Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Создание подводного флота

Расширенное заседание Реввоенсовета СССР совместно с командующими ряда округов и флотов в мае 1928 г. определило общую направленность развития флота.

«При развитии ВМС, — было записано в решении, — стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и миннопозиционной обороны, а также морской авиации».

Как пишет Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, «уже в те годы утверждался принцип создания флота, состоящего из гармонического развития разнородных сил»{188}. В составе флота насчитывалось 104 надводных корабля, 14 подводных лодок: девять (типа «Барс») на Балтике, пять («Морж», «АГ») на Черном море, 14 вспомогательных судов. Индустриализация страны, а также развитие науки и техники позволили перейти от достройки и модернизации старых кораблей к созданию новых. Обновление флота началось со строительства подводных лодок. В Ленинграде 5 марта 1927 г. в присутствии С. М. Кирова состоялась закладка первых однотипных подводных лодок «Декабрист» («Д-1»), «Народоволец» («Д-2») и «Красногвардеец» («Д-3»){189}, спроектированных конструкторским бюро под руководством Б. М. Малинина (впоследствии профессор, доктор технических наук). В бюро работали инженеры-кораблестроители А. Н. Щеглов, П. Большедворский, [113] М. А. Рудницкий, Э. Э. Крюгер, А. К. Шлюпкин и др. В проектировании участвовали А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович{190}. В то же время на юге для Черноморского флота строили лодки «Революционер» («Д-4»), «Спартаковец» («Д-5») и «Якобинец» («Д-6»). Многие заводы страны готовили оборудование и вооружение для подводных кораблей.

Лодки типа «Декабрист» были 2-корпусными, клепаной конструкции. Их прочный корпус разделялся на семь отсеков шестью поперечными переборками. Вооружение состояло из восьми торпедных аппаратов (шесть в носу и два в корме), одного 100-мм орудия и двух пулеметов{191}. Экипаж 53 чел. Надводный ход 15,3 уз{192} обеспечивали два отечественных дизеля 42-Б-6 мощностью по 1100 л. с. Не пополняя запасов, «Декабрист» мог пройти в надводном положении до 7000 миль с экономической скоростью 9,5 уз и находиться в море до 40 сут. На экономической скорости 8,9 уз и при наибольшем запасе топлива дальность плавания подводной лодки составляла 8950 миль. Цистерна погружения обеспечивала время погружения 1,5 мин. Подводная автономность достигала 3 сут.

Ходовые приемосдаточные испытания первых подводных лодок типа «Декабрист» проводили государственные комиссии под председательством уполномоченного Постоянной комиссии опытного балтийского подводника Я. К. Зубарева, ранее служившего командиром дивизиона подводных лодок. В составе государственных комиссий работали флагманские специалисты флота, [114] наблюдающие за постройкой кораблей, члены экипажа лодки.

Испытания головного «Декабриста» в надводном положении прошли успешно. Однако в системе погружения-всплытия сразу обнаружились конструктивные дефекты. Во время первого погружения после открытия кингстонов цистерн главного балласта при закрытых клапанах вентиляции внезапно появился заметный крен на правый борт. Оказалось, что при проектировании не было учтено снижение поперечной остойчивости из-за свободного перетекания воды с одного борта на другой. Для устранения этого недостатка были установлены раздельные клапаны вентиляции цистерн.

Возникали и другие неожиданности в период испытаний. Однажды при подходе к предельной глубине погружения лодка вдруг потеряла плавучесть и легла на грунт на глубине, несколько превышающей предельную. После срочного всплытия выяснилось, что кингстон цистерны быстрого погружения, открывшийся внутрь, отжало наружным давлением от седла и цистерна заполнилась. Конструкцию кингстона пришлось изменить.

Много хлопот доставили поначалу упорные подшипники Митчеля, примененные впервые в подводном кораблестроении на лодках типа «Декабрист». Долго не могли найти причину резкого повышения температуры масла после суточного испытания дизелей на номинальной мощности. После тщательного исследования выяснили, что в подшипники попадал формовочный песок с внутренних неочищенных поверхностей литого корпуса подшипников. Дефект устранили.

Наконец программа приемосдаточных испытаний была полностью выполнена, результаты соответствовали проектным данным. И 18 ноября 1930 г. комиссия подписала приемный акт. От начальника Морских Сил РККА поступила приветственная телеграмма.

«Поздравляю Морские Силы Балтийского моря с вступлением в строй подводной лодки «Декабрист», первенца нового судостроения и техники. Уверен, что в руках революционных моряков Балтики «Декабрист» явится грозным оружием против наших классовых врагов и в будущих боях за социализм покроет славой свой Красный флаг»{193}. [115]

Через год прошли испытания и были приняты в состав флота «Народоволец» и «Красногвардеец» («Д-2» и «Д-3»).

Головная черноморская подводная лодка «Революционер» вступила в строй 5 января 1931 г., а летом то-то же года Черноморский флот пополнился «Спартаковцем» и «Якобинцем». Их испытывали государственные комиссии, которые возглавлял Н. И. Кюн.

По-разному сложились судьбы первых лодок типа «Декабрист». «Д-1» перешла в 1933 г. с Балтики на Север в составе первой экспедиции особого назначения (ЭОН-1){194}, которую возглавлял З. А. Закупнев. Лодкой командовал Б. А. Секунов. В 1938 г. лодка провела в море 120 сут, пройдя в надводном положении более 10 тыс. миль, а в подводном — 1200 миль{195}. Но через два года «Д-1» трагически погибла при отработке задач боевой подготовки в районе Мотовского залива. Причины гибели остались неизвестными. Предполагается, что она проскочила предельную глубину погружения{196}.

Подводная лодка «Д-3» перешла на Север в составе ЭОН-2, в которую входили эсминец «Карл Либкнехт» и сторожевой корабль «Гроза». Экспедицией командовал И. С. Исаков. Командиром «Д-3» был К. Н. Грибоедов. Под командованием старшего лейтенанта В. Н. Котельникова «Д-3»{197} участвовала в 1938 г. в операции по снятию папанинцев с дрейфующей льдины{198}. Через год после начала войны «Д-3» погибла. В военный период лодкой командовал сначала капитан 3-го ранга Ф. В. Константинов, а затем капитан 3-го ранга М. А. Бибеев. В боевые походы на «Д-3» не раз ходил командир дивизиона, опытнейший североморский подводник капитан 2-го ранга [116] И. А. Колышкин, впоследствии контр-адмирал, Герой Советского Союза{199}.

Полным успехом завершился поход «Д-3», начавшийся 22 сентября 1941 г. Торпеда, посланная ею, настигла вражеский транспорт у входа в Тана-фьорд. Вторая атака предпринята 27 сентября, на дно отправлен танкер у Конгс-фьорда. Через три дня лодка потопила еще одно фашистское судно. Четвертая победа одержана 11 октября. Во время второго боевого похода в ноябре — декабре 1941 г. было потоплено еще три вражеских судна. В январе 1942 г. лодка награждена орденом Красного Знамени, а в апреле удостоена звания гвардейской. Июньский поход «Д-3» стал последним. Она не вернулась на базу. Гибель ее осталась тайной. Ратные подвиги «Д-3» и ее боевой путь отражены ныне в экспозиции Центрального военно-морского музея в Ленинграде.

«Но одно можно сказать твердо: героический экипаж встретил смерть в мужественной борьбе, как подобает героям-подводникам», — пишет в своих воспоминаниях И. А. Колышкин{200}.

Подводная лодка «Д-2» в 1939 г. под командованием капитан-лейтенанта А. Жукова, находясь в районе Гренландии, успешно выполнила правительственное задание по обеспечению связью беспосадочного перелета В. К. Коккинаки по маршруту Москва — США. Незадолго до начала войны «Д-2» вернулась на капитальный ремонт на Балтику{201}. Там же пришлось ей пройти суровые военные испытания. Лодкой командовал капитан 3-го ранга Р. В. Линденберг.

В первый боевой поход «Д-2» вышла 23 сентября 1942 г. Он был исключительно трудным, но и удачным. Севернее о-ва Гогланд, занятого противником, лодка попала в противолодочную сеть и несколько часов не могла выбраться из нее. Когда удалось всплыть, заклинило вертикальный руль. В результате героических усилий экипажа повреждение удалось устранить и лодка продолжила плавание. За время похода, длившегося 50 сут, «Д-2» торпедировала транспорт «Якобус Фритцен» и железнодорожный паром «Дойчланд» водоизмещением 21 тыс. т, шедший в сопровождении вспомогательного крейсера и пяти сторожевых кораблей. Как впоследствии выяснилось, в результате взрыва на пароме погибло 900 солдат и офицеров. Второй боевой поход «Д-2» совершила в октябре 1944 г. К ее победному счету прибавился еще один транспорт.

На Черном море «Д-4» под командованием капитан-лейтенанта И. Трофимова потопила три крупных вражеских транспорта. В 1942 г. лодка пять раз прорывалась в осажденный Севастополь, [117] доставляла защитникам города боеприпасы и горючее, вывозила раненых, детей и женщин.

Таким образом, первенцы советского подводного кораблестроения внесли достойный вклад в дело победы над врагом.

Почти одновременно с приемосдаточными испытаниями подводных лодок типа Д испытывалась бывшая английская подводная лодка «Л-55», поднятая в 1928 г. со дна моря и отремонтированная в Кронштадте{202}. В июне 1919 г. она вторглась в территориальные воды Советской Республики и была потоплена в Копорском заливе эсминцем «Азард». Кроме проверок работы ее механизмов и оружия произведен суточный пробег по Финскому заливу. Испытаниями руководил уполномоченный Постоянной комиссии Я. К. Зубарев. Лодкой командовал В. С. Воробьев. За три недели программа испытаний была выполнена, и 7 августа 1931 г. над «Л-55» взвился военно-морской флаг Страны Советов.

Чуть позже «Декабристов» были спроектированы и построены первые советские подводные минные заградители. Их разработало конструкторское бюро под руководством Б. М. Малинина{203}. Головной корабль «Ленинец» («Л-1») заложен 6 сентября 1929 г. Водоизмещение 1039/1890 т. Мощность главных дизелей составляла 2200 л. с., электромоторов — 960 кВт. Скорость надводного хода 14,2 уз, подводного — 8,5 уз. «Ленинец» [118] мог пройти в надводном положении без пополнения запасов 7400 миль. Кроме торпедного оружия, состоявшего из шести аппаратов в носу и двух в корме, на лодку установили кормовые минные трубы для хранения и постановки 20 мин{204}.

«Ленинец» оказался достойным преемником первого в мире русского подводного заградителя «Краб», превзойдя его по ряду важных боевых качеств. Государственную комиссию по испытаниям и приемке «Л-1» возглавил Я. К. Зубарев, участие в испытаниях принял другой уполномоченный Постоянной комиссии — Н. И. Кюн. Приемосдаточные испытания проводили в начале 1933 г. Их программа была обширной. Требовалось всесторонне проверить торпедное и минное оружие. Серьезное внимание уделяли проверке живучести корабля. На испытаниях не все шло благополучно.

Однажды во время погружения неожиданно послышался сильный удар по корпусу. При осмотре отсеков никаких аномалий обнаружено не было. Председатель государственной комиссии, командир и ответственный сдатчик, посоветовавшись, решили не применять аварийного продувания, а погружаться дальше, до заданной глубины. Причиной удара сочли раздавливание сигнального буя (такие случаи бывали). Достигнув заданной глубины, проверили работу всех механизмов, а также герметичность прочного корпуса, после чего лодка всплыла на поверхность. Сигнальный буй оказался неповрежденным. Когда стали продувать главный балласт, то обнаружили, что манометр на магистрали продувания показывал давление, значительно превосходящее норму; причем продувание главного балласта продолжалось немного дольше обычного.

По возвращении в базу разобрали магистраль продувания. Каких-либо посторонних предметов внутри трубы и в распределительной клапанной коробке обнаружено не было. Вскрыли горловины бортовых цистерн для осмотра магистрали, расположенной в междубортном пространстве и состоявшей из отдельных патрубков с фланцами, установленных на водонепроницаемых переборках бортовых цистерн. После долгих поисков причину высокого давления в магистрали продувания наконец выявили. Оказалось, что все патрубки магистрали смяты забортным давлением, так как были слишком тонкостенными (был допущен просчет в выборе толщины труб для изготовления патрубков).

В ходе испытаний государственная комиссия обнаружила и предложила строителям и конструкторам устранить ряд конструктивных и эксплуатационных недостатков. Вентиляцию аккумуляторных батарей исключили из общеобменной и заменили на индивидуальную. Было установлено устройство для поглощения водорода. Трубы воздушной системы низкого давления [119] для продувания главного балласта, проложенные в бортовых цистернах, были перенесены внутрь прочного корпуса. Несколько раз изменяли конструкцию устройства для постановки мин.

Акт о приемке головной подводной лодки «Л-1» был подписан комиссией 22 октября 1933 г. Подводный заградитель вступил в строй Балтийского флота{205}. К 1937 г. было построено шесть подводных лодок этого типа{206}. Новую серию подводных лодок типа «Ленинец» начала «Л-20», вступившая в строй Северного флота 24 сентября 1942 г.{207}.

Испытания Великой Отечественной войны подводные лодки типа «Л» выдержали на «отлично». Так, подводная лодка Балтийского флота «Л-3» («Фрунзенец») одержала наибольшее число побед из всех советских подводных лодок. Она уничтожила и повредила 21 транспорт и семь боевых кораблей врага. Лодкой командовали капитан 3-го ранга П. Д. Гришенко и капитан 3-го ранга В. К. Коновалов, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. Об одной победе «Л-3» следует сказать особо. Две торпеды, выпущенные лодкой 17 апреля 1945 г. по транспортному судну «Гойя» (водоизмещением 5230 т), отправили на дно моря вместе с судном свыше 5 тыс. гитлеровцев, в том числе 1300 подводников-офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей). «Л-3» стала гвардейским кораблем.

На минах, поставленных балтийской подводной лодкой «Л-21» (командир капитан 3-го ранга С. С. Могилевскии{208}) подорвались два транспорта и два миноносца фашистов{209}. Лодка успешно применяла не только минное, но и торпедное оружие. Черноморский подводный заградитель «Л-4» был награжден орденом Красного Знамени. Под командованием капитана 3-го ранга Е. П. Полякова «Л-4» в 1943 г. потопила быстроходную десантную баржу и две шхуны. Краснознаменной стала и североморская «Л-22» (командир капитан 3-го ранга Е. Н. Трофимов). [120]

Много успешных боевых походов совершила «Л-20» под командованием капитана 2-го ранга В. Ф. Таммана, а с 1944 г. — капитана 3-го ранга Е. Н. Алексеева.

Из средних подводных лодок, которые строили в годы предвоенных пятилеток, основным и самым многочисленным типом была «Щука». Такое название имела головная балтийская подводная лодка (позже «Щ-301»), вышедшая на испытания летом 1933 г. Ее принимала комиссия под председательством Я. К. Зубарева, имевшего к тому времени большой опыт подводника-испытателя. На «Щ-301» военно-морской флаг был поднят 14 октября 1933 г. Она пополнила одно из соединений Краснознаменного Балтийского флота. По поводу создания головной лодки типа «Щ» начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич писал:

«Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Мы приобретаем необходимые навыки и готовим кадры для развертывания производства»{210}.

Одновременно с головной на Дальнем Востоке испытывали почти однотипную лодку «Лосось» («Щ-11»){211}. Испытания проводила Постоянная комиссия во главе с А. К. Векманом. Командовал «Щ-11» Г. Н. Холостяков (впоследствии вице-адмирал, Герой Советского Союза). Эта лодка и вступившая одновременно с ней в строй «Щ-12» положили начало подводным силам Тихоокеанского флота. [121]

Подводную лодку «Щ-304» («Комсомолец») строили на отчисления из средств комсомольцев и молодежи страны, собранных по инициативе В. В. Маяковского согласно решению декабрьского пленума ЦК ВЛКСМ в 1929 г. Строителем «Щ-304» стала молодежь, которой пришлось осваивать новые специальности и технологию. Эту задачу она с честью выполнила. В начале 1931 г. судостроители рапортовали IX съезду комсомола, что все трудности «сметены мощной волной энтузиазма рабочей молодежи»{212}. Приемосдаточные испытания «Щ-304» провели летом 1934 г. Первым командиром лодки был К. М. Бубнов, впоследствии известный подводник-испытатель.

Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели шесть отсеков. Главный балласт был размещен вне прочного корпуса, в бортовых цистернах в виде булей. Надводное водоизмещение составляло около 600 т. На лодке были установлены два 4-тактных бескомпрессорных дизеля мощностью 500 л. с. и два гребных электродвигателя мощностью по 290 кВт. Они обеспечивали скорость в надводном положении до 12 уз, в подводном — до 8–9 уз. Для экономического хода использовали электродвигатели мощностью по 14 кВт. Глубина погружения лодок 90 м. В качестве основного вооружения служили четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата.

Следует заметить, что в последующие годы на флот поступали модернизированные серии «Щ» (V-бис, V-бис 2, X, Х-бис). Эти лодки имели более мощные энергетические установки, позволявшие развивать скорость надводного хода до 14 уз, более совершенные электронавигационные приборы, средства радиосвязи и гидроакустики{213}.

За период с 1933 по 1937 г. Постоянная комиссия испытала и приняла 65 подводных лодок типа «Щ»{214}. В составе флотов к началу войны было 77 «щук»{215}.

Кроме Я. К. Зубарева и Н. И. Кюна в испытаниях лодок принимали участие капитан 2-го ранга Б. С. Сластников и военный инженер 1-го ранга А. Хмелевский, назначенные в Постоянную комиссию в 1934 г.

В актах о приемке лодок типа «Щ» была отмечена простота и прочность конструкции кораблей, высокая надежность механизмов, хорошая мореходность. Постоянная комиссия не переоценивала достоинства этих лодок. Высокие мореходные качества убедительно продемонстрировал беспримерный в истории мореплавания переход «Щ-423» Северным морским путем из Полярного на Дальний Восток под командованием капитана 3-го [122] ранга И. М. Зайдулина{216}{217}. Блестяще проявили себя лодки типа «Щ» во время войны. Почти 20 лодкам присвоены звания гвардейских и Краснознаменных.

Боевой счет подводников-североморцев открыла «Щ-402» (командир старший лейтенант Н. Г. Столбов), потопившая 14 июля 1941 г. транспорт на рейде порта Хоннингсвог{218}. На Черном море счет успешных торпедных атак начала «Щ-211» под командованием капитан-лейтенанта А. Д. Девятко. А балтийская «Щ-307», которой командовал капитан-лейтенант Н. И. Петров, 10 августа 1941 г. первой из советских подводных лодок потопила торпедами немецкую лодку «U-144».

Много побед одержали гвардейские подводные лодки Щ-422 (командир капитан 3-го ранга Ф. А. Видяев) Северного флота, Щ-303 (командир Герой Советского Союза капитан 3-го ранга И. В. Травкин) и Щ-309 (командир капитан 3-го ранга И. С. Кабо, а с 1943 г. капитан 3-го ранга П. П. Ветчинкин) Краснознаменного Балтийского флота, Щ-205 (командир капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов) и Щ-215 (командиры капитан-лейтенант Г. А. Апостолов, затем капитан 3-го ранга М. В. Грешилов) Черноморского флота.

Тяжелым испытаниям подверглась подводная лодка «Комсомолец» («Щ-304») в своем втором боевом походе летом 1942 г. Семь раз ее атаковали самолеты, 14 раз преследовали противолодочные корабли, дважды по ней выпускали торпеды фашистские подводные лодки и 22 раза «Щ-304» пересекала линии минных заграждений. Из 660 ч, проведенных в отдаленных районах Балтийского моря, 606 лодка была под водой. За этот поход она потопила фашистский транспорт. «Экипажем героев» назвал личный состав этого корабля командующий флотом. Осенью 1942 г. лодка не вернулась из третьего похода. Экипаж «Комсомольца» погиб смертью храбрых.

Подводная лодка «Щ-323» была награждена орденом Красного Знамени за победный боевой поход поздней осенью 1941 г., во время которого она уничтожила фашистский транспорт и два танкера. Командовал кораблем капитан-лейтенант Ф. И. Иванцов.

К лодкам среднего водоизмещения относились и подводные лодки типа «С» (иногда называли «сталинцами»). Их проектировал коллектив конструкторов, в который входили В. В. Перловский, В. Ф. Критский, З. А. Дерибин, В. Н. Перегудов{219}. Лодки типа «С» были первыми в советском судостроении подводными кораблями смешанной конструкции. Их прочные корпуса делались клепаными, легкие корпуса — сварными. При водоизмещении 840/1000 т 7-отсечная лодка имела четыре торпедных аппарата в носу и два в корме. Артиллерийское вооружение состояло из одной 100-мм и одной 45-мм пушек. Дизели [200] мощностью 4000 л. с. сообщали лодке в надводном положении скорость до 19,5 уз. Скорость подводного хода под электромоторами 9 уз. Глубина погружения 100 м. Экипаж 45 чел. Благодаря преимуществам в дальности плавания, мореходности и автономности лодки типа «С» действовали на больших удалениях от своих баз, чем лодки типа «Щ».

Приемосдаточные испытания головной подводной лодки «С-1» проводила государственная комиссия под председательством Н. И. Кюна. Приемный акт был подписан 11 сентября 1936 г. В нем комиссия отметила высокие боевые качества подводного корабля. Лодка имела хорошую маневренность и мореходность, уверенно слушалась руля. Система погружения-всплытия была простой в обслуживании. При централизованном управлении системой погружения срочное погружение на перископную глубину занимало всего 68 с. При залповой стрельбе лодка не всплывала и мало изменяла дифферент. Удачно была выполнена система продувания главного балласта. Время всплытия с перископной глубины в крейсерское положение не превышало 7–8 мин.

При испытаниях первых четырех подводных лодок типа «С» выявились и их слабые места. Так, мощности одного генератора не хватало для зарядки батарей. Приходилось запускать второй дизель, тем самым увеличивался расход топлива. Комиссия отмечала громоздкость системы погрузки торпед, сложность обслуживания аккумуляторной батареи, а также недостаточность объема провизионной кладовой.

Серийные подводные лодки типа «С» более поздней постройки были существенно модернизированы по сравнению с головной, [124] оснащены новыми средствами связи, обнаружения и навигации. На лодках установили два перископа (зенитный и командирский), радиостанции «Окунь», «Щука» и «Рейд», приемники «Дозор» и «Метель», шумопеленгаторную станцию «Марс-12», станцию звукоподводной связи «Сириус», гирокомпас «Курс-2». Магнитный компас имел оптическую передачу данных из центрального поста в боевую рубку{220}.

Отлично зарекомендовали себя «сталинцы» в многочисленных битвах под водой в Великую Отечественную войну, а головная «С-1» прославилась еще во время советско-финляндской войны. За решительность и героизм ее командир капитан-лейтенант А. В. Трипольский был удостоен звания Героя Советского Союза. Многие лодки, типа «С» были за боевые успехи удостоены звания гвардейских или Краснознаменных, а подводной лодке «С-56» под командованием капитана 2-го ранга Г. И. Щедрина{221} было присвоено звание Краснознаменной (1944 г) и гвардейской (1945 г.).

«С-56» достраивали и испытывали на Дальнем Востоке. Государственная комиссия под председательством опытного моряка-испытателя капитана 1-го ранга А. Г. Булавинца скрупулезно принимала подводный корабль, его оружие и технику. Осенью 1941 г. после успешного выполнения программы испытаний [125] на «С-56» был поднят военно-морской флаг. Тщательная и всесторонняя проверка вооружения и механизмов лодки, ее ходовых качеств явилась залогом безаварийного плавания и успешной боевой деятельности. В сентябре 1942 г. — июне 1943 г. «С-56», «С-51», «С-54», «С-55»{222} совершили переход с Тихоокеанского флота на Северный. Было пройдено 17 тыс. миль в сложных гидрометеорологических условиях, по районам активных действий японских и немецких подводных лодок.

Тихоокеанские подводники сразу включились в боевые действия Северного флота. Исключительно результативными были боевые походы «С-56». Она уничтожила 13 и повредила два вражеских корабля и транспорта{223}. За мужество и отвагу командир «С-56» Г. И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза. В послужном списке героического корабля и первая «лодочная кругосветка». «С-56» вернулась на Тихоокеанский флот и после завершения службы стала памятником-музеем. Накануне 30-летия Победы над фашистской Германией ее навечно установили во Владивостоке на корабельной набережной бухты Золотой Рог. У пьедестала «С-56» в торжественной обстановке проводится церемония принятия военной присяги молодыми матросами, ветераны войны и труда вручают молодым морякам комсомольские билеты, школьников принимают в пионеры.

Краснознаменной стала на Северном флоте и прибывшая с Тихоокеанского флота подводная лодка С-51. Прославились своими подвигами и другие «эски» (так называли моряки подводные лодки типа С). Подводная лодка С-11 открыла боевой счет подводников-балтийцев 19 июля 1941 г. потоплением фашистского сетепрорывателя в районе Паланги{224}. Краснознаменная «С-101» участвовала в боевых действиях сначала на Балтике, а затем на Севере, где потопила фашистскую подводную лодку, сторожевик, три тральщика и пять транспортов, повредила миноносец и два транспорта. Из состава Военно-Морского Флота она была исключена только в 1956 г. В годы войны лодкой в разное время на Севере командовали капитаны 3-го ранга П. И. Егоров, Е. Н. Трофимов и Н. Т. Зиновьев{225}.

Выдающихся боевых успехов добилась подводная лодка «С-104» Северного флота под командованием капитана 3-го ранга В. А. Тураева. В июне 1944 г. одним 4-торпедным залпом [126] лодка уничтожила одновременно фашистский транспорт, тральщик и противолодочный корабль, а в сентябре снова одним залпом отправила на дно моря два вражеских судна. Немногие из подводников, как В. А. Тураев, были награждены за свои боевые подвиги четырьмя орденами Красного Знамени.

Активно действовала на Черном море Краснознаменная подводная лодка «С-31» под командованием капитан-лейтенанта Н. П. Белорукова.

Подводная лодка Балтийского флота «С-13» за годы войны потопила и повредила шесть вражеских транспортов общим водоизмещением свыше 42 тыс. т. По числу потопленного тоннажа ей принадлежит первое место среди советских подводных лодок. Весьма примечателен один факт, связанный с боевой деятельностью «С-13». За потопление 30 января 1945 г. фашистского лайнера «Вильгельм Густлов» водоизмещением около 25 тыс. т, на котором находилось свыше 7000 солдат, в том числе 3700 высококвалифицированных подводников, Гитлер зачислил командира лодки капитана 3-го ранга А. И. Маринеско в список личных врагов фюрера и третьего рейха, а в Германии был объявлен 3-дневный траур, как после Сталинградской битвы.

Через несколько дней в этом же боевом походе «С-13» атаковала военный транспорт «Генерал фон Штойбен» с 3000 гитлеровцев на борту. За выдающиеся боевые успехи все члены экипажа лодки получили правительственные награды, а подводная лодка награждена орденом Красного Знамени.

Наперекор непопулярному числу «тринадцать» в наименовании подводной лодки она оказалась, пожалуй, единственной балтийской «эской», встретившей День Победы 9 мая в боевом строю флота. Известие о безоговорочной капитуляции фашистской Германии А. И. Маринеско получил по радио, в море, во время очередного похода.

Несколько менее удачной оказалась конструкция эскадренных подводных лодок типа «Правда», построенных в 1936 г. Их водоизмещение составляло 955/2100 т, скорость в надводном положении 20 уз, в подводном 8,3 уз, рабочая глубина погружения 75 м. По составу торпедного вооружения «Правда» не отличалась от подводных лодок типа «С». Предполагалось создать серию этих быстроходных в надводном положении кораблей, вооруженных сильной артиллерией: двумя 100-мм и одним 45-мм орудиями. Однако при испытаниях, проведенных государственной комиссией под председательством Н. И. Кюна, и в начале эксплуатации на флоте выявились некоторые конструктивные недостатки лодок. Было решено ограничиться строительством только трех лодок: «Правды» («П-1»){226},»Звезды» [127] («П-2») и «Искры» («П-3»). Их использовали главным образом для подготовки кадров подводников. В годы войны лодки типа «П» нашли применение в транспортных перевозках. В декабре 1941 г. на подводной лодке «П-2» доставили из Кронштадта в Ленинград топливо для электростанции.

В годы второй пятилетки была создана подводная лодка малого водоизмещения (около 160 т). «Малютку», как называли эту лодку моряки, спроектировала группа конструкторов во главе с А. Н. Асафовым. Головную «М-1» (VI серия) испытывала на Черном море государственная комиссия, которую возглавлял А. К. Векман. В состав флота лодка вошла 28 апреля 1934 г. За лодками VI серии вошли в строй «малютки» серии VI-бис и XII серии. Эти лодки были одновальными. Подводные лодки XII серии имели дизель мощностью 760 л. с., скорость в надводном положении 13 уз. Подводный ход 7,5 уз обеспечивал электромотор мощностью 280 кВт. Дальность плавания в надводном положении 1880 миль, под водой 107 миль. Экипаж 20 чел. В носу было установлено два 533-мм торпедных аппарата, на верхней палубе — 45-мм орудие. Корпуса лодок впервые изготовляли полностью сварными. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге в собранном виде (без рубки). Для Тихоокеанского флота было построено несколько десятков лодок. Одной из первых дальневосточных «малюток» командовал В. А. Мазин (впоследствии контр-адмирал, более 20 лет прослуживший в Постоянной комиссии).

По результатам приемосдаточных испытаний первых лодок типа «М» Постоянная комиссия сделала ряд замечаний. В частности, после торпедного залпа лодка не удерживалась на глубине [128] и всплывала на поверхность. Конструкторы нашли пути устранения этого дефекта. Серийные лодки стали оснащать устройствами, обеспечивающими бездифферентную и беспузырную торпедную стрельбу. Ограждение рубки также нуждалось в конструктивных изменениях. В свежую погоду лодкой было трудно управлять с мостика из-за ограниченных возможностей наблюдения за горизонтом и использования средств связи. Начиная с подводной лодки «М-91» конструкция ограждения рубки была существенно улучшена.

Под руководством главного конструктора Ф. Ф. Полушкина была разработана новая, XV, серия подводных лодок типа «М»{227}. Их снабдили 2-вальными машинными установками, а торпедное вооружение увеличили до четырех аппаратов. Головной подводной лодкой новой серии была «М-171»{228}. В 1933–1937 гг. было построено 53 «малютки».

Партия и правительство высоко оценили деятельность испытателей лодок. За отличное проведение испытаний и высококачественную приемку подводных лодок типа «М» уполномоченные Постоянной комиссии Н. И. Кюн и Б. С. Сластников были награждены орденами Ленина{229}.

В летопись Великой Отечественной войны вошло много больших и славных дел, совершенных экипажами «малюток»: разведка, дерзкие прорывы через противолодочные сети и минные поля во вражеские базы, десятки потопленных кораблей и судов противника.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка Северного флота «М-172»{230} под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта И. И. Фисановича совершила 18 боевых походов, уничтожила 10 вражеских кораблей и судов.

В числе четырех кораблей, которым впервые в истории советского Военно-Морского Флота 3 апреля 1942 г. присвоено гвардейское звание, были две североморские «малютки»: «М-171» (командир капитан-лейтенант В. Г. Стариков) и «М-174» [129] командир капитан-лейтенант Н. Е. Егоров). На их боевом счету активные действия на коммуникациях, торпедные атаки судов в гаванях. Об экипажах этих подводных лодок сообщала в своей передовой статье газета «Правда» 10 июля 1942 г.:

«В горниле Отечественной войны советские подводники закалились, еще выше подняли свое мастерство, настойчиво учатся побеждать врага... Они наносят ему удары и в его водах, в его базах и у причалов. Разве не является примером высокой воинской доблести прорыв командиров-подводников Фисановича, Егорова, Старикова и других наших отважных воинов во вражеские базы».

На Черном море гвардейского звания удостоилась «М-35» (командиры старший лейтенант М. В. Грешилов и капитан-лейтенант В. М. Прокофьев), а «М-111» под командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова и капитан-лейтенанта Я. К. Иосселиани и «М-117» (командир капитан-лейтенант А. Н. Кесаев) награждены орденами Красного Знамени. «М-112» (командир старший лейтенант С. Н. Хаханов) последней ушла из Севастополя 3 июля 1942 г.

В предвоенные годы группой конструкторов под руководством М. А. Рудницкого была создана крейсерская подводная лодка типа «К»{231}, предназначавшаяся для действий в открытом океане на больших удалениях от своих баз.

Это был настоящий подводный крейсер. Водоизмещение 1490/2440 т. Вооружение: 10 торпедных аппаратов с большим запасом торпед, 20 мин заграждения, две 100-мм и две 45-мм пушки. Два дизеля мощностью по 4000 л. с. позволяли развивать скорость до 22,5 уз. На экономической скорости 10 уз лодка могла пройти 15 тыс. миль{232}. Имелся двигатель экономического хода. Глубина погружения до 100 м. В системе погружения-всплытия применялось дистанционное управление всеми кингстонами и клапанами вентиляции. Новейшая по тому времени радиоаппаратура обеспечивала дальнюю связь, например по линии Балтика — Дальний Восток. Экипаж 64 чел.

Первые две «катюши», так называли моряки крейсерские лодки типа «К», сошли со стапелей весной 1938 г., а через два года они были предъявлены Постоянной комиссии для испытаний... В акте приемки головной подводной лодки «К-1» было записано:

«...Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям. Самая мощная и самая быстроходная».

Лодки отличались хорошими маневренными качествами, устойчивостью на курсе. Время погружения из крейсерского положения на перископную глубину, полученное на испытаниях «К-1», составило 60 с. Время всплытия лодки из подводного положения [130] в крейсерское не превышало 10 мин, что отвечало тогдашним требованиям.

Комиссия, проводившая испытания головной «К-1», указала и на ее недостатки, в частности, на зарывание лодки на большой волне, несовершенство системы погрузки торпед, особенно в кормовые аппараты (время погрузки 6–8 ч), а также на недостаточную эффективность гидроакустических средств. Отдельные замечания комиссии конструкторы и строители устранили уже в ходе постройки первых серийных лодок: было доработано устройство постановки мин, улучшены приводы носовых горизонтальных рулей, усовершенствованы газоотводные клапаны дизелей и некоторые детали воздушной арматуры.

В ходе испытаний подводных лодок Постоянная комиссия неоднократно ставила вопрос о необходимости снижения уровня шума лодочных механизмов. Однако решить эту проблему так и не удалось, хотя был выполнен ряд организационных и технических мероприятий, в частности, внедрен периодический контроль за уровнем шума подводных лодок.

Летом 1940 г. крейсерские подводные лодки «К-1», «К-2» и эсминец «Стремительный» перешли в Заполярье. В то время на Балтике завершились государственные испытания «К-22». Военно-морской флаг был поднят на ней 4 августа 1940 г. Эта лодка, а также «К-3», «К-21» и «К-23» уже во время войны были перебазированы на Север. Подводные лодки «К-51», «К-52», «К-53» и «К-56» вступили в состав КБФ в ходе войны.

Высокие боевые качества подводных лодок типа «К», отмеченные Постоянной комиссией в ходе испытаний, полностью подтвердились в Великую Отечественную войну. Советские подводные крейсеры наносили мощные торпедные удары по кораблям и транспортам врага, топили их артиллерией: 27 гитлеровских боевых кораблей и вспомогательных судов отправили на дно подводные «катюши».

Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко писал в своем дневнике: «...Большие океанские лодки типа «К» неизменно вызывали зависть у наших союзников...» Действительно, американские подводные крейсеры «Балао» и «Гэтоу» так же, как и английский «Порпойс», значительно уступали нашим лодкам типа «К» в вооружении, скорости и дальности плавания. Не выдерживали сравнения с «катюшами» крейсерские лодки Германии (типа «UHD») и Японии («J-176»).

Список гвардейских кораблей Военно-Морского Флота открыла подводная лодка Северного флота «К-22» (командир капитан 2-го ранга В. Н. Котельников). В семи боевых походах она уничтожила торпедами и огнем артиллерии восемь вражеских транспортов, кораблей и вспомогательных судов. На ее минах подорвались и затонули три транспорта противника. Ордена Красного Знамени удостоена «К-21» (командир Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Н. А. Лунин), атаковавшая фашистский линкор «Тирпиц». На боевом счету Н. А. Луни [131] на, командовавшего подводными лодками «Щ-421» и «К-21», 16 потопленных кораблей и судов.

Вступившая в строй действующих кораблей флота 12 ноября 1942 г. балтийская «К-52» потопила шесть транспортов врага. Ее командиру капитану 3-го ранга И. В. Травкину присвоено звание Героя Советского Союза, а лодка награждена орденом Красного Знамени.

В Великую Отечественную войну советские подводники потопили десятки боевых кораблей различных классов и сотни транспортов противника общим тоннажем около 1 млн. т{233}.

В ходе создания подводного флота страны велись большие работы по оснащению лодок современными образцами вооружения и техники. Торпеды периода первой мировой войны калибром 450 мм не удовлетворяли новым требованиям как по скорости и дальности хода, так и по мощности заряда. Была создана торпеда калибром 533 мм. По скорости и дальности она в 1,5, а по мощности заряда в 2 раза превосходила свою предшественницу{234}.

Была разработана бесследная электрическая торпеда, созданы новые образцы мин. Все лодки были оснащены приборами беспузырной торпедной стрельбы. К началу второй мировой войны советские подводные лодки имели гидроакустическое вооружение. Шумопеленгатор был хорошим дополнением к перископу, позволял вести наблюдение за окружающей обстановкой ночью, днем в условиях плохой видимости и при погружении на глубину. На нескольких лодках кроме шумопеленгаторов были установлены гидролокаторы и станции звуко-подводной связи.

Большое внимание уделялось развитию аварийно-спасательных средств. В 1937 г. после проведения испытаний на Балтике были приняты на вооружение комбинезоны и индивидуальные приборы для выхода личного состава из погруженной подводной лодки{235}.

В итоге героических усилий советского народа к началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР на четырех морских театрах насчитывалось 212 крейсерских, средних и малых подводных лодок{236}.

Дальше