Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Охотники за подводными лодками и сторожевики

В конце второй пятилетки на вооружение ВМФ СССР поступили сторожевые катера типа «МО-4» и «МО-2» (малые охотники). Чаще их называли морскими охотниками. В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав флота более 40 катеров «МО-4». Всего в предвоенные годы было построено около 200 «МО-4». Во время войны соединения сторожевых катеров пополнялись за счет поступления на флот катеров типа «ОД-200».

Морские охотники предназначались главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок. При длине 26,9, ширине 4,2 и осадке 1,5 м катера имели водоизмещение около 56 т. Корпус был деревянным. Скорость хода превышала 27 уз. [139]

В качестве главной механической установки служили три двигателя ГАМ-34 мощностью по 850 л. с. На экономической скорости около 17 уз катер мог пройти расстояние до 1200 миль. На палубе охотника были установлены две 45-мм пушки. Кроме того, имелись два 12,7-мм пулемета.

Уже в первый период войны выявилась потребность повысить живучесть катеров, усилить защиту. По предложению инженер-капитана 1-го ранга Б. Я. Красикова катера «МО-4» стали частично бронировать. В частности, бронировали козырьки и отвесы ходовых мостиков, отсеки бензоцистерн. Перед пушками установили броневые щиты. В результате живучесть катеров повысилась и снизились потери личного состава. Для Балтийского флота были построены бронированные морские охотники.

Обнаружение подводных лодок производилось шумопеленгаторными станциями, а их уничтожение — большими и малыми глубинными бомбами. Атака обнаруженной лодки завершалась бомбометанием. При групповых атаках велось серийное бомбометание для увеличения площади и вероятности поражения.

Катера использовали для высадки десантных и разведывательных групп, постановки минных заграждений, дозорной службы, конвоирования транспортов и эскортирования подводных лодок, подавления огневых точек противника на берегу.

Для постановки мин катера имели рельсы и скаты. На борт катера можно было брать четыре мины образца 1908 г. или две образца 1926 г., либо шесть — типа Р-1. При установке тральной лебедки появилась возможность ставить катерный параван-трал или змейковый трал. [140]

Катера «МО-4» отличались от «МО-2» тем, что не имели среза палубы в корме, а высота борта была на 100 мм меньше, что существенно повышало остойчивость. Запас плавучести катеров составлял 200%. Энергетическая установка МО могла работать на подводном выхлопе. Это обеспечивало скрытый подход к берегу при десантных и разведывательных операциях. При съемке со швартовов катер развивал малый ход через 30 с, а полный — спустя 5 мин.

Насколько универсальными и «ходовыми» были морски» охотники, можно судить по наплаванности и боевой деятельности нескольких черноморских катеров. К февралю 1944 г. на боевом счету сторожевого катера «CKA-022», которым командовал старший лейтенант Г. П. Павлов, было 586 боевых походов (пройдено 50 тыс. миль). Только за три месяца 1942 г, катер 45 сут находился в море, отконвоировал 29 транспортов, 25 раз отбивал налеты авиации, израсходовал 267 снарядов{252}.

В рубке «СКА-084» во время войны висел листок с записью боевого счета:

«отконвоировано транспортов и военных кораблей 184, уничтожено мин 20, проведено боев с вражескими самолетами 52, уничтожено самолетов 1, катеров противника 2»{253}.

Геройски действовали катера в Керченско-Феодосийской и Новороссийской десантных операциях. Первым в Феодосийский порт ворвался катер «СКА-0131» под командованием А. Д. Кокарева. Обстреляв из крупнокалиберного пулемета причалы, он подошел к защитному молу и высадил штурмовой отряд в составе 28 чел. и гидрографическую партию{254}. Десантники захватили маяк и две противотанковые пушки, прикрывающие вход в порт. Тем самым был существенно облегчен прорыв других катеров и кораблей.

Вторым в гавань вошел «СКА-013», который вел огонь из 45-мм пушки и пулеметов. На ходовом мостике катера рядом с командиром лейтенантом Н. Н. Власовым находился командир отряда высадки капитан-лейтенант А. П. Иванов. Десантники высадились на Широкий мол, очистили его от противника и приготовились к швартовке других кораблей. За первыми двумя катерами в порт ворвались остальные, с них высадились штурмовые группы общей численностью 266 чел.

Сторожевые катера Очамчирского отряда (командир капитан-лейтенант А. А. Житко) высадили на причалы бухты Камыш-Бурун первый эшелон горнострелковой дивизии. Образцы мужества и героизма проявили экипажи катеров «СКА-084», «СКА-091», «СКА-100», «СКА-143».

После прорыва сквозь огневую завесу и высадки десантников «СКА-143» получил повреждение. Погиб командир старший лейтенант И. В. Леднев (ему посмертно присвоено звание [141] Героя Советского Союза). После устранения повреждений катер вернулся в Тамань за другой группой десантников. Новый командир лейтенант В. Пономарев снова повел катер в Камыш-Бурун.

В ходе второго рейса от взрыва вражеского снаряда на катере загорелся бензин. Погиб командир. Начали взрываться боезапасы. Из-за пробоин носовая часть ушла под поду. Экипаж дрался до последнего. Кормовое орудие вело огонь до полного израсходования боезапаса. Когда стала погружаться в воду и корма катера, оставшиеся в живых четверо моряков прыгнули в воду, доплыли до берега, а через трое суток вышли в расположение наших войск. Одним из катеров в операции командовал лейтенант А. Г. Кривоносое (впоследствии капитан 1-го ранга, испытатель кораблей).

Во время Новороссийской операции десантную группу во главе с капитан-лейтенантом В. А. Ботылевым (впоследствии Героем Советского Союза) высаживал «СКА-081», которым командовал старший лейтенант С. Г. Флейшер. На катере находился командир второго отряда высадки капитан-лейтенант Д. А. Глухов (впоследствии Герой Советского Союза). На подходе к причалу катер получил подводную пробоину. Из строя вышли вспомогательные механизмы. В машинное отделение стала поступать вода. Но катер продолжал идти максимальным ходом, и только после высадки десантной группы начали заделывать пробоину.

Трижды прорывался в Новороссийск с группами десантников катер «СКА-084». В третьем походе командир катера старший лейтенант В. Ф. Школа погиб. Воинское мастерство и стойкость показал в Новороссийской операции экипаж сторожевого катера под командованием старшего лейтенанта С. Н. Баженова.

Командиры дивизионов сторожевых катеров капитан 3-го ранга Г. И. Гнатенко, капитан-лейтенант Ф. С. Дьяченко и Н. И. Сипягин удостоены званий Героя Советского Союза. Три дивизиона морских охотников Черноморского флота награждены орденом Красного Знамени, а «СКА-065» стал гвардейским кораблем. Под командованием старшего лейтенанта П. П. Сивенко «СКА-065» отконвоировал 118 судов с оружием и боеприпасами, высадил более 2000 солдат и офицеров десантных войск, выдержал десятки боев с вражескими катерами и авиацией.

Активно и успешно действовали сторожевые катера Балтийского и Северного флотов. Подвиг «МО-103» под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко вошел в историю второй мировой войны. Катер с помощью гидролокационной станции обнаружил немецкую подводную лодку и глубинными бомбами потопил ее. С лодки были взяты в плен командир и пять членов экипажа. Советские водолазы подняли лодку. Это была «U-250». В ее торпедных аппаратах находились новейшие [142] самонаводящиеся акустические торпеды T-V с неконтактными взрывателями. Торпеды были разоружены и исследованы. Выявили особенности систем и установили их характеристики. С полученными материалами ознакомили английских специалистов. В дальнейшем были найдены соответствующие способы защиты.

В начале июля 1941 г. сторожевой катер Северного флота «МО-121», посланный для снятия с берега группы корректировщиков, был атакован сразу 18 «юнкерсами». В неравном бою экипаж охотника проявил высокое воинское мастерство и мужество. Огнем 45-мм пушек и пулеметов были сбиты два «юнкерса». Несмотря на серьезные повреждения, боеспособности катер не потерял. «МО-112», у которого на буксире шел поврежденный катер, 11 мая 1943 г. был атакован семью фашистскими истребителями. Команды катеров сбили два самолета, остальные обратились в бегство. Командирам североморских «МО-424» и «МО-429» старшим лейтенантам Н. Г. Танскому и Б. М. Ляху, а также командиру дивизиона сторожевых катеров капитану 3-го ранга С. Д. Зюзину были присвоены звания Героя Советского Союза. Значительно раньше морских охотников были спроектированы и построены сторожевые корабли, которые моряки называли «кораблями ненастной погоды». За головным «Ураганом» последовали серийные корабли: «Циклон», «Гроза», «Вихрь», «Тайфун», «Смерч». Эти корабли проектировал коллектив конструкторов под руководством В. А. Никитина{255}.

«Ураган» испытывали в 1930 г. Кораблем командовал Г. А. Визель, впоследствии долгое время служивший в Постоянной комиссии. Руководил испытаниями А. К. Векман. Он же испытывал и первый серийный корабль «Тайфун».

Сторожевые корабли «Метель», «Вьюга», «Гром», «Молния» и ряд других, предназначенных для Тихоокеанского флота, в разобранном виде перевозили по железной дороге на Дальний Восток. Там их собирали и после испытаний принимали в состав флота. Так, 4 октября 1935 г. вошел в строй сторожевой корабль «Бурун», которым в то время командовал С. Г. Горшков, ныне Адмирал Флота Советского Союза, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом. Его подпись стоит на приемном акте № 173 вместе с подписью уполномоченного Постоянной комиссии Н. К. Никонова, проводившего приемосдаточные испытания.

При водоизмещении 570 т сторожевики имели два 102-мм и четыре 45-мм (впоследствии замененные тремя 37-мм автоматами) орудия, один 3-трубный торпедный аппарат калибром 450 мм, 30 глубинных бомб и два бомбомета. Сторожевики могли принять на борт 48 якорных мин. В их оборудование входили два параван-трала. Экипаж 108 чел. Полный ход 23 уз обеспечивали главные механизмы мощностью 6200 л. с. Экономическим ходом 14 уз сторожевик проходил [143] 1200 миль{256}. Для обнаружения подводных лодок на корабле была установлена шумопеленгаторная станция «Посейдон»{257}.

За годы предвоенных пятилеток в состав Военно-Морского Флота было принято около 20 сторожевых кораблей{258}. Часть из них позже перешла в морскую пограничную охрану. Перед самой войной конструкторы разработали проект сторожевого корабля типа «Ястреб» водоизмещением 1059 т и скоростью до 31 уз. Главный калибр его артиллерии составляли 100-мм пушки. Головной корабль «Ястреб» был сдан флоту в декабре 1944 г. Серийная постройка сторожевиков этого проекта развернулась уже после войны{259} Сторожевые корабли предназначались для охранения крупных кораблей и конвоев от атак подводных лодок в море и при стоянке на открытых рейдах. В годы Великой Отечественной войны сторожевики, кроме того, участвовали в десантах, минных постановках, перевозили войска и технику. Испытания военных лет они выдержали успешно.

Сторожевые корабли Балтийского флота «Снег» и «Туча», эсминцы «Сильный», «Сердитый» и «Энгельс» в составе отряда под командованием капитана 1-го ранга Б. В. Хорошхина 6 июля 1941 г. первыми вступили в бой с кораблями противника и повредили два из них. На Северном флоте сторожевики не раз оказывали артиллерийскую поддержку приморскому флангу армии. Артиллерия «Грозы» и «Смерча» участвовала в срыве наступления фашистских войск на полуостровах Средний и Рыбачий в июле 1941 г.{260}. До конца первого года войны эти корабли сделали по 13 выходов в море для стрельбы по береговым целям. «Смерч» огнем своих пушек поддерживал десант морской пехоты, высаженный на южное побережье Мотовского залива в конце апреля 1942 г. На Черном море «Шквал» и «Шторм» принимали участие в набеговых операциях на коммуникации противника. Тихоокеанский сторожевик «Метель» за мужество и героизм личного состава в боях с японскими империалистами получил звание гвардейского корабля, а командиру капитан-лейтенанту Л. Н. Балякину присвоено звание Героя Советского Союза.

Дальше