Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

После войны

Победа Советского Союза в войне привела к коренному изменению в международной обстановке. Образовалась мировая система социализма. Проводимая правительствами западных стран политика «холодной войны» и неудержимая гонка вооружений поставили нашу страну перед необходимостью дальнейшего укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности Вооруженных Сил. В кратчайший срок был положен конец монопольному владению США атомным оружием. ТАСС 25 сентября 1949 г. опубликовал сообщение об успешном испытании атомного оружия в СССР. Были приняты и другие необходимые оборонные меры. В том числе партия и [184] правительство поставили задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В жизнь проводился закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг., в котором говорилось:

«Полностью восстановить судостроительные заводы и кооперированные с ними предприятия, в первую очередь ленинградские и николаевские заводы. Построить новые судостроительные заводы. Восстановить и увеличить мощность речных и морских судостроительных предприятий»{357}.

В первое послевоенное десятилетие корабли строили по проектам, разработанным в предвоенное и военное время. При этом устанавливали более мощное зенитное и противолодочное вооружение, внедряли различные технические усовершенствования. Однако корабли по-прежнему оснащали «обычными средствами борьбы на море — артиллерией, торпедами, минами, глубинными бомбами»{358}. Продолжалось строительство эсминцев типа «Огневой», правда, проект был существенно изменен и послевоенные эсминцы выгодно отличались от прототипа. Большая серия эсминцев типа «Смелый» имела те же механизмы и артустановки главного калибра, что и на черноморском первенце{359}. У них было большее водоизмещение, полностью сварной корпус, развитые радиолокационные средства обнаружения и управления стрельбой, повышенная мореходность и автономность.

В 50-е годы разработан проект эсминца типа «Вдохновенный». Благодаря отличным мореходным и маневренным качествам, высокой скорости, оснащен-ности современными радиотехническими средствами, мощному артиллерийскому и минно-торпедному [185] вооружению эсминец заслуживал высокой оценки. На новых эсминцах устанавливали радиолокационные станции различного назначения. Так, для обнаружения надводных целей и навигации использовали станцию «Риф», прошедшую государственные испытания летом 1948 г. на крейсере «Молотов» Черноморского флота. Она позволяла обнаруживать большой корабль на расстоянии 20–22 миль{360}, перископ подводной лодки-1–1,5 миль. С помощью станции «Риф» можно было наблюдать всплески от фугасных и осколочных снарядов на дистанции до 100 кабельтовых.

В октябре — ноябре 1950 г. на эсминце «Бесстрашный» Черноморского флота прошла испытания и была принята на вооружение Военно-Морского Флота радиолокационная станция «Заря», предназначенная для управления торпедной и артиллерийской стрельбой. С ее помощью — корректировали стрельбу по наблюдению всплесков. Одновременно на Бесстрашном испытывали артиллерийскую станцию главного калибра «Залп». Антенная система была стабилизирована по бортовой и килевой качке и по рысканию, что позволяло поддерживать радиолокационный контакт с целью при значительном волнении моря.

Для обнаружения воздушных целей предназначалась радиолокационная станция «Гюйс-2», работавшая в метровом диапазоне волн. На государственных испытаниях с ее помощью [186] самолеты обнаруживали на расстоянии от 14 до 29 миль, а большие корабли-11 миль. Берег высотой более 1000 м был виден на индикаторе станции с расстояния 75 миль{361}.

Обстановка, в которой проходили испытания новых и капитально отремонтированных кораблей, оставалась сложной. Во многих районах по-прежнему существовала минная опасность. Не хватало полигонов, испытательных стендов, кораблей и самолетов для обеспечения испытаний. Нуждались в ремонте и проверке мерные линии, частично разрушенные во время войны. Несмотря на это, Постоянная комиссия сумела наладить четкую систему испытаний и в первое послевоенное десятилетие приняла значительное количество новых кораблей различных классов. Для проведения испытаний назначались государственные комиссии под председательством офицеров Постоянной комиссии.

Так, эсминец «Смелый» испытывала на Балтике государственная комиссия под председательством контр-адмирала Н. О. Абрамова, который в начале Великой Отечественной войны командовал Дунайской флотилией. В испытаниях новых эсминцев принимали участие уполномоченные Постоянной комиссии капитаны 1-го ранга В. Р. Новак, Г. Б. Визель, К. К. Черемхин и др.

Государственная комиссия во главе с вице-адмиралом М. З. Москаленко{362} завершила испытания головного легкого крейсера «Чапаев» водоизмещением 12 000 т. Скорость его хода 35 уз. Двенадцать 152-мм орудий в четырех 3-орудий-ных башнях составляли главный калибр корабля. В состав Балтийского флота вошли три крейсера этого типа «Чапаев», «Железняков», «Чкалов» (с 1958 г. «Комсомолец»), Черноморского — два: «Фрунзе» и «Куйбышев»{363}.

В 1951 г. был принят крейсер «Свердлов». Его новый универсальный калибр состоял из шести стабилизированных 100-мм 2-орудийных артиллерийских установок. Кроме того, на крейсере было тридцать два 37-мм зенитных автомата и два 5-трубных торпедных аппарата. В 1953 г. Свердлов совершил поход в Англию. Экипаж крейсера проявил высокую морскую выучку: корабль стал на якорь способом фертоинг в Портсмуте за 12 мин (по нормам английского Адмиралтейства на эту операцию для крейсеров отводится 1 ч 20 мин){364}.

Прошли испытания и были приняты в состав флотов крейсеры «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Александр Суворов» и др. В августе 1958 г. крейсер «Орджоникидзе», эсминцы «Свободный» и «Степенный» совершили поход с визитом дружбы в Финляндию. Крейсер «Александр Суворов» в 1981 г. нанес деловой [187] визит в порт Мапуту (Мозамбик). Его посетил президент республики Самора Машел.

Балтийский крейсер «Октябрьская революция» неоднократно участвовал в состязаниях по тактической и огневой подготовке, восемь раз завоевывал приз главнокомандующего ВМФ. В октябре 1983 г. комендоры крейсера метким артиллерийским огнем подавили береговые объекты «противника». Сразу после стрельбы по берегу была обнаружена воздушная цель. Считанные секунды понадобились операторам-радиометристам и комендорам дивизиона универсального калибра, чтобы подготовиться к открытию огня и поразить воздушную мишень первым залпом{365}.

Крейсеры и эсминцы послевоенной постройки были оснащены мощными турбинными агрегатами, высокопроизводительными паровыми котлами новейших систем, развитой системой управления энергетической установкой{366} Совершенствование корабельной зенитной артиллерии в то время шло по пути увеличения калибра, скорострельности, начальной скорости снарядов, дальнейшей автоматизации процесса управления огнем. Строили не только крейсеры и эсминцы, но и другие надводные корабли, в частности сторожевые корабли типа «Ястреб» (головной корабль этого проекта был принят на Балтике в 1944 г.) и «Кугуар».

Подводный флот пополнялся новыми лодками с дизель-электрическими энергетическими установками. Подводные лодки типа «Челябинский комсомолец»{367} показали в ходе боевой подготовки и длительных походов отличные боевые и мореходные качества. По сравнению с подводными лодками периода [189] войны они имели большие скорость и глубину погружения{368}. Плавание лодок на перископной глубине при работе дизелей обеспечивалось устройством РДП{369}, позволявшим заряжать аккумуляторную батарею без всплытия в надводное положение. Торпедное вооружение лодок было усилено. Подводные лодки стали оснащать высокоэффективными гидроакустическими средствами, новыми системами навигации и радиосвязи.

На Северном флоте успешно прошла государственные испытания радиолокационная станция «Флаг». С ее помощью надводные цели обнаруживали на расстоянии около 5 миль и определяли их координаты. Данные поступали в приборы управления торпедной стрельбой{370}. Станцию использовали также для навигации. Она могла работать как в надводном положении, так и при погружении лодки на перископную глубину. Антенное устройство находилось на подъемно-вращающейся мачте.

Новые лодки испытывали опытные подводники: Герой Советского Союза Н. А. Лунин, К. М. Бубнов, Е. П. Полтавский, В. А. Мазин и др.

На нескольких дизельных подводных лодках были установлены первые ракетные установки. В сентябре 1958 г. с погруженной подводной лодки (командир капитан 1-го ранга С. И. Бочкин) впервые стартовала ракета. Первую ракетную лодку испытывала комиссия под председательством капитана 1-го ранга М. И. Даневича.

Дальше