Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

«Расформировать Постоянную комиссию...»

К началу 1917 г. в составе русского флота числилось 558 военных кораблей различных классов и типов. Достраивались и проходили испытания 79 кораблей{156}.

После Февральской революции к участию в испытаниях кораблей стали привлекать судовые комитеты. Но, несмотря на возросшую требовательность приемных комиссий, качество работы судостроительных заводов, особенно частных, заметно ухудшилось. Корабли предъявляли к испытаниям в незаконченном виде. Судовые устройства предварительно не проверяли, и поэтому при испытаниях комиссии обнаруживали такие недочеты, из-за которых корабли возвращались на заводы для переделок. Затем проводили повторные испытания.

Революционная обстановка в стране продолжала накаляться. Дни Временного правительства были сочтены. Шел Великий Октябрь. А заводы продолжали достройку и сдачу кораблей. 26 октября 1917 г. из Николаева в Петроград пришла обычная деловая телеграмма{157}:

Петроград. Комиссии по испытаниям судов
Пятого ноября командируйте в Николаев Витстедта, Рейнгарда, Морица и одного инженер-механика для приемки эльпидифоров{158}.
Лопатин, Комисп [100]

На обороте лопатинской телеграммы от руки написана резолюция:

Сообщить телеграммой генералу Лопатину, что по восстановлении в Петрограде нормальных условий будут командированы в Николаев Витстедт, Мориц и Рейкгард.
30 октября 1917 г.
Инженер-механик капитан 1 ранга Поляков{159}

В исторический день 25 октября 1917 г. в Петрограде на стапелях Путиловской верфи находились эскадренные миноносцы «Капитан 2 ранга Конон Зотов», «Капитан 2 ранга Кроун», «Капитан 2 ранга Керн» и «Лейтенант Дубасов». На этой же верфи вооружали и ремонтировали эсминцы «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай», «Капитан 2 ранга Белли» и «Прямислав». На Балтийском заводе вели достройку подводных лодок «Ерш» и «Форель». Многие матросы этих судов приняли участие в революции.

Крейсер «Аврора» в 1917 г. ремонтировался на Франко-Русском заводе. Для приемных испытаний он был предъявлен Постоянной комиссии 22 октября. Предполагалось, что крейсер выйдет в море на пробу машин. Но приказом Центробалта он был задержан в Петрограде. В решающий день восстания «Аврора» вместе с другими революционными кораблями находилась у Николаевского (ныне Лейтенанта Шмидта) моста. Из ее бакового орудия был произведен исторический выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца. [101]

Для создания нового государственного аппарата молодой Советской Республике предстояло разрушить старую государственную машину, в том числе и старый военный аппарат.

Приказ по флоту и Морскому ведомству по Коллегии Народного Комиссариата по морским делам
В Петрограде марта 9-го (февраля 24-го) дня 1918 года № 206
Расформировать Постоянную комиссию для испытания судов военного флота. Личный состав Комиссии уволить от службы.
Коллегия Народного Комиссариата по морским делам

В архиве имеется любопытный документ, датированный 6 марта 1918 г.

Экстренно. 2-му помощнику министра
Ввиду возможного вступления германских войск в Петроград и непредположенной эвакуации вверенной мне Комиссии полагал бы совершенно необходимым дела... уничтожить теперь же сожжением с составлением соответствующего протокола об этом. Чертежи и имущество канцелярии Комиссии уложить, что возможно, в ящики, коих будет около 30 штук, шкафов около 15 штук, столов около 10.
Докладывая о вышеизложенном, прошу соответствующих распоряжений Ваших и указаний, под чью ответственность и охрану сдать по описи: 1) не подлежащие уничтожению дела комиссии и 2) имущество канцелярии комиссии.
Канцелярия комиссии помещается в здании, расположенном в районе гребного Петроградского военного порта.
Председатель Комиссии А. Белоголовый{160}

На документе наложена резолюция помощника наркома по морской части:

1. Сдать в Мехагук{161}
2. Сдать в Петр, порт
А. М. 7.III

Затем последовал приказ об официальной ликвидации Постоянной комиссии:

20 марта 1918 г. ввиду состоявшегося 8 марта (24 февраля) 1918 года приказа по флоту и Морскому ведомству за № 206, полученного во вверенной мне Комиссии 20-го сего марта, объявляю состав комиссии для ликвидации дел Комиссии: председатель — Председатель Комиссии А. А. Белоголовый; помощник — инженер-механик Н. И. Лопатин; члены — Н. К. Перекрестов, В. Г. Поляков, В. К. Николаенко, Н. В. Высоцкий, Л. В. Коринфский, Д. К. Неупокоев; участвующие — А. А. Пеликан и В. В. Александров.
Председатель Комиссии А. А. Белоголовый

Несмотря на начавшуюся ликвидацию Постоянной комиссии, испытания и приемка новых кораблей продолжались. В декабре 1917 г. Николаевским заводом была предъявлена для испытания подводная лодка «Буревестник». Вот текст телеграммы: [102]

Кому: Генмор Комисп.
От Крутикова{162}. Подана 2 декабря 1917 года в Николаеве
Получена 3 декабря 1917 года в Петрограде
Предъявлен «Буревестник». Необходимо срочно командировать Морица в Севастополь, Лахманова в Николаев. Прошу перевести телеграфом жалованье, суточные, прогонные в Николаев — Севастополь и обратно. 5-го ухожу с лодкой.
№ 1116. Крутиков{163}

В ноябре 1918 г. Постоянная комиссия была окончательно исключена из списков Народного Комиссариата по военным и морским делам.

Дальше