство Арабской Республики Египет обратилось с просьбой к Советскому Союзу об оказании помощи в очистке от мин Суэцкого зал. 3.6 отряд кораблей КТОФ под командованием капитана 1 ранга А. Н. Аполлонова вышел из базы и, пройдя 5 тыс. миль, [368] прибыл в Суэцкий зал. 15.7 корабли приступили к боевому тралению. В операции участвовали корабли и суда КЧФ: противолодочный крейсер «Ленинград» (командир капитан 1 ранга Ю. А. Гарамов), большой противолодочный корабль «Скорый» (командир капитан 3 ранга В. И. Мотин) и др.
Сложность военно-политической обстановки, провокационные действия Израиля создали обстановку прифронтовой зоны. Траление осложнялось отсутствием точных данных о минных полях, большим количеством рифов. Тропическая жара, песчаные бури, частые штормы, недостаток пресной воды создавали дополнительные трудности, но траление осуществлялось в любую погоду с рассвета до захода солнца, а часто и круглосуточно. Используя опыт послевоенного траления, советские моряки успешно применили новые тактические приемы траления.
Действенную политическую работу организовал политический отдел отряда под руководством капитана 2 ранга Ю. П. Блинова. Коммунисты стали инициаторами социалистического соревнования, направленного на выполнение задания в сжатые сроки.
11.11 тральщик под командованием капитана 3 ранга В. Тихонова сделал последний галс. Задачи боевого траления были успешно выполнены. Район площадью 1250 кв. миль, протраленный советскими кораблями, прошедшими более 17 тыс. миль с боевыми тралами, был открыт для безопасного плавания.
1975, 11.2. Прибытие на о. Маврикий крейсера «Дмитрий Пожарский» для оказания помощи населению.
Над островом пронесся тропический циклон «Жервез», причинивший огромный ущерб. Тысячи жителей остались без крова, вышли из строя линии электропередачи и телефонной связи, было нарушено водоснабжение.
Получив приказ командования оказать помощь терпящему бедствие населению дружественной страны, крейсер, находившийся в Индийском океане, полным ходом пошел к острову. За 12 дней моряки-тихоокеанцы восстановили 232 км линии электропередачи, подключили [369] к электросети сотни домов, ввели в строй телефонную связь, отремонтировали госпиталь, выполнили другие восстановительные работы. Но главным итогом явилось то, что население острова узнало и полюбило советских моряков, оказавших ему самоотверженную и бескорыстную помощь.
1977, 17.8. Достижение Северного полюса атомным ледоколом «Арктика».
Впервые в истории мореплавания советский ледокол «Арктика» {279} (капитан Ю. С. Кучиев, начальник экспедиции министр Морского флота СССР Т. Б. Гуженко), преодолев мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна, в активном плавании достиг географической точки Северного полюса. Продолжавшийся 29 суток поход, за время которого было пройдено 3852 мили, из них 1300 в тяжелых многолетних льдах, яркое свидетельство высокого научного и технического уровня советского судостроения, высокой степени тактического и навигационного обеспечения ледовых плаваний, опыта, мастерства и мужества экипажа ледокола. Курс корабля был проложен из Мурманска к м. Желания, затем через прол. Вилькицкого в точку 80° с. ш., 130° в. д. и далее к полюсу.
207 участников плавания моряки, ученые, летчики посвятили свою победу 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В память об этом историческом событии на грунт в точке Северного полюса была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР, названием корабля, координатами и датой покорения ледоколом полюса.
Родина высоко оценила трудовой подвиг экипажа ледокола, участников высокоширотной экспедиции, а также большой группы специалистов, обеспечивавших экспедицию, наградив их орденами и медалями. Ледокол «Арктика» был удостоен ордена Октябрьской Революции. [370]
1982, 2.12. Начало Антарктической экспедиции в честь 60-летия образования СССР и 200-летия ЧФ на океанографических исследовательских судах ВМФ «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» по маршруту первой русской Антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Антарктическую экспедицию, целью которой было изучение Мирового океана, и особенно Антарктического бассейна, возглавлял вице-адмирал В. И. Акимов, его заместителем по научной части был контр-адмирал Л. И. Митин, по политической части капитан 2 ранга Н. Е. Антонюк, командиры судов капитан 2 ранга Р. П. Панченко и капитан 3 ранга Н. И. Ерин. Экспедиции предшествовала тщательная подготовка: суда были дооборудованы океанографической техникой, на выходах в море отрабатывались методики выполнения океанографических исследовательских работ, передача топлива на ходу и буксировка, использование корабельного вертолета. Особое внимание уделялось подготовке к плаванию в штормовых и ледовых условиях. Участники экспедиции изучали район плавания, современные материалы об Антарктике, опыт работы в ледовых условиях.
Выйдя из Севастополя 2.12, суда прошли Средиземное море и Атлантический океан и направились в воды Антарктики. 10.1 1983 в 19,00 судно «Адмирал Владимирский» подошло к кромке льда в районе открытия Антарктиды (69°40' ю. ш., 2°50' з. д.) русскими военными моряками 16 (28) .1 1820. Экспедиция документально подтвердила, что моряки Первой русской антарктической экспедиции наблюдали не что иное, как шельфовый ледник тогда еще неизвестного материка Антарктида,
В ходе экспедиции было уточнено местоположение 13 островов, в том числе о-вов Буве, Франклина, Скотта и Петра I, нанесены на карты не отмеченные ранее 178 подводных гор и возвышенностей, многие приметные места побережья Антарктиды. Был собран обширный материал для составления новых и корректуры [371] существующих лоций, карт, атласов и других руководств для плавания. Проведены важные исследования в области океанологии, метеорологии, земного магнетизма и электрического поля планеты. Экспедиция определила местонахождение Южного магнитного полюса и рассчитала его дрейф, выполнила исследования девиации магнитных компасов при плавании от Севастополя до Антарктики и обратно. Изучалась сложная система течений морей, омывающих Антарктиду.
Антарктическая экспедиция находилась в походе 147 суток, 54 из них во льдах. Из десяти дней плавания семь дней приходились на штормовые. Скорость ветра достигала 27 м/с, волнение моря более 8 баллов, высота волн 12 м. Было пройдено 36 тыс. миль, из них 13 тыс. миль во льдах.
27.4 1983 суда возвратились в Севастополь. Экспедиция, внесшая большой вклад в изучение Мирового океана, была благополучно завершена. Кроме чисто научных задач она выполнила и патриотический долг напомнила о приоритете нашей Родины в открытии шестого континента планеты. [372]