Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Эскадренный миноносец «Новик»

Знаменательной датой в истории русского кораблестроения стало 4 сентября 1913 г. В этот день Путиловский завод сдал флоту головной эскадренный миноносец «Новик», принесший заслуженную славу его строителям. «Новик» стал прототипом и родоначальником большой серии эсминцев. Водоизмещение корабля составляло 1260 т, длина 102,4, ширина 9,5, осадка 3 м. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре пулемета, четыре 2-трубных торпедных аппарата, мог принимать на борт 50 мин заграждения. Экипаж 130 чел. Он значительно превосходил все корабли того же класса как отечественного, так и иностранных флотов по вооружению и скорости. Его энергетическая установка (3 турбины) мощностью 40 тыс. л. с. обеспечила мировой рекорд скорости 37,3 уз, достигнутый на 1-часовом испытании. На 6-часовом пробеге эсминец устойчиво держал скорость 36,2 уз.

Менее чем через год после вступления эсминца в строй началась первая мировая война, в которой он и принял участие. 17 августа 1915 г. «Новик» вышел победителем из боя с двумя новейшими германскими эсминцами, в котором его артиллерийским огнем были нанесены серьезные повреждения обоим кораблям противника. В ходе боя один из них зашел на русское минное поле, подорвался и затонул. На минах, поставленных в 1915 г. «Новиком» и двумя другими миноносцами, подорвались и затонули германский крейсер «Бремен», два миноносца и сторожевой корабль{136}. [89]

18 мая 1916 г. «Новик», эсминцы «Гром» и «Победитель» впервые в истории морских войн произвели залповую стрельбу торпедами по площади, в результате которой были потоплены вспомогательный крейсер «Герман» и несколько судов противника. «Новик» участвовал и в Моонзундской операции 1917 г.

В советском флоте эсминец под именем «Яков Свердлов» находился в строю до августа 1941 г. Он погиб при переходе кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

За головным «Новиком» последовало строительство серийных кораблей, несколько не похожих на него. Эсминцы строили на многих верфях. Только Металлический завод сдал флоту восемь кораблей типа «Орфей». Их водоизмещение было 1350 т, скорость 33–34 уз. За счет исключения одной турбины удалось более рационально разместить оборудование, увеличить кубрики и бытовые помещения для команды. Если для «Новика» турбины и вспомогательные механизмы были куплены за границей, то на эсминцах типа «Орфей» установили механизмы отечественного производства. Экипаж увеличили на 20 чел.

Первый миноносец Металлического завода «Победитель» Постоянная комиссия приняла 25 октября 1915 г., второй — «Забияку» — через 20 дней. Комиссия отметила конструктивный дефект тройных торпедных аппаратов, предназначенных для так называемой веерной стрельбы (последовательного выхода торпед из труб с интервалом в 1 с). Если необходимо было выстрелить из одной трубы (автоматически), то из остальных [90] можно было выстрелить только вручную. Перед тем как снова перейти к автоматической стрельбе, нужно было разрядить патронники, взвести автоматы и повторно зарядить патронники. Комиссия указывала, что «в условиях военного времени этот конструктивный недостаток автоматических коробок будет очень серьезным»{137}.»Орфей» и «Гром» достраивали и испытывали в Гельсингфорсе на сдаточной базе, куда они были переведены («Орфей» на буксире, «Гром» своим ходом) в конце октября 1915 г. из-за слишком ранних холодов.

Сдаточные испытания кораблей, начатые весной 1916 г., нередко прерывали по причине аварий и неисправностей механизмов.

«5 марта 1916 г. «Орфей» был предъявлен Постоянной комиссии для приемных испытаний, часть которых (в основном, якорные проверки) выполнены до 9 марта. Испытания главных механизмов, а также стрельбу из орудий и минных аппаратов из-за льда на рейде пришлось отложить до открытия навигации.
С 22 апреля снова приступили к испытаниям. В этот день миноносец должен был выйти в море для проверки главных механизмов на скорости хода 21 уз, но при сообщении действовавших котлов между собою, по неосторожности мастерового, произошло повреждение в главной магистрали, образовались трещины в тройнике и колене. Поврежденные части были экстренно выписаны из Петрограда, а чтобы не задерживать испытаний, магистраль в поврежденной части была выключена и миноносец 24 апреля под двумя котлами вышел в море для испытаний как главных механизмов, так и артиллерийских установок.
По приведении в исправное состояние поврежденной магистрали миноносец выходил в море для испытаний главных механизмов на полном ходу.
4 мая все испытания закончены и миноносец признан годным для приема в казну»{138}.

«Гром» был принят Комиссией на месяц раньше «Орфея». Два очередных миноносца («Летун» и «Десна») сданы флоту в июле и августе 1916 г., а в декабре того же года Постоянная комиссия подписала акты о приемке последних кораблей серии — «Самсона» и «Азарда».

Из эсминцев, построенных Металлическим заводом, многие прославились боевыми успехами. Их имена занесены в летопись Великой Октябрьской социалистической революции. Во время Моонзундской операции из орудий «Забияки» был подбит немецкий миноносец. Эскадренный миноносец «Гром» повторил подвиг «Стерегущего»{139}. Матросы кораблей «Самсон» и «Забияка» участвовали в штурме Зимнего дворца. [91]

В советское время эскадренный миноносец «Сталин» (бывший «Самсон») нес службу в составе Тихоокеанского флота, участвовал в войне с империалистической Японией. Из списков флота корабль был исключен лишь в 1946 г. Его орудия теперь стоят в военно-историческом музее во Владивостоке.

«Урицкий» («Забияка») долгое время был флагманским кораблем Северной флотилии, а позже Северного флота. В годы Великой Отечественной войны эсминец сражался в Заполярье: прошел 67 тысяч огненных миль, отконвоировал 370 транспортов, отразил 67 атак авиации, сбив три и повредив один самолет, 44 раза атаковал подводные лодки.

Эсминец «Азард» (позже «Артем») начал службу в советском флоте с потопления в 1919 г. английской подводной лодки «Л-55» на подходах к революционному Петрограду. Эсминец «Десна» получил имя «Энгельс», а «Победитель» — «Володарский»{140}.

Эскадренный миноносец «Гавриил», прославившийся в годы гражданской войны как верный страж революции, был построен в Ревеле на Русско-Балтийском заводе. О том, как нелегко шли испытания «Гавриила», явствует из отчета Постоянной комиссии за 1916 г.

«С 15 по 19 сентября 1916 г. механизмы и устройства корабля испытывались при стоянке у стенки завода. Через неделю «Гавриил» поставлен в док Гельсингфорса, где комиссия осмотрела его подводную часть. В доке обшивка кормы укреплена добавочными листами. 11 октября на переходе в Ревель испытывались главные машины на скорости хода 21 уз. Вследствие [92] штормовой погоды для испытаний на полном ходу корабль отошел от стенки только 22 октября, но при выходе из гавани под управлением заводского командира миноносец коснулся грунта рулем и винтами. Для исправления снова поставлен в Гельсингфорсский док.
3 ноября состоялся выход в море, но из-за сильного нагрева колец упорного подшипника правой турбины проверка на полном ходу опять не выполнена.
После приведения в исправное состояние упорного подшипника 15 ноября «Гавриил» вышел в море. Механизмы работали удовлетворительно, но было обнаружено попадание воды с верхнего дна котельных отделений в нефтяные цистерны, а оттуда к действующим форсункам котлов.
Десять дней устранялись неисправности. Полный ход был зачтен только 25 ноября 1916 г. После ревизии и контрольной проверки комиссия подписала акт о приемке «Гавриила»{141}.

С апреля по октябрь 1917 г. в Ревеле прошли испытания и были приняты в состав Балтийского флота эсминцы «Изяслав»{142}, «Автроил», «Константин» и «Владимир» («Свобода»). Два последних — типа «Гавриил». На эсминцах типа «Изяслав» было пять 102-мм орудий и одна 40-мм «противоаэропланная» пушка. На палубе размещались три 3-трубных торпедных аппарата.

На Путиловской верфи было заложено восемь эсминцев типа «Лейтенант Ильин». Один из них — «Капитан 2 ранга Изыльметьев», принятый в состав Балтийского флота в 1916 г., прошел славный боевой путь. В период первой мировой войны корабль под командованием А. В. Домбровского{143} принял участие в Моонзундской операции. Матросы эсминца участвовали в штурме Зимнего дворца. Глубокими вмятинами в корпусе отмечен Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт. Когда в октябре 1919 г. к Петрограду подошла белая армия Юденича, артиллерия эскадренного миноносца прикрывала город. После гражданской войны эсминец считался одним из лучших кораблей по боевой и политической подготовке. По просьбе личного состава приказом Реввоенсовета Республики от 31 декабря 1922 г. ему было присвоено имя «Ленин».

Экипаж эсминца участвовал в боях в период советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Корабельная артиллерия нанесла удар по укреплениям на о. Бьерке, а затем содействовала высадке десанта на о-ва Сескар и Гогланд. Десант моряков с корабля высадился на о. Нерва. Особенно отличилась тогда группа во главе с помощником командира старшим лейтенантом А. И. Майским. [93]

Великая Отечественная война застала эсминец в Либаве на ремонте. В рядах героических защитников города сражались моряки «Ленина». Когда нависла угроза захвата врагом ремонтирующегося эсминца, экипаж взорвал корабль и во главе с командиром капитан-лейтенантом Ю. М. Афанасьевым с боями пробился из окружения.

Черноморский флот получил девять эскадренных миноносцев типа «Новик». Четыре из них — «Гневный», «Беспокойный», «Дерзкий» и «Пронзительный» построены в Николаеве. Их вооружение: три 102-мм орудия, два пулемета, а также пять 2-труб-ных 450-мм торпедных аппаратов. Летом 1914 г. завод предъявил Постоянной комиссии на ходовые испытания эсминцы, «Гневный» и «Беспокойный», а через три месяца — «Дерзкий» и «Пронзительный». Вторая пара кораблей, в связи с военной обстановкой, испытывалась по сокращенной программе. В состав флота эсминцы вошли в октябре 1914 г. Комиссия указала в приемном акте на «излишнюю высоту надводного борта в районе кормы, недостаточную маневренность и повышенную чувствительность к бортовой качке»{144}. Комиссия предложила при строительстве новых миноносцев усилить прочность их корпусов.

Еще пять кораблей — «Счастливый», «Громкий», «Быстрый», «Пылкий» и «Поспешный» были спущены в Петрограде, а затем в разобранном виде перевезены в Николаев и Херсон, где их собрали и перевели в Севастополь для достройки и испытаний. Первые три корабля проходили официальные ходовые испытания весной 1915 г. На мерной линии в районе мыса Сарыч «Быстрый» развил скорость хода 29,5 уз. При мощности машин чуть более 21000 л. с. «Счастливый» показал несколько худшие результаты. При мощности машин 24 000 л. с. его скорость хода не превышала 28 уз. У «Громкого» средняя скорость полного хода достигла 30,1 уз. В середине апреля Комиссия подписала приемные акты по этим кораблям. Официальные испытания «Пылкого» были завершены в мае, а «Поспешного» в сентябре 1915 г.{145}.

Комиссией была отмечена недостаточная остойчивость петроградских миноносцев. Метацентрическая высота кораблей оказалась равной 0,56–0,57 вместо 0,78 м по контракту. Причина этого заключалась в значительном влиянии свободной поверхности топлива в междудонных цистернах большой ширины. Комиссия потребовала разделить каждую цистерну двумя продольными переборками, а для перепуска мазута из бортовых емкостей в средние предусмотреть клинкеты. Отмечались недопустимо большие мертвые запасы мазута. Кораблестроителям было предложено учесть этот недостаток при проектировании и строительстве новых кораблей. Морское министерство постановило: [94]

«не допускать каких-либо лишних грузов или устройств на палубе или вообще выше ватерлинии, и на волне при малых запасах нефти следить, чтобы крен миноносца не переходил за 38 градусов»{146}.

По новым эсминцам Черноморского флота Комиссия указала на недостаточную их маневренность и повышенную валкость. При строительстве следующей серии миноносцев предложено усилить прочность их корпусов.

В октябре 1915 г. в Николаеве были заложены эсминцы «Керчь» и «Фидониси» водоизмещением 1326 т из числа так называемой Ушаковской серии{147}. При разработке и строительстве этих кораблей частично учтены недостатки предшествующих серий миноносцев типа «Новик»: улучшены обводы кормы, повышена маневренность за счет увеличения площади руля, возросла метацентрическая высота.

Торпедное вооружение эсминцев Ушаковской серии состояло из четырех 3-трубных аппаратов с приборами центральной наводки. К четырем 102-мм орудиям здесь добавилась 47-мм зенитная пушка. Дальность плавания возросла с 1680 до 2000 миль. Экипаж 125 чел.

По совету А. Н. Крылова, скоростные испытания эсминца Керчь Постоянная комиссия проводила у мыса Ай-Тодор на глубокой воде. Несмотря на некоторую перегрузку, при мощности [95] машин 29 000 л. с. эсминец развил скорость 33,53 уз, перекрыв заданную контрактом норму{148}.

Несколько эсминцев Ушаковской серии так и остались недостроенными до конца гражданской войны. «Калиакрия»{149},»Гаджибей» и «Фидониси» были затоплены командами в Цемесской бухте вместе с другими кораблями Черноморского флота. Последним погиб эскадренный миноносец «Керчь».

Дальше