{9} Подобное же усиление продольной крепости имеется и на современных деревянных баржах в виде продольной деревянной дугообразной балки с упорами под ней.
{10} Возможное расположение весел при явной недопустимости иметь их свыше трех ярусов в надводном борте будет указано ниже, при рассмотрении: конструкции подобных же крупных греческих судов.
{11} Судно представляет типичный образец финикийской торговой галеры. Слово «галера» финикийского происхождения.
{12}Ф. Энгельс
, Избранные военные произведения, т. I, Воениздат, 1940 г., стр. 257.
{15} Под наблюдением известного математика Архимеда, жившего в Сиракузах, коринфянином Архиасом было выстроено громадное по тому времени судно Syracusia (некоторые писатели полагают что его водоизмещение было до 4000 т). Постройка его продолжалась полгода до спуска на воду и полгода после спуска. Чтобы сдвинуть судно на воду, Архимед придумал систему механизмов, вероятно, вроде домкратов. Судно имело 20 рядов весел, очевидно, не по высоте, а как-либо иначе; на палубе стояли восемь деревянных башен для стрелков и метательных машин; было восемь якорей, в том числе несколько железных.
{16} Это показывает, что суда древних не отличались хорошими мореходными качествами.
{17} Носовой акростоль служил как бы флагом корабля; у побежденного его снимали, как трофей.
{18} Впоследствии, в 149-146 гг. до н. э., римляне после трехлетней осады взяли и разрушили Карфаген, присоединив его к Риму под названием Африканской провинции.
{19} Первые известные в истории брандеры применялись при осаде Тира; тиряне поджигали брандерами деревянный мол и башни, воздвигнутые осаждающими.
{20} Доказательством этого служит указание историков при описании морского боя при Акциуме, что римляне были не в состоянии преследовать после боя суда египтян, так как паруса у них были сняты.
{21}И. Сталин
, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 555-556.
{22}Ф. Энгельс
, Избранные военные произведения, т. I, Воениздат, 1940 г., стр. 127.
{23}Ф. Энгельс
, Избранные военные произведения, т. I, Воениздат, 1940 г., стр. 258.
{25}Ф. Энгельс
, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1950 г., стр. 156.
{26} Эта ладья относится к числу судов, называвшихся холькер. Они служили для пиратства у побережий и на реках. В случае надобности их можно было вытащить на берег или переправить волоком по земле из одной реки в другую. Указанная ладья находится в музее города Осло.
{27} «Греческий огонь» это горючая жидкая смесь серы, горной смолы, селитры и льняного масла, служившая для получения огня на воздухе и на воде. «Греческий огонь» играл большую роль в боях того времени и применялся в различных видах: выбрасывался из труб или метался на неприятеля в сосудах, содержимое которых зажигалось при помощи фитиля. Благодаря присутствию масла пламя горело на поверхности воды. Защитой от «греческого огня» служило покрытие бортов и палубы корабля войлоком, пропитанным уксусом, так как водой нельзя потушить горящую смесь. Во время осады Константинополя турками четыре генуэзских судна, применив «греческий огонь», прорвались в город через блокаду 145 судов турецкого флота.
{28} Во Франции правительственным приказом 1749 г. галерный флот был упразднен и его личный состав переведен на парусные корабли.
{29} В торговых флотах XIII XV вв. существовало большое разнообразие судов, рассмотрение которых не входит в нашу задачу. Они различались между собою по величине, назначению, наружному виду и парусности. Так, были гукоpы (у голландцев), марсильяны
, полякры
, коки (большие грузовые суда), буссы (короткие крутобокие суда), бригантины и др.
{30}К. Маркс
, Капитал, т. III, 8-е изд., Госполитиздат, 1938 г., стр. 298.
{31} Марко Поло в описании своего путешествия в Китай (1295 г.) говорит, что китайцы в своих плаваниях со II в. н. э. применяли магнитную стрелку, опущенную в сосуд с водой. Позднее это стало известно арабам. Флавио Джойя, зная это, устроил компас, более удобный для пользования.
{32} В погоне за богатствами многие авантюристы выходили в океан на не приспособленных к этому судах, с недостаточным количеством запасов; большее число этих судов гибло.
{33} В 1499 г. Америго Веспуччи флорентийский навигатор на испанской службе обследовал берега Южной Америки. Землю, открытую Америго Веспуччи, назвали «страной Америго» и нанесли на карты того времени, на которых Бразилия называлась «Terra America». В 1541 г. это название было распространено на обе части открытого материка.
{34} По данным Girolamo Cataneo, в его трактате «Essamini de bombardieri», 1560 г.
{35} Название их происходит от французского слова mortier ступка. Полагают, что порох всыпали в мортиру, там размельчали, а сверху клали каменное ядро или чугунную бомбу.
{36} Ориентировочно можно указать, что 24-фунтовый снаряд соответствовал 150-мм калибру пушки, а 36-фунтовый 170 мм. Крупнокалиберные пушки (70-100-фунтовые) на корабли не ставились. Удалось установить следующие соотношения между весом и калибром снаряда: кулеврина 18-фунтовая 135-мм пушка, 12-фунтовая 120-мм, полукулеврина 9-фунтовая 105-мм, сакра 6-фунтовая 90-мм, фальконет 50-мм. На военных кораблях того времени артиллерийское вооружение и порох находились в ведении констапеля офицера, которому были подчинены канониры; сам же он подчинялся непосредственно командиру корабля.
{37} Двадцать четыре водоизмещением до 1550 т, остальные меньше.
{38} В то же время в Портсмуте был выстроен первый сухой док для ремонта крупных кораблей. Ранее при небольших судах ремонт подводной части производился путем кренования.
{39} Насколько в то время были приблизительны расчеты, показывает тот факт, что после спуска этого корабля на воду строители определили его водоизмещение в 1637 т, в списках 1651 г. для того же корабля показана водоизмещение 1141 т, в следующих списках дано водоизмещение 1556 т. До XVI в. величина корабля измерялась бочками (butts), по числу которых определялась его грузоподъемность; затем это измерение заменили тоннами (tonnage), считая бочку весом в одну тонну. Все предшествующие указания на водоизмещение кораблей можно считать лишь условными; часто понятие водоизмещение смешивалось с грузоподъемностью.
{40} В 1620 г. рыболовный флот Голландии состоял более чем из 2000 судов; большей частью это были буссы водоизмещением в 70-100 г, с командой в 20 человек.
{41} Пиннасы небольшие гребные суда, вроде малых галер, имевшие на случай надобности съемную мачту с парусом. Они имели одну-две небольшие пушки и являлись прибрежными или речными канонерскими лодками того времени.
{42} Франция, начавшая усиливать свой военный флот, вела двойственную политику, становясь официально то на сторону голландцев, то на сторону англичан.
{43} На рис. 38 черным отмечены дополнительные связи, которые в то время накладывались на шпангоуты для лучшего соединения обеих их ветвей и укрепления днища на случай посадки на мель.
{44} В середине XVII в. устанавливались мортиры на специальные короткие и широкие суда, имевшие две мачты (в середине и в корме). В носовой части устанавливались мортиры на палубе. Для смягчения удара отдачи весь трюм под палубой, где стояли мортиры, был заполнен пеньковыми тросами. Эти суда носили название бомбардирских судов, бомб-кетчей или просто бомб. Они были применены французами при осаде Алжира и Туниса, а затем нашли применение и в других странах.
{45}К. Mapкс
, Капитал, т. I, 8 изд., 1935 г., стр. 574.
{49}К. Маркс
, Капитал, т. I, 8 изд., 1935 г., стр. 257.
{50}И. Сталин
, Вопросы ленинизма, .изд. 11-е, стр. 556-557.
{51}К. Mapкс
, Капитал, т. I, 8 изд.. 1935 г., стр. 262-263.
{52} Р. Фурнье (середина XVII в.) в своем сочинении «Гидрография» говорит, что из 500 корабельных мастеров, строящих корабли во Франции, едва четверо могут обосновать соотношение главных размеров и значение обводов корабля.
{53} Расстояние по длине между центрами портов (2,2 м для 36- и 24-фунтовых пушек) определяло длину батарейной палубы, а последняя длину корабля.
{54} Для определения центра тяжести корпуса корабля делали модель в 1/48 его натуральной величины и подвешивали ее за разные точки.
{55} Эти клиперы послужили в дальнейшем образцом для постройки во флотах разных стран крупных железных трех или четырехмачтовых парусников как учебных судов для практической подготовки состава морских школ.
{56}К. Маркс
, Капитал, т. I, изд. 1935 г., стр. 290.
{57} Идея гребного колеса не является новой. Еще в древности пробовали устанавливать по бортам судна деревянные колеса с лопастями, приводимые в движение быками, ходящими на вороте. Как только Парижская Академия наук в 1753 г. объявила конкурс на лучший способ движения судов, ученые Бернулли, Эйлер и другие предложили лопастные движители снаружи бортов, приводимые в движение человеческой силой при помощи специальной механической передачи. Однако пока техника не осуществила парового двигателя и винтового движителя, все эти предложения не могли получить практического значения и способствовать прогрессу кораблестроения.
{59} Корабль La Gloire был перестроен из корабля типа Napoléon, y которого была срезана и перестроена надводная часть.
{60} Для сравнения небезинтересно провести разницу в стоимости деревянного парусного и железного парового бронированного корабля. Деревянный 110-пушечный (32-фунтовые пушки) парусный линейный корабль Queen водоизмещением 3100 т постройки 1839 г. обошелся в 115000 фунтов стерлингов. У Bellerophon только корпус с механизмами без артиллерии стоил 322700 фунтов стерлингов.
{61} Введение тарана может быть объяснено расчетом на нанесение неприятельскому кораблю пробоины при сближении вплотную. В морском бою при Лиссе (1866 г.) итальянский корабль Re d'Italia был потоплен таранным ударом австрийского броненосца Ferdinand Max. Моральный эффект этого события был настолько силен, что тараны у броненосцев сохранились до русско-японской войны, несмотря на невозможность сближения кораблей в бою вследствие усиления артиллерии и появления торпеды. Строились даже специальные суда-тараны. Однако случаи столкновений английских кораблей Iron Duke с Varguard, Camperdomn с Victoria и других показали опасность тарана как для поражаемого, так и для атакующего корабля.
{62} Бракетная система набора впервые была применена известным русским адмиралом А. А. Поповым в 1864 г. на канонерской лодке Смерч.
{63} Первым судном, построенным по продольной системе набора, была яхта Александра, построенная в 1848 г. в Архангельске.
{64} В настоящее время для краткости называют барбетом неподвижную междупалубную броню подачной трубы башни, хотя современная башня принципиально отличается от прежней барбетной установки. орудий.
{65} Броненосец в 1900 г. был перестроен с добавлением четырех 163-мм орудий в среднем каземате.
{66} Железная броня, состоящая из 3-4 рядов броневых плит с тиковой прокладкой между ними, толщиной до 0,75 м, носила название «брони-сандвич».
{67} Было доказано, что Captain при динамическом действии шквала опрокинулся при 12-13° крена, тогда как для Monarch это было возможно только при 23°.
{68} Эта система до настоящего времени применяется на линейных кораблях США, применялась также и в Германии.
{69} Строитель этих кораблей имел в виду соединить в одном корабле сильный по артиллерии броненосец и быстроходный крейсер с большим районом действия. Под влиянием существовавших в то время взглядов некоторых морских кругов о бесцельности брони, так как артиллерия якобы аннулировала ее, конструктор возложил всю защиту пловучести и остойчивости корабля на широкие бортовые угольные ямы, на коффердамы у ватерлинии и на ряд водонепроницаемых отсеков между броневой и выше ее лежащей палубой.
{70} Навесной палубой называлась надстройка над верхней палубой, начинающаяся от носа, но не доходящая на некоторой длине до кормы; это удлиненный полубак. Такая надстройка, только в средней части, не доходящая до оконечности корабля, называлась спардеком.
{71}Ф. Энгельс
, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1950 г., стр. 161.
{72} В России (1892 г.), по предложению Д. И. Менделеева, был основан Опытовый бассейн в Петербурге.
{73} Водонепроницаемые заклепочные соединения подвергаются чеканке, которая состоит в заделывании щелей в соединении листов металлом, оттянутым от листа.
{74}И. В. Сталин
, О Великой Отечественной войне Советского Союза, Госполитиздат, 1951 г., стр. 204.
{75} В дальнейшем подкрепление борта позади брони было усовершенствовано; вместо набора позади брони, состоящего из стоек с закрепленными концами, был создан жесткий опорный контур по периметру каждой плиты; стойки оставлены только позади стыков плит.
{76} Опыт первой мировой войны показал необходимость устройства специальной бортовой защиты, о чем сказано ниже.
{77} Впоследствии была введена «продольная» система набора корпуса корабля.
{78} Крейсер Cressy и два однотипных с ним Aboukir и Hogue были потоплены германской подводной лодкой U-9 (водоизмещение 500 т, три 450-мм торпедных аппарата) в сентябре 1914 г. Конструкция корпуса мало обеспечивала живучесть этих крейсеров от действия подводного взрыва. Гибель этих кораблей впервые выявила важное боевое значение подводных лодок.
{79} Крейсера Good Hope и Monmouth были потоплены германскими крейсерами Gneisenau и Scharnhorst в бою при острове Коронель (ноябрь 1914 г.); недостатком английских крейсеров было низкое расположение батареи 152-мм орудий, не могущих действовать после повреждения 234-мм орудий, так как порты при сильном волнении заливало водой.
{80} Крейсера Scharnhorst и Cneisenau были потоплены в декабре 1914 г. английскими линейными крейсерами Inflexible и Invincible в бою у Фальклэндских островов. Крейсер Blücher потоплен англичанами в морском бою при Доггер-банке (январь 1915 г.).
{81} На рис. 88 длина корабля относительно ширины его несколько уменьшена; отношение длины его к ширине равно 7,7.
{82} Сетевое заграждение состояло из сети, изготовленной из колец проволочного троса, которая подвешивалась с обоих бортов корабля на специальных откидных шестах, укрепленных шарнирно к борту. На ходу шесты и сеть укладывались вдоль бортов. Но такой сетевой обвес с обоих бортов сильно уменьшал скорость хода корабля и ставился только на стоянке, кроме того, торпеды с резаками прорывали сети. После русско-японской войны они не применялись, а во время первой мировой войны появилась специальная бортовая противоторпедная защита.
{83} Верхняя цифра надводное, а нижняя подводное водоизмещение лодки; то же обозначение и в отношении скоростей хода.
{84} В 1862 г. в Испании была построена оригинальная двухкорпусная лодка Ictineo. Она имела паровую машину и котел, который при надводном плавании отоплялся обычным способом, а при подводном путем окисления химических веществ, причем выделялся кислород, используемый для освежения воздуха в лодке.
{86} Подобная участь угрожала и Lion, получившему крупный снаряд в башню, но на нем успели во-время закрыть двери в погреба.
{87} Англичане объясняли это тем, что из-за плохой видимости они полагали дистанцию боя большей, нежели она оказалась на самом деле. В гибели этих кораблей сыграли значительную роль большая скорострельность германских орудий и лучшая пристрелка (3 минуты против 6 у англичан).
{88} Отдельные английские эскадры выходили из трех баз: Скапа Флоу, Инвергордона и Росайта, имея указания о месте встречи. Из Росайта вышел передовой отряд линейных крейсеров, к которому было добавлено четыре линейных корабля Barham, Valiant, Warspite и Malaya; им была назначена адмиралом дистанция в 5 миль позади линейных крейсеров.
{89} Это были два переоборудованные парохода по 9200 т водоизмещением, длиной 119 м, шириной 15 м, со скоростью хода 14 узлов, вооруженные шестью 120-мм орудиями, двумя зенитными и пулеметами. Палубы были приспособлены для установки семи гидросамолетов, которые опускались и поднимались с воды стрелами.
{90}Ф. Энгельс
, Анти-
Дюринг, Госполитиздат, 1950 г., стр. 161-162.
{91} За время первой мировой империалистической войны (1914-1918 гг.) в английском флоте было потеряно 67 эскадренных миноносцев.
{92} Эти стали имеют в среднем разрывное усилие от 55 до 65 кг/кв. мм при удлинении от 17 до 18%; применявшиеся ранее кораблестроительные стали имели разрывное усилие 40-55 кг/кв. мм при удлинении от 18 до 20%.
{93} На крейсере водоизмещением 10000 т замена одной только железной каютной мебели на алюминиевую дала выигрыш в весе 50 т. Окраска крейсера снаружи и внутри суриком увеличивает вес почти на 100 т; алюминиевая краска в 3 1/2 раза легче.
{94} Водоизмещение полностью оборудованного корабля, но без топлива и питательной воды для котлов, было названо стандартным.
{95} Опыт постройки в Англии подводного монитора с 305-мм орудием не увенчался успехом.
{96} Линейный корабль Jean Bart был дважды торпедирован австрийской подводной лодкой и сильно поврежден. Четвертый корабль этой серии, France, погиб от взрыва в 1922 г.
{97} В подобном роде было устройство дымовых труб на авианосце США Ranger. Они были расположены в кормовой части, по три на каждом борту, и в случае надобности могли быть повернуты в поперечной плоскости за борт и убраны под полетную палубу.
{98} Крейсер Hawkins, того же типа, построен в Англии на основании опыта первой мировой империалистической войны. Более сильный, нежели легкие крейсера, и быстроходный, он предназначался для действий на коммуникациях и для уничтожения легких крейсеров. Он послужил образцом для создания крейсера так называемого вашингтонского типа.
{99} То же было принято и японцами на последних легких крейсерах и крупных миноносцах (у последних и при наличии полубака) для улучшения их мореходности.
{101} Рисунок взят без изменения, в том виде, как он изображен на гравюре того времени.
{102} Первое время у русских галеры назывались каторгами и фуркатами
, а корабли галеасами
, но затем они получили обычные названия.
{103} Стоимость корабля по расценке того времени была около 10000 рублей.
{104} Вся работа постройки кумпанствами кораблей обошлась им в сумму около 1300000 рублей, по тому времени весьма значительную.
{105} Вследствие изменившихся планов Петра этот корабль простоял на стапеле 14 лет, после спуска на воду простоял столько же лет у берега и затем был разломан.
{106} В настоящее время этот процесс в постройке корабля называется «разбивкой на плазе».
{107} Небольшие (длиной до 30 м) быстроходные галеры.
{108} Ленин и Сталин, Сборник произведений к изучению истории ВКП(б), т. III, стр. 315.
{109} Ленин и Сталин, Сборник произведений к изучению истории ВКП(б), т. III, стр. 523.
{110} Галеры того времени в зависимости от величины вооружения носили в Швеция и России различные названия. Более крупные, длиною до 45 м, вооруженные двадцатью четырьмя 36-фунтовыми и двумя 12-фунтовыми пушками, назывались гемамами
, меньшие с 18- и 12-фунтовыми пушками туpумами и удемами.
{111} В начале XIX в. шлюпами назывались трехмачтовые, с прямыми парусами, корабли водоизмещением 300-600 т, вооруженные 14-16 шестифунтовыми пушками в одной закрытой палубе и несколькими на открытой палубе. На этих кораблях русские моряки совершали кругосветные плавания.
{112} Последний раньше был в ведении новороссийского губернатора.
{113} Русский кораблестроитель Рамбург предлагал ввести железные кницы еще в 1739 г., но в то время на это не было обращено должного внимания.
{114} Во время сильного наводнения 7 ноября 1824 г. в Петербурге и Кронштадте было выброшено на берег четыре линейных корабля, один фрегат и три малых судна. Корабли эти сильно пострадали, из них два корабля и фрегат пришли в негодность. Несоответствие штатного числа кораблей действительному объясняется тем. что при обычной продолжительности службы (9 лет) ежегодно приходило в негодность 3 корабля. Чтобы выдержать штатное число, ежегодно нужно было строить 3 корабля. Однако финансовые и климатические возможности допускали выполнение такой постройки только в 2 года, поэтому наспех ремонтировали старые корабли и выпускали их как годные. Они числились в штате, но для дальнего плавания были непригодны.
{115} Черноморский флот состоял в то время из девяти 100-74-пушечных линейных кораблей, пяти 40-32-пушечных фрегатов, семнадцати малых 24-10-пушечных судов, трех яхт, трех колесных пароходов и семнадцати транспортов. Кроме того, Дунайская гребная флотилия насчитывала 25 канонерских лодок и 17 иолов.
{116} На том месте, где находится современный Ижорский завод, в 1710 г. были построены лесопилки для снабжения лесом кораблестроительных верфей. В 1762 г. около лесопилок был построен завод для производства медных листов, затем последовательно прибавляются меднолитейная, кузнечная, чугунолитейная и другие мастерские. С 1803 г. Ижорские заводы перестраиваются и приспосабливаются для изготовления предметов, необходимых для постройки кораблей, а с 1806 г. устанавливается производство медных пушек, существовавшее до 1855 г. С 1817 г. заводы начинают строить первые паровые суда, землечерпалки, небольшие пароходы, а с 1878 г., все развиваясь, строят миноноски, а затем и миноносцы.
{117} Самым мощным в составе Черноморского флота был линейный корабль Двенадцать Апостолов, имевший двадцать восемь 68-фунтовых бомбических пушек, четыре 36-фунтовые пушки и 64 каронады, из них тридцать четыре 36-фунтовых, двадцать четыре 24-фунтовых и шесть 18-фунтовых.
{118} В том числе один 84-пушечный винтовой (машина 500 л. с.).
{122} Ограничительные условия этого мира были отменены только в 1871 г. после франко-прусской войны
{123}Русалка погибла в 1894 г. во время шторма на пути из Ревеля в Гельсингфорс. Причиной гибели была весьма малая, как и у всех мониторов, остойчивость при невысоком надводном борте.
{124} Насколько интенсивно шло развитие артиллерии, можно видеть из следующего сравнения. Один из самых сильных деревянных кораблей 50-х годов 84-пушечный линейный корабль Прохор имел семьдесят восемь 36-фунтовых пушек и шесть 2-пудовых коротких бомбовых пушек, стрелявших разрывными бомбами. Залпом из всех своих пушек с обоих бортов Прохор выбрасывал около 1350 кг металла, а Петр Великий из четырех 305-мм орудий около 1190 кг, но механическая работа, производимая его залпом, была в три раза больше.
{125} Корабли эти в дальнейшем были перевооружены новыми 152-мм орудиями, участвовали в бою при Цусиме и погибли в Японском море.
{126} Верфь в 1887 г. была передана на десять лет в аренду Франко-русскому заводу.
{127} Броненосец Петропавловск погиб от минного взрыва при выходе из Порт-Артура; при этом погиб командующий флотом адмирал Макаров; броненосец Полтава затоплен на порт-артурском рейде, а Севастополь перед сдачей Порт-Артура был выведен в море и затоплен своей командой.
{128} Строительством таких броненосцев, равно как в дальнейшем Сисоя Великого и Ростислава, характеризуется период колебания между постройкой больших и малых броненосцев и неустойчивости оперативно-тактических взглядов той эпохи.
{129} Крейсер Рюрик погиб в 1904 г. во время боя с японскими крейсерами в Японском море.
{130} После революционных выступлений на Черноморском флоте в 1905 г. Очаков был переименован в Кагул, a Кагул в Память Меркурия.
{131} Указанную скорость миноносец развил, не имея груза, при минимальном количестве угля. При нормальной нагрузке углем и другим снабжением он дал скорость 15,25 узла.
{132} Этим миноносцам ввиду их большого числа был присвоен номер, а не название; поэтому их называли номерными миноносцами.
{133} Постройка этих миноносцев производилась как на ранее существующих верфях, так и на вновь оборудованных: Ижорская верфь (отделение Металлического завода), Мюльграбенская верфь в Риге, в Николаеве, кроме завода Наваль, были образованы отделения Невского, Металлического и Путиловского заводов для постройки миноносцев, а также отделение Балтийского завода для постройки подводных лодок, которые также строились отделением Невского завода в Николаеве.
{134} Лодка Дельфин во время стоянки у Балтийского завода затонула при подготовке к практическому погружению. Водяные цистерны были заполнены при открытой крышке люка вода проникла внутрь ранее, чем успели закрыть люк. Лодка была поднята и отремонтирована.
{135} Во время гибели японского броненосца Hatsuze, подорвавшегося на русской мине у Порт-Артура, японские корабли усиленно обстреливали воду, полагая, что корабль поражен торпедой, выпущенной подводной лодкой.
{136} Лодка Почтовый по причине малой своей величины на испытании обнаружила ряд недостатков тесноту и плохие условия обитаемости, высокую температуру внутри лодки и пузырный след на поверхности воды при подводном ходе.
{137} Завод Наваль строил линейные корабли Екатерина II, Николай I и крейсера Адмирал Нахимов и Адмирал Лазарев.
{138} Руссуд строил линейные корабли Императрица Мария, Император Александр III и крейсера Адмирал Корнилов и Адмирал Истомин.
{139} Эта верфь быстро и удачно подняла и восстановила в 1915 г. затонувший в Одессе от взрыва мины турецкий крейсер Меджидие, получивший название Прут.
{140} История ВКП(б). Краткий курс, изд. 1938 г., стр. 236.
{141} ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 1940 г., стр. 394.
{142} Первая сессия Верховного Совета СССР. Стенографический отчет Изд. Верховного Совета СССР, 1938 г., стр. 114.
{143}И. В. Сталин
, О Великой Отечественной войне Советского Союза, Госполитиздат, 1951 г., стр. 199-200.