Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Глава XII.

Элементы торпедных катеров

1. Торпедное вооружение и противолодочные бомбы

Назначение торпедных катеров — нанесение в бою торпедного удара. Исходя из этого, главным и к тому же единственным наступательным оружием на современных торпедных катерах является торпеда. Только громадная скорость и торпедное вооружение позволяют вступать в единоборство с крупными кораблями. Начав строить катеры, вооруженные одной торпедой, чрезвычайно быстро перешли к строительству катеров с двумя торпедами, четырьмя, и одно время Англия имела 70-футовые катеры с 5 торпедными аппаратами. Таким образом, налицо стремление повысить мощность торпедного залпа одиночного катера, почти достигнув равноценности залпа миноносца.

Наряду с этим вполне очевидно стремление к увеличению калибра торпед. Все же на сегодняшний день преобладающим калибром торпедных аппаратов является 45-см торпеда. Есть отдельные соединения торпедных катеров с вооружением торпедами калибра 35,6 см, марки XI (Англия), Германия на последних торпедных катерах имеет 50,1 -см торпеды, Голландия — 53-см.

В части торпедного вооружения приняты три системы торпедных аппаратов.

1) Английская — аппараты желобной системы, расположенные в кормовой части катера по диаметрали, жестко в корпусе.

2) Итальянская — аппараты бугельные, установленные также в кормовой части, но вынесенные над верхней палубой специальными стеллажами (тележка); или же с бортов катера устраивается [104] откидное приспособление с системой бугелей, - в передней и задней части торпеда укреплена двумя стальными секторами, каждый из них с двумя захватами, которые при стрельбе освобождаются (см. рис. 42 и 43).

3) Германская — носовые неподвижные трубчатые торпедные аппараты (см. рис. 52).

Последователей больше, судя по построенным катерам, падает на английскую систему. Преимущества английской системы: 1) корма катера загружена больше, чем нос, а отсюда следует некоторое повышение скорости и уменьшение рыскливости; 2) торпеда лежит низко и спокойно, что повышает остойчивость, а следовательно и мореходные качества; 3) торпеда меньше подвержена тряске; 4) время производства залпа исчисляется несколькими секундами, так как не требуется никаких работ, связанных с аппаратом, за исключением воспламенения пороха для сбрасывания торпеды; 5) наводка производится самим катером, а не аппаратами, отчего на результатах стрельбы сказываются ошибки только корабля (командира). Недостатки этой системы:

1) дистанция для залпа должна быть не менее диаметра циркуляции торпедного катера при скорости, необходимой для выпуска торпеды;

2) выпуск торпеды требует от катера скорости, равной скорости торпеды или несколько больше, что не всегда тактически выгодно и порой невозможно для торпедного катера ввиду малой дистанции до противника (ночь, туман, узкость и т. д.).

Преимущества итальянской системы: стрельба торпедой возможна на любой скорости хода, даже при застопоренных моторах, что особенно важно и ценно в условиях пониженной видимости. [105]

Недостатки сводятся к последствиям высокого расположения торпед над корпусом, как то: сильная тряска, понижение остойчивости, благодаря боковому размещению торпед; ненадежность бокового размещения торпед, так как при больших скоростях волна, бьющая снизу, стремится выбить торпеду из захватов.

Надо указать еще на одну отрицательную особенность — для правильного ухода торпеды на глубину и прямолинейного ее хода катер должен быть в строго горизонтальном положении, что случается редко.

Общим для обеих систем является диаметральное расположение по отношению к катеру торпедных аппаратов.

За последние годы со вступлении в строй в Германии катеров с носовыми трубчатыми неподвижными торпедными аппаратами появился совершенно новый тип торпедных аппаратов (см. рис. 52).

На последнем французском торпедном катере VTB-10 несколько изменен торпедный аппарат английской системы, с превращением желоба в неподвижную в корпусе трубу, закрытую сверху специальным футляром.

Усиление противоторпедной защиты кораблей выдвигает перед катерами задачу повышения взрывательной эффективности торпед путем увеличения веса взрывчатого вещества.

Техника торпедного строения стремится получить при меньших весах и габаритах наибольшую эффективность торпед, выражающуюся в увеличении веса заряда, скорости хода и дальности. Ниже приводится таблица, характеризующая до некоторой степени состояние торпед в иностранных флотах к настоящему времени (см. табл. 11).
Таблица 11
Элементы 1910 г. 1913 г. 1931 г. 1934 г.
Дальность в м 1000 4000 3000 6000 3000 4000 1000 2000 4000
Скорость в узлах 38,5 25,0 39,0 30,0 45,0 43,0 27,0 42,0 35,0
Заряд в кг 100 100 116 116 300 300 300 200 200
Вес в кг 660 660 845 845 1600 1600 1600 930 930
Длина в см 520 520 570 570 700 700 700 570 570
Калибр в см 45,0 45,0 45,0 45,0 53,3 53,3 53,3 45,0 45,0
Мощность машины 100 45 130 55 320 300 80 145 82

Как видно из таблицы, налицо повышение веса взрывчатого вещества в 45-см торпеде от 116 кг до 200 кг и скорость, возросшая с 39 узлов на дистанции 3000 м до 42 на дистанции 2000 м. Данная характеристика, очевидно, вполне удовлетворяет вооружение катеров 45-см торпедами. [106]

Наряду с торпедной атакой, катеры способны выполнять задачи по уничтожению подводных лодок, находящихся в подводном состоянии, путем сбрасывания глубинных бомб. Вооружение катеров глубинными бомбами возникло тотчас после их постройки. К настоящему моменту от 2–5 бомб, находящихся на катерах, по мимо торпед, дошли до 10 бомб (Турция). При отсутствии торпед количество принимаемых бомб повышается в 2–3 раза. Вначале бомбы брались непосредственно в желоба или рубку, без всяких дополнительных сооружений, но на последних катерах (Италия) предусмотрены специальные сбрасыватели (см. рис. 53).

Если в прошлом бомбы, как правило, были малы по количеству взрывчатого вещества, то сейчас мы видим обратную картину. Ъ 1935 г. Англия построила для Сиама катеры типа 55 футов, где вес противолодочных бомб значительно превышает их довоенный вес, и к тому же эти бомбы могут быть взяты одновременно с торпедами (см. табл. 12).

Вооружение катеров шумопеленгаторами дает возможность особенно широко использовать их как противолодочных охотников.

Устройство торпедных аппаратов английской и итальянской системы сводится к следующему. [107]
Таблица 12. Современное состояние глубинных бомб (заимствовано из справочника «Военные флоты 1936 г.» Е. Шведе)
Страны Вес заряда в кг Общий вес в кг. Пояса взрыва в м Способ взрыва Способ сбрасывания
Великобритания 135 190 15,30 Гидростат. Выстреливается из пушки.
45,60
56 90 12,24 Гидростат. Механический
20 34 12 Гидростат. ручн. способом
Италия 100  — 25,50 Гидростат. Бомбометом и механически
75,10
50  — 75,10 Гидростат.  
37,5 3 75,10 Гидростат. Механический
США 270  — 15,60 Гидростат. Механический
90 Гидростат.
135  — 15,60 Гидростат. Механический
24  — 7,30 Гидростат. Механический
Франция 22 37 7,30 Гидростат. Механический

Торпедный катер типа Торникрофт — 40 футов (см. рис. 21, 27 и 61).

Аппарат размещен в кормовой части катера, по диаметрали представляет собой желоб, основание которого поддерживается усиленной системой ферм внутри корпуса. Передняя часть аппарата является вместилищем колокола с присоединенным к нему толкачом. Вдоль верхней кромки желоба с двух сторон проходят дубовые параллели, облицованные марганцовистой бронзой. В плоскости центра тяжести торпеды надет бугель, снабженный угольниками; последними торпеда лежит на параллелях и скользит по ним. Подпрыгивание и скольжение торпеды назад предупреждают стопора и пара бугелей, снабженных деревянными тормозными колодками. Толкач, имея на переднем конце (конец, обращенный к носу катера) поршень, ходит в стальном цилиндре. Задний конец связан с колоколом, который в свою очередь упирается в зарядное отделение торпеды. От переднего конца [108] цилиндра отходит трубопровод к газообразователю — стальной цилиндр, куда закладывается порох с патронами. Воспламенение пороха производится спуском пружины ударника при помощи специального рычага. Ударник разбивает капсуль патрона, вслед за этим следует взрыв пороха. Прорвавшиеся газы из газообразователя поступают по трубопроводу в цилиндр и давят на поршень, тем самым посылая толкач с колпаком назад к корме, который и выталкивает торпеду хвостом назад. Рычаг, спускающий ударник, связан стопорами, которые в момент выстрела автоматически убираются и освобождают торпеду. Торпеда скользит назад, и консоли, выдвинутые от транцевой доски, предохраняют торпеду и рулевое устройство от взаимных повреждении. После выпуска торпеды на прямом курсе торпедный катер отворачивает, и торпеда, забрав глубину и скорость, сохраняет движение по курсу катера.

В торпедном катере итальянского типа MAS торпедный аппарат представляет собой, как уже было выше указано, бугельную систему и расположен в кормовой части катера или же с бортов.

Б спокойном состоянии торпеды лежат на специальной тележке, укладываясь на ней одной четвертью своей длины с таким условием, чтобы не было какого-либо дифферента. К подушке тележки с наружной стороны прикреплены коренными концами 2 бугеля, которые охватывают плотно торпеду и, оканчиваясь гаками, закладываются в обушки на горизонтальном валике, расположенном параллельно торпеде, находящейся на той же тележке. При выстреле тележка приобретает смещение на борт, скользя своими направляющими по нижней ферме. Придя в крайнее положение на борт, тележка оказывает давление на рычаг, размещенный между фермами, разворачивает горизонтальный валик и тем самым освобождает бугеля. Так как основание ферм имеет наклон к воде, то, естественно, торпеда имеет стремление выпасть и освободить бугеля (см. рис. 44, 45, 46).

Второй вид бугельного аппарата по существу тот же, но с размещением торпед на верхней палубе по обе стороны открытой рубки. Тележка также скользит по специальному желобу и, придя в крайнее положение, автоматически освобождает торпеду от бугелей.

2. Артиллерийское вооружение торпедных катеров

Артиллерийское вооружение торпедных катеров является вспомогательным оружием. Современные катеры имеют в основном артвооружение, состоящее из пулеметов авиационного типа, с большой скорострельностью и поворотливостью самой установки (турель, станок). Количество пулеметов колеблется от 1 до 4, там, где их больше 2, пулеметы, как правило, спаренные. На современных катерах, помимо пулеметов, мы можем встретить мелкокалиберные автоматические пушки (см. табл. 13).

Характерно, что за ростом водоизмещения неизменно следует по пятам увеличение артиллерийского вооружения, при некотором [109] отставании в скорости хода. Что касается размещения артсредств, то Англия устанавливает пулеметы в рубке за командиром, откуда и ведет огонь. Италия, Франция, Греция и другие выносят пулеметы за рубку вперед, устанавливая их на специальных станках, устраивая некоторые удобства для стрелка.
Таблица 13
№ п/п Тип Год постройки Водоизмещение Скорости Артилл. вооружение Страна
1 СМВ 40 ф. 1915–16 5 34–36 2 пул. Люис. Англия
2 «т. А» 1916–19 12 26,5 1–47 -мм; 1 пул. Италия
3 MAS-401 1917–19 29  — 1 пул. Италия
4 MAS — 413 1917–19 18 35 3 пул. Италия
5 СМВ 55 ф. 1918 11 40 4 пул. (спар). Англия
6 «т. Велоги» 1920 30 33 1–75-мм; 1 пул. Италия
7 MAS — 423–26 .  — 26 40 1–42-мм, 2 пул. Италия
8 СМВ 70 ф. 1921 24–26 25–36 6 пул. Англия
9 VTA 1 1921 5 34–37 1 пул. Англия
10 VTB 1 1922 12 44 2 пул. Франция
11 MAS — 428 1925 31 28 1–75-мм; 1 пул. Италия
12 MAS-431 1925 13 40 2 пул. Италия
13 Модерн СМВ 55 ф 1928 12 45 4 пул. Англия
14 MAS — 430 1931 17 44 1–75-мм; 1 пул. Италия
15 Доган (турец. постр. в Италии). 1931 32 34 1–76-мм; 1–4-см зен. Италия
16 Торникрофт (построен для Сиама) 1935 14 43 2 пул. Англия

Примечание. Сентябрьский номер журнала «Чайна уикли ревью» от 1935 г. поместил описание итальянского торпедного катера MAS, который имеет 2 автоматические пушки, расположенные в носовой части, и 2 зенитных орудия, расположенных по бортам.

Наиболее удобным размещением, пожалуй, можно считать английскую систему. Выгоды слагаются из следующего:

1) артсредства приближены к командному пункту;

2) артустановка не мешает командиру смотреть вперед;

3) влияние тряски, заливание водой сказываются в гораздо меньшей степени,

4) возможность вести огонь по всей окружности в плоскости горизонта.

Требования артиллерии прежде всего исходят из тех задач, которые могут быть поставлены перед катерами. Но так как [110] главное назначение торпедных катеров — торпедная атака, следовательно, основное требование к артиллерии катера — это обеспечить выполнение торпедной атаки.

Условия, в которых торпедные катеры выполняют боевые задачи, выставляют к артиллерийской части катера повышенные требования, а именно: а) повышенная дальность действительного огня, б) максимальная скорострельность (быстрая замена расстрелянного магазина, ленты или обоймы); в) простота и удобство для ведения огня одним человеком; г) наличие простейшего прицела; д) возможность поражения артогнем легких укрытий на берегу и кораблях; е) наличие нескольких огневых точек на каждом торпедном катере, позволяющее вести массированный огонь по одной цели или одновременно по нескольким объектам сразу (по самолету и кораблю) и т. п.

Артиллерия катеров способна поражать прежде всего живую силу как на берегу, так и на кораблях, а именно: личный состав батарей, прожекторов, наблюдательных постов, торпедных аппаратов, прислугу орудий, мостики, десант на кораблях и т. д.

И, наконец, артиллерия катеров служит для отражения налетов авиации.

Условия ведения артогня на катере, вследствие быстрого перемещения и зависимости от состояния моря, особенно затруднены, и требуется высокая огневая подготовка стрелка. Заливание командира и стрелка брызгами воды при следовании, тряска, жесткие удары корпуса о волну, сильный ветер, туман, мгла, ночь, дождь, снег, следование в строю — вот обильный перечень трудностей, которые необходимо умело, быстро и грамотно преодолеть. Угол обстрела по всей окружности облегчает ведение огня при любом маневре катера.

Если основываться на примерах мировой войны, например на действиях австрийских гидросамолетов по охране баз от налетов итальянских катеров, то следует, что основное требование к артвооружению катеров лежит в способности отразить воздушного противника.

3. Дымовая аппаратура

В мировую войну, особенно в 1918 г., большое количество торпедных катеров без особых трудностей были оборудованы для приема дымовой аппаратуры. Таким образом, любой катер мог нести на себе дымовую аппаратуру с эффективным использованием ее как средства маскировки.

Катер, снабженный дымовой аппаратурой, является достаточно мощным быстроходным завесчиком. Дымовая аппаратура на соединении катеров является действительным средством маскировки, способной создать «благоприятные условия для нанесения внезапного удара противнику, затруднить его маневрирование и использование оружия во время самого боевого столкновения». Использование дымов в боевом столкновении с противником создает искусственную обстановку, которая сковывает противника [111] полностью или частично, лишая его возможности применить то или иное оружие и произвести тот или иной маневр.

Назначение катеров-завесчиков для создания в том или ином районе искусственного тумана, задымления дымообразующими веществами обширного «пространства для создания помехи как наблюдению противника, так и развертыванию на данном участке его сил» вполне очевидно и возможно, если вспомним Зеебрюггскую операцию. Укрытие маскирующими средствами и дымовой завесой главной атакующей группы до момента прихода ее в точку залпа и затем обеспечение ухода атаковавших — таковы в основном задачи катера-завесчика. Помимо этого, каждому катеру-завесчику может быть поставлена задача — закрыть дымзавесой береговые объекты как то: батареи, прожекторно-пулеметные гнезда, наблюдательные посты, прикрыть высаживающийся десант и т. п.

При обеспечении других видов оружия морских сил и крупных чисто катерных операций использование катеров-дымозавесчиков возможно при взаимодействии с завесчиками авиации. Нужно указать, что при сосредоточенном ударе катеров дымовые завесы не решают дела и не обеспечат полностью незаметный подход атакующих групп к противнику.

Следует упомянуть о средствах маскировки катеров, увеличивающих успешность использования их. Использование ночью и в тумане будет в будущей войне иметь место особенно широко. В связи с этим проблема уменьшения шума моторов особо значима.

.Но дело не только в тактической значимости шумоглушения. Заглушение необходимо и для облегчения условий работы экипажа, для обеспечения обстановки, позволяющей вести непосредственные переговоры в самой машине».

Таким образом, при уничтожении шума возрастает и маневренная способность экипажа. [112]

В настоящее время техническая мысль западноевропейских стран ввиду большого снижения коэффициента полезного действия при введении глушителей работает над заменой «шумного мотора бесшумной паровой машиной».

В 1930 г. в Германии был построен пограничный катер «Гинденбург», имевший при 25 м длины Вагнеровскую паровую машину (21 000 оборотов в минуту с редукцией на винт до 500 оборотов и мощностью в 300 л. с.), а в 1931 г. построен 42-тонный катер для полицейской службы, имеющий паровую турбину высокого давления (21 000 оборотов в минуту с редукцией на винт до 800 оборотов), развивающий скорость 29 узлов (см. рис. 55).

В 1933 г. был построен на верфи Краус Ендельбрехт стальной катер размером 10,5 м длины и 2,1 м ширины, скорость до 40 км в час при поршневой паровой машине мощностью 120 л. с. Причем на катере отсутствует вертикальная дымовая труба, дым же выводится через корму при посредстве горизонтальной трубы. Бездымность достигается тем, что через трубу специально просачивается вода (см. рис. 56). Данные работы являются экспериментальными, но и они уже говорят о том, что создан бесшумный и бездымный катер. Теперь вопрос упирается в дальнейшее усовершенствование и перенос этих достижений в торпедокатеростроение.

4. Минное оружие

Имея основной вид оружия — торпеду, торпедные катеры в случае необходимости могут быть использованы для постановки мин заграждения. Для этого требуются некоторые дополнительные работы для приема в торпедные аппараты состоящих на вооружении мин. Торпедные катеры, вооруженные минами (как правило, за счет торпед), относятся к категории активного заградителя, благодаря своей повышенной скорости.

Малая осадка торпедных катеров позволяет безбоязненно проходить над минными полями и использовать катеры для подновления [113] или усиления минного поля (использование моторных катеров для этих целей имело место в Ирбенском проливе в 1916–17 гг.), так как только суда с малой осадкой могут смело проходить минные поля.

В прошлом и настоящем целый ряд стран имел на вооружении катеров мины. Так, например, английский торпедный катер 70 фут. имел пять 45 см торпед или 4 мины; французский катер-заградитель, управляемый по радио, — 12 мин, и т. д.

Таким образом, для выполнения активных минных постановок в будущей войне при условии приспособления для погрузки мин (две — четыре) взамен торпед или же специальной постройки использование торпедных катеров в определенных условиях боевой обстановки для достижения оперативных целей возможно и нужно предполагать.

В подтверждение возможности использования катеров для активных минных постановок приводим описание действий моторных барказов Черноморского флота в борьбе с германо-турецким флотом в период мировой войны.

В ночь на 25 мая 1917 г. в ночное время под прикрытием крейсера «Память Меркурия» и двух миноносцев два моторных барказа произвели минную постановку у самого Босфора. 26 мая 1917 г. около полуночи в 1 1/2 каб. от входа в Босфор два моторных барказа, высланные для повторной минной постановки, подорвались и затонули.

Барказами было поставлено всего 72 мины, причем вплотную ко входу в Босфор, чего не в состоянии был выполнить ни один корабль русского флота.

25 июля 1917 г. перед входом в Босфор вновь появился русский моторный барказ, но был обнаружен и обстрелян.

Не менее интересными были заградительные операции так называемых истребителей (сторожевых катеров), входивших в состав красной Азовской флотилии в 1919–20 гг. На истребители, базирующиеся на Мариуполь, была возложена задача постановки активных заграждений в районе Керченского пролива и под Ахтарой. Всего ими было предпринято 4 похода, во время которых выставлено 294 мины типа «Рыбка», что составляет 13% от общего числа выставленных иными судами. Малая мореходность и малая миноподъемность — до 20 мин — «не могли решить задачу активной минной войны». Первая операция, в которой участвовали истребители, состоялась в ночь на!3 августа для постановки мин в Керченском проливе. В операции участвовали 5 катеров, поставивших 60 мин, минная баржа «Дон» и 2 сторожевых корабля. В ночь на 29 августа те же катеры при обеспечении сторожевых кораблей выставили 100 мин типа «Рыбка» под Ахтарой. 29 августа четырьмя катерами заграждение у Ахтары было дополнено 80 минами. 29 августа четырьмя катерами вновь была выполнена операция в Керченском проливе, где ими у м. Хрони было выставлено 48 мин. 10 октября катеры составили охрану заградителя «Аполлон», поставившего 110 мин типа «Рыбка» в районе Долгая Коса — Ейск. Минные [114] постановки, проведенные судами красной Азовской флотилии,, обеспечили «передвижение кораблей и транспортов в Таганрогском заливе и беспрепятственную переброску советских войск с Азовского побережья морем на Кубань; они задержали наступление белых на Мариуполь в июле и на Таганрог и Ростов-на-Дону в октябре 1920 г.» (М.С. № 6, 1937 г., «Минно-заградительные операции на Азовском море в гражданскую войну», Б. Денисов).

Из приведенных, безусловно неполных фактов вытекает вывод, что война будущего даст примеры, подтверждающие целесообразность организации специальных операций, где катеры-заградители найдут себе достаточное применение.

Наряду с этим опыт мировой войны говорит и о том, что использование моторных катеров в качестве тральщиков, начавшееся с русско-японской войны 1904–05 гг., не сброшено со счетов, а наоборот, имело широкое применение. Малые моторные катеры выполняли роль мелкосидящих тральщиков повсеместно. Особенный размах специального строительства моторных , тральщиков дала Германия (75 единиц). Ею же при Моонзундской операции для тральных работ было использовано 63 моторных катера; параллельно с этим на них же была возложена задача противолодочной обороны и высадки небольших войсковых частей.

5. Водоизмещение, скорость, мореходность и размеры

Общее стремление конструкторов торпедных катеров сводится к созданию катера, обладающего малыми размерами и в то же время способного удовлетворять тем повышенным и к тому же универсальным требованиям, которые предъявляет ему военно-морская тактика. Борьба за скорость есть основное свойство, характеризующее особенность катера, как наиболее быстроходного, мощного оружия.

Повышение мореходности достигается двумя путями — путем увеличения тоннажа и затем приданием формы корпусу, способной легче выдерживать удары волны (Франция, Германия, Англия строят торпедные катеры килевого типа).

Размеры ограничиваются прежде всего задачей не потерять основные качества, присущие торпедному катеру, — скорость, малозаметность и возможность переброски и по железной дороге и на кораблях военного и торгового флота, соблюдая немедленную готовность к действию тотчас после спуска на воду.

Весьма интересно проследить примерное размещение нагрузки торпедного катера. В таблице 14 приведены данные английского катера СМВ 55 фут.
Таблица 14
№№п/п. Наименование статей нагрузки Тонны % от водоизмещения
1 Корпус 3,25 39,5
2 Механизм 2,93 29,3
3 Вооружение 1,4 17,7
4 Топливо 0,85 8,5
5 Снабжение 0,35 3,5
6 Кораб. устройство 0,15 1,5
    10,00 100,0

Из этой таблицы ясно видно, что на долю корпуса приходится 1/3 тоннажа, почти столько же на долю механизмов и только 1/5 на вооружение.

Несомненно, что последние образцы катеров развиваются, резко нарушая это соотношение по линии увеличения веса металлического корпуса, веса механизмов (вспомогательный мотор), веса вооружения — 2–3–4 торпед, глубинных бомб, мин заграждения, установки усиленного артвооружения и, наконец, увеличения запаса топлива. Таким образом, есть все основания предполагать, что водоизмещение своего роста не приостановило, а имеет тенденцию дальнейшего роста и по всей вероятности достигнет вскоре 45 т. Одним словом, торпедные катеры повторяют путь минных катеров, приближаясь вновь к малым миноносцам, что мы и видим на последних образцах итальянских и английских катеров (Стефано Турр и Скот-Пайна).

6. Дальность плавания и оперативный радиус действия

Дальность плавания своим ходом всецело зависит от запаса горючего и режима скорости. Экономический добавочный мотор значительно увеличивает дальность плавания, доводя ее на катерах последних образцов до 800 миль (Торникрофт типа 55 фут. 1928 г.). Таким образом, рост дальности в послевоенный период дает увеличение в 2–3 раза.

Оперативный радиус действия катеров возрос, помимо установки добавочного экономического мотора и увеличения запаса топлива, за счет искусственных средств, а именно:

1) Создания плавучих баз (матки с повышенной скоростью), способных перебрасывать определенное количество катеров и, могущих питать катеры горючим и боезапасом.

2) Переброски торпедных катеров на буксирах быстроходных и малоскоростных кораблей к месту развертывания (пример действия итальянских катеров против Пола. Катеры буксировались миноносцами. Пола отстоит от базы Анконы на 144 км).

3) Переброски торпедных катеров на любом крупном военном корабле (крейсер, линкор, минзаг), в составе звена полуотряда к месту развертывания.

4) Транспортировки по железной дороге и автогужевым способом.

5) Транспортировки по внутренним водным путям на баржах. [116]

Комплекс искусственных мероприятий, увеличивающих оперативный радиус действия, показывает, что торпедные катеры есть оружие не только ближнего боя у непосредственной черты берега, но и активное средство в отдаленных от берегов морских операциях.

Способность, благодаря малому тоннажу, к переброске по железной дороге дает возможность быстро и в большом количестве перебрасывать катеры одного театра на другой, с быстрым их развертыванием для активного участия на новом театре.

7. Устройство торпедного катера

Корпус. Основное требование к материалу корпуса торпедных катеров — легкость и крепость. Наиболее простым и дешевым является безусловно дерево. Последние катеры завода Торникрофт построены из двухслойного красного дерева. Германская промышленность имеет опыт постройки легкого моторного катера в 1930 г. из нержавеющей стали, давший вполне удовлетворительные результаты.

Особенность деревянного корпуса в том, что он быстро намокает, утяжеляется, и скоростной эффект резко понижается. Корпуса из стали наиболее ценны и практичны, но при их конструировании трудно учесть недопущение утяжеления корпуса, вызывающего потерю в скорости.

Современные торпедные катеры по форме подводной части корпуса катера в основном делятся на два вида: реданные катеры и килевые (несколько катеров во Франции и в последнее время в Англии, Германии и Италии).

Впервые описание реданного малого судна, или, как его стали называть, глиссера (скользить), появилось в печати в 1908 г. Одним из первых глиссеров, осуществленных постройкой, был глиссер конструкции француза Деламбер. С 1912–13 гг. [117]

Франция стала достаточно широко использовать глиссеры для связи на реках в колониях.

Этот же период вплоть до начала мировой войны 1914–1918гг. характерен тем, что большинство стран усиленно поощряло развитие строительства этого вида транспорта.

Наступившая война создала торпедный катер как особый специализированный вид глиссера.

Особенность катеров первого типа, так называемых глиссеров, заключается в форме подводной части, дающей большую скорость за счет использования подъемной силы корпуса (резкое сокращение сопротивления воды корпусу). Катер вылезает из воды и скользит по ее поверхности с небольшой осадкой (на редане). Во время следования катера на редане корпус катера соприкасается с водой только лишь полосой редана (ступенчатый выступ в средней части днища) и пяткой кормы. Углубление (осадка) погруженной кормовой части во время полного хода достигает нескольких дюймов. Практически же необходимо учитывать поправку на осадку рулей и винтов. Таким образом, величина осадки в среднем сводится к 3–4 футам.

Глиссер-катер отличается от плоскодонного тем, что благодаря наличию редана (могут быть и два редана) катер приобретает повышенную скорость по сравнению с плоскодонным или килевым, но весьма сильно уступает в мореходности. «Применение редана [118] оправдывается следующими соображениями: 1) стремлением уменьшить осадку на корме, 2) уменьшить поверхность трения при глиссировании, 3) облегчить доступ воздуха в днищевую часть за реданом и тем самым понизить подсасывание воды». (М.С. № 3, 1933 г.)

Передний редан принимает на себя основную нагрузку при движении. При двухреданных катерах задний редан, как правило, несет меньшую нагрузку и играет главным образом стабилизирующую роль (см. рис. 58).

При сравнении мореходного катера с глиссирующими разница между ними «не только в принципиальном различии режимов движения, но и в ряде других способствующих этому обстоятельств. Так, с изменением скорости глиссирующий катер непрерывно меняет свое положение при движении, встречая гладкую или взволнованную поверхность под определенными углами атаки. С уменьшением скорости и углов атаки весьма резко изменяется смоченная поверхность и вся система волнообразования».

Не менее существенным отличием глиссирующих катеров от катеров с мореходными обводами является то, что на ходовых качествах глиссера наиболее резко сказывается положение тяжести по длине, а для некоторых форм перенос его в ту или другую сторону от первоначального весьма значительно изменяет все гидродинамические компоненты ввиду того, что смоченная поверхность все время изменяется с увеличением скорости. Вообще говоря, эти два требования, т. е. скорость и мореходность, не могут быть полностью совместимы.

В этом случае приходится останавливаться на таком угле килеватости, который обеспечил бы достаточную степень мореходности и сохранил по возможности ходовые качества катера.

Основной формой днища современных катеров является образец торникрофтовского глиссера (катера). Днище данного катера относится к V-образным, с тем лишь различием, что в области киля шпангоуты имеют выпуклую форму. Плавность выгиба сохраняет все преимущества килеватых днищ, уменьшает сопротивление трения и дает в итоге выигрыш в полном сопротивлении.

Как минус данной формы, нужно привести повышенное сопротивление о.т трения, интенсивное брызгообразование (водяные усы), увеличивающие демаскировку. Удары и сплошное заливание водой не дает возможности дать полные обороты. Глиссерные катеры имеют еще следующие отрицательные свойства: 1) большой диаметр циркуляции; 2) трудность управления по компасу (резкие удары — рыскает компас) и 3) трудность наблюдения.

Послевоенное широко развитое соревнование глиссеростроения (гоночные катеры) в буржуазном мире имеет перед собой конечную цель прежде всего создать быстроходный, мореходный, пригодный для серийного производства торпедный катер. Рекорды последних лет говорят о том, что значительные сдвиги уже есть. Так, например (см. таблицу 15), в скорости достигнуто многое, глиссер приближается к «форду», но большое количество двигателей [119] (4 паккарда) и громадное поглощение горючего не дает пока еще выйти подобным катерам из стадии гоночных катеров. Дальнейшее развитие легких двигателей, удачное разрешение проблемы ракетного двигателя и вероятное улучшение обводов корпуса заставляют ожидать успехов глиссеростроения. Катеры плоскодонные резко отличаются от глиссера, уступая сильно в скорости, имеют максимальную скорость 35–40 узлов, но обладают хорошей мореходностью, отличным показанием компаса и обычным наблюдением как и на больших кораблях.
Таблица 15
Основные данные Англия «Мисс Англия III» США «Мисс Америка»
Длина м 10,67 11,45
Ширина 2,89 3,2
Водоизмещение т 6 8
Число реданов 1  —
Скорость км 193 200
Общая мощность двигателя л. с, 4000 6400
Число двигателей 2 4
Емкость баков л . 1120  —
Расход горючего л/ час 1350 2800

Обычно каждый современный торпедный катер в борьбе за живучесть имеет ряд отсеков, обеспечивающих способность в случае затопления одного держаться на плаву за счет других. Так, например, торпедный катер МТВ-8 (Франция) постройки 1933 г. имеет при 22 т водоизмещения, при длине 12,5 м и ширине 4,2м и осадке 2,1 т — 5 отсеков, а именно: 1) носовой, 2) моторный, 3) рубка, 4) бензиновый и 5) отсек торпедных аппаратов (кормовой). Помимо сплошных непроницаемых переборок имеется ряд люков, дверей, которые могут быть также герметически закупорены (см. рис. 62). [120]

Почти та же картина и у английского катера типа 40 фут. Если обратимся к итальянскому катеру типа 1935 г., то увидим стремление к размещению для постоянного жительства личного состава на катере.

Строительство в последние годы катеров повышенного тоннажа безусловно значительно разрешает проблему большой дальности плавания и возросшей мореходности.

К ним относятся торпедные катеры:

Италия. «Доган» (построен для Турции) постройки 1931 г., тоннаж 32 т - 540 миль.

MAS 83–86 постройки 1935 г., тоннаж 30 т

MAS 438–441 « 1935 г., « 35,5 т

Дженерал Стефано Турр «1936 г., « 45 т

Англия. Торникрофт 55 ф. « 1935 г., « 14 т (800 миль)

МТБ Скотт-Лайна , 1936 г., « 25 т (1000миль)

8. Механизмы торпедных катеров

Двигателем на торпедных катерах обычно является мотор авиационного типа. Его характерные особенности: 1) малый вес и малые размеры, 2) большая мощность. Первые катеры снабжались одним мотором, а затем с ростом водоизмещения и с целью увеличения радиуса действия и скорости катеры вооружаются 2–3 моторами. Первые моторы не имели реверсивных муфт, существовало движение только вперед (сообщающаяся фрикционная муфта). Катеры последующих типов вооружаются моторами с муфтами, позволяющими движение катера назад, стоп (проворачивание вхолостую) и постепенное увеличение числа оборотов. Вспомогательный и экономический моторы приданы современным катерам с целью увеличения оперативного радиуса, возможности следовать с тихоходными кораблями и скрытного подхода в условиях пониженной видимости к противнику, после чего переходить на основные двигатели. Мощность современных моторных двигателей возросла от 250 л. с. до 2200 л. с. Мощность вспомогательного мотора порядка 30 л. с. дает скорость в 7 узлов. Горючее для работы моторов — авиационный бензин и бензол. Мотор имеет водяное охлаждение забортной водой (морской) или же пресной. С ростом числа моторов пропорционально росло количество гребных валов.

Основные марки моторов: Англия — Фиат, Италия — Изотто-Фраскини и Фиат, Франция — Лорайн Дитрих, Германия — Майбах (период 1917' — 1918 гг.). Опыт мировой войны дает образцы вооружения торпедных катеров электромоторами, которые обеспечивали катерам бесшумный подход к противнику (см. «Действия итальянских катеров»).

Приведем в качестве образца описание механической установки на английском катере типа 55 фут. Два V-образных 12-цилиндровых бензиновых мотора, развивающие при 1400 оборотах по 375 л. с. каждый и дающие при этом скорость [121] 36–38 узлов. Диаметр цилиндра 139 мм, ход поршня — 189 мм. Двигатели были расположены уступом один за другим, причем лишь правый мотор имел реверсивное устройство, мотор левого борта имел пружинную муфту. Вес сухого двигателя без реверсивного устройства — 685 кг. Вес на 1 л. с. составляет при 375 л. с. 1,9 кг.

На катерах типа 40 футов установлен мотор Фиат, мощностью 250 л. с. при 1500–1600 оборотах. Мотор 6-цилиндровый, диаметр цилиндра 139 мм, ход поршня 180 мм, без реверса. Расходование бензина 240 г на одну л. с. в час, на полном ходу в час 62,5 кг.

Успехи в создании успешной эксплуатации дизель-моторов в авиации выдвигают новую эру в деле снабжения катеров скоростными чрезвычайно экономичными дизелями. Основные преимущества двигателя тяжелого топлива сводятся к следующему:

1) высокая надежность в работе (отсутствуют прибор зажигания и карбюратор); 2) экономичность в силу меньшего расхода топлива, что при том же весе горючего повышает радиус действия; 3) безопасность в пожарном отношении; 4) замена бензина тяжелым топливом дает экономию в стоимости горючего.

Известно, что в последнее время Италия создала торпедный катер, где главным двигателем является 16-цилиндровый четырехтактный дизель-мотор с общей мощностью в 1500 л. с., число оборотов 1800, скорость хода катера — 43 узла.

Англия также перевооружила старый торпедный катер дизельмоторами специально для опытов по управлению по радио.

Стремление освободить быстроходный катер от опасных бензиновых моторов идет главным образом по линии замены их безопасными дизелями, работающими на нефти, и даже есть отдельные удачные примеры вооружения катеров паровой машиной. Так, например, в Германии построен паровой катер Энгельбрехта с Хеншелевской поршневой машиной в 120 л. с. (см. рис. 56)

9. Средства противокатерной обороны

Тотчас после появления минных катеров были созданы специальные средства защиты от их атак. Защита сводилась к артогню, затем опусканию сетей кораблями, стоящими на рейде, и даже на ходу, тросовые преграды и, наконец, боновые заграждения.

В мировую войну после первых же успехов катеров всплыли старые средства защиты и борьбы, развитые в духе современности. Характерна для современного периода организация средств защиты кораблей на ходу (охранение), чего не было раньше. Средства защиты от катеров сводятся к мероприятиям по охране кораблей, стоящих на якоре, и охране кораблей на ходу. [122]

Дальше