Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Пахари моря

Основным типом базового тральщика в довоенное время был «Трал». Головной корабль этого проекта проходил испытания на Балтике в 1936 г. Государственную комиссию по испытаниям и приемке возглавлял капитан 2-го ранга М. Даимитов. Первые серийные тральщики «Фугас» и «Заряд» в том же [144] году испытывала комиссия под председательством капитана 2-го ранга С. Никандрова.

В 1937 г. в состав флота были приняты тральщики «Груз», «Щит» и «Минреп», а в следующем — «Защитник», ставший в годы войны гвардейским (командир капитан-лейтенант В. Михайлов). Тральщики «Гафель», «Верп» и «Шпиль» были сданы флоту в 1939 г. Если первые два прошли приемосдаточные испытания довольно легко, то сдача «Шпиля» затянулась из-за аварии главного двигателя и тральной лебедки. Приходилось делать повторные испытания. После «Шпиля» испытывали «Гак», «Штаг», «Рым» и «Кнехт».

Основные элементы и вооружение «Трала» соответствовали его назначению базового тральщика. Полное водоизмещение 550 т. При мощности главных машин 3000 л. с. тральщик развивал скорость до 18 уз. Экономический ход составлял 9–10 уз. Артиллерийское вооружение включало 100–, 45– и 37-мм пушки, по одной каждого калибра. На корабль принимали 20 глубинных бомб. Главным оружием были тралы Шульца{261}, змейковый и параван-трал. Экипаж 65 чел. На тральщиках более поздней постройки были добавлены еще две 37-мм пушки и предусмотрена приемка на борт 27 якорных мин или 46 минных защитников.

Конструкция корпуса базового тральщика обеспечивала достаточную живучесть. Взрыв мины в трале за кормой на близком расстоянии не вызывал значительных повреждений. Постоянная комиссия исходя из опыта испытаний головного и первых серийных кораблей отметила ряд недостатков этого [145] проекта. В частности, режим работы энергетической установки не позволял уменьшить скорость до 2–3 уз, на которой была возможна эффективная работа с тралом Шульца. Нелегко осуществлялось парное траление из-за сложности плавной регулировки скорости движения. Неудовлетворительной была признана скорость выборки параван-трала (0,33 м/с). Недостаточным был запас пресной воды. Ряд замечаний Постоянной комиссии устранили на последующих серийных кораблях. Например, уже на Мине энергетическая установка позволяла плавно изменять скорость. На приемосдаточных испытаниях Мины при волнении моря 2 балла скорость хода с параван-тралом составила 14,4 уз{262}. Несколько улучшили обитаемость.

Тральные силы Тихоокеанского флота вначале комплектовали из кораблей Черноморского и Балтийского флотов. Так, в апреле 1939 г. из Севастополя во Владивосток перешел дивизион тральщиков под командованием П. П. Михайлова{263}. Вскоре на Дальний Восток прибыл балтийский отряд тральных кораблей.

Всего к началу войны Военно-Морской Флот получил от промышленности около 40 базовых тральщиков{264}. Кроме того, на флотах имелись катера-тральщики типов «Р», «КЛТ», «КТЩ» и «КМ», которые могли производить траление при волнении моря до 3 баллов. Их скорость не превышала 9 уз. [146]

Уже в начале войны стало очевидным, что количество тральщиков на флотах, особенно на Балтике{265}, было недостаточным. Приходилось переоборудовать под тральщики буксиры, мотоботы, другие суда и плавучие средства. Наряду с этим строили быстроходные тральные корабли. Так, в октябре 1942 г. вошел в строй головной эскадренный тральщик «Владимир Полухин» с паротурбинной установкой мощностью 6800 л. с., позволявшей развивать скорость до 22,4 уз. Дальность плавания составляла 2000 миль. Экипаж 115 чел. Артиллерийское вооружение состояло из двух 100-мм, одной 45-мм, трех 37-мм и двух 20-мм пушек{266}. Противолодочное оружие включало 30 больших и малых глубинных бомб. В перегруз можно было принять 20 мин. Имелось размагничивающее устройство системы ЛФТИ{267}. В сентябре 1943 г. Балтийский флот пополнился еще одним тральщиком этого типа — «Василием Громовым».

В ходе войны ленинградскими судостроителями был разработан проект рейдового тральщика, «стотонника» водоизмещением 130 т. Вооружение включало два 45-мм орудия и два пулемета ДШК. Два дизеля общей мощностью 1400 л. с. обеспечивали скорость полного хода около 14 уз. На экономической скорости 10 уз дальность плавания «стотонника» достигала 2200 миль. Экипаж 25 чел.{268} Он был надежным в эксплуатации, но имел ограниченную мореходность, а его стальной корпус создавал известные трудности при работе с электромагнитными тралами. Головной «стотонник», заложенный на Балтийском заводе 16 июня 1942 г., уже через четыре месяца вышел на испытания в районе Шепелевского маяка. Государственную комиссию по проведению испытаний, проходивших в сложной боевой обстановке, возглавлял вице-адмирал Ю. Ф. Ралль. Однажды вовремя пробного траления корабль попал под прицельный огонь вражеской береговой батареи. Только благодаря мастерству и мужеству экипажа и испытателей удалось вывести корабль из-под обстрела и продолжить испытания трального оборудования. В ноябре 1942 г. приемосдаточные испытания были завершены и первый «стотонник» вошел в состав действующего флота.

Испытания и последующая эксплуатация показали, что эти тральщики легко буксируют катерный параванный и змейковый тралы со скоростью 9 уз, а при парном тралении могут использовать петлевой электромагнитный трал. «Стотонники» постоянно модернизировали. На них устанавливали цепные охранители для защиты корабля от подрыва на якорных минах, гидроакустические приборы, дополнительные дизель-генераторы [147] для питания неконтактных тралов. Вот что пишет о создании «стотонников» бывший нарком Военно-Морского флота Н. Г. Кузнецов:

«Несмотря на все трудности войны, мы потребовали от конструкторов, чтобы корабли были хорошими, с высокими боевыми качествами. В короткий срок был разработан проект корабля. Корпус его для облегчения{269} делался с прямолинейными обводами. Но корабль получился довольно быстроходным, маневренным и устойчивым. Мы стали сооружать по пяти кораблей в месяц»{270}.

Только один Судостроительный завод имени А. А. Жданова в ходе войны построил 26 «стотонников». А к концу войны в составе трех бригад траления Балтийского флота насчитывалось 85 тральщиков различных типов и 209 катеров-тральщиков{271}.

Тральщики часто называют пахарями моря. Это класс кораблей, для которых боевая деятельность не завершается с окончанием войны. Они очищали моря от вражеских, да и от своих мин, обеспечивая безопасность судоходства. Изо дня в день, постоянно подвергаясь опасности, выполняли они свою важную работу. Появление магнитных, акустических, магнито-акустических, гидродинамических и других образцов мин, использование для постановки мин не только кораблей, но и самолетов, а также применение в минах разнообразных противотральных средств намного усложнили работу тральщиков. Это привело к созданию новых видов тралов и изысканию иных способов траления.

Во время войны противоминные корабли мало стояли у причалов. Тральщик «Гафель» Краснознаменного Балтийского флота под командованием капитан-лейтенанта Е. Ф. Шкребтиенко, одним из первых удостоенный гвардейского звания, только в течение 1941 г. находился в море 137 дней, совершив 67 боевых походов. В этот период он провел за тралами 75 кораблей, уничтожил 30 мин{272}. Тральщики выполняли разнообразные работы: несли дозорную службу, производили поиск и уничтожение подводных лодок, ставили мины, перевозили войска и грузы, а также использовались для огневой поддержки.

Особенно большая нагрузка легла на тральные силы Балтики во время наступления в 1944 г. Самоотверженно действовали по очистке от мин Нарвского залива моряки 1-й бригады траления, которой командовал контр-адмирал Ф. Л. Юрковский. Траление осуществляли при активном противодействии противника. С мая по сентябрь здесь было уничтожено более 1300 мин и минных защитников{273}. Успешно справилась бригада и с тралением подходов к островам Бьеркского [148] архипелага в Выборгском заливе в июне 1944 г. У входа в пролив Бьеркезунд тральщики за пять дней затралили и уничтожили 113 мин и 88 минных защитников{274}. Во время траления корабли интенсивно обстреливались артиллерийскими островными батареями врага, но дымовые завесы катеров-дымзавесчиков под командованием капитана 3-го ранга Н. Н. Амелько (ныне адмирала) не позволяли вести прицельный огонь.

Балтийские тральщики вместе с другими кораблями флота участвовали в операции по переброске войск и боевой техники 2-й ударной армии из Ленинграда на Ораниенбаумский плацдарм. Операция проходила в непосредственной близости противника, захватившего северный и южный берега Финского — залива. Особенно отличились командиры кораблей Ф. Д. Рутковский, А. В. Цыбин, К. М. Буздин, В. А. Тихомиров, А. А. Соколов{275}.

Осенью 1942 г. гитлеровцы решили высадить десант на остров Сухо, батарея которого прикрывала ладожскую трассу. Подойдя к острову, отряд вражеских кораблей открыл артиллерийский огонь по острову и дозорному тральщику «ТЩ-100». Врагу ответили островная батарея и комендоры «ТЩ-100», которым командовал старший лейтенант П. К. Каргин. От огня советских артиллеристов загорелся головной корабль врага, затем пожары вспыхнули и на десантных баржах. На помощь тральщику подошел «МО-171» (командир старший лейтенант В. И. Ковалевский).

Почти 2 ч батарея, тральщик и охотник вели тяжелый бой с отрядом вражеских кораблей. С помощью авиации немцам удалось высадить десант на остров. Но пробыл он там недолго. Защитники острова, корабли Ладожской флотилии, которой в то время командовал контр-адмирал В. С. Чероков, и самолеты Балтийского флота{276} разгромили десант. Противник потерял 17 из 23 десантных барж и до конца войны не предпринимал активных действий на Ладожском озере{277}.

В состав Северного флота входили тральщики не только отечественной постройки (специальные и переоборудованные из морских и рыболовных судов), но и полученные от союзников по ленд-лизу.

Немецкие подводные лодки активно действовали в Баренцевом море и в горле Белого моря, у побережья Новой Земли и в Карском море вплоть до пролива Вилькицкого. Они атаковали одиночные суда и конвои, ставили магнитоакустические, магнитогидродинамические и другие неконтактные мины, высаживали диверсионные группы для уничтожения полярных станций. Работы североморским тральщикам хватало. [149]

Тральщик «Т-116» под командованием капитан-лейтенанта В. А. Бабанова 5 сентября 1944 г. в Карском море обнаружил и потопил несколькими залпами из многоствольного бомбомета подводную лодку «U-362»{278}, а 24 октября атаковал и повредил еще одну немецкую лодку. У острова Диксон летом 1943 г. тральщики «Т-108» (командир старший лейтенант И. В. Пилицын) и «Т-110» (командир старший лейтенант В. В. Михайлин, ныне адмирал) в течение одного месяца провели за тралами 20 судов и уничтожили 31 неконтактную мину{279}. Особенно отличился тральщик «Т-110». За одну навигацию он провел за тралами 51 судно и отконвоировал семь судов. Корабль был награжден орденом Красного Знамени. За успешные тральные работы в 1944 г. и проявленные при этом героизм и мужество командир тральщика «Т-115» капитан-лейтенант А. И. Иванников удостоен звания Героя Советского Союза.

Героический подвиг при защите наших арктических коммуникаций совершил 24 сентября 1944 г. экипаж тральщика «Т-120», сопровождавшего конвой, под командованием капитан-лейтенанта Д. А. Лысова. Тральщик был торпедирован вражеской подводной лодкой. Акустическая торпеда попала в кормовую часть корабля. Он потерял ход, стал крениться. Верный лучшим флотским традициям, командир принял все меры к спасению личного состава, оставаясь на боевом посту. Были высажены 26 чел. на катер и 20 на понтон. До последней минуты Д. А. Лысов хладнокровно руководил действиями команды в борьбе за живучесть корабля и жизнь людей. От взрыва второй торпеды тральщик затонул вместе с 38 героями во главе с командиром корабля. Высадившимся на катер и понтон пришлось пройти тяжелые испытания, прежде чем они были спасены.

Образцово выполняли свою трудную и опасную работу экипажи тральщиков Черноморского флота. Несмотря на большие глубины моря, минная опасность здесь также была велика. С 1941 по 1944 г. противник выставил на Черном море до 20 тысяч мин. Тральных кораблей не хватало. Соединения тральщиков действовали с полным напряжением сил. Только в 1942 г. базовый тральщик «Взрыв» в составе конвоев провел 47 транспортов и отразил при этом 27 налетов вражеской авиации{280}. В 1944 г. тральщики вытралили и уничтожили 1371 мину{281}. В годы войны базовый тральщик «Мина» прошел в походах более 50 тыс. миль, участвовал в набеговых операциях на порты западного побережья Черного моря, перевозил войска и грузы в Севастополь, принимал участие в конвоировании 269 транспортных судов.

Черноморские тральщики «Трал», «Мина», «Щит» и «Арсений Расскин» были награждены орденами Красного Знамени. Тральщику «Защитник» было присвоено гвардейское звание. Командир дивизиона катеров-тральщиков капитан-лейтенант М. Г. Бондаренко [150] и командир катера-тральщика мичман В. В. Поляков были удостоены званий Героя Советского Союза.

Пахари моря немало потрудились и после войны. Боевое траление послевоенного времени отличалось от военного только разве отсутствием противодействия противника. Несколько тральщиков, следуя строем уступа с обеспечением перекрытия протраленных полос, проходили галс за галсом. Всплывающие после подсечения тралом мины расстреливали или подрывали. Бывало и так. Вдруг появлялась мина в протраленной полосе или обнаруживалось ее зловещее вовремя не замеченное соседство. Один из авторов этой книги в 1945–1948 гг. плавал сначала командиром БЧ-II-III, а затем штурманом на тральщиках «Т-611» и «Т-609». Дивизион тральщиков под командованием капитан-лейтенанта И. Гриневича неоднократно выполнял тральные работы в Японском и Желтом морях. Вытраливали мины и японские, и американские, и свои. Бортовые номера тральщиков в дивизионе начинались с 605-го и заканчивались 611-м. А вот «Т-610» осенью 1945 г. не стало. Он подорвался на мине.

В 60-е годы тральщики советского Военно-Морского Флота были приглашены для траления Суэцкого залива{282} и очистки от мин порта Читтагонг Народной Республики Бангладеш{283}. С высокой оценкой выполнили эту задачу советские моряки, заслужив глубокую признательность за рубежом.

Дальше