Достойные преемники «Новика»
11 июля 1933 года Совет Труда и Обороны страны принял постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.»{284}. По этой программе за вторую пятилетку намечалось построить боевых и вспомогательных судов общим водоизмещением свыше 0,5 млн. т. Ведущее место отводилось подводным лодкам. Соотношение количества подводных лодок и надводных кораблей составляло 3: 1 (без боевых катеров и вспомогательных судов){285}. Однако набирало темпы и строительство надводных боевых кораблей. Самыми универсальными, многоцелевыми и активными надводными кораблями флота считались в то время эскадренные миноносцы. Они предназначались для нанесения артиллерийско-торпедных ударов, дозорной и разведывательной [151] служб, для охранения больших кораблей от атак самолетов, подводных лодок и легких сил противника, постановки минных заграждений, а также для огневой поддержки морских десантов и сухопутных войск на приморских направлениях.
Знаменитый русский эсминец «Новик», описанный ранее, является гордостью отечественного флота. Но в предвоенные годы он уже не отвечал требованиям времени. Нужно было создать новый эсминец. С этой задачей успешно справился коллектив под руководством главного конструктора В. А. Никитина{286}, разработавший проекты лидера эсминцев типа «Ленинград» и эсминца типа «Гневный».
К строительству головного лидера «Ленинград» судостроительная промышленность приступила в 1932 г. Лидер был предъявлен государственной комиссии (председатель А. К. Векман) для приемосдаточных испытаний осенью 1936 г., а подписание приемного акта состоялось 5 декабря. Водоизмещение «Ленинграда» 2700 т. При мощности главных машин 68 000 л. с. корабль развивал скорость более 42 уз. Вооружение: пять 130-мм орудий (главный калибр), зенитные пушки, два 4-труб-ных торпедных аппарата с весьма совершенной системой приборов управления торпедной стрельбой, 80 мин и 34 глубинные бомбы. Экипаж 220 чел{287}.
А. К. Векман в своем заключении о корабле отметил его высокие боевые и эксплуатационные качества. Государственная комиссия указала и на некоторые конструктивные недостатки, в частности, на отсутствие броневого укрытия мостика от огня авиации, недостаточную мощность огня зенитной артиллерии и невозможность стрельбы зенитных орудий на один борт, что существенно осложняло противовоздушную оборону лидера на малых высотах. Часть этих замечаний была устранена уже на первом серийном корабле. Зенитный калибр усилен пятью 37-мм автоматами.
Почти одновременно с балтийским «Ленинградом» в состав Черноморского флота был принят лидер «Москва». Через два года этот корабль и эскадренный миноносец «Беспощадный» под командованием капитана 2-го ранга С. Г. Горшкова совершили поход в Стамбул, доставив туда министра иностранных дел Турции после его официального визита в СССР{288}. После длительных испытаний на Черном море, продолжавшихся около года, в строй вошел лидер «Харьков», а на Балтике осенью 1940 г. сдан лидер «Минск». Официальные сдаточные испытания последнего заняли 88 сут.
Закладка лидера «Баку» состоялась 10 марта 1936 г. В мае 1940 г. корабль был испытан и вошел в одно из соединений Тихоокеанского флота. В Великую Отечественную войну «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» перешли по Северному морскому пути с востока на запад. В октябре 1942 г. [152] лидер вступил в строй действующего Северного флота. В конце войны корабль (командир П. М. Гончар) был награжден орденом Красного Знамени.
Строительство эсминцев типов «Гневный» и «Сторожевой»{289} началось в 1935–1937 гг.{290} Первый из них прошел приемосдаточные испытания и был принят в состав флота в 1938 г. Водоизмещение «Гневного» составляло 2000 т, скорость полного хода 38 уз. Артиллерия включала четыре 130-мм и два 76-мм зенитных орудия. Торпедное вооружение было представлено двумя 3-трубными 533-мм аппаратами. Главные машины (турбины) мощностью 48 000 л. с. На палубу принимали мины, глубинные бомбы. Экипаж 210 чел.
Постоянная комиссия достаточно высоко оценила конструкцию, мореходные качества и вооружение корабля, но указала и на слабые стороны эсминца, в частности, на недостаточность зенитного вооружения и отсутствие на головном корабле морских приборов управления артиллерийским и зенитным огнем (МПУАЗО). Два 3-трубных аппарата не обеспечивали быстрой повторной атаки после первого залпа. В ходе эксплуатации, особенно в годы суровых военных испытаний, высокая оценка Постоянной комиссией мореходных качеств эсминцев типа «Гневный» не подтвердилась. Прочность корпусов оказалась недостаточной для плавания в тяжелых погодных условиях: на Северном флоте эсминец «Сокрушительный» в шторм переломился на крутой волне и затонул.
На серийных эсминцах устанавливали четыре 37-мм зенитные автоматические пушки и девять крупнокалиберных пулеметов. Противолодочное вооружение включало кормовые бомбосбрасыватели и комплект больших и малых глубинных [153] бомб. Уже во время войны на части эсминцев были поставлены бомбометы БМБ-1, выстреливавшие глубинные бомбы по траверзу корабля на большую ширину полосы поражения подводной лодки.
После «Гневного» Постоянная комиссия испытала и приняла эсминцы «Громкий» и «Грозящий», а 24 февраля 1939 г. военно-морской флаг был поднят на «Грозном». В войну он прошел свыше 50 тыс. миль, участвовал в конвоировании около 800 транспортов. Его экипаж сбил шесть вражеских самолетов, атаковал и повредил три подводные лодки. Эсминец «Стерегущий» вошел в состав действующих кораблей Краснознаменного Балтийского флота 30 октября 1939 г.
«Сторожевой» был принят в состав флота в 1940 г. По сравнению с «Гневным» у него было усилено зенитное вооружение. Эксплуатационная надежность и живучесть эсминцев типа «Сторожевой» были лучше. Корабли отличались эшелонным расположением котельных и турбинных отделений, а поэтому имели другой силуэт (не одна, а две трубы). При мощности турбин 58 000 л. с. максимальная скорость достигала 39 уз. Водоизмещение 2200 т. Дальность плавания при 500-тонном запасе топлива составляла 3500 миль. Общим недостатком новых эсминцев являлось отсутствие на них эффективных средств обнаружения подводных лодок. До войны они имели только шумопеленгаторы. В третьей пятилетке был создан проект нового корабля с 2-орудийными башенными установками. Однако война помешала завершить его строительство. Головной эсминец «Огневой» был достроен уже в конце войны, о чем будет рассказано дальше. [154]
И эсминцы, и лидеры эсминцев включались в боевую деятельность с первых часов Великой Отечественной войны. Они отражали атаки авиации и торпедных катеров врага, ставили мины, конвоировали транспорты. 22 июня эсминец «Смелый» вел охранение турбоэлектрохода «Сталин», на котором эвакуировались семьи военнослужащих с полуострова Ханко. Эсминцы «Сторожевой», «Стойкий», «Сердитый», «Сильный» и «Энгельс», тральщик «Фугас» и три малых охотника в Ирбенском проливе выставили 480 мин и 40 минных защитников{291}. Эсминцы «Суровый» и «Артем» под командованием капитана 2-го ранга С. Д. Солоухина 21 августа в районе мыса Мерсрагс артиллерийским огнем подожгли два транспорта и потопили два катера противника. Были и первые потери. Так, головной корабль «Гневный» уже на второй день войны подорвался на мине{292}.
Активную и действенную помощь оказывали эсминцы защитникам Ленинграда. Несмотря на сильный обстрел с берега, эскадренный миноносец «Стойкий» в течение нескольких дней оставался на огневой позиции в Морском канале. С 16 сентября по 21 октября 1941 г. его артиллеристы 54 раза открывали огонь по батареям, скоплениям войск, мотоколоннам и другим объектам противника, израсходовав 576 снарядов. В 1942 г. «Стойкий» был удостоен гвардейского звания.
Эсминцы поддерживали огнем десанты в районе Стрельны и Нового Петергофа. В январских боях 1944 г., когда на врага была обрушена вся мощь морской артиллерии Ленинграда и Кронштадта с целью оказания эффективной поддержки наступлению наших войск, особенно отличались экипажи лидера «Ленинград» (командир капитан 2-го ранга В. М. Климов), эсминцев «Свирепый» (командир капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев), «Грозящий» (командир капитан 3-го ранга И. И. Маевский), «Опытный» (командир капитан 3-го ранга И. Я. Горовой) и «Строгий» (командир капитан 3-го ранга В. Р. Новак){293}.
Тяжелые испытания выпали на долю лидеров и эсминцев Черноморского флота. 25–26 июня 1941 г. отряд кораблей в составе крейсера «Ворошилов», лидеров «Москва» и «Харьков», эсминцев «Смышленый» и «Сообразительный» осуществили набеговую операцию на румынский порт Констанцу{294}. Лидеры составляли ударную группу, эсминцы группу прикрытия. С дистанции 130 кабельтовых был открыт огонь по порту. За 10 мин произвели 350 выстрелов. Артиллерийским огнем лидеров уничтожили большие запасы нефти, взорвали железнодорожный состав с боеприпасами, повредили вокзал и железнодорожные [155] пути, что вызвало затруднения с доставкой нефти в порт.
Но были серьезные потери и с нашей стороны. «Харьков» получил повреждения от снарядов береговой батареи и авиации противника. Однако обратный путь до Севастополя он сумел преодолеть. На малой скорости в охранении эсминцев лидер возвратился в базу. Трагической оказалась набеговая операция для лидера «Москва». Уже на отходе от Констанцы он подорвался на мине и затонул. Большинство экипажа пало смертью храбрых на боевых постах. Раненый командир корабля капитан-лейтенант А. Б. Тухов был взят в плен и отправлен в концентрационный лагерь{295}.
В операции по высадке десанта у деревни Григорьевки в период обороны Одессы участвовали эсминцы «Бойкий», «Безупречный», «Фрунзе», а несколько позже и «Беспощадный». Высокую живучесть и непотопляемость продемонстрировали эсминцы «Беспощадный» и «Безупречный». На первый из них вражеские пикировщики сбросили 84 бомбы. Одна из них попала в полубак, который был полностью разрушен. И все же «Беспощадный» самостоятельно задним ходом дошел до Одессы. На «Безупречный» было сброшено 36 бомб. Были затоплены первая и вторая кочегарки, левая машина. Эсминец остался на плаву и на буксире был уведен в Одессу. После ремонта он воевал еще год и погиб 26 июня 1942 г. во время рейса в осажденный Севастополь. От прямого попадания авиабомбы эсминец разломился пополам и затонул. Погибли командир корабля капитан-лейтенант П. М. Буряк, его сын корабельный юнга Володя Буряк и многие члены экипажа.
Лидер «Ташкент», эсминцы «Смышленый», «Бойкий» и другие корабли этого класса участвовали в защите Севастополя. Их орудия систематически вели огонь по скоплениям войск и боевой техники врага. Корабли неоднократно подвозили пополнение, доставляли технику и боезапасы в Севастополь, эвакуировали население и раненых воинов.
Лидер «Ташкент», построенный на итальянской верфи, прошел полные испытания и окончательную приемку на Черном море после установки на нем отечественного оружия. Артиллерийское вооружение состояло из шести 130-мм орудий, размещенных в 2-орудийных башнях, и зенитного комплекса. «Ташкент» показал на мерной линии наибольшую скорость 44 уз. Завершение испытаний совпало с началом Великой Отечественной войны.
За первый год войны «Ташкент» прошел с боями 27 тыс. миль. Лидер отконвоировал без потерь 17 транспортов с войсками и грузами для фронта. На нем было перевезено [156] 19300 чел. и 2538 т боеприпасов, продовольствия, медикаментов и других грузов. Только главным калибром корабль провел 100 боевых стрельб. Артиллерийским огнем были уничтожены и подавлены шесть неприятельских батарей, выведен из строя аэродром, потоплен торпедный катер, сбиты и повреждены 13 самолетов.
При выходе из осажденной Одессы 30 августа 1941 г. лидер попал под сильный обстрел береговых батарей и был атакован самолетами. От попадания авиабомбы образовалась 6-метровая пробоина по правому борту у кормы, деформировалась палуба, затоплен пятый кубрик и полузатоплен четвертый. Вышло из строя рулевое управление вследствие повреждения гидравлического привода. Но «Ташкент» остался на плаву. Уменьшив скорость до 12 уз, он продолжал вести обстрел из всех орудий. Кораблем управляли с запасного командного пункта.
Кстати, элемент перехода с основной схемы управления на резервную входил в обязательную программу приемных испытаний. Тщательно были проверены во время сдачи-приемки все резервные посты управления кораблем и оружием, а также средства борьбы с затоплением и пожаром. Четвертый отсек лидера не затопило полностью только из-за безотказной работы водоотливных средств. Личный состав, подготовленный к выполнению аварийных задач, укрепил переборки, оказавшиеся под напором воды. Подпоры, брусья, клинья и другой инвентарь аварийной партии находились на штатных местах. Своим ходом возвратился «Ташкент» в Одесскую [157] гавань, а на следующий день ушел в Севастополь для ремонта в доке.
Особенно наглядно была продемонстрирована живучесть «Ташкента» в его последнем походе из осажденного Севастополя 27 июня 1942 г. под командованием капитана 3-го ранга В. Н. Ерошенко. На борту находилось 2509 чел. и полотно знаменитой панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» В течение 3 ч корабль непрерывно атаковали пикирующие бомбардировщики врага. За 96 заходов они сбросили более 300 бомб. Получил повреждения корпус лидера, были затоплены два котельных отделения, два кубрика, румпельное отделение. Корабль принял около 1000 т воды. С большим дифферентом на нос малым ходом Ташкент продолжал следовать курсом на Новороссийск, геройски отбиваясь от атак вражеской авиации. Израсходовали весь зенитный боезапас. Из каждого ствола было произведено по 1000 выстрелов{296}. Встретившие лидер эсминцы, спасательное судно и буксир помогли Ташкенту под прикрытием самолетов благополучно дойти до Новороссийска.
Эсминец «Сообразительный» (командир капитан 3-го ранга С. С. Ворков{297}) провел в военные годы 33 конвоя, 56 раз поддерживал артиллерийским огнем наши войска, участвовал во многих десантных и набеговых операциях, отразил 126 налетов авиации, сбил пять вражеских самолетов{298}. За мужество и героизм, стойкость и организованность личного состава кораблю было присвоено гвардейское звание.
На боевом счету Краснознаменного эсминца «Бойкий» потопление торпедами танкера и канонерской лодки, уничтожение семи батарей противника. Отражая атаки с воздуха, эсминец сбил три и повредил два вражеских самолета. Краснознаменными стали эсминцы «Железняков» и «Незаможник». Эсминец «Беспощадный» под командованием капитана 3-го ранга Г. П. Негоды (впоследствии контр-адмирала) был первым кораблем Черноморского флота, удостоенным ордена Красного Знамени. Интересно отметить, что весь период войны только два эсминца «Беспощадный» и «Бойкий» выходили в торпедные атаки. В остальных боевых операциях использовали артиллерию и глубинные бомбы.
В летописи боевых действий Северного флота почетное место занимает гвардейский эсминец «Гремящий». С начала войны до декабря 1942 г. кораблем командовал капитан 3-го ранга А. И. Турин, в марте 1943 г., когда кораблю было присвоено гвардейское звание, его командиром был капитан 3-го ранга Б. Д. Николаев. Счет побед экипаж корабля открыл в первые же дни войны. При отражении налета авиации [158] в июне 1941 г. «Гремящий» сбил первый самолет, а всего за войну им сбиты 14 и повреждены 23 самолета. В марте 1942 г. эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный», сопровождая конвой, обнаружили и повредили немецкий рейдер. «Гремящий» уничтожил подводную лодку. Много раз во время войны ему приходилось атаковать фашистские субмарины. Нескольким из них он нанес повреждения. Корабль прошел за войну около 70 тысяч огненных миль. Совместно с другими эсминцами отконвоировал сотни транспортов, уничтожил артиллерийским огнем несколько вражеских береговых батарей{299}.
Успешно действовали на Севере эсминцы «Грозный» (командир капитан 3-го ранга А. И. Андреев), «Куйбышев» (командир капитан 3-го ранга П. М. Гончар). Эти корабли награждены орденами Красного Знамени. Командиру дивизиона эсминцев капитану 1-го ранга А. И. Турину присвоено звание Героя Советского Союза. Эскадренный миноносец «Резвый» Тихоокеанского флота под командованием капитана 3-го ранга С. М. Лобова (впоследствии адмирала флота) участвовал в боевых действиях против империалистической Японии.