Постоянная комиссия действует
В 1930 г. вышло в свет положение, которое устанавливало порядок предъявления кораблей на приемосдаточные испытания{320}, организацию проведения и обеспечения испытаний, [167] форму приемной документации. Основной задачей приемосдаточных испытаний являлась проверка соответствия корабля заданному проекту, а также выработка рекомендаций по улучшению боевых и эксплуатационных качеств серийных кораблей. Объем проверок и испытаний определялся программой.
Для проведения испытаний командование флота по представлению Постоянной комиссии объявляло состав государственной комиссии. На судостроительный завод она прибывала заблаговременно, чтобы ознакомиться с кораблем, результатами швартовных испытаний и принять решение о начале приемосдаточных испытаний. По завершении всех испытаний комиссия подписывала приемный акт, в котором давала опенку кораблю, указывала основные результаты испытаний, делала вывод о приеме корабля в Морские Силы РККА. Кроме того, в соответствии с договорными обязательствами устанавливала гарантийный срок на корабль.
Постоянная комиссия следила за тем, чтобы программы испытаний были достаточно полными и обеспечивали всестороннюю проверку нового корабля. Так, в одном из донесений командованию флота и руководству судостроительной промышленности председатель комиссии отмечал, что программы испытаний головных надводных кораблей не предусматривали одновременные стрельбы всеми калибрами, также не было проверки тех видов вооружения, которые в спецификации записывались с отметкой «в перегруз» (мины, глубинные бомбы).
Замечания Постоянной комиссии по программам испытаний учитывали и внедряли в практику. Введение дополнительных проверок давало возможность более обстоятельно оценить боевые и эксплуатационные качества принимаемых кораблей, а это, в свою очередь, помогало конструкторам и судостроителям в проектировании и строительстве новых кораблей.
Строители кораблей не всегда охотно соглашались вносить дополнения в программы испытаний, мотивируя это тем, что вооружение и технические средства поставлялись на судостроительную верфь уже проверенными на заводах-изготовителях. Устанавливаемые на корабль приборы или механизмы сопрягаются с корабельными системами, судовой электросетью, вентиляцией и подвергаются в процессе эксплуатации влиянию вибраций, качки, наводок. В связи с этим испытания на стенде завода-изготовителя не могут заменить испытаний в корабельных условиях.
Постоянная комиссия всегда стремились к включению программы сложных видов испытаний, например артиллерийских стрельб полным бортом или залповой торпедной стрельбы. Так, во время артиллерийской стрельбы всем бортом палуба крейсера «Киров» получила прогиб и потребовалось [168] подкреплять ее. При залповой торпедной стрельбе одна из торпед описала сложную траекторию и возвратилась к борту корабля. На Черном море при испытаниях торпедных аппаратов подводных лодок полным залпом в отдельных случаях торпеды задевали волнорезы.
В конечном счете программы дополняли требуемыми проверками и корабли испытывали более полно, а комиссия давала им объективную и всестороннюю оценку.
Постоянная комиссия имела возможность видеть, какой из судостроительных заводов работал на высоком техническом уровне, а какой срывал сроки сдачи продукции, допускал снижение ее качества. Командование флота и руководство судостроительной промышленности своевременно реагировали на доклады Постоянной комиссии. В результате ускорялись темпы работ, повышалось качество строительства, улучшалась организация сдачи-приемки кораблей и военно-морской техники. Можно с уверенностью сказать, что Постоянная комиссия сыграла положительную роль в развитии всего отечественного кораблестроения. Корабли, всесторонне проверенные государственными комиссиями на испытаниях, имели высокую степень боеготовности, а оружие и механизмы были достаточно надежными в эксплуатации.
Принятые в 1939 г. на Балтике эсминец «Стерегущий», тральщик «Крамбол», подводные лодки «С-4», «С-5» и «С-6» сразу после испытаний участвовали в боевых действиях в период советско-финляндской войны. В нанесении артиллерийского удара по острову Уте участвовал эсминец «Грозящий» (командир капитан 3-го ранга К. К. Черемхин), а сторожевой корабль «Пурга» (командир старший лейтенант В. Н. Филиппов) артиллерийским огнем поддержал высадку десанта на остров Лавенсари. Активно действовали на морских коммуникациях подводные лодки 2-й бригады, которой командовал в 1939 г. капитан 1-го ранга Д. М. Косьмин. Все три командира впоследствии продолжительное время служили в Постоянной комиссии.
Необходимо отметить, что с началом военных действий обстановка проведения испытаний на Балтике усложнилась. Было запрещено плавание в темное время суток. Движение больших кораблей разрешалось только при проводке их за тральщиками. Рано наступивший в 1939 г. ледостав еще более затруднял проведение испытаний. Несмотря на указанные трудности, Постоянная комиссия успешно испытывала корабли, обеспечивая своевременную их сдачу флотам. Только в течение 1938–1940 гг. флот получил 265 новых боевых кораблей различных классов{321}.
В декабре 1937 г. был создан Наркомат Военно-Морского Флота (НК ВМФ). С апреля 1939 г. наркомом стал флагман флота 1-го ранга Н. Г. Кузнецов, прошедший хорошую школу на кораблях и успевший получить боевой опыт в Испании. [169]
В результате реализации судостроительных программ к началу Великой Отечественной войны в состав ВМФ входили около 1000 боевых кораблей и судов различных классов{322}, в том числе три линкора, семь легких крейсеров, 59 эсминцев и лидеров, 27 сторожевых кораблей, 80 тральщиков, 212 подводных лодок и 269 торпедных катеров.
«Начало войны не застало наши флоты врасплох, пишет в своей книге Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков. Корабли, части и соединения флотов, заранее приведенные в полную боевую готовность, организованно отразили первые удары врага, не потеряв ни одного боевого корабля и самолета»{323}.