Содержание
«Военная Литература»
Военная история
I. Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII вв.
Неизмерьна морская широта. Ти широкие пути не собою измыслих: дедень и правъдедень след слежю.
Иван Новгородец

860, июнь. Морской поход на Константинополь {3} (Стамбул).

Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях «между Русью и Грека». Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье {4}. Русские воины на 200 {5} лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18–25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор «мира и любви» и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

907. Морской поход киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Черном) море.

Летопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, [14] и Поляны, и Севере, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду» {6}. Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир.

Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь» {7}. Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

1187, 14.7. Взятие Сигтуны.

Целью морского похода, предпринятого новгородцами, было стремление защитить русские земли от шведских набегов. Из летописи известно, что в походе участвовали русские, карелы и эсты. Переплыв на судах Варяжское (Балтийское) море, они высадились на шведском побережье и захватили Сигтуну — город, находившийся на берегу оз. Меллар (Меларен), где впоследствии был основан Стокгольм. Город был защищен высокими стенами, замками-форпостами, окружен болотами и скалами. Наряду с другими трофеями новгородцы увезли Сигтунские врата и установили их в соборе Св. Софии.

1240, 15.7. Невская битва.

Воспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился [15] у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».

Старшина Ижорской земли Пельгусий, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич {8} с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах.

Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским. Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море.

На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. [16]

1349, август. Освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек {9}, захваченной в 1348 войсками шведского короля Магнуса.

После осады, начатой осенью 1348, новгородцы скрытно прошли на судах по р. Волхов в Ладожское оз., внезапно напали на шведские корабли, стоявшие у крепости, и разбили их. затем окружили крепость и взяли ее штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.

1545, 13.10. Взятие казаками турецкой крепости Очаков.

Борьбу за свободный выход в Черное море казаки начали еще в конце XV в. Сохранились письменные свидетельства об их боях и походах с 1492.

В октябре 1545 украинские казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к крепости Очаков и захватили ее. В походе участвовали казаки из Киева, Брацлава и Черкасс под «старшинством» Исачка из Брацлава, Карпа Мосла, Ивана Держко.

В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли, которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII в.

1570. Создание флотилии на Балтийском море.

Царь Иван IV {10} для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским [17] каперством «организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

1648, 20.9. Открытие С. И. Дежнёвым {11} пролива, отделяющего Азию от Америки (Берингова прол.).

Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601–02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через прол. Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея. Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к п-ову Таймыр.

В 1610–40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641–44 казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций. В этом походе участвовал С. И. Дежнёв.

Летом 1646 Дежнёв вместе с Ф. А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной. [18]

20.6 1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек). Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом {12}.

20.9 1648 кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северо-восточной оконечности Азии — м. В. Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке {13}, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь. После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671 ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной.

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой» {14}.

В 1898 по ходатайству Русского географического общества м. Б. Чукотский Нос был переименован в м. Дежнёва. В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.8 1948 учредил премию имени [19] С. И. Дежнёва, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии. Имя Дежнёва в разное время носил ряд советских судов.

1653. Зарождение лоцманского дела в России.

Оживленная торговля с иностранцами потребовала создания лоцманской службы на Белом море. Крестьянину Ивану Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из него «торговые разных земель корабли». Плата «корабельным вожам» за проводку судов была ничтожной, но с них не взимались торговые пошлины.

В конце XVII в. интенсивность судоходства настолько увеличилась, что «вожевой промысел» стал выгодным и правительство начало сдавать его с торгов на откуп. Получивший грамоту вносил оброк и имел право проводить корабли. В 1671 плата за промысел составляла 10 рублей, а через пять лет достигла 92 рублей — суммы по тем временам огромной. В 1685 откуп был запрещен, а в 1690 «вожи» были переведены в ведение таможни. За ввод в порт взималось 2 рубля, а за вывод 6 рублей.

С весны 1704 лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье 6 рублей в год, по одному рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватера и оградительных знаков. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в ведение Адмиралтейств-коллегий и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов лоцманы производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности. Лоцманская служба стала государственной.

1656, 22.7. Морской бой у о. Котлин.

Во время русско-шведской войны 1656–61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30.6 захватила шведскую крепость Ниеншанц [20] (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин.

22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

1667, 14.11. Закладка первого русского военного корабля «Орел» {15}.

До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами.

После заключения соглашения с Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства. Из Голландии и других стран были приглашены корабельные мастера. Из «свободных людей» окрестных деревень было собрано 30 плотников, 4 кузнеца и 4 пушкаря. Главным организатором строительства судов был назначен боярин А. Л. Ордин-Нащокин — образованный и дальновидный государственный деятель, которому принадлежала инициатива создания флотилии. Его помощниками были Степан Петров и Яков Полуектов.

Строительство велось в с. Дединово на Оке. 14.11 1667 был заложен морской двухпалубный трехмачтовый корабль «Орел» {16}. Одновременно строились яхта, вооруженный струг и 2 шлюпки. Лес доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов, тульским и [21] каширским заводам было приказано «давать железо самое доброе». Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль. «Орел» был спущен на воду 19.5 1668 {17}. Весной 1669 после ледохода «Орел» и другие суда вышли из с. Дединово, а 31.8 прибыли в Астрахань.

Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском...», что это «намерение отеческое... достойное оно есть вечного прославления: понеже... от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское» {18}.

1669, май. Создание первого краткого Военно-морского устава.

Капитаном первого русского военного корабля «Орел» Д. Бутлером были составлены «34 статьи артикульные» — «Корабельного строя письмо» для регламентации службы на корабле и действий в бою. Эти статьи были, по существу, первым русским корабельным уставом.

В мае 1696, отправляя только что построенный флот в первый боевой поход к Азову, Петр I объявил указ, содержавший инструкцию «О порядке морской службы». Она состояла из 15 статей, определявших обязанности флагманов и командиров по организации, управлению и использованию флота в бою и на переходе, и содержала условные сигналы для управления флотом.

В 1706 был издан указ Петра I «О морских чинах, как переменятца», определивший сроки выслуги в воинских званиях. В апреле 1710 указом Петра I был введен в действие первый в русском флоте печатный уставной документ «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту...», состоявший из 64 статей.

В годы Северной войны был издан ряд инструкций и указов по флоту. Они послужили основой для создания [22] полного Морского устава (1720), работа над которым началась в 1715.

1688. Начало «биографии» ботика — «дедушки русского флота».

Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I {19} обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Затем ботик был перевезен на Переславское (Плещеево) оз.

Впоследствии ботик был возвращен в Москву, а в 1723 перевезен в Санкт-Петербург. Желая отметить заслуги БФ в Северной войне, Петр I распорядился устроить торжественный смотр кораблей флота. В смотре, проведенном на Кронштадтском рейде 11.8 1723, участвовали 20 линейных кораблей и 1 фрегат. Командовал флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин {20}, его авангардом — адмирал К. И. Крюйс, а арьергардом — Петр I. На ботике, обходившем строй кораблей, которые салютовали из 1500 орудий, находились: на главном месте — Апраксин, на руле — Петр I, на веслах — [23] вице-адмиралы П. И. Сивере и Т. Гордон, контр-адмиралы Н. А. Сенявин и Т. Сандерс, баковым был вице-адмирал А. Д. Меншиков. На салют кораблей за канонира отвечал из четырех малых пушек обер-цейхмейстер К. Г. Отто.

30.8 1723 ботик участвовал в празднике годовщины мира со Швецией, после чего был поручен коменданту Петропавловской крепости «для вечного хранения». Впоследствии ботик участвовал в особо торжественных церемониях (в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I и др.). Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.

1688, август. Начало строительства «потешного» флота на Переславском (Плещеево) оз.

Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено. Летом 1692 на воду было спущено несколько десятков кораблей. Самым крупным из них был 30-пушечный фрегат «Марс». В августе Петр I устроил совместные маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Летом 1693 строительство кораблей было прекращено, а все корабельные мастера и плотники переведены в Архангельск.

Ныне бот «Фортуна» и детали кораблей Переславской флотилии хранятся в «Усадьбе «Ботик» — музее, открытом у Плещеева оз. в 1803. Там же 17.8 1852 был установлен памятник Петру I работы А. Кампиони. На памятнике высечены строки из указа императора переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших...»

В истории Российского флота Плещееве оз. сыграло роль лаборатории военного кораблестроения, а Переславская флотилия явилась первым учебным отрядом. [24]

1693, август. Основание Соломбальской казенной верфи.

В Архангельске, на Соломбальском о-ве, были заложены первые морские суда. Их постройкой заведовал архангельский воевода Ф. М. Апраксин. На верфи работали иностранные и русские мастера, рабочие, переведенные из Переславля-Залесского, и плотники-поморы. Первое торговое судно «Св. Павел» было заложено 18.9 1693 и спущено на воду 20.5 1694.

Военное судостроение на Соломбальской верфи началось с 1708 в целях создания Беломорской флотилии. В 1710 были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, в 1712–13 — пять 54-пушечных кораблей. В 1711 экипажмейстером на верфи был назначен Ф. А. Баженин — помор-судостроитель. До 1725 было построено 126 судов 12 типов. К 1729 Архангельск стал главным кораблестроительным центром. В 1734–1800 здесь было построено 104 корабля (в основном 66-пушечных), 32 фрегата и 62 малых судна, в то время как в Санкт-Петербурге и Кронштадте всего 52 линейных корабля.

С 1800 строительство кораблей в Архангельске сократилось. В 1800–50 было построено лишь 48 линейных кораблей. Из-за недостатка лиственницы корабли строились из сосны, а детали делались из дуба. С появлением парового двигателя и винтового движителя строительство кораблей в Архангельске почти прекратилось (в 1851–60 построено 9 клиперов и фрегатов). С переходом на строительство железных кораблей судостроительные верфи были упразднены (5.3 1862).

1694, 20.5. Начало строительства торговых судов на Севере России.

В этот день в Архангельске было спущено на воду торговое судно «Св. Павел» (длина около 26 м. ширина 6,6 м, осадка 2,7 м), заложенное Петром I в 1693 на Соломбальской верфи. Летом 1694 Петр отправил это судно под русским государственным флагом в первое дальнее плавание в Голландию с казенным товаром (поташем, смолой, хлебом и лесом). [25]

В 1701 было построено еще 6 судов (длина 38 м, осадка 3–3,6 м). Это были трехпалубные трехмачтовые суда, имевшие от 8 до 34 шестифунтовых орудий. Пушки и железо доставлялись в Архангельск из Великого Устюга и Белозерска, лес сплавлялся по Северной Двине.

Общее наблюдение за постройкой купеческих судов до 1701 возлагалось на воеводу, а затем на Адмиралтейский приказ и экипажмейстеров порта. Команды судов готовились так. Сначала на уходящих за границу с казенным товаром русских судах посылались по три-четыре русских матроса (при экипаже 30–40 человек) для «спознания морского хода, корабельной оснастки и немецкого языка». Затем русские суда давались на откуп иностранным шкиперам с обязательством иметь весь экипаж русский. Со временем на суда стали назначать русских шкиперов. К 1718 насчитывалось 13 русских торговых судов, вчетверо возросла и численность приходивших в Архангельск иностранных судов (в 1700–64, в 1716–233).

1696, 3.5. Начало второго Азовского похода.

Второй Азовский поход был продолжением борьбы России за выход в Азовское и Черное моря. После неудачного первого похода летом 1695 стало ясно, что без поддержки с моря взять турецкую крепость Азов, закрывавшую выход в Азовское море, невозможно. Поэтому после указа об организации второго похода 27.11 1695, несмотря на отсутствие верфей, кораблестроителей и моряков, началось строительство флота. Корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске. Для заготовки леса и постройки судов на верфи было мобилизовано до 26 тыс. человек. Экипажи кораблей комплектовались солдатами Преображенского и Семеновского полков и новобранцами (4 тыс. человек), которые использовались в качестве гребцов.

К началу второго похода в состав Азовского флота входили 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Адмиралом флота был назначен [26] Ф. Я. Лефорт {21}. С 3 по 24.5 из Воронежа к Азову отправились 4 отряда галер (23 галеры, 4 брандера). Первым отрядом, прибывшим к Азову 15.5, и флотом в целом командовал Петр I, который во время плавания готовил экипажи судов к совместным действиям с армией. 27.5 русские гребные суда заблокировали Азов с моря. 28.5 армия под командованием воеводы А. С. Шеина (75 тыс. человек) начала осаду крепости с суши.

14.6 с моря подошла сильная турецкая эскадра (6 линейных кораблей, 17 галер с 4-тыс. войском на борту). После небольших столкновений в устье Дона турки решили послать в крепость подкрепление, но, как только русская флотилия стала сниматься с якорей для атаки, турецкие суда с десантом отошли, не [27] приняв боя. Несмотря на значительное превосходство в силах, турки не решились атаковать русскую флотилию, занимавшую сильную позицию, опиравшуюся на береговые укрепления. 24.6 турецкая эскадра ушла.

18.7 оставшийся без поддержки с моря гарнизон Азова, не выдержав штурма, капитулировал. На следующий день русские войска торжественно вступили в город. Так была одержана первая крупная совместная победа русской армии и флота.

Взятие Азова укрепило положение России на Азовском море, ускорило заключение с Турцией Константинопольского мирного договора (3.7 1700), по которому Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству, получала Азов с прилегающими землями и свободу плавания по Азовскому морю {22}. В 1698 была основана крепость Таганрог, а в 1702 заложены Павловская и Черепахкнская крепости у входа в Миусский лиман. [28]

Дальше