Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Русские дредноуты

Заложенные в 1909 г. линкоры-дредноуты «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» вступили в строй уже в ходе первой мировой войны. Акт о приемке последнего из них — «Гангута» — Постоянная комиссия подписала в декабре 1914 г.

Это были вполне современные корабли. Водоизмещение их составляло 23 тыс. т, длина 181 м, ширина 26,6 м, осадка 8,5 м. Энергетическая установка мощностью 42 тыс. л. с. состояла из 25 котлов системы «Ярроу» и 10 турбин системы «Парсонс». Котлы имели смешанное отопление — угольное и нефтяное. Скорость полного хода 23 уз.

Впервые в русском флоте двенадцать 305-мм орудий главного калибра размещались в четырех 3-орудийных башнях. Расположение башен линейное, в диаметральной плоскости, на одном уровне. Палуба предельно освобождена от надстроек, что обеспечило максимальные углы обстрела всех четырех башен. Дальность стрельбы главным калибром снарядом массой 447 кг при угле возвышения орудий 25° достигала 23 км; скорость — два выстрела в минуту.

В испытаниях и приемке орудийных башен участвовал А. Н. Крылов, которому удалось решить довольно сложный технический вопрос, связанный с точностью замера давления в цилиндрах тормозов отката орудий.

Кроме главного калибра линкоры имели по шестнадцать 120-мм противоминных орудий, установленных в бронированных казематах. Можно было вести огонь по борту из восьми орудий. Броневой пояс толщиной 225 мм проходил по всему борту линкора. Толщина палубной брони составляла 38–76 мм. Торпедное вооружение состояло из четырех подводных аппаратов.

Оригинальной была конструкция корпуса. Усилены днищевые стрингеры{150}. Примененная по проекту И. Г. Бубнова продольная система набора верхней палубы благоприятно сказалась [96] на общей прочности корабля. Благодаря тройному дну существенно повысилась живучесть линкора. Для уменьшения веса корпуса применяли сталь повышенного сопротивления.

Постоянная комиссия отмечала особую тщательность монтажных работ и отделки внутренних помещений на головном Севастополе. Отдавая должное высоким тактико-техническим данным, Комиссия указала и на отдельные слабые стороны этих кораблей, в частности, на недостаточную эффективность противоминной защиты, а также нецелесообразность торпедного вооружения на линкорах. На первом этапе испытаний были забракованы приборы центральной наводки системы «Эриксон». В дальнейшем они были доработаны.

Черноморские дредноуты начали строить на два года позже балтийских. К постройке линейного корабля «Императрица Екатерина II» Общество николаевских заводов и верфей приступило в октябре 1911 г. На соседнем заводе «Руссуд» почти в это же время были заложены «Императрица Мария» и «Император Александр III»{151}. За постройкой кораблей наблюдала{152} комиссия от Морского министерства во главе с контр-адмиралом А. А. Данилевским. Такие комиссии существовали и на других заводах. На петроградских верфях, например, в 1917 г. старшим наблюдающим за постройкой боевых кораблей был корабельный инженер Н. Н. Кутейников. В обязанности наблюдающего входило следить за ходом строительства с момента закладки и до предъявления корабля Постоянной комиссии. Их деятельность определялась Положением о наблюдательных комиссиях.

Черноморские линкоры строили четыре года. Приемные испытания «Императрицы Екатерины II» были успешно завершены 18 октября 1915 г. Корабль при водоизмещении 23789 т и мощности машин 26,5 тыс. л. с. развивал скорость до 21 уз. От балтийских линкоров «Императрица Екатерина II» (позднее «Императрица Екатерина Великая») отличалась тем, что в составе противоминной и зенитной артиллерии имела двадцать 130-мм, восемь 75-мм и четыре 47-мм пушки. Экипаж 1220 чел.

Линейный корабль «Императрица Мария» перешел из Николаева в Севастополь для достройки и испытаний в июле 1915 г. На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого даже небольшая волна заливала палубу, а корабль плохо слушался руля. По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части линкора и уменьшению дифферента до минимума. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора:

«Система аэрорефрежирации артиллерийских погребов «Императрицы Марии» испытывалась в продолжение суток, но результаты получались неопределенные. [98] Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточным испытанием погребов».

Линкор «Императрица Мария» погиб в 1916 г. в Севастопольской бухте в результате взрыва{153}.

Другие линкоры также недолго плавали по Черному морю. «Императрица Екатерина II» (с 1917 г. «Свободная Россия») по приказанию Советского правительства была затоплена 18 июня 1918 г. в районе Новороссийска. Вступивший в строй в июне 1917 г. «Император Александр III» («Воля») был угнан Врангелем в 1920 г. в Бизерту{154}. Последний линкор этой серии «Император Николай I» спущен на воду заводом «Наваль» в 1916 г. Корабль не был достроен. В 1927 г. разобран на металл.

Для ремонта новых черноморских дредноутов Морское министерство заказало николаевскому заводу «Руссуд» плавучий док грузоподъемностью 30 тыс. т. Док строили три года. К испытаниям Постоянная комиссия приступила 10 мая 1916 г. В их ходе выяснилось, что полное водоизмещение дока на 5300 т меньше оговоренного в спецификации. Подъем дока с судном занимал меньше времени по сравнению с указанным в контракте, а возвышение надводной стапель-палубы порожнего дока оказалось большим на 0,5 м. Комиссия испытала док введением эскадренного броненосца Синоп. Заполнение дока водой происходило в течение 9 ч 30 мин, а подъем вместе с броненосцем [99] занял 2 ч 20 мин. Док выдержал испытания, и Комиссия 3 июня 1916 г. подписала приемный акт.

Несмотря на трудности военного времени, Постоянная комиссия успешно продолжала испытания и приемку от казенных и частных заводов новых и отремонтированных кораблей. Нередко выход корабля в море на испытания превращался в боевой поход. Ссылаясь на военную обстановку, Морское министерство указывало на необходимость сокращения приемных испытаний кораблей с целью быстрейшего ввода их в боевой строй флота. За период с 1914 по 1917 г. Постоянная комиссия провела испытания и передала флоту семь линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 31 подводную лодку, девять сторожевых кораблей, шесть тральщиков, большой плавучий док, несколько десантных судов и буксиров{155}. [100]

Дальше