Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Легкие крейсеры и линейные корабли

Весьма широк круг задач, решаемых крейсерами. Их можно использовать для защиты своих и нарушения вражеских морских коммуникаций, для нанесения ударов по важным объектам на берегу. Крейсеры поддерживают с моря фланги сухопутных войск, обеспечивают ведение десантных операций, охраняют крупные конвои. О крейсерах типа «Светлана», заложенных в дореволюционное время и достроенных при Советской власти в период восстановления флота было рассказано ранее. Строительство отечественных крейсеров нового типа началось с закладки 22 октября 1935 г. легкого крейсера «Киров». Водоизмещение корабля 8600 т. Вооружение было самое современное. Новые 180-мм артиллерийские системы главного калибра устанавливали и отлаживали при участии заместителя главного конструктора завода Д. Ф. Устинова, впоследствии члена Политбюро ЦК КПСС, Маршала Советского Союза{300}. Механизмы и системы управления стрельбой обеспечивали высокую скорострельность при дальности поражения цели до 37 км.

По вооружению, насыщенности техникой различного назначения и скорости «Киров» превосходил иностранные крейсеры равного водоизмещения. Кроме главного калибра (три [159] 3-орудийные башни) он имел шесть 100-мм универсальных орудий, шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета, два 3-трубных торпедных аппарата{301}. На борт могло быть принято до 170 мин. Корабль имел катапульту и два самолета. Большая огневая мощь сочеталась с достаточным бронированием корпуса и отличными ходовыми качествами. Скорость полного хода 36 уз, дальность плавания 3750 миль, экипаж 724 чел.

Корабль был спущен на воду 30 ноября 1936 г. Испытание и приемку проводила государственная комиссия под председательством А. К. Векмана. В комиссию входили уполномоченные Постоянной комиссии капитан 1-го ранга Н. К. Никонов, военный инженер 1-го ранга Н. И. Кюн, представители Балтийского флота и научно-исследовательских институтов, командир крейсера и ряд старших специалистов корабля{302}. Испытания проходили на Балтийском море, продолжались несколько месяцев и были завершены 26 сентября 1938 г. Приемный акт подписал новый председатель комиссии капитан 2-го ранга М. М. Долинин. Он и возглавлял Постоянную комиссию до начала Великой Отечественной войны.

Комиссия отметила ряд конструктивных и тактических недостатков крейсера, отступлений от проекта. В частности, указывалось на перегрузку корабля на 890 т сверх проектной. Главные турбины развивали мощность 113500 л. с. вместо заданных 126 600 л. с. На скоростных испытаниях максимальная скорость на 1 уз была меньше проектной. Якорь можно было отдать только после пускового толчка электромотором [160] шпиля. Отмечалась слабость редукторов главных турбин: в период испытаний отдельные зубья разрушились. Трюмно-пожарные насосы не давали нужной производительности. Предельные курсовые углы стрельбы главным калибром оказались меньше, чем предусматривалось проектом. Мощность зенитного огня оценивалась как недостаточная. Конструкция параванного оборудования была неудачной — громоздко и сложно в приготовлении. Наиболее существенные замечания комиссии устранили до передачи корабля флоту, другие учитывали и реализовали на последующих кораблях.

Принятый в состав флота крейсер «Киров» вскоре стал флагманским кораблем отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота родоначальником советских кораблей этого класса. Через два года после вступления в строй «Кирова» отряд легких сил пополнился еще одним, более совершенным крейсером «Максим Горький» с усиленной броневой защитой и другими улучшенными характеристиками. На испытаниях он показал максимальную скорость 36,1 уз. На Черном море прошли испытания и были приняты легкие крейсеры «Ворошилов» (27 мая 1940 г.) и «Молотов»{303}. Эти крейсеры были построены из отечественных материалов и оснащены вооружением и механизмами советского производства В состав Тихоокеанского флота в ходе войны вошли два легких крейсера «Калинин» и «Петропавловск».

В соответствии с решениями XVIII съезда ВКП(б) и с учетом роста экономического и военного могущества СССР партия и правительство поставили перед кораблестроителями задачу создания мощных морского и океанского флотов достойных великой Советской державы, что и получило отражение в программе строительства Военно-Морского Флота на третью пятилетку.

Была заложена серия легких крейсеров нового проекта типа «Чапаев». Вооружение: двенадцать 152-мм орудий. Начато строительство двух тяжелых крейсеров. «Кронштадт» (головной) [161] и «Севастополь» водоизмещением около 40 тыс. т вооруженных девятью 305-мм, восьмью 152-мм и восьмью 100-мм орудиями. По проекту энергетическая установка мощностью 231 тыс. л. с. должна была обеспечить достижение скорости полного хода 32 уз. Но воина нарушила планы строительства. «Чапаев» вошел в строй уже после войны{304}, а тяжелые крейсеры так и не были достроены.

В 1938–1941 гг. судостроительная промышленность приступила к строительству самых больших кораблей флота — новейших линкоров типа «Советский Союз» водоизмещением 65150 т с энергетической установкой мощностью 231 тыс. л. с. Серийные линкоры назывались «Советская Украина» (заложен в 1938 г.), «Советская Белоруссия» (заложен годом позже) и «Советская Россия» (1940 г.){305}. Их главный калибр состоял из девяти 406-мм орудий. В комплекс артиллерийского вооружения входили двенадцать 152-мм и восемь 100-мм пушек а также тридцать два 37-мм зенитных автомата. Проектом предусматривалась скорость полного хода 28,5 уз. На линкорах предполагалось обеспечить базирование четырех самолетов при одной катапульте. Строительство велось быстрыми темпами. Так, уже в июне 1939 г. была подготовлена первая секция корпуса «Советской Белоруссии». Но началась война и линейные корабли остались недостроенными. Достраивать их после воины было признано нецелесообразным, и они были разобраны{306}.

Крейсерам типа «Киров» пришлось много повоевать. Уже на второй день войны «Максим Горький» вышел для прикрытия минных постановок у входа в Финский залив. Для крейсера [162] эта операция окончилась неудачно. Он подорвался на мине и вынужден был стать на ремонт.

Огонь главного калибра крейсера «Киров» очень помог защитникам Таллина в августе 1941 г. Во время героического перехода кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт на «Кирове» держал флаг командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц. Командовал кораблем капитан 2-го ранга М. Г. Сухоруков. Крейсер с честью выдержал труднейшее испытание. Нужно было пройти через плотное минное заграждение. Бывало, что в течение получаса крейсер обнаруживал до пяти мин. Уклоняясь от мин, отражая массовые налеты авиации и атаки торпедных катеров, сквозь шквальный огонь вражеских береговых батарей «Киров» сумел благополучно дойти до Кронштадта. Потери были велики. Однако задача эвакуировать из Таллина войска и флот решена — в Кронштадт было доставлено более 18 тысяч бойцов и командиров, принявших участие в обороне Ленинграда. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленное личным составом мужество крейсер «Киров» (командир капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин) 27 февраля 1943 г. был награжден орденом Красного Знамени. Через год этой награды был удостоен крейсер «Максим Горький». Командовал кораблем в то время капитан 1-го ранга А. Г. Ванифатьев.

В период наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов оба балтийских крейсера в составе эскадры под командованием вице-адмирала Ю. Ф. Ралля огнем своих 180-мм пушек «парализовали пути сообщения отходящей петергофско-стрельнинской группировки врага»{307}. Летом 1944 г. в ходе Выборгской наступательной операции Краснознаменный крейсер «Киров» поддерживал войска Ленинградского фронта при освобождении Карельского перешейка.

Орденом Красного Знамени был награжден черноморский крейсер «Ворошилов», неоднократно участвовавший в набеговых операциях флота. Активно действовал во время войны крейсер «Молотов».

В Великую Отечественную войну легкие крейсеры типа «Киров» показали высокую живучесть и боевую стойкость. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что весь период войны советский ВМФ не потерял ни одного крейсера этого типа. Громом орудий салютовали все четыре крейсера в честь Дня Победы.

В послевоенные годы Краснознаменный крейсер «Киров» продолжал находиться в боевом строю Балтийского флота, с 1961 г. стал учебным кораблем. На его борту проходили практику курсанты высших военно-морских училищ и учебных отрядов. В 1968 г. «Киров» принял участие в маневрах «Север» флотов стран Варшавского Договора, выполняя функцию штабного корабля. На завершающем этапе учения, следуя под флагом главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского [163] Союза С. Г. Горшкова «Киров» оказал артиллерийскую поддержку десанту при его высадке на побережье «противника». Действия экипажа корабля на учении получили высокую оценку командования. Крейсер «Киров» исключен из состава ВМФ в декабре 1974 г.

Дальше