Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Ракетно-ядерный океанский

В середине 50-х годов Центральный Комитет КПСС рассмотрел проблемы развития Военно-Морских Сил и принял решение о создании мощного океанского ракетно-ядерного [191] флота. Были разработаны корабельные ядерные энергетические установки и промышленность приступила к строительству атомных подводных лодок. «Этим было положено начало второму этапу в развитии советского ВМФ»{371}.

Поскольку для работы ядерных реакторов не требуется атмосферный воздух, атомные подводные лодки получили возможность практически неограниченное время находиться под водой, не всплывая на поверхность. Их скорость в подводном положении приблизилась к скорости курьерского поезда.

Ядерный реактор — основа атомной энергетической установки. Он позволяет использовать тепловую энергию реакции деления ядер урана для превращения ее в механическую и электрическую энергию. Атомная энергетическая установка подводной лодки, независимо от ее конструктивных особенностей, состоит из двух частей — реакторной и машинной. На каждой атомной лодке обязательны вспомогательные (резервные) энергетические установки: дизель-генераторы относительно небольшой мощности, аккумуляторная батарея и гребные электродвигатели. Аккумуляторную батарею можно заряжать дизель-генераторами или паровыми турбогенераторами, работающими при включенном реакторе. Вспомогательная энергетическая установка обеспечивает пуск реактора из холодного состояния.

Реакторная часть состоит из собственно реактора — источника тепловой энергии, системы управления реактором, теплообменников, парогенераторов, циркуляционных насосов, вспомогательных систем и оборудования первого (теплопередающего) контура, биологической защиты, системы контроля за радиационной обстановкой в реакторном отсеке. В состав машинной части входят обычные паровые турбины, превращающие потенциальную энергию в кинетическую, турбогенераторы, главные и вспомогательные конденсаторы, масляные, конденсатные и питательные насосы, оборудование второго (рабочего) контура, линии валов с гребными винтами и др.

Множеством механизмов и систем насыщена подводная лодка. В отдельном отсеке находятся торпедные аппараты и стеллажи с запасными торпедами. Предусмотрены каюты для офицеров, кубрики для матросов, кают-компания, камбуз и столовая, которая при желании превращается в кинозал. Перед реакторным отсеком находится главный пульт управления энергетической установкой{372}.

Подводная лодка управляется из центрального поста. Там же находятся посты: торпедной стрельбы, перископный, управления горизонтальными и вертикальными рулями, движением, а также другими системами и устройствами лодки. Машинный отсек расположен рядом с реактором. В зависимости от подкласса и типа лодки расположение ее помещений может быть различным. Так, жилые помещения команды могут располагаться и в последнем кормовом отсеке, а на ракетных атомных подводных лодках имеется ракетный отсек. [192]

Энерговооруженность современной подводной лодки по сравнению с довоенной возросла почти в 100 раз, глубина погружения увеличилась более чем в пять раз, а скорость подводного хода — в три-четыре раза. Большие мощности двигателя и скорость лодки вызвали совершенствование ее архитектурной формы. Контур атомной лодки приближается к форме капли, являющейся идеальной с позиции гидродинамики.

Один из авторов этой книги (в то время командир соединения атомных подводных лодок) прошел вместе с группой ученых и конструкторов первые испытательные мили на первой атомной подводной лодке «Ленинский комсомол», командиром которой был капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко{373}. Навсегда запомнилось это плавание: ровный ход, ни вибрации, ни стука, так присущие дизельным лодкам. Поразительными казались и глубина погружения, и скорость. Начиналась новая эра подводного плавания. За успешное освоение новой техники и проявленные при этом героизм, мужество и высокое воинское мастерство Л. Г. Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза. Многие офицеры первой атомной лодки удостоены орденов Ленина и Красного Знамени, а все матросы награждены [193] медалью Ушакова. В испытаниях первых атомных подводных лодок участвовали капитаны 1-го ранга Н. Зиновьев, Б. Марголин, А. Висящев, Ю. Мизрахи, Г. Васильев, А. Душенок, В. Александров и др.

Ядерные энергетические установки резко увеличили дальность плавания и автономность подводных лодок. Продолжительность непрерывного подводного плавания атомной лодки стала определяться главным образом физической выносливостью экипажа{374}. Атомные подводные лодки, оснащенные ракетно-ядерным оружием и морская ракетоносная авиация стали основной ударной силой Военно-Морского Флота. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков еще в 1968 г. говорил:

«Основу нашего морского могущества составляют самые современные корабли — атомные подводные лодки. Они сочетают в себе огромную ударную мощь, мобильность, скрытность действий и способность находиться неограниченное время в море, поражая противника из-под воды на больших расстояниях. Длительные плавания наших кораблей убедительно подтверждают надежность отечественной техники и оружия, отличную боевую, физическую и морально-психологическую подготовку экипажей»{375}.

К тому времени атомные подводные лодки прошли сложные и разносторонние испытания в различных климатических условиях. Все чаще практиковались подледные плавания. Так, к июлю 1962 г. подводная лодка, унаследовавшая флаг знаменитой лунинской К-21, под командованием капитана 1-го ранга В. Н. Чернавина (ныне адмирала флота, начальника Главного штаба Военно-Морского Флота) заняла первое место по практике подледного плавания в Арктике. На этой лодке отрабатывали методику маневрирования под паковым льдом и всплытие в полынье. В отработке участвовали контр-адмирал А. И. Петелин, возглавивший затем поход к полюсу, и флагманский штурман капитан 1-го ранга Д. Э. Эрдман.

В поход к полюсу командование послало первенец атомного флота — подводную лодку «Ленинский комсомол», которая, следуя под толщей арктического льда, должна была достичь полюса. Задание было трудным и опасным. Но подводники «верили в отечественную технику, созданную руками советских рабочих, верили друг в друга»{376}. И полюс был покорен.

Высокое мастерство в походе показал личный состав. Отличную профессиональную подготовку продемонстрировали специалисты штурманской и электромеханической боевых частей, гидроакустики. Безотказно работали навигационные приборы и телевизионная аппаратура, обеспечившие в районе полюса всплытие в полынье, площадь которой чуть превышала размеры лодки. Командир Ленинского комсомола Л. М. Жильцов (ныне контр-адмирал) вспоминает: [194]

«Мы всплыли и невольно залюбовались своеобразной красотой высоких широт. Простирающийся до горизонта лед был необыкновенно чистого голубого цвета... Отметили передвижку льда под влиянием течения и ветра, выполнили другие наблюдения, связались по радио со штабом флота и, нырнув подо льды, взяли курс к таинственной точке Северного полюса»{377}.

В этом походе лодка дважды пересекала полюс. Во время одного из всплытий подводники на высоком торосе водрузили Государственный флаг СССР. Возвращение «Ленинского комсомола» из трудного похода отмечалось как большой праздник. Указом Президиума Верховного Совета СССР 20 июля 1962 г. за успешное выполнение специального задания правительства руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру атомохода капитану 2-го ранга Л. М. Жильцову и инженер-механику лодки капитану 2-го ранга Р. А. Тимофееву были присвоены звания Героя Советского Союза{378}. Все участники похода к полюсу награждены орденами и медалями.

«Поход... «Ленинского комсомола» открыл не только полюс для подводников, но и подводников атомных кораблей для страны. Впервые советские люди узнали о новых кораблях — могучем оружии защиты социалистических завоеваний»{379}.

Итак, первое длительное подледное испытание советской атомной подводной лодки завершилось успешно. Техника не подвела, выдержала трудный экзамен. Через год страна узнала имена новых покорителей полюса. Подводная лодка под командованием капитана 2-го ранга Ю. А. Сысоева 27 сентября 1963 г. впервые в истории мореплавания всплыла точно на пересечении земных меридианов, в точке, откуда любое направление является южным.

«Мы молча стояли среди торосов на ледяной шапке, а потом бросились обнимать друг друга», — вспоминает вице-адмирал Ю. А. Сысоев{380}.

В точке полюса с географической широтой 90° были водружены Государственный флаг СССР и военно-морской флаг. За отличное выполнение задания и проявленные при [195] этом мужество и героизм командир подводной лодки Ю. А. Сысоев и руководивший походом адмирал флота В. А. Касатонов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Отмечены правительственными наградами и другие участники этого похода. Подводная лодка стала первым кораблем ВМФ, который в мирное время был награжден орденом Красного Знамени.

Сложный арктический поход совершила подводная лодка под командованием капитана 1-го ранга А. П. Михайловского (ныне адмирала, Героя Советского Союза, доктора военно-морских наук). Обогнув северную оконечность Новой Земли, лодка вышла в Карское море и далее следовала параллельно подводному хребту Ломоносова. Вблизи станции «Северный полюс», установив связь с полярниками, лодка всплыла. Экипаж преподнес полярникам памятный адрес: «Славным советским полярникам от моряков-подводников в день знаменательной встречи во льдах Арктики»{381}.

Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский внес немалый вклад в развитие военно-морской науки, проанализировав и обобщив опыт многих своих плаваний в различных районах Мирового океана. Без отрыва от службы он защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Был командующим Северным флотом.

В жизни случаются события особенно яркие и значительные, оставляющие неизгладимый след на всем дальнейшем пути. Таким событием для одного из авторов этой книги является трансокеанский поход группы подводных лодок в феврале — марте 1966 г., который он возглавлял. Помнятся теплые напутственные слова главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, обращенные к участникам похода, о чести, которой они удостоены, о высокой ответственности первыми пройти неизведанными путями в глубинах трех океанов и многих морей. Он выразил твердую уверенность в том, что моряки образцово выполнят свой долг и приумножат славу советского флота.

Память воскрешает события тех дней. Прозвучал приказ: «Отряду начать движение!». Из рубки флагманского корабля было видно, как снимались со швартовов лодки. Холодная февральская ночь. Как только вышли в море, надвинулся густой туман. Однако безопасность плавания обеспечивалась и в таких сложных условиях высокой морской выучкой офицеров и матросов.

Подготовка подводных лодок к походу проходила в трудных условиях. В сильный мороз под пронизывающим ветром приходилось морякам грузить на корабли десятки тонн продовольствия{382}, различных запасов. Работали день и ночь. Были тщательно проверены механизмы и вооружение. Все участники [196] плавания подверглись строгому медицинскому осмотру. Но ни один не был отстранен от похода по состоянию здоровья. Накануне выхода подводные лодки посетил командующий флотом. Вместе с членом Военного совета он беседовал с экипажами. Военный совет флота подтвердил готовность кораблей к выполнению правительственного задания. И вот, заполнив цистерны, корабли погрузились на заданную глубину, легли на курс. По корабельной трансляции руководитель похода обратился к личному составу:

«Нам предстоит совершить очень важный и ответственный поход. Мы должны пройти в подводном положении вокруг света. Это будет первое в мире кругосветное групповое плавание атомных подводных лодок протяженностью более 45 тыс. км под водой».

Участники похода понимали, что отправляются в столь дальний путь не ради рекорда. Предстояло испытать технику в различных климатических условиях, выполнить ряд практических и научных задач по изучению Мирового океана. Маршрут перехода составляли с таким расчетом, чтобы корабли прошли умеренные, полярные и экваториальные зоны, а также моря, прилегающие к Антарктиде. Климатические контрасты характеризовались необычными перепадами температуры забортной воды — от минусовых значений в Арктике и вблизи Антарктиды до +26 °С в экваториальных широтах.

Плавание в незнакомых районах при малочисленности или полном отсутствии данных гидрографической службы, изолированность от внешнего мира вызывали определенные трудности в работе экипажей кораблей. Переход выполняли штатные экипажи при обычном для подводников рационе питания, с комплектом запасных частей, не превышающим установленные нормы.

Отряд следовал в разомкнутом строю. Связь между кораблями под водой поддерживали с помощью гидроакустической аппаратуры. Иногда лодки на определенное время рассредоточивались, а затем встречались в назначенной точке. Во время похода отрабатывали различные учебно-боевые задачи. При этом создавали условия, максимально приближенные к боевым. Проводили, например, учения, связанные с длительным маневрированием подводных лодок. Радисты тренировались в установлении и поддержании радиосвязи с береговыми узлами из различных точек Мирового океана.

Все задачи выполняли с высокими оценками. Экипажи действовали слаженно и четко. Безупречно работали атомные энергетические установки, радиоэлектронные и навигационные приборы, средства связи, общекорабельные системы. Поначалу командира отряда тревожило, не слишком ли доверяются люди надежности техники, не появляется ли благодушное настроение, столь опасное в таком ответственном походе. В первые дни по нескольку раз в сутки объявляли тревоги, [197] как правило, совершенно неожиданно. Нельзя было позволить людям расслабиться, забыть, что на глубине всякое может случиться.

Лодки не раз пересекали зоны неизвестных течений, преодолевали районы айсбергов и ледяных полей. И только точное счисление при чрезвычайно редких подвсплытиях на перископную глубину и эффективное гидроакустическое наблюдение обеспечили плавание в сложных условиях. Несмотря на безотказную в целом работу оборудования, на подводных лодках проводили планово-предупредительные осмотры механизмов и приборов. А если и случались отдельные неполадки, то в кратчайший срок находили причину их и устраняли.

Больше полутора месяцев наглухо закрытые в стальном панцире, под толщей воды, за тысячи миль от родных берегов моряки жили одним дыханием со всей страной. В океанских глубинах отпраздновали годовщину Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота. В часы отдыха люди занимались спортом, художественной самодеятельностью. В большом плавании, связанном с преодолением значительных психологических и физических нагрузок, моряки учились, мужали, закалялись.

«В океане, — писал начальник Главного штаба Военно-Морского Флота (ныне Председатель ЦК ДОСААФ СССР) адмирал флота Г. М. Егоров, — строгий экзамен проходят сплоченность и выучка экипажа, его идейная и психологическая закалка, бдительность и боеготовность»{383}.

Личный состав работал с полной отдачей. Особенно проявили себя в походе Н. В. Усенко, А. П. Бурсевич, И. К. Громов, Р. В. Путилов, И. В. Гайворонский и многие другие. Пройдя около 25 тыс. миль в подводном положении, отряд благополучно прибыл к месту назначения. Это плавание еще раз подтвердило высокие боевые и эксплуатационные качества советских атомных подводных лодок, продемонстрировало всему миру, что для советских атомных кораблей не существует недоступных уголков в Мировом океане. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество, смелость и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР нескольким участникам кругосветного подводного плавания были присвоены звания Героя Советского Союза. Многие члены экипажей награждены орденами и медалями. Кругосветное подводное плавание совершил также отряд подводных лодок под командованием вице-адмирала В. К. Коробова{384}.

В 1968 г. в ходе командно-штабного учения «Север» прошло всестороннюю проверку тактическое взаимодействие подводных лодок и авиации с кораблями различных классов. Учение проходило на огромных просторах Северной Атлантики, Балтийского, Норвежского и Баренцева морей. В нем участвовали [198] дважды Краснознаменный Балтийский флот, Краснознаменный Северный флот, братские флоты Польши и ГДР{385}. Подводные лодки «восточных» успешно выполнили учебную задачу: выйдя навстречу ударному соединению «западных», не допустили его удара по жизненно важным районам «восточных»{386}. На стороне «восточных» действовали североморские подводники.

Многие атомные подводные лодки прославились своими делами по охране мирного труда советского народа. За успехи, достигнутые личным составом, в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина одному из атомных подводных ракетоносцев Северного флота присвоено имя «Ленинец». За мужество и отвагу при проведении испытаний командир Ленинца капитан 1-го ранга В. Л. Березовский удостоен звания Героя Советского Союза{387}.

«Ленинец» вооружен баллистическими ракетами. Навигационное оборудование позволяет ему действовать в любых широтах{388}. Добрая слава идет об экипаже этого корабля. В 1983 г. на учении лодка успешно прорвала комбинированный противолодочный рубеж «противника». Гидроакустики обнаружили надводные цели на предельной дальности. «Ленинец» дважды выходил в атаку, поражая цели одну за другой. Затем вступил в дуэльный поединок с «вражеской» субмариной, которую успешно торпедировал{389}. Все учебные задачи 1983 г. экипаж «Ленинца» выполнил с хорошими и отличными оценками.

В октябре 1967 г. главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков вручил на вечное хранение гвардейскому экипажу атомного подводного ракетоносца Северного флота Красногвардеец Памятные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Красногвардеец — один из лучших кораблей флота. Его ракеты и торпеды не знают промаха, все стрельбы моряки-гвардейцы выполняют на «отлично». Красногвардеец совершил трудный дальний поход, побывал в низких широтах, не раз пересекал экватор. При этом ни один механизм не вышел из строя. Гвардейцы с честью выполнили поставленные в этом походе задачи. Более 20 моряков награждены орденами и медалями. Командир Красногвардейца награжден орденом Ленина{390}. Высокую оценку получил ракетоносец на маневрах «Океан».

В 1972 г. экипаж атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота «50 лет СССР» (командир корабля капитан 1-го ранга В. Анохин) обратился к воинам Вооруженных Сил с призывом развернуть социалистическое соревнование за отличное знание и содержание оружия и боевой техники и [199] мастерское владение ими{391}. Это обращение вызвало массовый патриотический отклик всего личного состава армии и флота. Одним из зачинателей этого движения стал экипаж атомной подводной лодки под командованием контр-адмирала В. П. Фролова{392}.

Подводный ракетоносец Краснознаменного Северного флота 60 лет Великого Октября за высокие результаты, достигнутые в социалистическом соревновании в 1978 г., награжден переходящим Красным знаменем обкома КПСС. Он уверенно выступил в состязаниях на первенство среди кораблей Военно-Морского Флота и в 1979 г.{393}. Имя командира контр-адмирала В. Наумова занесено, на доску Почета в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.

Оружие подводных лодок непрерывно совершенствуется. На XXVI съезде КПСС отмечалось, что в США создана новая подводная лодка Огайо с ракетами «Трайдент-1». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас. Однако, как пишет Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков,

«...отдавая приоритет развитию подводных сил, мы считаем, что нам нужны не только подводные лодки, но и надводные корабли различного назначения. Последние, помимо придания боевой устойчивости подводным лодкам, предназначены решать широкий круг задач как в мирное время, так и в период войны»{394}.

В конце 50-х годов надводные корабли всех классов претерпели качественные изменения. Оснащение их ракетным оружием, новейшим радиоэлектронным оборудованием и газотурбинной энергетикой, достижение больших скоростей и высокой маневренности, возможность длительного отрыва от баз позволили значительно расширить круг боевых задач надводных кораблей. Было построено несколько серий противолодочных кораблей океанского и прибрежного действия.

На Черном море прошли испытания и вошли в состав флота большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины». Гвардейские корабли этого типа унаследовали имена черноморских кораблей, прославившихся в годы Великой Отечественной войны. Так, «Красный Кавказ»{395} назван в честь одноименного гвардейского крейсера. В июле 1973 г. «Красный Кавказ», ракетный крейсер «Грозный» и эсминец «Проворный» под командованием контр-адмирала Е. И. Волобуева посетили Францию с дружеским визитом{396}.

В испытаниях и приемке «Красного Крыма»{397}, также носящего имя гвардейского крейсера, принимали участие авторы этой книги. Экипаж корабля выступил одним из инициаторов социалистического соревнования на флоте и добился [201] высоких показателей в боевой и политической подготовке. Под командованием контр-адмирала В. И. Акимова «Красный Крым» и крейсер «Жданов» посетили французский порт Тулон. Это был ответный визит на посещение Ленинграда французским крейсером «Кольбер». В июле 1983 г. в канун Дня Военно-Морского Флота «Красный Крым» вернулся из очередного плавания. В походе командир корабля гвардии капитан 2-го ранга Л. Манченко продемонстрировал высокое тактическое и командное мастерство. В ходе учений ракетчики показали отличные результаты стрельбы по воздушной цели: «противник» был уничтожен первой ракетой{398}.

«Сообразительный», унаследовавший имя эсминца, побывал в портах Кубы и Югославии, Гвинеи и Алжира{399}{400}. В 1976 г. «Сообразительный» посетил Первый секретарь ЦК БКП, Председатель Государственного совета НРБ Тодор Живков. В книге почетных посетителей он сделал запись, в которой пожелал экипажу новых успехов в боевой и политической подготовке{401}. Сообразительный неоднократно был в числе передовых кораблей Черноморского флота, как и однотипный корабль Славный{402}.

На рубке «Одаренного» горят три звезды — свидетельство побед на состязаниях. Его экипаж — обладатель нескольких призов главнокомандующего Военно-Морским Флотом за ракетную зенитную стрельбу и торпедную подготовку, а также за успешный поиск подводной лодки.

В числе передовиков социалистического соревнования были большие противолодочные корабли «Скорый», «Сдержанный» и «Решительный». В 1974–1975 гг. «Скорый» дважды посещал с дружеским визитом порты Югославии: в первом визите участвовали большие противолодочные корабли «Николаев» и «Сметливый», во втором — «Сдержанный» и крейсер «Жданов»{403}. Выдержку и стойкость в преодолении трудностей, высокую профессиональную подготовку проявил в дальнем походе экипаж большого противолодочного корабля «Находчивый»{404}.

На Тихоокеанском флоте успехов в боевой и политической подготовке достигли «Строгий», «Способный», «Стерегущий». «Способный» успешно защищал честь флота в состязаниях на первенство ВМФ по тактической подготовке, завоевал переходящее Красное знамя крайкома КПСС. Летом 1976 г. в составе отряда тихоокеанских кораблей под командованием контр-адмирала В. Ф. Варганова посетил Канаду{405}.

Почти в это же время балтийский «Отважный» под флагом вице-адмирала В. М. Леоненкова заходил в один из портов [202] Великобритании. Дальний поход совершил «Образцовый» под командованием капитана 3-го ранга А. Татаринова. Плавание проходило в сложных климатических условиях, но экипаж с честью выдержал все испытания. На обратном пути согласно учебному плану корабль был внезапно атакован «противником». Радиометристы засекли скоростную низколетящую цель. Ракетчики в считанные секунды отразили атаку. Цель была уничтожена с одного выстрела{406}.

Североморский «Отчаянный» на учении 1983 г., действуя в составе отряда кораблей, в разгар учебного боя получил приказ произвести разведку в отдаленном квадрате моря. Экипаж корабля успешно справился с заданием, использовав средства маскировки, а на подходе к главным силам «противника» применив тактический прием. В артиллерийской дуэли с надводными кораблями «противника» победу одержал «Отчаянный»{407}.

Одна из серий больших противолодочных кораблей названа именами советских городов. Многие статьи флотских газет и журналов посвящены «Очакову». Комсомольская организация корабля награждена Красным знаменем ЦК ВЛКСМ. В 1976 г. «Очаков» выходил в море на ракетные и артиллерийские стрельбы под флагом главнокомандующего Военно-Морским Флотом.

Из года в год показывает высокие результаты боевой учебы большой противолодочный корабль «Керчь». Под командованием капитана 2-го ранга Ю. Гусева корабль в 1978 г. плавал в водах Атлантики и Средиземного моря. Вскоре по возвращении из похода он выходил в район боевой подготовки для отработки ряда сложных тактических и огневых задач в условиях активного противодействия «противника». Гидроакустики, радиометристы, ракетчики и артиллеристы успешно решили поставленные перед ними задачи. А личный состав электромеханической боевой части сумел сэкономить в плавании 270 т горюче-смазочных материалов. «Быть рачительными хозяевами корабля», — записано в одном из основных пунктов социалистических обязательств экипажа «Керчи»{408}.

Десятки тысяч миль в сложных климатических и метеорологических условиях прошел «Ташкент» (командир капитан 2-го ранга В. Еловский). Его экипаж продемонстрировал высокую морскую и специальную подготовку. В 1983 г. на рубке Ташкента появился знак отличного корабля, который он заслужил за успешно проведенный дальний океанский поход. В ходе заключительного тактического учения ракетчики корабля первой ракетой сбили — маневрирующую малоразмерную цель. «Петропавловск» также объявлен отличным, а его командир капитан 3-го ранга А. Кузьмин был избран делегатом [204] XXVI съезда КПСС{409}. Звание отличного корабля и переходящее Красное знамя крайкома комсомола получил и Владивосток.

Именами русских и советских полководцев и флотоводцев названы корабли серии, начало которой положил «Вице-адмирал Дрозд» (Краснознаменный Северный флот). Это имя он принял как эстафету от гвардейского эсминца, личный состав которого совершил в годы войны много славных боевых дел. Экипаж корабля практическими делами доказывает, что боевая слава его предшественника находится в надежных и верных руках. Корабль не раз занимал первые места среди ракетных надводных кораблей Военно-Морского Флота. После маневров «Океан» «Вице-адмирал Дрозд» и эсминец «Гремящий» посетили с дружеским визитом Кубу{410}.

Хороших показателей в боевой учебе достигли большие противолодочные корабли «Адмирал Зозуля» и «Адмирал Макаров». Корабль «Адмирал Макаров» с честью пронес флаг Родины через многие районы Мирового океана. Его экипаж не раз демонстрировал в дальних походах высокую морскую выучку. «Адмирал Юмашев» во время одного из плаваний попал в сильный шторм. Ветер достигал 40 м/с. Но люди выдержали испытания, не отказала и отечественная техника. Корабль благополучно вернулся в базу, а вскоре снова вышел в море на ракетные стрельбы, которые прошли успешно.

Почин североморцев-подводников «отлично знать и содержать оружие и боевую технику, мастерски владеть ими» одним из первых поддержал большой противолодочный корабль «Кронштадт»{411}. Отмечались успехи дальневосточных кораблей [205] «Маршал Ворошилов» и «Адмирал Октябрьский». С экипажем последнего в 1976 г. встречался кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев{412}. С высокой оценкой выполнял учебные задания в длительном океанском плавании экипаж «Маршала Тимошенко» в 1982 г. Поход был сложным как по характеру задач, так и по метеоусловиям: частые штормы, большая влажность, резкие перепады температуры. Отличная профессиональная подготовка моряков помогла им преодолеть все трудности и успешно выдержать суровую проверку океаном.

За ракетной стрельбой большого противолодочного корабля «Василий Чапаев» наблюдал главнокомандующий ВМФ. Воздушная цель была поражена первой же ракетой{413}. Летний период обучения в 1983 г. начался для большого противолодочного корабля «Адмирал Нахимов» с океанского похода{414}, во время которого на одном из учений отличились экипажи вертолетов корабля. В сложных метеоусловиях на предельном расстоянии они обнаружили подводную цель и передали ее координаты на корабль.

В составе советского ВМФ есть и малые противолодочные корабли, предназначенные для поиска и атак подводных лодок в прибрежных районах моря. Передовой корабль этого класса на Черноморском флоте носит имя «Одесский комсомолец»{415}.

Сторожевые корабли получили дальнейшее развитие с созданием серий кораблей типов «Бодрый» и «Комсомолец Литвы». Государственные испытания «Бодрого» на Балтике под руководством опытного моряка капитана 1-го ранга А. Г. Кривоносова прошли на высоком организационном и техническом уровне. [206]

В 1974 г. «Бодрый» под командованием капитана 2-го ранга Э. А. Попеко (ныне контр-адмирал) был объявлен отличным и удостоен переходящего Красного знамени обкома КПСС. А вскоре за мужество и воинскую доблесть экипажу «Бодрого» был вручен вымпел министра обороны СССР{416}. Летом 1975 г. «Бодрый» в составе отряда кораблей под флагом командующего флотом адмирала В. В. Михайлина нанес дружеский визит в ПНР{417}. Однотипный сторожевой корабль «Бдительный» также служит в составе Балтийского флота. Добрая слава на флоте идет об экипаже этого корабля{418}.

К числу передовиков социалистического соревнования относится «Дружный» под командованием капитана 3-го ранга Ю. Албузова. Высоко мастерство гидроакустиков этого корабля. Обнаружив подводную лодку «противника» на учении, они длительное время поддерживали контакт с ней{419}. Аналогичную задачу успешно решили гидроакустики сторожевика «Сильный» под командованием капитана 2-го ранга В. Егорова. Корабль был награжден переходящим Красным знаменем Военного совета Балтийского флота.

Не раз демонстрировал при плавании по океанским дорогам боевое мастерство, мужество и сплоченность экипаж сторожевого корабля «Разительный»{420}. Сторожевик «Разумный» отличился в 1983 г. успешным гидроакустическим поиском подводной лодки «противника» и последующей ее атакой. Командиру сторожевого корабля «Летучий» капитану 3-го ранга В. Хорькову в 1983 г. вручен орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»{421}. Успешно провел учебные ракетные стрельбы по низколетящим целям под прикрытием плотных помех экипаж сторожевика «Деятельный».

На Северном флоте в состязании 1982 г. за право называться лучшим по видам подготовки точную стрельбу по береговой цели выполнил «Бессменный». Передовые места в социалистическом соревновании занимали сторожевые корабли «Краснодарский комсомолец» на Черноморском флоте, «Архангельский комсомолец» на Севере, тихоокеанский «Приморский комсомолец», балтийский «Комсомолец Литвы». Сторожевик «Советский Азербайджан» объявлен в 1983 г. лучшим кораблем Краснознаменной Каспийской флотилии.

В 60-х годах в составе ВМФ появились корабли, главным оружием которых стали летательные аппараты. Первому из них было присвоено имя столицы Страны Советов. Противолодочный крейсер «Москва» оснащен мощным противолодочным вооружением, зенитными ракетными и артиллерийскими установками. Крейсер обладает большой дальностью плавания. [207]

Противолодочные вертолеты{422} позволяют успешно производить поиск и уничтожение подводных лодок. По боевым возможностям крейсер Москва существенно превосходит многие иностранные противолодочные корабли, построенные в послевоенный период{423}.

Крейсер неоднократно совершал дальние плавания{424}, во время которых его экипаж совершенствовал морскую выучку, а техника испытывалась на надежность работы в условиях отрыва от баз. Высокие результаты боевой и политической подготовки показал экипаж «Москвы» на маневрах «Океан» и в ходе других учений. За успехи в социалистическом соревновании в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина крейсер награжден юбилейной Почетной грамотой.

Достойно несет службу однотипный противолодочный крейсер «Ленинград»{425}. Экипажи его вертолетов участвовали в разминировании Суэцкого залива{426}. В тяжелых условиях (изнуряющая жара, пыльные бури, частые штормы) летчики действовали самоотверженно, проявляли подлинное мужество, волю и высокую профессиональную подготовку. [208]

Новые, более крупные авианесущие противолодочные крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск» оснащены самолетами вертикального взлета и посадки и вертолетами{427}. В испытаниях крейсеров участвовали полковники-инженеры Н. Семочкин и Н. Кузюрин. Современное навигационное оборудование крейсеров позволяет использовать самолеты практически в любую погоду, полеты выполняются в сложных условиях пониженной видимости{428}. Зачетные ракетные стрельбы в 1979 г. ракетчики «Киева» выполнили на «отлично». Мужество, находчивость и самоотверженность демонстрируют в воздухе авиаторы «Минска». В 1979 г. ни одна подводная лодка «противника» не ушла от преследования. Моряки крейсера с честью представляли нашу страну во время визита в индийский порт Бомбей в 1983 г.{429}. Экипаж «Новороссийска» осенью 1984 г. участвовал в учении по отражению налета воздушного «противника». Действия моряков-тихоокеанцев были четкими и уверенными{430}.

Оснащение надводных кораблей ракетным оружием привело в 60–70-х годах к созданию новых классов ракетных кораблей и катеров. Черноморский ракетный крейсер «Грозный», построенный в начале 60-х годов, был первым кораблем этого класса{431}. Его основным оружием являются ракеты, дополнительным — артиллерийские системы универсального и зенитного калибров. Крейсер предназначен для уничтожения надводных кораблей, десантных отрядов и конвоев. [210]

Государственная комиссия во главе с известным и заслуженным моряком вице-адмиралом Н. И. Шибаевым испытывала и принимала «Грозный». Экипаж крейсера показал высокие результаты в боевой учебе.

«Мастерски выполнил стрельбы крейсер «Грозный» под флагом главнокомандующего ВМФ. Сложный тактический фон, быстроменяющаяся обстановка потребовали от моряков грамотных и решительных действий. Инициаторы соревнования на флоте выдержали серьезный экзамен на зрелость»{432}.

Имя легендарного «Варяга» унаследовал ракетный крейсер Тихоокеанского флота, вступивший в строй в 1965 г.{433}. По итогам 1984 учебного года этот корабль стал лидером социалистического соревнования.

Ракетный крейсер «Адмирал Фокин» прославился тем, что поражал цели на воде и в воздухе, как правило, первой ракетой. Серьезным экзаменом для экипажа крейсера стали дальние походы в Тихом и Индийском океанах. Корабль под командованием капитана 1-го ранга М, Ф. Пичкура не раз заходил с дружескими визитами во многие порты Азии{434}. В книге гостей корабля записи на разных языках. Вот она из них: «Убедился в успехах советской промышленности, осматривая крейсер «Адмирал Фокин». В 1979 г. «Адмирал Фокин», большой противолодочный корабль «Строгий» и эсминец «Возбужденный» посетили СРВ.

Черноморский ракетный крейсер «Адмирал Головко», носящий имя известного советского флотоводца, эсминец «Находчивый» и сторожевик «Краснодарский комсомолец» под командованием вице-адмирала Б. Е. Ямкового в 1973 г. посетили порт СРР{435}. В 1975 г. крейсер в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала В. И. Акимова заходил в Тунис{436}.

В сентябре 1983 г. член Политбюро ЦК КПСС министр-обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов посетил новый ракетный крейсер «Слава» Черноморского флота. Это современный корабль, оснащенный новейшими системами вооружения, управления и энергетикой. Обращаясь к морякам крейсера, Д. Ф. Устинов сказал:

«Учитесь поражать противника первым сокрушительным залпом, первой ракетой, первой торпедой. На предельно больших дальностях, в самых сложных погодных и навигационных условиях, при сильном радиоэлектронном противодействии»{437}.

Переходящим Красным знаменем Военного совета флота награжден большой ракетный корабль «Славный». Его моряки не раз отличались при решении самых сложных задач, показывали высокую слаженность в работе. [211]

В состав Военно-Морского. Флота входят малые ракетные корабли типа «Зарница», оснащенные современным ракетным оружием и электронной техникой. Они имеют хорошие маневренные и мореходные качества, большую автономность{438}. В числе лучших кораблей Тихоокеанского флота в 1983 г. назван малый ракетный корабль «Муссон». Во время одного из походов радиометристы обнаружили скоростную цель. Отличная выучка экипажа обеспечила быстрое и точное ее поражение{439}.

Испытания головного катера «Кировский комсомолец» проводил капитан 1-го ранга В. А. Соломатин. Серийные катера испытывали прославленные советские катерники Герои Советского Союза капитаны 1-го ранга Б. П. Ущев и М. П. Подымахин, капитан 1-го ранга Н. И. Баклан. В составе Ленинградской военно-морской базы несет службу ракетный катер «Кронштадтский комсомолец». В 1983 г. катер успешно провел учебную ракетную атаку с постановкой дымовой завесы и использованием других средств маскировки.

В числе передовиков социалистического соревнования на Балтике экипажи ракетных катеров «Мичуринский комсомолец» и «Тамбовский комсомолец». Первый из них стал отличным кораблем и за успехи в боевой и политической подготовке награжден грамотой главнокомандующего Военно-Морским Флотом{440}. «Тамбовский комсомолец» под командованием капитан-лейтенанта Б. Сивопляса занял лидирующее место в дивизионе в начале 1980 учебного года. Катер успешно провел учебную артиллерийскую стрельбу. Малоразмерная цель, обнаруженная радиолокационной станцией на предельной дистанции, была метко поражена комендорами. «Кировский комсомолец» четыре раза подряд удостаивался приза главнокомандующего ВМФ. Комсомольская организация этого катера занесена в книгу Почета Краснознаменного Балтийского флота.

В составе Военно-Морского Флота находятся торпедные катера и малые артиллерийские корабли. Экипаж малого артиллерийского корабля «Хабаровский комсомолец» (командир старший лейтенант В. Яковлев) длительное время удерживает звание отличного. «В учебных боях командир корабля действует решительно, дерзко, инициативно»{441}.

К существенным недостаткам довоенных кораблестроительных программ следует отнести тот факт, что в них не предусматривалось строительство специальных десантных судов. Необходимость в таких судах подтвердилась в ходе войны, когда десятки раз приходилось осуществлять десантные операции разных масштабов. Десантные корабли большого и среднего водоизмещения начали поступать в ВМФ во втором послевоенном [213] десятилетии{442}. Надежно несут нелегкую морскую службу большие десантные корабли «Александр Торцев», «Петр Ильичев», «Красная Пресня», «Крымский комсомолец», «Воронежский комсомолец» и однотипный с ним «Томский комсомолец». Больших успехов достиг экипаж большого десантного корабля «Иван Рогов».

На маневрах «Океан» советские морские десантники показали высокую боевую выучку. В сложных условиях проходило учение по высадке десанта в Заполярье. Десантные силы шли под прикрытием боевых кораблей и авиации, а затем с ходу преодолев противодействие «противника», высадились и овладели плацдармом на берегу.

«Ледяная вода захлестывала плавающие танки и бронетранспортеры, но они упорно продвигались вперед. И вот первые волны десанта вышли на заснеженный берег», — было записано в репортаже с места учения.
Для Военно-Морского Флота были созданы корабли и катера на подводных крыльях (КПК){443} и воздушной подушке (КВП){444}. Высокая маневренность и большая скорость КПК позволили применить их в системе морской пограничной охраны.
КВП способны передвигаться над водой и льдом, сушей и заболоченными участками, преодолевать препятствия и рвы. Они прямые потомки первых «воздушных лодок» типа «Л-1», созданных коллективом под руководством проф. В. И. Левкова. Большой вклад в их совершенствование внес авиационный инженер С. П. Волков{445}.

С появлением КВП изменились требования к испытательным полигонам и точности определения местоположения корабля (особенно при плавании в прибрежной полосе) с помощью курсоуказателей и измерителей скорости. При испытаниях КВП на мерной линии выяснилось, что на точность определения его местоположения влияет кривизна траектории движения корабля. Путь КВП между двумя обсервациями существенно отличался от прямой линии. Причиной являлось изменение направления ветра. В дальнейшем испытатели стали учитывать изменения направления ветра в приводном слое{446}.

Зарубежные специалисты считают, что можно создать десантные корабли на воздушной подушке водоизмещением до 5000 т и скоростью до 90 уз.{447}. Они считают перспективными десантные корабли-экранопланы со скоростью 200 уз, которая [215] позволит им осуществить стремительный маневр в район высадки.

В настоящее время КВП входят в состав флотов. Тихоокеанский катер на воздушной подушке (командир мичман Ю. Печерский) во время учения принял на борт десант, успешно высадил его в назначенном квадрате и огнем поддержал атаку десантников{448}.

«Надводным кораблям принадлежит главная роль в борьбе с минной опасностью», — пишет Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков{449}.

Велика была потребность в противоминных кораблях во время войны. Их строили и в послевоенный период. Боевое траление продолжалось еще десяток лет после окончания войны. Так, на Балтике вплоть до 1959 г. можно было видеть группы тралящих кораблей, следующих, как правило, строем уступа и совершающих галс за галсом для протраливания опасного района{450}. После войны появились новые типы базовых и рейдовых тральщиков.

Ранее уже упоминалось об участии советских кораблей в разминировании Суэцкого залива. Тихоокеанским тральщикам пришлось совершить длительный переход из Владивостока до [217] порта Хургада. В тральных работах участвовали и корабли Черноморского флота. Это было настоящее испытание для кораблей и их экипажей. Траление началось 15 июля 1974 г. Отрядом кораблей разминирования командовал опытный моряк капитан 1-го ранга А. Аполлонов. За его плечами большой стаж тральных работ в различных морях.

Особо отличился тихоокеанский тральщик «Сахалинский комсомолец», которым командовал капитан 3-го ранга Ш. Зияев. В короткий срок на рубке этого корабля засияло несколько звездочек, соответствующих числу вытраленных мин. На счету командира подразделения кораблей капитана 2-го ранга В. Колобова, имевшего большой опыт послевоенного боевого траления, 14 обезвреженных мин{451}. Более 6000 ч провели моряки на минных полях. Корабли прошли с тралами свыше 17 тыс. миль.

«Каир. 9 сентября (ТАСС). Как заявил официальный представитель министерства иностранных дел АРЕ, советские корабли и вертолеты, производящие работы по разминированию Суэцкого залива, на сегодняшний день полностью очистили от мин акваторию длиной 34 км и шириной 5 км».

Двумя годами раньше в порт Чаттагонг по просьбе правительства Народной Республики Бангладеш была направлена экспедиция советских кораблей под командованием контрадмирала С. Зуенко для расчистки акватории порта и подходов к нему от затонувших судов и мин{452}. В состав экспедиции входили базовые и рейдовые тральщики, плавучие мастерские, водолазные боты и другие корабли и суда Военно-Морского Флота.

За два года экспедиция подняла и отбуксировала в безопасное место 26 судов общим водоизмещением свыше 100 тыс. т. Моряки провели боевое траление на фарватере длиной 30 миль и шириной 2 мили. В разминировании гавани отличились капитан 2-го ранга Е. Хорошун, капитан-лейтенанты В. Антонов, Н. Завадский, В. Лебедев, мичман М. Начерняк. Отлично выполнили свой воинский долг специалисты по судоподъему и водолазным работам и среди них В. Бондаренко. Работа советской экспедиции получила высокую оценку правительства Народной Республики Бангладеш и населения страны.

«Эти работы, особенно по разминированию канала, явились крупнейшим событием в истории мореплавания и в первую очередь среди стран Европы, так как они позволили возродить важнейший транзитный узел коммуникаций, связывающих Западное полушарие планеты с Восточным», — пишет доктор военно-морских наук вице-адмирал К. А. Сталбо{453}.

В повседневной боевой учебе в числе передовых кораблей Черноморского флота были тральщики «Сигнальщик», «Наводчик»{454}. Экипаж морского тральщика «Комсомолец Калмыкии» [218] Краснознаменной Каспийской флотилии (командир капитан 3-го ранга В. Варенчук) в 1983 г. выступил инициатором социалистического соревнования{455}. Неоднократно завоевывал призы главнокомандующего ВМФ и командующего флотом тихоокеанский тральщик «Приморский комсомолец»{456}. Успешно нес службу на Средиземном море тральщик «Турбинист»{457}. Именем известного писателя-мариниста назван тральщик «Всеволод Вишневский» Северного флота. В 1983 г. его экипаж (командир капитан-лейтенант О. Панков) отлично решал учебно-боевые задачи в дальнем океанском плавании{458}.

В составе ВМФ находятся специально построенные учебные корабли, на которых проходят практику курсанты и слушатели военно-морских учебных заведений, а также подготовку специалисты флота. Их экипажи состоят из штатных команд и переменного личного состава, проходящего практику. В 1983 г. на учебном корабле «Хасан» проходили практику курсанты Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А. С. Попова. «Хасан» совершал тогда большое плавание в Атлантическом океане. Однотипный с ним «Перекоп» осенью 1980 г. под флагом начальника Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола вице-адмирала Г. Неволина посетил с официальным дружеским визитом мексиканский порт Веракрус. [219]

В последние годы атомная энергетика появилась и на надводных боевых кораблях. Так, в 1981 г. Северный флот пополнился атомным ракетным крейсером «Киров»{459}, унаследовавшим имя и высокое звание Краснознаменного балтийского крейсера. По итогам учебного 1982 г. этот корабль признан лучшим среди надводных кораблей флота.

Среди судов обеспечения в составе Военно-Морского Флота особое место занимает большой отряд океанографических исследовательских и гидрографических судов. Они предназначены для всестороннего изучения Мирового океана, промера глубин, определения рельефа дна и характера грунта, получения данных о течениях, приливах и отливах, а также для исследования физических полей Земли. Кроме того, эти суда занимаются установкой и обслуживанием средств навигационого оборудования.

Океанографические исследовательские и гидрографические суда оснащаются системами и приборами для точного определения места выполнения необходимых работ и измерений и обработки полученной информации, а отдельные суда имеют оборудование для составления и печатания карт и пособий.

Первыми океанографическими исследовательскими судами специальной постройки (не переоборудованными из других судов) были «Невельской», «Полюс» и «Василий Головнин», вступившие в строй в 1961–1964 гг. За 20 лет эти суда совершили десятки дальних походов, участвовали во многих экспедициях, том числе по международным программам. В 1968–1969 гг. [220]

«Полюс», выполняя океанографические исследования Мирового океана, совершил кругосветное плавание. Руководил экспедицией адмирал Л. А. Владимирский. «Василий Головнин» принял участие в обеспечении полета и приводнения в Индийском океане советской космической межпланетной станции «Зонд-5». Станция была поднята на борт судна и доставлена в порт Бомбей для отправки в СССР{460}.

В 60-е годы строили гидрографические суда типа «Азимут». Позже были построены гидрографические суда типа «Арктика», близкие по характеристикам к «Азимуту». В последние годы отряд океанографических исследовательских и гидрографических судов пополнился новыми судами, в том числе построенными на верфях стран — участниц Варшавского Договора. К самым крупным из них относятся «Академик Крылов» и «Абхазия». Они предназначены для выполнения комплексных океанографических исследований в любых районах Мирового океана, свободных от льда. Суда двухвинтовые, имеют скуловые кили, активный руль и носовое подруливающее устройство, что позволяет им удерживаться лагом к волне. На судах имеются вертолет и гидрографические боты для промера мелководных банок и рифов. Испытания судов в дальних походах показали их высокие мореходные и эксплуатационные качества.

«Владимир Каврайский» строился специально для исследований в Арктическом бассейне. Ледовую разведку, доставку людей и техники на необорудованное побережье осуществляет вертолет. Служебные и жилые помещения судна оборудованы системой зимнего кондиционирования воздуха.

В 1983 г. успешно завершилось кругосветное плавание океанографических исследовательских судов «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен». Плавание проходило в основном в антарктическом районе Мирового океана и [221] повторяло маршрут первой русской антарктической экспедиции{461}. Перед плаванием суда были дооборудованы: был установлен автономный пункт приема спутниковой информации, улучшен вертолетный комплекс судна.

В результате плавания гидрографами уточнено местоположение ряда островов в южных широтах, а также многих приметных мест побережья Антарктиды{462}. Экспедиция с высокой точностью определила местоположение Южного магнитного полюса и рассчитала его дрейф. Эту работу выполняла группа офицеров-гидрографов и штурманов под руководством контр-адмирала Л. Митина.

Гидрометеорологи экспедиции сочетали научную работу со сбором и анализом объемной текущей информации, полученной от метеостанций, космических и корабельных средств. Они обеспечивали командование экспедиции своевременными данными ледовой и морской обстановки, прогнозами погоды. Группа гидрологов провела исследование глубин океанов и морей, зондировала атмосферу, более точно определила систему течений в морях, омывающих Антарктиду.

Командиры судов капитан 2-го ранга Р. Панченко и капитан 3-го ранга Н. Ерин показали высокую профессиональную подготовку. Плавание заняло 147 сут, из них 60 — во льдах и айсбергах. Пройдено около 35 тыс. миль. Корабельная техника успешно выдержала испытания длительной работой в условиях сложного антарктического плавания, штормовой погоды и частых смен климатических зон. Высокую оценку результатов экспедиции дал главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков в поздравительной телеграмме участникам плавания:

«За время похода советские моряки продемонстрировали отличную морскую выучку, с честью пронесли флаг нашей Родины по маршруту первой русской антарктической экспедиции, провели большой объем океанографических исследований и получили ценные научные данные»...

Под руководством Коммунистической партии ныне создан могучий океанский Военно-Морской Флот, демонстрирующий всему миру достижения советской науки и техники и надежно охраняющий государственные интересы нашей Родины. Партия воспитала талантливые кадры ученых и судостроителей, блестящую плеяду флотоводцев, беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, всесторонне подготовленных офицеров и матросов. В тесном флотском строю идут к новым успехам испытатели кораблей.

В 1977 г. военные моряки отмечали 50-летие существования; Постоянной комиссии государственной приемки кораблей Военно-Морского [223] Флота в советский период{463}, а в 1984 г. — 75-летие создания Постоянной комиссии по испытаниям кораблей в русском флоте. Эти юбилеи были большими праздниками для отряда испытателей и для всех участников создания и приемки кораблей.

Немало ярких, волнующих страниц, связанных с испытаниями кораблей, вписано в биографии контр-адмиралов В. В. Юшкова, Б. Н. Ламма, И. А. Добровольского, Ф. И. Маслова, А. Г. Микитенко, капитанов 1-го ранга Н. Е. Чиркова, С. А. Лысова, М. А. Лемина, В. П. Рыкова, Н. А. Мышкина, В. П. Шумакова, К. К. Черемхина, Н. П. Стрельцова, Б. В. Викторова, В. С. Кравченко, Р. В. Мазина, Г. А. Рынкова, Н. П. Рыбина и других.

В послевоенное время в Постоянной комиссии служил капитан 1-го ранга С. М. Сергеев. Это под его командованием в 1941–1942 гг. ледокол «Микоян» совершил беспримерный героический переход из Батуми в Архангельск. «Микоян» вышел из Батуми 25 ноября 1941 г. До сих пор историки удивляются, как судну удалось благополучно пройти «воющее» Черное море, узкие проливы Босфор и Дарданеллы. В Эгейском море ледокол атаковали итальянские торпедные катера и самолеты-торпедоносцы. Сергеев проявил высокое искусство управления судном. Умелым маневрированием ему удалось уклониться от всех выпущенных торпед.

Сергеев выбрал необычный маршрут дальнейшего следования. Через Суэцкий канал, вдоль восточного побережья Африки, мимо мыса Доброй Надежды ледокол вышел в Атлантический океан. Обогнув Южную Америку у мыса Горн, судно направилось на север к Сан-Франциско. Затем через Тихий океан и Берингово море ледокол пришел к родным берегам и проследовал в бухту Провидения. Однако задача еще не была выполнена, нужно было дойти до Белого моря по трассе Северного морского пути. Наконец 2 декабря 1942 г. Сергеев благополучно ошвартовывает ледокол у причала Архангельского порта. Впоследствии во время службы в Постоянной комиссии капитан 1-го ранга С. М. Сергеев проявил себя опытным и смелым испытателем кораблей.

В качестве испытателей в разное время проходили службу прославленные моряки — Герои Советского Союза И. А. Колышкин, Н. А. Лунин, Г. И. Щедрин, Б. П. Ущев, А. Г. Кананадзе, М. П. Подымахин, Ф. Е. Пахольчук, Л. М. Жильцов, и др. За большой вклад в дело испытаний и освоение новых подводных лодок и военно-морской техники в 1984 г. капитан 1-го ранга В. П. Рыков удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда{464}.

Коллектив испытателей — это последняя инстанция, экзаменующая корабль перед большим плаванием. Четкая [225] организация испытаний, отработанность действий сдаточной команды, высокая требовательность к качеству и надежности принимаемого оружия и техники являются залогом боеспособности корабля и успехов боевой подготовки его экипажа.

Советские корабли с честью несут флаг Родины, охраняя безопасность страны и мирный труд своего народа. В каждом из «их осуществлен труд ученых и конструкторов, рабочих, техников и инженеров. Но, несомненно, немалый вклад в создание и совершенствование кораблей вносят и испытатели. [226]

Дальше