Восстановление флота и возрождение Постоянной комиссии
«В общем ходе революции и гражданской войны, писал М. В. Фрунзе, на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, потеряли ряд морских баз... В сумме все это означало, что флота у нас нет»{164}.
Между тем для защиты страны с большой протяженностью морских границ необходим был сильный военно-морской флот. Его восстановление началось с Морских Сил Балтийского моря{165}, где еще сохранились корабельный состав и развитая судостроительная база. После рассмотрения в Совете Труда и Обороны проекта постановления об организации комиссии для восстановления флота 25 октября 1920 г. В. И. Ленин выносит решение:
«Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота и согласование всех учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с установлением реального надзора за быстротой и успешностью работы»{166}.
Это был первый документ, положивший начало восстановлению флота.
Состоявшийся в марте 1921 г. X съезд РКП (б) специально рассмотрел вопрос о флоте и признал «необходимым в соответствии с общим положением принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота»{167}. На V Всероссийском съезде РКСМ 16 октября 1922 г. было принято постановление [103] о шефстве комсомола над Красным Военным Флотом Республики. По комсомольскому призыву тысячи юношей страны пришли в учебные отряды и военно-морские училища, чтобы освоить флотскую науку, принять участие в восстановлении флота.
В короткий срок судоремонтники и моряки отремонтировали и ввели в строй многие боевые корабли. Вскоре сводный отряд Балтийского флота, насчитывавший 18 вымпелов, впервые после гражданской войны успешно провел под руководством командующего Морскими Силами Республики Э. С. Панцержанского и начальника Морских Сил Балтийского моря Н. В. Викторова маневры и совершил практическое плавание. Кораблями было пройдено 400 миль. Учебное судно «Комсомолец» заходило в Кильскую бухту. В то время его штурманом был известный впоследствии писатель-маринист Л. С. Соболев. В походе моряки показали высокую выучку. Но главное его значение было в том, что мир увидел возрождающийся Красный флот, боевые корабли молодой Советской Республики.
Специальная комиссия 9 ноября 1922 г. начала приемку крейсера «Аврора» от Кронштадтского порта после консервации и ремонта. В это время корабли испытывали временные комиссии во главе с председателями, назначавшимися, как правило, от Управления кораблестроения из состава Комиссии по наблюдению за постройкой и ремонтом (Комнаб) или из командиров соединений.
После завершения приемных испытаний 23 февраля 1923 г. крейсер «Аврора» под командованием Л. А. Поленова вошел в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота. К концу 1923 г. в действующем составе флота кроме «Авроры» были линейный корабль «Марат», дивизион эскадренных миноносцев (восемь кораблей), девять подводных лодок типа «Барс», 12 тральщиков, плавучая база «Орлица»{168} и другие корабли.
В марте 1924 г. приказом по флоту «для организации возможно быстрой приемки из ремонта судов Балтийского флота и ведения одновременно приемных испытаний»{169} была назначена комиссия из представителей Морского технического управления, Балтийского флота и Ленинградского порта под председательством корабельного инженера А. П. Шершова (впоследствии известного кораблестроителя, инженер-вице-адмирала).
Аналогичная комиссия была создана для приемки кораблей от черноморских судостроительных заводов, которые к тому времени также начали восстановительные и достроечные работы. Первыми боевыми кораблями Черноморского флота, достроенными при советской власти, стали подводные лодки [104] «АГ-23» и «АГ-24». На торжественном спуске одной из них в сентябре 1920 г. присутствовал по указанию В. И. Ленина уполномоченный ЦК РКП (б) А. В. Луначарский{170}. В ноябре 1921 г. эти подводные лодки вместе с плавучей базой «Георгий» под флагом М. В. Фрунзе командующего вооруженными силами Украины и Крыма посетили Турцию.
Позже вступили в строй подводные лодки «АГ-25», «АГ-26», «АГ-21» и «Нерпа» (типа «Морж»), заложенные на Николаевском заводе до революции. ЭПРОН поднял со дна моря подводные лодки «Орлан», «Пеликан», «Судак», «Налим» и «Лосось». М. И. Калинин, посетивший в 1923 г. дивизион первых советских подводных лодок, высоко оценил боевые качества кораблей и воинское мастерство подводников. Появление соединения советских подводных лодок на Черном море встревожило Англию. Министр иностранных дел Д. Керзон даже направил по этому поводу ноту Советскому правительству, опасаясь угрозы из глубин для «владычицы морей».
Черноморский флот пополнялся и надводными кораблями. После восстановительных работ 1 мая 1923 г. вышел на ходовые испытания крейсер «Коминтерн» (первоначально «Кагул»). Вступили в строй два эсминца и пять канонерских лодок.
Флот Советской Республики рос и мужал. Для привлечения внимания советского народа к нуждам флота была проведена неделя Красного Флота, во время которой М. И. Калинин обратился к народу с посланием: [107]
«Морскому флоту должен быть уделен максимум нашего внимания. Пусть каждый завод, фабрика, село, волость, город будут считать своим долгом помочь флоту и быть активным участником его строительства»{171}.
Осенью 1925 г. эсминцы «Незаможник» и «Петровский» под флагом начальника дивизиона А. М. Невинского в период заграничного плавания посетили порты Турции и Италии. На Балтике отряд кораблей совершил поход, вошедший в историю флота под названием Большого похода. За семь дней плавания было пройдено 2000 миль. На линкоре «Марат» («Петропавловск») держал флаг М. В. Фрунзе. После похода М. В. Фрунзе писал:
«Мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть»{172}.
На Балтике на плавучей базе «Смольный» М. В. Фрунзе провел совещание, на котором ознакомил моряков с решением правительства начать постройку новых подводных лодок и обратился с призывом к опытным подводникам принять участие в разработке заданий для проектов подводных лодок{173}.
Судостроительные заводы набирали производственные темпы. Проводились организационные мероприятия по повышению эффективности руководства судостроительной промышленностью. Совет Труда и Обороны 26 ноября 1926 г. утвердил 6-летнюю программу военного кораблестроения (1926–1932 гг.), предусматривавшую строительство 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, капитальный ремонт линкора «Октябрьская революция» (бывший «Гангут»), достройку крейсеров «Червона Украина» и «Красный Кавказ», а также нескольких эсминцев{174}. Позднее в программу было дополнительно включено строительство шести больших и четырех малых подводных лодок. В первом же бюджетном году (1926–1927 гг.) на восстановление флота по этой программе правительство выделило 64 млн. руб., т. е. в два раза больше, чем в предыдущем году.
С каждым годом росло общее водоизмещение Военно-Морского Флота: в 1923 г. 82 тыс. т, 1924–90, 1925–116, в 1926 г. 139 тыс. т. Всего в 20-е годы было восстановлено и модернизировано более 100 боевых кораблей{175}.
Темпы восстановительных и достроечных работ возрастали, но одновременно усложнялась проблема организации испытаний и приемки построенных и отремонтированных кораблей. [107]
Для испытаний и приемки крейсера «Клара Цеткин»{176} 1 февраля 1927 г. на Балтике была назначена приемная комиссия под председательством военного кораблестроителя Ю. А. Шиманского. Назначение председателями приемных комиссий представителей кораблестроительных учреждений{177}, которые были связаны с исполнителями работ (судостроительными заводами) и не являлись полностью от них независимыми организациями, вызвало протест со стороны Научно-технического комитета (НТК).
Комитет обратился к начальнику Морских Сил РККА с письмом, в котором было высказано мнение о нецелесообразности назначать председателей комиссий из состава наблюдающих за постройкой. В письме предлагалось рассмотреть вопрос о создании постоянной комиссии по испытаниям и приемке кораблей, не зависящей от органов, ведающих постройкой и ремонтом судов{178}. Письмо НТК получило одобрение со стороны командования флота. Начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич в докладе Реввоенсовету СССР предложил организовать постоянную комиссию по испытаниям и приемке кораблей, назначив во главе ее компетентное лицо, обладающее практическими знаниями и опытом в военно-морском деле.
Реввоенсовет 12 мая 1927 г. утвердил штат Постоянной комиссии по испытаниям и приемке вновь построенных и капитально [108] отремонтированных кораблей, положив начало этой организации, существующей и поныне{179}. Первым председателем Постоянной комиссии стал А. К. Векман кадровый морской офицер русского флота, участник гражданской войны. После окончания Морского корпуса в 1903 г. и артиллерийских классов в 1906 г. он служил групповым артиллеристом, затем старшим помощником на миноносцах Пограничник и Страшный. В 1912–1915 гг. А. К. Векман был командиром миноносца, а затем возглавил охрану Ботнического залива.
В гражданскую войну А. К. Векман командовал Астраханским отрядом Красной Волжской флотилии. За героизм и умелое руководство отрядом при обороне Черного Яра (под Астраханью) был награжден орденом Красного Знамени. В приказе Реввоенсовета республики № 330 от 10 июля 1920 г. указывалось, что командир А. К. Векман и комиссар П. И. Марин награждались орденами Красного Знамени за то, что в 1919 г. после занятия противником Соленого Займища они, оставаясь со своим отрядом в Черном Яру, благодаря своему мужеству и распорядительности, энергично содействовали обороне Черного Яра, чем фактически была спасена Астрахань, находившаяся в осаде около месяца{180}.
В 1922–1927 гг. А. К. Векман командовал Каспийской флотилией, Морскими Силами Черного и Балтийского морей, в 1940 г. ему было присвоено звание вице-адмирала.
При создании Постоянной комиссии подчеркивалась необходимость комплектовать ее только из моряков плавсостава:
«Состав комиссии, комплектуемый только из строевого судового состава, имел бы открытый доступ обратно на флот. Назначение же в состав этого учреждения одних только лиц, почему-либо окончивших свою плавательную карьеру, будет пагубно для дела, ибо поведет к постепенному расхождению взглядов учреждения с взглядами флота и непониманию нужд и требований последнего»{181}.
Создание Постоянной комиссии оказалось весьма своевременным. Корабли потоком выходили с судостроительных заводов после ремонта и модернизации, достройки и переоборудования. После ремонта Постоянной комиссией были испытаны и приняты эскадренные миноносцы «Войков», «Карл Маркс» («Изяслав»), «Карл Либкнехт» («Капитан 2 ранга Белли»), «Сталин», «Володарский», «Валериан Куйбышев», «Калинин» («Прямислав»), «Дзержинский», «Яков Свердлов», «Урицкий»{182}.
Были достроены крейсеры «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Светлана», заложенные еще в 1913 г. Первые два крейсера, получившие названия «Червона Украина» и «Красный Кавказ», достраивались и проходили испытания на Черном море, третий на Балтике. Новые крейсеры представляли собой [109] грозную силу. «Червона Украина» вступила в строй в марте 1927 г. Ее водоизмещение составляло 7000 т, вооружение пятнадцать 130-мм орудий, зенитные артиллерийские установки, торпедные аппараты; машины общей мощностью 50 тыс. л. с. позволяли развивать скорость до 30 уз. Первым командиром крейсера был Н. Н. Несвицкий.
Вступивший в строй в январе 1932 г. крейсер «Красный Кавказ» водоизмещением 9000 т имел четыре 180-мм новых дальнобойных орудия с дальностью стрельбы 207 кабельтовых. Универсальный и зенитный калибр состояли из двенадцати 100-мм, двух 76-мм, четырех 45-мм и десяти 37-мм пушек. Торпедное вооружение включало четыре 3-трубных аппарата. Экипаж 878 чел. Командир корабля Н. Ф. Заяц (в годы Великой Отечественной войны и до 1949 г. в звании контр-адмирала он возглавлял Постоянную комиссию).
На крейсерах впервые были установлены новые отечественные системы управления главным и зенитным калибрами, а также устройства для приема на борт самолетов. На «Красном Кавказе» взлет осуществляли с помощью катапульты, а самолеты «Червоной Украины» и «Красного Крыма» взлетали с воды.
Линейные корабли «Октябрьская революция», «Парижская коммуна» и «Марат» были модернизированы. Котлы перевели на нефтяное отопление, поставили усиленную зенитную артиллерию (шесть 76-мм пушек). Усилена броневая защита. В результате на несколько тысяч тонн возросло водоизмещение кораблей. Испытания линкоров после модернизации проводили государственные комиссии, которые возглавлял председатель Постоянной комиссии А. К. Векман. [110]
Крейсеры и линейные корабли, заложенные еще до революции, достроенные и модернизированные в период восстановления флота, с честью выдержали суровые испытания Великой Отечественной войны.
На рассвете 22 июня 1941 г. в Севастополе «Красный Кавказ» открыл огонь по самолетам противника. В сентябре с крейсера был высажен десант в тылу противника у деревни Григорьевна. Эта успешная операция, возглавляемая контр-адмиралом Л. А. Владимирским и капитаном 1-го ранга С. Г. Горшковым существенно помогла защитникам Одессы. Главный калибр крейсера уничтожал батареи и танки фашистов, рвавшихся к Севастополю. За смелые и решительные действия при высадке морского десанта в порт Феодосия «Красный Кавказ» (командир капитан 1-го ранга А. М. Гущин) одним из первых кораблей в Военно-морском Флоте был удостоен в 1942 г. гвардейского звания. Крейсер участвовал и в Новороссийской операции 1943 г. в составе сил прикрытая и поддержки морского десанта. Тогда им командовал капитан 2-го ранга В. Н. Ерошенко. Почти 25 лет находился в боевом строю «Красный Кавказ». Из состава Военно-Морского Флота он был исключен в 1955 г.
В послужном списке «Красного Крыма», которым во время Великой Отечественной войны командовал капитан 1-го ранга А. И. Зубков, десантные операции в Григорьевку и Феодосию участие в обороне Севастополя, огневая поддержка морского десанта в районе Южной Озерейки, постановка минных заграждений, конвоирование транспортов с войсками и техникой и многие другие ратные подвиги{183}. За два месяца до конца воины, когда боевые действия на Черном море уже прекратились, «Красный Крым» был переведен в отряд учебных кораблей, а в 1960 г. исключен из состава флота.
Крейсер «Червона Украина» вписал короткую, но славную страницу в летопись обороны Севастополя. В начале ноября 1941 г., находясь на якорной огневой позиции против Графской пристани он в течение 12 дней отражал атаки противника всеми калибрами артиллерии. После гибели крейсера снятые с него пушки были установлены на стационарных батареях. Их обслуживали матросы и офицеры «Червоной Украины».
Тяжелым испытаниям подверглись в период Великой Отечественной войны линкоры. Фашистские летчики буквально охотились за «Октябрьской революцией». Сотни бомб обрушились на линкор с первых дней войны. Командовал линкором контр-адмирал М. З. Москаленко, который в течение 10 послевоенных лет возглавлял Постоянную комиссию. В 1941 г. 568 моряков линкора ушли на сухопутный фронт, где показали образцы мужества и героизма{184}. В 1944 г. огонь [111] линкора (командир капитан 1-го ранга Н. А. Петрищев) поддерживал наступление войск Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской и Выборгской операциях. «Октябрьская революция» стала Краснознаменным кораблем Балтийского флота. До 1956 г. линкор находился в составе ВМФ. В память о боевых подвигах его экипажа в парке Кронштадта установлены снятые с линкора якоря и зенитное орудие{185}.
Особенно тяжелая судьба выпала в первый же год воины на долю «Марата». 23 сентября 1941 г. фашисты совершили самый большой налет на Кронштадт. Десятки бомбардировав один за другим пикировали на линейный корабль. Взрывами бомбы (весом не менее тонны) и боезапаса была оторвана и затонула носовая часть корабля с мостиком и надстройками. Погиб командир линкора капитан 2-го ранга П. К. Иванов. Прошло несколько дней и снова заговорили пушки «Марата». Оставшаяся часть корабля возвышалась над поверхностью гавани. Орудия третьей и четвертой башен продолжали громить врага{186}. В ходе наступательных боев наших войск 14 января 1944 г. линкор вместе с другими кораблями вел огонь по вражеским укреплениям.
Линейный корабль «Парижская коммуна» (с 31 мая 1943 г. переименован в «Севастополь») участвовал в обороне Севастополя [112] и других боевых действиях Черноморского флота (командиры капитаны 1-го ранга Ф. И. Кравченко, Ю. К. Зиновьев, М. Ф. Романов){187}. За боевые заслуги Севастополь в 1945 г. награжден орденом Красного Знамени. В составе флота линкор Севастополь находился до 1956 г.
...Но вернемся к началу первой пятилетки. Восстановление флота завершилось. Дальние плавания кораблей становились одним из видов боевой подготовки. Так, в 1928 г. отряд советских кораблей в составе крейсера «Червона Украина», эсминцев «Петровский» и «Шаумян» под флагом командующего Черноморским флотом В. М. Орлова посетил Стамбул, а эсминцы «Фрунзе» и «Незаможник» (командир отряда Ю. В. Шельтинга) совершили поход в Неаполь.
Мероприятия по реконструкции судостроительных заводов, проведенные в 1930–1932 гг., способствовали выполнению заданий первого пятилетнего плана в четыре года. На повестку дня был поставлен вопрос о создании кораблей новых проектов.